В. В. Рязанов

Монеты и монетарии Римской республики

Любезно предоставлено автором, 2011.

Дена­рий Авгу­ста (Гай и Луций)
RIC I 207
2 г. до н. э.—4 г. н. э.
Источ­ник иллю­ст­ра­ции: An­cient Coins Search En­gi­ne.

Титул «пер­во­го сре­ди юно­шей» (prin­ceps iuven­tu­tem), став­ший посто­ян­ным титу­лом наслед­ни­ков пре­сто­ла в Рим­ской импе­рии и дошед­ший до наших дней в сокра­ще­нии «принц», не все­гда имел такое зна­че­ние. Во вре­ме­на рес­пуб­ли­ки прин­цеп­са­ми юно­ше­ства назы­ва­лись юно­ши знат­ней­ших рим­ских родов. В раз­лич­ных сво­их про­из­веде­ни­ях Цице­рон назы­ва­ет так Л. Доми­ция Аге­но­бар­ба (буду­ще­го кон­су­ла 54 г.), М. Юния Бру­та (цеза­ре­убий­цу), Г. Скри­бо­ния Кури­о­на (народ­но­го три­бу­на 49 г.) и Л. Ман­лия Торк­ва­та (буду­ще­го пре­то­ра 49 г.) и дру­гих пред­ста­ви­те­лей «золо­той моло­де­жи». Само имя «прин­цеп­са юно­ше­ства» в рес­пуб­ли­кан­ский пери­од не было свя­за­но ни с каки­ми обя­зан­но­стя­ми или при­ви­ле­ги­я­ми и не было посто­ян­но закреп­лен­ным за кем-нибудь.

Пози­ци­о­ни­руя себя как вос­ста­но­ви­те­ля ста­рин­ных рим­ских веро­ва­ний, тра­ди­ций и обы­ча­ев, Август дал это­му зва­нию новое содер­жа­ние. Новые «прин­цеп­сы юно­ше­ства» объ­еди­ни­ли в себя обя­зан­но­сти севи­ров турм и «маги­ст­ров Трои».

Севи­ры в коли­че­стве шести чело­век воз­глав­ля­ли тур­мы всад­ни­ков пер­вых восем­на­дца­ти цен­ту­рий, имев­ших обще­ст­вен­но­го коня. Эта долж­ность была ско­рее почет­ной, чем обре­ме­ни­тель­ной — глав­ной обя­зан­но­стью севи­ров было коман­до­ва­ние всад­ни­ка­ми во вре­мя тор­же­ст­вен­ных цен­зор­ских смот­ров это­го сосло­вия.

«Маги­ст­ры Трои» назна­ча­лись из знат­ных юно­шей для коман­до­ва­ния кон­ны­ми отряда­ми во вре­мя «Тро­ян­ских игр». Плу­тарх так опи­сы­вал этот обряд, про­во­див­ший­ся осе­нью во вре­мя «Рим­ских игр»:

«…когда Сул­ла, гото­вя для пуб­лич­но­го зре­ли­ща так назы­вае­мую Трою — свя­щен­ные кон­ные состя­за­ния для под­рост­ков — и собрав маль­чи­ков бла­го­род­но­го про­ис­хож­де­ния, назна­чил им двух пред­во­ди­те­лей, то одно­го из них маль­чи­ки при­ня­ли из почте­ния к его мате­ри (он был сыном Метел­лы, супру­ги Сул­лы), а дру­го­го, Секс­та, пле­мян­ни­ка Пом­пея, при­нять отка­зы­ва­лись и не жела­ли ни упраж­нять­ся под его нача­лом, ни слу­шать его рас­по­ря­же­ний. Сул­ла спро­сил, кого же они хотят в началь­ни­ки, все закри­ча­ли: «Като­на!» — и Секст сам, доб­ро­воль­но усту­пил Като­ну эту честь, при­зна­вая в нем более достой­но­го».

Отме­тим, что два «тро­ян­ских маги­ст­ра» назна­ча­лись от двух сосло­вий рес­пуб­ли­кан­ско­го Рима. В опи­сы­вае­мой Плу­тар­хом «Трое» это пат­ри­ций М. Эми­лий Скавр (буду­щий пре­тор 56 г.) и пле­бей М. Пор­ций Катон (буду­щий пре­тор 54 г.), при­чем послед­ний был назна­чен вме­сто дру­го­го пле­бея — Секс­та Пом­пея (разу­ме­ет­ся, не пле­мян­ни­ка, а двою­род­но­го бра­та).

Дан­ная моне­та пока­зы­ва­ет пасын­ков Авгу­ста Гая и Луция с сим­во­ла­ми новой долж­но­сти. Сам Август писал в сво­ем «поли­ти­че­ском заве­ща­нии»:

«Сыно­вей моих, кото­рых моло­ды­ми у меня вырва­ла Фор­ту­на, Гая и Луция Цеза­рей, чтобы почтить меня, сенат и народ рим­ский, когда им было пят­на­дцать лет, назна­чил кон­су­ла­ми, чтобы они всту­пи­ли в эту долж­ность через пять лет. И с того дня, когда они были выведе­ны на Форум, чтобы они участ­во­ва­ли в обсуж­де­нии государ­ст­вен­ных дел, поста­но­вил сенат. А все рим­ские всад­ни­ки обо­их их про­воз­гла­си­ли началь­ни­ка­ми моло­де­жи, дав сереб­ря­ные щиты и копья». Имен­но эти копья и щиты изо­бра­же­ны на моне­те. Сами «прин­цеп­сы» оде­ты в маги­ст­рат­ские тоги — сим­во­лы их назна­че­ния кон­су­ла­ми. Кро­ме того, на моне­ты пред­став­ле­ны зна­ки жре­че­ства — литу­ус авгу­ра, капис и топор пон­ти­фи­ка.

Август воз­ла­гал на Гая и Луция огром­ные надеж­ды, но смерть отня­ла их у него. Гай погиб на Восто­ке, гото­вя вой­ну с пар­фя­на­ми, а Луций умер по доро­ге в испан­ские про­вин­ции. Вне­зап­ная смерть двух знат­ных юно­шей вызва­ла мно­же­ство тол­ков в рим­ском обще­стве. Нашлись такие, кто обви­нял в смер­ти бра­тьев жену Авгу­ста Ливию. Отго­лос­ки этих слу­хов мы встре­ча­ем у Таци­та, кото­рый назы­ва­ет ее «злой маче­хой дома Цеза­рей»

Макраме на елку (Гуля Маркелова) купить книгу на сайте www.chitai-gorod.ru
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1303222561 1263912973 1303322046 1326463920 1326466102 1326470773