Античные писатели

САЛЛЮСТИЙ, Гай Сал­лю­стий Кри­сп; Gai­us Sal­lus­tius Cris­pus, 86—35 гг. до н. э., рим­ский исто­рик. Родил­ся в Ами­терне, про­ис­хо­дил из состо­я­тель­ной семьи, кото­рая, одна­ко, не пре­тен­до­ва­ла на слу­жеб­ную карье­ру и не жела­ла играть роль в поли­ти­ке. Сам же Сал­лю­стий рано пере­ехал в Рим, занял свое место во вли­я­тель­ных кру­гах и начал поли­ти­че­скую карье­ру. Был народ­ным три­бу­ном в 52 г. до н. э., рез­ко высту­пал про­тив Цице­ро­на и Мило­на, В 54 г. до н. э., по-види­мо­му, напи­сал паск­виль (нет пол­ной уве­рен­но­сти, что его авто­ром был Сал­лю­стий; мне­ния исто­ри­ков лите­ра­ту­ры рас­хо­дят­ся) про­тив Цице­ро­на. В 50 г. до н. э. был выведен из сена­та по обви­не­нию в без­нрав­ст­вен­ном обра­зе жиз­ни, но веро­ят­нее все­го пото­му, что был про­тив­ни­ком Пом­пея Вели­ко­го, кото­рый гото­вил­ся к войне с Цеза­рем. После выво­да из сена­та Сал­лю­стий отпра­вил Цеза­рю посла­ние, в кото­ром пре­до­сте­ре­гал от введе­ния монар­хии и при­зы­вал к рас­пра­ве с опти­ма­та­ми и про­веде­нию демо­кра­ти­че­ских реформ. Впо­след­ст­вии Сал­лю­стий сра­жал­ся вме­сте с Цеза­рем, зани­мая раз­лич­ные долж­но­сти в вой­ске. Цезарь вновь воз­вра­тил его в сенат. В 46 г. до н. э. Сал­лю­стий сопро­вож­дал Цеза­ря в Афри­ку, где стал намест­ни­ком запад­ной части Нуми­дии, объ­яв­лен­ной рим­ской про­вин­ци­ей под назва­ни­ем Af­ri­ca No­va. На день­ги, накоп­лен­ные на этом посту, позд­нее раз­бил в Риме, меж­ду Кви­ри­на­лом и Пин­ци­ем пре­крас­ные сады (hor­ti Sal­lus­tia­ni), купил вил­лу Цеза­ря в Тибу­ре и вел рос­кош­ную жизнь. В 46 г. до н. э. отпра­вил вто­рое посла­ние Цеза­рю (в руко­пи­сях обо­зна­чен­ное пер­вым) с новы­ми пред­ло­же­ни­я­ми по улуч­ше­нию поли­ти­че­ской ситу­а­ции; в нем Сал­лю­стий под­чер­ки­ва­ет необ­хо­ди­мость нрав­ст­вен­но­го воз­рож­де­ния обще­ства и про­сит Цеза­ря, чтобы тот не погу­бил репрес­си­я­ми пло­дов сво­ей победы. Смерть Цеза­ря в 44 г. до н. э. поло­жи­ла конец поли­ти­че­ской карье­ре Сал­лю­стия, кото­рый послед­ние годы жиз­ни (44—35 гг. до н. э.) посвя­тил лите­ра­тур­но­му твор­че­ству на попри­ще исто­рио­гра­фии. В это вре­мя он напи­сал две моно­гра­фии: О заго­во­ре Кати­ли­ны (De co­niu­ra­tio­ne Ca­ti­li­nae) и Югур­тин­ская вой­на (Bel­lum Iugur­thi­num), а так­же фраг­мен­тар­но сохра­нив­ше­е­ся про­из­веде­ние Исто­рия в 5 кни­гах. В моно­гра­фи­ях Сал­лю­стий пока­зал два зна­ме­ни­тых эпи­зо­да рим­ской исто­рии, пыта­ясь дока­зать тези­сы Поли­бия и Посидо­ния, что раз­ру­ше­ние Кар­фа­ге­на в 146 г. до н. э. ста­ло нача­лом нрав­ст­вен­но­го упад­ка в рим­ском государ­стве. Кати­ли­на, кото­рый стре­мил­ся достичь вла­сти на пути терро­ра, явля­ет­ся для Сал­лю­стия типич­ным при­ме­ром деге­не­ра­ции коррум­пи­ро­ван­ной рим­ской ари­сто­кра­тии на выс­шей точ­ке раз­ло­же­ния рес­пуб­ли­ки. Во вто­рой моно­гра­фии Сал­лю­стий опи­сал вой­ну с Югур­той 111—105 гг. до н. э. как началь­ную ста­дию рас­па­да, когда впер­вые про­яви­лись бес­си­лие и про­даж­ность рим­ской ари­сто­кра­тии. Послед­нее, наи­бо­лее зре­лое про­из­веде­ние Сал­лю­стия, Исто­рия в 5 кни­гах, охва­ты­вав­шее 78—35 гг. до н. э., погиб­ло. Сохра­нив­ши­е­ся фраг­мен­ты поз­во­ля­ют нам понять крайне пес­си­ми­сти­че­ский взгляд авто­ра на раз­ви­тие рим­ской исто­рии. Если в выше­на­зван­ных моно­гра­фи­ях Сал­лю­стий счи­тал нача­лом упад­ка раз­ру­ше­ние Кар­фа­ге­на, то здесь он утвер­жда­ет, что в 146 г. до н. э. толь­ко вышло нару­жу зло, преж­де уже суще­ст­во­вав­шее, а пери­о­ды блес­ка, харак­те­ри­зо­вав­ши­е­ся сотруд­ни­че­ст­вом всех граж­дан, были лишь ито­гом внут­рен­ней моби­ли­за­ции перед внеш­ней угро­зой. Соглас­но Сал­лю­стию, чело­век по при­ро­де зол и под при­кры­ти­ем высо­ких слов стре­мит­ся преж­де все­го заво­е­вать власть и удо­вле­тво­рить соб­ст­вен­ные амби­ции. Сал­лю­стий был пре­крас­ным сти­ли­стом и талант­ли­вым рас­сказ­чи­ком, умев­шим крат­ко, но образ­но оха­рак­те­ри­зо­вать геро­ев, живу­щих в его дра­ма­ти­че­ском повест­во­ва­нии. Стиль и ком­по­зи­ция обе­их моно­гра­фий, насы­щен­ные про­ти­во­по­став­ле­ни­я­ми, про­из­во­дят впе­чат­ле­ние внут­рен­не­го раз­ла­да. Мате­ри­ал для работы ему постав­ля­ли: Вале­рий из Анция, Лици­ний Макр, Сизен­на. Сал­лю­стий исполь­зо­вал так­же мему­а­ры Сул­лы и Эми­лия Скав­ра, а из гре­че­ских источ­ни­ков — Поли­бия. Лите­ра­тур­ным образ­цом для Сал­лю­стия было твор­че­ство Фукидида и Като­на Стар­ше­го, стиль и язык кото­ро­го, насы­щен­ный арха­из­ма­ми, каза­лись ему достой­ны­ми под­ра­жа­ния. Сал­лю­стий рано полу­чил при­зна­ние и как исто­рик, и как сти­лист. Тацит назвал его вели­чай­шим исто­ри­ком Рима.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДЕМАД •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА