Система возрастных классов архаического Рима и реформа Сервия Туллия.

Доклад для конференции ВДИ, июнь 1997.

Про­бле­ма воз­раст­ных групп у древ­них рим­лян при­вле­ка­ет нема­лое вни­ма­ние совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей. Наи­бо­лее пол­ную свод­ку дан­ных антич­ных авто­ров по это­му вопро­су собрал Эмиль Эйбен. Эти дан­ные поз­во­ля­ют заклю­чить, что на про­тя­же­нии исто­ри­че­ско­го пери­о­да воз­раст­ные гра­да­ции рим­лян про­шли опре­де­лен­ную эво­лю­цию. Выде­ля­ют­ся несколь­ко воз­раст­ных групп: in­fan­tia — pue­ri­tia — adu­les­cen­tia — iuven­tus — vi­ri­lis aetas — se­nio­ria — se­nec­tus.

В арха­и­че­скую эпо­ху эти воз­раст­ные кате­го­рии, по-види­мо­му, име­ли соци­аль­ное зна­че­ние. Совре­мен­ная этно­ло­гия выде­ля­ет в каче­стве одно­го из эта­пов обще­ст­вен­но­го раз­ви­тия так назы­вае­мое ран­жи­ро­ван­ное обще­ство, т. е. обще­ство, осно­ван­ное на ран­гах знат­но­сти в соот­вет­ст­вии с кате­го­ри­я­ми род­ства. При этом обыч­но име­ет­ся в виду линей­ное род­ство. Одна­ко при­сут­ст­вие в обще­ст­вен­ной жиз­ни воз­раст­ных групп ука­зы­ва­ет на сохра­не­ние опре­де­лен­но­го зна­че­ния прин­ци­пов клас­си­фи­ка­ци­он­но­го род­ства, в осно­ве кото­ро­го лежа­ла при­над­леж­ность к «поко­ле­ни­ям».

Деле­ние на «поко­ле­ния» име­ло нема­лое обще­ст­вен­ное зна­че­ние и у рим­лян.

1) В импе­ра­тор­скую эпо­ху дети в воз­расте меж­ду 14 и 17 года­ми совер­ша­ли осо­бый акт, свя­зан­ный с при­об­ре­те­ни­ем опре­де­лен­ных прав. Тем самым они пере­хо­ди­ли в кате­го­рию взрос­лых муж­чин, поло­возре­лых (pu­be­res). Дости­же­ние воз­рас­та pu­ber­tas — физи­че­ской зре­ло­сти было свя­за­но с испол­не­ни­ем обряда сме­ны дет­ской одеж­ды (to­ga prae­tex­ta) на взрос­лую (to­ga vi­ri­lis). В ран­них обще­ствах тако­го рода обряды пере­хо­да из дет­ско­го состо­я­ния во взрос­лое были частью воз­раст­ных ини­ци­а­ций. Сов­мест­но про­шед­шие ини­ци­а­ции юно­ши при­над­ле­жа­ли к одно­му «поко­ле­нию» и были свя­за­ны пожиз­нен­ной клят­вой вер­но­сти. В арха­и­че­скую эпо­ху такая связь оформ­ля­лась как това­ри­ще­ство suo­da­les.

Совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли вкла­ды­ва­ют раз­ное содер­жа­ние в поня­тие това­ри­ще­ство so­da­les (suo­da­les). Эти­мо­ло­гия ука­зы­ва­ет на связь тер­ми­на suo­da­les с поня­ти­ем sob­ri­ni, в исто­ри­че­скую эпо­ху обо­зна­чав­шим двою­род­ных бра­тьев. Оба они име­ли общее про­ис­хож­де­ние от обще­ин­до­ев­ро­пей­ской кор­не­вой груп­па swe- (в фор­ме swe-dh-) со зна­че­ни­ем род­ства или соци­аль­ной свя­зи. С их помо­щью обо­зна­ча­лась при­над­леж­ность инди­вида к опре­де­лен­ной соци­аль­ной груп­пе лиц (swe-dh-класс). Позд­нее оба тер­ми­на рас­ста­лись с пер­во­на­чаль­ной муль­ти­ва­лент­но­стью: sob­ri­nus (от swe-dh-ri­nus) стал обо­зна­че­ни­ем род­ства, а so­da­lis (от swe-dh-alis) — това­ри­ще­ства. Их общее про­ис­хож­де­ние ука­зы­ва­ет на пер­во­на­чаль­ное тож­де­ство обо­зна­чав­ше­го­ся ими содер­жа­ния: swe-dh-груп­па вклю­ча­ла в себя ровес­ни­ков, свя­зан­ных общим местом и обра­зом жиз­ни (неза­ви­си­мо от кров­но­го род­ства). Это озна­ча­ет, что неко­гда това­ри­щи-so­da­les рас­смат­ри­ва­лись как соци­аль­ные «бра­тья».

2) Тра­ди­ци­он­ное завер­ше­ние жиз­нен­но­го цик­ла у рим­лян, при­хо­дя­ще­е­ся на 60 лет, нашло отра­же­ние в пого­вор­ке: se­xa­ge­na­rios de pon­te. Фигу­ри­ру­ю­щий в этой пого­вор­ке «мост» (pons) — это не мост через Тибр и не мостик для голо­со­ва­ния, а тот «мост», от кото­ро­го про­из­вод­но назва­ние пон­ти­фи­ков. Это мост меж­ду миром живых (общи­ной) и миром ушед­ших поко­ле­ний (кос­мо­сом). Види­мо, достиг­шие 60-лет­не­го воз­рас­та неко­гда зани­ма­ли на этом «мосту» поло­же­ние посред­ни­ков меж­ду дву­мя мира­ми. Это поло­же­ние при­да­ва­ло им высо­кий обще­ст­вен­ный ста­тус, посколь­ку для живу­щих поко­ле­ний они высту­па­ли в роли вест­ни­ков из мира пред­ков. Поэто­му вполне веро­ят­но, что имен­но эти люди были в рас­смат­ри­вае­мую эпо­ху обле­чен­ны­ми дове­ри­ем пред­ков и хра­ни­те­ля­ми тра­ди­ций обще­ства отца­ми-сена­то­ра­ми. Пого­вор­ка же отра­жа­ет некий исто­ри­че­ский момент, когда эти «отцы» утра­ти­ли свое сакраль­ное поло­же­ние посред­ни­ков.

3) Таким обра­зом, жиз­нен­ный цикл взрос­ло­го чело­ве­ка — воз­раст соци­аль­ной актив­но­сти — начи­нал­ся у рим­лян после 16 лет и закан­чи­вал­ся в 60 лет. Всту­пав­шие в пери­од соци­аль­ной актив­но­сти so­da­les-sob­ri­ni сов­мест­но про­хо­ди­ли все жиз­нен­ные эта­пы и вме­сте выхо­ди­ли из это­го пери­о­да в 60 лет. В тече­ние это­го пери­о­да обра­ща­ет на себя вни­ма­ние рубеж, при­хо­див­ший­ся на 46 лет. Муж­чи­ны до 46 лет рас­смат­ри­ва­лись как iunio­res, а после 46 лет — как se­nio­res. По дан­ным Э. Эйбе­на, срок поко­ле­ния у рим­лян исчис­лял­ся в 30 лет. Похо­же, что эти 30 лет име­ют пря­мое отно­ше­ние к пери­о­ду меж­ду 16-ю и 46-ю года­ми. Воз­мож­но, в некий ран­ний пери­од на эти годы при­хо­дит­ся воз­раст так назы­вае­мой «соци­аль­ной актив­но­сти». Всту­пав­шие в него 16-лет­ние iunio­res покида­ли его 46-лет­ни­ми «отца­ми», оста­вив вме­сто себя под­готов­лен­ное к взрос­лой жиз­ни и ини­ции­ро­ван­ное в обще­ст­вен­ную систе­му новое поко­ле­ние iunio­res. Раз­ли­чие меж­ду iuve­nes 17—45 лет и se­ne­ces дела­ет оче­вид­ным, что когда-то «ста­рость» (se­nec­tus) начи­на­лась по дости­же­нии 45 лет. Цице­рон (de se­nec­tu­te 17, 60) вкла­ды­ва­ет в уста Като­на сло­ва, что «в ста­рое вре­мя гово­ри­лось, что ста­рость начи­на­ет­ся с 46-лет­не­го воз­рас­та». Так­же Авл Гел­лий (10, 28, 1) сохра­нил упо­ми­на­ние об опре­де­ле­нии ста­ри­ком (se­nex) муж­чи­ны со вто­рой поло­ви­ны сво­его пято­го десят­ка, т. е. с 46 лет. Оче­вид­но, что все эти пери­о­ды жиз­ни чело­ве­ка были ори­ен­ти­ро­ва­ны на некий крат­ный им всем воз­раст­ной цикл (age set).

4) Про­дол­жи­тель­ность одно­го цик­ла высчи­ты­ва­ет­ся на при­ме­ре двух дет­ских ста­ту­сов — in­fan­tia и pue­ri­tia. Прав­да, в исто­ри­че­скую эпо­ху у рим­лян pue­ri­tia мог­ла закан­чи­вать­ся как в 14, так и в 16 лет. Цен­зо­рин (de die nat. 14, 8) ука­зы­вал, что воз­раст­ные сту­пе­ни меж­ду дет­ским и взрос­лым состо­я­ни­ем — 14, 15, 16 и 17 лет — были заим­ст­во­ва­ны рим­ля­на­ми у гре­ков. Про­изо­шло это види­мо в свя­зи с необ­хо­ди­мо­стью при­бли­зить пере­ход во взрос­лое состо­я­ние к инди­виду­аль­ным осо­бен­но­стям граж­да­ни­на. Одна­ко если вклю­че­ние в пра­во 14-лет­не­го рубе­жа мож­но объ­яс­нить гре­че­ским вли­я­ни­ем, то в эпо­ху, свя­зы­вае­мую с име­нем царя Сер­вия Тул­лия, воз­раст соци­аль­ной актив­но­сти начи­нал­ся с 17 лет, по есть по дости­же­нии пол­ных 16 лет. Посколь­ку на эти 16 лет при­хо­дят­ся два воз­раст­ных пери­о­да (in­fan­tia и pue­ri­tia), мож­но пред­по­ло­жить, что неко­гда про­дол­жи­тель­ность исход­но­го воз­раст­но­го ста­ту­са (age stra­ta) у рим­лян исчис­ля­лись 8-ю года­ми. Ори­ен­та­ция на 8-лет­ний цикл была доста­точ­но широ­ко рас­про­стра­не­на в антич­ном Сре­ди­зем­но­мо­рье. В сво­ей осно­ве она име­ла наблюде­ния за лун­но-сол­неч­ны­ми и звезд­ны­ми цик­ла­ми. Поко­лен­ные сро­ки име­ли боль­шое соци­аль­ное зна­че­ние на дого­судар­ст­вен­ной ста­дии раз­ви­тия и опре­де­ля­лись не слу­чай­ны­ми чис­ла­ми, а были свя­за­ны с кален­дар­ны­ми кос­ми­че­ски­ми цик­ла­ми, чис­ло­вое опре­де­ле­ние кото­рых фик­си­ро­ва­ло «миро­вой порядок». Обще­ст­вен­ная струк­ту­ра рас­смат­ри­ва­лась как репро­дук­ция систе­мы кос­ми­че­ской, мир людей как каль­ка мира богов, а регу­ли­ро­вав­шие в нем порядок зако­ны были нис­по­слан­ным бога­ми сакраль­ным пра­вом. Вось­ми­лет­ний цикл был осно­ван на соот­вет­ст­вии пяти пери­о­дов обра­ще­ния Вене­ры (~584 × 5 = 2920 суток) или ста лун­ных меся­цев (~29,2 × 100 = 2920 суток) вось­ми соляр­ным годам (~365 × 8 = 2920 суток). Соглас­но Плу­тар­ху (Тезей 36, 4), жерт­во­при­но­ше­ния Посей­до­ну совер­ша­ли вось­мо­го чис­ла каж­до­го меся­ца, посколь­ку вось­мер­ка была посвя­ще­на это­му боже­ству. Чис­ло «восемь» рас­смат­ри­ва­лось как «куб пер­во­го из чет­ных чисел и удво­ен­ный пер­вый квад­рат, а пото­му достой­ным обра­зом зна­ме­ну­ет надеж­ность и незыб­ле­мость, свой­ст­вен­ные могу­ще­ству бога, кото­ро­го мы зовем Неко­ле­би­мым и Зем­ледерж­цем».

5) Вось­ми­лет­ний цикл в каче­стве еди­ни­цы ста­тус­но­го деле­ния дает общую про­дол­жи­тель­ность соци­аль­но актив­ной жиз­ни до 48 лет. Тако­вой, воз­мож­но, она была в дого­род­ской пери­од. Соглас­но тра­ди­ци­он­ной вер­сии рим­ской исто­рии, Ромул про­жил 56 лет, то есть на один ста­тус­ный пери­од боль­ше, чем нор­ма­тив­ные 48 лет. В тра­ди­ции этот пери­од может быть отне­сен к прав­ле­нию Тита Тация, кото­рый в таком слу­чае выглядит вре­мен­ным заме­сти­те­лем Рому­ла, с помо­щью кото­ро­го послед­ний про­длил срок сво­его прав­ле­ния и жиз­ни. Пери­од соци­аль­ной актив­но­сти начи­нал­ся по дости­же­нии 16 лет, то есть с 17-лет­не­го воз­рас­та. И закан­чи­вал­ся по завер­ше­нии 4-х ста­тус­ных сро­ков, то есть по исте­че­нии 48 лет. Перед выхо­дом из состо­я­ния соци­аль­но-актив­но­го воз­рас­та в тече­ние послед­не­го вось­ми­ле­тия стар­шее поко­ле­ние гото­ви­ло себе сме­ну в виде под­рос­ше­го поко­ле­ния pue­ri, кото­рое, всту­пая в соци­аль­но-актив­ный воз­раст, долж­но было прой­ти ини­ци­а­ции в 16-лет­нем воз­расте под руко­вод­ст­вом поко­ле­ния, выхо­дя­ще­го из это­го воз­рас­та. Таким обра­зом, меж­ду самым млад­шим и самым стар­шим поко­ле­ни­я­ми уста­нав­ли­ва­лась связь соци­аль­ных «детей» и «отцов». В роли «детей» высту­па­ло поко­ле­ние нахо­див­ших­ся в воз­расте от 8 до 16 лет, а в роли «отцов» — поко­ле­ние нахо­див­ших­ся в воз­расте от 40 до 48 лет. В дого­род­скую и ран­не­го­род­скую эпо­ху, под­гото­вив себе сме­ну, они ста­но­ви­лись ста­ри­ка­ми (se­ne­ces), воз­раст кото­рых начи­нал­ся с 48 лет. Таким обра­зом, пер­во­на­чаль­ные воз­раст­ные ста­ту­сы рекон­стру­и­ру­ют­ся сле­дую­щим обра­зом: in­fan­tes — до 8 лет, pue­ri — 8—16 лет, iuve­nes vi­ri — 17—24 года, iuve­nes vi­ri — 25—32 года, iuve­nes vi­ri — 33—40 лет, iuve­nes vi­ri — 41—48 лет, se­ne­ces — после 48 лет. Пере­ход от одной воз­раст­ной сту­пе­ни к дру­гой был свя­зан с при­об­ре­те­ни­ем новых прав и обя­зан­но­стей в систе­ме обще­ст­вен­но­го разде­ле­ния труда и рас­смат­ри­вал­ся как новое рож­де­ние

Позд­нее, с нача­лом урба­ни­за­ции, пери­од соци­аль­ной актив­но­сти был про­длен до 60 лет. Новая систе­ма счис­ле­ния пред­по­ла­га­ла в каче­стве сро­ка окон­ча­ния пери­о­да соци­аль­ной жиз­ни — то есть «чело­ве­че­ско­го века» — 60 лет, крат­ные 12-ти. Этот новый чело­ве­че­ский век дол­жен был сов­ме­щен со ста­рой систе­мой поко­ле­ний. Муж­чи­ны, ини­ции­ро­вав­шие моло­дежь в обще­ст­вен­ную систе­му, ста­но­ви­лись уже не ста­ри­ка­ми, а «стар­ши­ми мужа­ми» (se­nio­res vi­ri), сохра­няя свой ста­тус «отцов», кото­рый давал им при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние и кон­троль над млад­шим поко­ле­ни­ем «детей». Они обра­зо­вы­ва­ли раз­ряд «имев­ших детей» или «обо­га­щен­ных потом­ст­вом» — то есть pro­le­ta­rii, а их «дети», достиг­нув 24-лет­не­го воз­рас­та, при­ни­ма­ли на себя соци­аль­ную роль «домо­хо­зя­ев», обза­во­дясь семья­ми. Таким обра­зом, обнов­лен­ная систе­ма воз­раст­ных ста­ту­сов рекон­стру­и­ру­ет­ся сле­дую­щим обра­зом: in­fan­tes — до 8 лет, pue­ri — 8—16 лет, adu­les­cen­tes — 17—24 года, iuve­nes — 25—32 года, vi­ri iunio­res — 33—40 лет, vi­ri iunio­res — 41—48 лет, vi­ri se­nio­res — 49—60 лет, se­ne­ces — после 60 лет. От ини­ци­а­ции «отца» (16 лет) до ини­ци­а­ции его соци­аль­ных «детей» («отцу» — 48 лет) — 30 лет или 4 воз­раст­ных груп­пы-поко­ле­ния. Весь воз­раст­ной цикл пер­во­на­чаль­но состо­ял из 6 ста­тус­ных пери­о­дов по 8 лет (до 48 лет). В воз­расте до 16 лет моло­дежь игра­ла соци­аль­ную роль «детей». Про­дле­ние воз­рас­та соци­аль­ной жиз­ни до 60 лет дава­ло воз­мож­ность «отцам» кон­тро­ли­ро­вать сво­их соци­аль­ных «детей» (то есть ини­ции­ро­ван­ную ими моло­дежь) по дости­же­нии теми 30 лет. Выход оче­ред­ной груп­пы из соци­аль­ной систе­мы в 60 лет пред­по­ла­гал, что их место «отцов», ста­но­вя­щих­ся «про­ле­та­ри­я­ми», зай­мет новая груп­па всту­пив­ших в 30-лет­ний воз­раст.

Про­дле­ние пери­о­да соци­аль­ной жиз­ни не толь­ко нару­ши­ло одно­род­ность воз­раст­ных ста­ту­сов, но и прак­ти­че­ски сде­ла­ло ненуж­ным боль­шин­ство из них. Воз­раст­ная груп­па se­nio­res — поко­ле­ние соци­аль­ных «отцов» — рас­ши­ри­ла свои воз­раст­ные рам­ки с 48 до 60 лет. Воз­мож­но, это было свя­за­но с тем, что в усло­ви­ях услож­няв­ше­го­ся город­ско­го обще­ства ини­ци­а­ции пере­ста­ва­ли играть преж­нюю роль. Это вело к изме­не­нию харак­те­ра свя­зи меж­ду стар­шим поко­ле­ни­ем «отцов» и млад­шим поко­ле­ни­ем их соци­аль­ных «детей». Поня­тие «поко­ле­ние» ста­ло утра­чи­вать преж­нюю соци­аль­ную роль. Это пове­ло к нару­ше­нию чет­ко­сти воз­раст­ных рубе­жей: гра­ни­цы меж­ду adu­les­cen­tes и iuve­nes, под­разде­ле­ние на ста­ту­сы внут­ри кате­го­рии vi­ri утра­ти­ло обще­ст­вен­ное зна­че­ние. Вме­сто них на пер­вый план выхо­дит трой­ст­вен­ное чле­не­ние сро­ка соци­аль­ной жиз­ни — чело­ве­че­ский век — pue­ri­tia, iuven­tus, se­nio­ria.

Веро­ят­но, при­чи­на таких пере­мен была свя­за­на с тем, что одно­вре­мен­но с эти­ми изме­не­ни­я­ми про­ис­хо­ди­ла пере­ме­на места инди­виду­аль­но­го род­ства в жиз­ни рим­ско­го обще­ства. Семья, fa­mi­lia и gens ста­но­вят­ся более зна­чи­мы­ми, чем воз­раст­ные груп­пы, с кон­ца VII—VI в. до н. э. Раз­ви­тие линей­но­го род­ства в рим­ском обще­стве берет нача­ло с прав­ле­ния леген­дар­но­го Рому­ла. Соглас­но тра­ди­ции, Ромул отде­лил от про­че­го наро­да «отцов», потом­ки кото­рых полу­чи­ли назва­ние «пат­ри­ции». Эти пер­во­на­чаль­ные гене­а­ло­ги­че­ские «отцы»-сена­то­ры были поко­ле­ни­ем, кото­рое при Рому­ле нахо­ди­лось в воз­расте 40—48 лет. По нор­мам соци­аль­но­го род­ства их потом­ст­вом долж­ны были счи­тать­ся все юно­ши, про­шед­шие под их руко­вод­ст­вом ини­ци­а­ции. В состав этих их «детей» вхо­ди­ла и часть рож­ден­ных лич­но каж­дым «отцом» детей. Для таких соб­ст­вен­ных детей «отец» высту­пал и в роли pa­ter, и в роли ge­ni­tor. Такие дети обыч­но при­над­ле­жа­ли к поко­ле­нию, рож­ден­но­му тогда, когда поко­ле­ние «отцов» нахо­ди­лось в воз­расте 32—40 лет. Поэто­му пер­во­на­чаль­но род­ны­ми детьми отца счи­та­лись не все рож­ден­ные им дети, а толь­ко те, кото­рые были рож­де­ны в то вре­мя, когда поко­ле­ние «отцов» нахо­ди­лось в воз­расте от 32 до 40 лет. Толь­ко такие дети про­хо­ди­ли под руко­вод­ст­вом сво­их «отцов» ини­ци­а­ции и ста­но­ви­лись их соци­аль­ны­ми «детьми». За вось­ми­лет­ний срок один «отец» мог высту­пить в роли роди­те­ля (ge­ni­tor) в сред­нем трех детей. Толь­ко эти трое, для кото­рых их роди­тель был одно­вре­мен­но и их «отцом», долж­ны были счи­тать­ся его гене­а­ло­ги­че­ски­ми потом­ка­ми — пат­ри­ци­я­ми.

Одна­ко пере­ход на новую систе­му сче­та род­ства при­вел к выде­ле­нию род­ных детей «отцов» и сре­ди про­чих млад­ших поко­ле­ний. Имен­но в этот пере­ход­ный пери­од, види­мо, офор­мил­ся порядок остав­ле­ния наслед­ства по заве­ща­нию, счи­тав­ший­ся при­о­ри­тет­ным у рим­лян по срав­не­нию с насле­до­ва­ни­ем по зако­ну. Зако­ны гене­а­ло­ги­че­ско­го род­ства в это вре­мя нахо­ди­лись еще в состо­я­нии фор­ми­ро­ва­ния, и объ­яв­ле­ние заве­ща­ний в кури­ат­ных коми­ци­ях пре­сле­до­ва­ло цель опре­де­ле­ние «отцом» сво­их непо­сред­ст­вен­ных потом­ков (sui he­re­des) или бли­жай­ших гене­а­ло­ги­че­ских род­ст­вен­ни­ков (ag­na­ti pro­xi­mi). Тем самым про­ис­хо­ди­ло вытес­не­ние соци­аль­но­го род­ства гене­а­ло­ги­че­ским.

В рам­ках поко­ле­ний соци­аль­ных «детей» появи­лись такие дети, кото­рые (имея реаль­ных отцов) не мог­ли назвать сво­их соци­аль­ных «отцов». Соглас­но тра­ди­ции, потом­ки пат­ри­ци­ев так­же ста­но­ви­лись пат­ри­ци­я­ми (так как их роди­те­ли с есте­ствен­ной сме­ной поко­ле­ний зани­ма­ли место сво­их «отцов»). Пред­ста­ви­те­ли воз­раст­ных клас­сов, кото­рые на момент осно­ва­ния Горо­да Рому­лом не при­над­ле­жа­ли к чис­лу «отцов» либо их «детей», долж­ны были ока­зать­ся вне при­ви­ле­ги­ро­ван­ной груп­пы «пат­ри­ци­ев». В роли «отцов» высту­па­ли муж­чи­ны с 40 до 48 лет, в роли «детей» — поко­ле­ния до 16-лет­не­го воз­рас­та. Iunio­res в воз­расте 16—40 года мог­ли назвать сво­их «отцов», но эти «отцы» не при­над­ле­жа­ли к чис­лу Рому­ло­вых pat­res se­na­to­res. После про­дле­ния соци­аль­ной жиз­ни до 60 лет, 48-лет­ние «отцы» сохра­ни­ли свой ста­тус и поло­же­ние, и через 8 лет новая гене­ра­ция моло­де­жи всту­пи­ла во взрос­лую жизнь без новых «отцов» (по-види­мо­му, под руко­вод­ст­вом тех, кто уже был в ста­ту­се «отца» и зани­мал соот­вет­ст­ву­ю­щее место в сена­те). Прак­ти­че­ски систе­ма воз­раст­ных клас­сов пере­ста­ла функ­ци­о­ни­ро­вать в преж­нем виде и всту­пи­ла на путь отми­ра­ния. Каж­дые восемь лет новая груп­па детей всту­па­ла в рим­скую общи­ну в каче­стве ее взрос­лых чле­нов, но ини­ции­ро­вав­шие их «отцы» уже не обнов­ля­лись теперь не одно­вре­мен­но со сво­и­ми соци­аль­ны­ми «детьми» через восемь лет. По про­ше­ст­вии 20 лет пре­бы­ва­ния в ста­ту­се «отцов» тех муж­чин, в поко­ле­нии кото­рых про­изо­шло удли­не­ние сро­ка соци­аль­ной жиз­ни до 60 лет, обнов­ле­ние «отцов» ста­ло осу­ществлять­ся в инди­виду­аль­ном поряд­ке по дости­же­нии 60 лет. С VI в. до н. э. «отцы», по-види­мо­му, изби­ра­лись по одно­му от каж­до­го под­разде­ле­ния курии в три­бе (каж­дая три­ба выстав­ля­ла 30 «отцов»).

В новую эпо­ху само поня­тие «отец» (pa­ter) меня­ет содер­жа­ние — из обо­зна­че­ния при­над­леж­но­сти к груп­пе муж­чин, ини­ции­ро­вав­ших моло­дежь («детей») в обще­ст­вен­ную систе­му, оно пре­вра­ща­ет­ся в обо­зна­че­ние био­ло­ги­че­ско­го отца сво­их детей. Им была отведе­на роль пле­бе­ев. Чтобы такие ново­ис­пе­чен­ные пле­беи не выпа­да­ли из обще­ст­вен­ной систе­мы, Ромул рас­пре­де­лил их сре­ди «отцов» напо­до­бие «детей». По отно­ше­нию к ним офи­ци­аль­но при­знан­ные «отцы» обре­ли ста­тус патро­нов, а «счи­таю­щи­е­ся их детьми» пер­во­на­чаль­ные пле­беи ста­ли кли­ен­та­ми сво­их патро­нов. Веро­ят­но, в роли «патро­нов» высту­па­ли стар­шие род­ные бра­тья «кли­ен­тов», при­над­ле­жав­шие к поко­ле­ни­ям, при­об­рет­шим соци­аль­ный ста­тус «отцов». Навер­ное, такие кли­ен­ты не мири­лись без борь­бы со сво­им новым при­ни­жен­ным ста­ту­сом. В осо­бен­но­сти он не устра­и­вал тех, чьи соци­аль­ные «отцы» нахо­ди­лись в воз­расте стар­ше 48 лет. Они толь­ко что поки­ну­ли соци­аль­ное поло­же­ние «отцов» и их дети мог­ли пре­тен­до­вать на роль пат­ри­ци­ев.

С выхо­дом на пер­вый план гене­а­ло­ги­че­ско­го род­ства соци­аль­ная роль воз­раст­ных групп меня­ет­ся. Из групп соци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции so­da­les все более пре­вра­ща­ют­ся в муж­ские сою­зы, скреп­лен­ные това­ри­ще­ской клят­вой вер­но­сти. Поня­тия so­da­les и sob­ri­ni начи­на­ют рас­хо­дить­ся и при­об­ре­та­ют раз­ное зна­че­ние: поня­тие sob­ri­ni ста­ло при­ме­нять­ся не к пред­ста­ви­те­лям одно­го поко­ле­ния соци­аль­ных «бра­тьев» и «сестер», а к гене­а­ло­ги­че­ским двою­род­ным бра­тьям и сест­рам. Обще­ст­вен­ное зна­че­ние so­da­les состо­я­ло в функ­цио­наль­ном рас­пре­де­ле­нии ролей меж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных поко­ле­ний. Стар­шие из них (se­nio­res) руко­во­ди­ли обще­ст­вен­ной жиз­нью в каче­стве сена­то­ров, сред­ние (vi­ri) были глав­ны­ми дей­ст­ву­ю­щи­ми лица­ми в кури­ат­ных коми­ци­ях, млад­шие (iuve­nes) про­хо­ди­ли воен­ную под­готов­ку.

Веро­ят­но, прин­цип разде­ле­ния обще­ст­вен­но­го труда меж­ду поко­ле­ни­я­ми и был исполь­зо­ван в исход­ной вер­сии цен­ту­ри­ат­ной рефор­мы, при­пи­сы­вае­мой царю Сер­вия Тул­лия и дати­ру­е­мой VI в. до н. э. Иссле­до­ва­те­ли рефор­мы Сер­вия Тул­лия под­чер­ки­ва­ют ее анти­ген­тиль­ный харак­тер, за пози­тив­ные ново­введе­ния при­ни­мая то, что совре­мен­но­му созна­нию кажет­ся «есте­ствен­ной» про­ти­во­по­лож­но­стью родо­вым отно­ше­ни­ям — иму­ще­ст­вен­ные отно­ше­ния. Одна­ко в рим­ском обще­стве эпо­хи Сер­вия Тул­лия иму­ще­ст­вен­ные отно­ше­ния не были пер­вич­ны­ми. Даже если бы Сер­вий Тул­лий мог замыс­лить рефор­му, вво­див­шую иму­ще­ст­вен­ный ценз, он не смог бы ее про­ве­сти. Тимо­кра­ти­че­ская систе­ма при­пи­сы­ва­ет­ся Сер­вию Тул­лию по ана­ло­гии с одно­вре­мен­ны­ми гре­че­ски­ми рефор­ма­ми Соло­на, Писи­стра­та и Кли­сфе­на. Рим­ское обще­ство созре­ло для нее толь­ко в IV в. до н. э. и тогда Сер­ви­е­вы пять клас­сов послу­жи­ли фор­мой, кото­рую напол­ни­ло новое содер­жа­ние. Как и вся­кий чело­век арха­и­че­ско­го обще­ства царь Сер­вий Тул­лий (неза­ви­си­мо от реаль­но­сти его фигу­ры) мог дей­ст­во­вать толь­ко в рам­ках, раз­ре­шен­ных тра­ди­ци­ей. Поэто­му, гово­ря о введен­ных Сер­ви­ем Тул­ли­ем «клас­сах» насе­ле­ния, сле­ду­ет видеть в них толь­ко такие груп­пы, кото­рые уже суще­ст­во­ва­ли в обще­стве. Кри­те­рий при­над­леж­но­сти к ним так­же дол­жен был быть при­выч­ным рим­ля­нам того вре­ме­ни. «Клас­сы» долж­ны были хоро­шо зна­ко­мы жре­че­ству, кото­рое высту­па­ло про­тив малей­шей попыт­ки нару­ше­ния соци­аль­но­го поряд­ка обще­ства, рас­смат­ри­вав­ше­го­ся как сакраль­ный. Как извест­но, неза­дол­го до Сер­вия авгур Атт Навий запре­тил Тарк­ви­нию При­с­ку созда­ние новых всад­ни­че­ских цен­ту­рий, но не пре­пят­ст­во­вал уве­ли­че­нию соста­ва уже суще­ст­во­вав­ших. Соци­аль­но-сакраль­ные нор­мы нель­зя было нару­шать, но мож­но было обой­ти, не при­бе­гая к фор­маль­но­му нару­ше­нию.

Струк­ту­ри­ро­ва­ние обще­ства на gen­tes умень­ша­ло воз­мож­но­сти для спло­че­ния триб раз­лич­ной этни­че­ской при­над­леж­но­сти в еди­ную город­скую общи­ну. Поэто­му Сер­вий Тул­лий урав­но­ве­сил его, при­няв за осно­ву струк­ту­ри­ро­ва­ние на воз­раст­ные «клас­сы». Воз­мож­но, этот фор­маль­ный воз­врат к доро­му­ло­вой соци­аль­ной тра­ди­ции мож­но трак­то­вать как латин­скую реак­цию на нов­ше­ства в рим­ском обще­стве, раз­ви­ваю­щи­е­ся при этрус­ских пра­ви­те­лях. Одна­ко новы­ми были лишь мас­шта­бы при­ме­не­ния ста­ро­го кри­те­рия соци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции. Воз­раст­ные сою­зы муж­чин были под­разде­ле­ни­я­ми внут­ри курий, высту­пав­ших при Рому­ле пер­вич­ны­ми ячей­ка­ми рим­ско­го обще­ства. Поэто­му систе­ма воз­раст­ных клас­сов до Сер­вия Тул­лия функ­ци­о­ни­ро­ва­ла на кури­аль­ном уровне. Курия была муж­ским сою­зом и, соот­вет­ст­вен­но, воен­ной еди­ни­цей. Народ (po­pu­lus) курии был ее вой­ском. Сер­вий Тул­лий при­ме­нил ста­рый прин­цип кури­ат­ной стра­ти­фи­ка­ции ко все­му город­ско­му обра­зо­ва­нию Рима, пере­не­ся его на три­баль­ный уро­вень. С это­го вре­ме­ни опре­де­лен­ное коли­че­ство цен­ту­рий по тра­ди­ци­он­ным воз­раст­ным клас­сам ста­ла выстав­лять каж­дая три­ба. Курия была сакраль­ной орга­ни­за­ци­ей. Пере­нос фор­маль­но остав­ших­ся неиз­мен­ны­ми обще­ст­вен­ных норм на три­баль­ный уро­вень высво­бож­дал их из-под опе­ки сакраль­ных норм и поз­во­лял обра­щать­ся с ними более рацио­наль­но. В отли­чие от курии три­ба не была муж­ским сою­зом, объ­еди­няв­шим­ся вокруг муж­ско­го дома. Пер­во­быт­ные прин­ци­пы есте­ствен­но скла­ды­вав­ших­ся отно­ше­ний не мог­ли дей­ст­во­вать в ней. Она тре­бо­ва­ла фор­ма­ли­зо­ван­ной искус­ст­вен­ной орга­ни­за­ции, кото­рую дол­жен был вве­сти рефор­ма­тор. Но в сво­их дей­ст­ви­ях, как отме­ча­лось, он был огра­ни­чен суще­ст­во­вав­шей тра­ди­ци­ей.

Цен­траль­ную часть введен­ной Сер­ви­ем Тул­ли­ем орга­ни­за­ции обще­ства состав­ля­ли пять «клас­сов» (clas­sis) в воз­расте от 17 до 60 лет. Лица, фор­маль­но сто­яв­шие вне этой орга­ни­за­ции (infra clas­sem), то есть быв­шие стар­ше 60 лет, назы­ва­лись pro­le­ta­rii или ca­pi­te cen­si. Тра­ди­ци­ей они вос­при­ни­ма­ют­ся как бед­ней­шие граж­дане, что послу­жи­ло осно­вой для «народ­ной» эти­мо­ло­гии сло­ва pro­le­ta­rii — «бога­тые одним толь­ко потом­ст­вом». Одна­ко в осно­ван­ном на ген­тиль­ных свя­зях ран­жи­ро­ван­ном обще­стве обла­да­ние потом­ст­вом не мог­ло слу­жить пово­дом для уни­чи­жи­тель­но­го отно­ше­ния. Напро­тив, толь­ко потом­ство дава­ло чело­ве­ку проч­ное место в обще­стве и в кос­мо­се. Потом­ство было глав­ным богат­ст­вом.

Поэто­му в эпо­ху Сер­вия Тул­лия pro­le­ta­rii состав­ля­ли не низ­ший, а осо­бый при­ви­ле­ги­ро­ван­ный «класс». Это были самые взрос­лые чле­ны обще­ства, пред­ста­ви­те­ли поко­ле­ния «ста­рей­шин» (se­nium, se­ne­ces), пере­шаг­нув­ших 60-лет­ний воз­раст. Есте­ствен­но, что их было мень­шин­ство в обще­стве, и они не выстав­ля­ли бое­спо­соб­ных цен­ту­рий. Их «богат­ство» и знат­ность были в дру­гом. Они были гла­ва­ми (pat­res) наи­бо­лее круп­ных и мно­го­чис­лен­ных семей в сво­их gen­tes. Мно­гие взрос­лые муж­чи­ны были для них детьми, потом­ст­вом (pro­les), отто­го они и зва­лись pro­le­ta­rii. В отли­чие от более моло­дых муж­чин se­ne­ces пред­став­ля­ли «поштуч­ную» цен­ность. Воз­мож­но, поэто­му их назы­ва­ли ca­pi­te cen­si, то есть вно­сив­ши­е­ся в цен­зо­вые спис­ки поимен­но, а не цен­ту­ри­я­ми. Дио­ни­сий (2, 8, 4) сооб­ща­ет, что при созы­ве коми­ций гла­ша­тай при­зы­вал пат­ри­ци­ев по име­нам их отцов (pat­res), а про­чих «демо­ти­ков» — в сово­куп­но­сти.

В то же вре­мя про­ле­та­рии зани­ма­ли осо­бое место в обще­стве. Они уже поки­ну­ли воз­раст соци­аль­ной жиз­ни, и вышли из систе­мы воз­раст­ных клас­сов. С точ­ки зре­ния преж­ней систе­мы соци­аль­но­го род­ства их обще­ст­вен­ный авто­ри­тет был неве­лик. По дости­же­нии 60 лет они, по-види­мо­му, усту­па­ли место сена­то­ров муж­чи­нам из млад­шей воз­раст­ной груп­пы. Это было пра­ви­лом, осно­ван­ным на древ­нем обы­чае, и не вело к пони­же­нию их обще­ст­вен­но­го пре­сти­жа. Но с точ­ки зре­ния ново­го гене­а­ло­ги­че­ско­го род­ства они при­об­ре­та­ли колос­саль­ное обще­ст­вен­ное зна­че­ние как посред­ни­ки меж­ду «пред­ка­ми» и «потом­ка­ми». В ста­рой систе­ме обще­ства, осно­ван­ной на воз­раст­ных сту­пе­нях, они уже утра­ти­ли ста­тус «отцов», а в новой ген­тиль­но-гене­а­ло­ги­че­ской они-то как раз и были самы­ми реаль­ны­ми «отца­ми» (pat­res fa­mi­lia­rum).

Если про­ле­та­рии были стар­шим воз­раст­ным клас­сом, то пер­вый класс состав­ля­ла моло­дежь, быв­шая самым мно­го­чис­лен­ным сло­ем, кото­рый никак не мог пре­тен­до­вать на веду­щую роль в обще­стве. Одна­ко, соглас­но Авлу Гел­лию (VI, 7, 13), имен­но пер­вый класс пер­во­на­чаль­но состав­лял вой­ско (clas­sis), тогда как осталь­ные четы­ре клас­са счи­та­лись infra clas­sem. Види­мо, до рефор­мы Сер­вия Тул­лия вой­ско курий пред­став­ля­ло собой муж­ской союз из холо­стых муж­чин (iunio­res), достиг­ших 17-лет­не­го воз­рас­та. При­чис­ле­ние цен­ту­рии про­ле­та­ри­ев к цен­ту­ри­ям пер­во­го клас­са ука­зы­ва­ет на изна­чаль­но тес­ную связь меж­ду «отца­ми»-про­ле­та­ри­я­ми и «детьми» — вои­на­ми пер­во­го взрос­ло­го клас­са. Фор­маль­но в коми­ци­ях по цен­ту­ри­ям решаю­щую роль играл «самый мно­го­чис­лен­ный» пер­вый класс, а фак­ти­че­ски она при­над­ле­жа­ла «отцам»-про­ле­та­ри­ям, цен­ту­рия кото­рых опре­де­ля­ла голо­со­ва­ние пат­ри­ци­ан­ских цен­ту­рий «детей». Веро­ят­но, сенат (подоб­но спар­тан­ской герус­сии) имел какой-то меха­низм воздей­ст­вия на класс моло­дых вои­нов и их эли­ты — целе­ров-«всад­ни­ков». И цен­ту­рия «про­ле­та­ри­ев» высту­па­ла в роли орудия это­го воздей­ст­вия. Поэто­му в создан­ной Сер­ви­ем Тул­ли­ем систе­ме «клас­сов» реше­ния сена­та во мно­гом пред­опре­де­ля­ли голо­со­ва­ние моло­де­жи, цен­ту­рии кото­рой высту­па­ли, таким обра­зом, в каче­стве клю­че­во­го зве­на всей систе­мы.

Пер­во­на­чаль­но имев­ший сакраль­ные пол­но­мо­чия царь высту­пал в роли пред­во­ди­те­ля сво­ей воз­раст­ной груп­пы, чле­ны кото­рой высту­па­ли в роли его so­da­les. Выход его сверст­ни­ков за пре­де­лы воз­рас­та пер­во­го взрос­ло­го воз­раст­но­го клас­са изме­нял их обще­ст­вен­ную функ­цию. Из вои­нов (clas­sis) они ста­но­ви­лись моло­ды­ми домо­хо­зя­е­ва­ми. Таким обра­зом, их сверст­ник царь утра­чи­вал воен­ное руко­вод­ство, кото­рое пере­хо­ди­ло к лиде­ру млад­шей воз­раст­ной груп­пы. Вклю­чив муж­чин всех воз­рас­тов в вой­ско-clas­sis, рефор­ма Сер­вия Тул­лия про­дли­ла воен­ные пол­но­мо­чия царя до кон­ца жиз­ни (в реаль­но­сти, воз­мож­но, царь (rex sac­ro­rum) усту­пил их сво­его воен­но­му заме­сти­те­лю в ран­ге ma­gis­ter po­pu­li). Поня­тие iuven­tus, свя­зан­ное с вой­ском-clas­sis, веро­ят­но, преж­де при­ла­га­лось к поко­ле­нию моло­дых неже­на­тых муж­чин в воз­расте 17—24 года. Рас­ши­рив содер­жа­ние поня­тия clas­sis, цен­ту­ри­ат­ная рефор­ма тем самым рас­ши­ри­ла и зна­че­ние поня­тия iuven­tus до 46 лет­не­го рубе­жа. С этим, види­мо, свя­за­на пере­да­вае­мая Авлом Гел­ли­ем тра­ди­ция о введе­нии Сер­ви­ем Тул­ли­ем воз­раст­но­го деле­ния на pue­ri­tia, iuven­tus и se­nec­tus.

Воен­ный харак­тер рефор­мы Сер­вия Тул­лия поз­во­ля­ет почерп­нуть сведе­ния о ней из древ­них пред­став­ле­ний рим­лян о воин­ском набо­ре и пер­во­на­чаль­ном соста­ве леги­о­на. Систе­ма воз­раст­ных клас­сов была рефор­ми­ро­ва­на в соот­вет­ст­вии с деле­ни­ем на iunio­res и se­nio­res. Se­nio­res 48—60 лет пред­став­ля­ли наи­бо­лее зре­лую часть рим­ско­го обще­ства. В исто­ри­че­ское вре­мя имен­но они руко­во­ди­ли реаль­ной жиз­нью фами­лий. В обыч­ное вре­мя они не слу­жи­ли в армии. Но в рес­пуб­ли­кан­ское вре­мя имен­но их пред­ста­ви­те­ли кон­тро­ли­ро­ва­ли выс­шие воин­ские долж­но­сти дик­та­то­ров и кон­су­лов.

Реаль­ную воен­ную силу состав­ля­ли iunio­res vi­ri в воз­расте 17—48 лет, кото­рые, соглас­но Поли­бию (VI, 19, 2), наби­ра­лись в воен­ные похо­ды. Боль­шая часть iunio­res нахо­ди­лась на поло­же­нии «под­власт­ных сыно­вей» (fi­lii fa­mi­lia­rum) и на фамиль­ном уровне была под­чи­не­на «отцам», при­над­ле­жав­шим к стар­шим воз­раст­ным груп­пам.

Vi­ri в воз­расте от 32 до 48 лет были наи­бо­лее зре­лы­ми вои­на­ми и поэто­му состав­ля­ли осно­ву рим­ско­го вой­ска, играв­шую решаю­щую роль в серь­ез­ных сра­же­ни­ях. Из их чис­ла рекру­ти­ро­ва­лись реаль­ные воен­ные коман­ди­ры — пре­то­ры, три­бу­ны. Соблаз­ни­тель­но пред­по­ло­жить, что две воз­раст­ных стра­ты (32—40 и 40—48) в их среде неко­гда соот­вет­ст­во­ва­ли воин­ско­му деле­нию на prin­ci­pes и tria­rii.

Моло­дежь в воз­расте 17—32 лет так­же была пред­став­ле­на дву­мя древни­ми воз­раст­ны­ми «клас­са­ми» (17—24 и 24—32), пер­вый из кото­рых со вре­ме­нем стал обо­зна­чать­ся как adu­les­cen­tes. Логич­но пред­по­ло­жить, что в каче­стве вои­нов они исполь­зо­ва­лись пре­иму­ще­ст­вен­но в роли ve­li­tes и has­ta­ti. В состав пер­во­го клас­са вхо­ди­ли всад­ни­че­ские цен­ту­рии Тици­ев, Рам­нов и Луце­ров — при­ви­ле­ги­ро­ван­ный кор­пус из 600 всад­ни­ков.

Воен­ная орга­ни­за­ция clas­sis оформ­ля­ла обще­ство в каче­стве риту­аль­но­го род­ст­вен­но­го кол­лек­ти­ва вои­нов (коми­тат). Его струк­ту­ри­ро­ван­ность на пять «клас­сов» ука­зы­ва­ет, что риту­аль­ность «род­ст­вен­ной» свя­зи меж­ду вои­на­ми, в кото­рой совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли видят лишь ее искус­ст­вен­ность, на самом деле име­ла реаль­ные «есте­ствен­ные» исто­ки. Таким исто­ком род­ст­вен­ных отно­ше­ний, про­ти­во­сто­яв­ших био­ло­ги­че­ско­му род­ству, было соци­аль­ное род­ство. Деле­ние на стар­ших и млад­ших вои­нов, т. е. на se­nio­res vi­ri и iunio­res vi­ri вос­хо­дит к древ­ней­ше­му струк­ту­ри­ро­ва­нию на поко­ле­ния соци­аль­ных «отцов» и «детей». Связь меж­ду se­nio­res, из чис­ла кото­рых рекру­ти­ро­вал­ся сенат, и моло­ды­ми вои­на­ми пер­во­го «клас­са», види­мо, ими­ти­ро­ва­ла связь меж­ду поко­ле­ни­я­ми соци­аль­ных «отцов» и «детей» (48—60 лет и 17—32 лет). Vi­ri (32—48 лет) высту­па­ли в роли буду­щих соци­аль­ных «отцов» под­рас­таю­ще­го поко­ле­ния буду­щих вои­нов (пока еще нахо­див­ших­ся в ста­ту­се pue­ri).

Таким обра­зом, систе­ма воз­раст­ных клас­сов после рефор­мы Сер­вия Тул­лия выгляде­ла пред­по­ло­жи­тель­но так:

1 класс 17—24 года iunio­res­vi­ri ve­li­tes
2 класс 24—32 года iunio­res­vi­ri has­ta­ti
3 класс 32—40 лет iunio­res­vi­ri prin­ci­pes
4 класс 40—48 лет iunio­res­vi­ri tria­rii
5 класс 48—60 лет se­nio­res­vi­ri ro­ra­rii
infrac­las­sem стар­ше 60 лет (pro­le­ta­rii) se­ne­ces (ca­pi­te­cen­si)

* Соглас­но Тубе­ро­ну (у Авла Гел­лия 10, 28, 1—2), начи­ная с эпо­хи Сер­вия Тул­лия, кото­рый ввел воз­раст­ное деле­ние: pue­ri до 17 лет, iunio­res до 46 лет, se­nio­res после 46 лет, и se­ne­ces с 60 лет. При­пи­сы­вае­мая Сер­вию Тул­лию соци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция ран­ней рес­пуб­ли­ки осно­ва­на на пяти­лет­нем люст­раль­ном цик­ле. Поэто­му Варрон назы­ва­ет 45 лет рубе­жом меж­ду iunio­res и se­nio­res. В пере­да­че Цен­зо­ри­на (14, 2) Варро­но­ва гра­да­ция воз­рас­тов была осно­ва­на на пери­о­де в 15 лет: pue­ri до 15 — adu­les­cen­tes до 30 — iuve­nes до 45 — se­nio­res до 60 — se­ne­ces после 60 лет. Подоб­но тому как упо­ми­на­ние 17-лет­не­го рубе­жа озна­ча­ло пол­ные 16 лет, упо­ми­на­ние Тубе­ро­ном 46-лет­не­го может рас­смат­ри­вать­ся как пол­ные 45 лет. Эта заме­на 8-лет­не­го цик­ла 5-лет­ним про­изо­шла, по-види­мо­му, в тече­ние III в. до н. э., как пока­зы­ва­ют совре­мен­ные иссле­до­ва­ния цен­зов и люст­раль­ных пери­о­дов ран­ней рес­пуб­ли­ки. Поэто­му утвер­див­ше­е­ся после Варро­на пред­став­ле­ние о 46 годах в каче­стве рубе­жа меж­ду iunio­res и se­nio­res име­ет срав­ни­тель­но позд­нюю осно­ву. В VI—IV вв. до н. э. этот рубеж ско­рее при­хо­дил­ся на 48—49 лет. Воз­мож­но, поэто­му рим­ляне закан­чи­ва­ли пери­од актив­ной воен­ной служ­бы к 50 годам, и толь­ко достиг­ших 50 лет изби­ра­ли на долж­ность кури­о­на, имев­шую древ­нее про­ис­хож­де­ние.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1261575781 1261579546 1261594326