П. Гиро

Частная и общественная жизнь греков.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Петроград. Издание т-ва О. Н. Поповой, 1915.
Перевод с последнего французского издания Н. И. Лихаревой
(постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам)

с.537

Гла­ва три­на­дца­тая.

Меж­ду­на­род­ные отно­ше­ния.

1. Тре­тей­ский суд меж­ду дву­мя горо­да­ми (416 г. до Р. Х.).

«Мелий­цы и кимо­лий­цы заяви­ли, что они под­чи­нят­ся реше­нию арги­вян отно­си­тель­но спор­ных ост­ро­вов; аргий­ский народ при­судил, что кимо­лий­цам при­над­ле­жат Полиэ­га, Гете­рия и Либия. Этот при­го­вор раз­ре­ша­ет тяж­бу в поль­зу кимо­лий­цев».

(Le­bas. Inscrip­tions d’Asie Mi­neu­re, 1).

2. Ники­ев мир (421 г. до Р. Х.).

«Дого­вор заклю­чи­ли афи­няне и лакеде­мо­няне с союз­ни­ка­ми на сле­дую­щих усло­ви­ях, утвер­жден­ных клят­ва­ми от каж­до­го горо­да: что каса­ет­ся общих свя­тынь, то вся­ко­му желаю­ще­му пре­до­став­ля­ет­ся, соглас­но искон­ным обы­ча­ям, при­но­сить жерт­вы, вопро­шать ора­ку­лов, отправ­лять свя­щен­ные посоль­ства сушею и морем без­на­ка­зан­но. Свя­ти­ли­щу и хра­му Апол­ло­на в Дель­фах, а рав­но дель­фий­цам, им самим и зем­ле их, быть неза­ви­си­мы­ми, сво­бод­ны­ми от дани, решать дела соб­ст­вен­ным судом по искон­ным обы­ча­ям.

с.538 Дого­вор дол­жен суще­ст­во­вать пять­де­сят лет меж­ду афи­ня­на­ми с союз­ни­ка­ми афи­нян и лакеде­мо­ня­на­ми с союз­ни­ка­ми лакеде­мо­нян без ковар­ства и ущер­ба, на суше и на море. Да не доз­во­ле­но будет лакеде­мо­ня­нам и союз­ни­кам брать­ся за ору­жие с целью нане­се­ния вреда афи­ня­нам с союз­ни­ка­ми, ни афи­ня­нам и их союз­ни­кам для нане­се­ния вреда лакеде­мо­ня­нам с союз­ни­ка­ми каки­ми бы то ни было спо­со­ба­ми. Если бы меж­ду сто­ро­на­ми воз­ник какой-либо спор, они обя­за­ны решать его судом и клят­ва­ми соглас­но усло­ви­ям, какие бы ни были при­ня­ты.

Лакеде­мо­няне и союз­ни­ки да воз­вра­тят афи­ня­нам Амфи­поль. Во всех горо­дах, воз­вра­щен­ных лакеде­мо­ня­на­ми афи­ня­нам, да доз­во­ле­но будет каж­до­му жите­лю ухо­дить со сво­им досто­я­ни­ем, куда угод­но. Горо­дам быть неза­ви­си­мы­ми… Горо­да эти: Аргил, Ста­гир, Аканф, Скол, Олинф, Спар­тол; но не долж­ны они быть союз­ни­ка­ми ни лакеде­мо­нян, ни афи­нян; если бы афи­няне скло­ни­ли горо­да к сою­зу, то да будет поз­во­ле­но им, если поже­ла­ют, всту­пить в союз с афи­ня­на­ми…

Лакеде­мо­няне и союз­ни­ки обя­зу­ют­ся воз­вра­тить афи­ня­нам Панакт, а афи­няне лакеде­мо­ня­нам — Кори­фа­сий, Кифе­ру, Мефо­ну, Пте­лей, Ата­лан­ту.

Обе дого­ва­ри­ваю­щи­е­ся сто­ро­ны долж­ны воз­вра­тить друг дру­гу сво­их плен­ных…

Обе сто­ро­ны, в лице сем­на­дца­ти чело­век от каж­до­го горо­да, пус­кай дадут клят­ву, какая в зем­ле их почи­та­ет­ся вели­чай­шею. Клят­ва долж­на гла­сить так: “Соблюду усло­вия и дого­вор без обма­на и по спра­вед­ли­во­сти”. Обе сто­ро­ны повин­ны воз­об­нов­лять клят­ву еже­год­но. Стол­бы долж­ны быть постав­ле­ны в Олим­пии, в Дель­фах, на Ист­ме, в Афи­нах в акро­по­ле, в Лакеде­моне у Ами­клеи…

Дого­вор вхо­дит в силу при эфо­ре Плей­сто­ле, за четы­ре дня до окон­ча­ния меся­ца Арте­ми­сия; в Афи­нах же — при архон­те Алкее, за шесть дней до окон­ча­ния меся­ца Эла­фе­бо­ли­о­на.

Дава­ли клят­вы и заклю­ча­ли дого­вор сле­дую­щие лица: с.539 из лакеде­мо­нян (сле­ду­ет 15 имен), из афи­нян (17 имен)».

(Фукидид. V, 18—19, перев. Ф. Мищен­ка).

3. Древ­ний союз­ный дого­вор.

«Дого­вор меж­ду элей­ца­ми и эрей­ца­ми1.

Да будет союз на 100 лет и нач­нет­ся он с это­го года. Если надо будет пого­во­рить2 или при­сту­пить к дей­ст­ви­ям, оба наро­да долж­ны посту­пать сооб­ща во всем, как и на войне; если же они не будут дей­ст­во­вать сооб­ща, те, кто нару­шит дого­вор, упла­тят талант сереб­ра Зев­су Олим­пий­ско­му. Если кто-нибудь уни­что­жит эту над­пись, будь то долж­ност­ное лицо или народ, — он будет под­верг­нут упо­мя­ну­той здесь свя­щен­ной пене».

(Mi­chel. Re­cueil d’inscrip­tions grec­ques, 1).

4. Союз­ный и ком­мер­че­ский дого­вор Македо­нии и Хал­киды (меж­ду 389 и 383 г. до Р. Х.).

«Дого­вор меж­ду Амин­той, сыном Арридея, и хал­кид­ца­ми.

Союз меж­ду ними заклю­ча­ет­ся на 50 лет про­тив всех. Если кто-нибудь про­из­ведет напа­де­ние на Амин­ту, то ему при­дет­ся вое­вать так­же с хал­кид­ца­ми; если напа­дет на хал­кид­цев, то будет вое­вать и с Амин­той…

Хал­кид­цы могут выво­зить смо­лу и лес, кро­ме ело­во­го, при­год­ный для построй­ки домов и кораб­лей, если толь­ко само хал­кид­ское государ­ство не будет нуж­дать­ся в этом. Если нуж­ды в лесе не будет, то раз­ре­ша­ет­ся выво­зить и сос­ну, при­чем хал­кид­цы обя­за­ны заявить об этом Амин­те и запла­тить уста­нов­лен­ные пошли­ны. Для всех дру­гих пред­ме­тов раз­ре­ша­ет­ся, при усло­вии упла­ты с.540 пошли­ны, вывоз и ввоз из Македо­нии в Хал­киду и из Хал­киды в Македо­нию.

Ни Амин­та, ни хал­кид­цы не долж­ны всту­пать отдель­но в дру­же­ские отно­ше­ния с Амфи­по­ли­сом, Бот­ти­эей, Акан­фом и Мен­де­ей, но, если это будет выгод­но обе­им сто­ро­нам, они заклю­чат дого­вор с обще­го согла­сия.

Клят­ва сою­за…»

(Mi­chel. Там же, 5).

5. Уступ­ка тор­го­вой моно­по­лии.

Три горо­да ост­ро­ва Кео­са — Кар­фая, Корес и Юлида — сде­ла­ли почти оди­на­ко­вые поста­нов­ле­ния о пре­до­став­ле­нии афи­ня­нам моно­по­лии по выво­зу сури­ка.

Вот поста­нов­ле­ние Юлиды:

«Поста­нов­ле­ние сове­та и наро­да Юлиды.

По прось­бе афи­нян совет и народ Юлиды поста­но­ви­ли, что с это­го дня сурик будет выво­зить­ся толь­ко в Афи­ны и никуда в дру­гое место. Если же кто-нибудь попы­та­ет­ся вывез­ти в дру­гое место, корабль и весь груз будут кон­фис­ко­ва­ны. Поло­ви­на будет отда­на донос­чи­ку. Если донос­чик — раб, он полу­чит сво­бо­ду и треть (?) кон­фис­ко­ван­но­го гру­за. При выво­зе сури­ка из Кео­са надо нагру­жать на суд­но, ука­зан­ное афи­ня­на­ми…

Если афи­ня­нам угод­но будет при­нять дру­гие меры для обес­пе­че­ния моно­по­лии каса­тель­но сури­ка, поста­нов­ле­ния их будут иметь силу зако­на… Тот, кто будет ули­чен в неза­кон­ном выво­зе, под­верг­нет­ся кон­фис­ка­ции иму­ще­ства; поло­ви­на это­го иму­ще­ства посту­па­ет в соб­ст­вен­ность юлид­ско­го наро­да, дру­гая поло­ви­на — донос­чи­ку.

Совет при­мет меры, чтобы эта над­пись была напи­са­на и выстав­ле­на в гава­ни».

(Cor­pus inscript. At­tic., т. II, 546).

6. Пра­во част­но­го воз­мездия в Гре­ции.

Древ­ней­шие при­ме­ры воз­мездия встре­ча­ют­ся у Гоме­ра. Нестор рас­ска­зы­ва­ет в «Илиа­де» о похо­де, пред­при­ня­том им про­тив эле­ян, кото­рые отка­за­лись выпол­нить с.541 его тре­бо­ва­ния (Или­а­да, XI, 670 и сл.). Потер­пев­шие взя­лись за ору­жие под его пред­во­ди­тель­ст­вом, угна­ли мно­го­чис­лен­ные ста­да и разде­ли­ли их меж­ду собой, чтобы полу­чить то, что им пола­га­лось. В «Одис­сее» гово­рит­ся о подоб­ном похо­де, пред­при­ня­том Одис­се­ем (Одис­сея, XXI, 17 и сл.).

Подоб­ное пра­во част­но­го воз­мездия назы­ва­лось ῥύ­σια или σῦλαι. При­ме­не­ние его издав­на было опре­де­ле­но дого­во­ра­ми. Одним из наи­боль­ших пре­иму­ществ, кото­рое два гре­че­ских горо­да мог­ли пре­до­ста­вить друг дру­гу, был отказ от пра­ва част­но­го воз­мездия, вслед­ст­вие чего обес­пе­чи­ва­лась без­опас­ность лич­но­сти и иму­ще­ства (ἀσυ­λία и ἀσφά­λεια).

При отсут­ст­вии подоб­но­го дого­во­ра упо­мя­ну­тая льгота мог­ла быть пре­до­став­ле­на про­стым ука­зом, в каче­стве лич­ной и наслед­ст­вен­ной при­ви­ле­гии, ино­стран­цам, ока­зав­шим обще­ст­вен­ные услу­ги, осо­бен­но прок­се­нам3.

Эпи­гра­фи­че­ские памят­ни­ки, заклю­чаю­щие в себе подоб­ные дого­во­ры, насчи­ты­ва­ют­ся сот­ня­ми. Их фор­му­ла, почти все­гда одно­об­раз­ная, ино­гда сопро­вож­да­ет­ся допол­ни­тель­ны­ми ста­тья­ми, заслу­жи­ваю­щи­ми вни­ма­ния. Таким обра­зом, ἀσυ­λία дава­лась обык­но­вен­но как на море, так и на суше, в мир­ное вре­мя и в слу­чае вой­ны. Вся­кое нару­ше­ние запре­ще­ния, нало­жен­но­го зако­ном, влек­ло за собой штраф, неза­ви­си­мо от осво­бож­де­ния плен­ни­ков и воз­вра­ще­ния захва­чен­ных вещей. Обра­ще­ние к пра­во­судию, по это­му пово­ду, было доступ­но не толь­ко ино­стран­цу, сде­лав­ше­му­ся жерт­вой наси­лия, но любо­му лицу, так как это было фак­том, касав­шим­ся обще­ст­вен­но­го поряд­ка.

Одним из самых заме­ча­тель­ных дого­во­ров, отно­ся­щих­ся к σῦλαι, явля­ет­ся дого­вор, заклю­чен­ный в V веке до нашей эры меж­ду дву­мя локр­ски­ми горо­да­ми Эан­том и Халей­о­ном. Оба горо­да усло­ви­лись отме­нить совер­шен­но σῦλαι на суше, но сохра­ни­ли их на море, за исклю­че­ни­ем гава­ни. Вся­кий без­за­кон­ный захват карал­ся штра­фом в 4 драх­мы (око­ло 1 р. 50 коп.), при­чем с.542 захват­чик обя­зан был воз­вра­тить взя­тое в тече­ние 10 дней; при неис­пол­не­нии это­го он дол­жен был отдать еще поло­ви­ну нало­жен­но­го рань­ше штра­фа. Заяв­ле­ния пода­ют­ся, в зави­си­мо­сти от слу­чая, раз­лич­ным судьям. Если, напри­мер, истец-эан­тец про­жи­ва­ет в Халей­оне, как мет­эк, он дол­жен обра­тить­ся к обык­но­вен­но­му суду это­го горо­да. Если он не мет­эк, он дол­жен обра­тить­ся к осо­бым судьям, извест­ным в Халей­оне под назва­ни­ем «судей для ино­стран­цев» (ξε­νοδί­και), и выбрать девять или пят­на­дцать при­сяж­ных, в зави­си­мо­сти от важ­но­сти дела, сре­ди име­ни­тых халей­он­ских граж­дан. Нако­нец, если дело офи­ци­аль­но воз­буж­де­но одним из граж­дан Халей­о­на, дей­ст­ву­ю­щим во имя обще­ст­вен­но­го поряд­ка, судья­ми явля­ют­ся при­сяж­ные в нечет­ном чис­ле; они изби­ра­ют­ся сре­ди деми­ур­гов, кото­рые пред­став­ля­ют собой глав­ных судей горо­да и выно­сят при­го­вор по боль­шин­ству голо­сов. (Röhl. Inscript. grae­cae an­tiq., 322).

Дого­во­ры более позд­ней эпо­хи пре­до­став­ля­ют судо­про­из­вод­ство по делам о захва­те тре­тей­ско­му суду посто­рон­не­го горо­да или соеди­нен­но­му суду из пред­ста­ви­те­лей обе­их сто­рон.

При отсут­ст­вии дого­во­ра пра­во част­но­го воз­мездия явля­лось общим досто­я­ни­ем и посто­ян­но при­ме­ня­лось на деле. Лизий гово­рит, что жите­ли Бео­тии посто­ян­но поль­зо­ва­лись этим сред­ст­вом про­тив афи­нян, так как не мог­ли добить­ся упла­ты дол­га в два талан­та. (Про­тив Нико­ма­ха, 12).

Демо­сфен ука­зы­ва­ет на неко­то­рых три­е­рар­хов, кото­рые похи­ща­ли все, что при­хо­ди­лось им по вку­су; этим они под­вер­га­ли сво­их сограж­дан все­воз­мож­ным родам воз­мездия и созда­ва­ли для них невоз­мож­ность отправ­лять­ся в чужие стра­ны без осо­бо­го про­пус­ка. (В защи­ту вен­ка за три­е­рар­хию, 13).

В дру­гой защи­ти­тель­ной речи (Про­тив Лакри­та) име­ет­ся дого­вор о ссуде под мор­ское пред­при­я­тие, выдан­ной афи­ня­ни­ном и эвбей­цем жите­лям Фасе­лиды. В нем уста­нов­ле­но, что если корабль оста­но­вит­ся в Гел­лес­пон­те, то това­ры долж­ны быть све­зе­ны на берег с.543 в осо­бое место, где они будут ограж­де­ны от захва­тов част­ных лиц.

Ино­гда государ­ство бра­ло в свои руки осу­щест­вле­ние пра­ва воз­мездия част­ных лиц и поль­зо­ва­лось им в каче­стве пред­при­ни­ма­те­ля.

Жите­ли Хал­кедо­на нуж­да­лись в день­гах для упла­ты наем­ным вой­скам. Они пред­ло­жи­ли граж­да­нам и мет­э­кам, кото­рые име­ли при­тя­за­ния на част­ное воз­мездие по отно­ше­нию к како­му-нибудь горо­ду или част­но­му лицу, сде­лать об этом заяв­ле­ние. Они реши­ли осу­ще­ст­вить это воз­мездие на счет кораб­лей, кото­рые отправ­ля­лись в Понт Эвк­син­ский, задер­жав их под этим пред­ло­гом. (Лже-Ари­сто­тель. Эко­но­ми­ка, II, 12). В македон­ский пери­од обы­чай част­но­го воз­мездия был не менее частым явле­ни­ем, но, по-види­мо­му, зави­сел от раз­ре­ше­ния пра­ви­тель­ства. Во вре­мя Поли­бия4 в Бео­тии не про­ис­хо­ди­ло более отправ­ле­ния пра­во­судия. Несколь­ко ахей­цев, не будучи в состо­я­нии взыс­кать свои дол­ги с граж­дан этой стра­ны, доби­лись от стра­те­га их армии, Фило­пе­ме­на, раз­ре­ше­ния при­бег­нуть к част­но­му воз­мездию. В дру­гом месте ука­зы­ва­ет­ся, что кри­тяне из горо­да Элев­тер­ны выда­ли осо­бые свиде­тель­ства про­тив родо­с­цев. Далее, делий­цы, укрыв­ши­е­ся в Ахее, соби­ра­лись при­бег­нуть к пра­ву част­но­го воз­мездия про­тив афи­нян, но ахей­цы это­му вос­про­ти­ви­лись.

В общем, воз­мездие счи­та­лось юриди­че­ским актом, при­е­мом меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний и слу­жи­ло обес­пе­че­ни­ем и утвер­жде­ни­ем пра­ва. Это было учреж­де­ние, кото­рое не надо сме­ши­вать ни с набе­гом, ни с раз­бо­ем или пират­ст­вом.

Набег являл­ся враж­деб­ным актом, при­ме­няв­шим­ся толь­ко во вре­мя вой­ны. Что же каса­ет­ся раз­боя или пират­ства, то это были про­яв­ле­ния наси­лия, часто без­на­ка­зан­ные, но все­гда счи­тав­ши­е­ся неза­кон­ны­ми.

(Da­res­te. Séan­ces et tra­vaux d’Aca­dé­mie des scien­ces mo­ra­les, т. CXXXIII, стр. 358—364).


с.544

7. Монет­ный дого­вор.

Каж­дое государ­ство-город име­ло свою монет­ную систе­му, так как пра­во чека­нить моне­ту было при­зна­ком вер­хов­ной государ­ст­вен­ной вла­сти. По зако­ну моне­ты любо­го из горо­дов не име­ли ника­кой цен­но­сти в сосед­нем государ­стве; поэто­му при отправ­ле­нии в чужие стра­ны нуж­но было обме­ни­вать свои моне­ты на день­ги той стра­ны, куда отправ­ля­лись.

Если вспом­нить о необы­чай­ной раз­дроб­лен­но­сти Гре­ции, ста­нут понят­ны затруд­не­ния, кото­рые про­ис­хо­ди­ли вслед­ст­вие это­го. С тече­ни­ем вре­ме­ни ста­ли при­ни­мать меры с целью их умень­шить. Неред­ко быва­ли слу­чаи, когда для тор­го­вых сно­ше­ний сре­ди раз­но­об­раз­ных монет выби­ра­ли одну, кото­рая и полу­ча­ла пре­иму­ще­ство в каче­стве еди­ни­цы обме­на при меж­ду­на­род­ных сно­ше­ни­ях. Куп­цы, неза­ви­си­мо от их стра­ны и места житель­ства, заклю­ча­ли сдел­ки и рас­пла­чи­ва­лись этой моне­той; ее мож­но было всюду вез­ти, так как она охот­но при­ни­ма­лась во всех бан­ках. Такую роль сыг­ра­ли в V и IV веке афин­ские тэт­ра­д­рах­мы и кизик­ские стат­э­ры, а позд­нее — моне­ты македон­ской чекан­ки.

Был сде­лан еще шаг впе­ред, когда у неко­то­рых государств яви­лась мысль заклю­чить меж­ду собою дого­вор, подоб­ный тому, кото­рый соеди­ня­ет в дан­ное вре­мя Фран­цию, Ита­лию, Швей­ца­рию, Бель­гию и Гре­цию. По это­му согла­ше­нию дого­ва­ри­ваю­щи­е­ся сто­ро­ны уста­нав­ли­ва­ли вес, про­бу и цен­ность той звон­кой моне­ты, кото­рая долж­на была иметь закон­ное обра­ще­ние на рын­ках обо­их государств. Они опре­де­ля­ли, в каком раз­ме­ре каж­дая из них име­ет пра­во чека­нить эту моне­ту; при сов­мест­ной выдел­ке ее опре­де­ля­лась часть рас­хо­дов и дохо­дов, кото­рая при­хо­ди­лась на каж­дый город. Мы рас­по­ла­га­ем отрыв­ком подоб­но­го дого­во­ра меж­ду Фокидой и Мити­ле­ной. (Mi­chel. Re­cueil d’inscrip­tions grec­ques, 8). Оба горо­да долж­ны были по оче­реди, в про­дол­же­ние года, чека­нить ука­зан­ную в дого­во­ре моне­ту, при­чем монет­ный с.545 двор одной из сто­рон на это вре­мя закры­вал­ся. День­ги фокид­ской чекан­ки долж­ны были иметь сво­бод­ный доступ в Мити­ле­ну, и наобо­рот.

Монет­чик, сде­лав­ший под­лог закон­ной про­бы и при­бав­ляв­ший лига­ту­ры сверх уста­нов­лен­ной нор­мы, под­ле­жал смерт­ной каз­ни. Он был ответ­ст­вен перед обо­и­ми горо­да­ми и дол­жен был судить­ся в род­ном горо­де судом, в состав кото­ро­го вхо­ди­ли пред­ста­ви­те­ли обе­их сто­рон.

(По Le­nor­mant. La Mon­naie dans l’an­ti­qui­té, II, стр. 54—63).

8. Прок­се­ны.

Прок­се­ны напо­ми­на­ют наших кон­су­лов. Но в то вре­мя как у нас кон­су­лы не все­гда явля­ют­ся под­дан­ны­ми того государ­ства, в кото­ром пред­ста­ви­тель­ст­ву­ют, в Гре­ции был обы­чай изби­рать прок­се­на­ми толь­ко граж­дан это­го государ­ства. Напри­мер, в Эфе­се инте­ре­сы афи­нян защи­ща­лись не афи­ня­ни­ном, а эфе­ся­ни­ном, кото­ро­му афин­ский народ давал титул прок­се­на с неко­то­ры­ми пре­иму­ще­ства­ми и пра­ва­ми.

Обя­зан­но­сти прок­се­на были одно­вре­мен­но дипло­ма­ти­че­ско­го и кон­суль­ско­го харак­те­ра. Граж­дане государ­ства, избрав­ше­го его, мог­ли тре­бо­вать от него при­ю­та, покро­ви­тель­ства и защи­ты их инте­ре­сов на суде. Он пла­тил выкуп за плен­ных, забо­тил­ся о достой­ном погре­бе­нии пав­ших на войне и, в слу­чае чьей-либо смер­ти, заве­до­вал иму­ще­ст­вом умер­ше­го и пере­да­вал его наслед­ни­кам. В этом его обя­зан­но­сти соот­вет­ст­во­ва­ли обя­зан­но­стям совре­мен­но­го кон­су­ла. Но у него были еще дру­гие, кото­рые при­бли­жа­ли его к нашим послам. На нем лежа­ло пред­став­ле­ние вла­стям и народ­но­му собра­нию депу­та­тов того государ­ства, прок­се­ном кото­ро­го он являл­ся; он дол­жен был облег­чать выпол­не­ние всех воз­ла­гае­мых на них пору­че­ний сво­им лич­ным вли­я­ни­ем на сограж­дан.

В гре­че­ских горо­дах посто­я­лые дво­ры были очень пло­хо устро­е­ны, вслед­ст­вие чего долг госте­при­им­ства, с.546 кото­рый лежал на прок­сене, при­чи­нял ему круп­ные рас­хо­ды; кро­ме того, ему при­хо­ди­лось ока­зы­вать денеж­ную под­держ­ку нуж­даю­щим­ся путе­ше­ст­вен­ни­кам, кото­рые не все­гда воз­вра­ща­ли ему полу­чен­ные ими ссуды. В воз­на­граж­де­ние за труды он полу­чал часто при­ви­ле­гии, ино­гда наслед­ст­вен­ные: напри­мер, имел сво­бод­ный доступ в выс­шее пра­ви­тель­ст­вен­ное учреж­де­ние и в народ­ное собра­ние стра­ны, пред­ста­ви­те­лем кото­рой он являл­ся. Его лич­но­сти и иму­ще­ству было обес­пе­че­но покро­ви­тель­ство как на море, так и на суше, в мир­ное вре­мя и во вре­мя вой­ны; он поль­зо­вал­ся сво­бо­дой вво­за и выво­за това­ров, имел пра­во при­об­ре­тать земель­ную соб­ст­вен­ность, был осво­бож­ден от неко­то­рых нало­гов, а ино­гда полу­чал пра­во изо­по­ли­тии, что озна­ча­ло поль­зо­ва­ние все­ми пра­ва­ми граж­дан­ства.

(Newton у Rei­nach. Trai­té d’épi­gra­phie grec­que, стр. 45—47).

9. Гре­че­ская коло­ни­за­ция VIII и VII вв.

Осно­вы­вая свои коло­нии, гре­ки лишь сле­до­ва­ли при­ме­ру фини­кий­цев, кото­рые задол­го до них объ­е­ха­ли бере­га Сре­ди­зем­но­го моря и учреди­ли там свои тор­го­вые кон­то­ры. Но, в отли­чие от сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков, им уда­лось создать не толь­ко про­стые рын­ки: это были горо­да, кото­рые гре­ки воз­дви­га­ли сот­ня­ми, начи­ная от отда­лен­ных бере­гов Пон­та Эвк­син­ско­го до Гер­ку­ле­со­вых стол­пов. Рас­ши­ре­ние пре­де­лов Гре­ции не было делом того или дру­го­го отдель­но­го пле­ме­ни; в нем при­ни­ма­ли уча­стие все пле­ме­на: ахе­яне и доряне так же, как ионяне. Это даже нель­зя назвать делом исклю­чи­тель­но при­мор­ских государств-горо­дов; коло­ни­стов высы­ла­ли часто горо­да, рас­по­ло­жен­ные внут­ри мате­ри­ка, и не было ни одной обла­сти во всей Гре­ции, кото­рая оста­лась бы чуж­да обще­му пере­се­лен­че­ско­му дви­же­нию.

Это дви­же­ние было вызва­но самы­ми раз­но­об­раз­ны­ми при­чи­на­ми: любовь к при­клю­че­ни­ям и пере­ме­нам, быст­рый рост насе­ле­ния, сосре­дото­чие земель­ной соб­ст­вен­но­сти в руках ари­сто­кра­тии, внут­рен­ние раздо­ры, бед­ст­вия, с.547 обру­шив­ши­е­ся на какой-нибудь край, изгна­ние по при­го­во­ру суда, ино­зем­ное заво­е­ва­ние, необ­хо­ди­мость искать новые внеш­ние рын­ки — все побуж­да­ло гре­ков рас­ши­рять свои коло­нии. Посте­пен­но они заня­ли все бере­га Сре­ди­зем­но­го моря; ино­гда, если им уда­ва­лось, они про­ни­ка­ли в глубь стра­ны; в иных слу­ча­ях они обос­но­вы­ва­лись толь­ко на мор­ском бере­гу, огра­ни­чи­ва­ясь если не узкой поло­сой посел­ка, то во вся­ком слу­чае доволь­но огра­ни­чен­ным про­стран­ст­вом, откуда они рас­про­стра­ня­ли свою дея­тель­ность во всех направ­ле­ни­ях. Рас­се­ле­ние гре­ков оста­но­ви­лось на гра­ни­це извест­но­го в те вре­ме­на све­та; таким обра­зом, за пре­де­ла­ми Элла­ды, в соб­ст­вен­ном зна­че­нии это­го сло­ва, обра­зо­ва­лась новая Элла­да, рас­се­ян­ная повсюду, рас­тя­ну­тая как бы в одну линию и разде­лен­ная на мно­же­ство неза­ви­си­мых горо­дов; меж­ду ними суще­ст­во­ва­ло, несмот­ря на это, един­ство, осно­ван­ное на пле­мен­ном род­стве, на сход­стве учреж­де­ний, подо­бии веро­ва­ний и на общ­но­сти инте­ре­сов.

Эти пер­во­быт­ные коло­нии были в боль­шин­стве слу­ча­ев част­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми. Город, из кото­ро­го выхо­ди­ла каж­дая коло­ния, доволь­ст­во­вал­ся тем, что посы­лал свя­щен­ный огонь, пред­на­зна­чен­ный для оча­га ново­го горо­да, и свя­щен­но­слу­жи­те­лей, на кото­рых воз­ла­га­лась обя­зан­ность испол­не­ния обряда при его осно­ва­нии. Это­го было доста­точ­но, чтобы уста­но­вить меж­ду мет­ро­по­ли­ей и коло­ни­ей проч­ную связь, кото­рая, впро­чем, заклю­ча­лась лишь в извест­ных зна­ках почте­ния и пре­дан­но­сти, про­яв­ля­е­мых коло­ни­ей по отно­ше­нию к мет­ро­по­лии; под­чи­нять­ся или ока­зы­вать ей помощь коло­ния не была обя­за­на. Если коло­нии слу­ча­лось ино­гда взы­вать к защи­те мет­ро­по­лии, то толь­ко отто­го, что она счи­та­ла это для себя выгод­ным, и она была совер­шен­но сво­бод­на искать помо­щи в дру­гом месте. Она охот­но поку­па­ла про­дук­ты мет­ро­по­лии и про­да­ва­ла, ей свои, но отнюдь не была обя­за­на ока­зы­вать ей пред­по­чте­ние. В общем, их отно­ше­ния осно­вы­ва­лись на дру­же­ских нача­лах; но неред­ко доста­точ­но было малей­ше­го столк­но­ве­ния их инте­ре­сов, чтобы эта друж­ба усту­пи­ла место нена­ви­сти, кото­рая влек­ла за собой вой­ну. с.548 «Если с коло­ни­ей хоро­шо обра­ща­ют­ся», гово­ри­ли кер­ки­ряне, «то она при­зна­ет мет­ро­по­лию; если же ее при­тес­ня­ют, она отде­ля­ет­ся. Покида­ют роди­ну не для того, чтобы пре­вра­тить­ся в рабов тех, кого остав­ля­ют за собой, а для того, чтобы остать­ся рав­ны­ми им». (Фукидид. I, 34).

10. Афин­ские коло­нии V и IV вв.

Плу­тарх спра­вед­ли­во отме­ча­ет дво­я­кую цель, кото­рую пре­сле­до­ва­ли афи­няне, осно­вы­вая свои коло­нии: с одной сто­ро­ны, они хоте­ли помочь бед­ня­кам и осво­бо­дить город от буй­ной тол­пы; с дру­гой — стре­ми­лись проч­но завла­деть самы­ми удоб­ны­ми места­ми, чтобы под­дер­жать сво­их союз­ни­ков.

Чаще все­го коло­нии осно­вы­ва­ли под вли­я­ни­ем вза­и­мо­дей­ст­вия этих двух при­чин — воен­ной и эко­но­ми­че­ской, но ино­гда одна из них ока­зы­ва­ла пре­об­ла­даю­щее вли­я­ние. Осно­ва­ние горо­да Поти­деи обес­пе­чи­ва­ло обла­да­ние Хал­киди­кой; Лем­нос и Имброс слу­жи­ли глав­ны­ми наблюда­тель­ны­ми пунк­та­ми по отно­ше­нию к фра­кий­ско­му морю и живу­щим на его побе­ре­жье вар­вар­ским пле­ме­нам. Хер­со­нес выпол­нял ту же роль отно­си­тель­но Гел­лес­пон­та. Стрем­ле­ние снаб­дить сред­ства­ми бед­ных граж­дан замет­нее все­го в ста­тье одно­го ука­за, кото­рая пре­до­став­ля­ет участ­ки зем­ли двум послед­ним клас­сам. Очень часто так­же афи­няне при победе дума­ли толь­ко о том, чтобы вос­поль­зо­вать­ся пло­да­ми заво­е­ва­ния путем раз­граб­ле­ния побеж­ден­ных. При­ме­ром это­го явля­ет­ся кле­ру­хия5 Лес­боса, в кото­рой коло­ни­сты сда­ва­ли в арен­ду преж­ним вла­дель­цам ото­бран­ные у них участ­ки зем­ли. Зло­ба про­тив оже­сто­чен­ных вра­гов и алч­ность победи­те­лей были глав­ной при­чи­ной изгна­ния эгин­цев, мелий­цев и самос­цев.

Боль­шая часть коло­ний не носи­ла тор­го­во­го с.549 харак­те­ра; афи­няне не стре­ми­лись, подоб­но фини­кий­цам, осно­вы­вать свои посе­ле­ния с целью раз­ви­тия тор­гов­ли с отда­лен­ны­ми стра­на­ми. Они зани­ма­ли неко­то­рые пунк­ты, желая обес­пе­чить без­опас­ность тор­гов­ли, толь­ко тогда, когда она явля­лась жиз­нен­ной потреб­но­стью государ­ства. Так, Хер­со­нес Фра­кий­ский охра­нял хлеб­ные кара­ва­ны, иду­щие от бере­гов Чер­но­го моря; рав­но как вла­де­ние Лем­но­сом, Имбро­сом и неко­то­ры­ми горо­да­ми Хал­киди­ки было полез­но пото­му, что афин­ский флот нуж­дал­ся в лесе Фра­кии и Македо­нии.

Эти коло­нии были, глав­ным обра­зом, стра­те­ги­че­ски­ми пунк­та­ми, бла­го­да­ря чему почин в деле их осно­ва­ния не мог быть пре­до­став­лен част­ным лицам, так же как нель­зя было допу­стить пол­ной неза­ви­си­мо­сти таких посе­ле­ний. Государ­ство бра­ло на себя устрой­ство кле­ру­хий; оно воору­жа­ло коло­ни­стов перед их отправ­ле­ни­ем, пере­во­зи­ло, разда­ва­ло земель­ные участ­ки и при­ни­ма­ло под свое покро­ви­тель­ство. Чтобы под­дер­жать тес­ную связь с мет­ро­по­ли­ей, им остав­ля­ли назва­ние и пра­ва афин­ских граж­дан. Конеч­но, вслед­ст­вие отда­лен­но­сти, все эти малень­кие государ­ства-горо­да дости­га­ли извест­ной авто­но­мии, но их внут­рен­нее устрой­ство оста­ва­лось точ­ным под­ра­жа­ни­ем государ­ст­вен­но­му строю Афин.

Коло­ни­сты, свя­зан­ные столь­ки­ми нитя­ми с роди­ной, есте­ствен­но про­дол­жа­ли под­чи­нять­ся ее зако­нам и поста­нов­ле­ни­ям. Одним сло­вом, эти кле­ру­хии явля­лись осо­бым видом Атти­ки, рас­по­ло­жен­ной вне пре­де­лов соб­ст­вен­но Гре­ции, и состав­ля­ли насто­я­щую феде­ра­цию коло­ний.

(Fou­cart. Mé­moi­res pré­sen­tés à l’Aca­dé­mie des inscrip­tions, том IX, I-ая часть, стр. 407—409).

11. Дель­фий­ская амфи­к­ти­о­ния.

Дель­фий­ская амфи­к­ти­о­ния не была един­ст­вен­ной в гре­че­ском мире, но она поль­зо­ва­лась наи­боль­шим зна­че­ни­ем. Ее состав­ля­ли две­на­дцать пле­мен: фес­са­лий­цы, фокей­цы, доряне из Дориды и Пело­пон­не­са, ионяне из Афин и с.550 ионяне с Эвбеи или Ионии, бео­тий­цы, ахе­яне из Фтио­ти­ды, малий­цы, эте­яне, перре­бы и доло­пы, маг­не­зий­цы, эни­ан­цы и локрий­цы.

Каж­дое пле­мя име­ло два голо­са. Но так как неко­то­рые из них, имен­но ионяне и доряне, чрез­вы­чай­но раз­мно­жи­лись и раз­дро­би­лись на несколь­ко государств, то при­шлось разде­лить так­же и голо­са.

Горо­да полу­ча­ли ино­гда целый голос, ино­гда поло­ви­ну, а в иных слу­ча­ях еще мень­шую часть голо­са. Ионяне, напри­мер, име­ли два голо­са, из кото­рых один при­над­ле­жал Афи­нам, дру­гой — ионя­нам Эвбеи или Азии. То же самое встре­ча­ет­ся у дорян. Лакеде­мон вла­дел одним из двух голо­сов, дру­гой же голос при­над­ле­жал про­чим горо­дам Дориды. Оста­ет­ся неиз­вест­ным, как устра­и­ва­лись горо­да, кото­рые полу­ча­ли сооб­ща один голос на всех: изби­ра­ли ли они вме­сте толь­ко одно­го пред­ста­ви­те­ля или же име­ли каж­дый по чет­вер­ти или пятой части голо­са. Доку­мен­ты не дают осве­ще­ния это­го вопро­са.

Совет амфи­к­ти­о­нов соби­рал­ся два­жды в год: раз в Фер­мо­пи­лах, дру­гой раз в Дель­фах. Он носил, глав­ным обра­зом, рели­ги­оз­ный харак­тер: ему при­над­ле­жа­ло заве­до­ва­ние бога­тей­шим хра­мом Апол­ло­на и устрой­ство пифий­ских игр.

Кро­ме того, совет обла­дал извест­ны­ми судеб­ны­ми пра­ва­ми над все­ми горо­да­ми сою­за; он раз­би­рал жало­бы одно­го горо­да на дру­гой и нала­гал штра­фы. Но, как толь­ко быва­ли заде­ты какие-нибудь поли­ти­че­ские инте­ре­сы, поста­нов­ле­ни­ям сове­та пере­ста­ва­ли под­чи­нять­ся. Преж­де все­го, не жела­ли поко­рять­ся тре­бо­ва­ни­ям сове­та, в кото­ром так стран­но рас­пре­де­ля­лись пра­ва голо­со­ва­ния, круп­ные государ­ства, как Спар­та и Афи­ны. Во-вто­рых, амфи­к­ти­о­ны не рас­по­ла­га­ли мате­ри­аль­ной силой, а одно­го нрав­ст­вен­но­го вли­я­ния было недо­ста­точ­но. Им уда­лось сыг­рать более зна­чи­тель­ную роль лишь в IV веке, но и то бла­го­да­ря угод­ни­че­ству често­лю­би­вым пла­нам Филип­па Македон­ско­го в деле пора­бо­ще­ния Гре­ции.

(Fou­cart. Dict. des an­tiq., т. I, стр. 235—237).

с.551

12. Пер­вый афин­ский союз.

После сра­же­ний при Сала­мине, Пла­тее и Мика­ле, афи­няне реши­ли создать обшир­ный союз, кото­рый поме­шал бы вся­ко­му ново­му насту­па­тель­но­му дви­же­нию пер­сов и был бы в состо­я­нии отнять у них гре­че­ские горо­да Малой Азии, ото­гнав вра­гов подаль­ше от бере­гов Архи­пе­ла­га. Бла­го­да­ря воен­ным успе­хам Кимо­на и дипло­ма­тии Ари­сти­да, к Афи­нам при­мкну­ли почти все при­мор­ские горо­да на Эгей­ском море; таким обра­зом воз­ник союз, кото­рый явля­ет­ся одной из самых серь­ез­ных попы­ток гре­ков создать поли­ти­че­ское объ­еди­не­ние стра­ны.
Сре­дото­чие это­го сою­за, постав­лен­но­го под покро­ви­тель­ство Апол­ло­на, нахо­ди­лось на свя­щен­ном ост­ро­ве Дело­се. Союз имел осо­бый Совет, кото­рый соби­рал­ся пери­о­ди­че­ски. Каж­дый город обя­зы­вал­ся постав­лять кораб­ли и сол­дат или делать, вза­мен это­го, еже­год­ные взно­сы. Циф­ра общей сум­мы взно­сов рав­ня­лась 460 талан­там (око­ло 1 мил. 21 тыс. руб.).
С тече­ни­ем вре­ме­ни Делос­ский союз изме­нил свой пер­во­на­чаль­ный харак­тер. Когда союз­ни­ки заме­ти­ли, что пер­сы пере­ста­ли дер­жать флот в Архи­пе­ла­ге и гар­ни­зо­ны на его бере­гах, они при­шли к заклю­че­нию, что их союз отныне бес­по­ле­зен, вслед­ст­вие чего союз­ная связь ста­ла осла­бе­вать. Инте­рес к общим делам умень­шил­ся; союз­ни­ки пере­ста­ли посы­лать упол­но­мо­чен­ных на Делос, нача­ли про­яв­лять боль­ше вяло­сти при выпол­не­нии сво­их обя­за­тельств, бес­пре­стан­но жало­ва­лись на их тяжесть и име­ли лишь одно жела­ние — осво­бо­дить­ся от них навсе­гда. Афи­няне под­дер­жи­ва­ли эти стрем­ле­ния лишь в той мере, в какой это соот­вет­ст­во­ва­ло их рас­че­там. Так, напри­мер, каз­на с Дело­са была пере­не­се­на в Афи­ны. Горо­да, за исклю­че­ни­ем двух или трех, были осво­бож­де­ны от кора­бель­ной повин­но­сти, вза­мен чего обя­зы­ва­лись пла­тить извест­ную дань. Союз­ный Совет был упразд­нен, после чего афин­ский народ стал пра­вить сою­зом без кон­тро­ля, рас­про­стра­нив на него насто­я­щую государ­ст­вен­ную власть. Пер­во­на­чаль­но отдель­ные с.552 государ­ства были лишь союз­ни­ка­ми Афин, позд­нее они пре­вра­ти­лись в под­власт­ные вла­де­ния. В гла­зах афин­ско­го наро­да взно­сы союз­ни­ков сде­ла­лись нало­га­ми, кото­рые Афи­ны мог­ли про­из­воль­но уве­ли­чи­вать или умень­шать. Афи­няне счи­та­ли себя в пра­ве рас­по­ря­жать­ся ими по сво­е­му усмот­ре­нию, даже употреб­лять на нуж­ды рес­пуб­ли­ки, при усло­вии обес­пе­че­ния без­опас­но­сти союз­ным государ­ствам; при этом афин­ский флот суще­ст­во­вал в такой же мере для защи­ты союз­ни­ков от внеш­них вра­гов, как и для того, чтобы дер­жать их в пови­но­ве­нии.

Афи­ны дошли до того, что вме­ши­ва­лись во внут­рен­нее управ­ле­ние горо­дов. Стре­мясь уста­но­вить в них демо­кра­ти­че­ский строй, они сочув­ст­во­ва­ли рево­лю­ци­ям, кото­рые влек­ли за собой паде­ние ари­сто­кра­ти­че­ской пар­тии, и даже содей­ст­во­ва­ли этим пере­во­ротам; ино­гда они вво­ди­ли новый государ­ст­вен­ный порядок, кото­рый под­дер­жи­вал­ся при­сыл­кой гар­ни­зо­на. Афи­няне не доволь­ст­во­ва­лись нака­за­ни­ем союз­ни­ка, винов­но­го в нару­ше­нии союз­но­го дого­во­ра; они раз­би­ра­ли и пре­ступ­ле­ния про­тив обще­го пра­ва, по край­ней мере наи­бо­лее важ­ные. Один уро­же­нец Мити­ле­ны, обви­нен­ный в убий­стве за пре­де­ла­ми Атти­ки, был при­вле­чен к суду афин­ских гели­а­стов.

Ста­тьи дого­во­ра, заклю­чен­но­го меж­ду Афи­на­ми и Хал­кидой в то вре­мя, когда послед­няя вошла в состав государ­ства, пока­зы­ва­ют всю обшир­ность воз­ла­гае­мых на под­власт­ные горо­да обя­за­тельств. Каж­дый хал­кидец дол­жен был при­не­сти сле­дую­щую при­ся­гу: «Я не отде­люсь от афин­ско­го наро­да путем хит­рых увер­ток или какой-нибудь про­дел­ки, ни на сло­вах, ни на деле, и не буду слу­шать того, кто от него отде­лит­ся. Если кто-нибудь будет под­го­ва­ри­вать сде­лать это, то я доне­су афи­ня­нам. Я обя­зу­юсь пла­тить дань, кото­рая назна­ча­ет­ся ими после моих ука­за­ний. Я буду ста­рать­ся, насколь­ко лишь воз­мож­но, быть хоро­шим и вер­ным союз­ни­ком. Я пой­ду на защи­ту афин­ско­го наро­да, если кто-нибудь при­чи­нить ему вред, и буду ока­зы­вать Афи­нам пови­но­ве­ние».

Хал­кид­цы име­ли пра­во судить сво­их долж­ност­ных лиц, оста­вив­ших долж­ность. Но в слу­чае при­суж­де­ния их с.553 к изгна­нию, ати­мии или к смерт­ной каз­ни послед­ние мог­ли апел­ли­ро­вать к суду афин­ских при­сяж­ных. Со сво­ей сто­ро­ны, афи­няне так­же при­ни­ма­ли на себя обя­за­тель­ства, неопре­де­лен­ность кото­рых остав­ля­ла, впро­чем, боль­шую сво­бо­ду дей­ст­вий. Совет и при­сяж­ные кля­лись испол­нять сле­дую­щие поста­нов­ле­ния: «Я не буду изго­нять хал­кид­цев из Хал­киды и раз­ру­шать их горо­дов. Не буду при­суж­дать ника­кое част­ное лицо к ати­мии или к изгна­нию; не буду лишать сво­бо­ды, выно­сить смерт­ный при­го­вор, под­вер­гать кон­фис­ка­ции, не выслу­шав пред­ва­ри­тель­но обви­ня­е­мо­го, кро­ме тех слу­ча­ев, когда это будет идти враз­рез с реше­ни­ем афин­ско­го наро­да. Я не буду ста­вить на голо­со­ва­ние ни одно поста­нов­ле­ние, направ­лен­ное про­тив како­го-нибудь горо­да или отдель­но­го лица, без пред­ва­ри­тель­но­го раз­бо­ра дела». (Dit­ten­ber­ger. Syl­lo­ge inscr. Grae­car., 10).

13. Ахей­ский союз.

Ахей­ский союз, достиг­ший наи­боль­ше­го зна­че­ния око­ло 190 г. до Р. Х., охва­тил весь Пело­пон­нес. Гово­ри­ли, что он был «самым совер­шен­ным и обла­дал наи­бо­лее одно­род­ным соста­вом из всех эллин­ских сою­зов; он сумел луч­ше дру­гих при­ми­рить вер­хов­ную власть, кото­рую сохра­ня­ли раз­лич­ные горо­да в сво­ем внут­рен­нем управ­ле­нии, с суще­ст­во­ва­ни­ем цен­траль­ной вла­сти, обле­чен­ной дей­ст­ви­тель­ны­ми пра­ва­ми».

Не вхо­дя в подроб­но­сти его устрой­ства, доста­точ­но будет ука­зать, что во гла­ве его сто­ял осо­бый Совет, в кото­ром каж­дый союз­ник имел пра­во голо­са. Совет этот «направ­лял внеш­ние дела сою­за. Толь­ко он поста­нов­лял объ­яв­ле­ние вой­ны или заклю­че­ние мира и новых сою­зов, назна­че­ние послов в дру­гие стра­ны»; нако­нец, он при­ни­мал пред­ста­ви­те­лей ино­стран­ных вла­стей и давал отве­ты на их запро­сы. Им опре­де­ля­лось коли­че­ство войск, кото­рое мож­но было тре­бо­вать у союз­ни­ков, и ука­зы­ва­лось их назна­че­ние. Он так­же заве­до­вал союз­ной каз­ной, состав­лен­ной из взно­сов союз­ни­ков, опре­де­лял раз­ме­ры необ­хо­ди­мых с.554 креди­тов и про­ве­рял отче­ты долж­ност­ных лиц. Ему при­над­ле­жа­ла выс­шая судеб­ная власть, но область его веде­ния огра­ни­чи­ва­лась лишь теми пре­ступ­ле­ни­я­ми, кото­рые гро­зи­ли инте­ре­сам сою­за.

Необ­хо­ди­мо при­ба­вить, что Совет созы­вал­ся «через боль­шие про­ме­жут­ки и на очень корот­кое вре­мя» и мог решать все ука­зан­ные вопро­сы толь­ко после под­гото­ви­тель­ных сове­ща­ний союз­ных долж­ност­ных лиц. (Du­bois. Les Li­gues éto­lien­ne et ac­héen­ne, стр. 141 и сл.).

Каж­дый город, вхо­дя в состав сою­за, «сохра­нял зна­чи­тель­ную часть неза­ви­си­мо­сти. За исклю­че­ни­ем неко­то­рых слу­ча­ев, кото­рые гро­зи­ли без­опас­но­сти сою­за, каж­дый из них сохра­нял свои зако­ны, долж­ност­ных лиц, свою каз­ну и суды. Цен­траль­ная власть вме­ши­ва­лась в мест­ные дела лишь в край­них слу­ча­ях. Чле­ны сою­за поль­зо­ва­лись даже боль­шой сво­бо­дой в сно­ше­ни­ях с ино­стран­ны­ми государ­ства­ми». (Там же, стр. 183). «Моне­та их была оди­на­ко­вой по весу, про­бе, цен­но­сти и виду; но каж­дый город мог чека­нить ее у себя в извест­ном коли­че­стве, беря на себя рас­хо­ды и поль­зу­ясь дохо­да­ми, под ответ­ст­вен­но­стью сво­их долж­ност­ных лиц; дока­за­тель­ст­вом этой ответ­ст­вен­но­сти, а так­же спо­со­бом про­вер­ки для союз­ных вла­стей, слу­жил осо­бый знак и под­пись долж­ност­ных лиц каж­до­го горо­да, кото­рые ста­ви­лись на моне­те рядом с общим зна­ком сою­за». (Le­nor­mant. La Mon­naie dans l’an­ti­qui­té, II, стр. 101).

В сущ­но­сти, в ахей­ском сою­зе гре­кам более все­го уда­лось уста­нов­ле­ние могу­ще­ст­вен­ной цен­траль­ной вла­сти, при­чем состав­ляв­шие этот союз горо­да не под­чи­ня­лись исклю­чи­тель­но­му пер­вен­ству одно­го из них.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Это самый древ­ний доку­мент евро­пей­ской дипло­ма­тии (Eg­ger). Точ­но неиз­вест­но, к како­му году он отно­сит­ся, но несо­мнен­но, что он при­над­ле­жит VI веку до Р. Х. (Прим. авто­ра).
  • 2Т. е. всту­пить в пере­го­во­ры. (Прим. авто­ра).
  • 3Прок­се­ны — см. ниже стр. 545.
  • 4Поли­бий — см. стр. 257, прим. 2.
  • 5Кле­ру­хия — коло­ния. Под кле­ру­хи­ей в част­но­сти разу­ме­ет­ся коло­ния, при учреж­де­нии кото­рой дей­ст­во­ва­ло пра­во победи­те­ля, захва­тив­ше­го зем­ли в свои руки.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1263488756 1266494835 1264888883 1287949997 1288030275 1288242322