Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

ТЕАТР ПОМПЕЯ (Theat­rum Pom­peii, рис. 82): пер­вый камен­ный театр в Риме, постро­ен­ный Пом­пе­ем и, соглас­но с.384 наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной вер­сии, посвя­щён­ный в 55 г. до н. э., в год его вто­ро­го кон­суль­ства (As­con. in Cic. Pis. 1 [Stangl 11]; Tac. Ann. XIV. 20; Cass. Dio XXXIX. 38. 1—6). По слу­чаю посвя­ще­ния были пока­за­ны вели­ко­леп­ные игры, в том чис­ле зве­ри­ные трав­ли (ve­na­tio) с уча­сти­ем пяти­сот львов, бит­ва сло­нов и дру­гие дико­ви­ны (Cic. Pis. 65; Plut. Pomp. 52. 4). Зда­ние назы­ва­лось не толь­ко «театр Пом­пея» (theat­rum Pom­peii), но и «Пом­пе­ев театр» (Theat­rum Pom­peia­num, см., напр., Plin. HN. XXXVI. 115; Suet. Tib. 47), «Мра­мор­ный театр» (Fast. Amit. 12 авгу­ста; см. Deg­ras­si, A. Fas­ti An­ni Nu­ma­ni et Iulia­ni (Inscrip­tio­nes Ita­liae 13. 2). Ro­ma, 1963. P. 190—191), а ино­гда про­сто «Театр» (Suet. Ne­ro 13. 2; ср. Plin. HN. XXXIII. 54). Он все­гда был глав­ным теат­ром в Риме.

Счи­та­лось, что про­ект зда­ния ско­пи­ро­ва­ли с теат­ра в Мити­ле­нах, но рас­ши­ри­ли и сде­ла­ли более вели­ко­леп­ным (Plut. Pomp. 42. 4). Посколь­ку театр в Мити­ле­нах в соот­вет­ст­вии с обы­ча­ем был постро­ен на склоне хол­ма и не мог иметь такой сце­ны, какая под­ра­зу­ме­ва­ет­ся в опи­са­нии теат­ра Скав­ра у Пли­ния (см. Theat­rum Scau­ri), это, веро­ят­но, ошиб­ка. Либо про­ект Пом­пея не уда­лось адап­ти­ро­вать к гео­гра­фи­че­ским усло­ви­ям Рима, либо архи­тек­тор убедил его пред­по­честь совер­шен­но новый про­ект. В ито­ге театр про­сла­вил­ся укра­шав­ши­ми его ста­ту­я­ми, в чис­ле кото­рых были изо­бра­же­ния исто­ри­че­ских дико­вин, таких как жен­щи­на из Тралл, родив­шая трид­цать детей (Plin. HN. VII. 34). Груп­па из четыр­на­дца­ти ста­туй работы Копо­ния изо­бра­жа­ла четыр­на­дцать наро­дов, поко­рён­ных Пом­пе­ем; они были уста­нов­ле­ны «вокруг Пом­пе­е­ва теат­ра» (cir­ca Pom­pei­um) — веро­ят­но, не вен­ча­ли зри­тель­ские ряды, а сто­я­ли у стол­бов внеш­ней арка­ды (Plin. HN. XXXVI. 41; Suet. Ne­ro 46. 1). Над зри­тель­ски­ми ряда­ми нахо­ди­лось несколь­ко (четы­ре или, ско­рее, пять) хра­мов или свя­ти­лищ; глав­ный храм, рас­по­ло­жен­ный, види­мо, на основ­ной оси, был посвя­щён Вене­ре Победи­тель­ни­це, а осталь­ные — Чести, Доб­ле­сти, Сча­стью и Вик­то­рии (?) (Fast. Amit., Al­lif., 13 авгу­ста; Deg­ras­si A. Op. cit. P. 93—94; ср. Suet. Claud. 21. 1). Посвя­щая этот ком­плекс, Пом­пей при­гла­сил народ Рима на посвя­ще­ние хра­ма Вене­ры Победи­тель­ни­цы, пред­ста­вив театр как все­го-навсе­го лест­ни­цу для пред­став­ле­ний, при­мы­каю­щую к хра­му (Ter­tull. De Spect. 10). Таким обра­зом Пом­пей, по сло­вам Тер­тул­ли­а­на, избе­жал пори­ца­ния за то, что постро­ил театр, ибо более суро­вые рим­ляне осуж­да­ли подоб­ные стро­е­ния. Но к это­му вре­ме­ни такие пре­до­сто­рож­но­сти едва ли тре­бо­ва­лись, и такое при­гла­ше­ние по край­ней мере отча­сти сле­ду­ет рас­це­ни­вать как шут­ку. Гел­лий (X. 1. 7) сооб­ща­ет, что когда Пом­пей соби­рал­ся посвя­щать храм, то не уве­рен был, напи­сать ли con­sul ter­tio или con­sul ter­tium, и по сове­ту Цице­ро­на напи­сал про­сто con­sul tert. Это долж­но озна­чать, что храм был посвя­щён через три года после теат­ра, в 52 г. до н. э. Далее Гел­лий сооб­ща­ет, что на реста­ври­ро­ван­ной сцене про­бле­ма была раз­ре­ше­на за счёт исполь­зо­ва­ния чис­ла III, поэто­му пред­став­ля­ет­ся, что театр, сце­на и храм были частя­ми еди­но­го про­ек­та, вклю­чав­ше­го ком­плекс во всех его состав­ных частях, и это пред­по­ло­же­ние под­твер­жда­ет­ся свиде­тель­ст­вом Вел­лея Патер­ку­ла (II. 48. 2).

В 32 г. до н. э. Август с боль­ши­ми издерж­ка­ми вос­ста­но­вил зда­ние, но не доба­вил к нему сво­его име­ни (RGDA. 20), а ста­тую Пом­пея вынес из курии Пом­пея (q. v.), где у её под­но­жия был убит Цезарь, и mar­mo­reo iano su­per­po­suit[1] напро­тив регии теат­ра (Suet. Aug. 31. 5). Види­мо, это озна­ча­ет, что ста­туя теперь сто­я­ла на мра­мор­ной арке на глав­ной оси ком­плек­са. Посколь­ку арка в самом теат­ре, даже неболь­шая, заго­ра­жи­ва­ла бы обзор зри­те­лям, что было бы недо­пу­сти­мо, её мож­но счи­тать аркой, изо­бра­жён­ной на Мра­мор­ном плане в пор­ти­ке Пом­пея за глав­ным вхо­дом (por­ta re­gia) сце­ны и на одной оси с ним. В 21 г. н. э. театр сго­рел (Hie­ron. a. Abr. 2037), и Тибе­рий взял­ся за его рестав­ра­цию (Vell. Pat. II. 130. 1; Tac. Ann. III. 72). Сенат тогда решил уста­но­вить в теат­ре брон­зо­вую ста­тую Сея­на (Sen. Marc. 224; Cass. Dio LVII. 21. 3). Тибе­рий не завер­шил рестав­ра­цию (Suet. Tib. 47); её закон­чил Кали­гу­ла (Suet. Ca­lig. 21), а Клав­дий посвя­тил зда­ние (Suet. Claud. 21. 1; Cass. Dio LX. 6. 8). На сцене Клав­дий напи­сал своё имя и имя Тибе­рия, а так­же вос­ста­но­вил имя Пом­пея (Cass. Dio LX. 6. 8). Кро­ме того, Клав­дий достро­ил рядом с теат­ром мра­мор­ную арку в честь Тибе­рия: сенат поста­но­вил её воз­ве­сти, но она сто­я­ла недо­стро­ен­ной. Это похо­же на с.385 контр­ме­ру про­тив ста­туи Сея­на, но о место­на­хож­де­нии этой арки нет ука­за­ний; ясно лишь, что она не была частью само­го теат­ра. Воз­мож­но, это арка, изо­бра­жён­ная в пор­ти­ке Пом­пея с про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны от арки за глав­ным вхо­дом (por­ta re­gia) сце­ны.

В 66 г. н. э., когда Тиридат, царь Арме­нии, нанёс государ­ст­вен­ный визит в Рим, Нерон при­ка­зал позо­ло­тить весь инте­рьер теат­ра и натя­нуть над ним пур­пур­ные наве­сы (Plin. HN. XXXIII. 54; Cass. Dio LXII. 6. 1—2). В вре­мя вели­ко­го пожа­ра в 80 г. н. э. сце­на сго­ре­ла (Cass. Dio LXVI. 24. 2), и её, види­мо, вос­ста­но­вил Доми­ци­ан. При Сеп­ти­мии Севе­ре ещё одну рестав­ра­цию про­вёл Квинт Аци­лий Фуск, про­ку­ра­тор работ в Пом­пе­е­вом теат­ре (pro­cu­ra­tor ope­ris Theat­ri Pom­peia­ni, CIL. VIII. 1439 = ILS. 1430, CIL. XIV. 154 = ILS. 1431). В 247 г. театр сно­ва сго­рел (Hie­ron. a. Abr. 2263). Далее сооб­ща­ет­ся о рестав­ра­ци­ях при Дио­кле­ти­ане и Мак­си­ми­ане (Chron. 148), Гоно­рии и Арка­дии (CIL. 6. 1191 = ILS. 793; ср. 1193), и, нако­нец, о рестав­ра­ции, про­ведён­ной Сим­ма­хом (Cas­siod. Var. IV. 51. 3—4; ср. Sym­mach. Rei. 8. 3). На про­тя­же­нии всей сво­ей исто­рии это была одна из досто­при­ме­ча­тель­но­стей Рима, в отли­чие от теат­ра Мар­цел­ла (Cass. Dio XXXIX. 38. 1).

Театр нахо­дил­ся на Мар­со­вом поле, так что в ката­ло­гах рай­о­нов он фигу­ри­ру­ет в IX рай­оне, и на момент стро­и­тель­ства сто­ял почти обособ­лен­но; с восто­ка к нему при­мы­кал пор­тик Пом­пея, слу­жив­ший укры­ти­ем от дождя для зри­те­лей и попу­ляр­ным местом про­гу­лок в осталь­ное вре­мя и упи­рав­ший­ся тор­цом в Свя­щен­ную пло­щадь (Area Sac­ra) на Лар­го Арджен­ти­на (q. v.), но осталь­ные три сто­ро­ны теат­ра были сво­бод­ны. Он при­сут­ст­ву­ет на фраг­мен­тах Мра­мор­но­го пла­на (Ca­ret­to­ni G., Co­li­ni A. M., Coz­za L., Gat­ti G. La plan­ta mar­mo­rea di Ro­ma an­ti­ca (For­ma Ur­bis Ro­mae). Ro­ma, 1960. Tav. 32; Rod­ri­guez Al­mei­da E. For­ma ur­bis mar­mo­rea: Ag­gior­na­men­to ge­ne­ra­le 1980. Ro­ma, 1981. Tav. 28, 32), где очень подроб­но изо­бра­же­на пла­ни­ров­ка, осо­бен­но сце­ны, а аэро­фото­съём­ка пока­зы­ва­ет, что зда­ния в рай­оне, огра­ни­чен­ном ули­ца­ми Грот­та Пин­та, Джуб­бо­на­ри, пло­ща­дя­ми Кам­по де Фьо­ри, Бишоне, Пара­ди­зо и ули­цей и пло­ща­дью де Кья­ва­ри, в зна­чи­тель­ной мере постро­е­ны на фун­да­мен­те из руин теат­ра и повто­ря­ют его очер­та­ния. В под­ва­лах зда­ний это­го рай­о­на пре­крас­но сохра­ни­лось мно­же­ство свод­ча­тых осно­ва­ний: бетон­ные сте­ны тол­щи­ной око­ло 1,5 м обли­цо­ва­ны ква­зи­сет­ча­той клад­кой, зам­ко­вы­ми кам­ня­ми слу­жат малень­кие бло­ки, а база­ми — круп­ные бло­ки туфа и пепе­ри­но, а сво­ды сег­мен­ти­ро­ва­ны и постро­е­ны из необ­ли­цо­ван­но­го бето­на. Наруж­ная часть была оформ­ле­на как арка­да из соро­ка четы­рёх пепе­ри­но­вых арок. В ходе одной из рестав­ра­ций перед ними, види­мо, были постав­ле­ны колон­ны из крас­но­го гра­ни­та. Как были устро­е­ны вхо­ды и выхо­ды, не вполне понят­но, но, види­мо, исполь­зо­ва­лась систе­ма наруж­ных и внут­рен­них коль­це­вых под­зем­ных коридо­ров, такая же, как в теат­ре Мар­цел­ла. Диа­метр зри­тель­ских рядов оце­ни­ва­ет­ся в 150—160 м, а дли­на сце­ны — при­мер­но в 95 м. В ката­ло­гах рай­о­нов ука­за­но, что театр вме­щал 17500 зри­те­лей, но соглас­но совре­мен­ной оцен­ке его вме­сти­мость состав­ля­ла око­ло 11 тыс. чело­век. Сце­на, изо­бра­жён­ная на Мра­мор­ном плане, очень глу­бо­кая; зад­няя сте­на при­чуд­ли­вой фор­мы: в ней ряд из трёх глу­бо­ких ниш, внеш­няя пара — полу­круг­лые, широ­кая цен­траль­ная ниша с глав­ным вхо­дом (por­ta re­gia) — пря­мо­уголь­ная, перед ними — несколь­ко колон­над, ниж­ний этаж постро­ен так, что, веро­ят­но, не толь­ко был загро­мож­дён колон­на­да­ми, но и рез­ко отсту­пал назад, чтобы вид­ны были ста­туи на верх­них яру­сах. Сза­ди сце­на откры­ва­лась пря­мо в пор­тик Пом­пея, без про­ме­жу­точ­но­го про­стран­ства, так что пор­тик слу­жил заку­ли­сьем. На оси за зри­тель­ски­ми ряда­ми, немно­го откло­ня­ясь на юг, про­хо­ди­ла широ­кая ули­ца, веро­ят­но, соеди­няв­шая театр с вели­ко­леп­ным домом, кото­рый Пом­пей постро­ил непо­да­лё­ку: сооб­ща­ет­ся, что дом напо­ми­нал шлюп­ку на бук­си­ре у боль­шо­го кораб­ля.


Lug­li, G. I mo­nu­men­ti an­ti­chi di Ro­ma e sub­ur­bio. Vol. 3, A tra­ver­so le re­gio­ni. Ro­ma, 1938. P. 70—78;

Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me. 2d ed. Lon­don, 1968. Vol. 2. P. 423—428;

Coa­rel­li F. Il comples­so pom­peia­no del Cam­po Mar­zio e la sua de­co­ra­zio­ne scul­to­rea // RPAA. Vol. 44. 1971—1972. P. 99—122;

Ca­po­fer­ro Cen­cet­ti A. M. Va­ria­zio­ni nel tem­po dell’iden­ti­tà fun­zio­na­le di un mo­nu­men­to: il teat­ro di Pom­peo // Ri­vis­ta di ar­cheo­lo­gia. Vol. 3. 1979. P. 72—85;

Richardson L. A No­te on the Ar­chi­tec­tu­re of the Theat­rum Pom­pei in Ro­me // AJA. Vol. 91. 1. 1987. P. 123—126;

Sau­ron G. Le comple­xe pom­péien du Champ de Mars: nou­veauté ur­ba­nis­ti­que à fi­na­li­té idéo­lo­gi­que // L’Urbs, es­pa­ce ur­bain et his­toi­re (1er sièc­le av. ]. C. — llle sièc­le ap. J. C. Ro­me; Pa­ris, 1987. P. 457—473.

Рис. 82. Театр Пом­пея и пор­тик Пом­пея. Изо­бра­же­ние на Мра­мор­ном плане.

См. также:
Театр Помпея (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Поста­вил над мра­мор­ной аркой.

  • © 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. P. 383—385.
    © 2022 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: Театр Бальба • Ростры Августа • Ростры Августа • Арка Тита •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Статуя Пана, «Сатир Валле».
    Мрамор. С эллинистического оригинала.
    Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Внутренний двор.
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Раскопки на Ларго Торре Арджентина, Рим.

    Рим, Марсово поле, Священная площадь (Area Sacra).
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Статуя Пана, «Сатир Валле».
    Мрамор. С эллинистического оригинала.
    Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Внутренний двор.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА