От прав гражданства к праву колоната.
Формирование крепостного права в поздней Римской империи.

Коптев А. В. От прав гражданства к праву колоната. Формирование крепостного права в поздней Римской империи.
Вологда: Изд-во «Ардвисура», 1995, 264 с.

с.211

Заклю­че­ние


Соци­аль­ная струк­ту­ра позд­ней Рим­ской импе­рии по фор­ме напо­ми­на­ла струк­ту­ру рим­ской граж­дан­ской общи­ны клас­си­че­ской эпо­хи1. Сосло­вия сена­то­ров и деку­ри­о­нов, вме­сто сошед­ше­го с аре­ны всад­ни­че­ско­го сосло­вия с теми же в широ­ком смыс­ле обще­ст­вен­ны­ми функ­ци­я­ми, состав­ля­ли кате­го­рию ho­nes­tio­res.

Плебс с более или менее наме­чен­ны­ми в его среде гра­да­ци­я­ми — hu­mi­lio­res. От них были отде­ле­ны граж­дан­ско-пра­во­вой гра­нью рабы. Но со вто­рой поло­ви­ны IV в. ста­ла все более углуб­лять­ся грань меж­ду город­ским и сель­ским плеб­сом, зна­чи­тель­ная часть кото­ро­го ста­ла оформ­лять­ся в само­сто­я­тель­ное сосло­вие коло­нов. Эво­лю­ция соци­аль­ной струк­ту­ры импе­рии в этом направ­ле­нии, по-види­мо­му, была обу­слов­ле­на объ­ек­тив­ны­ми зако­но­мер­но­стя­ми функ­ци­о­ни­ро­ва­ния антич­ной обще­ст­вен­ной систе­мы. В свое вре­мя, тео­ре­ти­зи­руя на тему пре­вра­ще­ния импе­рии в полис, Элий Ари­стид выде­лил две груп­пы ее насе­ле­ния (Or. 14, 213, 13). Первую состав­ля­ли обла­дав­шие рим­ски­ми граж­дан­ски­ми пра­ва­ми, кото­рые вхо­ди­ли в состав граж­дан­ской общи­ны (po­lis). Вто­рую — те, кто не вхо­дил в граж­дан­ский кол­лек­тив. Ари­сто­тель назы­вал таких лиц ar­cho­me­noi и oi ka­ta choo­ran (Po­lit. 1332 b31). Одна груп­па осу­ществля­ла государ­ст­вен­ное воле­изъ­яв­ле­ние в соот­вет­ст­вии с кон­сти­ту­ци­ей, а дру­гая слу­жи­ла толь­ко объ­ек­том при­ло­же­ния государ­ст­вен­но­го гос­под­ства. В граж­дан­ско-пра­во­вом смыс­ле Э. Шен­ба­у­ер сбли­жал их с деди­ти­ци­я­ми2. И дей­ст­ви­тель­но, сель­ский плебс импе­рии все более отли­чал­ся от лиц, при­об­щен­ных к граж­дан­ско­му ста­ту­су. Обще­ство в целом ста­ло при­ни­мать неграж­дан­ский облик, как бы эво­лю­ци­о­ни­руя в сто­ро­ну оформ­ле­ния иерар­хии жест­ко разде­лен­ных сосло­вий3. Про­веден­ные Юсти­ни­а­ном рефор­мы пре­рва­ли это раз­ви­тие, фор­маль­но вос­ста­но­вив его граж­дан­ский харак­тер. Для это­го его юри­сты попы­та­лись пере­не­сти грань, отде­ляв­шую граж­дан от рабов, отде­лив ею от граж­дан и адскрип­ти­ци­ев. Граж­дан­ский кол­лек­тив вре­мен­но при­об­рел преж­нюю чет­кость струк­ту­ры, одна­ко про­ти­во­сто­яв­ший сво­бод­ным граж­да­нам класс ока­зал­ся состо­я­щим из двух раз­лич­ных сосло­вий. При этом адскрип­ти­ции заня­ли поло­же­ние преж­них сель­ских рабов, наи­бо­лее экс­плу­а­ти­ру­е­мой части это­го клас­са. В то же вре­мя они сохра­ни­ли ряд сослов­ных черт, кото­рые и юриди­че­ски отли­ча­ли их от рабов. Таким обра­зом, к середине VI в. прин­цип при­креп­ле­ния к име­нию посто­ян­но жив­ших на его зем­ле зем­ледель­цев окон­ча­тель­но офор­мил­ся в кре­пост­ное пра­во. Граж­дан­ская осно­ва ста­ту­са позд­не­ан­тич­но­го зави­си­мо­го коло­на была пол­но­стью изжи­та и остав­ле­на в про­шлом. Позд­не­ан­тич­ная струк­ту­ра импер­ско­го обще­ства при Юсти­ни­ане достиг­ла мак­си­му­ма в сво­ем раз­ви­тии.

Спе­ци­фи­ка поло­же­ния позд­не­ан­тич­ных кре­пост­ных коло­нов опре­де­ля­лась их местом в обще­ст­вен­ной систе­ме и осо­бен­но­стя­ми его пра­во­во­го оформ­ле­ния, при­су­щи­ми Рим­ско­му государ­ству. Совре­мен­ная запад­ная лите­ра­ту­ра ори­ен­ти­ро­ва­на на срав­не­ние рим­ско­го коло­на­та с антич­ным раб­ст­вом и сред­не­ве­ко­вым кре­пост­ни­че­ст­вом. В XIX в. утвер­ди­лось пред­став­ле­ние, что антич­ность была рабо­вла­дель­че­ским обще­ст­вом. В позд­ней антич­но­сти «раб­ство зем­ле» коло­нов заме­сти­ло антич­ное раб­ство и ста­ло отли­чи­тель­ным при­зна­ком сред­не­ве­ко­во­го кре­пост­ни­че­ства. Поэто­му во мно­гих работах вос­про­из­во­дит­ся иду­щее от Фюстель де Кулан­жа пред­став­ле­ние, что сред­не­ве­ко­вые кре­пост­ные были людь­ми, зави­си­мы­ми от зем­ли и пря­мо про­ис­хо­див­ши­ми от коло­нов позд­ней Рим­ской импе­рии4. Кре­пост­ни­че­ство рас­смат­ри­ва­ет­ся как след­ст­вие раз­ви­тия коло­на­та5. В рус­ле этих пред­став­ле­ний кре­пост­ни­че­ские отно­ше­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся как «дер­жа­ние зем­ли, на осно­ве кото­ро­го дер­жа­тель зако­ном, обы­ча­ем и дого­во­ром при­креп­лен к жиз­ни и тру­ду на зем­ле, при­над­ле­жа­щей дру­го­му лицу, и испол­не­нию опре­де­лен­ных услуг…и не сво­бо­ден изме­нить свой ста­тус»6. На той же осно­ве дви­же­ния от раб­ства к кре­пост­ни­че­ству с.212 иная точ­ка зре­ния воз­ник­ла в марк­сист­ской лите­ра­ту­ре. Здесь пре­об­ла­да­ет пред­став­ле­ние о раз­ли­чии меж­ду кре­пост­ны­ми и позд­не­рим­ски­ми коло­на­ми, кото­рым отво­дит­ся роль лишь «пред­ше­ст­вен­ни­ков сред­не­ве­ко­вых кре­пост­ных». Поэто­му в фор­ми­ро­ва­нии сред­не­ве­ко­во­го кре­пост­ни­че­ства исто­ри­ка­ми-марк­си­ста­ми веду­щая роль отво­дит­ся зави­си­мо­сти, воз­ни­кав­шей на осно­ве раз­ло­же­ния вар­вар­ско­го строя воз­ник­ших на терри­то­рии рим­ских про­вин­ций королевств7. Зави­си­мость позд­не­рим­ских коло­нов ока­за­лась тупи­ко­вой вет­вью. Сход­ная уста­нов­ка лежа­ла в осно­ве раз­ра­боток М. Бло­ка8. Он пола­гал, что кон­цеп­ция «раб­ства зем­ле» нико­гда не суще­ст­во­ва­ла в сред­не­ве­ко­вой Евро­пе. Сред­не­ве­ко­вое кре­пост­ни­че­ство име­ло совер­шен­но дру­гие харак­те­ри­сти­ки, чем позд­не­рим­ский коло­нат: шеваж, фор­ма­рьяж, пра­во «мерт­вой руки». Как мы пыта­лись пока­зать, нало­го­вые обя­зан­но­сти, огра­ни­че­ние брач­но­го пра­ва и пре­вра­ще­ние иму­ще­ства коло­нов в «пеку­лий» нахо­дят пол­ное соот­вет­ст­вие харак­те­ри­сти­кам, свя­зы­вав­шим­ся М. Бло­ком с кре­пост­ной зави­си­мо­стью. Но глав­ное не в этом. Раз­лич­ные под­хо­ды совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей к опре­де­ле­нию места зави­си­мо­сти коло­нов в исто­ри­че­ском про­цес­се име­ют одну общую мето­до­ло­ги­че­скую чер­ту. Осо­бен­но явно она про­яв­ля­ет­ся в поис­ках исто­ков коло­на­та, кото­рые все­гда корре­ли­ру­ют­ся с эво­лю­ци­ей раб­ства. Раб­ство, коло­нат, кре­пост­ни­че­ство рас­смат­ри­ва­ют­ся в отры­ве от систе­мы (марк­си­ста­ми — в осно­ве систе­мы) обще­ст­вен­ных свя­зей порож­дав­ших их обществ. Раз­ви­тие этих инсти­ту­тов рас­смат­ри­ва­ет­ся в свя­зи с эко­но­ми­че­ски­ми, воен­ны­ми, фис­каль­ны­ми и про­чи­ми пере­ме­на­ми, но вне эво­лю­ции само­го обще­ст­вен­но­го орга­низ­ма, частью кото­ро­го они были. Меж­ду тем, еще К. Маркс отме­чал, что раб­ство, кре­пост­ная и дру­гие фор­мы зави­си­мо­сти «все­гда явля­ют­ся вто­рич­ны­ми фор­ма­ми» обще­ст­вен­ных отно­ше­ний, про­из­вод­ны­ми от раз­ви­тия систе­мы обще­ст­вен­ных отно­ше­ний в целом9. Рабы были и в сред­не­ве­ко­вой Евро­пе, а зави­си­мые кре­стьяне в Рим­ской импе­рии. Но их место в обще­ст­вен­ных систе­мах антич­но­сти и сред­не­ве­ко­вья было совер­шен­но раз­лич­ным. Поэто­му связь меж­ду раб­ст­вом и коло­на­том как обще­ст­вен­ны­ми инсти­ту­та­ми не мог­ла быть пря­мой обо­юдо­сто­рон­ней зави­си­мо­стью, несмот­ря на то, что в реаль­ной жиз­ни и в хозяй­стве рабы и коло­ны непо­сред­ст­вен­но сосед­ст­во­ва­ли друг с дру­гом. Эво­лю­ция инсти­ту­тов раб­ства и коло­на­та была опо­сре­до­ва­на раз­ви­ти­ем обще­ст­вен­ной систе­мы импе­рии в целом и понять ее направ­ле­ние мож­но толь­ко при усло­вии зна­ния направ­ле­ния эво­лю­ции систе­мы. В реаль­ной жиз­ни рабы и коло­ны гово­ри­ли меж­ду собой на язы­ке быто­вых и хозяй­ст­вен­ных поня­тий. Общим язы­ком для «диа­ло­га» обще­ст­вен­ных инсти­ту­тов раб­ства и коло­на­та мог быть толь­ко юриди­че­ский.

Ори­ен­ти­ру­ясь на тра­ди­цию антич­но­го пра­во­во­го вос­при­я­тия обще­ства, юри­сты Юсти­ни­а­на были вынуж­де­ны укреп­лять грань меж­ду раба­ми и осталь­ным насе­ле­ни­ем, хоть в какой-то мере при­об­щен­ным к сво­бо­де. В созда­вав­шей­ся ими ква­зи­граж­дан­ской пра­во­вой систе­ме коло­ны-адскрип­ти­ции при­об­ре­ли свое­об­раз­ный ста­тус: сво­бод­ные по отно­ше­нию к рабам и рабы по отно­ше­нию к сво­бод­ным граж­да­нам. При­креп­ле­ние к зем­ле было наи­бо­лее харак­тер­ной чер­той их ста­ту­са, кото­рый поэто­му кажет­ся умест­ным опре­де­лить как кре­пост­ной. Хотя в широ­ком смыс­ле граж­дан­ское обще­ство V—VI вв. про­ти­во­сто­я­ло клас­су рабов, стерж­не­вую, про­из­вод­ст­вен­ную осно­ву послед­не­го все более заме­ща­ло сосло­вие коло­нов-адскрип­ти­ци­ев. При Юсти­ни­ане эво­лю­ция в этом направ­ле­нии утра­ти­ла даль­ней­шие пер­спек­ти­вы. Посто­ян­но на про­тя­же­нии семи сто­ле­тий реге­не­ри­ро­вав­шая себя в бли­жай­шем окру­же­нии, антич­ная граж­дан­ская общи­на достиг­ла рубе­жей создан­ной ею импе­рии. Теперь она была вынуж­де­на всту­пить на путь каче­ст­вен­ной внут­рен­ней транс­фор­ма­ции. Поэто­му в источ­ни­ках уже VI в. рядом с пра­вом коло­на­та появ­ля­ет­ся име­ю­щая элли­ни­сти­че­ские кор­ни пари­кия10. Пари­кия не была изо­бре­те­ни­ем VI в., как пытал­ся пред­ста­вить ее Юсти­ни­ан в одном из поста­нов­ле­ний, аргу­мен­ти­руя тем, что она не явля­ет­ся частью рим­ско­го пра­ва и не с.213 фигу­ри­ру­ет в зако­но­да­тель­стве импе­ра­то­ров (Nov. Just. 7 pr. 1 — 535; cp. CJ. I, 2, 24 — 530; Nov. Just. 120, 1 — 544). Будучи ста­рым полис­ным инсти­ту­том, пари­кия выхо­ди­ла на пер­вый план как отри­ца­ние самих форм позд­не­рим­ско­го пра­ва в отно­ше­нии зем­ледель­цев. Она ори­ен­ти­ро­ва­лась более на обы­чай, чем на жест­кие пра­во­вые фор­мы. Фак­ти­че­ски это было то мест­ное пра­во, кото­рое опре­де­ля­ло раз­но­об­ра­зие con­di­cio­nes коло­нов под покро­вом импер­ско­го пра­ва. Без­услов­но, в тече­ние веков оно не оста­лось неиз­мен­ным, испы­ты­вая на себе дав­ле­ние рим­ских государ­ст­вен­ных поряд­ков. Син­тез обы­ча­ев (con­sue­tu­di­nes) и рим­ско­го пра­ва выли­вал­ся в конеч­ном сче­те в более или менее разум­ное соче­та­ние инте­ре­сов гос­под­ст­ву­ю­ще­го и под­чи­нен­но­го клас­сов. Пари­кия, веро­ят­но, мог­ла бы еще дол­го раз­ви­вать­ся в нед­рах визан­тий­ско­го обще­ства, не про­яв­ляя себя на государ­ст­вен­ном уровне. Одна­ко рефор­мы Юсти­ни­а­на уси­ли­ли дав­ле­ние на обще­ство вво­див­ших­ся государ­ст­вом поряд­ков. И обще­ство было вынуж­де­но дать ответ, выра­жав­ший­ся в посте­пен­ном повы­ше­нии ста­ту­са мест­ных обще­ст­вен­ных норм.

Сход­ные про­цес­сы, как пред­став­ля­ет­ся, име­ли место и на Запа­де. Лик­вида­ция здесь импе­ра­тор­ской вла­сти не озна­ча­ла отме­ны рим­ских обще­ст­вен­ных и пра­во­вых норм в быв­ших про­вин­ци­ях. До нача­ла VII в. обще­ство в основ­ном сохра­ня­ло позд­не­рим­скую соци­аль­ную струк­ту­ру11. В тече­ние VI в. рим­ское пра­во, хотя и в вуль­га­ри­зи­ро­ван­ном виде, было осно­вой кодек­сов вар­вар­ских коро­лей. Лик­вида­ция рим­ской государ­ст­вен­ной вла­сти как буд­то долж­на была осво­бо­дить коло­нов от обя­за­тель­ной свя­зи с име­ни­ем. Но дли­тель­ное пре­бы­ва­ние части насе­ле­ния в кре­пост­ной зави­си­мо­сти и раз­ви­тие пат­ро­ци­ни­ев над дру­гой не про­шли бес­след­но. Позд­не­ан­тич­ная эпо­ха закре­пи­ла зна­чи­тель­ную часть сель­ско­го насе­ле­ния за зем­лей и, как след­ст­вие, за ее хозя­е­ва­ми. Обще­ст­вен­ный ста­тус коло­нов реаль­но пони­зил­ся до кре­пост­но­го. Они по-преж­не­му не мог­ли поки­нуть зем­лю12. В то же вре­мя земле­вла­дель­цы ока­за­лись сво­бод­ны от кон­тро­ля рим­ско­го государ­ства, запре­щав­ше­го изго­нять коло­нов с зем­ли. На пер­вый план вышли обще­ст­вен­ные меха­низ­мы кон­тро­ля над соблюде­ни­ем вза­им­ных прав. Воз­мож­но, здесь так­же повы­си­лась роль мест­ных обще­ст­вен­ных форм типа кельт­ской «кли­ен­те­лы», одна­ко в отли­чие от Визан­тии источ­ни­ки не дают об этом знать. Извест­ную роль при этом игра­ли муни­ци­паль­ные орга­ны, дефен­со­ры, цер­ковь, а так­же рас­про­стра­няв­шие свое вли­я­ние адми­ни­ст­ра­ция вар­вар­ских коро­лей и Визан­тии. Начал­ся состав­ля­ю­щий отдель­ную тему про­цесс пере­хо­да к новой обще­ст­вен­ной систе­ме, в кото­рую путем дли­тель­ной эво­лю­ции врас­та­ли позд­не­рим­ские обще­ст­вен­ные поряд­ки. Сохра­нив­шие отли­чие от рабов, коло­ны-ори­ги­на­рии уже в VI—VII вв. по мно­гим пока­за­те­лям сво­его реаль­но­го поло­же­ния ста­ли напо­ми­нать их13. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ло и вли­я­ние вар­вар­ских обще­ст­вен­ных поряд­ков, не знав­ших зави­си­мо­сти от места житель­ства и отож­дествляв­ших ее с раб­ской. Это явно чув­ст­ву­ет­ся в харак­те­ре вуль­га­ри­за­ции позд­не­рим­ско­го пра­ва в интер­пре­та­ци­ях юри­стов Ала­ри­ха или Тео­до­ри­ха, сде­лан­ных к кон­сти­ту­ци­ям Кодек­са Фео­до­сия. В резуль­та­те издав­на и проч­но сидев­шие на чужой зем­ле зем­ледель­цы, извест­ные как ори­ги­на­рии, инкви­ли­ны, рабы, пре­вра­ти­лись в раз­но­вид­но­сти сель­ских кре­пост­ных сер­вов.

До эпо­хи Юсти­ни­а­на кон­цеп­ция кре­пост­но­го ста­ту­са коло­на не была доведе­на до логи­че­ско­го завер­ше­ния. Выра­ба­ты­вая его, пост­клас­си­че­ское пра­во ори­ен­ти­ро­ва­лось на антич­ный ста­тус лица, нахо­див­ше­го­ся в po­tes­tas или do­mi­nium, то есть con­di­cio ser­vi­lis. Одна­ко при­зна­ние коло­нов раба­ми лиши­ло бы их абсо­лют­но всех прав, что в мас­шта­бах импе­рии было нере­аль­но. Поэто­му в тече­ние V—VI вв. ста­тус коло­на был осмыс­лен как «сред­няя судь­ба» (for­tu­na me­dia). Во мно­гих отно­ше­ни­ях она име­ла раб­скую окрас­ку и может быть опре­де­ле­на как кре­пост­ное состо­я­ние. Его нали­чие вно­си­ло опре­де­лен­ную гар­мо­нию в позд­не­ан­тич­ную пра­во­вую систе­му. А кон­крет­ные вза­и­моот­но­ше­ния меж­ду земле­вла­дель­ца­ми и коло­на­ми регу­ли­ро­ва­лись про­вин­ци­аль­ны­ми и област­ны­ми с.214 тра­ди­ци­я­ми и обы­ча­я­ми, на Восто­ке пра­вом на гре­че­ской осно­ве. Меж­ду государ­ст­вен­но-пра­во­вой фор­мой и реаль­ны­ми отно­ше­ни­я­ми сохра­ня­лось извест­ное несоот­вет­ст­вие, остав­ляв­шее обще­ст­вен­ной систе­ме позд­ней антич­но­сти опре­де­лен­ные пер­спек­ти­вы для раз­ви­тия. Юсти­ни­ан, доведя дей­ст­вие антич­ных пра­во­вых прин­ци­пов в импе­рии до логи­че­ско­го завер­ше­ния, нару­шил подвиж­ное рав­но­ве­сие, в кото­ром нахо­дил­ся ста­тус коло­на. Его зако­но­да­тель­ство было вынуж­де­но мак­си­маль­но под­тя­нуть ста­тус коло­на к раб­ско­му, вчерне отра­ботав ста­тус кре­пост­но­го раба. Одна­ко исполь­зо­ва­ние тако­го пра­ва нару­ша­ло сло­жив­ший­ся баланс меж­ду пра­во­вы­ми нор­ма­ми и суще­ст­во­вав­ши­ми обы­ча­я­ми. Послед­ние долж­ны были отсту­пить, что неиз­беж­но вызва­ло соци­аль­ную напря­жен­ность, ослаб­ляв­шую обще­ство. Успеш­ный натиск пле­мен­ной пери­фе­рии в кон­це VI — нача­ле VII вв. не толь­ко вос­ста­но­вил нару­шен­ный Юсти­ни­а­ном баланс, но и при­вел к зна­чи­тель­но­му отка­ту назад в пра­во­вых ори­ен­ти­рах на дорим­ские пози­ции. Импер­ское обще­ство оттор­га­ло пра­во, пре­тен­до­вав­шее на орга­ни­за­цию его по образ­цу антич­ной граж­дан­ской общи­ны, низ­ведя основ­ную мас­су зави­си­мых работ­ни­ков до раб­ско­го уров­ня. Позд­не­рим­ские пра­во­вые нор­мы были оттес­не­ны на вто­рой план, а в ста­ту­се зави­си­мо­го зем­ледель­ца воз­об­ла­да­ли чер­ты, опре­де­ляв­ши­е­ся есте­ствен­но сло­жив­ши­ми­ся мест­ны­ми отно­ше­ни­я­ми.

Все это, как кажет­ся, согла­су­ет­ся с выска­зы­вав­шим­ся пред­по­ло­же­ни­ем о нали­чии несколь­ких типов коло­нат­но­го con­di­cio, скры­вав­ших­ся за общей фор­мой адскрип­ти­ци­а­та. Ядро сосло­вия адскрип­ти­ци­ев состав­ля­ли потом­ки ори­ги­на­ри­ев IV в., тра­ди­ци­он­но свя­зан­ные с име­ни­ем соб­ст­вен­ни­ка, в силу чего нахо­див­ши­е­ся под его кон­тро­лем. Имен­но при­ме­ни­тель­но к ним фор­ми­ро­вал­ся ста­тус зави­си­мо­го коло­на, нахо­див­ше­го­ся под вла­стью гос­по­ди­на. Наряду с ними адскрип­ти­ци­я­ми ста­но­ви­лись кре­стьяне, пере­дав­шие свои зем­ли и себя под патро­нат. Адскрип­ти­ци­я­ми ста­но­ви­лись зем­ледель­цы государ­ст­вен­ных вла­де­ний, пере­да­вав­ших­ся или про­да­вав­ших­ся в руки част­ных соб­ст­вен­ни­ков. Вполне веро­ят­но, что адскрип­ти­ци­я­ми были сель­ские ремес­лен­ни­ки, даже и не имев­шие зем­ли. Ведь были же адскрип­ти­ци­я­ми неко­то­рые сель­ские свя­щен­ни­ки. К сожа­ле­нию, харак­тер име­ю­ще­го­ся мате­ри­а­ла источ­ни­ков таков, что поз­во­ля­ет отме­тить лишь отдель­ные фраг­мен­ты харак­те­ри­стик, не впи­сы­ваю­щих­ся в общее пред­став­ле­ние об адскрип­ти­ции.

Кодекс Юсти­ни­а­на и его Новел­лы сохра­ни­ли пра­во­вую фор­му зави­си­мо­го коло­на­та (адскрип­ти­ци­а­та), близ­ко­го антич­но­му раб­ству, но и отлич­но­му от него. Эта фор­ма обра­зо­ва­лась, как мы виде­ли, в резуль­та­те рас­про­стра­не­ния рим­ских пра­во­вых воз­зре­ний, сло­жив­ших­ся при­ме­ни­тель­но к рабам, на доста­точ­но широ­кие слои зем­ледель­цев импе­рии. С одной сто­ро­ны, эти зем­ледель­цы были лише­ны соб­ст­вен­но­сти на основ­ное сред­ство про­из­вод­ства, а с дру­гой, в каче­стве граж­дан они при­нуж­да­лись позд­не­ан­тич­ным государ­ст­вом выпол­нять граж­дан­ские обя­зан­но­сти в поль­зу обще­ства. В резуль­та­те двух­ве­ко­во­го раз­ви­тия такие зем­ледель­цы ока­за­лись офи­ци­аль­но под­чи­не­ны земле­вла­дель­цу как гос­по­ди­ну и патро­ну, огра­ни­че­ны в пра­вах соб­ст­вен­но­сти, лише­ны пра­ва на сво­бод­ное заклю­че­ние бра­ка. Обя­зан­ность нести повин­но­сти в поль­зу государ­ства, свя­зан­ная с обра­бот­кой ими зем­ли, силь­но сузи­ла гори­зонт их обще­ст­вен­ных воз­мож­но­стей, пре­вра­тив их поло­же­ние в наслед­ст­вен­ное. Будучи одна­жды выра­бота­на и зафик­си­ро­ва­на в пра­ве, эта обще­ст­вен­ная фор­ма — кре­пост­ное пра­во — ста­ла одним из ори­ен­ти­ров обще­ст­вен­но­го раз­ви­тия евро­пей­ской и пра­во­слав­ных циви­ли­за­ций. Иссле­до­ва­те­лей насто­ра­жи­ва­ет, что позд­не­ан­тич­ное кре­пост­ное пра­во не было выра­же­но в каких-либо чет­ких юриди­че­ских опре­де­ле­ни­ях ста­ту­са или одной логи­че­ской фор­му­ле, подоб­но lex Aqui­lia de dam­no в отно­ше­нии раба. Веро­ят­но, поэто­му коло­нат­ное пра­во часто не вос­при­ни­ма­ет­ся как «насто­я­щее» кре­пост­ное пра­во14. Дело, види­мо, в том, что вплот­ную подо­шед­шее к это­му пра­во эпо­хи Юсти­ни­а­на ори­ен­ти­ро­ва­лось на антич­ную обще­ст­вен­ную струк­ту­ру, для кото­рой уже суще­ст­во­вал с.215 иде­аль­ный вари­ант ста­ту­са экс­плу­а­ти­ру­е­мо­го — раб­ский. Имея более широ­кий харак­тер, он слу­жил удоб­ным ори­ен­ти­ром эво­лю­ции ста­ту­са не толь­ко коло­нов, но и иных кате­го­рий hu­mi­lio­res. По этой при­чине рим­ля­нам позд­ней антич­но­сти не было нуж­ды спе­ци­аль­но раз­ра­ба­ты­вать харак­те­ри­сти­ки осо­бо­го кре­пост­но­го состо­я­ния (исклю­чая, быть может, регу­ли­ро­ва­ние бра­ков меж­ду зем­ледель­ца­ми раз­ных име­ний). Одна­ко при­над­ле­жа к ино­му так­со­но­ми­че­ско­му ряду, раб­ский ста­тус не мог пол­но­стью пере­крыть ста­тус кре­пост­но­го коло­на. Он давал харак­те­ри­сти­ку «лица», но обхо­дил харак­тер зави­си­мо­сти. В позд­не­ан­тич­ную же эпо­ху фор­ми­ро­ва­лось обще­ство, для кото­ро­го оформ­ле­ние зави­си­мо­сти было не менее важ­ным, чем лич­ный ста­тус. До того, как коло­ны офор­ми­лись в еди­ное сосло­вие, эта зави­си­мость осмыс­ля­лась как зави­си­мость от зем­ли. Сель­ские рабы, кото­рых в тече­ние IV в. посто­ян­но запре­ща­ли про­да­вать без зем­ли, ока­за­лись к V в. столь же зави­си­мы от зем­ли, как и от хозя­и­на, сколь и коло­ны. Не слу­чай­но, види­мо, в новел­лах Вален­ти­ни­а­на III в каче­стве ори­ги­на­ри­ев, под­чи­нен­ных сро­ку дав­но­сти, рас­смат­ри­ва­лись и рабы, и коло­ны. При сохра­няв­шем­ся в тече­ние V в. раз­ли­чии лич­ных ста­ту­сов коло­нов и рабов, их реаль­ная зави­си­мость была оди­на­ко­вой. И она была более зна­чи­ма для обще­ства, неже­ли сохра­няв­ший­ся от антич­но-граж­дан­ско­го состо­я­ния обще­ства лич­но-пра­во­вой ста­тус зем­ледель­ца. Это был сво­его рода пере­ход­ный пери­од V-нача­ла VI вв., в ходе кото­ро­го зави­си­мость от зем­ли слу­жи­ла свое­об­раз­ной точ­кой опо­ры, поз­во­ляв­шей пере­стро­ить­ся обще­ст­вен­ной систе­ме, осно­ван­ной на антич­ном соче­та­нии лич­ных ста­ту­сов. По завер­ше­нии этой пере­строй­ки «слу­же­ние зем­ле», види­мо, ста­ло лишь данью воз­ник­шей тра­ди­ции. Хотя ссыл­ки на это пра­ви­ло были рас­про­стра­не­ны и при Юсти­ни­ане, кажет­ся веро­ят­ным, что зави­си­мость пере­рос­ла в наслед­ст­вен­ную при­над­леж­ность к ново­му сослов­но­му состо­я­нию. Прак­ти­че­ски это озна­ча­ло воз­мож­ность не быть зем­ледель­цем, но при­над­ле­жать к сосло­вию кре­пост­ных кре­стьян (коло­нов-адскрип­ти­ци­ев). Извест­ное пись­мо Сидо­ния Апол­ли­на­рия (Ep. V, 19) немно­го приот­кры­ва­ет воз­мож­ность увидеть, что на прак­ти­ке это дей­ст­ви­тель­но было так.

Нали­чие под антич­ной пра­во­вой фор­мой мест­ных тра­ди­ций зави­си­мо­сти не озна­ча­ло, что рим­ское кре­пост­ное пра­во не ока­за­ло ника­ко­го вли­я­ния на реаль­ные обще­ст­вен­ные отно­ше­ния и что зави­си­мый коло­нат был юриди­че­ской фик­ци­ей. Насаж­де­ние рим­ля­на­ми еди­но­об­раз­ных соци­аль­ных норм в тече­ние цело­го ряда поко­ле­ний не мог­ло прой­ти бес­след­но. Сфор­ми­ро­вав­ший­ся к кон­цу IV в. зави­си­мый коло­нат уже в середине V в. стал гос­под­ст­ву­ю­щей обще­ст­вен­ной реаль­но­стью, под кото­рую под­стра­и­ва­лись и в фор­му кото­рой обле­ка­лись мест­ные отно­ше­ния. Одна­ко кре­пост­ное пра­во для коло­нов было тес­но свя­за­но со всей систе­мой соци­аль­но-пра­во­вых отно­ше­ний в импе­рии и, сле­до­ва­тель­но, их эво­лю­ция была вза­и­мо­свя­за­на. На Запа­де кре­пост­ная зави­си­мость вырос­ла есте­ствен­ным путем на осно­ве слож­ных про­цес­сов, про­ис­хо­див­ших в нед­рах обще­ства, кото­рым импе­ра­тор­ское пра­во толь­ко при­да­ва­ло внеш­нюю фор­му и отча­сти коррек­ти­ро­ва­ло направ­ле­ние. На Восто­ке есте­ствен­ное раз­ви­тие шло сход­ным обра­зом, одна­ко его вос­при­я­тие гос­под­ст­ву­ю­щим клас­сом ослож­ня­лось необ­хо­ди­мо­стью сов­ме­ще­ния мест­ных и рим­ских прин­ци­пов государ­ст­вен­но­сти. Вво­див­ший­ся государ­ст­вен­ной вла­стью при Юсти­ни­ане раб­ский ста­тус адскрип­ти­ци­ев не при­жил­ся в силу сво­ей искус­ст­вен­но­сти. Транс­фор­ма­ция коло­на­та в VII в. на Запа­де и в Визан­тии были обу­слов­ле­ны не эко­но­ми­че­ски­ми сдви­га­ми или пере­ме­на­ми в орга­ни­за­ции сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го про­из­вод­ства, а изме­не­ни­ем позд­не­ан­тич­ной обще­ст­вен­ной систе­мы. В Визан­тии антич­ные фор­мы обще­ст­вен­ной жиз­ни и орга­ни­за­ции обще­ства, достиг­нув при Юсти­ни­ане рас­цве­та и логи­че­ской завер­шен­но­сти в мас­шта­бах импе­рии, исчер­па­ли потен­ци­ал сво­его раз­ви­тия и не име­ли даль­ней­ших пер­спек­тив роста. Поэто­му они были отстав­ле­ны в VII в. И свя­зан­ное с ними кре­пост­ное пра­во усту­пи­ло место более тра­ди­ци­он­ным фор­мам отно­ше­ний в сель­ском с.216 хозяй­стве. Но сохра­не­ние пре­ем­ст­вен­но­сти с позд­не­ан­тич­ной поли­ти­че­ской фор­мой государ­ст­вен­ной вла­сти и поли­ти­че­ской идео­ло­ги­ей оста­ви­ло в наслед­ство Визан­тии орудие реге­не­ра­ции в иных усло­ви­ях ста­рых соци­аль­ных форм15. С тече­ни­ем вре­ме­ни в Визан­тии нача­ли фор­ми­ро­вать­ся новые кре­пост­ни­че­ские отно­ше­ний для пари­ков. На Запа­де с лик­вида­ци­ей рим­ской поли­ти­че­ской фор­мы сохра­ни­лась в основ­ном систе­ма позд­не­рим­ских обще­ст­вен­ных отно­ше­ний. В ходе есте­ствен­ной эво­лю­ции она врос­ла в обще­ство ран­не­го сред­не­ве­ко­вья. В совре­мен­ных иссле­до­ва­ни­ях отме­ча­ет­ся, напри­мер, что сфе­ра рас­про­стра­не­ния позд­ней­ше­го фран­цуз­ско­го сер­ва­жа сов­па­да­ла с обла­стью наи­бо­лее рома­ни­зи­ро­ван­ных рим­ских про­вин­ций16. Но, попав в усло­вия новых обще­ст­вен­ных орга­низ­мов, эти кре­пост­ни­че­ские отно­ше­ния неиз­беж­но долж­ны были отме­реть.

Исто­ри­че­ское зна­че­ние кре­пост­но­го пра­ва и кре­пост­ни­че­ских отно­ше­ний в пере­ход­ный позд­не­ан­тич­ный пери­од раз­ви­тия сре­ди­зем­но­мор­ской циви­ли­за­ции состо­я­ло в том, что с их помо­щью был осу­щест­влен есте­ствен­ный пере­ход обще­ства от ори­ен­та­ции на раб­ское пра­во и раб­ство как гос­под­ст­во­вав­шую соци­аль­но-эко­но­ми­че­скую реаль­ность. Кре­пост­ное пра­во ста­ло фор­мой тако­го пере­хо­да. Исполь­зо­вав его как пьеде­стал, гос­под­ст­ву­ю­щий класс сумел сохра­нить в транс­фор­ми­ро­ван­ном, конеч­но, виде дру­гие, гене­ти­че­ски свя­зан­ные с антич­ным раб­ст­вом, дости­же­ния антич­ной циви­ли­за­ции. В чис­ло их вхо­ди­ли раз­ра­ботан­ная систе­ма част­но­соб­ст­вен­ни­че­ских отно­ше­ний, рим­ское пра­во, рож­ден­ная Рим­ской импе­ри­ей хри­сти­ан­ская идео­ло­гия, ори­ен­ти­ро­ван­ные на лич­ность потен­ци­аль­но­го граж­да­ни­на, набор прин­ци­пов обще­ст­вен­но­го само­управ­ле­ния, хри­сти­ан­ско-антич­ная поли­ти­че­ская док­три­на. Раз­ные эпо­хи и усло­вия раз­ви­тия застав­ля­ли обще­ство обра­щать­ся к раз­лич­ным дости­же­ни­ям антич­ной циви­ли­за­ции, исполь­зуя их раз­ра­ботан­ную фор­му. Кре­пост­ное пра­во не было исклю­че­ни­ем. Как пишет В. Фосс, «пра­во­вой ста­тус низ­ше­го сосло­вия кон­ти­нен­таль­ной Евро­пы в сред­ние века в сущ­но­сти осно­вы­вал­ся на позд­не­ан­тич­ном коло­нат­ном пра­ве и это в сво­ей осно­ве оста­ва­лось в силе до отме­ны кре­пост­но­го пра­ва в XVIII—XIX вв.»17. Не оста­ви­ло его без вни­ма­ния и обще­ст­вен­ное созна­ние сред­не­ве­ко­вой Евро­пы. «Неко­то­рые исто­ри­ки пола­га­ют, буд­то актив­ное внед­ре­ние рим­ско­го пра­ва в кур­сы позд­не­сред­не­ве­ко­вых немец­ких уни­вер­си­те­тов отве­ча­ло раз­ви­тию бур­жу­аз­но­го хозяй­ст­вен­но­го укла­да… Суж­де­ние это спра­вед­ли­во, но одно­сто­ронне. Инте­рес к рим­ско­му пра­ву в его Юсти­ни­а­но­вом вари­ан­те был свя­зан и с фео­даль­но-кре­пост­ни­че­ски­ми вожде­ле­ни­я­ми, под­стег­ну­ты­ми раз­ви­ти­ем немец­ко­го рын­ка»18.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Веро­ят­но, осо­зна­ние это­го при­сут­ст­во­ва­ло в умах обра­зо­ван­ных рим­лян. Рути­лий Нама­ци­ан, обра­ща­ясь к Риму, писал: Fe­cis­ti pat­riam di­ver­sis gen­ti­bus unam: Pro­fuit in­vi­tis, te do­mi­nan­te, ca­pi. Dum­que of­fers vic­tis prop­rii con­sor­tia iuris, Ur­bem fe­cis­ti, quod pri­us or­bis erat. Как отме­чал, Э. Шен­ба­у­ер, идея пре­вра­ще­ния «зем­но­го кру­га» в еди­ную общи­ну (полис), изло­жен­ная еще Эли­ем Ари­сти­дом и Дио­ном Кас­си­ем, нашла здесь отчет­ли­вое выра­же­ние (Schön­bauer 1931, 283).
  • 2Schön­bauer 312—313.
  • 3Ср. Jones 1974, 396—418.
  • 4См.: de Cou­lan­ges 101—106; ср. Car­rié 1983, 206; Whit­ta­ker 1987, 110.
  • 5Mo­ra­bi­to M. Les rea­li­tes l’escla­va­ge d’ap­res le Di­ges­te. P., 1981. P. 10; Dockes P. Me­die­val sla­ve­ry and li­be­ra­tion. L., 1982. P. 11.
  • 6de Ste Croix 1981, 135; Whit­ta­ker 1987, 111.
  • 7Такой взгляд осно­ван на невер­ной, как пред­став­ля­ет­ся, тео­ре­ти­че­ской посыл­ке, отож­де­ст­вив­шей обще­ст­вен­ную систе­му (систе­му обще­ст­вен­но­го вос­про­из­вод­ства) и с.217 про­из­вод­ст­вен­ные отно­ше­ния в доми­ни­ру­ю­щей сфе­ре эко­но­ми­ки. При этом в каче­стве про­из­вод­ст­вен­ных отно­ше­ний при­ни­ма­лась гос­под­ст­ву­ю­щая фор­ма экс­плуа­та­ции, посколь­ку каза­лось, что обще­ст­вен­ное раз­ви­тие направ­ля­ет­ся основ­ным экс­плу­а­ти­ру­е­мым клас­сом. Поня­тие «фео­да­лизм» в тео­рии ока­за­лось жест­ко свя­за­но с кре­пост­ни­че­ст­вом, а антич­ность с раб­ст­вом, тем более, что на прак­ти­ке к это­му скло­ня­ло состо­я­ние нау­ки XIX в. Позд­не­ан­тич­ное наследие ока­за­лось выклю­че­но из тео­ре­ти­че­ско­го арсе­на­ла марк­сист­кой нау­ки. Одна­ко в обще­ст­вен­ной систе­ме доми­ни­ру­ю­щим, веду­щим явля­ет­ся гос­под­ст­ву­ю­щий класс, а экс­плу­а­ти­ру­е­мые, под­чи­нен­ные ведо­мы­ми. Поэто­му в антич­но­сти струк­ту­ро­об­ра­зу­ю­щим эле­мен­том было не раб­ство, а орга­ни­за­ция гос­под­ст­ву­ю­ще­го клас­са в граж­дан­скую общи­ну (полис, циви­тас). Точ­но так же и фео­да­лизм сред­не­ве­ко­вой Евро­пы опре­де­лял­ся не нали­чи­ем там зави­си­мо­го кре­стьян­ства, а осо­бой иерар­хи­че­ской орга­ни­за­ци­ей клас­са фео­да­лов.
  • 8Bloch 1921; 220 suiv.; 1926, 352 suiv.
  • 9Маркс К. Фор­мы, пред­ше­ст­ву­ю­щие капи­та­ли­сти­че­ско­му про­из­вод­ству // Маркс К., Энгельс Ф. Сочи­не­ния. Т. 46. Ч. 1. С. 435—465; ср. 482.
  • 10Кэп­ш­тейн 1989, 3—13; Литаврин 1991, 3—11.
  • 11Crac­co Rug­gi­ni, Crac­co 1977, 448—476; Jahn 1989, 410—413.
  • 12См., напри­мер: Lex Bur­gund. XXXVIII, 10; Gre­gor. Magn. Ep. IV, 21.
  • 13Фюстель де Куланж 153 сл.
  • 14См., напри­мер: Car­rié 1983, 243. Каррие пола­га­ет, что рим­ское пра­во не созда­ло кон­цеп­цию «коло­на­та», кото­рый занял бы место рядом со сво­бод­ны­ми и раба­ми, пото­му, что ius co­lo­na­tus не было пра­вом, отно­ся­щим­ся к лицам, а лишь ука­зы­ва­ло на фис­каль­ную реги­ст­ра­цию. Поэто­му отме­чае­мая дегра­да­ция юриди­че­ско­го поло­же­ния коло­нов объ­яс­ня­ет­ся Каррие про­яв­ле­ние общей тен­ден­ции для hu­mi­lio­res.
  • 15Кур­ба­тов Г. Л. Поли­ти­че­ская тео­рия в ран­ней Визан­тии. Идео­ло­гия импе­ра­тор­ской вла­сти и ари­сто­кра­ти­че­ская оппо­зи­ция // Куль­ту­ра Визан­тии. Под ред. З. В. Удаль­цо­вой. Т. 1. М., 1985. С. 98—118; он же. Ран­не­ви­зан­тий­ские порт­ре­ты. К исто­рии обще­ст­вен­но-поли­ти­че­ской мыс­ли. Л., 1991.
  • 16Чер­во­ная, Широ­ко­ва 51—65.
  • 17Voss 1985, 120.
  • 18Соло­вьев Э. Непо­беж­ден­ный ере­тик: Мар­тин Лютер и его вре­мя. М., 1984. С. 34—35.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1262419377 1262418541 1262419254 1263478443 1263487163 1263488756