У. Смит. Словарь греческих и римских древностей, 2-е изд.

ТРИБУ́Н (Tribúnus). По-види­мо­му, это сло­во пер­во­на­чаль­но обо­зна­ча­ло долж­ност­ное лицо, свя­зан­ное с три­бой (tri­bus) или пред­став­ля­ю­щее три­бу для опре­де­лен­ных целей; в древ­ней­шую эпо­ху харак­тер назы­вав­ших­ся так долж­но­стей был имен­но таков, и его мож­но так­же про­следить у позд­ней­ших долж­ност­ных лиц, носив­ших это назва­ние. Ниже при­ла­га­ет­ся опи­са­ние всех рим­ских долж­ност­ных лиц, извест­ных под этим име­нем.

1. Три­бу­ны трех древ­них триб. Во вре­ме­на, когда все рим­ские граж­дане при­над­ле­жа­ли к трем три­бам рам­нов, тици­ев и луце­ров, каж­дая из них воз­глав­ля­лась три­бу­ном (φύ­λαρ­χος, Dio­nys. II. 7; Dig. 1 tit. 2 s. 2 § 20; Serv. ad Aen. v. 560), и эти три три­бу­на пред­став­ля­ли свои три­бы во всех граж­дан­ских, рели­ги­оз­ных и воен­ных делах; то есть, с.1149 внут­ри горо­да они были маги­ст­ра­та­ми сво­их триб и совер­ша­ли от их име­ни свя­щен­но­дей­ст­вия, а во вре­мя вой­ны явля­лись их воен­ны­ми коман­ди­ра­ми (Liv. I. 59; Dio­nys. II. 64; Var­ro, de Ling. Lat. V. 81). Нибур (Hist. of Ro­me, I. p. 331) пред­по­ла­га­ет, что три­бун целе­ров (tri­bu­nus ce­le­rum) был три­бу­ном рам­нов, самой древ­ней и знат­ной из трех триб, и в этом Нибу­ру сле­ду­ет Гёт­линг (Ge­sch. d. Röm. Staatsverf., p. 166), хотя это пря­мо про­ти­во­ре­чит Дио­ни­сию (II. 13) и Пом­по­нию (de Orig. Jur. Dig. 1 tit. 2 s. 2 § 15), соглас­но кото­рым три­бун целе­ров являл­ся коман­ди­ром целе­ров, тело­хра­ни­те­лей царя, — утвер­жде­ние, отверг­ну­тое Нибу­ром без ссыл­ки на какой-либо антич­ный источ­ник, за исклю­че­ни­ем того, что Дио­ни­сий в одном месте (II. 64) неопре­де­лен­но гово­рит о три­бу­нах целе­ров во мно­же­ст­вен­ном чис­ле. Одна­ко в сле­дую­щей части работы (III. p. 41) сам Нибур при­зна­ет, что три­бун целе­ров суще­ст­во­вал отдель­но от трех три­бу­нов триб. Каким обра­зом назна­чал­ся три­бун целе­ров, неяс­но; но, несмот­ря на утвер­жде­ние Дио­ни­сия, что Тарк­ви­ний Гор­дый дал эту долж­ность Л. Юнию Бру­ту, гораздо более веро­ят­но, что три­бун целе­ров изби­рал­ся три­ба­ми или кури­я­ми, ибо мы видим, что когда тре­бо­ва­лось наде­лить импе­ри­ем царя (после кото­ро­го три­бун целе­ров был сле­дую­щим по ран­гу), он созы­вал коми­ции: имен­но в этом собра­нии Брут пред­ло­жил лишить Тарк­ви­ния импе­рия (Liv. I. 59). Закон, при­ня­тый под пред­седа­тель­ст­вом три­бу­на целе­ров, назы­вал­ся три­бун­ским зако­ном (lex tri­bu­ni­cia), в отли­чие от зако­на, при­ня­то­го под пред­седа­тель­ст­вом царя [Lex Re­gia]. Назна­че­ние три­бу­нов трех древ­них триб пре­кра­ти­лось, когда сами эти три­бы как поли­ти­че­ские субъ­ек­ты пере­ста­ли суще­ст­во­вать, а пат­ри­ции вошли в состав терри­то­ри­аль­ных триб Сер­вия Тул­лия [Tri­bus (рим­ская)].

2. Три­бу­ны Сер­ви­е­вых триб. После того, как Сер­вий Тул­лий разде­лил всю общи­ну на трид­цать терри­то­ри­аль­ных триб, мы вновь видим во гла­ве каж­дой из этих триб три­бу­на, кото­ро­го Дио­ни­сий назы­ва­ет φύ­λαρ­χος, так же, как и три­бу­нов пат­ри­ци­ан­ских триб (Dio­nys. IV. 14). Он упо­ми­на­ет их толь­ко в свя­зи с город­ски­ми три­ба­ми, но не может быть сомне­ний в том, что каж­дая из сель­ских триб так­же воз­глав­ля­лась три­бу­ном. Обя­зан­но­сти этих три­бу­нов, являв­ших­ся, несо­мнен­но, наи­бо­лее выдаю­щи­ми­ся пред­ста­ви­те­ля­ми сво­их окру­гов, по-види­мо­му, пер­во­на­чаль­но состо­я­ли в веде­нии уче­та жите­лей каж­до­го окру­га и их соб­ст­вен­но­сти в целях нало­го­об­ло­же­ния и набо­ра в армию. Когда впо­след­ст­вии рим­ские граж­дане полу­чи­ли осво­бож­де­ние от нало­гов, три­бу­ны лиши­лись глав­ной части сво­их обя­зан­но­стей, одна­ко про­дол­жа­ли суще­ст­во­вать. Нибур (I. p. 421) пред­по­ла­га­ет, что эрар­ные три­бу­ны (tri­bu­ni aera­rii), упо­ми­наю­щи­е­ся до кон­ца рес­пуб­ли­ки, были все­го лишь пре­ем­ни­ка­ми три­бу­нов триб. Варрон (de Ling. Lat. VI. 86) гово­рит о кура­то­рах всех триб (cu­ra­to­res om­nium tri­buum), под кото­ры­ми он, веро­ят­но, под­ра­зу­ме­ва­ет три­бу­нов триб. Когда в 406 г. до н. э. был уста­нов­лен обы­чай выпла­ты жало­ва­нья (sti­pen­dium) сол­да­там, каж­дый эрар­ный три­бун обя­зан был соби­рать налог (tri­bu­tum) в свой три­бе и из этих средств пла­тить сол­да­там (Var­ro, de Ling. Lat. V. 181), а в слу­чае невы­пол­не­ния этих обя­зан­но­стей сол­да­ты име­ли про­тив три­бу­нов пра­во pig­no­ris ca­pio (захва­та иму­ще­ства) (Ca­to, ap. Gell. VII. 10). Позд­нее обя­зан­но­сти три­бу­нов, по-види­мо­му, огра­ни­чи­ва­лись сбо­ром нало­га, кото­рый они пере­да­ва­ли воен­ным кве­сто­рам, пла­тив­шим сол­да­там [Quaes­tor]. Закон Авре­лия (70 г. до н. э.) при­звал эрар­ных три­бу­нов к осу­щест­вле­нию пра­во­судия наравне с сена­то­ра­ми и всад­ни­ка­ми, посколь­ку эти три­бу­ны пред­став­ля­ли класс наи­бо­лее достой­ных граж­дан (Orel­li, Onom. Tull. III. p. 142; Ap­pian, de Bell. Civ. III. 23). Но впо­след­ст­вии Юлий Цезарь лишил их этой при­ви­ле­гии (Suet. Caes. 41).

3. Народ­ные три­бу­ны (Tri­bu­ni ple­bis). Древ­ние три­бу­ны пле­бей­ских триб, несо­мнен­но, име­ли пра­во созы­вать собра­ния триб и сохра­нять при­ви­ле­гии, даро­ван­ные им царем Сер­ви­ем и впо­след­ст­вии Вале­ри­е­вы­ми зако­на­ми. Но от нена­сыт­но­го често­лю­бия и узур­па­ций пат­ри­ци­ев такой защи­ты было совер­шен­но недо­ста­точ­но. Когда пле­беи, доведен­ные до обни­ща­ния дли­тель­ны­ми вой­на­ми и жесто­ко подав­ля­е­мые пат­ри­ци­я­ми, уда­ли­лись в 494 г. до н. э. на Свя­щен­ную гору, пат­ри­ции вынуж­де­ны были дать пле­бе­ям пра­во назна­чать три­бу­нов (tri­bu­ni ple­bis) с более дей­ст­вен­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми по защи­те сво­его сосло­вия, чем те, кото­ры­ми обла­да­ли три­бу­ны триб. Цель их назна­че­ния состо­я­ла толь­ко в обес­пе­че­нии защи­ты от зло­употреб­ле­ний со сто­ро­ны пат­ри­ци­ан­ских маги­ст­ра­тов; и для того, чтобы три­бу­ны мог­ли осу­ществлять эту защи­ту, их лич­но­сти были объ­яв­ле­ны свя­щен­ны­ми и непри­кос­но­вен­ны­ми, и реше­но было, что любой нару­ши­тель этой непри­кос­но­вен­но­сти будет объ­яв­лен вне зако­на, а его иму­ще­ство пере­да­но в храм Цере­ры (Liv. II. 33; Dio­nys. VI. 89). Это поста­нов­ле­ние, по-види­мо­му, свиде­тель­ст­ву­ет о том, что, пыта­ясь защи­тить чле­нов сво­его сосло­вия, гла­вы триб сами под­вер­га­лись оскорб­ле­ни­ям и дур­но­му обра­ще­нию; такие вещи слу­ча­лись и после того, как свя­щен­ность три­бу­на­та была уста­нов­ле­на дого­во­ром — судя по тому, что через неко­то­рое вре­мя после учреж­де­ния три­бу­на­та были еще раз опре­де­ле­ны суро­вые нака­за­ния тем, кто осме­лит­ся пре­пят­ст­во­вать три­бу­ну при вне­се­нии пред­ло­же­ния в собра­ние триб. Закон, уста­нав­ли­ваю­щий эти нака­за­ния, пред­пи­сы­вал, чтобы никто не мешал и не пре­ры­вал три­бу­на, обра­щаю­ще­го­ся к наро­ду, а нару­ши­тель дан­но­го поста­нов­ле­ния дол­жен был пред­ста­вить за себя пору­чи­те­ля перед три­бу­на­ми в том, что он выпла­тит любой штраф, кото­рый они потре­бу­ют за нане­сен­ную обиду перед судом общи­ны: в слу­чае отка­за пред­ста­вить пору­чи­те­ля он лишал­ся иму­ще­ства и жиз­ни (Dio­nys. VII. 17). Сле­ду­ет, одна­ко, заме­тить, что дата при­ня­тия зако­на была более позд­ней, чем ука­зан­ная Дио­ни­си­ем, как пока­зал Нибур (II. p. 98); по всей веро­ят­но­сти, закон был при­нят лишь неза­дол­го до его пер­во­го при­ме­не­ния в 461 г. до н. э. в деле Цезо­на Квинк­ция (Liv. III. 13). Таким обра­зом, три­бу­ны полу­чи­ли воз­мож­ность ока­зы­вать помощь любо­му, кто апел­ли­ро­вал к народ­но­му собра­нию или нуж­дал­ся в ином содей­ст­вии. По суще­ству, они явля­лись пред­ста­ви­те­ля­ми и учреж­де­ни­я­ми пле­бей­ско­го сосло­вия, а их сфе­рой дей­ст­вия были три­бут­ные коми­ции. К пат­ри­ци­ям и их коми­ци­ям три­бу­ны не име­ли ника­ко­го отно­ше­ния. Сами три­бу­ны, одна­ко, не были судья­ми и не мог­ли назна­чать нака­за­ния (Gel­lius, XIII. 12), но мог­ли лишь вне­сти перед общи­ной пред­ло­же­ние о назна­че­нии штра­фа (mul­tam ir­ro­ga­re). Таким обра­зом, пер­во­на­чаль­но три­бу­ны были лишь долж­ност­ны­ми лица­ми, с.1150 защи­щаю­щи­ми плебс, но со вре­ме­нем их власть воз­рос­ла до такой сте­пе­ни, что воз­об­ла­да­ла над вла­стью всех про­чих маги­ст­ра­тов, и тогда три­бу­ны, как пишет Нибур (I. p. 614) ста­ли маги­ст­ра­ту­рой все­го рим­ско­го наро­да в про­ти­во­по­лож­ность сена­ту и оли­гар­хи­че­ским эле­мен­там вооб­ще, хотя и не име­ли ника­ко­го отно­ше­ния к пра­ви­тель­ст­вен­но­му управ­ле­нию. В кон­це рес­пуб­ли­ки три­бу­ны ста­ли насто­я­щи­ми тира­на­ми, и Нибур спра­вед­ли­во срав­ни­ва­ет их кол­ле­гию (какой она была в позд­ней­шие вре­ме­на) с Нацио­наль­ным кон­вен­том Фран­ции во вре­мя пер­вой рево­лю­ции. Но несмот­ря на серь­ез­ные и мно­го­чис­лен­ные зло­употреб­ле­ния три­бун­ской вла­стью, допу­щен­ные отдель­ны­ми лица­ми, вели­чай­шие исто­ри­ки и государ­ст­вен­ные дея­те­ли при­зна­ют, что вели­чие Рима и его дол­го­веч­ность в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни явля­ют­ся резуль­та­том учреж­де­ния этой долж­но­сти.

Что каса­ет­ся коли­че­ства народ­ных три­бу­нов, то все антич­ные авто­ры соглас­ны в том, что сна­ча­ла их было толь­ко двое (см. цита­ты у Нибу­ра, I. p. 1356), хотя сооб­ще­ния об име­нах пер­вых три­бу­нов име­нах раз­нят­ся. Одна­ко вско­ре после это­го чис­ло три­бу­нов было уве­ли­че­но до пяти — по одно­му от каж­до­го из пяти клас­сов (As­con. in Cic. Corn. p. 56, ed. Orel­li; Zo­nar. VII. 15). Когда это про­изо­шло — доволь­но неяс­но. Соглас­но Дио­ни­сию (VI. 89), три новых три­бу­на были добав­ле­ны сра­зу после назна­че­ния пер­вых двух. Цице­рон (Fragm. Cor­nel. p. 451, Orel­li) утвер­жда­ет, что через год после учреж­де­ния три­бу­нов их чис­ло было уве­ли­че­но до деся­ти; соглас­но Ливию, (II. 33) два пер­вых три­бу­на немед­лен­но после сво­его назна­че­ния избра­ли себе трех новых кол­лег; соглас­но Пизо­ну, (ap. Liv. II. 58) до при­ня­тия Пуб­ли­ли­е­вых зако­нов суще­ст­во­ва­ло толь­ко два три­бу­на. Было бы бес­по­лез­но пытать­ся уста­но­вить, что про­ис­хо­ди­ло в дей­ст­ви­тель­но­сти, но, по край­ней мере, ясно одно: коли­че­ство три­бу­нов не было уве­ли­че­но до деся­ти до 457 г. до н. э., а с это­го момен­та от каж­до­го из пяти клас­сов изби­ра­лось по два три­бу­на (Liv. III. 30; Dio­nys. X. 30). Это чис­ло оста­ва­лось неиз­мен­ным до кон­ца импе­рии.

Соглас­но Дио­ни­сию (VI. 89), датой три­бун­ских выбо­ров все­гда было 10 декаб­ря, хотя из Цице­ро­на (ad Att. I. 1) оче­вид­но, что по край­ней мере в его вре­мя выбо­ры про­ис­хо­ди­ли a. d. XVI. Kal. Sex­til. (17 июля). Излишне упо­ми­нать о том, что никто, кро­ме пле­бе­ев, не имел пра­ва зани­мать долж­ность три­бу­на; поэто­му когда в кон­це рес­пуб­ли­ки пат­ри­ции жела­ли полу­чить эту долж­ность, они долж­ны были сна­ча­ла вый­ти из сво­его сосло­вия и стать пле­бе­я­ми [Pat­ri­cii, p. 876]; так­же поэто­му во вре­ме­на импе­рии счи­та­лось, что прин­цепс не дол­жен быть три­бу­ном, ибо он был пат­ри­ци­ем (Dion Cass. LIII. 17, 32). Но вли­я­ние, кото­рым обла­да­ла эта долж­ность, было слиш­ком вели­ко, чтобы импе­ра­то­ры его не доби­ва­лись. Поэто­му Август полу­чил пожиз­нен­ную три­бун­скую власть (tri­bu­ni­tia po­tes­tas) (Suet. Aug. 27; Tac. An­nal. I. 2; ср. Suet. Ti­ber. 9, 23, Vesp. 12, Tit. 6). Во вре­ме­на рес­пуб­ли­ки, одна­ко, ста­рое пра­ви­ло оста­ва­лось в силе даже после того, как три­бу­ны пере­ста­ли быть исклю­чи­тель­но защит­ни­ка­ми плеб­са. Един­ст­вен­ный при­мер избра­ния пат­ри­ци­ев на три­бун­скую долж­ность упо­мя­нут Ливи­ем (III. 65) и, веро­ят­но, являл­ся резуль­та­том попыт­ки поде­лить три­бу­нат меж­ду дву­мя сосло­ви­я­ми. Каза­лось бы, нет ниче­го более есте­ствен­но­го, чем избра­ние три­бу­нов тем сосло­ви­ем рим­ских граж­дан, кото­рое они пред­став­ля­ли, — одна­ко с этим вопро­сом свя­за­ны зна­чи­тель­ные неяс­но­сти. Цице­рон (Fragm. Cor­nel. l. c.) утвер­жда­ет, что они изби­ра­лись кури­ат­ны­ми коми­ци­я­ми; то же самое под­ра­зу­ме­ва­ет­ся в сооб­ще­ни­ях Дио­ни­сия (l. c.) и Ливия (II. 56), соглас­но кото­рым три­бут­ные коми­ции не име­ли это­го пра­ва до при­ня­тия зако­на Пуб­ли­лия (472 г. до н. э.; Liv. II. 56; Dio­nys. X. 41). Нибур счи­та­ет (I. p. 618), что до Пуб­ли­ли­е­ва зако­на три­бу­нов изби­ра­ли цен­ту­рии, клас­сы кото­рых они пред­став­ля­ли сво­ей чис­лен­но­стью, а курии, как сам Дио­ни­сий пишет в дру­гом месте (VI. 90), не име­ли к выбо­рам ника­ко­го отно­ше­ния, за исклю­че­ни­ем того, что санк­ци­о­ни­ро­ва­ли их. Выбо­ры в собра­нии цен­ту­рий, одна­ко, не устра­ня­ют труд­но­стей, в свя­зи с чем Гёт­линг (p. 289) скло­нен счи­тать, что три­бу­ны еще до исте­че­ния сро­ка сво­ей долж­но­сти назна­ча­ли пре­ем­ни­ков после пред­ва­ри­тель­ной кон­суль­та­ции с пле­бе­я­ми. Необ­хо­ди­мость санк­ции курий не вызы­ва­ет сомне­ний, одна­ко, по-види­мо­му, эта прак­ти­ка пре­кра­ти­лась даже за неко­то­рое вре­мя до Пуб­ли­ли­е­во­го зако­на (Nie­buhr, II. p. 190). С этих пор о ней ниче­го не сооб­ща­ет­ся, а избра­ние три­бу­нов было пол­но­стью пере­да­но три­бут­ным коми­ци­ям, кото­рые для это­го созы­ва­лись и про­во­ди­лись преж­ни­ми три­бу­на­ми до исте­че­ния сро­ка их долж­но­сти. (Liv. II. 56, сл.; Dio­nys. IX. 43, 49). Один из преж­них три­бу­нов по жре­бию назна­чал­ся для руко­вод­ства выбо­ра­ми (Liv. III. 64; Ap­pian, de Bell. Civ. I. 14). Посколь­ку собра­ние не мог­ло про­дол­жать­ся после зака­та и про­цеду­ру необ­хо­ди­мо было окон­чить за один день, ино­гда при­хо­ди­лось пре­ры­вать выбо­ры преж­де, чем они были завер­ше­ны, — и в этом слу­чае избран­ные три­бу­ны попол­ня­ли кол­ле­гию до закон­ной чис­лен­но­сти путем кооп­та­ции (Liv. l. c.). Но чтобы пред­от­вра­тить этот непо­рядок, три­бун Л. Тре­бо­ний в 448 г. про­вел поста­нов­ле­ние, соглас­но кото­ро­му кол­ле­гия три­бу­нов нико­гда не долж­на была попол­нять­ся путем кооп­та­ции, но, если выбо­ры не закан­чи­ва­лись в пер­вый день, они долж­ны были про­дол­жать­ся на сле­дую­щий день, до тех пор, пока чис­ло десять не будет достиг­ну­то (Liv. III. 64, 65, V. 10; ср. Nie­buhr, II. p. 383). Местом про­веде­ния выбо­ров пер­во­на­чаль­но и по зако­ну был форум, одна­ко впо­след­ст­вии так­же Мар­со­во поле и ино­гда терри­то­рия Капи­то­лия.

Перей­дем теперь к рас­смот­ре­нию посте­пен­но­го роста три­бун­ской вла­сти. Хотя пер­во­на­чаль­но она заклю­ча­лась толь­ко в помо­щи (auxi­lium или βοήθεια) про­тив пат­ри­ци­ан­ских маги­ст­ра­тов, пле­беи, по-види­мо­му, ско­ро ста­ли рас­смат­ри­вать три­бу­нов так­же как посред­ни­ков или арбит­ров в сво­их внут­рен­них делах. На это утвер­жде­ние Лида (de Ma­gist. I. 38, 44; Dio­nys. VII. 58) ука­зал Валь­тер (Ge­sch. d. Röm. Rechts, p. 85). Вся власть, при­над­ле­жа­щая кол­ле­гии три­бу­нов, обо­зна­ча­лась тер­ми­ном tri­bu­ni­cia po­tes­tas (три­бун­ская власть), и нико­гда не рас­про­стра­ня­лась далее, чем на одну милю за ворота горо­да; на боль­шем рас­сто­я­нии три­бу­ны, подоб­но любо­му дру­го­му граж­да­ни­ну, ста­но­ви­лись под­власт­ны импе­рию маги­ст­ра­тов. (Liv. III. 20; Dio­nys. VIII. 87). Посколь­ку три­бу­ны явля­лись обще­ст­вен­ны­ми защит­ни­ка­ми, необ­хо­ди­мо было, чтобы каж­дый чело­век во вся­кое вре­мя имел к ним доступ, поэто­му две­ри их домов были откры­ты днем и ночью для всех нуж­даю­щих­ся в помо­щи и защи­те, кото­рую три­бу­ны были упол­но­мо­че­ны ока­зы­вать про­тив любо­го, даже про­тив выс­ших маги­ст­ра­тов. По этой же при­чине три­бу­нам было запре­ще­но покидать город на целый день, с.1151 за исклю­че­ни­ем Латин­ских празд­неств, когда весь народ соби­рал­ся на Аль­бан­ской горе (Mac­rob. Sat. I. 3).

В 456 г. до н. э. три­бу­ны, в борь­бе с кон­су­ла­ми, взя­ли на себя пра­во созы­вать сенат, чтобы пред­ста­вить ему рога­цию и обсудить ее (Dio­nys. X. 31, 32); ибо ранее толь­ко кон­су­лы име­ли пра­во пред­став­лять резуль­та­ты пле­бис­ци­та на одоб­ре­ние сена­ту. Через несколь­ко лет, в 452 г., три­бун потре­бо­вал, чтобы кон­сул запро­сил у сена­та поста­нов­ле­ние о назна­че­нии лиц для раз­ра­бот­ки ново­го зако­но­да­тель­ства; и при обсуж­де­нии это­го вопро­са сами три­бу­ны при­сут­ст­во­ва­ли в сена­те. (Dio­nys. X. 50, 52). Пись­мен­ное зако­но­да­тель­ство, кото­ро­го тогда жела­ли три­бу­ны, долж­но было отно­сить­ся толь­ко к их сосло­вию; одна­ко такое зако­но­да­тель­ство толь­ко рас­ши­ри­ло бы про­пасть меж­ду дву­мя сосло­ви­я­ми, и поэто­му впо­след­ст­вии три­бу­ны усту­пи­ли воз­ра­же­ни­ям пат­ри­ци­ев и новое зако­но­да­тель­ство долж­но было охва­ты­вать оба сосло­вия (Liv. III. 31; Zo­nar. VII. 18). Начи­ная со вто­ро­го децем­ви­ра­та три­бу­нат был вре­мен­но при­оста­нов­лен, но воз­об­но­вил­ся, когда состав­ле­ние зако­но­да­тель­ства было закон­че­но, и при­об­рел теперь иной харак­тер из-за изме­не­ний, про­изо­шед­ших с три­ба­ми [Tri­bus (рим­ская)]. Три­бу­ны теперь име­ли пра­во при­сут­ст­во­вать во вре­мя пре­ний в сена­те (Liv. III. 69, IV. 1); но они сиде­ли не сре­ди сена­то­ров, а на ска­мьях напро­тив откры­тых две­рей зда­ния сена­та (Val. Max. II. 2 § 7; F. Hof­mann, Der Röm. Se­nat, p. 109, &c.). Непри­кос­но­вен­ность три­бу­нов, ранее осно­ван­ная толь­ко на согла­ше­нии меж­ду дву­мя сосло­ви­я­ми, отныне была санк­ци­о­ни­ро­ва­ла и под­твер­жде­на зако­ном М. Гора­ция (Liv. III. 55). Посколь­ку три­бы теперь вклю­ча­ли так­же пат­ри­ци­ев и их кли­ен­тов, то, есте­ствен­но, к три­бу­нам мож­но было обра­тить­ся с прось­бой о вме­ша­тель­стве в поль­зу любо­го граж­да­ни­на, будь то пат­ри­ций или пле­бей. Поэто­му быв­ший децем­вир, пат­ри­ций Аппий Клав­дий обра­тил­ся к три­бу­нам за защи­той (Liv. III. 56; ср. так­же VIII. 33, 34; Nie­buhr, II. p. 374). При­мер­но в это же вре­мя три­бу­ны полу­чи­ли пра­во совер­шать ауспи­ции в собра­ни­ях триб (Zo­na­ras, VII. 19). Из несколь­ких при­ме­ров (Liv. III. 56, сл., IV. 44, V. 11, сл.) ясно, что три­бу­ны вновь при­об­ре­ли при­над­ле­жав­шее им до прав­ле­ния децем­ви­ра­та пра­во при­вле­кать к суду три­бут­ных коми­ций пат­ри­ци­ев, нару­шив­ших пра­ва пле­бе­ев. О пра­ве три­бу­нов пред­ла­гать пле­бис­ци­ты в три­бут­ных коми­ци­ях, кото­рое было им пре­до­став­ле­но зако­ном Вале­рия, см. Ple­bis­ci­tum. В то вре­мя, как внешне кол­ле­гия с каж­дым днем при­об­ре­та­ла все новую силу, в ее внут­рен­ней орга­ни­за­ции про­изо­шла пере­ме­на, до неко­то­рой сте­пе­ни пара­ли­зо­вав­шая ее власть. До 394 г. до н. э. все вопро­сы в кол­ле­гии реша­лись боль­шин­ст­вом (Liv. II. 43, 44; Dio­nys. IX. 1, 2, 41, X. 31); но око­ло это­го вре­ме­ни (мы не зна­ем точ­но, когда) был при­нят новый порядок, по кото­ро­му воз­ра­же­ния (in­ter­ces­sio) одно­го три­бу­на было доста­точ­но, чтобы лишить силы поста­нов­ле­ние его кол­лег (Zo­nar. VII. 15). До 394 и 393 гг. до н. э. это новое пра­ви­ло, по-види­мо­му, не при­ме­ня­лось (Liv. V. 25, 29); преж­нее пра­ви­ло еще дей­ст­во­ва­ло в 421 и 415 гг. до н. э. (Liv. IV. 42, 48; ср. Nie­buhr, II. p. 438). Исхо­дя из сво­его пра­ва при­сут­ст­во­вать в сена­те и участ­во­вать в его дис­кус­си­ях, а так­же из сво­его поло­же­ния пред­ста­ви­те­лей все­го наро­да, три­бу­ны посте­пен­но при­об­ре­ли пра­во интер­цес­сии — даже без объ­яс­не­ния при­чин — про­тив любо­го дей­ст­вия, пред­при­ни­мае­мо­го маги­ст­ра­том, нахо­дя­щим­ся в долж­но­сти. (Ap­pian, de Bell. Civ. I. 23). Так, мы видим, что три­бун запре­ща­ет кон­су­лу созы­вать сенат (Po­lyb. VI. 16), пре­пят­ст­ву­ет вне­се­нию новых зако­нов и про­веде­нию выбо­ров в коми­ци­ях (Liv. VI. 35, VII. 17, X. 9, XXVII. 6); так­же три­бу­ны осу­ществля­ют интер­цес­сию про­тив офи­ци­аль­ных функ­ций цен­зо­ров (Dion Cass. XXXVII. 9; Liv. XLIII. 16) и даже про­тив при­ка­за­ния, издан­но­го пре­то­ром (Liv. XXXVIII. 60; Gell. VII. 19). Точ­но так же три­бун мог нало­жить вето на поста­нов­ле­ние сена­та (Po­lyb. VI. 16; Dion Cass. XLI. 2); и таким обра­зом либо вынудить сенат под­верг­нуть обсуж­дае­мый вопрос ново­му рас­смот­ре­нию, либо назна­чить новое заседа­ние (Caes. de Bell. Civ. I. 2; Ap­pian, de Bell. Civ. I. 29). Для вне­се­ния пред­ло­же­ния на рас­смот­ре­ние сена­та три­бу­ны мог­ли либо сами созвать заседа­ние (Gel­lius, XIV. 7), либо вне­сти пред­ло­же­ние на заседа­нии, созван­ном кон­су­лом, — даже вопре­ки про­ти­во­дей­ст­вию кон­су­ла; тако­го пра­ва в при­сут­ст­вии кон­су­ла не имел более ни один маги­ст­рат. С дру­гой сто­ро­ны, сам сенат в неко­то­рых слу­ча­ях при­бе­гал к помо­щи три­бу­нов. Так, в 431 г. до н. э. он хода­тай­ст­во­вал о том, чтобы три­бу­ны заста­ви­ли кон­су­лов назна­чить дик­та­то­ра в соот­вет­ст­вии с поста­нов­ле­ни­ем сена­та, — и три­бу­ны, угро­жая кон­су­лам тюрем­ным заклю­че­ни­ем, вынуди­ли их назна­чить дик­та­то­ром А. Посту­мия Тубер­та (Liv. IV. 26). С тех пор мы встре­ча­ем еще несколь­ко при­ме­ров, когда три­бу­ны застав­ля­ли кон­су­лов пови­но­вать­ся поста­нов­ле­ния сена­та si non es­sent in auc­to­ri­ta­te se­na­tus (если они не под­чи­ня­лись авто­ри­те­ту сена­та) и испол­нять его рас­по­ря­же­ния (Liv. V. 9, XXVIII. 45). Их вза­и­моот­но­ше­ния с сена­том были изме­не­ны в резуль­та­те пле­бис­ци­та Ати­лия, поста­но­вив­ше­го, что три­бун, ввиду досто­ин­ства сво­ей долж­но­сти, дол­жен быть сена­то­ром (Gel­lius, XIV. 8; Zo­nar. VII. 15). Когда этот пле­бис­цит был при­нят, неиз­вест­но, одна­ко мы зна­ем, что в 170 г. до н. э. он еще не дей­ст­во­вал (Liv. XLV. 15). Веро­ят­но, его авто­ром был Г. Ати­ний, народ­ный три­бун 132 г. до н. э. (Liv. Epit. 59; Plin. H. N. VII. 45). Но посколь­ку люди зани­ма­ли долж­ность кве­сто­ра непо­сред­ст­вен­но перед три­бу­на­том (по край­ней мере, в более позд­ние вре­ме­на), а кве­сту­ра сама по себе дава­ла пра­во при­сут­ст­во­вать в сена­те и выска­зы­вать свое мне­ние, — закон Ати­ния в боль­шин­стве слу­ча­ев являл­ся излиш­ним.

Отно­си­тель­но вза­и­моот­но­ше­ний три­бу­нов с дру­ги­ми маги­ст­ра­та­ми мож­но отме­тить, что пра­во интер­цес­сии не сво­ди­лось толь­ко к пра­ву оста­но­вить дей­ст­вия маги­ст­ра­та, но три­бу­ны мог­ли даже при­ка­зать сво­им посыль­ным [Via­tor] аре­сто­вать кон­су­ла или цен­зо­ра, отпра­вить его в тюрь­му или сбро­сить с Тар­пей­ской ска­лы (Liv. II. 56, IV. 26, V. 9, IX. 34, Epit. 48, 55, 59; Cic. de Leg. III. 9, in Va­tin. 9; Dion Cass. XXXVII. 50). Лабе­он и Варрон (ap. Gell. XIII. 12) упо­ми­на­ют о том, что три­бу­ны, выдви­гая про­тив кого-либо обви­не­ние перед наро­дом, име­ли пра­во pre­hen­sio, но не пра­во vo­ca­tio, то есть, они мог­ли при­ка­зать сво­им посыль­ным при­ве­сти обви­ня­е­мо­го в коми­ции, но не мог­ли вызвать его. Гел­лий пред­при­нял попыт­ку объ­яс­нить эту стран­ность (l. c.). Три­бу­ны, как и преж­де, мог­ли пред­ло­жить, чтобы обви­ня­е­мый был при­суж­ден к штра­фу, но в неко­то­рых слу­ча­ях они отка­зы­ва­лись от это­го и рас­смат­ри­ва­ли дело как уго­лов­ное (Liv. VIII. 33, XXV. 4, XXVI. 3). Кол­ле­гия три­бу­нов так­же име­ла пра­во изда­вать эдик­ты, о чем с.1152 упо­ми­на­ет Цице­рон (in Verr. II. 41; ср. Gell. IV. 14; Liv. XXXVIII. 52). В слу­ча­ях, когда один из чле­нов кол­ле­гии воз­ра­жал про­тив реше­ния кол­лег, ниче­го поде­лать было нель­зя и от реше­ния при­хо­ди­лось отка­зы­вать­ся; но это полез­ное огра­ни­че­ние устра­нил сво­им при­ме­ром Г. Тибе­рий Гракх [Тибе­рий Сем­п­ро­ний Гракх — прим. О. Люби­мо­вой], кото­рый создал пре­цедент вне­се­ния перед наро­дом пред­ло­же­ния об отре­ше­нии от долж­но­сти три­бу­на, упор­но наста­и­вав­ше­го на сво­ем вето (Ap­pian, de Bell. Civ. I. 12; Plut. Tib. Gracch. 11, 12, 15; Cic. de Leg. III. 10; Dion Cass. XXXVI. 13).

Со вре­ме­ни при­ня­тия зако­на Гор­тен­зия власть три­бу­нов посте­пен­но воз­рос­ла до такой сте­пе­ни, что рав­ной ей не было в государ­стве, в свя­зи с чем Вел­лей (II. 2) даже гово­рит об импе­рии три­бу­нов. Они полу­чи­ли пра­во вно­сить в три­бут­ные коми­ции или сенат пред­ло­же­ния по прак­ти­че­ски всем важ­ным государ­ст­вен­ным делам, и мож­но до бес­ко­неч­но­сти пере­чис­лять при­ме­ры, в кото­рых обна­ру­жи­ва­лась их власть. Обыч­но их пред­ло­же­ния дей­ст­ви­тель­но при­ни­ма­лись ex auc­to­ri­ta­te se­na­tus, то есть, обсуж­да­лись и одоб­ря­лись сена­том (Liv. XLII. 21); но дела, напря­мую затра­ги­ваю­щие инте­ре­сы наро­да, — такие как общее зако­но­да­тель­ное пред­пи­са­ние (Liv. XXI. 63, XXXIV. 1), пре­до­став­ле­ние изби­ра­тель­ных прав (Liv. XXXVIII. 36), изме­не­ние атри­бу­тов маги­ст­ра­та (Liv. XXII. 25, сл.) и т. д. — мог­ли пред­став­лять­ся наро­ду без пред­ва­ри­тель­но­го обсуж­де­ния в сена­те, хотя есть так­же и при­ме­ры про­ти­во­по­лож­но­го (Liv. XXXV. 7, XXVII. 5). Вопро­сы, отно­ся­щи­е­ся к управ­ле­нию, не мог­ли быть выне­се­ны на рас­смот­ре­ние триб, если три­бу­ны пред­ва­ри­тель­но не полу­ча­ли через кон­су­лов одоб­ре­ние сена­та. Одна­ко это про­ис­хо­ди­ло очень часто, и поэто­му име­ют­ся упо­ми­на­ния о целом ряде пле­бис­ци­тов по вопро­сам управ­ле­ния (спи­сок их см. у Валь­те­ра, p. 132, n. 11). Ино­гда слу­ча­лось даже, что три­бу­ны ста­ви­ли перед три­ба­ми вопрос о заклю­че­нии мира и затем вынуж­да­ли сенат рати­фи­ци­ро­вать это реше­ние как выра­жаю­щее волю все­го наро­да (Liv. XXX. 43, XXXIII. 25). Сул­ла, рефор­ми­руя кон­сти­ту­цию в духе древ­них ари­сто­кра­ти­че­ских прин­ци­пов, оста­вил три­бу­нам толь­ко jus auxi­lian­di (пра­во помо­щи), но лишил их пра­ва вно­сить в сенат или коми­ции зако­но­да­тель­ные или иные пред­ло­же­ния без пред­ва­ри­тель­ной санк­ции сена­та [Tri­bus (рим­ская)]. Но такое поло­же­ние дел про­дли­лось недол­го, ибо Пом­пей вер­нул три­бу­нам их преж­ние пра­ва (Zacha­riae, L. Corn. Sul­la, als Ordner des Röm. Freis­taa­tes, II. p. 12, &c. and p. 99, &c.).

В пери­од позд­ней рес­пуб­ли­ки, когда три­бун­скую долж­ность зани­ма­ли в боль­шин­стве слу­ча­ев сра­зу после кве­сту­ры, три­бу­ны обыч­но изби­ра­лись из сена­то­ров; так было и во вре­мя импе­рии (Ap­pian. de Bell. Civ. I. 100). Ино­гда, впро­чем, всад­ни­ки тоже дости­га­ли этой долж­но­сти и таким обра­зом ста­но­ви­лись чле­на­ми сена­та (Suet. Aug. 10, 40), где они счи­та­лись рав­ны­ми по ран­гу кве­сто­рам (Vell. Pat. II. 111). Народ­ные три­бу­ны про­дол­жа­ли суще­ст­во­вать до V в. н. э., хотя, конеч­но, их пол­но­мо­чия были силь­но сокра­ще­ны, осо­бен­но в прав­ле­ние Неро­на (Tac. An­nal. III. 28). Одна­ко они по-преж­не­му обла­да­ли пра­вом интер­цес­сии про­тив поста­нов­ле­ний сена­та и пра­вом помо­щи лицам, потер­пев­шим ущерб (Tac. An­nal. XVI. 26, Hist. II. 91, IV. 9; Plin. Epist. I. 23, IX. 13; cf. Becker, Handb. der Röm. Al­terth. vol. II pt. II p. 247, &c.).

4. Воен­ные три­бу­ны с кон­суль­ской вла­стью (Tri­bu­ni mi­li­tum cum con­su­la­ri po­tes­ta­te). Когда в 445 г. до н. э. три­бун Г. Кану­лей внес пред­ло­же­ние о том, чтобы кон­суль­ство не при­над­ле­жа­ло толь­ко одно­му сосло­вию (Liv. IV. 1; Dio­nys. XI. 53), пат­ри­ции укло­ни­лись от это­го пред­ло­же­ния, изме­нив кон­сти­ту­цию: пол­но­мо­чия, до сих пор объ­еди­нен­ные в руках кон­су­лов, теперь были разде­ле­ны меж­ду дву­мя новы­ми маги­ст­ра­ту­ра­ми, а имен­но — воен­ны­ми три­бу­на­ми с кон­суль­ской вла­стью и цен­зо­ра­ми. Вслед­ст­вие это­го в 444 г. до н. э. было назна­че­но три воен­ных три­бу­на с кон­суль­ской вла­стью, и пле­беи име­ли такое же пра­во зани­мать эту долж­ность, как и пат­ри­ции (Liv. IV. 7; Dio­nys. XI. 60, сл.). Одна­ко в после­дую­щие годы народ, по пред­ло­же­нию сена­та, волен был решать, изби­рать ли кон­су­лов, соглас­но ста­ро­му обы­чаю, или кон­су­ляр­ных три­бу­нов. Таким обра­зом, в тече­ние мно­гих лет назна­ча­лись ино­гда кон­су­лы, а ино­гда кон­су­ляр­ные три­бу­ны, и чис­ло этих послед­них изме­ня­лось от трех до четы­рех до тех пор, пока в 405 г. до н. э. оно не было уве­ли­че­но до шести, — а посколь­ку цен­зо­ры счи­та­лись их кол­ле­га­ми, ино­гда мы встре­ча­ем упо­ми­на­ние о вось­ми три­бу­нах (Liv. IV. 61, V. 1; Dio­dor. XV. 50; Liv. VI. 27; Dio­dor. XV. 51; Liv. VI. 30). Нако­нец в 367 г. до н. э. закон Лици­ния отме­нил долж­ность кон­су­ляр­ных три­бу­нов и вос­ста­но­вил кон­суль­ство. Кон­су­ляр­ные три­бу­ны изби­ра­лись в цен­ту­ри­ат­ных коми­ци­ях и, несо­мнен­но, при менее тор­же­ст­вен­ных ауспи­ци­ях, чем кон­су­лы. О непо­сто­ян­стве их коли­че­ства см. Nie­buhr, II. p. 325, &c., p. 389, &c.; ср. Göttling, p. 326, &c.; Becker, Handb. der Röm. Al­terth. vol. II pt. II p. 136, &c.

5. Воен­ные три­бу­ны. [Exer­ci­tus, pp. 503, 504.]

6. Три­бун уве­се­ле­ний (Tri­bu­nus Vo­lup­ta­tum) — чинов­ник, не упо­ми­нав­ший­ся до вре­мен Дио­кле­ти­а­на и осу­ществляв­ший над­зор за все­ми обще­ст­вен­ны­ми раз­вле­че­ни­я­ми, осо­бен­но за теат­раль­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми (Cas­sio­dor. Va­riar. VII. 10).

Лео­нард Шмитц

См. также:
ТРИБУН (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
William Smith. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities, London, 1859, с. 1148—1152.
© 2006 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ПРИЗЫВ НА СУД • КАТАКЛЕСИИ • ЗАКОН ЭМИЛИЯ • КОДЕКС ФЕОДОСИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Хвалебная надпись в честь Аппия Клавдия Цека, цензора 312 г. до н. э.
Правление Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Копия.
CIL XI 1827 = ILS 54.
Рим, Музей Римской культуры.
2. НАДПИСИ. Рим.
Надпись в честь Плиния Младшего.
Мрамор. 111—114 гг. н. э.
CIL V. 5262 = ILS 2927.
Милан, Базилика Святого Амвросия.
3. НАДПИСИ. Рим.
Межевой камень трибуна Тита Сведия Клемента
72—75 гг. н. э.
CIL X 1018 = ILS 5942 = PompIn 42a.
Помпеи.
4. НАДПИСИ. Рим.
Межевой камень трибуна Тита Сведия Клемента
72—75 гг. н. э.
CIL X 1018 = ILS 5942 = PompIn 42a.
Помпеи.
5. НАДПИСИ. Этрурия.
Надпись, восхваляющая Луция Лициния Лукулла, который победил Митридата, царя Понта, и Тиграна, царя Армении.
Эпоха Августа. 27 г. до н. э. — 14 г. н. э. Копия.
CIL XI 1832 = CIL I p. 196 = ILS 60 = Inscr. It. XIII. 3. 84.
Рим, Музей Римской культуры.
6. НАДПИСИ. Рим.
Надпись, посвященная Нерону и его жене Поппее Луцием Титинием Главком Лукрецианом, римским всадником из Луны.
Гипсовый слепок.
Оригинал: мрамор, 63 г. н. э.
ILS 8902 = CIL XI 6955.
Рим, Музей Римской культуры.
7. НАДПИСИ. Рим.
Надпись с посвящением Сексту Афранию Бурру, префекту претория при Нероне, поставленная жителями Вазиона, его согражданами.
Гипсовый слепок.
51—62 гг. н. э.
CIL XII 1360 = CIL XII 5842 = ILS 1321.
Рим, Музей Римской культуры.
8. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись квестора Луция Корнелия Сципиона.
Около 164 г. до н. э.
CIL I 35 = CIL VI 1290 = CIL VI 37039f = ILLRP 313 = ILS 5.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 40.
9. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Луция Корнелия Сципиона, сына Луция Корнелия Сципиона Азиатского.
Около 164 г. до н. э. Копия.
CIL I 35 = CIL VI 1290 = CIL VI 37039f = ILLRP 313 = ILS 5.
Рим, Музей Римской культуры.
10. НАДПИСИ. Рим.
Надпись на базе статуи, посвященной Гаю Марию.
I в. н. э. Копия.
CIL X 5782 = Casamari-01, p. 28 = Epigraphica-1967-58.
Рим, Музей Римской культуры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА