Институт Всеобщей истории АН СССР
Законы XII таблиц и проблема sodales
Пермский ун-т, 1992. С. 15—22.
с.15 Античные авторы придают огромное значение созданию в середине V в. до н. э. законов XII таблиц. В современной историографии многие законы этого кодекса считаются нововведением, ставшим результатом полувековой борьбы плебса1. В то же время совершенно с.16 очевидно, что новые законы не возникают на пустом месте и обычно опираются как на прежние правовые акты, так и на отраженные в праве социальные явления, ставшие обычаем. Поэтому многие исследователи справедливо полагают, что создание законов XII таблиц — это прежде всего фиксация уже действующего права2. Так, появление многих известных законов, содержащихся в XII таблицах, традиция относит еще к периоду первых царей3. Примечателен тот факт, что Цицерон, признанный знатоком древнейшего права, при обсуждении различных юридических казусов иногда ссылается одновременно и на древние священные законы, и на нормы XII таблиц. Священные законы значительно древнее децемвирального права, следовательно, упомянутые Цицероном нормы были зафиксированы в XII таблицах уже вторично. Законы о hostes, регламентировавшие правовые и коммерческие отношения Рима с соседними латинскими общинами, также повторяются и в тексте Латинского договора 493 г., и в законах XII таблиц4.
Приведенные факты дают основание некоторым историкам полагать, что цивильное право в Риме складывалось исключительно на «национальной» почве, без какого бы то ни было влияния или заимствования извне5. Однако существует иная точка зрения на характер законов XII таблиц. В соответствии с ней заимствования децемвиров из аттического законодательства, несомненно, сыграли определенную роль в составлении римского судебника6. Об этом прямо свидетельствуют античные авторы, ссылаясь на то, что перед составлением децемвирального свода в Грецию была послана комиссия для специального изучения эллинских законов с целью их использования в римском законодательстве (Liv., III, 31, 8; Dionys., X, 50; Zonar., 7, 18; August. Civ. Dei., 2, 16; Tac. Ann., 3, 26; Plin. Epist., 8, 24, 4). Один из позднеантичных авторов, Исидор Севильский, вообще утверждает, что децемвиры, «…переведя законы из книг Солона, внесли их в XII таблиц» (Orig., V, 1, 3).
Таким образом складывается впечатление, будто законы XII таблиц в значительной своей части, если не полностью, заимствованы из законов Солона. Это впечатление усиливается довольно часто встречающимся в источниках сравнением текстов обоих законодательств. Так, Цицерон (Leg., II, 59) говорит о том, что большая часть X таблицы древнеримских законов, посвященной регламентации погребального обряда, заимствована из солоновского законодательства. Римский юрист II в. н. э. Гай, рассматривая закон об установлении границ земельных участков, прямо указывает, что он взят из законов с.17 Солона, и приводит греческий текст, сохранивший архаичность слога древнегреческого законодательства (D., X, 1, 13).
Противники всяких заимствований из децемвирального права объявляют сведения источников о греческом влиянии неисторичными, считая их выдумкой Полибия, подхваченной более поздними античными авторами7. Однако аргументы, выдвигаемые ими против возможного греческого влияния, неубедительны, так как имеют в основании не источники, а чисто теоретические построения. Например, Э. Рушенбуш, пытаясь опровергнуть свидетельство Цицерона о прямых заимствованиях законов в X таблице (Leg., II, 59), сообщает, что в трактате «О государстве» он не упоминает о солоновском законодательстве при описании деятельности децемвиров (Rep., II, 61), а в другом месте и вовсе противопоставляет законы Солона и XII таблиц, отмечая выгодное отличие последних. Основываясь на этом мало убедительном, незначительном свидетельстве, историк считает все прочие сведения, содержащиеся в источниках, выдумкой Цицерона и его последователей8.
Гораздо более взвешенную интерпретацию данных традиции предлагает И. Дельц9. Проводя конкретные аналогии между децемвиральным «кодексом» и законами Солона, он обнаруживает целый ряд параллельных юридических выражений. Тем не менее исследователь приходит к выводу, что о полном заимствовании, конечно, речи быть не может. Однако греческое влияние выразилось 1) в построении общего плана кодекса как такового, 2) в заимствовании отдельных постановлений, 3) в использовании общих абстрактных заготовок и языковых формул в правовых нормах10.
Таким образом, законы XII таблиц вобрали в себя значительную часть более ранних правовых норм и обычаев. В то же время отдельные юридические нормы были заимствованы из законодательства Солона, а возможно, и из некоторых других греческих сводов.
Эти выводы позволяют сделать некоторые наблюдения относительно значения такого юридического термина, как sodalitas. Находка Сатриканской надписи, датируемой концом VI в. до н. э. и содержащей упоминание о sodales Валерия Попликолы, говорит о несомненной архаичности рассматриваемого термина. В науке неоднократно предпринимались попытки его интерпретации, выяснения конкретного социального значения. В советской историографии этим занимался
Большое значение изучению понятия sodales придают сегодня итальянские историки. Ф. Серрао, обращаясь к рассмотрению этого термина, высказывает предположение, что понятие sodales не только носило религиозную или политическую окраску, но и имело какое-то отношение к ремесленным коллегиям, учрежденным царем Нумой Помпилием13. Вместе с тем исследователь подчеркивает связь sodales с институтом клиентелы14.
Античные источники отнюдь не изобилуют определениями анализируемого термина. Пожалуй, единственное толкование его дает Фест: «Sodales так называются, по-видимому, оттого, что они вместе заседают и едят, кроме того, потому что они питаются из того, что сами дают, или из-за того, что они попеременно между собой советуются о том, что для них принесло бы выгоду» (382 L). Это определение позволило историкам сопоставить римские sodalis с греческими гетериями, имеющими общие сисситии (т. е. пиршества). Обычай общих застолий имеет очень древнее происхождение, он аналогичен институту «потлача», распространенному во многих позднеродовых обществах15.
Некоторую информацию дает Ливий, упоминая sodales Тарквиния (II, 3, 2), Фабия (II, 49, 5) и Квинкция Кезона (III, 14, 3). Данные Ливия позволяют говорить о том, что объединение sodales могло носить политическую окраску. В lex repetundarum (I, 10) 123 г. до н. э. фигурирует лицо, которое являлось патроном сообщества sodales. Наконец, упоминание Варроном sodales Titti дает возможность полагать, что термин sodales применялся и по отношению к жреческим коллегиям (
Если же обратиться к трудам римских юристов, то можно обнаружить, что термин sodalitas использовался ими как синоним к словам collegium и societas16. Термин collegium употреблялся для обозначения не только корпораций ремесленников и торговцев, но и жреческих коллегий, культовых товариществ, что отчасти вписывается в обычную интерпретацию смысла понятия sodalitas как политического или религиозного объединения. Что касается слова societas, то римские юристы обычно использовали его по отношению к сообществам публиканов17. Однако в современной историографии принято считать, что публиканы появились в Риме лишь в III в. до н. э., поэтому толкование термина sodales как товариществ откупщиков с.19 V в. до н. э. может вызвать целый ряд возражений. Хотя, например, такой авторитетный ученый, как Т. Моммзен, был убежден в существовании откупщиков-публиканов уже в конце царского периода18. Как бы то ни было, не представляется возможным однозначно утверждать, что столь широкое смысловое значение рассматриваемый термин получил только в период поздней республики.
Внести ясность в этот вопрос позволяет рассмотрение широко известного комментария Гая к закону XII таблиц, в котором признаются права объединений типа sodalitas: «Sodales — это те, кто принадлежал к одной и той же коллегии (collegi), что у греков называется гетерия. Закон XII таблиц предоставляет им право заключать между собой любые соглашения, если только они не нарушают этим какой-либо из публичных законов (publica lexa — XII tat., 8, 27)». Этот отрывок из Гая, включенный во все издания фрагментов законов XII таблиц, не дает почти ничего нового для толкования значения термина sodales. Однако редко кто из исследователей обращает внимание на текст Гая, следующий непосредственно за приведенным отрывком. «Закон (о sodales), — продолжает Гай, — по-видимому, взят из законодательства Солона, в котором говорится так: “Если дем или братства по священным жертвоприношениям или по мореходству, либо братства по сисситиям или связанные общими могилами, либо сотоварищи по культу или идущие вместе за добычей, или товарищи по торговле заключат между собой какой-либо договор, то да будет это правом, если только этого не запрещают государственные акты”» (Dig., 47, 22, 4).
При изучении этого текста прежде всего бросается в глаза, что Гай, считая идентичными оба закона, дает лишь перечисление типов объединений, которые могут быть названы sodalitas. В таком случае прямое заимствование римлянами V в. до н. э. закона о sodales из солоновского кодекса совершенно очевидно. Однако подробное перечисление различных товариществ Солона заменено в XII таблицах емким понятием sodales. Исходя из сказанного можно сделать вывод о том, какие именно категории объединений подразумевались под sodalitas в XII таблицах. Демы и фратрии, упомянутые в законе Солона, соответствуют пагам и куриям Рима VI—
В раннем Риме торговцами назывались не только купцы в собственном смысле этого слова, но и товарищества откупщиков, которые покупали у государства право сбора налогов и пошлин, право аренды общественной земли, право на выполнение строительных подрядов и т. д. (Ps.-Ascon. in divin. Cic. p., 113). Следует подчеркнуть, что в раннем Риме арендные договоры с цензорами назывались продажами (Fest, p., 516 L.), а сами публиканы — редемпторами. т. е. перекупщиками (Fest. p., 332 L.).
Как известно, в раннем Риме каждое объединение sodales имело своего лидера, например sodales Валерия Попликолы. Иногда они назывались патронами, чаще — магистрами, как, например, магистры пагов (Dionys., IV, 15) либо магистры коллегий или товариществ откупщиков. Эти магистры представляли интересы своих sodales в римской общине, совершали необходимые сакральные обряды. Каждая такая коллегия имела свой культовый центр (Plut., Numa, 17) или даже храм (Liv., II, 27, 5—
До начала V в. до н. э. магистрами обычно назначались только патриции. Однако в 495 г. впервые, по словам Ливия (II, 27, 5—
Магистры товариществ, коллегий и объединенного рода назывались также манцепсами, поскольку они «брали рукой», т. е. «покупали» или «арендовали» у государства собственность (Fest. Manceps. p., 128, 151 L.; Hygin. L., 116), обязуясь выплачивать часть дохода в виде налога (vectigal). Остальные члены sodalitas с.21 являлись в отношениях с государством пассивной стороной. Все их участие сводилось к коллективному поручительству за своего магистра (Cic. Pro Flacco, XXXII. 4). Договор, заключаемый магистром или манцепсом с государством, назывался mancipium (Varro
Таким образом, термин sodalitas применялся к самым разнообразным формам объединений людей. Закон XII таблиц о sodales уравнял в правах плебейские корпорации с патрицианскими родами, жреческими коллегиями и сельскими пагами. Все указанные объединения в зависимости от их экономической направленности являлись в той или иной мере прототипами откупных товариществ, получивших широкое распространение в III—
ПРИМЕЧАНИЯ