С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

Театр Пом­пея (Theat­rum Pom­pei) — пер­вый посто­ян­ный театр в Риме, кото­рый Пом­пей постро­ил из кам­ня в своё вто­рое кон­суль­ство и посвя­тил в этом же году, соглас­но самой рас­про­стра­нён­ной вер­сии (Asc. Pis. 1; Vell. II. 48; Chron. Pa­sch. a. u. c. 697 (зало­же­но осно­ва­ние); Chro­ni­ca Min. ed. Mom­msen I. 215; Tac. Ann. XIV. 20; Cass. Dio XXXIX. 38, рас­сказ кото­ро­го о том, что день­ги пре­до­ста­вил воль­ноот­пу­щен­ник Пом­пея, сле­ду­ет отверг­нуть), устро­ив рос­кош­ней­шие игры, трав­ли диких зве­рей и выстав­ки досто­при­ме­ча­тель­но­стей (Cic. Pis. 65; Plin. NH. VII. 158; VIII. 20; Plut. Pomp. 52). Кро­ме обыч­но­го назва­ния «театр Пом­пея» (theat­rum Pom­pei), исполь­зо­ва­лось так­же назва­ние «Пом­пе­ев театр» (theat­rum Pom­peia­num, Plin. NH. XXXIV. 39; XXXVI. 15; RGDA. IV. 9; Suet. Tib. 47; Claud. 21; Tac. Ann. VI. 45; Mart. VI. 9; X. 51. 11; XIV. 29. 1; 166. 1; во мно­же­ст­вен­ном чис­ле Flor. II. 13. 8); «мра­мор­ный театр» (theat­rum mar­mo­reum, Fast. Amit. ad pr. Id. Aug., CIL. I². p. 244); «вели­кий театр» (theat­rum mag­num, Plin. NH. VII. 158), а ино­гда про­сто «театр» (Cic. Att. IV. 1. 6; Hor. Carm. I. 20. 3; Suet. Ne­ro 13; Flor. II. 13. 91; Cass. Dio L. 8. 3), посколь­ку он был един­ст­вен­ным камен­ным теат­ром в Риме до стро­и­тель­ства теат­ра Мар­цел­ла и все­гда — самым зна­чи­тель­ным (ср. Tac. Ann. XIII. 54; Plin. NH. XXXIII. 54; Cass. Dio LXII. 8).

План это­го зда­ния Пом­пей заим­ст­во­вал у теат­ра в Мити­ле­нах с.516 (Plut. Pomp. 42), а внут­ри поста­вил мно­го вели­ко­леп­ных ста­туй (Plin. NH. VII. 34; о ста­ту­ях четыр­на­дца­ти наро­дов, поко­рён­ных Пом­пе­ем, см.: Plin. NH. XXXVI. 41; Suet. Ne­ro 46; Serv. Aen. VIII. 721; см. POR­TI­CUS AD NA­TIO­NES). Чтобы избе­жать осуж­де­ния за стро­и­тель­ство посто­ян­но­го теат­ра, Пом­пей воз­вёл храм Вене­ры Победи­тель­ни­цы (VE­NUS VICTRIX, q. v.) в цен­тре верх­ней части зри­тель­ских рядов, так что они выгляде­ли сту­пе­ня­ми, веду­щи­ми к хра­му, и посвя­тил весь ком­плекс как храм, а не как театр (Tert. Spect. 10; Gell. X. 1. 7; Plin. NH. VIII. 20). Тер­тул­ли­ан сооб­ща­ет, что театр и храм были посвя­ще­ны одно­вре­мен­но, но Гел­лий (loc. cit.) утвер­жда­ет, что когда Пом­пей соби­рал­ся посвя­тить театр, он не знал, напи­сать ли в над­пи­си con­sul ter­tium или ter­tio («кон­сул в тре­тий раз»), и по сове­ту Цице­ро­на (про­ци­ти­ро­ван­но­му в пись­ме Тиро­на) выбрал ком­про­мисс­ный вари­ант con­sul tert. Это долж­но ука­зы­вать, что театр был посвя­щён в 52, а не 55 г. (что утвер­жда­ет­ся так­же в «Пас­халь­ной хро­ни­ке», a. u. c. 702; Chron. min. ed. Mom­msen, I. 215). Одна­ко даль­ше Гел­лий сооб­ща­ет, что в его дни над­пись в теат­ре выгляде­ла ина­че, nam cum mul­tis an­nis pos­tea scae­na, quae pro­ci­de­rat, re­fec­ta es­set, nu­me­rus ter­tii con­su­la­tus non uti ini­tio pri­mo­ri­bus lit­te­ris sed tri­bus tan­tum li­nio­lis in­ci­sis sig­ni­fi­ca­tus est[1]. Как бы ни обсто­я­ло дело с посвя­ще­ни­ем, одна­ко над­пись, види­мо, была поме­ще­на на храм или на храм и сце­ну в 52 г. до н. э. Судя по запи­сям в двух кален­да­рях (Fast. Al­lif., Amit. ad pr. Id. Aug., CIL. I². p. 217, 244, 324; ср. Suet. Claud. 21: cum pri­us apud su­pe­rio­res aedes suppli­cas­set[2]), там, види­мо, нахо­ди­лись свя­ти­ли­ща или алта­ри трёх дру­гих божеств: Чести (Ho­nor), Доб­ле­сти (Vir­tus) и Сча­стья (Fe­li­ci­tas), тоже раз­ме­щён­ные в теат­ре, а воз­мож­но, было и чет­вёр­тое боже­ство (Fast. Al­lif.: V. …?).

В 32 г. до н. э. Август c боль­ши­ми издерж­ка­ми реста­ври­ро­вал театр (RGDA. IV. 9: si­ne ul­la inscrip­tio­ne no­mi­nis mei[3]; ср., одна­ко, CIL. VI. 9404: in scho­la sub theat­ro Aug(us­to) Pom­peian(o)[4]), и пере­нёс ста­тую Пом­пея, под кото­рой был убит Цезарь, из курии Пом­пея (CU­RIA POM­PEI, q. v.) в сам театр (Suet. Aug. 31: Pom­pei quo­que sta­tuam contra theat­ri eius re­giam (цен­траль­ная дверь сце­ны(1)) mar­mo­reo iano su­per­po­suit[5])1. В 21 г. н. э. театр сго­рел (Hier. a. Abr. 2037), и посколь­ку никто из дожив­ших до это­го вре­ме­ни чле­нов семьи не мог его отре­мон­ти­ро­вать, это сде­лал Тибе­рий (Tac. Ann. III. 72; Vell. II. 130; Sen. Con­s. ad Marc. 22. 4), поста­вив­ший в зда­нии брон­зо­вую ста­тую Сея­на (Cass. Dio LVII. 21. 3). Тибе­рий не закон­чил рестав­ра­цию (Suet. Tib. 47; Cal. 21) или, соглас­но дру­го­му свиде­тель­ству, не посвя­тил театр (Tac. Ann. VI. 45). Завер­ше­ние работ источ­ни­ки при­пи­сы­ва­ют Кали­гу­ле (Suet. Cal. 21) или Клав­дию (Suet. Claud. 21), а посвя­ще­ние — послед­не­му (Suet. Claud. 21; Cass. Dio LX. 6. 8), кото­рый поме­стил на сцене над­пись с име­нем Тибе­рия и постро­ил мра­мор­ную арку в его честь (см. AR­CUS TI­BE­RII) рядом с теат­ром (Suet. Claud. 11).

с.517 Сооб­ща­ет­ся, что во вре­мя визи­та в Рим Тирида­та, царя Арме­нии, в 66 г. н. э. Нерон при­ка­зал позо­ло­тить сце­ну и внеш­нюю часть теат­ра, а над зри­тель­ски­ми ряда­ми натя­нуть пур­пур­ные наве­сы (Plin. NH. XXXIII. 54; Cass. Dio LXII. 6. 1—2). В 80 г. сце­на сго­ре­ла (Cass. Dio LXVI. 24. 2), но, види­мо, была отре­мон­ти­ро­ва­на очень быст­ро. При Севе­ре, веро­ят­но, была выпол­не­на какая-то рестав­ра­ция, посколь­ку сохра­ни­лось две над­пи­си Квин­та Аци­лия Фус­ка, про­ку­ра­то­ра работ в Пом­пе­е­вом теат­ре (pro­cu­ra­tor ope­ris theat­ri Pom­peia­ni) в 209—211 гг. (PIR. I. 6. 47; CIL. VIII. 1439; XIV. 154; ср. CIL. VI. 1031)(2). Театр сно­ва сго­рел в 247 г. (Hier. a. Abr. 2263), а так­же, веро­ят­но, при Карине (Hist. Aug. Car. 19), ибо его вос­ста­но­ви­ли Дио­кле­ти­ан и Мак­си­ми­ан (Chron. 148). Засвиде­тель­ст­во­ва­ны так­же рестав­ра­ции при Арка­дии и Гоно­рии (CIL. VI. 1191, ср. 1193)(3), и, нако­нец, при Сим­ма­хе по при­ка­зу Тео­до­ри­ха меж­ду 507 и 511 гг. (Cas­siod. Var. IV. 51; ср. Sym. Rel. 8. 3). Бла­го­да­ря этим рестав­ра­ци­ям театр, веро­ят­но ста­но­вил­ся всё вели­ко­леп­нее, и Дион Кас­сий (XXXIX. 38) и Амми­ан Мар­цел­лин (XVI. 10. 14: in­ter de­co­ra ur­bis) упо­ми­на­ют его в чис­ле досто­при­ме­ча­тель­ных памят­ни­ков горо­да. К юго-восточ­ной сто­роне сце­ны непо­сред­ст­вен­но при­мы­кал пор­тик Пом­пея (POR­TI­CUS POM­PEII, q. v.), где зри­те­ли укры­ва­лись в слу­чае дождя. Про­чие упо­ми­на­ния о теат­ре в антич­ной лите­ра­ту­ре не содер­жат допол­ни­тель­ных сведе­ний (Tac. Ann. XIII. 54; Mart. VI. 9; X. 51. 11; XIV. 29. 1, 166; App. BC. II. 115; V. 15; Fest. 178; Plin. NH. XXXVII. 19).

Театр сто­ял на Мар­со­вом поле (Not. Reg. IX), немно­го севе­ро-восточ­нее Фла­ми­ни­е­ва цир­ка, и изо­бра­жён на Мра­мор­ном плане (frg. 30)(4). Его точ­ное место­по­ло­же­ние опре­де­ля­ет­ся по руи­нам фун­да­мен­та зри­тель­ских рядов, постро­ен­но­го в тех­ни­ке сет­ча­той клад­ки (opus re­ti­cu­la­tum) (в честь одно­го из этих под­ва­лов назва­на цер­ковь Сан­та Мария де Крип­та Пин­та)(5), фун­да­мен­та хра­ма Вене­ры Победи­тель­ни­цы, най­ден­но­го под двор­цом Пио, и сце­ны на пло­ща­ди Сати­ри (полу­чив­шей назва­ние не от двух сати­ров, хра­ня­щих­ся сего­дня на Капи­то­лии (Внут­рен­ний двор, 5, 23), но от мест­но­го назва­ния Сат­ро(6)). Пло­щадь Грот­та­пин­та до сих пор сохра­ня­ет назва­ние и фор­му части теат­ра. Полу­круг­лый фасад той части теат­ра, где рас­по­ла­га­лись зри­тель­ские ряды, состо­ял из трёх аркад, укра­шен­ных колон­на­ми: ниж­няя арка­да име­ла дори­че­ский ордер, вто­рая — иони­че­ский, третья — коринф­ский. Най­де­ны остат­ки два­дца­ти четы­рёх арок ниж­ней арка­ды из пепе­ри­но, перед кото­ры­ми сто­я­ли колон­ны из крас­но­го гра­ни­та. Диа­метр теат­ра состав­лял 150—160 м(7), а дли­на сце­ны — око­ло 95 м. Соглас­но Пли­нию (NH. XXXVI. 115), театр вме­щал 40 тыс. чело­век, но это свиде­тель­ство, как и дру­гие утвер­жде­ния антич­ных авто­ров о коли­че­стве зри­тель­ских мест, вызы­ва­ет сомне­ния, и соглас­но наи­бо­лее тща­тель­ной оцен­ке это чис­ло необ­хо­ди­мо сни­зить до 10 тыс.(8).

О теат­ре и его руи­нах см. так­же:

Huel­sen Ch. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. I, H. 3. Ber­lin, 1906. S. 524—530;

Gil­bert O. Ge­schich­te und To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Leip­zig, 1890. S. 322—327;

Lan­cia­ni R. Sto­ria deg­li Sca­vi di Ro­ma. Vol. 2. Ro­ma, 1903. P. 50, 175, 244; Vol. 3. Ro­ma, 1907. P. 123, 124, 234;

Da­rem­berg C. V., Sag­lio E. Dic­tion­nai­re des an­ti­qui­tés grec­ques et ro­mai­nes. Vol. 5. Pa­ris, 1912. P. 192—194;

Cas­cio­li G. I mo­nu­men­ti di Ro­ma e la fabbri­ca di San Piet­ro // Dis­ser­ta­zio­ni dell’ Ac­ca­de­mia Pon­ti­fi­cia. Ser. 2. Vol. 15. 1921. P. 371;

Ri­voi­ra G. T. Ro­man Ar­chi­tec­tu­re / Transl. G. M. N. Rushforth. Ox­ford, 1925. P. 24;

Cultre­ra G. Ar­chi­tet­tu­ra ip­po­da­mea // Me­mo­rie del­la Clas­se di Scien­ze Mo­ra­li, Sto­riche e Phi­lo­lo­gi­che del­la R. Ac­ca­de­mia dei Lin­cei. Ser. 5. Vol. 17. 1923. P. 505;

Mar­chet­ti Longhi G. Theat­rum la­pi­deum // Ca­pi­to­lium: ri­vis­ta bi­mestra­le del Co­mu­ne di Ro­ma. Vol. 2. 9. 1926—1927. P. 531—544).

См. также:
Театр Помпея (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Ср. так­же CIL. VI. 32323. 157 (прото­ко­лы Веко­вых игр Авгу­ста).
  • (1)For­ma Ur­bis Ro­mae Re­gio­num XIV / Ed. H. Jor­dan. Ber­lin, 1874. P. 23.
  • (2)Fio­rel­li G. // NSA. 1880. P. 471;
  • (3)Huel­sen Ch. Mis­cel­la­nea epi­gra­phi­ca: XXIV. Iscri­zio­ne re­la­ti­ve al teat­ro di Pom­peo // MDAIR. Bd. 14. 1899. P. 251—259.
  • (4)For­ma… P. 22—23.
  • (5)Huel­sen Ch. Le Chie­se di Ro­ma. Fi­ren­ze, 1927. P. 328.
  • (6)Huel­sen Ch. Le Chie­se… P. 204—205.
  • (7)Lan­cia­ni R. For­ma Ur­bis Ro­mae. Mi­la­no, 1893—1901. P. 23.
  • (8)Huel­sen Ch. Il pos­to deg­li Ar­va­li nel Co­los­seo e la ca­pa­ci­tà dei teat­ri di Ro­ma an­ti­ca // BCAR. An. 22. 1894. P. 321.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]Ведь когда мно­го лет спу­стя чини­ли обру­шив­шу­ю­ся сце­ну, то номер третье­го кон­суль­ства обо­зна­чи­ли не так, как сна­ча­ла, пер­вы­ми бук­ва­ми, но про­сто тре­мя выре­зан­ны­ми чер­точ­ка­ми (пер. А.П. Бех­тер).
  • [2]При­чем пред­ва­ри­тель­но совер­шил молеб­ст­вие в хра­ме, рас­по­ло­жен­ном над теат­ром (пер. Д.П. Кон­ча­лов­ско­го).
  • [3]Не оста­вив ни одной над­пи­си с моим име­нем (пер. А.Л. Смыш­ля­е­ва).
  • [4]В шко­ле под Авгу­сто­вым Пом­пе­е­вым теат­ром.
  • [5]Так­же ста­тую Пом­пея он поста­вил на мра­мор­ной арке про­тив регии его теат­ра.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Theatrum Pompei, с. 515—517.
    © 2022 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: Театр Бальба • Ростры Августа • Ростры Августа • Арка Тита •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Статуя Пана, «Сатир Валле».
    Мрамор. С эллинистического оригинала.
    Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Внутренний двор.
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Раскопки на Ларго Торре Арджентина, Рим.

    Рим, Марсово поле, Священная площадь (Area Sacra).
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Статуя Пана, «Сатир Валле».
    Мрамор. С эллинистического оригинала.
    Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Внутренний двор.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА