С. И. Соболевский

Ксенофонт, его жизнь и сочинения

Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.—Л., ACADEMIA, 1935, с. VII—XXIV.

с. VII

Био­гра­фи­че­ские сведе­ния

Сведе­ния о жиз­ни Ксе­но­фон­та при­хо­дит­ся почер­пать почти исклю­чи­тель­но из его соб­ст­вен­ных сочи­не­ний. Прав­да, до нас дошла его био­гра­фия, состав­лен­ная Дио­ге­ном Лаэрт­ским (уро­жен­цем горо­да Лаэр­ты в Кили­кии), ком­пи­ля­то­ром II века н. э., но она, как и био­гра­фии дру­гих лиц, состав­лен­ные этим авто­ром, дает сведе­ния и слиш­ком недо­ста­точ­ные по коли­че­ству и ино­гда, может быть, даже мало­до­сто­вер­ные, хотя он ссы­ла­ет­ся на более древ­ние источ­ни­ки.

Уже год рож­де­ния Ксе­но­фон­та неиз­ве­стен: при­хо­дит­ся опре­де­лять его при­бли­зи­тель­но путем ком­би­ни­ро­ва­ния отры­воч­ных сведе­ний, как буд­то про­ти­во­ре­ча­щих друг дру­гу. Так, по сооб­ще­нию Дио­ге­на (II, 5, 22) и Стра­бо­на (IX, 403), Ксе­но­фонт участ­во­вал в сра­же­нии при Делии в Бео­тии в 424 году и был спа­сен Сокра­том. Так как моло­дые люди с 18 до 20 лет нес­ли воен­ную служ­бу толь­ко внут­ри Атти­ки (см. при­меч. 24 к «Вос­по­ми­на­ни­ям» III, 5)1, то с. VIII Ксе­но­фон­ту в 424 году долж­но было быть не менее 20 лет, и пото­му годом его рож­де­ния надо счи­тать 444-й или еще более ран­ний. С этим выво­дом вполне схо­дит­ся соб­ст­вен­ное свиде­тель­ство Ксе­но­фон­та в нача­ле его «Пира» о том, что он сам при­сут­ст­во­вал на этом пире, кото­рый устро­ен был Кал­ли­ем в честь победы его любим­ца Авто­ли­ка на гим­на­сти­че­ском состя­за­нии. Год это­го состя­за­ния, а сле­до­ва­тель­но и пира, опре­де­лен в точ­но­сти — 422-й. А так как все гости на этом пире были взрос­лые моло­дые люди, лет два­дца­ти с лиш­ком, то надо заклю­чить, что и Ксе­но­фонт был не ребен­ком, т. е. что в 422 году ему было более 20 лет: это опять при­во­дит нас при­бли­зи­тель­но к тому же году рож­де­ния его. Такой же вывод надо сде­лать на осно­ва­нии года его смер­ти. Прав­да, этот год нель­зя опре­де­лить с точ­но­стью: по пока­за­нию Сте­си­к­лида (у Дио­ге­на II, 6, 56), он умер в 360 году; но ввиду того, что в «Исто­рии Гре­ции» (VI, 4, 36) Ксе­но­фонт упо­ми­на­ет одно собы­тие 357 года и что его трак­тат «О дохо­дах» напи­сан, судя по неко­то­рым дан­ным, в 356 году, годом смер­ти его мож­но счи­тать толь­ко 356-й или более позд­ний. А так как, по свиде­тель­ству Луки­а­на («Дол­го­лет­ние», 21), Ксе­но­фонт про­жил с лиш­ком 90 лет (по свиде­тель­ству Демет­рия у Дио­ге­на, II, 6, 56, «умер доста­точ­но ста­рый»; по свиде­тель­ству Дио­до­ра Сици­лий­ско­го, XV 76, — «крайне ста­рый»), то опять-таки это ука­зы­ва­ет на рож­де­ние его меж­ду 450-м и 440-м года­ми. Это­го мне­ния и дер­жа­лись преж­ние фило­ло­ги. Но англий­ский исто­рик Мит­форд (Mit­ford) в сво­ей «Исто­рии Гре­ции» («The his­to­ry of Gree­ce», 1822, т. V, гл. 23), а потом зна­ме­ни­тый гол­ланд­ский кри­тик Кобет (Co­bet), не упо­ми­ная Мит­фор­да, в сво­их «Новых чте­ни­ях» («No­vae lec­tio­nes», 1858, стр. 534 и след.) ука­за­ли на целый ряд мест в Ксе­но­фон­то­вом «Ана­ба­си­се», на осно­ва­нии кото­рых мож­но заклю­чить, что Ксе­но­фон­ту во вре­мя похо­да Кира в 401 г. (см. об этом ниже) было мень­ше 30 лет и что поэто­му рож­де­ние Ксе­но­фон­та надо отно­сить к како­му-нибудь году с. IX меж­ду 430-м и 425-м. Боль­шин­ство новых био­гра­фов Ксе­но­фон­та при­ни­ма­ет эту дату2. Тем не менее она едва ли вер­на, и, по-види­мо­му, надо вер­нуть­ся к мне­нию преж­них уче­ных. Дело в том, что все ука­зан­ные Кобе­том места в «Ана­ба­си­се» очень неопре­де­лен­ны (III, 1, 14; III, 1, 25; VI, 4, 25; VII, 3, 46; VII, 6, 34): в них как буд­то гово­рит­ся о моло­до­сти Ксе­но­фон­та, но при рас­тя­жи­мо­сти поня­тия «моло­дой», — в древ­них язы­ках даже зна­чи­тель­но боль­шей, чем в новых, — мож­но было назвать моло­дым и чело­ве­ка лет 43-х. К. В. Крю­гер (K. W. Krü­ger) в сво­ем иссле­до­ва­нии о жиз­ни Ксе­но­фон­та («De Xe­no­phon­tis vi­ta» в «His­to­ri­sch-phi­lo­lo­gi­sche Stu­dien», 1851, II, S. 262 u. ff.) пре­крас­но дока­зал недо­ста­точ­ную убеди­тель­ность выво­дов на осно­ва­нии этих мест «Ана­ба­си­са».

А меж­ду тем Кобе­ту и его после­до­ва­те­лям при­хо­дит­ся, ради этих неопре­де­лен­ных мест «Ана­ба­си­са», счи­тать недо­сто­вер­ным изве­стие об уча­стии Ксе­но­фон­та в сра­же­нии при Делии (в 424 году). «Хоро­шо, — гово­рит Кобет (стр. 539), — что у нас есть луч­ший свиде­тель, — оче­видец, кото­рый в Пла­то­но­вом “Пире” (221 A) очень инте­рес­но рас­ска­зы­ва­ет, как Сократ отсту­пал после это­го пора­же­ния: Алки­ви­ад, вер­хом на лоша­ди, сопро­вож­дал Сокра­та и Лахе­та и довел их до без­опас­но­го места». Гуг (Hug) в при­ме­ча­нии к это­му месту Пла­то­но­ва «Пира» выска­зы­ва­ет пред­по­ло­же­ние, что изве­стие о спа­се­нии Ксе­но­фон­та Сокра­том в сра­же­нии при Делии осно­ва­но на сме­ше­нии его с Алки­ви­а­дом. Но в таком слу­чае при­шлось бы пред­по­ло­жить двой­ное сме­ше­ние — не толь­ко лиц, но и сра­же­ний, пото­му что Алки­ви­ад с. X был спа­сен Сокра­том в сра­же­нии при Поти­дее в 432 году. Рас­сказ Алки­ви­а­да в Пла­то­но­вом «Пире», пожа­луй, еще может бро­сить тень подо­зре­ния на дета­ли изве­стия о спа­се­нии Ксе­но­фон­та Сокра­том, по край­ней мере в Стра­бо­но­вой вер­сии (IX, 7), — о том, что Сократ, «во вре­мя бег­ства увидя Ксе­но­фон­та упав­шим с лоша­ди и лежав­шим, взял его на пле­чи и нес мно­го ста­дий, пока не пре­кра­ти­лось бег­ство». Но в Дио­ге­но­вой вер­сии послед­ней дета­ли нет: Сократ в сра­же­нии при Делии «спас Ксе­но­фон­та, упав­ше­го с лоша­ди, взяв на себя». А в таком виде, может быть, нет про­ти­во­ре­чия меж­ду этим рас­ска­зом и рас­ска­зом Алки­ви­а­да: тут могут разу­меть­ся раз­ные момен­ты сра­же­ния; рас­сказ Алки­ви­а­да отно­сит­ся к более позд­не­му вре­ме­ни бег­ства, чем спа­се­ние Ксе­но­фон­та в самом сра­же­нии. Но даже если все изве­стие о спа­се­нии Ксе­но­фон­та Сокра­том при­знать за вымы­сел, то нет осно­ва­ния счи­тать вымыс­лом основ­ную часть изве­стия, — уча­стие Ксе­но­фон­та в сра­же­нии при Делии (что толь­ко и важ­но для био­гра­фии Ксе­но­фон­та); этой части изве­стия рас­сказ Алки­ви­а­да во вся­ком слу­чае не про­ти­во­ре­чит. К тому же надо заме­тить, что неупо­ми­на­ние Ксе­но­фон­та в Алки­ви­а­до­вом рас­ска­зе не дока­зы­ва­ет того, что Ксе­но­фонт не был каким-либо дей­ст­ву­ю­щим лицом в опи­сы­вае­мой сцене: древ­ние уче­ные — Ате­ней (XI, 504 E), Дио­ген (III, 34), Авл Гел­лий (XVI, 3) — выска­за­ли пред­по­ло­же­ние, что меж­ду Пла­то­ном и Ксе­но­фон­том была враж­да. Новые кри­ти­ки, прав­да, дока­за­ли (осо­бен­но Бёк) (Böckh) несо­сто­я­тель­ность этой гипо­те­зы. Но факт оста­ет­ся фак­том, и доволь­но стран­ным: Пла­тон в сво­их сочи­не­ни­ях ни разу не упо­ми­на­ет Ксе­но­фон­та, а Ксе­но­фонт упо­ми­на­ет Пла­то­на один раз, и то вскользь («Вос­по­ми­на­ния» III, 6, 1). Поэто­му Алки­ви­а­дов рас­сказ у Пла­то­на не может свиде­тель­ст­во­вать про­тив изве­стия об уча­стии Ксе­но­фон­та в сра­же­нии при Делии.

Но мало того, что Кобе­ту и его после­до­ва­те­лям, в уго­ду их гипо­те­зе, при­хо­дит­ся отвер­гать изве­стие об с. XI уча­стии Ксе­но­фон­та в сра­же­нии при Делии; они не верят и заяв­ле­нию само­го Ксе­но­фон­та в нача­ле «Пира» о том, что он лич­но при­сут­ст­во­вал на пире Кал­лия и, сле­до­ва­тель­но, в 422 году был уже взрос­лым. Это заяв­ле­ние авто­ра кри­ти­ки или совсем замал­чи­ва­ют или счи­та­ют его вымыс­лом, лите­ра­тур­ным при­е­мом, — без вся­ко­го осно­ва­ния. Меж­ду тем Ксе­но­фонт гово­рит это вполне серь­ез­но3: при­бе­гать к такой фик­ции здесь ему не было ника­кой надоб­но­сти: он мог бы дать опи­са­ние это­го пира с чужих слов, как Пла­тон дела­ет это в сво­ем «Пире» и в дру­гих диа­ло­гах; напро­тив, было бы смеш­но и явно ука­зы­ва­ло бы на фик­цию, если бы Ксе­но­фонт гово­рил о сво­ем при­сут­ст­вии там, где он не мог быть по воз­рас­ту4.

Одна­ко Ксе­но­фонт в «Защи­те» и в «Вос­по­ми­на­ни­ях», IV, 8, не гово­рит, что он лич­но при­сут­ст­во­вал на суде и при послед­них днях Сокра­та, а слы­шал об этом от Гер­мо­ге­на; точ­но так же в «Вос­по­ми­на­ни­ях» в одних слу­ча­ях он гово­рит, что сам слы­шал бесе­ду Сокра­та или при­сут­ст­во­вал при ней: напри­мер, II, 4, 1; II, 5, 1; IV, 3, 2; в дру­гих слу­ча­ях он употреб­ля­ет выра­же­ние «гово­рят»: напри­мер, о раз­го­во­ре Сокра­та с Кри­ти­ем в I, 2, 30, о раз­го­во­ре Алки­ви­а­да с Пери­к­лом в I, 2, 40; в неко­то­рых слу­ча­ях гово­рит доволь­но неопре­де­лен­но «мне извест­но»: напри­мер, IV, 4, 5; IV, 5, 2. Ввиду это­го нет осно­ва­ния сомне­вать­ся в прав­ди­во­сти заяв­ле­ния Ксе­но­фон­та о его при­сут­ст­вии на пире Кал­лия в 422 году.

Итак, на осно­ва­нии при­веден­ных изве­стий и с. XII сооб­ра­же­ний, надо думать, что Ксе­но­фонт родил­ся не поз­же 444 года, а умер не рань­ше 356 года до н. э.

Во вся­ком слу­чае про­жил он дол­го, — лет 90, как мы виде­ли. О пер­вой поло­вине его жиз­ни, до 401 года, у нас нет почти ника­ких сведе­ний. Како­во было соци­аль­ное и мате­ри­аль­ное поло­же­ние его отца, неиз­вест­но; но, судя по тому, что он дал сыну обра­зо­ва­ние, доста­точ­ное для лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти, и судя по тому, что Ксе­но­фонт слу­жил в кава­ле­рии, как вид­но из изве­стия о сра­же­нии при Делии, надо думать, что он не при­над­ле­жал к бед­ным людям.

Так как боль­шая часть пер­во­го пери­о­да его жиз­ни про­шла во вре­мя дол­гой вой­ны, кото­рую вела Спар­та с Афи­на­ми (431—404 годы), то, несо­мнен­но, по дости­же­нии 18-лет­не­го воз­рас­та он дол­жен был при­ни­мать уча­стие в воен­ных опе­ра­ци­ях. На это отча­сти ука­зы­ва­ет и его опыт­ность в воен­ном деле во вре­мя похо­да Кира: нель­зя думать, чтобы вой­ско выбра­ло его вождем в том опас­ном поло­же­нии, в каком оно нахо­ди­лось в Азии, если бы не виде­ло в нем чело­ве­ка, хоро­шо зна­ко­мо­го с воен­ным делом. По одно­му изве­стию, о кото­ром мы толь­ко что упо­ми­на­ли, он участ­во­вал в сра­же­нии при Делии во вре­мя Пело­пон­нес­ской вой­ны; но, как мы виде­ли, этот факт воз­мо­жен толь­ко при пред­по­ло­же­нии, что он родил­ся не позд­нее 444 года; поэто­му новей­шие био­гра­фы его, отно­ся­щие его рож­де­ние ко вре­ме­ни око­ло 430 года, счи­та­ют это изве­стие не заслу­жи­ваю­щим веры. Есть еще изве­стие, что он был взят в плен в каком-то сра­же­нии с бео­тий­ца­ми и во вре­мя пле­на слу­шал беседы софи­ста Про­ди­ка. Но досто­вер­ным фак­том из пер­во­го пери­о­да его жиз­ни явля­ет­ся его зна­ком­ство с Сокра­том; сохра­нил­ся даже рас­сказ (впро­чем, может быть, вымыш­лен­ный) о том, как про­изо­шло это зна­ком­ство. Сократ, буд­то бы, одна­жды встре­тил Ксе­но­фон­та в узком пере­ул­ке, заго­ро­дил ему доро­гу пал­кой и спро­сил, где про­да­ют­ся раз­ные съест­ные при­па­сы. Когда Ксе­но­фонт отве­тил, Сократ спро­сил его опять, где люди дела­ют­ся с. XIII доб­ро­де­тель­ны­ми. Ксе­но­фонт не знал, что отве­тить. Тогда Сократ ска­зал: «В таком слу­чае иди со мною и учись». Вот и все, что мы зна­ем о жиз­ни Ксе­но­фон­та до 401 года.

В 404 году кон­чи­лась вой­на, при­нес­шая Афи­нам пора­же­ние и позор; про­изо­шла пере­ме­на обра­за прав­ле­ния: вме­сто демо­кра­тии была уста­нов­ле­на оли­гар­хия; во гла­ве прав­ле­ния были «Трид­цать тира­нов». Что делал Ксе­но­фонт в это вре­мя? На чьей сто­роне он был, — ари­сто­кра­тии или демо­кра­тии? Судя по тому, что он отно­сил­ся к демо­кра­тии враж­деб­но, веро­ят­но, он был в это вре­мя на сто­роне Трид­ца­ти. Если вер­но пред­по­ло­же­ние неко­то­рых его био­гра­фов, что он по про­ис­хож­де­нию при­над­ле­жал к клас­су всад­ни­ков и в прав­ле­ние Трид­ца­ти слу­жил в кава­ле­рии, то надо думать, что после свер­же­ния Трид­ца­ти и вос­ста­нов­ле­ния демо­кра­тии он очу­тил­ся в весь­ма непри­ят­ном поло­же­нии, так как люди, слу­жив­шие в кава­ле­рии при Трид­ца­ти и быв­шие вер­ны­ми испол­ни­те­ля­ми их воли, были осо­бен­но нена­вист­ны демо­кра­ти­че­ской пар­тии. Если это так, то вполне понят­ным явля­ет­ся жела­ние Ксе­но­фон­та поки­нуть оте­че­ство и пой­ти на служ­бу к пер­сид­ско­му царе­ви­чу.

Это собы­тие, быв­шее пово­рот­ным пунк­том в жиз­ни Ксе­но­фон­та, про­изо­шло так.

В Пер­сии с 424 года до н. э. цар­ст­во­вал Дарий II Ноф. У него было двое сыно­вей: Арта­к­серкс и Кир. Кир был люби­мым сыном мате­ри их, Пари­са­ти­ды, и она хоте­ла сде­лать наслед­ни­ком пре­сто­ла Кира, кото­рый хотя и был млад­шим бра­том, но родил­ся уже после вступ­ле­ния отца на пре­стол. Но Дарий рас­по­рядил­ся ина­че. Когда Кир достиг 17-лет­не­го воз­рас­та в 407 г., он сде­лал его сатра­пом, т. е. пра­ви­те­лем обла­сти, зани­мав­шей бо́льшую часть Малой Азии, а Арта­к­серк­са назна­чил наслед­ни­ком пре­сто­ла.

Моло­дой сатрап окру­жил себя гре­че­ски­ми выхо­д­ца­ми и имел наем­ный отряд гре­че­ских сол­дат. Он при­ни­мал уча­стие в гре­че­ской поли­ти­ке и помо­гал с. XIV спар­тан­цам про­тив афи­нян в кон­це Пело­пон­нес­ской вой­ны. Неза­дол­го до смер­ти отец вызвал его к себе в Вави­лон (404 год). Лишь толь­ко Дарий умер, как Кир был обви­нен в заго­во­ре про­тив бра­та, всту­пив­ше­го на пре­стол. Он не избег бы смер­ти, если бы мать не выпро­си­ла ему поми­ло­ва­ния и не отпра­ви­ла его обрат­но в его сатра­пию.

Вер­нув­шись туда со зло­бой в серд­це, он немед­лен­но при­сту­пил к тай­ной орга­ни­за­ции заду­ман­но­го им пла­на мести. Рас­пу­стив слух, что сосед­ний сатрап Тис­са­ферн име­ет замыс­лы про­тив гре­че­ских горо­дов в Малой Азии, он стал соби­рать новый отряд гре­че­ских сол­дат для их защи­ты. С этой целью он пору­чил спар­тан­ско­му эми­гран­ту Кле­ар­ху, бео­тий­цу Прок­се­ну, при­я­те­лю Ксе­но­фон­та, и дру­гим гре­че­ским иска­те­лям при­клю­че­ний, собрав­шим­ся при его дво­ре, наби­рать для него вой­ско под пред­ло­гом похо­да про­тив Тис­са­фер­на или гор­но­го насе­ле­ния Писидии. Город Сар­ды был сбор­ным пунк­том, Писидия — мни­мой целью; все замыс­лы про­тив Арта­к­серк­са были тща­тель­но скры­ты. В это вре­мя сам «вели­кий царь» нахо­дил­ся в пол­ном неведе­нии отно­си­тель­но наме­ре­ний бра­та: он думал, что один сатрап соби­ра­ет­ся вое­вать с дру­гим, что слу­ча­лось неред­ко и не заслу­жи­ва­ло его вни­ма­ния.

Одним из при­гла­шен­ных в соби­рае­мое вой­ско был Ксе­но­фонт. Прок­сен, нахо­див­ший­ся в Сар­дах у Кира, при­слал Ксе­но­фон­ту пись­мо с при­гла­ше­ни­ем при­быть к Киру, обе­щая сде­лать его дру­гом Кира, кото­ро­го, как он писал, он ценит доро­же сво­его оте­че­ства. Ксе­но­фонт посо­ве­то­вал­ся с Сокра­том по пово­ду этой поезд­ки. Сократ, соглас­но со сво­и­ми рели­ги­оз­ны­ми воз­зре­ни­я­ми, а к тому же опа­са­ясь, как бы Ксе­но­фон­ту сограж­дане не поста­ви­ли в вину друж­бу с Киром, помо­гав­шим во вре­мя вой­ны Спар­те про­тив Афин, посо­ве­то­вал Ксе­но­фон­ту поехать в Дель­фы и вопро­сить бога об этом деле. Ксе­но­фонт спро­сил Апол­ло­на, кому из богов надо при­но­сить жерт­вы и молить­ся, чтобы наи­луч­шим обра­зом совер­шить путь, кото­рый он име­ет с. XV в виду, и бла­го­по­луч­но вер­нуть­ся. Апол­лон ука­зал ему, каким богам надо при­но­сить жерт­вы. Вер­нув­шись в Афи­ны, Ксе­но­фонт сооб­щил ответ ора­ку­ла Сокра­ту. Сократ упрек­нул его, что он не спро­сил пред­ва­ри­тель­но о том, что луч­ше ему — ехать или оста­вать­ся, а сам решил, что надо ехать, и спро­сил лишь о том, как луч­ше все­го совер­шить этот путь. «Но раз ты так спро­сил, — при­ба­вил Сократ, — то надо испол­нить все, что бог пове­лел». Тогда Ксе­но­фонт, при­не­ся жерт­вы богам, кото­рых ука­зал Апол­лон, отплыл из Афин и застал в Сар­дах Прок­се­на и Кира уже гото­вы­ми высту­пить в поход. Прок­сен пред­ста­вил его Киру, кото­рый так же, как и Прок­сен, желал, чтобы Ксе­но­фонт остал­ся, и обе­щал отпу­стить его тот­час по окон­ча­нии похо­да. Поход, по сло­вам Кира, был направ­лен про­тив писидий­цев. Таким обра­зом, Ксе­но­фонт согла­сил­ся при­нять уча­стие в похо­де, обма­ну­тый Киром, но не Прок­се­ном, кото­рый не знал, что поход будет про­тив само­го царя; и никто дру­гой из гре­ков это­го не знал, кро­ме одно­го Кле­ар­ха. Так рас­ска­зы­ва­ет сам Ксе­но­фонт об этом собы­тии, решив­шем судь­бу осталь­ной его жиз­ни («Ана­ба­сис» III, 1).

Что побуди­ло Ксе­но­фон­та участ­во­вать в этой экс­пе­ди­ции? Выше мы ска­за­ли, что его поло­же­ние в Афи­нах после вос­ста­нов­ле­ния демо­кра­тии, веро­ят­но, было неза­вид­ное, если он ском­про­ме­ти­ро­вал себя в прав­ле­ние Трид­ца­ти. Но, как он сам гово­рит в при­веден­ном сей­час месте «Ана­ба­си­са», Сократ ука­зы­вал ему на опас­ность друж­бы с Киром: она долж­на была ском­про­ме­ти­ро­вать его еще боль­ше в гла­зах сограж­дан. Таким обра­зом, уча­стие в похо­де лишь вре­мен­но избав­ля­ло его от тяже­ло­го поло­же­ния на родине, а в буду­щем гро­зи­ло ему еще бо́льши­ми непри­ят­но­стя­ми. Надо думать, что к Киру его влек­ли те же сооб­ра­же­ния, кото­ры­ми руко­во­дил­ся его при­я­тель Прок­сен, а имен­но надеж­да «при­об­ре­сти гром­кое имя, боль­шое вли­я­ние и мно­го денег» («Ана­ба­сис» II, 6, 17). Прав­да, Ксе­но­фонт гово­рит, что в вой­ске Кира он не был «ни с. XVI стра­те­гом, ни лоха­гом (т. е. сот­ни­ком), ни рядо­вым». Но в таком слу­чае совер­шен­но непо­нят­но, что же он делал в вой­ске. Нель­зя пред­по­ла­гать, что он был на поло­же­нии про­сто­го тури­ста, желав­ше­го посмот­реть невидан­ные стра­ны: такой ниче­го не делаю­щий чело­век был бы толь­ко обу­зой в даль­ней экс­пе­ди­ции, и, конеч­но, ни Прок­сен не при­гла­сил бы его, ни Кир не стал бы уго­ва­ри­вать его остать­ся, если бы не видел в нем полез­но­го чело­ве­ка. Веро­ят­но, не зани­мая офи­ци­аль­но ника­кой долж­но­сти, все-таки какую-нибудь роль он играл: может быть, был при Кире совет­ни­ком или кем-то в этом роде. И в сра­же­нии при Куна­к­се (см. ниже) он участ­во­вал («Ана­ба­сис» I, 8, 15), толь­ко в каче­стве не наем­ни­ка, а доб­ро­воль­ца. Да и неве­ро­ят­но, чтобы впо­след­ст­вии, когда гре­че­ское вой­ско лиши­лось коман­ди­ров, лоха­ги прок­се­нов­ско­го отряда выбра­ли вождем Ксе­но­фон­та («Ана­ба­сис» III, 1, 26), если бы он не выка­зал так или ина­че зна­ния воен­но­го дела.

Вес­ной 401 года Кир высту­пил в поход про­тив Арта­к­серк­са с вой­ском, в кото­ром было око­ло 13000 гре­че­ских наем­ни­ков. Дой­дя бес­пре­пят­ст­вен­но до дерев­ни Куна­к­са (неда­ле­ко от Вави­ло­на), Киро­во вой­ско встре­ти­лось с вой­ском Арта­к­серк­са. В про­ис­шед­шем здесь сра­же­нии Кир был убит, но гре­че­ское вой­ско одер­жа­ло победу. Со смер­тью Кира для гре­ков исчез­ла и цель похо­да. Надо было воз­вра­щать­ся в Гре­цию, от кото­рой они были очень дале­ко, окру­жен­ные вра­га­ми. Гре­че­ских вое­на­чаль­ни­ков пер­сы зама­ни­ли к себе как бы для пере­го­во­ров и отпра­ви­ли к Арта­к­серк­су, кото­рый велел их каз­нить. Гре­че­ский отряд решил­ся с ору­жи­ем в руках про­ло­жить себе доро­гу в Малую Азию и воз­вра­тить­ся на роди­ну. Они выбра­ли себе новых пред­во­ди­те­лей, в чис­ле кото­рых, и при­том одним из глав­ных, был Ксе­но­фонт.

Сре­ди очень тяже­лой борь­бы с вра­га­ми и с при­ро­дой гре­кам уда­лось дой­ти, после вось­ми­ме­сяч­но­го похо­да, до южно­го бере­га Чер­но­го моря, поте­ряв око­ло с. XVII тре­ти сво­его соста­ва, а оттуда они пере­шли во Фра­кию, где боль­шая часть их наня­лась опять на воен­ную служ­бу к фра­кий­ско­му царю Сев­ту. После это­го Ксе­но­фонт отвел пре­дан­ное ему вой­ско на служ­бу спар­тан­цам, начав­шим в это вре­мя (399 год) вой­ну с пер­са­ми в Малой Азии, и, по-види­мо­му, сам остал­ся в Азии, не вер­нув­шись на роди­ну; а когда в Азию явил­ся спар­тан­ский царь Аге­си­лай (396 год), Ксе­но­фонт сбли­зил­ся с ним, и Аге­си­лай навсе­гда остал­ся для него люби­мым геро­ем. Вме­сте с ним воз­вра­тил­ся он в Гре­цию и нахо­дил­ся при нем во вре­мя бит­вы при Коро­нее (394 год), где спар­тан­цы сра­жа­лись не толь­ко про­тив фиван­цев, но и про­тив афи­нян, быв­ших в сою­зе с фиван­ца­ми. Вер­нуть­ся на роди­ну Ксе­но­фон­ту так и не при­шлось (да, может быть, он и сам не стре­мил­ся): он был заоч­но при­го­во­рен афи­ня­на­ми к изгна­нию из оте­че­ства. Когда имен­но после­до­вал такой при­го­вор, в точ­но­сти неиз­вест­но: веро­ят­но, поста­нов­ле­ние об этом состо­я­лось уже после сра­же­ния при Коро­нее. Во вре­мя Коринф­ской вой­ны (394—387 годы) Ксе­но­фонт, по-види­мо­му, сопро­вож­дал Аге­си­лая в его похо­дах. Спар­тан­цы отбла­го­да­ри­ли его за ока­зан­ные им услу­ги, сто­ив­шие ему изгна­ния из оте­че­ства: они пода­ри­ли ему дом и уча­сток зем­ли в местеч­ке Скил­лун­те в Элиде близ Олим­пии. Здесь он жил с женой и дву­мя сыно­вья­ми, Грил­лом и Дио­до­ром, и про­вел мно­го лет вда­ли от обще­ст­вен­ной жиз­ни, — зани­мал­ся сель­ским хозяй­ст­вом, охотой, лите­ра­тур­ны­ми труда­ми и при­ни­мал дру­зей. Эта спо­кой­ная, идил­ли­че­ская жизнь в оча­ро­ва­тель­ном угол­ке про­дол­жа­лась до 371 года, когда во вре­мя вой­ны меж­ду Спар­той и Фива­ми фиван­цы раз­би­ли спар­тан­цев при Левк­трах, и Ксе­но­фонт вынуж­ден был оста­вить Скил­лунт и пере­се­лить­ся в Коринф зимою 370—369 года. В 369 году Афи­ны и Спар­та заклю­чи­ли союз меж­ду собою, и при­го­вор об изгна­нии, тяго­тев­ший над Ксе­но­фон­том, был отме­нен (когда имен­но, неиз­вест­но). Тем не менее на роди­ну он не вер­нул­ся, но в 362 году послал обо­их сыно­вей в Афи­ны, и они с. XVIII в чис­ле афин­ских всад­ни­ков участ­во­ва­ли в кава­ле­рий­ском сра­же­нии, кото­рым нача­лась бит­ва при Ман­ти­нее (в Арка­дии) меж­ду спар­тан­ца­ми и афи­ня­на­ми с одной сто­ро­ны и фиван­ца­ми с дру­гой. В этом сра­же­нии Грилл был убит. Когда изве­стие об этом при­шло к Ксе­но­фон­ту, он совер­шал жерт­во­при­но­ше­ние. Услы­шав о смер­ти сына, он снял с голо­вы венок; но когда гонец доба­вил, что сын его умер смер­тью храб­рых, он сно­ва надел венок и ска­зал: «Я знал, что сын мой смер­тен». Это — послед­ний рас­сказ из жиз­ни Ксе­но­фон­та. Но он еще дол­го жил после это­го в Корин­фе, где и умер в глу­бо­кой ста­ро­сти — не ранее 356 года.

Лите­ра­тур­ная дея­тель­ность Ксе­но­фон­та

Ксе­но­фонт — писа­тель пло­до­ви­тый и раз­но­сто­рон­ний. Все, что им напи­са­но, по-види­мо­му, дошло до нас; веро­ят­но даже, что неко­то­рые из сочи­не­ний, нося­щих его имя, на самом деле не при­над­ле­жат ему; но это — вопрос очень спор­ный: одно и то же сочи­не­ние при­зна­ет­ся одни­ми уче­ны­ми за под­лин­ное, дру­ги­ми — за под­лож­ное. Сочи­не­ния, дошед­шие под его име­нем, при­ня­то делить на сле­дую­щие груп­пы: 1) исто­ри­че­ские: «Ана­ба­сис», «Исто­рия Гре­ции», «Аге­си­лай», «Киро­пе­дия»; 2) фило­соф­ские: «Вос­по­ми­на­ния о Сокра­те», «Защи­та Сокра­та на суде», «Домо­строй», «Пир», «Гиерон»; 3) поли­ти­че­ские: «Государ­ст­вен­ное устрой­ство Спар­ты», «Государ­ст­вен­ное устрой­ство Афин», «Дохо­ды (Атти­ки)»; 4) дидак­ти­че­ские: «Гип­пар­хик», «О вер­хо­вой езде», «Кине­ге­тик».

В «Ана­ба­си­се» (состо­я­щем из 7 «книг» в древ­нем смыс­ле) опи­са­ны поход Кира про­тив Арта­к­серк­са и отступ­ле­ние «деся­ти тысяч» гре­ков, кон­чая пере­да­чей это­го вой­ска спар­тан­ско­му пол­ко­вод­цу Фим­бро­ну. Заме­ча­тель­но, что в «Исто­рии Гре­ции» (III, 1, 2) Ксе­но­фонт гово­рит: «Как Кир собрал вой­ско и с ним пошел на бра­та, как про­изо­шло сра­же­ние и он был с. XIX убит, как после это­го гре­ки дошли до моря, — это опи­са­но сира­куз­цем Феми­сто­ге­ном». Эта фра­за дала повод к двум тол­ко­ва­ни­ям. Одни пред­по­ла­га­ют, что Феми­сто­ген, как и Ксе­но­фонт, так­же напи­сал кни­гу об экс­пе­ди­ции Кира; что это сочи­не­ние, дале­ко усту­пав­шее сочи­не­нию Ксе­но­фон­та, было вытес­не­но им и забы­то, но Ксе­но­фонт по скром­но­сти упо­мя­нул его вме­сто сво­его. Вто­рое пред­по­ло­же­ние при­над­ле­жит Плу­тар­ху («О сла­ве афи­нян», гл. 1): по его мне­нию, Ксе­но­фонт, вдвойне заин­те­ре­со­ван­ный в «Ана­ба­си­се», как автор и как дей­ст­ву­ю­щее лицо в опи­сан­ных там воен­ных собы­ти­ях, ста­вил выше сла­ву в каче­стве дей­ст­ву­ю­ще­го лица, чем сла­ву в каче­стве авто­ра сочи­не­ния, и пото­му, чтобы вну­шить пол­ное дове­рие к сво­е­му повест­во­ва­нию, в кото­ром есть доля само­вос­хва­ле­ния, он при­пи­сал автор­ство «Ана­ба­си­са» дру­го­му лицу. Вто­рая гипо­те­за, кажет­ся, более прав­до­по­доб­на; тогда это — пер­вый слу­чай в исто­рии лите­ра­ту­ры употреб­ле­ния псев­до­ни­ма. Древ­ние еди­но­глас­но при­зна­ва­ли «Ана­ба­сис» про­из­веде­ни­ем Ксе­но­фон­та; новые кри­ти­ки так­же не выра­жа­ют сомне­ний в его под­лин­но­сти, и на «Ана­ба­си­се» глав­ным обра­зом осно­ва­на сла­ва Ксе­но­фон­та.

«Исто­рия Гре­ции» (в 7 кни­гах) содер­жит в себе опи­са­ние собы­тий с 411 года до бит­вы при Ман­ти­нее вклю­чи­тель­но (362 год). Это сочи­не­ние рас­па­да­ет­ся на две, раз­лич­ные по мане­ре изло­же­ния, части. Пер­вая часть, обни­маю­щая две пер­вые кни­ги (до кон­ца Пело­пон­нес­ской вой­ны), слу­жит про­дол­же­ни­ем неокон­чен­ной исто­рии Фукидида; начи­на­ет­ся она без вся­ко­го вступ­ле­ния, пря­мо с того момен­та, на кото­ром оста­но­вил­ся Фукидид, сло­ва­ми: «После это­го спу­стя немно­го дней…» Изло­же­ние — крат­кое, сухое, в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке, как у Фукидида. Вто­рая часть, начи­наю­ща­я­ся с прав­ле­ния Трид­ца­ти, напро­тив, вооб­ще отли­ча­ет­ся живым, про­стран­ным, ярким изло­же­ни­ем, с при­веде­ни­ем мно­гих, неред­ко длин­ных речей. Напи­са­но это сочи­не­ние, оче­вид­но, не в один, а в с. XX несколь­ко при­е­мов, в раз­ное вре­мя: пер­вые две кни­ги состав­ле­ны, веро­ят­но, вско­ре после 403 года, а послед­ние — под конец жиз­ни Ксе­но­фон­та, уже после 357 года, так как в них упо­ми­на­ет­ся собы­тие, отно­ся­ще­е­ся к это­му году. В пер­вой части изло­же­ние срав­ни­тель­но объ­ек­тив­но, но во вто­рой вид­ны боль­шое при­стра­стие авто­ра к Спар­те, осо­бен­но к столь чти­мо­му им Аге­си­лаю, и враж­деб­ное отно­ше­ние к Фивам.

«Аге­си­лай» — неболь­шое сочи­не­ние, пред­став­ля­ю­щее собою пане­ги­рик или нек­ро­лог это­го спар­тан­ско­го царя, казав­ше­го­ся Ксе­но­фон­ту оли­це­тво­ре­ни­ем иде­а­ла чело­ве­ка и пол­ко­во­д­ца.

«Киро­пе­дия» (т. е. вос­пи­та­ние Кира) в 8 кни­гах есть нечто сред­нее меж­ду исто­ри­че­ским и фило­соф­ским сочи­не­ни­ем: по сво­ей цели это — фило­соф­ское сочи­не­ние; исто­ри­че­ский эле­мент слу­жит в нем толь­ко деко­ра­ци­ей для поучи­тель­но­го содер­жа­ния; но древ­ние ста­ви­ли «Киро­пе­дию» наряду с соб­ст­вен­но исто­ри­че­ски­ми сочи­не­ни­я­ми Ксе­но­фон­та, — «Ана­ба­си­сом» и «Исто­ри­ей Гре­ции». Это — род исто­ри­че­ско­го рома­на, где опи­сы­ва­ет­ся, как Кир Стар­ший, осно­ва­тель пер­сид­ско­го цар­ства (умер­ший в 529 году), был вос­пи­тан, как он отли­чал­ся в каче­стве государ­ст­вен­но­го чело­ве­ка, пол­ко­во­д­ца и царя, какие сове­ты давал на смерт­ном одре сво­им сыно­вьям и мини­ст­рам. Исто­ри­че­ские фак­ты здесь иска­же­ны до край­но­сти; даже нет вер­но­го изо­бра­же­ния пер­сид­ских идей и обы­ча­ев; ско­рее это — похваль­ное сло­во сокра­тов­ским прин­ци­пам и спар­тан­ской прак­ти­ке; Кир сам — напо­ло­ви­ну Сократ, напо­ло­ви­ну Аге­си­лай. Рас­сказ об асси­рий­ском царе­ви­че Абра­да­те, пре­крас­ная жена кото­ро­го, Пан­фея, лиши­ла себя жиз­ни, когда он пал в сра­же­нии за Кира, есть самая древ­няя любов­ная повесть в евро­пей­ской лите­ра­ту­ре. У рим­лян, в Визан­тии и в новой Евро­пе XVII века «Киро­пе­дия» поль­зо­ва­лась боль­шим успе­хом и вызва­ла мно­го­чис­лен­ные фило­соф­ские рома­ны. Для нас она инте­рес­на в том отно­ше­нии, что харак­те­ри­зу­ет поли­ти­че­ские, нрав­ст­вен­ные и педа­го­ги­че­ские иде­а­лы Ксе­но­фон­та и с. XXI слу­жит свиде­тель­ст­вом его увле­че­ния восточ­ны­ми обы­ча­я­ми и нра­ва­ми.

О «Вос­по­ми­на­ни­ях о Сокра­те», «Защи­те Сокра­та на суде», «Пире» и «Домо­строе», этих четы­рех «Сокра­ти­че­ских сочи­не­ни­ях», см. введе­ния к каж­до­му из них.

«Гиерон» — диа­лог, в кото­ром сира­куз­ский тиран Гиерон II опи­сы­ва­ет поэту Симо­ниду тяже­лое поло­же­ние тако­го вла­сти­те­ля, как он, а Симо­нид ука­зы­ва­ет ему сред­ства, каки­ми он все-таки может при­об­ре­сти любовь под­дан­ных.

В «Государ­ст­вен­ном устрой­стве Спар­ты» автор опи­сы­ва­ет спар­тан­ские учреж­де­ния, как они были уста­нов­ле­ны Ликур­гом, в кото­рых он видит иде­ал государ­ст­вен­но­го строя. На самом деле во вре­ме­на Ксе­но­фон­та спар­тан­цы дале­ко ото­шли от это­го иде­а­ла.

«Государ­ст­вен­ное устрой­ство Афин» в насто­я­щее вре­мя все кри­ти­ки при­зна­ют не при­над­ле­жа­щим Ксе­но­фон­ту, а счи­та­ют его сочи­не­ни­ем неиз­вест­но­го авто­ра с оли­гар­хи­че­ски­ми тен­ден­ци­я­ми, напи­сан­ным ранее 424 года, так что этот трак­тат явля­ет­ся древ­ней­шим памят­ни­ком атти­че­ской лите­ра­тур­ной про­зы. Основ­ная мысль авто­ра тако­ва: он не может одоб­рить выбран­ную афи­ня­на­ми демо­кра­ти­че­скую фор­му прав­ле­ния, но при­зна­ет, что, раз уже они выбра­ли ее, они пре­крас­но под­дер­жи­ва­ют ее и с этой точ­ки зре­ния посту­па­ют целе­со­об­раз­но.

В трак­та­те «Дохо­ды» Ксе­но­фонт пода­ет сове­ты афи­ня­нам, как умно­жить государ­ст­вен­ные дохо­ды путем уве­ли­че­ния чис­ла мете­ков (ино­стран­цев), пла­тя­щих налог, или путем раз­ра­бот­ки сереб­ря­ных руд­ни­ков посред­ст­вом раб­ско­го труда.

«Гип­пар­хик» — настав­ле­ние гип­пар­ху, т. е. глав­но­му коман­ди­ру афин­ской кава­ле­рии, о сред­ствах к улуч­ше­нию кон­ни­цы.

Сочи­не­ние «О вер­хо­вой езде» напи­са­но после «Гип­пар­хи­ка», кото­рый в этом сочи­не­нии цити­ру­ет­ся. Оно обра­ще­но к про­сто­му кава­ле­ри­сту и дает прак­ти­че­ские с. XXII сове­ты о покуп­ке и дрес­си­ров­ке лоша­ди и о воору­же­нии всад­ни­ка.

«Кине­ге­тик», т. е. трак­тат об охо­те с соба­ка­ми, содер­жит вос­хва­ле­ние охоты и дает мно­го прак­ти­че­ских ука­за­ний о дрес­си­ров­ке охот­ни­чьих собак, об охо­те на зай­цев, оле­ней, львов и дру­гих зве­рей. Инте­ре­сен конец, где автор пре­до­сте­ре­га­ет моло­дых людей от увле­че­ния софи­ста­ми как пре­по­да­ва­те­ля­ми муд­ро­сти и доб­ро­де­те­ли и убеж­да­ет их отдать пред­по­чте­ние охо­те как заня­тию более при­год­но­му для при­об­ре­те­ния доб­ро­де­те­ли.

Харак­тер­ные чер­ты Ксе­но­фон­та как чело­ве­ка мож­но наблю­сти в «Домо­строе» луч­ше, чем в осталь­ных Сокра­ти­че­ских сочи­не­ни­ях его, пото­му что в «Домо­строе» он выра­жа­ет свои соб­ст­вен­ные взгляды (см. введе­ние к «Домо­строю»), тогда как в «Вос­по­ми­на­ни­ях», «Защи­те» и «Пире» он изла­га­ет лишь мыс­ли дру­гих лиц.

Как писа­те­ля Ксе­но­фон­та очень цени­ли в древ­но­сти. Его назы­ва­ли атти­че­ской музой, атти­че­ской пче­лой; Цице­рон нахо­дит, что его речь сла­ще меда и что его голо­сом как бы гово­ри­ли Музы («Ора­тор» IX, 32 и XIX, 62); «сами Гра­ции сло­жи­ли его речь», по сло­вам Квин­ти­ли­а­на (X, 1, 82).

Вос­тор­жен­ный отзыв о Ксе­но­фон­те, осо­бен­но о речах в «Ана­ба­си­се», дает Дион Зла­то­уст (око­ло 100 года н. э.) в речи XVIII (т. 1, стр. 284 изда­ния Дин­дор­фа) (Din­dorf), где он гово­рит об авто­рах, на кото­рых сле­ду­ет учить­ся буду­ще­му ора­то­ру. «Ксе­но­фонт, думаю я, даже один — из древ­них может быть доста­точ­ным для государ­ст­вен­но­го дея­те­ля. Будет ли кто пол­ко­вод­цем на войне, или пра­ви­те­лем горо­да, или ора­то­ром в народ­ном собра­нии, сове­те, суде и поже­ла­ет не толь­ко как ора­тор, но и как государ­ст­вен­ный дея­тель и цар­ский санов­ник ска­зать речь, дей­ст­ви­тель­но соот­вет­ст­ву­ю­щую тако­му мужу, — самый луч­ший, самый полез­ный для все­го это­го автор, по мое­му мне­нию, Ксе­но­фонт. Мыс­ли его ясны, про­сты, для вся­ко­го доступ­ны; спо­соб выра­же­ния мягок, при­я­тен, увле­ка­те­лен; мно­го в с. XXIII нем силы убеж­де­ния, мно­го пре­ле­сти, укра­ше­ний, так что его искус­ство похо­же не толь­ко на мастер­ство сло­ва, но даже на оча­ро­ва­ние. Вот, напри­мер, если поже­ла­ешь хоро­шень­ко вчи­тать­ся в его “Ана­ба­сис”, то не най­дешь ни одной темы, на кото­рую тебе пред­ста­вит­ся воз­мож­ность гово­рить, чтобы у него не было на нее рас­суж­де­ния, и он может слу­жить образ­цом для вся­ко­го, кто хочет им руко­во­дить­ся или ему под­ра­жать. Нуж­но государ­ст­вен­но­му дея­те­лю обо­д­рить упав­ших духом, — он мно­го раз пока­зы­ва­ет, как это делать. Нуж­но к чему-нибудь скло­нить и побудить, — на вся­ко­го знаю­ще­го гре­че­ский язык подей­ст­ву­ют уве­ща­тель­ные речи Ксе­но­фон­та; у меня по край­ней мере дух при­хо­дит в вол­не­ние, я пла­чу ино­гда, читая речи сре­ди таких вели­ких дея­ний. Нуж­но побе­се­до­вать разум­но с людь­ми, име­ю­щи­ми о себе пре­уве­ли­чен­ное поня­тие, и не навлечь на себя непри­ят­но­сти от их недо­воль­ства и в то же вре­мя не уни­зить­ся до позор­но­го рабо­леп­ства перед ними, но при этом вся­че­ски поста­рать­ся доста­вить им удо­воль­ст­вие, — и это есть у него. Как вести тай­ные пере­го­во­ры с выс­ши­ми воен­ны­ми чина­ми (губер­на­то­ра­ми) без наро­да, а рав­но и пере­го­во­ры с наро­дом; каким обра­зом вести беседы с цар­ски­ми санов­ни­ка­ми; как обма­ны­вать вра­гов с целью вредить им, а дру­зей — для их поль­зы; как людям во вре­мя фаль­ши­вой тре­во­ги гово­рить прав­ду без­обид­но и вну­шить им дове­рие; к каким обма­нам при­бе­га­ют силь­ные; какие воен­ные хит­ро­сти употреб­ля­ют люди и на какие они попа­да­ют­ся, — все это в доста­точ­ном коли­че­стве содер­жат его сочи­не­ния. Так как, дума­ет­ся мне, он при­ме­ши­ва­ет к дей­ст­ви­ям речи, не пона­слыш­ке извест­ные ему и не сочи­нен­ные в под­ра­жа­ние дей­ст­ви­тель­ным, но кото­рые он про­из­но­сил при сво­их дей­ст­ви­ях, то они вышли у него очень убеди­тель­ны­ми во всех сочи­не­ни­ях, а осо­бен­но в упо­мя­ну­том мною выше. Будь уве­рен, ты ни в коем слу­чае не пожа­ле­ешь об этом: нет, и в сове­те и в народ­ном собра­нии ты с. XXIV почув­ст­ву­ешь, что он про­тя­ги­ва­ет тебе руку помо­щи, если ты рев­ност­но будешь стре­мить­ся бесе­до­вать с ним».

Более сдер­жан­ный отзыв дает о нем Дио­ни­сий Гали­кар­насский, гово­ря, что речь его, хотя и при­ят­на в выс­шей сте­пе­ни, но не кра­си­ва, насколь­ко долж­на бы быть («О соче­та­нии слов», гл. X). Смысл этой фра­зы тот, что в речи Ксе­но­фон­та нет высоты сти­ля и пол­но­вес­но­сти, какая есть, напри­мер, у Фукидида; поэто­му, как заме­ча­ет Цице­рон, речь Ксе­но­фон­та не годит­ся ора­то­ру для под­ра­жа­ния. А при­ят­ность его сти­ля заклю­ча­ет­ся в про­сто­те и ясно­сти; у него нет рито­ри­че­ских при­крас. Сокра­ти­че­ские сочи­не­ния в этом отно­ше­нии тоже не пред­став­ля­ют исклю­че­ния: тут лег­кая, раз­го­вор­ная, но изящ­ная речь. Но один упрек Дио­ни­сия спра­вед­лив: у Ксе­но­фон­та нет «это­пеи» (какой осо­бен­но отли­ча­ет­ся Лисий); он не ста­ра­ет­ся при­дать речам гово­ря­щих у него лиц соот­вет­ст­ву­ю­щий им коло­рит, так что «людям необ­ра­зо­ван­ным и вар­ва­рам он вла­га­ет в уста ино­гда речи фило­соф­ские» — это отно­сит­ся все боль­ше к «Киро­пе­дии». Но и в «Домо­строе» зву­чит неесте­ствен­но в устах Сокра­та упо­ми­на­ние о заботах пер­сид­ско­го царя о зем­леде­лии и осо­бен­но упо­ми­на­ние Кира и его похо­да (IV, 18—19).

Кро­ме сво­его основ­но­го зна­че­ния, как свиде­тель­ство непо­сред­ст­вен­но­го слу­ша­те­ля Сокра­та о его жиз­ни, дей­ст­ви­ях и уче­нии, Сокра­ти­че­ские сочи­не­ния Ксе­но­фон­та пред­став­ля­ют для совре­мен­но­го чита­те­ля еще боль­шой исто­ри­че­ский и куль­тур­но-быто­вой инте­рес. В них мно­го жан­ро­вых кар­ти­нок, в кото­рых ярко рису­ет­ся афин­ская жизнь в кон­це V века до н. э.5.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1В цита­тах при­ня­то такое обо­зна­че­ние: рим­ская циф­ра озна­ча­ет кни­гу; пер­вая араб­ская циф­ра озна­ча­ет гла­ву этой кни­ги, вто­рая араб­ская циф­ра озна­ча­ет пара­граф, т. е. мел­кое деле­ние этой гла­вы (на полях малень­кие циф­ры). Напри­мер, I, 3, 2 зна­чит: пер­вая кни­га, третья гла­ва, вто­рой пара­граф, т. е. цита­та нахо­дит­ся во вто­ром пара­гра­фе третьей гла­вы пер­вой кни­ги; в слу­чае ссыл­ки на несколь­ко пара­гра­фов той же гла­вы, номе­ра пара­гра­фов отде­ля­ют­ся точ­кой.
  • 2Из фило­ло­гов срав­ни­тель­но ново­го вре­ме­ни, не при­няв­ших гипо­те­зу Кобе­та, могу ука­зать на Редан­ца (Reh­dantz) в его 3-м изда­нии «Ана­ба­си­са» 1873 года, стр. XXI, при­меч. 40a; Г. Зауп­пе (G. Saup­pe) в его изда­нии всех сочи­не­ний Ксе­но­фон­та 1865 года, стр. VIII; на проф. Ф. Ф. Зелин­ско­го в его лито­гра­фи­ро­ван­ных «Лек­ци­ях по исто­рии гре­че­ской лите­ра­ту­ры» 1910 года, часть II, стр. 73—74.
  • 3Это при­зна­ет и Бёк в ста­тье «О враж­де меж­ду Пла­то­ном и Ксе­но­фон­том», пере­пе­ча­тан­ной в его «Klei­ne Schrif­ten» B. IV, 13—14.
  • 4И дей­ст­ви­тель­но, Ате­ней (V, 216 d) упре­ка­ет Ксе­но­фон­та во лжи за то, что он в «Пире» назвал себя в чис­ле гостей — «он, кото­рый, может быть, даже не был рож­ден [в то вре­мя] или нахо­дил­ся в дет­ском воз­расте». Но сло­ва «может быть, даже не был рож­ден» пока­зы­ва­ют, что Ате­ней не имел точ­ных сведе­ний о годе рож­де­ния Ксе­но­фон­та.
  • 5Как бы про­дол­же­ни­ем опи­са­ния этой жиз­ни слу­жат быто­вые кар­тин­ки в речах Лисия, изо­бра­жаю­щие афин­скую жизнь по окон­ча­нии Пело­пон­нес­ской вой­ны, в нача­ле IV века.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1262418983 1263488756 1264888883 1285429388 1285840979 1286956412