Год свиньи у древних римлян?

Для сайта «История Древнего Рима», 2001 г. Ранее не публиковалось.

Вер­ги­лий, Эне­ида, кни­га 3, 388—393:

Знак я открою тебе (ты в душе сохра­ни его проч­но):
Там, где, тре­во­гой томим, у пото­ка реки пота­ен­ной,
Воз­ле при­бреж­ных дубов ты огром­ную вепри­цу встре­тишь, —
Будет она лежать на зем­ле, и дете­ны­шей трид­цать
Белых будут сосать моло­ко сво­ей мате­ри белой, —
Место для горо­да там, там от бед покой обре­тешь ты.


Вер­ги­лий, Эне­ида, кни­га 8, 43—48:

Знай: меж при­бреж­ных дубов ты огром­ную вепри­цу встре­тишь,
Будет она лежать на тра­ве, и дете­ны­шей трид­цать
Белых будут сосать моло­ко сво­ей мате­ри белой.
Место для горо­да здесь, здесь от бед покой обре­тешь ты.
Трид­цать кру­гов годо­вых про­ле­тят — и Аска­ний зало­жит
Сте­ны, и горо­ду даст он имя слав­ное — Аль­ба.


Вер­ги­лий, Эне­ида, кни­га 8, 81—85:

Тут изум­лен­ным очам вне­зап­но чудо яви­лось:
Вепри­цу меж­ду ство­лов увида­ли белую тев­к­ры,
С вывод­ком белым она на тра­ве лежа­ла при­бреж­ной.
Тот­час справ­ля­ет обряд дар­дан­ский вождь и при­но­сит
В жерт­ву сви­нью и при­плод на алтарь твой, цари­ца бес­смерт­ных.


Чис­ло трид­цать име­ло важ­ное зна­че­ние в ита­лий­ской, как и в антич­ной в целом, мифо­ло­гии1. По пре­да­нию трид­цать горо­дов вхо­ди­ли в древ­ней­ший союз общин Лация. Подоб­но этрус­ским сою­зам две­на­дца­ти горо­дов чис­ло горо­дов латин­ско­го сою­за веро­ят­но было свя­за­но с некой кален­дар­ной обряд­но­стью (12 — чис­ло меся­цев года, 30 — чис­ло дней в меся­це). Трид­цать лет вос­при­ни­ма­лись рим­ля­на­ми как срок жиз­ни одно­го поко­ле­ния2. Трид­цать дней при­хо­ди­лись на каж­дый месяц кален­дар­но­го цик­ла, начи­нав­ше­го­ся у рим­лян 1 мар­та и закан­чи­вав­ше­го­ся 23 фев­ра­ля3. Рас­коп­ки на терри­то­рии древ­не­го Лави­ния, осно­ван­но­го соглас­но пре­да­нию Эне­ем, обна­ру­жи­ли свя­щен­ную груп­пу из 13 алта­рей, види­мо сим­во­ли­зи­ро­вав­ших 13 лун­ных меся­цев кален­дар­но­го цик­ла свя­зы­вав­ше­го­ся тра­ди­ци­ей с име­нем Нумы Пом­пи­лия4.

Таким обра­зом, если сим­во­ли­ка 30 поро­сят ухо­дит кор­ня­ми в кален­дар­ные пред­став­ле­ния древ­ней­ше­го насе­ле­ния Лация, то веро­ят­но и сама Мать-Сви­нья (Вепри­ца) была неким сим­во­лом более обще­го пла­на. Понять скры­тую за этой мифо­ло­ги­че­ской фигу­рой сим­во­ли­ку помо­га­ет серия ста­тей аме­ри­кан­ско­го иссле­до­ва­те­ля Ван Л. Джон­со­на5.

Джон­сон обра­тил вни­ма­ние на обще­из­вест­ный факт, что до эпо­хи Авгу­ста толь­ко шесть меся­цев годо­во­го цик­ла име­ли соб­ст­вен­ные назва­ния — январь, фев­раль, март, апрель, май, июнь. Осталь­ные назы­ва­лись по поряд­ко­вым номе­рам — квин­тиль (пятый), секс­тиль (шестой), сеп­темб­ер (седь­мой), окто­бер (вось­мой), новем­бер (девя­тый), децем­бер (деся­тый).

Десять меся­цев в году насчи­ты­вал так назы­вае­мый Рому­лов кален­дарь. Он не учи­ты­вал двух зим­них меся­цев, кото­рые нахо­ди­лись как бы в скры­том состо­я­нии. Выска­зы­ва­лось пред­по­ло­же­ние, при­ни­мае­мое одна­ко не все­ми иссле­до­ва­те­ля­ми, что отсут­ст­вие зим­них меся­цев в кален­да­ре сим­во­ли­зи­ро­ва­ло зами­ра­ние жиз­ни в холод­ное вре­мя года и было свя­за­но с веге­та­тив­ным пери­о­дом. В Рому­ло­вом кален­да­ре год начи­нал­ся с про­буж­де­ни­ем жиз­нен­ных сил и нача­лом веге­та­тив­но­го пери­о­да с 1 мар­та и закан­чи­вал­ся через 304 дня в кон­це декаб­ря. Види­мо, парал­лель­но с этим исчис­ле­ни­ем суще­ст­во­вал и 12 месяч­ный кален­дарь, в кото­ром год, начи­на­ясь так­же с 1 мар­та, закан­чи­вал­ся ров­но через 360 дней в Тер­ми­на­лии 23 фев­ра­ля. Соглас­но тра­ди­ции назва­ния меся­цев янва­ря и фев­ра­ля были даны Нумой Пом­пи­ли­ем, кото­ро­му при­пи­сы­ва­лось про­веде­ние кален­дар­ной рефор­мы, изме­нив­шей кален­дарь Рому­ла. Одна­ко по дру­гим сведе­ни­я­ми при­пи­сан­ная Нуме рефор­ма про­во­ди­лась то ли при царе Тарк­ви­нии При­с­ке, то ли Вто­ры­ми Децем­ви­ра­ми в 450 г. до н. э. Таким обра­зом, в древ­нем Рому­ло­вом кален­да­ре соб­ст­вен­ные назва­ния име­ли толь­ко четы­ре меся­ца из деся­ти — март, апрель, май, июнь. Поче­му?

Джон­сон пред­по­ло­жил, что эти назва­ния были наследи­ем еще более древ­не­го кален­да­ря, чем Рому­лов. И этот кален­дарь состо­ял все­го из четы­рех меся­цев. Такой кален­дарь луч­ше все­го соот­вет­ст­во­вал соот­но­ше­нию древ­ней­шей вось­ми­днев­ной неде­ли, наследи­ем кото­рой явля­ют­ся рим­ские нун­ди­ны, и 30-днев­но­го лун­но­го цик­ла. Четы­ре меся­ца по 30 дней состав­ля­ли ров­но 120 дней или 15 недель. Такой кален­дарь не нуж­дал­ся во введен­ной позд­нее систе­ме дати­ро­ва­ния, осно­ван­ной на соот­но­ше­нии фаз лун­но­го цик­ла Кален­ды — Ноны — Иды, посколь­ку каж­дый месяц имел рав­ное чис­ло дней. В кален­дар­ный цикл сол­неч­но­го 365-днев­но­го года поме­ща­лось три таких четы­рех­ме­сяч­ных кален­дар­ных цик­ла с нача­лом в мар­те, июле и нояб­ре. Они состав­ля­ли 360 дней, а пять дней были встав­ны­ми интер­ка­ляр­ны­ми.

По мне­нию Джон­со­на, пер­во­на­чаль­ный годо­вой цикл оформ­лял­ся дву­мя пери­о­да­ми празд­нич­ных цере­мо­ний. Пере­ход от ста­ро­го года к ново­му начи­нал­ся в Ноны мар­та, посвя­щен­ные Ведий­о­ву (7 мар­та), и закан­чи­вал­ся празд­ни­ком Анны Пере­н­ны, при­хо­див­шим­ся на Иды мар­та (15 мар­та). Обряды в честь Ведий­о­ва начи­на­ли доис­то­ри­че­ский год 7 мар­та точ­но так­же как и исто­ри­че­ский 1 янва­ря. Восемь дней меж­ду нона­ми и ида­ми мар­та (7—15) зна­ме­но­ва­ли собой послед­ний в ста­ром году (то ли пер­вый в новом) нун­ди­наль­ный цикл. День Анны Пере­н­ны был пер­вым днем ново­го года (an­nus — латин­ское: год). В древ­но­сти он был свя­зан с почи­та­ни­ем боги­ни Нун­ди­ны (Mac­rob. Sat. 1. 16. 36), свя­зан­ной с обряда­ми люст­ра­ции и при­ня­тия име­ни детьми муж­ско­го пола на девя­тый день после рож­де­ния. Пер­вый нун­ди­наль­ный цикл ново­го года закан­чи­вал­ся празд­ни­ком Туби­люст­рия 23 мар­та.

Конец четы­рех­ме­сяч­но­го года был свя­зан с обряда­ми июль­ских празд­ни­ков, начи­нав­ших­ся в Капро­тин­ские Ноны и закан­чи­вав­ши­ми­ся в Веста­лии (7—15 июля). Послед­ние нун­ди­ны года при­хо­ди­лись на 28 июня, посвя­щен­ный Юпи­те­ру Ста­то­ру. Как Ведий­о­вис (моло­дой Юпи­тер) давал нача­ло году, так и Юпи­тер Ста­тор оста­нав­ли­вал его. Позд­нее это риту­аль­ное имя боже­ства было пре­вра­ще­но в мифе из Ста­то­ра-Завер­ши­те­ля года в Ста­то­ра-Оста­но­ви­те­ля армии Рому­ла в войне с саби­на­ми6. Два эти риту­аль­ных дня (7 мар­та и 28 июня) были свя­за­ны с нача­лом и завер­ше­ни­ем годо­во­го цик­ла (an­nus ver­tens — Mac­rob. Sat. 1. 14. 4). В исто­ри­че­ском кален­да­ре рим­лян Капро­тин­ские Ноны как и ноны мар­та (Мат­ра­лии) были празд­ни­ком Юно­ны. Мат­ра­лии осо­бен­но близ­ки были an­cil­la­rum fe­riae, так­же справ­ляв­шим­ся 7 июля. Боги­ней воз­мож­но почи­тав­шей­ся в этом празд­ни­ке была Туте­ла, Туту­ла или Туто­ла7, кото­рая подоб­но Капро­тине была одной из форм Юно­ны.

Боль­шин­ство обрядов нун­ди­наль­но­го цик­ла про­ис­хо­ди­ли в окрест­но­стях Мар­со­ва поля, кото­рое в дого­род­ской древ­но­сти име­но­ва­лось Козьим боло­том8. Капро­тин­ские ноны в древ­но­сти, воз­мож­но, сов­па­да­ли с дру­гим июль­ским празд­ни­ком, Попли­фу­ги­ем, кото­рый, по пре­да­нию, впер­вые так­же про­изо­шел у Козье­го болота, где Ромул воз­нес­ся к небес­ным богам. Живот­ным, высту­пав­шим в роли жерт­вы в этих празд­не­ствах, была коза или овца. Но Джон­сон задал­ся вопро­сом, какое отно­ше­ние коза име­ла к болоту? И у рим­ских агро­но­мов, писав­ших на сель­ские темы, Варро­на и Колу­мел­лы обна­ру­жил, напро­тив, реко­мен­да­ции убе­ре­гать овец и коз от болот­но­го кли­ма­та и рас­ти­тель­но­сти. Зато живот­ным, кото­рое наи­бо­лее впи­сы­ва­лось в «болот­ный пей­заж», была сви­нья. Более того, два про­дук­та, играв­ших зна­чи­тель­ную роль в риту­а­лах Капро­тин­ских нон, — фиги и бобы — в боль­шей сте­пе­ни были свя­за­ны со сви­нья­ми, неже­ли с коза­ми.

Дру­гой под­ход к этой про­бле­ме свя­зан с ука­за­ни­ем Овидия (Fas­ti 1. 33—34), что так назы­вае­мый Рому­лов 10-месяч­ный кален­дарь осно­вы­вал­ся на про­дол­жи­тель­но­сти бере­мен­но­сти у людей. Одна­ко более логич­но свя­зы­вать его с 10-месяч­ным сро­ком бере­мен­но­сти у коров (Var­ro r. r. 2. 5. 13). Если ори­ен­ти­ро­вать­ся на тако­го рода соот­но­ше­ние меж­ду 4-месяч­ным кален­да­рем и про­дол­жи­тель­но­стью бере­мен­но­сти како­го-либо живот­но­го, то коза никак не под­хо­дит на эту роль. Этот пери­од у козы состав­ля­ет 156 дней, у овцы — 150 дней, что ука­зы­ва­ло бы на 5-месяч­ный кален­дарь. Одна­ко тако­вой не встре­ча­ет­ся в источ­ни­ках. А вот сви­нья была как раз тем живот­ным, срок бере­мен­но­сти кото­ро­го состав­ля­ет ров­но четы­ре меся­ца (Var­ro r. r. 2. 4. 7; Co­lum. 7. 9. 3). Ука­за­ние Варро­на (r. r. 2. 3. 8), что коза рож­да­ет post quar­tum men­sem, мож­но понять, как попыт­ку объ­яс­нить мно­го­чис­лен­ные свя­зи в источ­ни­ках меж­ду коза­ми и 4-месяч­ным кален­да­рем.

Соглас­но Варро­ну и Колу­мел­ле, одна и та же сви­но­мат­ка может про­из­во­дить два потом­ства в год. Пери­од выкарм­ли­ва­ния поро­сят мате­рью у рим­лян длил­ся два меся­ца в каж­дом слу­чае. Таким обра­зом, исполь­зо­ва­ние «цик­ла сви­ньи» поз­во­ля­ет объ­яс­нить не толь­ко 4-месяч­ный год, но и соот­вет­ст­вие трех таких лет 12-месяч­но­му году, осно­ван­но­му на сол­неч­ном цик­ле.

В исто­ри­че­ское вре­мя сви­нья при­но­си­лась в жерт­ву Юноне женой Царя Свя­щен­но­дей­ст­вий в каж­дые кален­ды, точ­но так же как Эней (Ver­gil. Aen. 8. 85) при­нес ей же в жерт­ву мать 30 поро­сят. Юно­на этих свя­щен­но­дей­ст­вий календ носи­ла стран­ное имя — Ковел­ла9. Джон­сон пони­ма­ет это назва­ние как «нося­щая сви­ную шку­ру, щети­ну», так же как имя Юно­на Капро­ти­на озна­ча­ло «оде­тая в шку­ру козы». Варрон (r. r. 2. 4. 9) упо­ми­нал сви­ней как пер­вых живот­ных, исполь­зо­вав­ших­ся в каче­стве свя­щен­ной жерт­вы, и опи­сы­вал (LL 5. 54) пала­тин­ских пас­ту­хов дого­род­ско­го пери­о­да пасу­щи­ми имен­но этих живот­ных. Древ­ний порядок жерт­во­при­но­ше­ния живот­ных в честь Цере­ры: сви­нья, овца, бык. Сум­ми­руя эти и дру­гие дан­ные, Джон­сон выска­зал пред­по­ло­же­ние, что пер­вый месяц 4-месяч­но­го года назы­вал­ся пер­во­на­чаль­но не март (в честь Мар­са), а капро­ти­ний и был посвя­щен сви­нье. Послед­ний месяц это­го года — июнь был юно­ни­ем, посвя­щен­ным Юноне Капро­тине.


ЧЕТЫРЕХМЕСЯЧНЫЙ ГОД

(из ста­тьи V. L. Johnson, Na­ta­lis ur­bis and Prin­ci­pium an­ni, TA­PhA 91 (1960) 120)


МАРТ Июль Ноябрь
6 ноны Ведий­о­ву Ноны Капро­ти­ны
Празд­ник слу­жа­нок
Кон­су
Палес II
ПОПЛИФУГИЙ ?
14 иды Анне Пере­нне Феро­нии
Фор­туне
Празд­ник Йова
22 X до календ ТУБИЛЮСТРИЙ НЕПТУНАЛИИ
30 пред­ка­лен­ды Луне на Авен­тине
АПРЕЛЬ Август Декабрь
8 VII до ид
16 XVI до календ ФОРДИСИДИИ КОНСУАЛИИ
24 VIII до календ ВИНАЛИИ ВОЛКАНАЛИИ ЛАРЕНТАЛИИ
Празд­ник Йова
МАЙ Сен­тябрь Январь
2 V до нон
10 V до ид ЛЕМУРИИ II АГОНИИ
18 XIV до календ
26 VI до календ
ИЮНЬ Октябрь Фев­раль
4 III до нон Бел­лоне Откры­тие Мун­дус
12 III до ид МАТРАЛИИ
Фор­туне
ФОНТИНАЛИИ
20 XII до календ Минер­ве на Авен­тине
28 IV до календ Пуб­лич­ным Ларам
Юпи­те­ру Ста­то­ру

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1J. G. Grif­fiths, Triads and tri­ni­ty, Car­diff Uni­ver­si­ty of Walls Press, 1996.
  • 2E. Eyben, Ro­man no­tes on the cour­se of li­fe, An­cient so­cie­ty 4 (1973) 213—238.
  • 3A. K. Mi­chels, The Ca­len­dar of the Ro­man Re­pub­lic. Prin­ce­ton, New York, 1967; G. Rad­ke, Fas­ti Ro­ma­ni: Bet­rach­tun­gen zur Früh­ge­schich­te des rö­mi­schen Ka­len­ders, Münster 1990; J. Rüp­ke, Ka­len­der und Öffentlich­keit. Die Ge­schich­te der Rep­rä­sen­ta­tion und re­li­giö­sen Qua­li­fi­ka­tion von Zeit in Rom, Ber­lin-New York (W. de Gruy­ter) 1995.
  • 4P. Som­mel­la, He­roon di Enea a La­vi­nium: re­cen­ti sca­vi a Pra­ti­ca di Ma­re, RPAA 44 (1971—2) 47—74; Das He­roon des Eneas und die To­po­gra­phie des an­ti­ken La­vi­nium, Gym­na­sium 81 (1974) 283—297; G. Du­ry-Moyaers, Enee et La­vi­nium. A pro­pos des de­cou­ver­tes ar­cheo­lo­gi­ques re­cen­tes. Bru­xel­les, 1981; M. To­rel­li, La­vi­nio e Ro­ma: Ri­ti ini­zia­ti­ci e mat­ri­mo­nio tra ar­cheo­lo­gia e sto­ria. Ro­ma, 1984; T. J. Cor­nell, The Be­gin­ning of Ro­me. Ita­ly and Ro­me from the Bron­ze Age to the Pu­nic Wars (c. 1000—264 B. C.). L. — N. Y., 1995.
  • 5V. L. Johnson, The Su­persti­ti­tions about the Nun­di­nae, AJP 80 (1959) 133—149; Na­ta­lis ur­bis and Prin­ci­pium an­ni, TA­PhA 91 (1960) 109—120; The Pre­hic­to­ric Ro­man Ca­len­dar, AJP 84 (1963) 28—35.
  • 6Liv. 1. 12. 6; 10. 37. 15; Ovid Fas­ti 6. 793—94.
  • 7Mac­rob. Sat. 1. 11. 36—40; Var­ro LL 6. 18; Plut. Rom. 29; Ca­mil. 33—36.
  • 8Liv. 1. 16. 1: Cap­rae pa­lus; Ovid. Fas­ti 2. 491: Cap­rea pa­lus.
  • 9Co­vel­la — Con­vel­la — Var­ro LL 6. 27; Mac­rob. Sat. 1. 15. 10—11.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1291159364 1263478443 1291155066 1299279322 1300034418 1300098352