В. Н. Парфенов

К оценке военных реформ Августа1

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 7. Саратов, 1990. С. 65—76.

с.65 Доста­точ­но дав­но и спра­вед­ли­во счи­та­ет­ся, что воен­ные рефор­мы Авгу­ста завер­ши­ли про­цесс фор­ми­ро­ва­ния с.66 посто­ян­ной армии в Риме2. Одна­ко порой это пони­ма­ет­ся так, буд­то имен­но Август создал про­фес­сио­наль­ную рим­скую армию чуть ли не ab ovo3. В дей­ст­ви­тель­но­сти же рез­кой гра­ни меж­ду арми­ей Рес­пуб­ли­ки и воору­жен­ны­ми сила­ми Импе­рии не было: воен­ная орга­ни­за­ция ран­не­го прин­ци­па­та в глав­ных сво­их чер­тах фак­ти­че­ски сло­жи­лась уже в пери­од вто­ро­го три­ум­ви­ра­та4.

Осно­ву воору­жен­ных сил импе­ра­тор­ско­го Рима, как пока­за­но в недав­но вышед­шем иссле­до­ва­нии Л. Кеп­пи, соста­ви­ли леги­о­ны Юлия Цеза­ря5. Разу­ме­ет­ся, это не было слу­чай­но­стью: и здесь Окта­виан стре­мил­ся дока­зать, что имен­но он явля­ет­ся под­лин­ным поли­ти­че­ским наслед­ни­ком «боже­ст­вен­но­го Юлия». Прин­цип неуклон­но выдер­жи­вал­ся даже в тех слу­ча­ях, когда быв­шие леги­о­ны Цеза­ря ока­зы­ва­лись под нача­лом вра­гов и сопер­ни­ков Окта­ви­а­на6. Логи­че­ским про­дол­же­ни­ем этой поли­ти­че­ской линии было наде­ле­ние зем­лей после завер­ше­ния граж­дан­ских войн всех без исклю­че­ния отстав­ных леги­о­не­ров, в том чис­ле быв­ших сол­дат Бру­та и Кас­сия, Лепида и Анто­ния (прав­да, вои­ны Бру­та, Кас­сия и Лепида, в отли­чие с.67 от анто­ни­ан­цев, неко­то­рое вре­мя про­слу­жи­ли под зна­ме­на­ми Окта­ви­а­на)7.

Годы вто­ро­го три­ум­ви­ра­та сыг­ра­ли важ­ную роль и в фор­ми­ро­ва­нии импе­ра­тор­ской гвар­дии. В 23 г. н. э. она насчи­ты­ва­ла no­vem prae­to­riae co­hor­tes (Tac. Ann. IV. 5. 3). Нет осно­ва­ний сомне­вать­ся в том, что и в нача­ле прин­ци­па­та Авгу­ста насчи­ты­ва­лось девять пре­то­ри­ан­ских когорт, одна­ко неяс­но, поче­му было опре­де­ле­но имен­но такое их коли­че­ство. Как пред­по­ло­жил М. Дюрри, Август яко­бы опа­сал­ся, что десять когорт будут подо­зри­тель­но напо­ми­нать пол­ный леги­он, тогда как пре­бы­ва­ние регу­ляр­ных войск в Риме не допус­ка­лось тра­ди­ци­ей; он пред­по­чел «счаст­ли­вое» чис­ло, крат­ное трем, поче­му и город­ских когорт учредил три: «Le rap­port entre ces deux nombres, neuf et trois, sym­bo­li­se arith­mé­ti­que­ment la po­li­ti­que d’Augus­te…»8. Нетруд­но заме­тить, что это внешне ост­ро­ум­ное объ­яс­не­ние слиш­ком лег­ко­вес­но: едва ли подоб­ное жон­гли­ро­ва­ние чис­ла­ми мог­ло серь­ез­но повли­ять на реше­ние импе­ра­то­ра. Столь же про­из­воль­но мне­ние Ю. А. Уша­ко­ва, кото­рый вслед за С. И. Ковале­вым счи­та­ет, что, коль ско­ро при Рес­пуб­ли­ке каж­дый пол­ко­во­дец мог иметь три когор­ты охра­ны (что тоже нуж­да­ет­ся в дока­за­тель­стве. — В. П.), то «Август, исполь­зуя свой про­кон­суль­ский ста­тус, кото­рый рас­про­стра­нял­ся на три про­вин­ции9, утро­ил чис­ло когорт пре­то­ри­ан­цев с трех до девя­ти»10.

Хоро­шо извест­но, что еще в Мутин­ской войне (43 г. до н. э.) каж­дый пол­ко­во­дец, обла­дав­ший воен­ным импе­ри­ем, имел, в пол­ном соот­вет­ст­вии с рес­пуб­ли­кан­ски­ми поряд­ка­ми, по одной пре­тор­ской когор­те11. Но уже осе­нью сле­дую­ще­го года ситу­а­ция рез­ко изме­ни­лась: когда после вто­рой бит­вы с.68 при Филип­пах 8 тыс. вете­ра­нов цеза­ри­ан­ской армии выра­зи­ли жела­ние про­дол­жить служ­бу, то Анто­ний и Окта­виан, рас­пре­де­лив это коли­че­ство вои­нов меж­ду собой, обра­зо­ва­ли из них пре­то­ри­ан­ские когор­ты: συ­νελό­χισαν ἐς στρα­τηγί­δας τά­ξεις12. Логич­но счи­тать, что оба три­ум­ви­ра полу­чи­ли рав­ное коли­че­ство пре­то­ри­ан­цев и, если счи­тать в каж­дой когор­те по тыся­че чело­век13, то Анто­ний и Окта­виан име­ли теперь по четы­ре когор­ты лич­ной гвар­дии, тогда как остав­лен­ный в Ита­лии их кол­ле­га М. Эми­лий Лепид про­дол­жал сохра­нять одну. В 36 г. до н. э. на сто­ро­ну Окта­ви­а­на пере­шла армия Лепида, в том чис­ле co­hors prae­to­ria, сле­до­ва­тель­но, чис­ло пре­то­ри­ан­ских когорт в вой­ске наслед­ни­ка Цеза­ря долж­но было воз­рас­ти до пяти. Име­ет­ся инфор­ма­ция, под­твер­ждаю­щая такое пред­по­ло­же­ние: в бит­ве при Акции Окта­виан рас­по­ла­гал пятью пре­то­ри­ан­ски­ми когор­та­ми (Oros. VI. 19. 8). Анто­ний, оче­вид­но, про­дол­жал сохра­нять четы­ре14, кото­рые, будучи при­со­еди­не­ны к пяти когор­там Окта­ви­а­на, завер­ши­ли про­цесс фор­ми­ро­ва­ния импе­ра­тор­ской гвар­дии.

На чис­лен­ность пре­то­ри­ан­ской когор­ты вре­ме­ни Авгу­ста в источ­ни­ках нет пря­мых ука­за­ний. Тацит (в повест­во­ва­нии о собы­ти­ях 69 г.) и Дион Кас­сий ука­зы­ва­ют, прав­да, что co­hors prae­to­ria насчи­ты­ва­ла 1000 чело­век, и это чис­ло при­ня­то авто­ри­тет­ны­ми иссле­до­ва­те­ля­ми15. Одна­ко М. Дюрри счи­та­ет, что от Авгу­ста до Сеп­ти­мия Севе­ра пре­то­ри­ан­ская когор­та состо­я­ла из 500 чело­век16. Свою точ­ку зре­ния фран­цуз­ский исто­рик аргу­мен­ти­ру­ет сле­дую­щим обра­зом: сооб­ще­ние Таци­та «отра­жа­ет необыч­ное и скан­даль­ное поло­же­ние дел» с.69 во вре­мя граж­дан­ской вой­ны, а Дион Кас­сий допус­ка­ет ана­хро­низм, пере­но­ся на прин­ци­пат Авгу­ста поло­же­ние дел, харак­тер­ное для вре­ме­ни Сеп­ти­мия Севе­ра. В под­твер­жде­ние сво­его мне­ния Дюрри ссы­ла­ет­ся на Псев­до-Гиги­на. Одна­ко назвать этот аргу­мент убеди­тель­ным нель­зя, во-пер­вых, пото­му, что ано­ним­ный антич­ный автор так­же не дает абсо­лют­но бес­спор­ных дан­ных на этот счет, и, во-вто­рых, из-за сомни­тель­но­сти само­го источ­ни­ка17. С дру­гой сто­ро­ны, едва ли допу­сти­мо отвер­гать досто­вер­ность инфор­ма­ции Дио­на Кас­сия лишь на том осно­ва­нии, что он оши­боч­но ука­зал на десять пре­то­ри­ан­ских когорт Авгу­ста вме­сто девя­ти. Дело в том, что как раз к опре­де­ле­нию чис­лен­но­сти воин­ских под­разде­ле­ний вре­ме­ни Авгу­ста этот антич­ный исто­рик отнес­ся очень вни­ма­тель­но. Так, он ука­зал, что точ­ную чис­лен­ность тело­хра­ни­те­лей Авгу­ста и кор­пу­са эво­ка­тов ему, в отли­чие от пре­то­ри­ан­ских и город­ских когорт, уста­но­вить не уда­лось (Dio Cass. LV. 24. 7—8).

Оче­вид­но, ради­каль­ность воен­ных пре­об­ра­зо­ва­ний Авгу­ста заклю­ча­лась не толь­ко в необ­хо­ди­мых орга­ни­за­ци­он­ных изме­не­ни­ях: рез­кое сокра­ще­ние чис­лен­но­сти воору­жен­ных сил, упо­рядо­че­ние рас­хо­дов на их содер­жа­ние, введе­ние гаран­ти­ро­ван­но­го обес­пе­че­ния вете­ра­нов после отстав­ки — все эти меры были есте­ствен­ны и не заклю­ча­ли в себе ниче­го прин­ци­пи­аль­но ново­го. Самые глу­бо­кие пере­ме­ны в сфе­ре воен­ной орга­ни­за­ции внешне выглядят мало­за­мет­ны­ми, посколь­ку они про­из­во­ди­лись посте­пен­но; но без их ана­ли­за невоз­мож­но понять и под­лин­ную сущ­ность прин­ци­па­та.

Цеза­ри­ан­ская армия, победив в граж­дан­ских вой­нах, доби­лась выпол­не­ния сво­их основ­ных тре­бо­ва­ний: полу­чи­ла зем­лю и день­ги, был уста­нов­лен опти­маль­ный с ее точ­ки зре­ния поли­ти­че­ский режим во гла­ве с Окта­виа­ном, «сыном боже­ст­вен­но­го Юлия», куми­ра леги­о­нов. Каза­лось, даль­ней­шая мили­та­ри­за­ция Рим­ско­го государ­ства неиз­беж­на. Одна­ко наслед­ник Цеза­ря избрал иной путь, кото­рый в отно­ше­нии армии озна­чал исклю­че­ние ее из поли­ти­че­ской жиз­ни и уста­нов­ле­ние над ней абсо­лют­но­го кон­тро­ля импе­ра­то­ра как един­ст­вен­но­го руко­во­ди­те­ля. Опре­де­лен­ную сво­бо­ду дей­ст­вий после 30 г. до н. э. Окта­виан полу­чил пото­му, что армия была ней­тра­ли­зо­ва­на выпол­не­ни­ем ее про­грамм и, как выра­зил­ся с.70 В. Шмит­хен­нер, «ее непо­сред­ст­вен­ная поли­ти­че­ская роль была пока что сыг­ра­на»18. Разу­ме­ет­ся, это как нель­зя луч­ше устра­и­ва­ло прин­цеп­са, но он пони­мал, что подоб­ное состо­я­ние было неустой­чи­во: доста­точ­но како­го-либо пово­да для недо­воль­ства, и армия мог­ла вновь, как не раз быва­ло преж­де, вый­ти из пови­но­ве­ния. Сле­до­ва­тель­но, необ­хо­ди­мо было сде­лать ее исклю­че­ние из сфе­ры «боль­шой поли­ти­ки» необ­ра­ти­мым, сохра­нив в то же вре­мя вой­ско в каче­стве сво­ей важ­ней­шей поли­ти­че­ской опо­ры — зада­ча в извест­ной сте­пе­ни про­ти­во­ре­чи­вая и слож­ная.

Этни­че­ский и соци­аль­ный состав леги­о­нов Авгу­ста мало изме­нил­ся по срав­не­нию с послед­ни­ми деся­ти­ле­ти­я­ми Рес­пуб­ли­ки. Тогда армия рекру­ти­ро­ва­лась в основ­ном из сель­ско­го плеб­са Ита­лии — соци­аль­ные послед­ст­вия про­цес­са кон­цен­тра­ции ита­лий­ской земель­ной соб­ст­вен­но­сти19. Даже обшир­ные земель­ные кон­фис­ка­ции три­ум­ви­ров не смог­ли затор­мо­зить раз­ви­тие в Ита­лии круп­но­го земле­вла­де­ния, а при Авгу­сте, отме­ча­ет Тибу­лет­ти, аграр­ное дви­же­ние пре­кра­ти­лось, сель­ское хозяй­ство ста­ло раз­ви­вать­ся без поли­ти­че­ско­го вме­ша­тель­ства извне, и, «как монар­хия яви­лась пла­той за мир, так и упа­док кре­стьян­ства ста­рой Рес­пуб­ли­ки был ценой, кото­рую Ита­лия запла­ти­ла за изоби­лие на сво­их полях»20. Одна­ко слой мел­ких земле­вла­дель­цев Ита­лии был еще доста­точ­но мно­го­чис­лен­ным, и объ­яс­нить пре­кра­ще­ние борь­бы за зем­лю, впи­сав­шей нема­ло дра­ма­ти­че­ских стра­ниц в исто­рию позд­ней Рес­пуб­ли­ки, одним лишь «невме­ша­тель­ст­вом» новой государ­ст­вен­ной вла­сти в аграр­ные отно­ше­ния невоз­мож­но. Конеч­но, часть разо­рен­ных кре­стьян не поры­ва­ла с зем­леде­ли­ем, неко­то­рые оседа­ли в Риме и в дру­гих горо­дах Ита­лии, но обес­пе­чить сред­ства­ми к жиз­ни всех обез­до­лен­ных зем­ледель­цев граж­дан­ское с.71 обще­ство было явно не в состо­я­нии21. Пред­став­ля­ет­ся оче­вид­ным, что эту зада­чу прин­цеп­сы пре­до­ста­ви­ли решать армии. Иссле­до­ва­те­ли рим­ской исто­рии доста­точ­но дав­но при­шли к заклю­че­нию, что леги­о­ны ран­ней Импе­рии ком­плек­то­ва­лись по пре­иму­ще­ству из ита­ли­ков22. Доку­мен­таль­но дока­за­но, что в пер­вые деся­ти­ле­тия I в. ита­ли­ки состав­ля­ли око­ло 65 % всех леги­о­не­ров23. Если учесть, что посте­пен­но этот про­цент сокра­щал­ся — место ита­лий­ских уро­жен­цев зани­ма­ли про­вин­ци­а­лы, — то мож­но уве­рен­но пред­по­ло­жить, что при Авгу­сте доля ита­ли­ков долж­на была пре­вы­шать эти 65 %. Ново­бран­цы про­ис­хо­ди­ли глав­ным обра­зом из Циз­аль­пин­ской Гал­лии, где сво­бод­ное кре­стьян­ство еще в I в. было доста­точ­но мно­го­чис­лен­ным24. Отслу­жив поло­жен­ный срок, эти сол­да­ты долж­ны были полу­чить поло­жен­ное воз­на­граж­де­ние, преж­де все­го земель­ные наде­лы. Есте­ствен­ным было их жела­ние обза­ве­стись хозяй­ст­вом на родине, но сво­бод­ной зем­ли в Ита­лии не было. Что Август сто­ял здесь перед серь­ез­ной про­бле­мой (как и в быт­ность свою три­ум­ви­ром), пока­зы­ва­ет тот факт, что в 13 г. до н. э., когда, кажет­ся, впер­вые после окон­ча­ния граж­дан­ских войн воз­ник­ла необ­хо­ди­мость обес­пе­чить необыч­но боль­шое коли­че­ство с.72 вете­ра­нов25, он попы­тал­ся вве­сти денеж­ные награ­ды «вза­мен зем­ли, кото­рой они все­гда доби­ва­лись» — ἀντὶ τῆς χώ­ρας ἣν ἀεί πο­τε ᾔτουν (Dio Cass. LIV. 25. 5). Хотя это ново­введе­ние и обес­пе­чи­ло импе­ра­то­ру боль­шую сво­бо­ду манев­ри­ро­ва­ния — после 13 г. до н. э. интен­сив­ность воен­ной коло­ни­за­ции рез­ко осла­бе­ва­ет26 — пол­ная заме­на зем­ли день­га­ми ока­за­лась невоз­мож­ной, и уже мятеж­ни­ки 14 г. тре­бо­ва­ли вер­нуть­ся к прак­ти­ке выда­чи денеж­ных воз­на­граж­де­ний вме­сто зем­ли (Tac. Ann. I. 17. 5)27. Оче­вид­но, дело здесь не толь­ко в хро­ни­че­ской нехват­ке денег для рас­пла­ты с вете­ра­на­ми: полу­чая зем­лю в про­вин­ци­ях, они ста­но­ви­лись важ­ной частью соци­аль­ной базы режи­ма28. Если учесть, что леги­о­ны ком­плек­то­ва­лись глав­ным обра­зом из доб­ро­воль­цев29, а тако­вы­ми были преж­де все­го с.73 мало­иму­щие и неиму­щие30, т. е. потен­ци­аль­но взры­во­опас­ный соци­аль­ный слой, то понят­но, насколь­ко важ­ную роль игра­ла армия, пре­вра­щая этих людей в мас­со­вую опо­ру прин­ци­па­та. Дума­ет­ся, что имен­но посто­ян­ный отток сель­ско­го плеб­са в леги­о­ны и был наи­бо­лее суще­ст­вен­ной при­чи­ной пре­кра­ще­ния борь­бы ита­лий­ско­го кре­стьян­ства за зем­лю в эпо­ху Импе­рии.

Поли­ти­ка Авгу­ста по отно­ше­нию к воору­жен­ным силам Рима (осо­бен­но леги­о­нам) мог­ла при­не­сти успех лишь в том слу­чае, если вся армия вплоть до послед­не­го сол­да­та, без­раз­лич­но, нахо­дя­ще­го­ся в строю или отстав­но­го, ощу­ща­ла свою нераз­рыв­ную связь с прин­цеп­сом. Сыг­рав­шие столь важ­ную роль в соци­аль­но-поли­ти­че­ской борь­бе послед­не­го века Рес­пуб­ли­ки отно­ше­ния воен­ной кли­ен­те­лы про­дол­жа­ли дей­ст­во­вать, но теперь един­ст­вен­ным патро­ном сол­дат мог быть толь­ко импе­ра­тор. Л. Вик­керт обра­тил вни­ма­ние на то, что, если в 17 г. до н. э. в офи­ци­аль­ном доку­мен­те еще шла речь о le­gio­nes po­pu­li Ro­ma­ni, прав­да уже отдель­но от соб­ст­вен­но po­pu­lus Ro­ma­nus Qui­ri­tium (Dess. 5050), то в кон­це сво­его прав­ле­ния Август не менее офи­ци­аль­но гово­рит уже об exer­ci­tus meus, clas­sis mea (RGDA. 15, 26, 30)31. В том же направ­ле­нии эво­лю­ци­о­ни­ро­вал тра­ди­ци­он­ный инсти­тут воен­ных пол­но­мо­чий. Если в пери­од вто­ро­го три­ум­ви­ра­та, как пока­зал Л. Шумахер, лега­ты три­ум­ви­ров, подоб­но пол­ко­во­д­цам вре­ме­ни Рес­пуб­ли­ки, обла­да­ли всей пол­нотой воен­ной вла­сти, т. е. дей­ст­во­ва­ли под сво­и­ми ауспи­ци­я­ми и в слу­чае импе­ра­тор­ской аккла­ма­ции име­ли пра­во на три­умф, то в нача­ле прин­ци­па­та Авгу­ста такой порядок сохра­нил­ся лишь для намест­ни­ков «сенат­ских» про­вин­ций, тогда как лега­ты само­го импе­ра­то­ра уже вели воен­ные кам­па­нии под ауспи­ци­я­ми прин­цеп­са, не имея пра­ва ни на аккла­ма­цию, ни на три­умф. Одна­ко к кон­цу прав­ле­ния Авгу­ста и про­кон­су­лы «сенат­ских» с.74 про­вин­ций, фор­маль­но еще обла­дав­шие импе­ри­ем и ауспи­ци­я­ми, прак­ти­че­ски утра­чи­ва­ют пра­во на аккла­ма­цию и три­умф32.

При­ме­ча­тель­ную эво­лю­цию при Авгу­сте пере­жил культ Юлия Цеза­ря, кото­рый был важ­ной состав­ной частью идео­ло­гии цеза­ри­ан­ской армии в 44—30 гг. до н. э.33. В те годы Окта­виан, «сын боже­ст­вен­но­го Юлия» и неумо­ли­мый мсти­тель за его смерть, уме­ло спе­ку­ли­руя на этом, при­об­рел огром­ный поли­ти­че­ский капи­тал. Но с наступ­ле­ни­ем мир­но­го вре­ме­ни в поли­ти­ке и идео­ло­гии мно­гое пере­ме­ни­лось. Исклю­че­ния не соста­вил и культ Цеза­ря. Отно­ше­нию Авгу­ста к Юлию Цеза­рю посвя­тил спе­ци­аль­ное иссле­до­ва­ние Э. С. Рэмидж, сде­лав­ший ряд инте­рес­ных наблюде­ний34. Так, он под­счи­тал, что в «Res ges­tae…» Цезарь упо­ми­на­ет­ся все­го шесть раз35, и, если судить лишь по это­му источ­ни­ку, Цезарь все­го толь­ко и сде­лал в жиз­ни, что зани­мал долж­ность вели­ко­го пон­ти­фи­ка, начал стро­и­тель­ство несколь­ких соору­же­ний и, нако­нец, был убит и обо­жест­влен. В «Эне­иде», кон­ста­ти­ру­ет Рэмидж, Цезарь отсут­ст­ву­ет сре­ди изо­бра­жен­ных на щите Энея пер­со­на­жей рим­ской исто­рии (VIII. 626—731), нет его и в пере­чне рим­ских геро­ев у Про­пер­ция (III. 11. 61—68), а в «Мета­мор­фо­зах» Овидия (XV. 745—870) выде­ле­на лишь роль Цеза­ря как боже­ст­вен­но­го отца Авгу­ста. Напра­ши­ва­ет­ся вывод, что Август ста­ра­тель­но отме­же­вы­вал­ся от реаль­но­го Цеза­ря и его поли­ти­ки, оста­вив от покой­но­го дик­та­то­ра лишь его «боже­ст­вен­ность». Рэмидж усмат­ри­ва­ет в этом стрем­ле­ние пер­во­го прин­цеп­са под­черк­нуть раз­ли­чие меж­ду его соб­ст­вен­ным поли­ти­че­ским кур­сом и «тира­ни­че­ским» поведе­ни­ем Юлия Цеза­ря. Подоб­ное объ­яс­не­ние, види­мо, пра­виль­но, но непол­но: аме­ри­кан­ский иссле­до­ва­тель не учи­ты­ва­ет исклю­чи­тель­ную попу­ляр­ность Цеза­ря в армии и до, и после его тра­ги­че­ской гибе­ли. Но с окон­ча­ни­ем граж­дан­ских войн почти чисто воен­ный по харак­те­ру культ Цеза­ря был в сво­ем с.75 пер­во­на­чаль­ном виде непри­ем­лем: он мог вызы­вать у армии неже­ла­тель­ные вос­по­ми­на­ния о вре­ме­ни ее фак­ти­че­ско­го все­вла­стия, о том, кому и чему обя­зан сво­им еди­но­дер­жа­ви­ем Август и т. п., о чем теперь, с точ­ки зре­ния импе­ра­то­ра, было умест­но забыть36. После Авгу­ста к обра­зу Цеза­ря-пол­ко­во­д­ца обра­ща­лись лишь в кри­ти­че­ских ситу­а­ци­ях — когда тре­бо­ва­лось обес­пе­чить лояль­ность леги­о­нов (см.: Tac. Ann. I. 42. 3; Suet. Vi­tell. 8).

Подоб­ную же эво­лю­цию испы­тал и культ Мар­са Мсти­те­ля — боже­ства, попу­ляр­но­го сре­ди сол­дат цеза­ри­ан­ской армии и свя­зан­но­го имен­но с отмще­ни­ем за убий­ство Цеза­ря: Окта­виан дал обет постро­ить храм Мар­са Мсти­те­ля, когда в 42 г. до н. э. три­ум­ви­ры вели вой­ну про­тив рес­пуб­ли­кан­цев37. Затем функ­ции Мар­са Мсти­те­ля изме­ни­лись — он пре­вра­тил­ся в мсти­те­ля внеш­ним вра­гам Рима. Так, имен­но в этом хра­ме были поме­ще­ны воз­вра­щен­ные пар­фя­на­ми рим­ские бое­вые зна­ме­на38. Когда уже при Тибе­рии Мар­са Мсти­те­ля попы­та­лись рас­смат­ри­вать в преж­нем зна­че­нии (как мсти­те­ля за смерть Гер­ма­ни­ка), то это­му вос­пре­пят­ст­во­вал сам прин­цепс: pro­hi­buit, ob ex­ter­nas ea vic­to­rias sac­ra­ri dic­ti­tans, do­mes­ti­ca ma­la tris­ti­tia ope­rien­da (Tac. Ann. III. 18. 2). Такая пози­ция Тибе­рия пока­зы­ва­ет, что, как и в слу­чае с куль­том Цеза­ря, эво­лю­ция куль­та Мар­са Мсти­те­ля отнюдь не была слу­чай­ной и явля­лась частью общей поли­ти­ки по отно­ше­нию к армии, про­во­ди­мой как Авгу­стом, так и его пре­ем­ни­ком.

В заклю­че­ние целе­со­об­раз­но задать­ся вопро­сом, дей­ст­ви­тель­но ли Авгу­сту уда­лось пре­вра­тить армию в «бес­сло­вес­ное орудие поли­ти­ки, нахо­дя­ще­е­ся под пол­ным кон­тро­лем прин­цеп­са»?39

Харак­те­ри­зуя воен­ный мятеж 14 г., Ф. Энгельс про­ни­ца­тель­но заме­тил, что в нем «обна­ру­жи­ва­ет­ся креп­кая спло­чен­ность вой­ска, по отно­ше­нию к кото­ро­му вождь нару­шил свое сло­во»40. Дей­ст­ви­тель­но, после граж­дан­ских войн отно­ше­ния армии и лиде­ра, кото­ро­го она при­ве­ла к вла­сти, бази­ро­ва­лись на сво­его рода вза­им­ной дого­во­рен­но­сти. с.76 Доста­точ­но выгод­ные усло­вия служ­бы, гаран­ти­ро­ван­ное обес­пе­че­ние вете­ра­нов после отстав­ки и их при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние, лич­ная связь каж­до­го воен­но­слу­жа­ще­го с импе­ра­то­ром как кли­ен­та с патро­ном — все это в соче­та­нии с огром­ным лич­ным авто­ри­те­том Авгу­ста41 обес­пе­чи­ло в армии «глу­бо­ко уко­ре­нив­шу­ю­ся любовь к Цеза­рям» (pe­ni­tus in­fi­xus in Cae­sa­res amor. — Tac. Ann. II. 76. 3). Одна­ко про­цесс врас­та­ния армии в государ­ст­вен­ный меха­низм импе­ра­тор­ско­го Рима был слож­ным и порой болез­нен­ным. Есть осно­ва­ния счи­тать, что мятеж 14 г. был отнюдь не пер­вым про­яв­ле­ни­ем ее недо­воль­ства42. О том, что обос­но­ван­ную тре­во­гу ново­го прин­цеп­са вызы­ва­ло настро­е­ние воен­ных вооб­ще, свиде­тель­ст­ву­ет рас­про­стра­не­ние Тибе­ри­ем усту­пок, сде­лан­ных гер­ман­ским леги­о­нам, на леги­о­ны Пан­но­нии, либо даже на все осталь­ные43.

Таким обра­зом, заду­ман­ная Авгу­стом роль армии в систе­ме прин­ци­па­та выдер­жи­ва­лась, да и то с трудом, лишь при жиз­ни само­го Авгу­ста. Сра­зу же после его кон­чи­ны армия весо­мо заяви­ла о сво­их пре­тен­зи­ях, в том чис­ле, как пра­виль­но отме­тил В. Шмит­хен­нер, и поли­ти­че­ских44. Тем не менее, Тибе­рий, пона­ча­лу пой­дя на вре­мен­ные уступ­ки так­ти­че­ско­го харак­те­ра, про­дол­жил поли­ти­ку пред­ше­ст­вен­ни­ка в отно­ше­нии леги­о­нов45.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Ста­тья пред­став­ля­ет собой пере­ра­ботан­ный и рас­ши­рен­ный вари­ант докла­да, про­чи­тан­но­го на X Все­со­юз­ной автор­ско-чита­тель­ской кон­фе­рен­ции ВДИ АН СССР в 1987 г.
  • 2«Август завер­шил дело пре­вра­ще­ния рим­ских воору­жен­ных сил в посто­ян­ную регу­ляр­ную армию» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 14. С. 24). Инте­рес­ные мыс­ли о воен­ных рефор­мах Авгу­ста были выска­за­ны Р. Сми­том и В. Шмит­хен­не­ром, с мне­ни­ем кото­рых согла­сил­ся С. Л. Утчен­ко (Smith R. E. Ser­vi­ce in the Post-Ma­rian Ro­man Ar­my. Man­ches­ter, 1958. P. 70 ff.; Schmit­then­ner W. Po­li­tik und Ar­mee in der spä­ten Rö­mi­schen Re­pub­lik // HZ. 1969. Bd. 190. S. 1—17; Утчен­ко С. Л. Древ­ний Рим. Собы­тия. Люди. Идеи. М., 1969. С. 212).
  • 3См.: Его­ров А. Б. Рим на гра­ни эпох. Про­бле­мы рож­де­ния и фор­ми­ро­ва­ния прин­ци­па­та. Л., 1985. С. 118.
  • 4Уже Р. Смит отме­тил, что Август офор­мил посто­ян­ную армию de iure, тогда как до него она суще­ст­во­ва­ла de fac­to (Smith R. E. Op. cit. P. 72). В годы вто­ро­го три­ум­ви­ра­та отчет­ли­во про­сле­жи­ва­ет­ся тен­ден­ция «по воз­мож­но­сти сохра­нять посто­ян­ство воен­ной орга­ни­за­ции», т. е. не наби­рать новые леги­о­ны и не рас­пус­кать суще­ст­ву­ю­щие (Hahn I. Die Le­gion­sor­ga­ni­sa­tion des zwei­ten Tri­um­vi­rats // AAnt. 1969. Vol. 17. Fasc. 1—2. S. 220).
  • 5Kep­pie L. The ma­king of the Ro­man ar­my. From Re­pub­lic to Em­pi­re. To­towa (N. J.), 1984. P. 132 ff., 142 f.
  • 6Мини­мум шесть леги­о­нов вре­ме­ни Авгу­ста были взя­ты им из армий Лепида и Анто­ния (Har­dy E. G. Augus­tus and his le­gio­na­ries // CQ. 1920. Vol. 14. P. 188. Ср.: Jones A. H. M. Augus­tus. Lon­don, 1970. P. 110 f.). В. Гардт­ха­у­зен наив­но пола­гал, что пред­по­чте­ние, кото­рое Август отда­вал леги­о­нам Цеза­ря, объ­яс­ня­лось «любо­вью к исто­ри­че­ским вос­по­ми­на­ни­ям», хотя и «про­ти­во­ре­чи­ло его трез­во­му прак­ти­циз­му» (Gardthau­sen V. Augus­tus und sei­ne Zeit. Leip­zig, 1896. Tl. I. Bd. 2. S. 629 f.).
  • 7Dio Cass. LI. 3. 1; Hy­gin. De lim. con­st. // SRF. Bd. I. S. 177. По мне­нию Г. Айг­не­ра, имен­но обес­пе­че­ние всех сол­дат зем­лей поз­во­ли­ло Окта­виа­ну оста­но­вить die so­ge­nannte «Rö­mi­sche Re­vo­lu­tion», так как преж­де сол­да­ты побеж­ден­ной сто­ро­ны ста­но­ви­лись маро­де­ра­ми и бан­ди­та­ми, гото­вы­ми за день­ги слу­жить кому угод­но (Aig­ner H. Die Sol­da­ten als Machtfak­tor in der aus­ge­hen­den Rö­mi­schen Re­pub­lik. Innsbruck, 1974. S. 128 f.).
  • 8Dur­ry M. Les co­hor­tes pré­to­rien­nes. P., 1938. P. 77 suiv.
  • 9Ср.: Jones A. H. M. Das Im­pe­rium des Augus­tus // Augus­tus. Hg. von Schmit­then­ner W. Darmstadt, 1969. S. 293.
  • 10Уша­ков Ю. А. Роль пре­то­ри­ан­ской гвар­дии во внут­ри­по­ли­ти­че­ской жиз­ни Рим­ско­го государ­ства при пер­вых импе­ра­то­рах // Антич­ная граж­дан­ская общи­на. М., 1984. С. 118. Ср.: Ковалев С. И. Исто­рия Рима. Л., 1986. С. 476. Прим. 7.
  • 11Cic. Phil. VIII. 25; Ad fam. X. 30. 1, 4—5; App. BC. III. 66—70.
  • 12App. BC. V. 3. 13. Види­мо, с это­го вре­ме­ни и сле­ду­ет гово­рить о пре­то­ри­ан­ских когор­тах, чтобы под­черк­нуть их прин­ци­пи­аль­ное отли­чие от лич­ной охра­ны пол­ко­во­д­ца эпо­хи Рес­пуб­ли­ки. Зна­че­ние это­го собы­тия оце­нил уже Т. Момм­зен: Die Ein­rich­tung der co­hor­tes prae­to­riae in dem spä­te­ren Sinn ge­hört dem Tri­um­vi­rat und dem J. 712 an… (Mom­msen Th. Die Gar­det­rup­pen der Rö­mi­schen Re­pub­lik und der Kai­ser­zeit // Her­mes. 1879. Bd. 14. S. 30).
  • 13Это чис­ло наи­бо­лее веро­ят­но, хотя во вре­мя граж­дан­ской вой­ны жест­ко­го огра­ни­че­ния чис­лен­но­сти такой когор­ты, види­мо, не было: при необ­хо­ди­мо­сти она мог­ла насчи­ты­вать и две тыся­чи чело­век (App. BC. IV. 115. 479).
  • 14Его моне­ты с леген­дой [CO]HOR­TIUM PRAE­TO­RIA­RUM (Sy­den­ham E. A. The coi­na­ge of the Ro­man Re­pub­lic. L., 1952. № 1212) дока­зы­ва­ют, что когорт, во вся­ком слу­чае, было несколь­ко.
  • 15Tac. Hist. II. 93. 2; Dio Cass. LV. 24. 6; Mom­msen Th. Op. cit. S. 30; Gardthau­sen V. Op. cit. S. 640; Pas­se­ri­ni A. Le coor­ti pre­to­rie. Ro­ma, 1939. P. 60 seg.
  • 16Dur­ry M. Op. cit. P. 82 suiv.; Idem. Prae­to­riae co­hor­tes // RE. 1954. Hbd. 44. Sp. 1613 f.
  • 17Неиз­ве­стен под­лин­ный автор это­го трак­та­та, сохра­нив­ше­го­ся в соста­ве сочи­не­ний Гиги­на Гро­ма­ти­ка, уче­но­го зем­ле­ме­ра вре­ме­ни пер­вых Анто­ни­нов; по-раз­но­му (от нача­ла II до кон­ца III вв.) опре­де­ля­ет­ся и вре­мя созда­ния инте­ре­су­ю­ще­го нас про­из­веде­ния (Hy­gi­ni qui di­ci­tur. De me­ta­tio­ne castro­rum li­ber. Ed. Gril­lo­ne A. Leip­zig, 1977. P. VIII).
  • 18Schmit­then­ner W. Po­li­tik und Ar­mee… S. 16.
  • 19См.: Пар­фе­нов В. Н. Рим от Цеза­ря до Авгу­ста. Очер­ки соци­аль­но-поли­ти­че­ской исто­рии. Сара­тов, 1987. С. 58.
  • 20Ti­bu­let­ti G. Die Entwick­lung des La­ti­fun­diums in Ita­lien von der Zeit der Grac­chen bis zum Be­ginn der Kai­ser­zeit // Zur So­zial- und Wirt­schaftsge­schich­te der spä­ten rö­mi­schen Re­pub­lik. Hg. von Schnei­der H. Darmstadt, 1976. S. 73 ff. Сход­ной точ­ки зре­ния при­дер­жи­ва­ет­ся П. А. Брант: «Дума­ет­ся, что при прин­ци­па­те чис­ло мел­ких неза­ви­си­мых фер­ме­ров про­дол­жа­ло умень­шать­ся. Мы не можем наде­ять­ся услы­шать мно­гое об этом упад­ке: не было мятеж­ных три­бу­нов, кото­рые мог­ли бы быть выра­зи­те­ля­ми их жалоб и, посколь­ку рим­ские армии во все воз­рас­таю­щей сте­пе­ни наби­ра­лись в про­вин­ци­ях, пра­ви­тель­ство име­ло мало при­чин забо­тить­ся о воен­ных послед­ст­ви­ях сокра­ще­ния люд­ских ресур­сов Ита­лии» (Brunt P. A. The Ar­my and the Land in the Ro­man Re­vo­lu­tion // JRS. 1962. Vol. 52. P. 83 f.).
  • 21В. И. Кузи­щин отме­тил, что «разо­ре­ние сво­бод­но­го кре­стьян­ства и его чис­лен­ное сокра­ще­ние в I в. н. э. до извест­ной сте­пе­ни (раз­ряд­ка наша — В. П.) ком­пен­си­ро­ва­лось ростом про­слой­ки арен­да­то­ров…» (Кузи­щин В. И. Рим­ское рабо­вла­дель­че­ское поме­стье II в. до н. э. — I в. н. э. М., 1973. С. 21).
  • 22Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 14. С. 360; Кула­ков­ский Ю. Рим­ское государ­ство и его армия в их вза­и­моот­но­ше­нии и исто­ри­че­ском раз­ви­тии. Спб., 1909. С. 13; Gardthau­sen V. Op. cit. S. 635.
  • 23For­ni G. Il rec­lu­ta­men­to del­le le­gio­ni da Augus­to a Dioc­le­zia­no. Mi­la­ne; Ro­ma, 1953. P. 157—212 (Ap­pen­dix B). С выво­да­ми Фор­ни соглас­ны Г. Уэб­стер и И. Гар­лан (Webster G. The Ro­man Im­pe­rial Ar­my of the first and se­cond cen­tu­ries A. D. L., 1969. P. 107 ff.; Gar­lan Y. La guer­re dans l’an­ti­qui­té. P., 1972. P. 78).
  • 24Уже Г. Дес­сау, несо­мнен­но, осно­вы­ва­ясь на сво­ем пре­вос­ход­ном вла­де­нии эпи­гра­фи­че­ским мате­ри­а­лом, утвер­ждал, что при Авгу­сте и его бли­жай­ших пре­ем­ни­ках леги­о­ны Запа­да фор­ми­ро­ва­лись глав­ным обра­зом из уро­жен­цев Циз­аль­пин­ской Гал­лии (Des­sau H. Ge­schich­te der rö­mi­schen Kai­ser­zeit. B., 1924. Bd. I. S. 225 f.). Дж. Фор­ни спе­ци­аль­но зани­мал­ся про­бле­мой про­ис­хож­де­ния леги­о­не­ров и выяс­нил, что при Авгу­сте, Тибе­рии и Кали­гу­ле ита­ли­ки наби­ра­лись в леги­о­ны в Кам­па­нии, Этру­рии и, глав­ным обра­зом, в раз­лич­ных обла­стях Циз­аль­пин­ской Гал­лии (For­ni G. Estra­zio­ne et­ni­ca e so­cia­le dei sol­da­ti del­le le­gio­ni nei pri­mi tre se­co­li dell’ im­pe­ro // ANRW. Tl. II. Bd. 1. P. 366 seg.).
  • 25По мне­нию Ф. Рай­та, изме­не­ния в воен­ном уста­ве были при­уро­че­ны ко вре­ме­ни, когда вои­ны, набран­ные после победы над Анто­ни­ем, отслу­жи­ли по 16 лет (Wright F. Mar­cus Ag­rip­pa. Or­ga­ni­zer of Vic­to­ry. L., 1937. P. 173). Шест­на­дца­ти­лет­ний срок служ­бы для леги­о­не­ров был избран, види­мо, пото­му, что при Рес­пуб­ли­ке граж­да­нин счи­тал­ся выпол­нив­шим свой воин­ский долг, если он участ­во­вал в шест­на­дца­ти похо­дах (см.: Webster G. Op. cit. P. 43).
  • 26См.: Vit­tinghoff F. Rö­mi­sche Ko­lo­ni­sa­tion und Bür­ger­rechtspo­li­tik un­ter Cae­sar und Augus­tus. Wies­ba­den, 1951. S. 98; Wat­son G. R. Di­schar­ge and re­settle­ment in the Ro­man Ar­my: The prae­mia mi­li­tiae // NBGAW. P. 149.
  • 27Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что наде­лы вете­ра­нам ста­ли давать отнюдь не луч­ше­го каче­ства и на дале­кой пери­фе­рии (Tac. Ann. I. 17. 3). Эти места, по спра­вед­ли­во­му заме­ча­нию Дж. Р. Уот­со­на, жите­лю Сре­ди­зем­но­мо­рья дей­ст­ви­тель­но долж­ны были казать­ся кра­ем зем­ли (Wat­son G. R. Op. cit. P. 153. No­te 6).
  • 28Обыч­но счи­та­ет­ся, что вете­ра­ны попол­ня­ли ряды мест­ной муни­ци­паль­ной зна­ти (Шта­ер­ман Е. М. Мораль и рели­гия угне­тен­ных клас­сов Рим­ской импе­рии (Ита­лия и Запад­ные про­вин­ции). М., 1961. С. 235 сл.; ее же. Кри­зис антич­ной куль­ту­ры. М., 1975. С. 33 сл.; ее же. Древ­ний Рим: про­бле­мы эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. М., 1978. С. 206; Die­ter H., Gün­ther R. Rö­mi­sche Ge­schich­te bis 476. B., 1979. S. 222). Недав­но пред­ло­же­но сле­дую­щее уточ­не­ние: вете­ра­ны, как мож­но видеть на при­ме­ре при­ду­най­ских про­вин­ций, ста­но­ви­лись не толь­ко и не столь­ко муни­ци­паль­ной зна­тью, сколь­ко мел­ки­ми и сред­ни­ми земле­вла­дель­ца­ми (Мар­те­мья­нов А. П. Вете­ра­ны рим­ской армии в Ниж­ней Мезии и Фра­кии в пер­вых веках н. э. // X автор­ско-чита­тель­ская кон­фе­рен­ция ВДИ АН СССР. Тез. докл. М., 1987. С. 133). Кста­ти, еще М. И. Ростов­цев пола­гал, что в муни­ци­паль­ную ари­сто­кра­тию из вете­ра­нов попа­да­ли в первую оче­редь быв­шие цен­ту­ри­о­ны (Ростов­цев М. Август // НЭС. Спб., б. г. Стб. 160). Одна­ко бес­спор­но, что вооб­ще вете­ра­ны в ран­ней Импе­рии нахо­ди­лись в осо­бо при­ви­ле­ги­ро­ван­ном поло­же­нии (Коло­сов­ская Ю. К. К вопро­су о соци­аль­ной струк­ту­ре рим­ско­го обще­ства I—III вв. н. э. (Col­le­gia ve­te­ra­no­rum) // ВДИ. 1969. № 4. С. 123).
  • 29Фор­маль­но все­об­щая воин­ская повин­ность для граж­дан про­дол­жа­ла суще­ст­во­вать, но на прак­ти­ке к ней при­бе­га­ли крайне ред­ко (см.: Gardthau­sen V. Op. cit. S. 632 f., 641).
  • 30М. И. Ростов­цев пола­гал, что «армия Авгу­ста боль­ше не была арми­ей про­ле­та­ри­ев» и ком­плек­то­ва­лась из пред­ста­ви­те­лей иму­щих сло­ев ита­лий­ско­го и про­вин­ци­аль­но­го насе­ле­ния; прав­да, он ого­ва­ри­ва­ет­ся, что «все суж­де­ния об армии авгу­стов­ско­го пери­о­да пред­по­ло­жи­тель­ны», осо­бен­но в отно­ше­нии ее соци­аль­но­го соста­ва (Ros­tovtzeff M. Op. cit. P. 42 f., 499 f. No­te 2). Но это мне­ние масти­то­го уче­но­го источ­ни­ка­ми не под­твер­жда­ет­ся, напро­тив, Тацит уста­ми импе­ра­то­ра Тибе­рия кон­ста­ти­ру­ет, что «доб­ро­воль­но изби­ра­ют воин­скую служ­бу боль­шей частью неиму­щие и без­дом­ные» (ple­rum­que ino­pes ac va­gi mi­li­tiam su­mant. — Tac. Ann. IV. 4. 2).
  • 31Wic­kert L. Der Prin­zi­pat und die Frei­heit // Prin­zi­pat und Frei­heit. Darmstadt, 1969. S. 117 ff.
  • 32Schu­ma­cher L. Die im­pe­ra­to­ri­sche Akkla­ma­tio­nen der Tri­um­virn und die aus­pi­cia des Augus­tus // His­to­ria. 1985. Bd. 34. H. 2. S. 191—222; vgl.: Ro­sen­berg. Im­pe­ra­tor // RE. Hbd. 17. Sp. 1147.
  • 33См.: Утчен­ко С. Л. Юлий Цезарь. М., 1984. С. 300 сл.; Ge­sche H. Die Ver­got­tung Cae­sars. Kallmünz, 1968. S. 89 ff.; Weinstock S. Di­vus Iuli­us. Oxf., 1971. P. 364 ff.; Al­föl­di A. La di­vi­ni­sa­tion de Cé­sar dans la po­li­ti­que d’An­toi­ne et d’Oc­ta­vien entre 44 et 40 avant J. C. // RN. VI s. 1973. T. XV. P. 99—128.
  • 34Ra­ma­ge E. S. Augus­tus’ Treat­ment of Juli­us Cae­sar // His­to­ria. 1985. Bd. 34. H. 2. P. 223—245.
  • 35Заме­тим, кста­ти, что Август избе­га­ет назы­вать его по име­ни, ста­вя тем самым «боже­ст­вен­но­го Юлия» на одну дос­ку со сво­и­ми вра­га­ми Бру­том, Кас­си­ем, Секс­той Пом­пе­ем, Лепидом и Анто­ни­ем.
  • 36Хоро­шо изве­стен весь­ма харак­тер­ный для поли­ти­ки Авгу­ста факт — отме­на им введен­но­го Цеза­рем обра­ще­ния к армии: «Com­mi­li­to­nes!», заме­нен­но­го более ней­траль­ным: «Mi­li­tes!» (Suet. Aug. 25. Comp.: Suet. Iul. 67).
  • 37Ovid. Fast. V. 569—578; Suet. Aug. 29.
  • 38RGDA. 29; Ovid. Fast. V. 579—594.
  • 39Его­ров А. Б. Указ. соч. С. 119. Ср.: Rink B. Exer­ci­tus Ro­ma­nus — die schlagkräf­tigste Ar­mee ih­rer Zeit // Al­ter­tum. 1986. Bd. 32. H. 3. S. 150.
  • 40Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 466.
  • 41М. И. Ростов­цев спра­вед­ли­во ука­зы­ва­ет на то, что Август был окру­жен полу­ре­ли­ги­оз­ным орео­лом спа­си­те­ля все­го рим­ско­го мира от ужа­сов граж­дан­ских войн (Ростов­цев М. Рож­де­ние Рим­ской импе­рии. Пг., 1918. С. 120 сл.; Ros­tovtzeff M. Op. cit. P. 43).
  • 42На такую мысль натал­ки­ва­ет фра­за Таци­та о том, что «преж­де (при жиз­ни Авгу­ста — В. П.) Тибе­рий обыч­но откло­нял прось­бы леги­о­нов, ссы­ла­ясь на Авгу­ста» (Tac. Ann. I. 26. 2). Дион Кас­сий при­во­дит в каче­стве основ­ной при­чи­ны уста­нов­ле­ния в 5 г. н. э. точ­ной сум­мы денеж­но­го воз­на­граж­де­ния вете­ра­нам то, что «вои­ны были силь­но раз­дра­же­ны малым раз­ме­ром наград, выдан­ных им за вой­ны, кото­рые велись в это вре­мя, и никто из них не согла­шал­ся носить ору­жие по исте­че­нии уста­нов­лен­но­го сро­ка их служ­бы» (Dio Cass. LV. 23. 1).
  • 43Из «Анна­лов» Таци­та не вполне ясно, как обсто­я­ло дело. Ср.: I. 52. 3 и I. 78. 2.
  • 44Schmit­then­ner W. Po­li­tik und Ar­mee… S. 17.
  • 45Август пред­видел опас­ность уси­ле­ния внут­ри­по­ли­ти­че­ско­го веса армии в резуль­та­те внеш­них войн, это было одной из при­чин его сове­та на буду­щее: coer­cen­di intra ter­mi­nos im­pe­rii (Tac. Ann. I. 11. 4). Вер­ность этой реко­мен­да­ции убеди­тель­но под­твер­дил мятеж леги­о­нов, ока­зав­ший силь­ное воздей­ст­вие на поли­ти­че­скую атмо­сфе­ру, в кото­рой начи­нал­ся прин­ци­пат Тибе­рия, и на поведе­ние само­го импе­ра­то­ра (см.: Schmitt H. H. Der pan­no­ni­sche Aufstand des Jah­res 14 n. Chr. und der Re­gie­rungsantritt des Ti­be­rius // His­to­ria. 1958. Bd. 7. H. 3. S. 378—387). Отсюда и утвер­див­ший­ся при Тибе­рии прин­цип внеш­ней поли­ти­ки: «Не при­бе­гать к ору­жию» (ar­ma pro­cul ha­be­re. — Tac. Ann. VI. 32. 1).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1335108979 1304093169 1337303445 1339519394 1340235815 1340435535