ПРИМЕЧАНИЯ

 

Дионисий Галикарнасский. О соединении слов.

1. Данный трактат можно было бы с полным правом назвать трактатом «О стиле», так как здесь «соединение» (synthesis) ничем не отличается от аристотелевского («Риторика», III) «способа выражения» (lexis), или, как мы бы сказали, «стиля», Дионисий явно не мыслит себе только техническое, внешнее соединение, а то, которое придает внутреннюю неповторимость повествованию автора. — 167.

2. «Одиссея», XV 125. С этими словами супруга царя Менелая вручила сыну Одиссея свадебный наряд для его будущей невесты. — 167.

3. Дионисий, проживший в Риме, по его словам, 22 года (Antiquitates Romanae, I 7) — с 30 до 8 г. до н. э. — в качестве учителя риторики, среди своих друзей имел и юного Мелетия Руфа, которому посвятил трактат «О соединении слов» ко дню его совершеннолетия. Это одно из ранних риторических сочинений (их известно десять), которыми Дионисий занимался в промежутках, остававшихся от работы над «Римскими древностями», ценимыми им как главный свой труд. — 167.

4. Речью (logos) древние называли предложение. Грамматик Дионисий Фракиец (II в. до н. э.), автор первой научной греческой грамматики, называл речью соединение слов, выражающее законченную мысль. — 168.

5. О Теодекте см.: Аристотель. Риторика, кн. II прим. 74. Об Аристотеле см. вступительную статью и примечания к «Риторике». Аристотель, как и Теодект, различал в языке знаменательные (семантические) и незнаменательные (асемантические) слова, относя к первым имена и глаголы, а ко вторым союзы, или, как мы бы сказали, «частицы», «служебные части речи». В «Поэтике» Аристотеля (гл. 20, 21) даются определения имени, глагола, союза, предложения, слога, гласных, полугласных и безгласных звуков. Учение древних риторов о языке представлено в извлечениях в изд.: Античные теории языка и стиля, под ред. О. М. Фрейденберг, М.—Л., 1936. Там же см. статьи И. М. Тронского «Проблемы языка в античной науке» (с. 7—28) и С. В. Меликовой-Толстой «Античные теории художественной речи», (с. 147—167). См. также: Тронский И. М. Учение о частях речи у Аристотеля. — «Учен. зап. Ленингр. ун-та», серия филол. наук, 1941, № 63, вып. 7, с. 20—36. — 168.

6. Стоики много занимались логикой и грамматикой (см.: Тронский И. М. Основы стоической грамматики — В кн.: Романо-германская филология. Л., 1957, с, 299—310). Стоики признавали четыре части речи: имя, глагол, союз, член, которым они обозначали также местоимение. Эти части речи, пишет И. М. Тронский, соответствовали четырем категориям, разработанным в логике стоиков: 1) субстрат — «член», бескачественное родовое понятие; 2) существенное качество — «имя»; 3) случайная принадлежность — «глагол»; 4) случайная принадлежность, связанная с отношением к чему-либо другому, — «союз» (см: Тронский И. М. Проблемы языка в античной науке. — В сб.: Античные теории языка и стиля, с. 26; Каракулаков В. В. К вопросу о соотношении частей речи стоиков с их логическими категориями. — In: Studii clasice, VI. Bucuresti, 1964, p. 83—86). Ср. также: Каракулаков В. В. Первые греческие философы о роли языка в познании. — «Вопросы филологии Душанбинск. гос. пед. ин-та им. Шевченко» (43), сер. филол., 1963, т. 40, вып. 16, с. 73—91; он же. Проблема языка у Гераклита. — В кн.: Язык и стиль античных писателей. Л. 1966, с. 97—105. — 168.

7. В связи с разделением существенных качеств предметов на общие и единичные, стоик Хрисипп (III в. до н. э.) выделил имена нарицательные и собственные. — 168.

8. Грамматик и комментатор Гомера Аристарх Самофракийский (II в. до н. э.) называл местоимениями слова, сопряженные по лицам. Дионисий Фракиец, ученик Аристарха, называл местоимения указательными членами. — 168.

9. Наречия были выделены стоиком Антипатром из Тарса (II в. до н. э.) и названы «срединой» (mesotes). Он был учеником Диогена Вавилонского (II в. до н. э.) и «человеком острейшего ума» (homini acutissimo). См. Цицерон. Об обязанностях, III 12, 51. — 168.

10. У грамматика Дионисия Фракийца уже восемь частей речи: имя, глагол, причастие, член, местоимение, предлог, наречие, союз. Нарицание как вид он подчиняет имени. См. Каракулаков В. В. Предмет и задачи античной грамматики. — В кн.: Язык и стиль античных писателей, с. 106—114; он же. К вопросу о принципах выделения частей речи у Дионисия Фракийца, — In: Studii clasice, VI, p. 327—330. — 168.

11. Члены речи, иначе «колоны» или «колена речи». Цицерон в «Риторике к Гереннию» писал: «Коленом речи называется краткое высказывание чего-то о какой-либо вещи без выявления целиком всей мысли, которая вновь подхватывается другим коленом речи» (IV 19, 26).

Цицерон определяет период как «густое и связное скопление слов с законченным выражением мысли» («Риторика к Гереннию», IV 19, 27). — 168.

12. Геродот из Галикарнасса (V в. до н. э.) — древнегреческий историк, оставивший художественное изложение истории Греции, полное преданий и мифов в связи с историей Египта, Персии, Скифии и других стран и народов. Писал на ионийском диалекте.

Дионисий не без умысла сравнивает полулегендарного Гомера, с именем которого связано создание героических эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», с вполне реальным писателем, автором тоже, можно сказать, широкого эпического повествования. Известно, что Аристотель, сравнивая поэзию и историческую прозу (имея в виду Геродота), счел поэзию «серьезнее и философичнее истории; поэзия говорит о более общем, история — об единичном» («Поэтика», гл. 9). — 169.

13. «Одиссея», XVI 1—16. — 170.

14. Аристотель так определяет метафору: «Метафора — перенесение слова с измененным значением из рода в вид, из вида в род или из вида в вид, или в форме пропорции» («Поэтика», гл. 21; см. также: Аристотель, Риторика, кн. III прим. 13).

По словам Цицерона, риторы называют метонимию (замена одного названия предмета другим) гипаллагой. «Она обозначает изобретенные предметы именем изобретателя и вещи, принадлежащие кому-нибудь, именем их собственника. Так мы постоянно слышим, как говорят «Вулкан» вместо огня» (Квинтилиан, VIII 6).

Катахреза, или «злоупотребление», «состоит в том, что неточно пользуются похожим и родственным словом вместо определенного и точного» (Цицерон. Риторика к Гереннию, IV 33, 45).

Троп — буквально «поворот», «оборот», оборот поэтической речи, куда входят метафора, метонимия, синекдоха, сравнение и другие виды поэтически выразительной речи. Филодем пишет: «В речи различают три стороны: троп, форму (schema) и тип. Троп — это метафора, аллегория и т. п.» («Риторика», кн. 4, III 18—25, IV 1—5). Троп как результат внутреннего поэтического мышления отличается от риторических, внешних фигур, «благодаря которым ярко проступает нарядность речи и ясно высказывается ее украшенность» (Гермоген. Об идеях, I 12).

Глосса — редкое, старинное, малоупотребительное слово. Их начали собирать с V в. до н. э. Уже у Демокрита находим трактат «О Гомере, или Правильной речи и глоссах». — 170.

15. Геродот, 1 8—9. — 171.

16. «Илиада», XII 433—435 (перевод В. В. Вересаева). — 172.

17. Имеется в виду гексаметр. — 172.

18. Тетраметр — четырехстопный стих, который в ямбах и хореях распределяется по диподиям (диподия — объединение двух стоп) и, значит, становится как бы восьмистопным. Например, трохаический усеченный тетраметр. — 172.

19. Итифаллический стих — трохаическая триподия (три стопы, объединенные вместе) встречается еще у древнегреческого лирика Архилоха: — V — V — V. — 172.

20. Эти стихи принадлежат александрийцу Евфронию Херронеситу (фрагменты см. в издании Э. Диля). — 172.

21. Ионический тетраметр, или ионики, — четырехстопный размер двух видов, «нисходящего» (ionicus a maiori, т. е. переход от долгой части стопы к краткой) — V V и «восходящего» (ionicus a minori, т. е. переход от краткой стопы к долгой) V V — — . Чаще всего употребляются так называемые анакластические («переломленные») ионики, или анакреонтический стих, когда ионики заменяются ямбами или трохеями, например: V V — V V — = V V — V — V — V, сохраняя одинаковое количество. — 172.

22. «Илиада», XIII 392 сл. — 172.

23. Сотадейский (сотадов) стих приписывается поэту Сотаду Марониту, автору очень вольных, доходящих до неприличия стихов. Они состоят большею частью из «нисходящих иоников»: — V V / — V V / — V V / — (фрагменты см. в издании Э. Диля, здесь фр. 5). — 173.

24. Еврипид, фр. 924 из трагедии неизвестного названия. — 173.

25. Геродот, I 6. — 173.

25. Фукидид, сын Олора (V в. до н. э.) — древнегреческий историк, оставивший «Описание Пелопоннесской войны» до 411 г. и известный своим сжатым, деловым стилем и стремлением объективно изложить факты.

26. Здесь имеется в виду Фукидид, I 24. — 174.

27. Гегесий из Магнесии (III в. до н. э.) — историк и ритор. Считается одним из основоположников азианского риторического стиля, изощренного и украшенного. Цицерон порицает Гегесия, считая, что он «мыслями так же скуден, как и словами, так что, право, кто узнал его, тому уже не надо искать оратора негоднее» («Оратор», 67, 226). В приверженцах азианского стиля Цицерон видел ораторов, «порабощенных ритмом», которые вставляют «пустые слова… как бы для заполнения ритма». Некоторые из них, пишет Цицерон, «дробят и рубят ритм, впадая в низменный род речи, похожий на стишки, — порок, берущий начало главным образом от Гегесия» (там же, 69, 230). — 174.

28. «Одиссея», VI 230—231. В «Одиссее» Афина, богиня мудрости, покровительствует мудрому Одиссею. — 174.

29. Филарх из Афин (III в. до н. э.) — историк, который написал сочинение в 28 книгах, бывшее авторитетным для Плутарха. См. Die Fragmente der griechischen Historiker, von F. Jacoby, II Teil, A 81. Leiden, 1962 (далее — FgH).

Дурид (Дурис) Самосский — греческий историк (III в. до н. э.). Сочинения его о событиях в Греции и Македонии дошли во фрагментах.

Полибий (III—II вв. до н. э.) — греческий историк, государственный деятель, полководец. В качестве знатного заложника находился много лет в Риме, сблизился с видными римскими политиками, выполнял в Греции ряд важных поручений после завоевания римлянами его родины. Его история в 40 книгах полностью не дошла. Прославил мощь римского владычества, деловой и практический характер римлян.

Псаон из Платей (III в. до н. э.) — историк и писатель.

Деметрий (III в. до н. э.) — историк из Каллатии в Мезии (сев. Греция).

Иероним Родосский (III в. до н. э.) — ученик Аристотеля, историк и философ, основавший свою эклектическую школу.

Антилох (III в. до н. э.) из Кардии (сев. Греция) — историк эпохи преемников Александра Македонского.

Гераклид (IV в. до н. э.) из Ким (М. Азия) — автор истории Персии, бывшей источником для Плутарха. — 174.

30. Хрисипп (III в. до н. э.) — один из основателей древней Стои, ученик Клеанфа и Зенона. Занимался главным образом этикой и практической философией жизни. Комментировал Гомера и Гесиода. Ему приписывают около 700 сочинений. — 174.

31. О занятиях стоиков языком и грамматикой см. выше, прим. 6. — 175.

32. Что понимали древние под диалектикой см.: Аристотель. Риторика, кн. I, прим. 1. — 175.

33. Стоики понимали природу как могучую, «демиургическую» силу, «творческий огонь», «силу, устрояющую живое», «художницу». См. Stoicorum veterum fragmenta, ed. I. Arnim, v. I—IV. Lipsiae, 1921—1924 (II fr. 599, I fr. 171, II fr. 1133, I fr. 172). — 175.

34. «Илиада», I 1. — 175.

35. «Одиссея», I 1, III 1. — 175.

36. «Одиссея», IV 762. — 176.

37. «Илиада», XI 218, XXIV 486. — 176.

38. «Илиада», XXI 20, XXII 467. — 176.

39. «Одиссея», XXII 17. — 176.

40. «Илиада», II 89, XIX 103. — 176.

41. «Илиада», I 459, IV 125. — 176.

42. «Одиссея», VI 115 сл. — 176.

43. «Одиссея», XIV 425. — 176.

44. «Одиссея», III 449. — 176.

45. Прямым залогом древние грамматики называли — активный, производные — пассивный и «средний» т. е. медиальный. — 177.

46. Как в именах, «прямым» считался только именительный, а все остальные, косвенные, были в буквальном смысле «падежами», т. е. падением, склонением отклонением от «прямого», так и в глаголах наклонения, указывающие «душевные намерения, т. е. к чему наклонна душа» (Георгий Херобоск, II 4), мыслились аналогом «падежам». — 178.

47. Здесь обычное для древних смешение «звука» и «буквы», которые иначе назывались «элементами» (stoicheion). — 178.

48. Фукидид, III 53. — 179.

49. О Демосфене см.: Аристотель. Риторика, кн. I, прим. 9, кн. II, прим. 75. Демосфен. О венке (XVIII), 119. — 179.

50. Там же, 179. — 179.

51. Демосфен, IX 17. — 179.

52. Здесь имеется в виду надгробное слово, произнесенное Аспазией, которую Сократ считал своей наставницей в риторике, и повторенное теперь Сократом перед Менексеном («Менексен», 236d—249d). — 180.

53. Эсхин (IV в. до н. э.) — афинский оратор и политик, постоянный противник Демосфена, содействовавший македонской партии.

Эсхин. Против Ктесифонта, 202. — 180.

54. Софокл (496—406/405 гг. до н. э.) — знаменитый греческий трагик. Одно время, в 442 г. после представления своей «Антигоны», исполнял обязанности стратега, однако неудачно.

Здесь Софокл, фр. 754, 1 из трагедии неизвестного названия. — 180.

55. Демосфен, XX 2. — 180.

56. Антифонт Рамнунтский — знаменитый аттический оратор и политик. Способствовал свержению демократии, но в 411 г. был обвинен в государственной измене и казнен.

Ктесий Книдский (V—IV вв. до н. э.) — придворный врач царя Артаксеркса и историк Персии.

Ксенофонт (V—IV вв. до н. э.) — древнегреческий писатель, философ, историк, ученик Иократа, автор так называемых сократических сочинений («Воспоминания о Сократе, или Меморабилии», «Апология», «Пир», «Домострой, или Экономик»). Древние высоко ставили мастерство речей Ксенофонта. — 181.

57. Со времени перипатетика Феофраста (его книга «О стиле» до нас не дошла) древние признавали основные четыре достоинства речи. Это — чистота, ясность, соответствие говоримому и говорящему и красота, которая включала приятность (сладость) и величавость. Еще в риторике Теодекта было требование делать изложение «не только величественно, но и приятно» (Квинтилиан, IV 2, 63), а «приятность и величественность» стиля выделял Аристотель («Риторика», III 12, 1414 a20).

Античность знала три основные гармонии (лады): лидийскую, фригийскую и дорийскую, которые дополнялись еще тремя ладами — эолийским, ионийским и миксолидийским. Греки особенно выделяли этическую сторону разных типов гармонии (благородная сдержанность дорийской, экстатичность фригийской, жалобный характер лидийской), что способствовало воспитательному значению музыки.

О ритмических формах у греческих авторов см.: Аристотель. Риторика, кн, III, прим. 7. Следует отметить также, что ритм был характерен не только для стиля, но и для прозы, особенно ораторской. Цицерон пишет: «Все, что ощущается слухом как некоторая мера, даже если это еще не стих… называется ритмом, а по-гречески rhythmos». Поэтому, продолжает Цицерон, кажется, что речь Платона и Демосфена, далекая от стихотворной, «обладает такой стремительностью и блистает такими красотами, что ее с большим основанием можно назвать поэзией, нежели речь комических поэтов» («Оратор», 20, 61). — 181.

58. См. сб.: Античная музыкальная эстетика, М., 1960—1961 (вст. ст. и подбор текстов А. Ф. Лосева). — 183.

59. Еврипид. Орест, 140—143. — 183.

60. Древнейшее греческое ударение в разговорной речи было музыкальным, но к V в. до н. э. оно стало силовым, динамическим, экспираторным. Греки различали острое (/), тяжелое, или тупое (\), и облеченное (~) ударения, некогда отражавшие разную степень высоты тона или голоса. См. Тронский И. М. Древнегреческое ударение. М.—Л., 1962. — 183.

61. Долготы и краткости разговорной речи уже к V в. до н. э. почти не чувствовались, но литературный язык строго следовал традиции, учитывая ее при постановке ударений. — 183.

62. Греческая поэзия декламационная (речитатив) и песенная исполнялись всегда с музыкальным аккомпанементом. В свою очередь, чистой музыки без словесного сопровождения не существовало почти до конца античности. Техника музыкального исполнения со всем его ритмическим разнообразием воздействовала на естественную долготу и краткость слогов, взаимно их заменяя, вопреки общепринятым нормам языка, что сохраняется и поныне при чтении древней поэзии. — 183.

63. Классификация букв (звуков) на гласные и согласные и то, что мы теперь называем сонантами (полугласными) m, l, n, r, куда присоединялось s (т. е. все те звуки, которыми в греческом языке заканчивается закрытый слог или слово), в связи с их ролью в слоге, была разработана к V в. до н. э. Платон в «Кратиле», опираясь на своих предшественников, дает буквам приблизительную акустическую характеристику. У него есть гласные, безгласные и беззвучные и те, «которые не назовешь ни беззвучными, ни безгласными» (424c—d). Звуки в классификации Платона выражают всякое движение (r), «все тонкое, что могло бы проходить через вещи» (i), сотрясение («дышащие» звуки — ph, ps, s, dz), скованность (d, t), гладкость (l), округлость (o) (426с — 427с).

Среди трудов Демокрита был один — «О благозвучных и неблагозвучных буквах». «Шероховатость» и «гладкость», «твердость» и «мягкость», по мнению эпикурейца Лукреция, зависит от «грубости» «первичных телец», т. е, атомов, или их «гладкости» («О природе вещей», IV 551 сл., I 823—827, 908—914), а также от сочетания атомов. Итак, заключает Лукреций: «голос телесен» (IV 541). — 184.

64. Фигуры — риторические конструкции, создающие и усиливающие выразительную речь путем изменения именно ее структуры. В трактате Цицерона «Оратор» дается перечисление главнейших фигур (гл. 39). Пояснения к нему см.: Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972, с. 448—449. — 184.

65. Горгий Леонтинский (см.: Аристотель. Риторика кн. III, прим. 6) заложил основы всей античной риторики, разработав сложную систему тропов и фигур, получивших название «горгиевых». Будучи учеником Эмпедокла, Горгий усвоил через его посредство важнейшие принципы философии элеатов, в частности Парменида, учителя Эмпедокла. Горгий признавал неизменное бытие, отличное от изменчивого чувственного мира. Но так как мышление тоже изменчиво, отражая чувственный мир, то и бытие непознаваемо. Отсюда — в мысли нет ничего твердого и надежного. Поэтому риторика, которая ничего не может знать о предмете речи, оперируя изменчивыми категориями мышления, становится искусством словесной игры. Однако ею можно пользоваться в чисто практических целях, чему учили софисты. Горгий утверждал, что «искусство убеждает людей много выше всех искусств, так как оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению» (Платон. Филеб, 58a). — 184.

66. Аристоксен из Тарента (IV—III вв. до н. э.) — ученик Аристотеля, философ и музыкант. Фрагменты Аристоксена по гармонии и ритму см. в изд.: Aristoxenos von Tarent, v. R. Westphal. Leipzig, 1883; Die harmonischen Fragmente des Aristoxenus, griechisch und deutsch, v. P. Marquard. Berlin, 1868. — 186.

67. Аристотель делит звуки на гласные (звук, получаемый без прикладывания языка: α), полугласные (звук, получаемый при прикладывании языка: s, r); безгласные (отсутствие самостоятельного звука при прикладывании языка, а только в соединении со звуками, имеющими «звуковую силу», например, g, d). Эти элементы «различаются в зависимости от формы рта, от места их образования густым и тонким придыханием, долготой и краткостью и, кроме того, острым, тяжелым и средним ударением» («Поэтика», 20, 1456b 22—34). — 186.

68. Разделение на 24 буквы было традиционным еще с V в. до н. э., когда в 403 г. в Афинах был введен ионийский алфавит. Стоики также принимали 24 элемента (stoicheion) слова, т. е. буквы. — 186.

69. Пиндар (V в. до н. э.) — знаменитый греческий лирик, родом из Фив, создатель хоровых песен — эпиникиев в честь победителей на общегреческих играх.

Пиндар, фр. 70b. Имеется в виду дорийское s, произносившееся близко к шипящему звуку. «Сан» в классическом греческом алфавите сохранило только цифровое значение (90). — 187.

70. «Илиада», XVII 265. — 189.

71. «Одиссея», IX 415 (перевод В. А. Жуковского, редакция М. Л. Гаспарова). — 190.

72. «Илиада», XXII 220—221. — 190.

73. Там же, 476, XVIII 225. — 190.

74. «Одиссея», V 402—405. — 190.

75. См. Платон. Собр. соч. в трех томах, т. 1. М., 1968. — 190.

76. «Одиссея», XVII 36—37, VI 162—163, XI 281—282 (перевод В. А. Жуковского, редакция М. Л. Гаспарова). — 191.

77. «Одиссея», VI 137. — 191.

78. «Илиада», XI 36—37. — 191.

79. «Илиада», IV 452—453. — 191.

80. «Илиада», XXI 240—242. — 191.

81. «Одиссея», IX 289—290. — 192.

82. Феофраст (Теофраст) из Эреса (IV—III вв. до н. э.) — философ-перипатетик, сначала близкий к Платону, затем ученик Аристотеля, преподавал в Афинах. Ему принадлежат сочинение «Характеры», где анализируется 30 видов человеческих характеров, а также недошедшее сочинение «О слоге, или О стиле». — 192.

83. «Илиада», II 494—501. Цитата Дионисия в заключительной строке несколько отличается от известного нам текста. — 192.

84. Первоначально пиррихием назывался военный танец с быстрыми прыжками. Изображается схематически V V; фр. неизвестного трагика. 136 N.-Sn. — 193.

85. Спондей — — ; adesp., фр. 137 N.-Sn. — 193.

86. Ямб V — ; adesp., фр. 138. — 193.

87. Трохей — V; Архилох, фр. 67а. — 193.

88. Трибрахий V V V; adesp., фр. 22 Diehl. — 193.

89. Молосс — — , adesp., фр. 23 Diehl, 139 N.-Sn. — 193.

90. Амфибрахий V—V, adesp., фр. 24 Diehl, 140 N.-Sn. — 194.

91. Анапест V V — , Еврипид. Ипполит, 201. — 194.

92. Дактиль — V V. Шестистопный дактиль с усеченной последней стопой — гексаметр. «Одиссея», IX 39 (перевод В. А. Жуковского, редакция М. Л. Гаспарова). — 194.

93. V V — / V V — / V V — / V V — , adesp., фр. 26 Diehl, 141 N.-Sn. — 194.

94. Кретик — V — , adesp., фр. 142. — 194.

95. Бакхий — V, adesp., фр. 25 Diehl, 143 N.-Sn. — 194.

96. Имеется в виду антибакхий, или гипобакхий V — — , adesp., фр. 27 Diehl, 144 N.-Sn.

Ср. деление ритмов у Дионисия и Аристотеля («Риторика», III 8). — 194.

97. Фукидид, II 35. — 195.

98. См. выше, прим. 52. Цицерон сообщает, что эта речь Платона к афинскому народу, восхвалявшая павших в сражении, имела такой успех, что «с тех пор произносится в этот день ежегодно» («Оратор», 44, 151). — 196.

99. «Илиада», XXIII 382. — 196.

100. Демосфен, XVIII 1 (перевод С. И. Радцига). — 196.

101. Пеон бывает четырех видов: — V V V, V — V V, V V — V, V V V — . — 197.

102. Александр Македонский (IV в. до н. э.), историю которого приписывают Гегесию. Стиль его, видимо, не внушал уважения. От его острот по поводу гибели храма Артемиды Эфесской в ночь рождения Александра, пишет Плутарх, «веет таким холодом, что он мог бы заморозить пламя пожара, уничтожившего храм» («Александр», гл. III). — 197.

103. Гегесий, фр. 5, 142 (FgH, II Teil B. 1. Lief.). — 198.

104. «Илиада», XXII 395—411. — 198.

105. Строфа, антистрофа и эпод («припев») — традиционное строение песни как сольной, так и хоровой.

О тональностях см. сб. «Античная музыкальная эстетика». — 199.

106. Об Алкее (создатель так называемой алкеевой строфы) см.: Аристотель. Риторика, кн. I, прим. 55.

О Сафо см.: Аристотель. Риторика, кн. II, прим. 90. — 199.

107. О Стесихоре, см.: Аристотель. Риторика, кн. II, прим. 48. — 199.

108. Дифирамб — хоровая торжественная песнь в честь бога Диониса. Слово «дифирамб» — негреческого происхождения. Известно, что бог Дионис сам именовался Дифирамбом. В классическое время содержание дифирамба не ограничивалось кругом Диониса, сохраняя, однако, героический сюжет. До нас дошел полностью один дифирамб поэта V в. до н. э. Вакхилида (XVIII). Со времени Меланиппида с острова Мелос началось падение дифирамба (445 г. до н. э.), было уничтожено строгое антистрофическое деление и нарушены законы ритма. — 199.

109. Филоксен из Киферы (V в. до н. э.) — автор дифирамбов, ученик Меланиппида, находившийся одно время при дворе сиракузского тирана Дионисия Старшего и осмеявший его в пародийном дифирамбе «Киклоп».

Тимофей из Милета (IV в. до н. э.) — дифирамбист, автор обширной хоровой песни «Персы», фр. 6a, b, c, d, e.

Телест из Селинунта (IV в. до н. э.) — дифирамбист, превративший дифирамб в музыкальный мим, который исполнял уже не хор, а отдельные певцы и музыканты. — 199.

110. Об Исократе, см.: Аристотель. Риторика, кн. I, прим. 7, кн. II, прим. 90. — 200.

111. «Одиссея», XI 593—596. — 201.

112. Примеры, приведенные здесь Дионисием, указывают на поразительную устойчивость античных общежизненных интуиций во всех сферах духовной деятельности человека и неразрывность эстетических и этических категорий.

Так же как «голос» для эпикурейца Лукреция был «телесен» (IV 541), как телесны были «идеи» и сущности Платона («Гиппий Больший», 301b). Ксенофонт мог говорить о «теле добродетели» (soma… aretes, «Кинегетик», XII 19), у Гомера «красота» в виде материальной текучести проливалась Афиной на Одиссея («Одиссея», XXIII 156), а личность человека понималась вообще как тело — soma (см.: Тахо-Годи А. А. О древнегреческом понимании личности на материале термина soma. — В кн.: Вопросы классической филологии, III—IV. М., 1971); также наполнены были бытийным содержанием метры и ритмы. Дактило-спондеи выражали «важность» и «величавость», трохей — «ужас» и «страшность», ямб — «ярость» и «неукротимость», пеоны — «энтузиастичность» и т. д., и т. п. Под воздействием ритма и гармонии души становятся «более чуткими, соразмерными, гармоничными», а их обладатели, «пригодными для речей и для деятельности», ибо «вся жизнь человеческая нуждается в ритме и гармонии» (Платон. Протагор, 326b). Поэтому нет ничего удивительного, что Дионисий видит в метре и ритме нечто живое, одушевленное, физическое («тяжесть», «быстрота», «трудность», «напряжение»), глубоко осмысленное поэтом. Вспомним, что еще ученик Горгия Ликимний (V в. до н. э.) говорил: «Красота слова заключается в самом звуке или в его назначении, точно так же и безобразие» (Аристотель. Риторика, III 2, 1405b 6—8). — 202.

113. Три типа соединения, для которых Дионисий не может еще дать названия, есть нечто иное, как одно из первых оформлений разных типов стиля, получивших впоследствии еще большую дифференциацию и разработку (Деметрий, Квинтилиан, Гермоген). Дионисий цитирует Пиндара (фр. 213). — 203.

114. О пафосе и этосе см.: Аристотель. Риторика, кн. II, прим. 31. — 204.

115. Антимах Колофонский (V—IV вв. до н. э.) — автор эпической поэмы «Фиваида», основатель ученой поэзии, предшественник александрийских поэтов, очень ими ценимый.

Об Эмпедокле см.: Аристотель. Риторика, кн. I, прим. 88. Дионисий называет его «физиком» (physis «природа»), так как он, как и другие досократики, за основу мира брал стихии природы. См. также: Аристотель. Риторика, кн. II, прим. 14. — 204.

116. Дифирамб посвящен Дионису, сыну Зевса и Семелы, дочери Кадма, именуемому «Бромием» и «Эрибоем» («шумным», «сильнокричащим»), так как оргии в его честь носили экстатический характер. — 205.

117. Оры — богини времен года и упорядоченности природы. Они открывают и запирают небесные ворота («Илиада», V 749—751). У Гесиода («Теогония», 901—903) они — дочери Зевса и Фемиды: Эвномия (законность), Дике (право), Эйрена (мир). — 205.

118. Пиндар, фр. 75. — 205.

119. Фукидид, I 1, 1—2, 2. — 207.

120. Там же, 22, 4. — 208.

121. Анакреонт (VI в. до н. э.) из Теоса — древнегреческий поэт. Темы его песен — легкая, изящная любовь, сопровождающая поэта до старости.

О Симониде Кеосском, см.: Аристотель. Риторика, кн. I, прим. 39.

Эфор (V—IV вв. до н. э.) — древнегреческий критик, ученик оратора Исократа, автор всеобщей истории народов, ставшей главным источником для авторов александрийской эпохи. Фрагменты Эфора см. в изд.: FgH, II Teil A, 70.

Феопомп (IV в. до н. э.) — древнегреческий историк, ученик оратора Исократа, автор истории Греции, македонского царя Филиппа и его эпохи. Вводил много мифологических подробностей и отличался предвзятостью изложения. Фрагменты Феопомпа см. в изд.: FgH, II Teil B, 1 Lief., 115. — 209.

122. Пейфо — богиня убеждения. — 210.

123. Сафо, фр. 1 (перевод В. В. Вересаева, редакция М. Л. Гаспарова). — 210.

124. Исократ. Ареопагитик, VII Х. — 211.

125. То, что Дионисий называет серединой (mesotes), есть не что иное, как чувство меры, характерное для всей греческой классики. «Мера — наилучшее» — изречение одного из семи мудрецов, Клеобула. Аристотель в «Никомаховой этике» говорит о том, что страсти человеческие должны быть «умеренны» и «не противиться разуму». Ведь «умеренный человек стремится к тому, к чему следует, и как, и когда следует стремиться, а этого требует разум». Отсюда цель умеренности и разума — «прекрасное» (III 15, 1119b 10—17). — 211.

126. «Илиада», XXI 196 (слова об Океане). — 212.

127. Демокрит из Абдеры (V в. до н. э.) — знаменитый древнегреческий философ-материалист, основатель атомистического учения. — 212.

128. Эпикур (IV—III вв. до н. э.) — знаменитый древнегреческий философ, материалист, основатель эпикурейской школы. Учил о чувственном познании действительности, атомистическом строении материи, следуя за Демокритом. Проповедовал воздержанность и простоту жизни, соединенную с так называемой атараксией, «невозмутимостью» мудреца в окружающем мире. Его сочинения см. в изд.: Epicurea, ed. H. Usener. Lipsiae, 1881, p. 90, 3. — 212.

129. Демосфен. Против Аристократа (XXIII), 1. — 213.

130. Аристотель. Риторика, III 8. — 214.

131. Аристофан (V—IV вв. до н. э.) — острополитический комедиограф. В его творчестве сочетались реальные факты, непомерная фантастика, фольклорная игра, вплоть до неприличия, гиперболизация, богатейшая символика как воплощение актуальных идей, поборником которых он был.

Здесь цитата из «Облаков», 961. — 214.

132. Фр. неизвестного автора, 18 Diehl. — 214.

133. Сафо, фр. 130. — 215.

134. Аристофан. Облака, 962. — 215.

135. Еврипид, фр. 229 из недошедшей трагедии «Архелай». — 215.

136. Демосфен, XVIII 1. — 216.

137. Фр. неизвестного автора, 25. — 216.

138. Имеется в виду Афина Итония, названная так по городу в Фессалии. — 216.

139. Вакхилид, фр. 15. — 216.

140. Исократ, IV («Панегирик»). — 216.

141. Платон умер в возрасте 81 года. — 217.

142. После смерти Платона были найдены также восковые дощечки, т. е. текст в рабочем виде, с его капитальным последним сочинением «Законы», опубликованным учеником Платона Филиппом Опунтским (Диоген Лаэртский, III 37). — 217.

143. «Одиссея», XIV 1 (пер. В. В. Вересаева). — 219.

144. Дионисий анализирует гомеровские стихи («Одиссея», XIV 1—7) — 220.

145. Еврипид, фр. 696 из недошедшей трагедии «Телеф». Герой трагедии — аркадский Телеф, сын Геракла и Авги, тайно его родившей, приходит из Мизии (М. Азия) на родину в Пелопоннес, чтобы излечиться от раны, нанесенной ему Ахиллом. — 220.

146. Илифия — богиня родов. У Гомера несколько Илифий, дочерей Зевса и Геры («Илиада», XI 269—272). — 220.

147. Симонид Кеосский, фр. 13. Даная — дочь царя Акрисия, брошена отцом в море вместе с тайно рожденным ею от Зевса сыном Персеем. Ларец с матерью и сыном прибило к острову Сериф, царь которого Полидект, желая овладеть Данаей, потребовал у юного Персея добыть голову Медузы Горгоны. — 221.

148. «Илиада», XI 514 (слова о Махаоне, лучшем враче, сыне бога Асклепия). — 221.

[А. А. Тахо-Годи]


i. ἐπὶ τὸ ὀξὺ… ἐπὶ τὸ βαρύ у музыкантов — просто вверх и вниз (не надо «острого тона» и «тяжелого тона»). Лучше так: …в разговорной речи мелос размерен одним [и тем же] интервалом, который ближе всего к квинте: [голос] не повышается больше чем на три тона и полутон и не понижается больше, чем на тот же самый промежуток.

ii. …произносится на одной и той же высоте: в ней случаются то высокие звуки, то низкие, то те и другие. (Далее в том же духе).

iii. …начиная от октавы.

iv. …ощущаем даже диесу; диеса — микроинтервал обычно (но необязательно) величиной в четверть тона.

v. Возможно, этот пассаж надо понимать так, что каждое из 3 слов распевается (μελῳδεῖται) на разных высотах, но оба слога очередного слова распеваются на одной и той же высоте.

vi. Сочинители музыки и поэзии…

vii. У древних греков не было «тональности» (и ее нет ни в каком виде в оригинале). Лучше дать так: «Сочинители музыки (τὰ μέλη) не могут менять музыку (μέλος) строф и антистроф, но положив в основу энармоническую, хроматическую или диатоническую мелодию (μελῳδίας), они должны соблюдать один и тот же характер развертывания (ἀγωγὰς) во всех строфах и антистрофах». Диатон, энармон и хрома у греков — три рода интервальных систем, а вовсе не «тональности».

viii. «Мелопоэт» был поэтом и композитором в одном лице.

ix. Т. е. совершают метаболу по роду (это «преступление» совершил, например, Тимофей Милетский в скандально известном выступлении в Спарте, в ходе исполнения конкурсного сочинения «Роды Семелы»). Подробнее о метаболах (у Гаспарова — «переменах») в музыке см. в трактатах Аристоксена и (его последователя) Клеонида.

x. Высота голоса.

xi. Здесь нет «лиры». Видимо, имеется в виду игра на струнном щипковом инструменте плектром (как на кифаре) или без оного. Авлос, как всегда по старинной филологической традиции, заменяется флейтой.

[С. Лебедев.]


Дионисий Галикарнасский
О СОЕДИНЕНИИ СЛОВ