Р. Е. Ляст

Эпиграфические данные о коллегии августалов в Остии в I—II вв. н. э.

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 2. Саратов, 1974. С. 46—60.

с.46 В эпо­ху рим­ской импе­рии важ­ней­шей частью струк­ту­ры государ­ст­вен­но­го прав­ле­ния ста­ли раз­лич­но­го рода кол­ле­гии с.47 и кор­по­ра­ции. Это, преж­де все­го, самый древ­ний вид кол­ле­гии, объ­еди­няв­ший людей одной про­фес­сии — кол­ле­гии ремес­лен­ни­ков раз­лич­ных спе­ци­аль­но­стей, тор­гов­цев, кора­бель­щи­ков, акте­ров и т. д. Кро­ме того, были кол­ле­гии, обра­зо­ван­ные из рабов и отпу­щен­ни­ков отдель­ных фами­лий (col­le­gia do­mes­ti­ca)1; суще­ст­во­ва­ли кол­ле­гии, объ­еди­няв­шие людей, пре­иму­ще­ст­вен­но мало­иму­щих, с рели­ги­оз­ны­ми и похо­рон­ны­ми целя­ми. Кол­ле­гии эти еще рим­ские юри­сты назы­ва­ли кол­ле­ги­я­ми малых людей (col­le­gia te­nuio­rum)2.

Были свои кол­ле­гии и у вер­хуш­ки город­ско­го плеб­са и импе­ра­тор­ских отпу­щен­ни­ков (напри­мер, кол­ле­гия почи­та­те­лей ларов и изо­бра­же­ний импе­ра­то­ров). Раз­лич­ные объ­еди­не­ния рим­ско­го обще­ства в раз­ное вре­мя зани­ма­ли неоди­на­ко­вое обще­ст­вен­ное поло­же­ние, но в рас­смат­ри­вае­мый пери­од импе­ра­тор­ское пра­ви­тель­ство поощ­ря­ет дея­тель­ность самых раз­лич­ных кол­ле­гий и кор­по­ра­ций, кото­рые в отли­чие от рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да утра­чи­ва­ют свой поли­ти­че­ский харак­тер и пре­вра­ща­ют­ся в сугу­бо надеж­ные орга­ни­за­ции, вся жизнь кото­рых кон­тро­ли­ру­ет­ся пра­ви­тель­ст­вен­ны­ми орга­на­ми. Более того, мно­гие кол­ле­гии, осо­бен­но те, кото­рые были свя­за­ны с обще­ст­вен­но-полез­ной дея­тель­но­стью, ста­ли важ­ней­ши­ми при­вод­ны­ми рем­ня­ми государ­ст­вен­но­го аппа­ра­та. Вме­сте с тем рим­ские импе­ра­то­ры созда­ва­ли кол­ле­гии и чисто поли­ти­че­ско­го харак­те­ра, кото­рые вме­сте с про­фес­сио­наль­ны­ми кол­ле­ги­я­ми игра­ли важ­ней­шую роль преж­де все­го в круп­ных про­мыш­лен­но-тор­го­вых цен­трах.

В этом пест­ром соци­аль­но-поли­ти­че­ском орга­низ­ме совер­шен­но осо­бая роль при­над­ле­жа­ла кол­ле­гии авгу­ста­лов. Отно­си­тель­но при­чин воз­ник­но­ве­ния и при­ро­ды это­го инсти­ту­та в лите­ра­ту­ре до сих пор не сло­жи­лось еди­но­го мне­ния. В свое вре­мя Момм­зен видел в авгу­ста­лах жре­цов3, затем он стал отри­цать не толь­ко жре­че­ский, но и сакраль­ный харак­тер авгу­сталь­ства. Учреж­де­ние инсти­ту­та авгу­ста­лов, по мне­нию Момм­зе­на, пре­сле­до­ва­ло двой­ную цель: покро­ви­тель­ст­во­вать почи­та­нию импе­ра­то­ра в мас­сах и открыть поле почет­ной дея­тель­но­сти отпу­щен­ни­кам в муни­ци­пи­ях, поли­ти­че­ское поло­же­ние кото­рых в Риме было непол­но­прав­ным. Вме­сте с тем с.48 с помо­щью авгу­ста­лов, — утвер­ждал он, — Август наме­ре­вал­ся обес­пе­чить солид­ную ста­тью дохо­да за муни­ци­паль­ны­ми финан­са­ми4. Ина­че оце­ни­вал авгу­ста­лов Шуль­тен. Он назы­вал их жре­ца­ми, но делал неко­то­рое раз­ли­чие в поло­же­нии Augus­ta­les, ma­gistri Augus­ta­les, ma­gistri la­rum Augus­to­rum и se­vi­ri Augus­ta­les. И жре­че­ство, и севи­рат он свя­зы­ва­ет с тор­го­во-про­мыш­лен­ны­ми сло­я­ми импе­рии5. Марк­вард назы­вал авгу­ста­лов вто­рым после деку­ри­о­нов при­ви­ле­ги­ро­ван­ным сосло­ви­ем, состо­я­щим из отпу­щен­ни­ков и отча­сти из сво­бод­ных. Цель их состо­я­ла в рели­ги­оз­ном почи­та­нии Авгу­ста и после­дую­щих импе­ра­то­ров6. Ной­ман пола­гал, что кол­ле­гия авгу­ста­лов воз­ник­ла еще при жиз­ни Авгу­ста в 12 году до н. э. для введе­ния куль­та гения Авгу­ста в горо­дах Ита­лии7. Это была государ­ст­вен­ная орга­ни­за­ция, назна­чае­мая реше­ни­ем деку­ри­о­нов и ведав­шая отправ­ле­ни­ем импе­ра­тор­ско­го куль­та в муни­ци­пи­ях.

Почти все при­веден­ные выше поло­же­ния об авгу­ста­лах, выска­зан­ные в немец­кой исто­рио­гра­фии вто­рой поло­ви­ны XIX века, под­верг­лись обсто­я­тель­ной кри­ти­ке в трудах извест­но­го рус­ско­го уче­но­го М. Н. Кра­ше­нин­ни­ко­ва8. В част­но­сти, в сво­ей послед­ней фун­да­мен­таль­ной рабо­те об авгу­ста­лах и сакраль­ном маги­стер­стве М. Н. Кра­ше­нин­ни­ков высту­па­ет про­тив само­го авто­ри­тет­но­го в то вре­мя мне­ния Момм­зе­на, объ­явив­ше­го, как уже ука­зы­ва­лось, авгу­ста­лов фик­тив­ной обще­ст­вен­ной маги­ст­ра­ту­рой, создан­ной Авгу­стом для отпу­щен­ни­ков. На осно­ве скру­пу­лез­но­го ана­ли­за огром­ней­ше­го мате­ри­а­ла нарра­тив­ных, юриди­че­ских, эпи­гра­фи­че­ских источ­ни­ков, а так­же новей­шей лите­ра­ту­ры Кра­ше­нин­ни­ков пока­зы­ва­ет, что сакраль­ное маги­стер­ство вооб­ще и авгу­сталь­ство в част­но­сти не маги­ст­ра­ту­ра и не обще­ст­вен­ное жре­че­ство, но лишь общин­ная повин­ность (mu­nus)9, оно было откры­то не толь­ко отпу­щен­ни­кам, но всем сосло­ви­ям10.

с.49 В совре­мен­ной лите­ра­ту­ре вопрос об авгу­ста­лах и по сей день не пред­став­ля­ет­ся решен­ным. Неко­то­рые из авто­ров наше­го сто­ле­тия про­дол­жа­ют сто­ять на пози­ци­ях ста­рой немец­кой шко­лы и по сути дела при­дер­жи­ва­ют­ся взглядов Момм­зе­на. Так, по мне­нию Тен­ни Фран­ка, инсти­тут авгу­ста­лов был создан для того, чтобы при­вя­зать отпу­щен­ни­ков к импе­ра­тор­ско­му дому. Кро­ме того, этот инсти­тут имел огром­ную вос­пи­та­тель­ную силу, — пола­га­ет Тен­ни Франк, — и при­зван был во мно­гом охра­нять рим­ский мир от худ­ших послед­ст­вий раб­ства11.

Сход­ные поло­же­ния были выска­за­ны и Даф­фом. Se­vi­ri Augus­ta­les, так же как и ma­gistri vi­ci, были опре­де­лен­но свя­за­ны с куль­том импе­ра­то­ра, утвер­жда­ет он. Вво­дя таким обра­зом культ импе­ра­то­ра, Август решил важ­ней­шую зада­чу обес­пе­чить себе лояль­ность отпу­щен­ни­ков12. Это мне­ние оспа­ри­ва­ет­ся Гаже13: «Несмот­ря на види­мое сход­ство их с ma­gistri vi­ci в Риме, ведав­ши­ми куль­том ларов Авгу­ста и так­же функ­ци­о­ни­ро­вав­ших груп­па­ми по 6 чле­нов, ни авгу­ста­лы, ни севи­ры не явля­ют­ся ни пря­мы­ми аген­та­ми, ни, тем более, жре­ца­ми, так назы­вае­мо­го импе­ра­тор­ско­го куль­та, вещи самой по себе очень слож­ной». Под­чер­ки­вая раз­ни­цу в поня­ти­ях авгу­ста­лов и севи­ров (и при­зна­вая, что смысл это­го раз­ли­чия пока не под­да­ет­ся опре­де­ле­нию), Гаже вме­сте с тем под­чер­ки­ва­ет, что и те и дру­гие при­над­ле­жа­ли кру­гам отпу­щен­ни­ков14. Вооб­ще в совре­мен­ной зару­беж­ной лите­ра­ту­ре проч­но уко­ре­ни­лось мне­ние, что инсти­тут авгу­сталь­ства был создан для отпу­щен­ни­ков, и имен­но они состав­ля­ли его глав­ную осно­ву по край­ней мере в эпо­ху ран­ней импе­рии15. Одна­ко это утвер­жде­ние мож­но счи­тать бес­спор­ным толь­ко до опре­де­лен­ной сте­пе­ни. Кол­ле­гия, а затем сосло­вие авгу­ста­лов, про­су­ще­ст­во­вав­шее несколь­ко сто­ле­тий в раз­лич­ных частях рим­ской импе­рии, как впро­чем любое дру­гое сосло­вие, не мог­ло не эво­лю­ци­о­ни­ро­вать во вре­ме­ни и про­стран­стве, поэто­му гово­рить о с.50 соста­ве это­го сосло­вия и его роли в соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской и поли­ти­че­ской жиз­ни горо­да мож­но толь­ко с уче­том этой эво­лю­ции. Прав­да, в зару­беж­ной лите­ра­ту­ре отме­ча­лась суще­ст­вен­ная раз­ни­ца в соста­ве авгу­ста­лов ран­ней и позд­ней импе­рии16, в част­но­сти, в 1914 году Тей­лор обра­ти­ла вни­ма­ние на то, что в нача­ле III века н. э. ста­ло труд­но най­ти отпу­щен­ни­ка, достой­но­го ран­га авгу­ста­лов17.

Еще более инте­рес­ное наблюде­ние отно­си­тель­но соста­ва авгу­ста­лов в горо­дах ран­не­им­пе­ра­тор­ской Ита­лии было сде­ла­но Е. М. Шта­ер­ман18. Рас­смат­ри­вая состав авгу­ста­лов в раз­лич­ных частях Ита­лии, Е. М. Шта­ер­ман при­шла к выво­ду, что «севи­ры-авгу­ста­лы из либер­ти­нов наи­бо­лее часто встре­ча­ют­ся в горо­дах Север­ной Ита­лии, в неко­то­рых из кото­рых они зна­чи­тель­но пре­вос­хо­дят чис­ло сво­бод­но­рож­ден­ных севи­ров... гораздо мень­ше их в Апу­лии... Мало авгу­ста­лов-либер­ти­нов в Этру­рии, в Кам­па­нии... совсем незна­чи­тель­но их чис­ло в Лука­нии и Лации, вклю­чая и Остию»19. Кро­ме того, в рай­о­нах лати­фун­дий и ста­рых рабо­вла­дель­че­ских обла­стях в сосло­вие авгу­ста­лов про­ни­ка­ли отпу­щен­ни­ки знат­ных или исклю­чи­тель­но бога­тых патро­нов, в рай­о­нах мел­ко­го земле­вла­де­ния и быст­ро­раз­ви­ваю­щей­ся тор­гов­ли и ремес­ла в это сосло­вие был открыт путь всем бога­тым отпу­щен­ни­кам20. К сожа­ле­нию, Е. М. Шта­ер­ман остав­ля­ет откры­тым вопрос о том, поче­му Остия, где «чис­ло зани­мав­ших­ся раз­ны­ми тор­го­во-ремес­лен­ны­ми и финан­со­вы­ми опе­ра­ци­я­ми отпу­щен­ни­ков весь­ма зна­чи­тель­но», попа­ла в раз­ряд рай­о­нов, где либер­ти­ны-авгу­ста­лы состав­ля­ли очень малый про­цент.

Вопрос о соот­но­ше­нии в соста­ве авгу­ста­лов Остии лиц раб­ско­го про­ис­хож­де­ния и сво­бод­но­рож­ден­ных дале­ко не един­ст­вен­ный труд­ный вопрос в рас­смат­ри­вае­мой про­бле­ме. Было ли сосло­вие авгу­ста­лов одно­род­но в иму­ще­ст­вен­ном отно­ше­нии? Как менял­ся состав сосло­вия и его поли­ти­че­ская роль в зави­си­мо­сти от эко­но­ми­че­ской и поли­ти­че­ской исто­рии горо­да? Пред­ла­гае­мая ста­тья, разу­ме­ет­ся, не пре­тен­ду­ет на исчер­пы­ваю­щее реше­ние всех постав­лен­ных вопро­сов. Но нам пред­став­ля­ет­ся, что эпи­гра­фи­че­ский и отча­сти с.51 архео­ло­ги­че­ский мате­ри­ал Остии, осо­бен­но над­пи­си, опуб­ли­ко­ван­ные после выхо­да в свет пер­вой части CIL, Vol. XIV21, помо­гут частич­но­му их реше­нию.

В рас­смат­ри­вае­мый пери­од Остия, как извест­но, ста­ла не толь­ко круп­ней­шим пор­том Импе­рии, ворота­ми Рима, через кото­рые про­хо­ди­ла одно­вре­мен­но часть гру­зов анно­ны и импор­ти­ру­е­мых това­ров самых раз­лич­ных стран, но и гигант­ским скла­дом про­до­воль­ст­вия, преж­де все­го зер­на22. Но Остия долж­на была не толь­ко при­нять зер­но и дру­гие това­ры на свои скла­ды, но и по воз­мож­но­сти без про­мед­ле­ния пере­пра­вить его в Рим по Тиб­ру, пере­гру­зив пред­ва­ри­тель­но на малень­кие суда.

Таким обра­зом, пор­то­вые работы при­об­ре­та­ют в Остии пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние. Одно­вре­мен­но важ­ней­шей отрас­лью про­из­вод­ства ста­ло кораб­ле­стро­е­ние23. Кро­ме того, в Остии было раз­ви­то кера­ми­че­ское про­из­вод­ство. В част­но­сти, здесь непло­хо было нала­же­но изготов­ле­ние кир­пи­чей, све­тиль­ни­ков, водо­на­пор­ных труб. Кро­ме того, в Остии были сапож­ни­ки, кра­силь­щи­ки, люди дру­гих про­фес­сий24, работав­шие в неболь­ших мастер­ских-лав­ках25.

Раз­ви­тие тор­гов­ли, ремес­ла, пор­то­вых служб пре­вра­ти­ло Остию в круп­ный центр пред­при­ни­ма­тель­ства. Вме­сте с граж­да­на­ми-земле­вла­дель­ца­ми в Остии появ­ля­ют­ся судо­вла­дель­цы, круп­ные тор­гов­цы, куп­цы, изме­ри­те­ли зер­на, вла­дель­цы малень­ких суде­ны­шек, лодок, груз­чи­ки, греб­цы, моря­ки, ремес­лен­ни­ки; при­чем зна­чи­тель­ную часть этих людей состав­ля­ли уро­жен­цы и граж­дане дру­гих муни­ци­пий, ино­стран­цы или люди, пере­се­лив­ши­е­ся в Остию из дру­гих мест, чаще все­го из Афри­ки (не слу­чай­но кви­рин­ская три­ба, к кото­рой Остия не при­над­ле­жа­ла, доволь­но часто фигу­ри­ру­ет в остий­ских над­пи­сях). Яркой иллю­ст­ра­ци­ей пест­ро­ты этни­че­ско­го соста­ва тор­гов­цев и дель­цов Остии явля­ет­ся моза­и­ка с пло­ща­ди кор­по­ра­ций26: здесь широ­ко пред­став­ле­ны тор­го­вые кор­по­ра­ции из Афри­ки, Кор­си­ки, Сар­ди­нии, Гал­лии и т. д. Что с.52 каса­ет­ся соци­аль­но­го соста­ва все­го это­го дело­во­го и тор­го­во­го люда, то судя по эпи­гра­фи­че­ским дан­ным, осно­ву его, без сомне­ния, состав­ля­ли отпу­щен­ни­ки или потом­ки отпу­щен­ни­ков, т. е. лица раб­ско­го про­ис­хож­де­ния. Про­ни­кая во все поры муни­ци­паль­ной жиз­ни, суще­ст­вен­ное вли­я­ние ока­за­ли они и на инсти­тут авгу­ста­лов, при­чем, если судить по име­нам в Al­ba Augus­ta­lium, то имен­но эта соци­аль­ная кате­го­рия состав­ля­ла осно­ву авгу­ста­лов вплоть до середи­ны III в. н. э.27 Уста­но­вить соот­но­ше­ние воль­ноот­пу­щен­ни­ков и потом­ков воль­ноот­пу­щен­ни­ков прак­ти­че­ски не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным, так как хоро­шо извест­но, что част­ные отпу­щен­ни­ки, в отли­чие от импе­ра­тор­ских, неред­ко опус­ка­ли обо­зна­че­ние ста­ту­са, поэто­му неболь­шое чис­ло над­пи­сей, где авгу­ста­лы обо­зна­че­ны как либер­ти­ны, не отра­жа­ет дей­ст­ви­тель­но­го соот­но­ше­ния отпу­щен­ни­ков и сво­бод­но­рож­ден­ных. С этой точ­ки зре­ния более надеж­ную инфор­ма­цию мог­ли бы дать Al­ba Augus­ta­lium, где ука­за­ние ста­ту­са воз­мож­но соблюда­лось более стро­го. Сре­ди мно­гих фраг­мен­тов спис­ков авгу­ста­лов, где зна­чит­ся несколь­ко десят­ков имен, либер­тин­ский ста­тус обо­зна­чен толь­ко в 5 слу­ча­ях, при­чем все они появ­ля­ют­ся в одном фраг­мен­те (S. 45631) срав­ни­тель­но позд­не­го вре­ме­ни (ско­рее все­го середи­на III в. н. э.). Что же каса­ет­ся фили­а­ции, кото­рая явля­ет­ся несо­мнен­ным пока­за­те­лем сво­бод­но­рож­ден­но­го ста­ту­са, то во всех спис­ках она встре­ча­ет­ся один-един­ст­вен­ный раз. Сле­до­ва­тель­но, если при­нять во вни­ма­ние при­веден­ные дан­ные, а так­же харак­тер cog­no­men лиц, ука­зан­ных в al­bum (а эти cog­no­men сплошь нерим­ские, харак­тер­ные для раб­ских имен), то мож­но пред­по­ло­жить, что основ­ную мас­су авгу­ста­лов в Остии вплоть до кон­ца III в. состав­ля­ли потом­ки отпу­щен­ни­ков. Но, опе­ри­руя дан­ны­ми al­bum, необ­хо­ди­мо пом­нить, что там сохра­ни­лись име­на не рядо­вых чле­нов сосло­вия, а глав­ным обра­зом маги­ст­ра­тов и в первую оче­редь квин­кве­на­лов. Мож­но пред­по­ло­жить, что в среду маги­ст­ра­тов сосло­вия был открыт доступ толь­ко потом­кам отпу­щен­ни­ков. Одна­ко суще­ст­ву­ют над­пи­си, где авгу­ста­лы-маги­ст­ра­ты высту­па­ют с обо­зна­че­ни­ем либер­тин­ско­го ста­ту­са28. Прав­да, сре­ди над­пи­сей авгу­ста­лов, где фигу­ри­ру­ет либер­тин­ский ста­тус, такие состав­ля­ют еди­ни­цы, т. е. доступ к маги­ст­ра­ту­рам либер­ти­нам дей­ст­ви­тель­но откры­вал­ся, види­мо, в исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях. Но зато потом­ки отпу­щен­ни­ков, судя по cog­no­men, были насто­я­щи­ми с.53 хозя­е­ва­ми вплоть до середи­ны III века, как сре­ди маги­ст­ра­тов, так и сре­ди рядо­вых чле­нов. Это под­твер­жда­ет­ся тем фак­том, что пре­об­ла­да­ние латин­ских cog­no­men, не харак­тер­ных для раб­ских имен, типа Se­cun­dus, Pris­cus, Ter­tul­lus, Ru­fus, Man­nus, Sex­tus, Julia­nus, Mac­ri­nus, At­tie­us, Se­da­tus и др. (S. 4563 (5)), встре­ча­ет­ся толь­ко в самом позд­нем спис­ке авгу­ста­лов, дати­ру­е­мом архео­ло­ги­че­ски кон­цом III — нача­лом IV века29. Итак, Al­ba Augus­ta­lium в какой-то мере поз­во­ля­ет выяс­нить основ­ной состав сосло­вия авгу­ста­лов с кон­ца II до середи­ны III века. Но кро­ме того, этот важ­ный источ­ник дает воз­мож­ность гораздо глуб­же про­ник­нуть в орга­низм сосло­вия и полу­чить пред­став­ле­ние не толь­ко о его общем содер­жа­нии, но и понять отдель­ные состав­ные части и — что осо­бен­но важ­но — выявить эво­лю­цию их.

Выше уже отме­ча­лось, что орга­ни­за­ция авгу­ста­лов в Остии не раз меня­лась и зави­се­ло это преж­де все­го от изме­не­ний в соста­ве, кото­рый в свою оче­редь менял­ся тоже под вли­я­ни­ем опре­де­лен­ных усло­вий. Каков же был харак­тер, тен­ден­ции всех этих изме­не­ний? Рас­смот­рим преж­де все­го, как эти изме­не­ния про­яви­лись в орга­ни­за­ции авгу­ста­лов.

Пер­вое упо­ми­на­ние об авгу­ста­лах в Остии встре­ча­ет­ся уже при жиз­ни Авгу­ста. С это­го вре­ме­ни и при­мер­но до кон­ца I века они назы­ва­лись чаще все­го про­сто Augus­ta­les и, оче­вид­но, не име­ли еще доста­точ­но сло­жив­шей­ся кол­ле­ги­аль­ной орга­ни­за­ции со сво­ей кас­сой, маги­ст­ра­ту­рой, зда­ни­ем. Так, еще при Нероне фигу­ри­ру­ет авгу­стал Люций Акви­лей Модест. Воз­мож­но, как и в дру­гих муни­ци­пи­ях, в Остии авгу­ста­лы полу­чи­ли кол­ле­ги­аль­ное устрой­ство толь­ко со вре­ме­ни Тра­я­на30. Кол­ле­гия состав­ля­лась, по-види­мо­му, как обыч­но либо вслед­ст­вие избра­ния ее деку­ри­о­на­ми, или путем все­на­род­но­го голо­со­ва­ния (послед­ний спо­соб избра­ния встре­чал­ся зна­чи­тель­но реже и на ран­них ста­ди­ях суще­ст­во­ва­ния авгу­сталь­ства). Выбо­ры про­ис­хо­ди­ли в нача­ле долж­ност­но­го года, в при­сут­ст­вии 2/3 деку­ри­о­нов. Излюб­лен­ным чис­лом кол­ле­гии авгу­ста­лов было 6. Отсюда и назва­ние кол­ле­гии Sex­vi­ri Augus­ta­les. Изби­ра­лись эти 6 чле­нов на год. Пожиз­нен­ное маги­стер­ство встре­ча­лось ред­ко31. Пола­га­ют, что появ­ле­ние с.54 назва­ния Se­vi­ri Augus­ta­les в отли­чие от Augus­ta­les свя­за­но как раз с орга­ни­за­ци­ей кол­ле­гии авгу­ста­лов32.

Имен­но в этот пери­од наи­выс­ше­го рас­цве­та Остии авгу­ста­лы посте­пен­но скла­ды­ва­ют­ся в сосло­вие (or­do), кото­рое к кон­цу II века офор­ми­лось в слож­ный иерар­хи­че­ский орга­низм. На вер­шине его, судя по Al­ba Augus­ta­lium, сто­я­ли так назы­вае­мые elec­ti (S. 4562(1), 4562(2)), затем шли quin­que­na­les, за ними в спис­ках со 182 года зна­чат­ся quin­que­na­les d.d. Судя по дру­гим эпи­гра­фи­че­ским дан­ным, в част­но­сти по над­пи­си n. 367 в CIL, v. XIV, были в сосло­вии и рядо­вые чле­ны, то, что в спис­ках кол­ле­гий обыч­но назы­ва­ют плеб­сом, и даже своя fa­mi­lia Augus­ta­lium. Кро­ме того, суще­ст­во­вал отдель­ный спи­сок каз­на­че­ев (cu­ra­to­res) сосло­вия (S. 4560). Появ­ле­ние маги­ст­ра­ту­ры у авгу­ста­лов само по себе свиде­тель­ст­во­ва­ло уже об опре­де­лен­ной диф­фе­рен­ци­а­ции в их среде. Но тогда, когда эта маги­ст­ра­ту­ра толь­ко скла­ды­ва­лась, т. е. в кон­це I века, выс­шие долж­но­сти, и в первую оче­редь elec­ti, име­ли глав­ным обра­зом почет­ный харак­тер. Такая же печать лежа­ла и на их квин­кве­на­лах, изби­рае­мых раз в два года, хотя они обя­за­ны были управ­лять дела­ми кол­ле­гии и обла­да­ли, оче­вид­но, боль­шим прак­ти­че­ским весом. К кон­цу II века в орга­ни­за­ции маги­ст­ра­ту­ры авгу­ста­лов про­изо­шли весь­ма при­ме­ча­тель­ные изме­не­ния. Во-пер­вых, про­ис­хо­дит посте­пен­ное исчез­но­ве­ние elec­ti: в спис­ках 198 и 199 года их по чет­ве­ро, в спис­ках 210, 216, 239 — по одно­му, а начи­ная с 298 года они уже вооб­ще не встре­ча­ют­ся. Почти одно­вре­мен­но с эти­ми пере­ме­на­ми в маги­ст­ра­ту­ре авгу­ста­лов появ­ля­ет­ся новая долж­ность, кото­рая в Al­ba обо­зна­ча­ет­ся как q.q.d.d. В спис­ке 198 года таких маги­ст­ра­тов было десять, в спис­ке 201 — четыр­на­дцать, столь­ко же в 208 и один­на­дцать — в 228 (S. 4562 (1, 3, 4, 6)). Соот­вет­ст­вен­но и в отдель­ных над­пи­сях после 180 года наблюда­ет­ся рез­кое уве­ли­че­ние тако­го рода титу­ла­ту­ры: se­vir Augus­ta­lis idem quin­que­na­lis.

Поче­му же появи­лась эта маги­ст­ра­ту­ра, каким обра­зом она изби­ра­лась и поче­му в таком боль­шом коли­че­стве? Ответ на этот вопрос в какой-то мере может дать раз­гад­ка абре­ви­а­ту­ры d.d. В насто­я­щее вре­мя обще­при­знан­ной при­ня­то счи­тать интер­пре­та­цию Дес­сау33, кото­рый d.d. ком­мен­ти­ру­ет как do­no da­to. Таким обра­зом, вме­сте с четырь­мя квин­кве­на­ла­ми, с.55 кото­рые сто­я­ли во гла­ве кол­ле­гии и были при­зва­ны управ­лять ею, появи­лась доволь­но боль­шая, оче­вид­но, чисто почет­ная долж­ность квин­кве­на­ла, кото­рая попро­сту поку­па­лась за день­ги; воз­мож­но, в это вре­мя ста­ла поку­пать­ся и долж­ность кура­то­ра, во вся­ком слу­чае, в одной из над­пи­сей (CIL, v. XIV, n. 367), дати­ру­е­мой 182 годом, сто­и­мость ее ука­зы­ва­лась доста­точ­но чет­ко — 10 тыс. сестер­ци­ев. Отсюда понят­но уми­ра­ние чисто выбор­ной долж­но­сти elec­ti. Явно выра­жен­ная мер­кан­ти­ли­за­ция маги­ст­ра­ту­ры авгу­ста­лов в кон­це II века, разу­ме­ет­ся, не была явле­ни­ем слу­чай­ным. Про­цесс этот явно отра­жал серь­ез­ные соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские сдви­ги в сосло­вии авгу­ста­лов. По мере того как из почи­та­те­лей Авгу­ста авгу­ста­лы пре­вра­ща­лись в офи­ци­аль­ную кол­ле­гию, а затем вто­рое при­ви­ле­ги­ро­ван­ное сосло­вие, доступ в него более охот­но стал откры­вать­ся людям не про­сто пре­дан­ным импе­ра­тор­ско­му режи­му, а преж­де все­го состо­я­тель­ным и зани­мав­шим уже опре­де­лен­ное поло­же­ние в обще­стве. В Остии таки­ми людь­ми были в первую оче­редь пре­успе­ваю­щие дель­цы, тор­гов­цы, люди, свя­зан­ные с анно­ной, пор­то­вы­ми служ­ба­ми и т. д. Не слу­чай­но в над­пи­сях неод­но­крат­но встре­ча­ют­ся авгу­ста­лы, высту­паю­щие в каче­стве маги­ст­ров и патро­нов про­фес­сио­наль­ных кол­ле­гий.

Так, севир-авгу­стал Люций Нум­ми­зий Ага­те­мер был покро­ви­те­лем него­ци­а­то­ров из Испа­нии (CIL, v. XIV, n. 397). Марк Кор­не­лий Карулл Фели­ци­пим, будучи севи­ром-авгу­ста­лом, квин­кве­на­лом и бис­се­ля­ри­ем, был одно­вре­мен­но квин­кве­на­лом кол­ле­гии сто­лич­ных остий­ских вино­де­лов (v. XIV, n. 318), севир-авгу­стал Марк Кор­не­лий Епа­га­ти­ан был патро­ном кор­по­ра­ции лодоч­ни­ков (n. 341). Квин­кве­на­лом кол­ле­гии пере­воз­чи­ков леса был севир-авгу­стал Анто­ний (v. XIV, n. 295), кол­ле­гии плот­ни­ков — севир-авгу­стал Люций Анто­ний (v. XIV, 297), кор­по­ра­ции изме­ри­те­лей зер­на — вли­я­тель­ный севир-авгу­стал и квин­кве­нал Люций Каль­пур­ний Хий; Люций Лепид Эутих, севир-авгу­стал и квин­кве­нал в Остий­ской коло­нии и в муни­ци­пии туску­лан­цев, был одно­вре­мен­но посто­ян­ным квин­кве­на­лом кол­ле­гии стро­и­те­лей кораб­лей (v. XIV, n. 372) и т. д.

Наи­бо­лее вли­я­тель­ные авгу­ста­лы высту­па­ли маги­ст­ра­ми несколь­ких про­фес­сио­наль­ных кор­по­ра­ций. Так, севир-авгу­стал и квин­кве­нал Люций Каль­пур­ний Хий был квин­кве­на­лом изме­ри­те­лей зер­на, кура­то­ром лодоч­ни­ков, маги­ст­ром пере­воз­чи­ков леса и т. д. (n. 309). Чаще все­го авгу­ста­лы высту­па­ли чле­на­ми и маги­ст­ра­ми кол­ле­гии плот­ни­ков и кор­по­ра­ций с.56 анно­ны (CIL, v. XIV, nn. 341, 407, 299, 418, 297, 330, 309; S. n. 4656). Это объ­яс­ня­ет­ся, по-види­мо­му, преж­де все­го тем, что послед­ние кор­по­ра­ции вме­сте с кол­ле­ги­ей плот­ни­ков нахо­ди­лись почти непо­сред­ст­вен­но на служ­бе импе­ра­то­ра. И то же вре­мя это были наи­бо­лее вли­я­тель­ные в Остии кор­по­ра­ции. Они были свя­за­ны через сво­их патро­нов и с муни­ци­паль­ной зна­тью, и с сена­тор­ской, и с импе­ра­тор­ской вла­стью, поэто­му при их под­держ­ке мож­но было прак­ти­че­ски попасть на любую самую высо­кую муни­ци­паль­ную долж­ность. Кро­ме того, прав­ле­ние и патро­нат про­фес­сио­наль­ных кор­по­ра­ций состав­лял­ся глав­ным обра­зом из людей состо­я­тель­ных, а это было как раз то каче­ство, кото­рое, в первую оче­редь необ­хо­ди­мо было авгу­ста­лам. Имен­но поэто­му, оче­вид­но, авгу­ста­лы в Остии неред­ко выби­ра­лись из чис­ла патро­нов и квин­кве­на­лов про­фес­сио­наль­ных кор­по­ра­ций.

Одна­ко к середине II века авгу­ста­лы ста­ли такой вли­я­тель­ной орга­ни­за­ци­ей, что неко­то­рые веду­щие про­фес­сио­наль­ные кор­по­ра­ции ста­ли искать их покро­ви­тель­ства. Поэто­му наи­бо­лее вли­я­тель­ные авгу­ста­лы ста­но­вят­ся даже патро­на­ми этих кор­по­ра­ций. Так, Марк Кор­не­лий Вале­ри­ан Эпа­гат — авгу­стал Лав­рен­тий­ско­го окру­га — был патро­ном кор­по­ра­ции пере­воз­чи­ков (CIL, v. XIV, 341). Вер­хуш­ка остий­ских авгу­ста­лов, а так­же сред­ние слои при­над­ле­жа­ли, оче­вид­но, к чис­лу круп­ных рабо­вла­дель­цев. Поми­мо фами­лии, обслу­жи­ваю­щей сосло­вие в целом (CIL, v. XIV, n. 367), они вла­де­ли нема­лым чис­лом част­ных рабов. Почти все над­гро­бия долж­ност­ных лиц авгу­ста­лов закан­чи­ва­ют­ся харак­тер­ной фор­му­лой: «сво­им отпу­щен­ни­кам, отпу­щен­ни­цам и их потом­кам».

В соци­аль­ном соста­ве авгу­ста­лов рас­смат­ри­вае­мо­го пери­о­да обна­ру­жи­ва­ет­ся еще одна при­ме­ча­тель­ная осо­бен­ность. В спис­ках и фастах сосло­вия, колум­ба­ри­ях отдель­ных фами­лий и над­гро­бий ино­гда встре­ча­ют­ся отпу­щен­ни­ки, при­над­ле­жа­щие одной фами­лии. Чаще все­го это отпу­щен­ни­ки пре­успе­ваю­щих в тор­гов­ле и про­мыш­лен­но­сти Эгри­ли­ев (v. XIV, n. 345, S. nn. 4559, 4803, 4641), но встре­ча­ют­ся и новые име­на. Так в Al­ba Augus­ta­lium сре­ди 50 имен (S. n. 4563), поми­мо шести A. Eg­ri­lius, шесть Q. Ty­ran­nius, четы­ре An­nius, семь авгу­ста­лов име­ли no­men импе­ра­тор­ских фами­лий: Фла­вии Юлии, Элии, Авре­лии. Опре­де­лен­ные фами­лии авгу­ста­лов про­сле­жи­ва­ют­ся и в отдель­ных над­гроб­ных и посвя­ти­тель­ных над­пи­сях. Так, в над­пи­сях (v. XIV, nn. 411, 412) высту­па­ют авгу­ста­лы отец, сын, отпу­щен­ник Gn. Ser­gius. В над­пи­сях (v. XIV, nn. 415–417) четы­ре отпу­щен­ни­ка дуум­ви­ра Кая с.57 Силия Нер­вы обо­зна­че­ны как авгу­ста­лы. Авгу­ста­лы, отме­чен­ные отпу­щен­ни­ка­ми дру­гих авгу­ста­лов, встре­ча­ют­ся так­же в CIL, v. XIV, nn. 420, 427, 428 и дру­гих.

Таким обра­зом, так же как и в про­фес­сио­наль­ных кор­по­ра­ци­ях, в кол­ле­гии авгу­ста­лов уже к кон­цу II века наблюда­ет­ся созда­ние опре­де­лен­ной касто­во­сти. При этом касто­вость теперь неред­ко откро­вен­но поку­па­ет­ся для сво­их род­ст­вен­ни­ков и отпу­щен­ни­ков состо­я­тель­ны­ми патро­на­ми-авгу­ста­ла­ми. Так, в одной из над­пи­сей (n. 367) ука­зы­ва­ет­ся, что Пуб­лий Гора­ций Хри­се­рот, бога­тый севир-авгу­стал и квин­кве­нал, из пожерт­во­ван­ных им 50 тыс. сестер­ци­ев 10 тысяч выде­лил сво­е­му сыну Секс­ту Гора­цию Хри­сер­ци­а­ну на почет­ное зва­ние кура­то­ра. Из дру­гой над­пи­си (n. 316) извест­но, что после кура­тор­ства тако­му почи­тае­мо­му за день­ги лицу, как пра­ви­ло, пре­до­став­ля­ет­ся почет­ный квин­кве­на­ли­тет.

Итак, к кон­цу II века в среде авгу­ста­лов Остии скла­ды­ва­ет­ся опре­де­лен­ный слой людей, у кото­ро­го появ­ля­ют­ся пер­вые при­зна­ки касто­вой замкну­то­сти, и этот слой играл замет­ную роль в эко­но­ми­че­ской жиз­ни горо­да и не без осно­ва­ния пре­тен­до­вал на при­ви­ле­ги­ро­ван­ную роль в обще­стве и муни­ци­паль­ном управ­ле­нии. Во-пер­вых, к кон­цу II века, когда в Остии обна­ру­жи­лись пер­вые при­зна­ки эко­но­ми­че­ско­го упад­ка34, сосло­вие авгу­ста­лов пре­вра­ти­лось в свое­об­раз­ную ком­мер­че­скую орга­ни­за­цию, от денеж­ных взно­сов кото­рой во мно­гом зави­се­ло бла­го­по­лу­чие муни­ци­пия. Кро­ме того, авгу­ста­лы мог­ли ока­зы­вать опре­де­лен­ное дав­ле­ние на муни­ци­паль­ное прав­ле­ние через вли­я­тель­ные про­фес­сио­наль­ные кор­по­ра­ции, где они, как уже отме­ча­лось, неред­ко высту­па­ли в каче­стве маги­ст­ров и патро­нов.

Одним из ярких свиде­тельств того, что авгу­ста­лы зани­ма­ли в Остии замет­ное поло­же­ние, явля­ет­ся тот факт, что они име­ли свое зда­ние (срав­ни­тель­но неболь­шое, но бога­то укра­шен­ное)35. Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние и тот факт, что потом­ки неко­то­рых авгу­ста­лов про­ни­ка­ли в выс­шее сосло­вие и на муни­ци­паль­ные служ­бы36, при­чем потом­кам знат­ных авгу­ста­лов, види­мо, сде­лать это было гораздо лег­че. В этом плане осо­бен­но инте­рес­но содер­жа­ние над­пи­си, где сооб­ща­ет­ся, что отпу­щен­ни­ка Гая Силия Фелик­са, знат­но­го авгу­ста­ла, с.58 деку­ри­о­ны реши­ли похо­ро­нить на обще­ст­вен­ный счет. Сын Нер­ва, зани­маю­щий почет­ную долж­ность, откло­нил издерж­ки. Далее сле­ду­ет над­гроб­ная над­пись Нер­ве, сыну Гая Силия, выбран­но­му декре­том деку­ри­о­нов дуум­ви­ром37. Подоб­ное реше­ние сове­та деку­ри­о­нов состо­я­лось и в отно­ше­нии сына авгу­ста­ла Гнея Сер­гия (CIL, v. XIV, n. 411). Чтобы обес­пе­чить себе опре­де­лен­ное поло­же­ние в обще­стве и обес­пе­чить карье­ру сво­им потом­кам, авгу­ста­лы исполь­зо­ва­ли, оче­вид­но, и мат­ри­мо­ни­аль­ные свя­зи. В этом плане инте­рес­на над­пись, где сооб­ща­ет­ся, что Оне­зим, севир-авгу­стал, квин­кве­нал и кура­тор сосло­вия, был женат на доче­ри Эгри­лия Патер­на Эди­ла, лик­то­ра, фла­ми­на боже­ст­вен­но­го Вес­па­си­а­на, жре­ца Вол­ка­на (S. 4641). Но необ­хо­ди­мо заме­тить, что над­пи­сей, свиде­тель­ст­ву­ю­щих о про­ник­но­ве­нии потом­ков отпу­щен­ни­ков в более высо­кие сосло­вия, очень немно­го и почти все они дати­ру­ют­ся I — нача­лом II сто­ле­тия.

В кон­це II сто­ле­тия появ­ля­ют­ся над­пи­си ино­го типа, когда, напри­мер, деку­ри­о­на коло­нии Остии изби­ра­ют деку­ри­о­ном и авгу­ста­лом vi­ci Lau­ren­tium (n. 341) или когда Остий­ско­го авгу­ста­ла изби­ра­ют авгу­ста­лом в муни­ци­пии туску­лан­цев (n. 372). Появ­ле­ние тако­го рода над­пи­сей в кон­це II века, по всей веро­ят­но­сти, тоже не было слу­чай­ным. Дело в том, что имен­но в этот пери­од в Остии появ­ля­ют­ся пер­вые при­зна­ки обни­ща­ния и упад­ка сосло­вия деку­ри­о­нов38. В 182 году зафик­си­ро­ван пер­вый слу­чай, когда деку­ри­о­нам было выде­ле­но посо­бие по 5 дена­ри­ев, при­чем выде­лил это посо­бие из сво­их лич­ных средств авгу­стал Пуб­лий Гора­ций Хри­зер (n. 367). Позд­нее выде­ле­ние таких посо­бий ста­ло обыч­ным делом и выда­ва­лось через доволь­но корот­кие интер­ва­лы. Есте­ствен­но, что в таких усло­ви­ях поло­же­ние и титул деку­ри­о­на в какой-то мере обес­це­нил­ся и воз­мож­но поло­же­ние авгу­ста­ла ста­ло более почет­ным и вли­я­тель­ным. Поэто­му к кон­цу II века не толь­ко потом­ки, и сами авгу­ста­лы про­ни­ка­ют в среду деку­ри­о­нов. Но нель­зя себе пред­став­лять дело таким обра­зом, что сосло­вие деку­ри­о­нов в целом нища­ло, а сосло­вие авгу­ста­лов цели­ком обо­га­ща­лось. В кон­це II века в свя­зи с опре­де­лен­ны­ми эко­но­ми­че­ски­ми сдви­га­ми в Остии и в Рим­ской импе­рии вооб­ще стал про­сто более интен­сив­но про­хо­дить про­цесс с.59 иму­ще­ст­вен­ной и соци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции в любом сосло­вии, в том чис­ле и сре­ди деку­ри­о­нов и авгу­ста­лов, повлек­шее за собой ниве­ли­ро­ва­ние сосло­вий. Доста­точ­но ска­зать, что в 182 году тот же самый Хри­сер выде­лил посо­бие не толь­ко деку­ри­о­нам, но и авгу­ста­лам. О том, что сре­ди авгу­ста­лов это­го пери­о­да были люди и мало­со­сто­я­тель­ные, свиде­тель­ст­ву­ет не толь­ко при­веден­ный факт и иерар­хия маги­ст­ра­тур, пред­став­лен­ная в al­ba Augus­ta­lium. Доста­точ­но взгля­нуть на мно­го­чис­лен­ные над­гро­бия авгу­ста­лов, чтобы сра­зу бро­си­лось в гла­за рази­тель­ное отли­чие в поло­же­нии тех, кому они были постав­ле­ны. Очень скром­ны над­гро­бия рядо­вых севи­ров-авгу­ста­лов, мно­гие из кото­рых постав­ле­ны им отпу­щен­ни­ка­ми и близ­ки­ми (nn. 287, 308, 427, 393, 361, 433 и др.). Гораздо боль­шей пыш­но­стью и мно­го­сло­ви­ем отли­ча­ют­ся над­гро­бия и посвя­ти­тель­ные над­пи­си долж­ност­ных лиц сосло­вия, кото­рые, напро­тив, ста­вят над­гро­бия не толь­ко себе, но сво­им отпу­щен­ни­кам и потом­кам, неко­то­рые из кото­рых жерт­ву­ют доволь­но круп­ные сум­мы для разда­чи рядо­вым авгу­ста­лам, как это дела­ли состо­я­тель­ные граж­дане в отно­ше­нии люм­пен-про­ле­тар­ских сло­ев город­ско­го плеб­са39.

Итак, еще раз необ­хо­ди­мо под­черк­нуть, что с ростом сосло­вия авгу­ста­лов и уси­ле­ни­ем его вли­я­ния в муни­ци­пии бога­те­ло и уси­ли­ва­лось не все or­do Augus­ta­lium. Вме­сте с услож­не­ни­ем орга­ни­за­ции авгу­ста­лов шел интен­сив­ный про­цесс рас­сло­е­ния внут­ри сосло­вия. И когда речь идет о росте эко­но­ми­че­ско­го и поли­ти­че­ско­го могу­ще­ства авгу­ста­лов, необ­хо­ди­мо иметь в виду не все сосло­вие, а толь­ко его при­ви­ле­ги­ро­ван­ные, прав­да, доволь­но широ­кие слои. Зна­чи­тель­ная часть сосло­вия разо­ря­лась и нища­ла, о чем ярче все­го свиде­тель­ст­ву­ют денеж­ные пожерт­во­ва­ния в поль­зу рядо­вых чле­нов сосло­вия.

Сле­до­ва­тель­но, эво­лю­ция остий­ских авгу­ста­лов опре­де­ля­ет­ся не про­сто пре­вра­ще­ни­ем кол­ле­гии в могу­ще­ст­вен­ное сосло­вие, а еще и глу­бо­ки­ми изме­не­ни­я­ми в самом этом сосло­вии.

В заклю­че­ние необ­хо­ди­мо под­черк­нуть сле­дую­щее. В кон­це II века, когда Остия нача­ла всту­пать в поло­су финан­со­во­го кри­зи­са, кол­ле­гия авгу­ста­лов ста­ла одним из спо­со­бов выко­ла­чи­ва­ния денег у состо­я­тель­ных дель­цов, пре­иму­ще­ст­вен­но либер­тин­ско­го про­ис­хож­де­ния, и попол­не­ния муни­ци­паль­ной и государ­ст­вен­ной каз­ны. Но посколь­ку муни­ци­паль­ная каз­на ста­ла во мно­гом зави­сеть от иму­щих авгу­ста­лов, поли­ти­че­ская с.60 роль послед­них в горо­де долж­на была неиз­ме­ри­мо воз­рас­ти, и имен­но с это­го момен­та долж­на была обна­ру­жи­вать­ся тен­ден­ция заме­ны муни­ци­паль­но­го само­управ­ле­ния под­чи­не­ни­ем импе­ра­тор­ской вла­сти. Важ­ней­шая роль в этом про­цес­се при­над­ле­жа­ла авгу­ста­лам. Уси­ле­ние их вли­я­ния озна­ча­ло уси­ле­ние в муни­ци­пии импе­ра­тор­ской вла­сти. Вот поче­му совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли имен­но конец II века счи­та­ют вре­ме­нем нача­ла упад­ка муни­ци­пия40, когда неза­ви­си­мая муни­ци­паль­ная адми­ни­ст­ра­ция под­ме­ня­ет­ся зави­си­мы­ми от импе­ра­то­ра деку­ри­о­на­ми и авгу­ста­ла­ми, финан­си­ру­ю­щи­ми муни­ци­паль­ную каз­ну.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Шта­ер­ман Е. М. Раб­ские кол­ле­гии и фами­лии. — ВДИ, 1950, № 3.
  • 2Schiess J. Die rö­mi­schen col­le­gia fu­ne­ra­ti­ca nach den Inschrif­ten, 1888.
  • 3Mom­msen Th. De col­le­giis et so­da­li­ciis Ro­ma­no­rum, Kiel, 1843, S. 16, 21.
  • 4Mom­msen Th. Rö­mi­sches Staatsrecht, bd. III. Leip­zig, 1883, S. 453, 454.
  • 5Schul­ten A. Die Landge­mein­den im rö­mi­schen Reich, Phi­lo­lo­gus, bd. 1894, S. 109.
  • 6Mar­quardt. Rö­mi­sche Staatsverwal­tung, bd. 3. Gen­ter, 1957, S. 197–198.
  • 7Neu­man. Augus­ta­les, RE, II, S. 2354.
  • 8Кра­ше­нин­ни­ков М. Н. Рим­ские муни­ци­паль­ные жре­цы и жри­цы. СПб., 1891; его же. Авгу­ста­лы и сакраль­ное маги­стер­ство. СПб., 1895.
  • 9Кра­ше­нин­ни­ков М. Н. Авгу­ста­лы и сакраль­ное маги­стер­ство. СПб., 1895, с. 90.
  • 10Там же, с. 89.
  • 11Frank Ten­ney. The peop­le of Os­tia, Clas­si­cal jour­nal, Ap­ril 1934, p. 490.
  • 12Duff A. M. Freed­man in the ear­ly Ro­man em­pi­re. New-York, 1958, p. 135, 137.
  • 13Ga­ge J. Les clas­ses so­cia­les dans l’em­pi­re Ro­main. P., 1964, p. 172.
  • 14Ibid., p. 171.
  • 15Sir John Edwin San­dys Litt. A com­pa­nion to La­tin Stu­dies. Cambr., 1943; Sa­muel Dill. Ro­man So­cie­ty from Ne­ro to Mar­cus Aure­lius. New-York, 1957, p. 215; Wea­ver P. R. C. An ad­mi­nistra­ti­ve of­fi­cial from Tre­ves, La­to­mus, v. XXV, f. 4, 1966, p. 911.
  • 16Ga­ge J. Op. cit., p. 370.
  • 17Tay­lor L. R. Augus­ta­les, Se­vi­ri Augus­ta­les and Se­vi­ri, Chro­no­lo­gi­cal Stu­dy, 45, 1914, p. 245.
  • 18Шта­ер­ман Е. М., Тро­фи­мо­ва М. К. Рабо­вла­дель­че­ские отно­ше­ния в ран­ней рим­ской импе­рии (Ита­лия). М., 1971, с. 112–118.
  • 19Шта­ер­ман Е. М. Ук. соч., с. 117.
  • 20Там же.
  • 21CIL, v. XIV, Supple­men­tum Os­tien­se, 1930, ed. L. Wic­kert (в после­дую­щих ссыл­ках будет назы­вать­ся «S»); No­ti­zie deg­li sca­vi di An­ti­chi­ta, 1953, ser. VIII, vol. VII, IX Os­tia.
  • 22Gal­za R., Nach E. Os­tia, San­so­ni, Fi­rens, 1919, p. 69–70.
  • 23Meiggs R. Ro­man Os­tia. Oxf., 1960, p. 278–298.
  • 24Ibid., p. 270–273.
  • 25Frank Ten­ney. The peop­le of Os­tia, Clas­si­cal jour­nal, Ap­ril 1934, p. 489–490.
  • 26Be­cat­ti G. Sca­vi di Os­tia, Mo­sai­ci e Pa­vi­men­ti mar­mo­rei, v. IV, Ro­ma, 1964, Tav. CLXXII–CXC, p. 64–85, n. 83–139.
  • 27S. n. 4560–4563.
  • 28CIL, v. XIV, 355, 396, 415; Not. Scav. 50.
  • 29Wic­kert L.-S., p. 667; Schaal H. Os­tia der Wel­tha­fen Roms. Bre­men, 1957, S. 90; Gal­za R., Nach E. Op. cit., p. 93, fig. 131.
  • 30Duff A. M. Op. cit., p. 135.
  • 31Mar­quardt. Op. cit., p. 202; Кра­ше­нин­ни­ков М. Н. Ук. соч., с. 45–46, 109, 493.
  • 32Wil­son F. H. Stu­dies in the so­cial and eco­no­mic his­to­ry of Os­tia, Pa­pers of the Bri­tish school at Ro­me, v. XIV, 1938, p. 11, p. 154.
  • 33Wil­son F. H. Op. cit., p. 154–155; Meiggs R. Op. cit., p. 218.
  • 34Wil­son F. H. Op. cit., p. 153–159.
  • 35Gal­za R., Nach E. Op. cit., fig. 127, 130; Schaal H. Op. cit., S. 90.
  • 36CIL, v. XIV, n. 411, 415, 431; S. 4553, 4671.
  • 37CIL, vol. XIV, n. 415. 1) C Si­lio Epaph­rae li­ber­to Fe­li­ci majo­ri Augus­ta­li. Hunc de­cu­rio­nes fu­ne­re pub­li­co ef­fe­ren­dum cen­sue­runt. Ner­va fi­lius ho­no­re usus im­pen­sam re­mi­sit. 2) C Si­lio C f Vo­tu­rio Ner­vae de­cu­rio­nun dec­re­to al­lec­to II vi­ro.
  • 38Wil­son F. H. Op. cit., p. 153.
  • 39CIL, v. XIV, nn. 377, 373, 431; S. n. 4558.
  • 40Peck H. T. Mu­ni­ci­pium, Har­pers dic­tio­na­ry of Clas­si­cal Li­te­ra­tu­re and An­ti­qui­ties, New York, 1962, p. 1058.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1261579546 1261704134 1261777086 1261829570