Смирнова В. В.

Некоторые проблемы истории эпохи Александра Македонского и эллинистического периода в современной буржуазной историографии

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 6. Саратов, 1986. С. 74—84.

с.74 Исто­рио­гра­фия антич­ной эпо­хи про­дол­жа­ет оста­вать­ся аре­ной ост­рой идео­ло­ги­че­ской борь­бы. В обста­нов­ке кри­зи­са, пере­жи­вае­мо­го в насто­я­щее вре­мя бур­жу­аз­ной нау­кой и идео­ло­ги­ей, немарк­сист­ская исто­рио­гра­фия обра­ща­ет­ся к древ­ней исто­рии для того, чтобы най­ти отве­ты на зло­бо­днев­ные вопро­сы совре­мен­ной жиз­ни. Как пока­за­ли иссле­до­ва­ния совет­ских исто­ри­ков, в совре­мен­ной бур­жу­аз­ной исто­рио­гра­фии антич­но­сти гос­под­ст­ву­ю­щее поло­же­ние по-преж­не­му зани­ма­ют иде­а­ли­сти­че­ские кон­цеп­ции1. Отри­ца­ние зако­но­мер­но­стей исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия, модер­ни­за­ция антич­ной исто­рии, тео­рии цик­лиз­ма и евро­по­цен­триз­ма, кле­ри­ка­лизм, исклю­чи­тель­ное вни­ма­ние к воен­но-поли­ти­че­ско­му аспек­ту и при этом непра­виль­ное истол­ко­ва­ние при­чин и харак­те­ра войн в древ­но­сти, иде­а­ли­за­ция антич­но­го инди­виду­а­лиз­ма и свя­зан­ное с ней непра­виль­ное пони­ма­ние роли лич­но­сти в исто­рии, тео­рия куль­тур­тре­гер­ства — вот дале­ко не пол­ный пере­чень началь­ных момен­тов, опре­де­ля­ю­щих под­ход совре­мен­ных бур­жу­аз­ных исто­ри­ков к изу­че­нию антич­но­сти.

Общим для бур­жу­аз­ной исто­рио­гра­фии явля­ет­ся под­веде­ние чита­те­ля к мыс­ли об извеч­но­сти капи­та­ли­сти­че­ско­го обще­ства2. Необ­хо­ди­мую аргу­мен­та­цию она ищет в древ­ней исто­рии, при­бе­гая к ее модер­ни­за­ции. Бур­жу­аз­ные исто­ри­ки при харак­те­ри­сти­ке соци­аль­но­го и поли­ти­че­ско­го строя древ­них обществ поль­зу­ют­ся кате­го­ри­я­ми, име­ю­щи­ми иное содер­жа­ние и харак­тер­ны­ми для совер­шен­но ино­го типа обществ. Так, для объ­яс­не­ния сущ­но­сти соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го строя эпо­хи элли­низ­ма бур­жу­аз­ной нау­кой исполь­зу­ют­ся такие кате­го­рии, как фео­да­лизм, фео­даль­ное рыцар­ство, лен­ные отно­ше­ния, про­ле­та­ри­ат и т. д.3 Осо­бен­но рас­про­стра­не­на с.75 в зару­беж­ной исто­рио­гра­фии модер­ни­за­тор­ская кон­цеп­ция М. Ростов­це­ва4 и его после­до­ва­те­лей — В. Тар­на, П. Кло­ше, Ф. Альт­хай­ма, Э. Бикер­ма­на, В. Эрен­бер­га, П. Пти, А. Моми­лья­но и др.

В каком же отно­ше­нии нахо­дят­ся эти модер­ни­за­тор­ские кон­цеп­ции к под­лин­ной исто­рии элли­ни­сти­че­ско­го мира? Иссле­до­ва­ния совет­ских исто­ри­ков (А. Б. Рано­ви­ча, Г. А. Коше­лен­ко, Б. Г. Гафу­ро­ва и Д. И. Цибу­киди­са и др.5) уди­ви­тель­но дока­за­ли, что все идеи отно­си­тель­но фео­да­лиз­ма или капи­та­лиз­ма в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху явля­ют­ся иска­же­ни­ем реаль­ной исто­рии. Все они, в сущ­но­сти, бази­ру­ют­ся на том, как отме­чал Г. А. Коше­лен­ко, что в пери­од элли­низ­ма наблюда­лось широ­кое раз­ви­тие товар­но­го про­из­вод­ства, рез­кий подъ­ем тор­гов­ли, рас­про­стра­не­ние сфе­ры денеж­но­го обра­ще­ния и раз­но­об­раз­ных форм наем­но­го труда и пр. Одна­ко эти явле­ния еще не дают осно­ва­ний гово­рить о рож­де­нии клас­са бур­жу­а­зии6.

Зна­чи­тель­ное место в совре­мен­ной бур­жу­аз­ной исто­рио­гра­фии антич­но­сти отво­дит­ся оправ­да­нию заво­е­ва­тель­ной поли­ти­ки. Отри­ца­ние клас­со­вой борь­бы как дви­жу­щей силы исто­рии при­ве­ло бур­жу­аз­ных исто­ри­ков к про­воз­гла­ше­нию вой­ны дви­жу­щей силой исто­рии7. При этом извра­ща­ют­ся истин­ные цели и при­чи­ны войн, их клас­со­вая сущ­ность, и ниче­го не гово­рит­ся о неиз­беж­но­сти войн для укреп­ле­ния рабо­вла­дель­че­ско­го государ­ства, гос­под­ст­ву­ет «мод­ная» кон­цеп­ция «пре­вен­тив­ных» войн. Совре­мен­ная бур­жу­аз­ная исто­рио­гра­фия нахо­дит в древ­но­сти «импе­ри­а­ли­сти­че­ские» и «геге­мо­нист­ские» вой­ны, вос­хва­ля­ет македон­скую заво­е­ва­тель­ную поли­ти­ку, или, напро­тив, отри­ца­ет нали­чие агрес­сив­ных пла­нов у заво­е­ва­те­лей.

Так, немец­кий исто­рик XIX в. И.-Г. Дрой­зен8 счи­тал дви­жу­щим нача­лом антич­ной исто­рии македон­скую заво­е­ва­тель­ную поли­ти­ку. с.76 Вслед за ним немец­кий исто­рик У. Виль­кен и англи­ча­нин В. Тарн, иска­жая поли­ти­че­ские цели войн эпо­хи элли­низ­ма, фаль­си­фи­ци­ро­ва­ли их харак­тер. В част­но­сти, Тарн пре­не­бре­гал соци­аль­но-эко­но­ми­че­ски­ми при­чи­на­ми войн и счи­тал тако­вы­ми субъ­ек­тив­ные устрем­ле­ния отдель­ных лиц, их лич­ные цели. Тар­ну при­над­ле­жит тезис о «гуман­ных» вой­нах в древ­но­сти, об иде­аль­ных «над­клас­со­вых» пра­ви­те­лях, веду­щих вой­ны в инте­ре­сах все­го наро­да. По Тар­ну, таким пра­ви­те­лем был Алек­сандр Македон­ский. Вой­на для Тар­на — бла­го и для заво­е­ва­те­лей, и для побеж­ден­ных, для все­го чело­ве­че­ства9.

Марк­сист­ская исто­ри­че­ская нау­ка под­хо­дит к рас­смот­ре­нию войн с прин­ци­пи­аль­но иных пози­ций. При­чи­ны заво­е­ва­тель­ных войн в древ­но­сти, в том чис­ле и войн македон­ских царей, она выво­дит из соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го состо­я­ния тогдаш­не­го обще­ства. Иссле­до­ва­ния совет­ских исто­ри­ков убеди­тель­но пока­за­ли, что вой­ны македон­ских царей дик­то­ва­лись преж­де все­го инте­ре­са­ми македон­ской заво­е­ва­тель­ной поли­ти­ки и вме­сте с тем дава­ли воз­мож­ность гре­че­ской эко­но­ми­ке пре­одо­леть тяже­лые послед­ст­вия кри­зи­са поли­са. Про­цесс рас­па­да гре­че­ских поли­сов, с одной сто­ро­ны, и с дру­гой — экс­пан­сия Македо­нии, были объ­ек­тив­ны­ми тен­ден­ци­я­ми вре­ме­ни, став­ши­ми основ­ной при­чи­ной гибе­ли клас­си­че­ско­го поли­са.

Оста­но­вим­ся более подроб­но на интер­пре­та­ции в совре­мен­ной зару­беж­ной исто­рио­гра­фии роли выдаю­щей­ся лич­но­сти в исто­рии. В каче­стве при­ме­ра обра­тим­ся к оцен­ке в лите­ра­ту­ре македон­ско­го царя Алек­сандра, кото­рый уже более два­дца­ти трех веков при­вле­ка­ет вни­ма­ние и фило­со­фов, и исто­ри­ков, и социо­ло­гов. Как хоро­шо извест­но, в антич­ное вре­мя суще­ст­во­ва­ли две тра­ди­ции в изо­бра­же­нии Алек­сандра: апо­ло­ге­ти­че­ская — офи­ци­аль­ная, и кри­ти­че­ская. Пер­вая вер­сия была пред­став­ле­на сочи­не­ни­я­ми Плу­тар­ха и Арри­а­на, вто­рая — Дио­до­ра Сици­лий­ско­го, Пом­пея Тро­га, Квин­та Кур­ция Руфа. Став­шее уже кано­ни­че­ским это деле­ние антич­ной исто­рио­гра­фии про­сле­жи­ва­ет­ся и в сочи­не­ни­ях совре­мен­ных бур­жу­аз­ных авто­ров, вос­хва­ля­ю­щих гени­аль­ность и воин­скую доб­лесть македон­ско­го пол­ко­во­д­ца, или, напро­тив, ума­ля­ю­щих его досто­ин­ства и осо­бо под­чер­ки­ваю­щих отри­ца­тель­ные чер­ты. Но гос­под­ст­ву­ю­щим направ­ле­ни­ем в бур­жу­аз­ной исто­рио­гра­фии и сей­час про­дол­жа­ет оста­вать­ся чрез­мер­ная иде­а­ли­за­ция Алек­сандра.

с.77 Огром­ная лите­ра­ту­ра об Алек­сан­дре Македон­ском, создан­ная в раз­ные эпо­хи раз­ны­ми авто­ра­ми харак­те­ри­зу­ет­ся, как пра­ви­ло, субъ­ек­ти­вист­ским под­хо­дом к рас­смот­ре­нию дея­тель­но­сти Алек­сандра, отры­вом лич­ных качеств македон­ско­го заво­е­ва­те­ля от соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских усло­вий его вре­ме­ни10. Ход и направ­лен­ность исто­ри­че­ско­го про­цес­са бур­жу­аз­ная нау­ка ста­вит в зави­си­мость от воли «силь­ных лич­но­стей». Поэто­му уче­ные-немарк­си­сты ищут таких «твор­цов» исто­рии, ина­че они не могут объ­яс­нить обще­ст­вен­ные явле­ния.

Как ука­зы­ва­лось выше, боль­шой заслу­гой марк­сист­ской исто­ри­че­ской нау­ки явил­ся ана­лиз дей­ст­ви­тель­ных соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских пред­по­сы­лок экс­пан­си­о­нист­ской поли­ти­ки македон­ских царей. Бур­жу­аз­ная исто­рио­гра­фия, не утруж­дая себя поис­ка­ми исто­ри­че­ских зако­но­мер­но­стей, апел­ли­ру­ет к пси­хо­ло­ги­че­ским инди­виду­аль­но­стям. Боль­шое зна­че­ние она при­да­ет сим­па­ти­ям и анти­па­ти­ям, тра­ди­ци­ям, тем­пе­ра­мен­ту, харак­те­ру, стра­стям и т. д. Исто­ри­че­ские судь­бы наро­дов слу­жат лишь фоном, на кото­ром дей­ст­ву­ют «твор­цы» исто­рии11.

Край­няя сте­пень иде­а­ли­за­ции Алек­сандра, как уже неод­но­крат­но отме­ча­лось в совет­ской исто­ри­че­ской нау­ке, при­сут­ст­ву­ет в немец­кой исто­рио­гра­фии ново­го и новей­ше­го вре­ме­ни. У У. Виль­ке­на Алек­сандр — гений, чудес­ное сме­ше­ние демо­ни­че­ских стра­стей, трез­вой ясно­сти и рас­суди­тель­но­сти12. Виль­кен под­чер­ки­вал, что Алек­сандр три­ум­фаль­ным шест­ви­ем поко­рил весь Восток, без Алек­сандра есте­ствен­ное раз­ви­тие Македо­нии не пошло бы тем же путем13, фашист­ские исто­ри­ки «при помо­щи» Алек­сандра обос­но­вы­ва­ли пре­тен­зии гер­ман­ско­го фашиз­ма на миро­вое гос­под­ство14. Вслед за Дрой­зе­ном немец­кие исто­ри­ки углу­би­лись в изу­че­ние пси­хо­ло­гии македон­ско­го заво­е­ва­те­ля и выдви­ну­ли про­бле­му «куль­та» Алек­сандра. Совре­мен­ная исто­рио­гра­фия ФРГ теперь при­пи­сы­ва­ет Алек­сан­дру осу­щест­вле­ние идей «миро­во­го брат­ства» наро­дов15.

с.78 Осо­бен­но широ­ко кон­цеп­ция «геро­и­че­ской лич­но­сти», сво­ею дея­тель­но­стью пре­об­ра­зу­ю­щей мир, была рас­про­стра­не­на в англо-аме­ри­кан­ской исто­рио­гра­фии пер­вой поло­ви­ны наше­го сто­ле­тия. Основ­ной тезис В. Тар­на и аме­ри­кан­ско­го уче­но­го Ч. Робин­со­на — что Алек­сандр был «пер­вым интер­на­цио­на­ли­стом», «побор­ни­ком брат­ства наро­дов», намно­го опе­ре­див­шим свое вре­мя16. Дру­гой англий­ский уче­ный А. Тойн­би объ­яс­нял исто­ри­че­ские судь­бы Македо­нии лишь лич­ны­ми каче­ства­ми ее царей. Он писал, что Македо­ния ста­ла такой могу­ще­ст­вен­ной пото­му, что в кри­ти­че­ский момент исто­рии власть там при­над­ле­жа­ла двум гени­аль­ным лич­но­стям: Филип­пу II и Алек­сан­дру17.

Послед­ние работы бур­жу­аз­ных исто­ри­ков, посвя­щен­ные эпо­хе Алек­сандра, в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве про­дол­жа­ют ту же иде­а­ли­за­тор­скую тра­ди­цию в оцен­ке лич­но­сти Алек­сандра: это моно­гра­фия П. Кло­ше18, М. Эви-Джо­на­ха19, М. Ренолт20, Д. Энгел­са21 и др.

Рас­смот­рим неко­то­рые поло­же­ния кни­ги про­фес­со­ра Иеру­са­лим­ско­го уни­вер­си­те­та Мише­ля Эви-Джо­на­ха, посвя­щен­ной элли­низ­му. Преж­де все­го, само опре­де­ле­ние этой эпо­хи, дан­ное авто­ром, явля­ет­ся непра­виль­ным и тра­ди­ци­он­ным для бур­жу­аз­ной нау­ки. Элли­низм опре­де­ля­ет­ся как явле­ние эллин­ской исто­рии, как рас­про­стра­не­ние гре­че­ской циви­ли­за­ции дале­ко на Восток, от Сре­ди­зем­но­мо­рья до Индии22. Восток впи­тал в себя эллин­скую куль­ту­ру, кото­рую при­нес­ли гре­ко-македо­няне23. А как оце­ни­ва­ет Эви-Джо­нах юность Алек­сандра? Сно­ва в пане­ги­ри­че­ских тонах. с.79 Он назы­ва­ет Алек­сандра «Новым Дио­ни­сом», «бого­по­доб­ной лич­но­стью», выдаю­щим­ся адми­ни­ст­ра­то­ром и стра­те­гом, вели­ким чело­ве­ком24. Харак­тер­но, что Эви-Джо­нах осо­бый упор дела­ет на при­вер­жен­ность Алек­сандра к демо­кра­тии, кото­рую он счи­та­ет основ­ным содер­жа­ни­ем его поли­ти­ки, что не име­ет, конеч­но, ниче­го обще­го с реаль­ны­ми фак­та­ми.

Ряд совре­мен­ных «рома­нов» об Алек­сан­дре при­над­ле­жит аме­ри­кан­ской иссле­до­ва­тель­ни­це М. Ренолт. В 1975 г. вышло в свет ее бога­то иллю­ст­ри­ро­ван­ное жиз­не­опи­са­ние Алек­сандра с момен­та рож­де­ния пол­ко­во­д­ца до его смер­ти25. Как и в пред­ше­ст­ву­ю­щей бур­жу­аз­ной исто­рио­гра­фии, Алек­сандр пред­ста­ет гени­аль­ной лич­но­стью, лишен­ной вся­ких недо­стат­ков, созна­тель­но тво­ря­щей исто­рию.

Эту тра­ди­цию в оцен­ке Алек­сандра про­дол­жа­ют и ряд совре­мен­ных исто­ри­ков, иссле­дую­щих воен­ное искус­ство македон­ско­го пол­ко­во­д­ца26. Для Дж. Фул­ле­ра нет сомне­ний в том, что Алек­сандр — гений, и как государ­ст­вен­ный дея­тель, и как воен­ный27, Дональд Энгелс более осто­ро­жен в сво­их оцен­ках, он стре­мит­ся объ­яс­нить небы­ва­лые успе­хи Алек­сандра не столь­ко его лич­ным гени­ем, сколь­ко хоро­шо орга­ни­зо­ван­ной штаб­ной служ­бой и снаб­же­ни­ем в его армии.

Несмот­ря на подав­ля­ю­щее пре­об­ла­да­ние работ, апо­ло­ге­ти­че­ски оце­ни­ваю­щих лич­ность Алек­сандра, за послед­нее вре­мя в зару­беж­ной исто­рио­гра­фии появил­ся ряд моно­гра­фий, содер­жа­щих кри­ти­че­скую оцен­ку его дея­тель­но­сти. Это свиде­тель­ст­ву­ет о про­яв­ля­ю­щей­ся реак­ции на непо­мер­ную иде­а­ли­за­цию его лич­но­сти.

Кри­ти­ка взглядов А. Тойн­би, У. Виль­ке­на, В. Тар­на содер­жит­ся в трудах Э. Бэди­а­на, Ч. Уэлл­са, Дж. Гамиль­то­на и дру­гих авто­ров. Напри­мер, аме­ри­кан­ский уче­ный Дж. Гамиль­тон дает не очень при­вле­ка­тель­ный порт­рет Алек­сандра28. Он отме­ча­ет, что Алек­сандр был и оста­ет­ся спор­ной фигу­рой, но при­пи­сы­вать ему осо­бые заслу­ги с.80 в рас­про­стра­не­нии эллин­ской куль­ту­ры на заво­е­ван­ные терри­то­рии, как это делал Виль­кен, нель­зя. Гамиль­тон осо­бо под­чер­ки­ва­ет и тене­вые сто­ро­ны харак­те­ра Алек­сандра, его жесто­кость по отно­ше­нию к заво­е­ван­ным наро­дам29. Нако­нец, Гамиль­тон отри­ца­ет сколь­ко-нибудь зна­чи­тель­ное вли­я­ние Алек­сандра на исто­рию после­дую­щих сто­ле­тий, под­вер­га­ет сомне­нию его «куль­тур­тре­гер­скую» мис­сию30, счи­та­ет Алек­сандра посред­ст­вен­ным пол­ко­вод­цем и государ­ст­вен­ным дея­те­лем, а ско­рый раз­вал его импе­рии — зако­но­мер­ным кон­цом31.

Разу­ме­ет­ся, как чрез­мер­ная иде­а­ли­за­ция Алек­сандра, так и ума­ле­ние его заслуг явля­ют­ся край­но­стя­ми. Уси­лен­ная иде­а­ли­за­ция не дает воз­мож­но­сти бур­жу­аз­ным исто­ри­кам пра­виль­но оце­нить поли­ти­ку македон­ско­го царя и послед­ст­вия его заво­е­ва­ний. Пра­виль­ное пони­ма­ние этой эпо­хи, как отме­чал А. С. Шоф­ман32, невоз­мож­но без тща­тель­но­го выяс­не­ния исто­ри­че­ских пред­по­сы­лок восточ­ных похо­дов, без про­ник­но­ве­ния в сущ­ность тех соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских изме­не­ний, кото­рые про­из­ве­ли эти похо­ды на огром­ных про­стран­ствах Запа­да и Восто­ка, без рас­смот­ре­ния сил, спо­соб­ст­ву­ю­щих и про­ти­во­бор­ст­ву­ю­щих это­му важ­но­му исто­ри­че­ско­му про­цес­су.

Объ­ек­тив­ная оцен­ка дея­тель­но­сти Алек­сандра и его лич­но­сти со всей пол­нотой была дана марк­сист­ской исто­ри­че­ской нау­кой. Марк­сист­ско-ленин­ская тео­рия созда­ла науч­ную осно­ву для пра­виль­но­го реше­ния слож­ней­ше­го вопро­са о роли народ­ных масс и лич­но­сти в исто­рии.

Марк­сизм-лени­низм рас­смат­ри­ва­ет выдаю­щу­ю­ся лич­ность как про­дукт опре­де­лен­но­го клас­са, а ее вели­чие видит не в сво­бод­ном «твор­че­стве» исто­рии, а в осу­щест­вле­нии тре­бо­ва­ний объ­ек­тив­ных зако­нов исто­рии. Осно­во­по­лож­ни­ки марк­сиз­ма-лени­низ­ма свя­зы­ва­ли исто­ри­че­скую лич­ность не толь­ко с теми исто­ри­че­ски­ми усло­ви­я­ми, в кото­рых она фор­ми­ру­ет­ся, но и с исто­ри­че­ской необ­хо­ди­мо­стью. Ф. Энгельс в пись­ме к В. Бор­ги­усу от 25 янва­ря 1894 г. писал: «То обсто­я­тель­ство, что такой и имен­но этот чело­век с.81 появ­ля­ет­ся в опре­де­лен­ное вре­мя в дан­ной стране, конеч­но, есть чистая слу­чай­ность. Но если это­го чело­ве­ка устра­нить, то появ­ля­ет­ся спрос на его заме­ну, и такая заме­на нахо­дит­ся — более или менее удач­ная, но с тече­ни­ем вре­ме­ни нахо­дит­ся… Если бы Напо­лео­на не было, то его роль выпол­нил бы дру­гой. Это дока­зы­ва­ет­ся тем, что все­гда, когда такой чело­век был нужен, он нахо­дил­ся: Цезарь, Август, Кром­вель и т. д.»33. Итак, не вели­кие люди «тво­рят» исто­рию, а исто­ри­че­ский про­цесс как бы сам в нуж­ный момент выдви­га­ет на пер­вый план того или ино­го из дея­те­лей, наи­бо­лее спо­соб­ных к реше­нию назрев­ших исто­ри­че­ских задач. Разу­ме­ет­ся, марк­сист­ско-ленин­ская оцен­ка роли лич­но­сти в исто­рии отнюдь не про­ти­во­ре­чит при­зна­нию того фак­та, что выдаю­щи­е­ся лич­но­сти суще­ст­ву­ют. Марк­сизм-лени­низм вовсе не исклю­ча­ет ини­ци­а­ти­вы и дея­тель­но­сти отдель­ных чле­нов обще­ства. Ф. Энгельс отме­чал: «Сво­бо­да воли озна­ча­ет… не что иное, как спо­соб­ность при­ни­мать реше­ния со зна­ни­ем дела»34.

На это есть ука­за­ние и у В. И. Лени­на: «Идея исто­ри­че­ской необ­хо­ди­мо­сти ничуть не под­ры­ва­ет роли лич­но­сти в исто­рии: исто­рия вся сла­га­ет­ся имен­но из дей­ст­вий лич­но­стей, пред­став­ля­ю­щих из себя несо­мнен­но дея­те­лей»35. В вели­кой лич­но­сти решаю­щую роль игра­ют ее исклю­чи­тель­ные спо­соб­но­сти в той или иной обла­сти, кото­рые поз­во­ля­ют дан­ной лич­но­сти стать вели­ким худож­ни­ком, уче­ным, пол­ко­вод­цем. Но выдаю­щи­е­ся спо­соб­но­сти все­гда про­яв­ля­ют­ся в инте­ре­сах опре­де­лен­но­го обще­ст­вен­но­го клас­са36.

Итак, фак­ти­че­ская роль в исто­рии выдаю­ще­го­ся дея­те­ля зави­сит не толь­ко от его лич­ных спо­соб­но­стей, тем­пе­ра­мен­та, харак­те­ра и т. д., но глав­ным обра­зом от тех усло­вий, кото­рые эту лич­ность фор­ми­ру­ют, а воздей­ст­вие вели­ких людей на ход исто­рии быва­ет тем зна­чи­тель­нее, чем глуб­же они осо­зна­ют объ­ек­тив­ные зако­но­мер­но­сти обще­ст­вен­но­го раз­ви­тия37.

с.82 Алек­сандр Македон­ский, как лич­ность, несо­мнен­но, неза­у­ряд­ная, сумел реа­ли­зо­вать зада­чу заво­е­ва­ния Восто­ка, кото­рая сто­я­ла тогда на повест­ке дня. Это была опре­де­лен­ная объ­ек­тив­ная зада­ча, она долж­на была быть кем-то выпол­не­на, и если бы не было Алек­сандра, ее выпол­нил бы кто-нибудь дру­гой, кого обсто­я­тель­ства поста­ви­ли бы на это место. «Алек­сандр сумел про­явить свои спо­соб­но­сти толь­ко пото­му, что мате­ри­аль­ные усло­вия жиз­ни поста­ви­ли перед ним гран­ди­оз­ную зада­чу»38.

Есте­ствен­ным след­ст­ви­ем иде­а­ли­за­ции Алек­сандра и пре­уве­ли­че­ния его роли в исто­рии явля­ет­ся гос­под­ст­ву­ю­щий в совре­мен­ной бур­жу­аз­ной исто­рио­гра­фии тезис, соглас­но кото­ро­му эпо­ха элли­низ­ма и элли­ни­сти­че­ский мир пред­ста­ют как созда­ние гения Алек­сандра. Гос­под­ство этой иде­а­ли­сти­че­ской кон­цеп­ции объ­яс­ня­ет сла­бость пози­ций бур­жу­аз­ной нау­ки в реше­нии важ­ней­ших про­блем это­го слож­но­го и вме­сте с тем чрез­вы­чай­но инте­рес­но­го пери­о­да.

Мысль об элли­низ­ме как созда­нии гения Алек­сандра, пожа­луй, наи­бо­лее пол­но выра­же­на в кни­ге фран­цуз­ско­го исто­ри­ка П. Пти39. Этот взгляд тео­ре­ти­че­ски непра­ви­лен, во-пер­вых, пото­му, что элли­ни­сти­че­ская дей­ст­ви­тель­ность была очень дале­ка от того, что пла­ни­ро­вал Алек­сандр40. Пере­ход от импе­рии Алек­сандра к элли­ни­сти­че­ским монар­хи­ям был слож­ным про­цес­сом, в кото­ром соче­та­лись как пре­ем­ст­вен­ность, так и новые эле­мен­ты41.

В совре­мен­ной бур­жу­аз­ной исто­рио­гра­фии отсут­ст­ву­ет пра­виль­ное пони­ма­ние эпо­хи элли­низ­ма, ее сущ­но­сти. Фак­ти­че­ски, опре­де­ле­ние это­го пери­о­да, давае­мое бур­жу­аз­ны­ми исто­ри­ка­ми, не изме­ни­лось со вре­мен Дрой­зе­на. Доста­точ­но ука­зать, что и сей­час элли­низм пони­ма­ет­ся не как опре­де­лен­ное соци­аль­но-эко­но­ми­че­ское явле­ние, а толь­ко как куль­тур­ное явле­ние, и, преж­де все­го, как явле­ние эллин­ской исто­рии42.

Эпо­ха элли­низ­ма, после­до­вав­шая за заво­е­ва­тель­ны­ми похо­да­ми Алек­сандра, была слож­ным исто­ри­че­ским пери­о­дом, глав­ное содер­жа­ние кото­ро­го, как пока­за­ли иссле­до­ва­ния совет­ских уче­ных, с.83 соста­вил син­тез эллин­ских и мест­ных (восточ­ных) эле­мен­тов, воз­ник­ший на восточ­ной поч­ве43.

Бур­жу­аз­ная исто­рио­гра­фия часто отож­дествля­ет элли­низм лишь с вос­при­я­ти­ем гре­че­ской куль­ту­ры восточ­ны­ми наро­да­ми. Даже если отдель­ные ее пред­ста­ви­те­ли и рас­смат­ри­ва­ют вза­и­мо­дей­ст­вие эллин­ских и мест­ных начал, то глав­ным обра­зом в рели­гии, идео­ло­гии и куль­ту­ре. Но харак­тер­но, что в тех фор­му­ли­ров­ках, кото­рые опре­де­ля­ют сущ­ность элли­низ­ма в бур­жу­аз­ной нау­ке, мест­ная, т. е. восточ­ная, куль­ту­ра как актив­ный созидаю­щий эле­мент отсут­ст­ву­ет. Отсюда про­ис­те­ка­ет мне­ние об осо­бой «куль­тур­ной» мис­сии Алек­сандра на Восто­ке. В трудах бур­жу­аз­ных уче­ных Алек­сандр зача­стую высту­па­ет как куль­тур­тре­гер, как выра­зи­тель осо­бо­го «эллин­ско­го» духа, кото­рый он нес на Восток. Кон­цеп­ция пре­вос­ход­ства «эллин­ско­го духа», по суще­ству, есть часть тео­рии «евро­по­цен­триз­ма», широ­ко рас­про­стра­нен­ной в совре­мен­ной бур­жу­аз­ной нау­ке. Соглас­но этой кон­цеп­ции, гре­че­ский мир, в силу сво­его совер­шен­ства, ока­зал исклю­чи­тель­ное вли­я­ние на «вар­вар­ские» наро­ды, оста­ва­ясь при этом чистым и само­быт­ным. Ряд совре­мен­ных исто­ри­ков про­па­ган­ди­ру­ют уни­вер­саль­ную ода­рен­ность гре­ков, буд­то бы угото­ван­ную им еще с клас­си­че­ских вре­мен, отме­чая, что эллин­ский мир во вре­мя похо­дов Алек­сандра наде­лил бла­га­ми сво­ей куль­ту­ры «вар­вар­ские наро­ды» Восто­ка44. Такое тол­ко­ва­ние сущ­но­сти восточ­ных похо­дов явля­ет­ся анти­на­уч­ным, про­ти­во­ре­чит реаль­ным фак­там, ибо дей­ст­ви­тель­ные цели похо­дов македон­ско­го царя были захват­ни­че­ски­ми. Одна­ко объ­ек­тив­ные послед­ст­вия заво­е­ва­ния при­ве­ли к син­те­зу гре­че­ских и восточ­ных начал, дав­ше­му жизнь ново­му исто­ри­че­ско­му пери­о­ду.

В совре­мен­ных усло­ви­ях бур­жу­аз­ные исто­ри­ки посто­ян­но обра­ща­ют­ся к теме Алек­сандра для иллю­ст­ра­ции «извеч­ной отста­ло­сти» и «непол­но­цен­но­сти» наро­дов Восто­ка. Абсо­лют­но анти­на­уч­но утвер­жде­ние неко­то­рых иссле­до­ва­те­лей, что Восток в луч­шем слу­чае мог вос­при­нять эллин­ское куль­тур­ное наследие, он был не в состо­я­нии что-либо дать ему вза­мен. Послед­ние иссле­до­ва­ния совет­ских уче­ных пока­за­ли, что восточ­ная куль­ту­ра и до при­хо­да гре­ков с.84 и македо­нян нахо­ди­лась на высо­ком уровне раз­ви­тия и сама ока­за­ла пло­до­твор­ное воздей­ст­вие на эллин­скую куль­ту­ру, в резуль­та­те чего воз­ник­ло каче­ст­вен­но новое явле­ние — куль­ту­ра элли­низ­ма, обя­зан­ная сво­им рож­де­ни­ем и Восто­ку, и Запа­ду45. Но глав­ные ито­ги элли­низ­ма нуж­но искать не в рас­про­стра­не­нии эллин­ской куль­ту­ры и обра­зо­ван­но­сти, а в син­те­зе эллин­ских и восточ­ных начал в обла­сти эко­но­ми­ки, соци­аль­ных и поли­ти­че­ских отно­ше­ний, в идео­ло­гии и куль­ту­ре46.

Под­во­дя итог, сле­ду­ет еще раз под­черк­нуть, что в осно­ве бур­жу­аз­ных кон­цеп­ций исто­рии древ­не­го мира, и в част­но­сти, пери­о­да элли­низ­ма лежит иде­а­ли­сти­че­ское пони­ма­ние исто­ри­че­ско­го про­цес­са, что нахо­дит свое отра­же­ние не толь­ко в ака­де­ми­че­ских трудах, но и в учеб­ни­ках, и в попу­ляр­ной лите­ра­ту­ре. В обла­сти мето­до­ло­гии исто­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния пози­ции бур­жу­аз­ной нау­ки оста­ют­ся крайне сла­бы­ми.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Коше­лен­ко Г. А. Гре­че­ский полис на элли­ни­сти­че­ском Восто­ке. М., 1979. С. 46.
  • 2Шоф­ман А. С. XXIV съезд КПСС и зада­чи борь­бы с бур­жу­аз­ны­ми кон­цеп­ци­я­ми все­об­щей исто­рии // Кри­ти­ка бур­жу­аз­ных кон­цеп­ций все­об­щей исто­рии. Казань, 1972. Вып. 1. С. 5; Шеста­ков В. П. Антич­ность в совре­мен­ной бур­жу­аз­ной фило­со­фии исто­рии // ВДИ. 1963. № 2. С. 19.
  • 3Коше­лен­ко Г. А. Указ. соч. С. 38.
  • 4Ros­tovtzeff M. So­cial and eco­no­mic his­to­ry of the hel­le­nis­tic world. Cambrid­ge, 1941. Vol. 1—3.
  • 5См.: Рано­вич А. Б. Элли­низм и его исто­ри­че­ская роль. М., 1980; Гафу­ров Б. Г., Цибу­кидис Д. И. Алек­сандр Македон­ский и Восток. М., 1980.
  • 6Коше­лен­ко Г. А. Указ. соч. С. 45.
  • 7Jou­quet P. L. L’im­pe­ria­lis­me Ma­ce­do­nien eu l’hel­le­ni­sa­tion de l’Orient. Pa­ris, 1961. P. 1—8.
  • 8Дрой­зен И.-Г. Исто­рия элли­низ­ма. Пер. с нем. М., 1891. Т. 1. С. 29.
  • 9Tarn W. Ale­xan­der the Great. Cambrid­ge, 1948. Vol. 1. P. 112 ff.; idem. The Greeks in Bactria and In­dia. Cambrid­ge, 1951. P. 183.
  • 10Гафу­ров Б. Г., Цибу­кидис Д. И. Указ. соч. С. 3.
  • 11См.: Атла­сов Г. В. Про­бле­мы антич­ной Македо­нии в совре­мен­ной фран­цуз­ской бур­жу­аз­ной исто­рио­гра­фии. Авто­реф. дис… канд. ист. наук. Казань, 1968. С. 10.
  • 12Wil­cken U. Ale­xan­der der Gros­se. Mün­chen, 1990. S. VIII.
  • 13Подроб­нее о взглядах Виль­ке­на см.: Шоф­ман А. С. Восточ­ная поли­ти­ка Алек­сандра Македон­ско­го. Казань, 1976. С. 23.
  • 14Gre­gor J. Ale­xan­der der Gros­se. Mün­chen, 1940. S. 13.
  • 15Vid.: Scha­cher­meyr P. Ale­xan­der der Gros­se. Das Prob­lem sei­ner Per­sön­lich­keit und sei­nes Wir­kens. Wien, 1973. S. 494.
  • 16Tarn W. Ale­xan­der the Great. P. 748—822; Ro­bin­son Ch. Ale­xan­der the Great. The mee­ting of the East and West in World Go­vernment and Bro­ther­hood. New York, 1947.
  • 17Toyn­bee A. Hel­le­nism. The his­to­ry of ci­vi­li­za­tion. Lon­don, 1959. P. 108.
  • 18Clo­che P. Ale­xan­der le Grand. Pa­ris, 1961.
  • 19Avi-Jonah M. Hel­le­nism and the East. Con­tacts and in­ter­re­la­tions from Ale­xan­der to the Ro­man con­quest. Jeru­sa­lem, 1978.
  • 20Re­nault M. The na­tu­re of Ale­xan­der. Lon­don, 1975.
  • 21En­gels D. Ale­xan­der the Great and the lo­gis­tics of the Ma­ce­do­nian ar­my. Los An­ge­les, 1978.
  • 22Avi-Jonah M. Op. cit. P. 3.
  • 23Ibid. P. 7.
  • 24Avi-Jonah M. Op. cit. P. 11.
  • 25Re­nault M. Op. cit.
  • 26Ful­ler J. F. The ge­ne­ralship of Ale­xan­der the Great. Brunswick, 1968; En­gels D. Op. cit.
  • 27Ful­ler J. F. Op. cit. P. 281.
  • 28Ha­mil­ton J. R. Ale­xan­der the Great. Lon­don, 1973.
  • 29Ha­mil­ton J. R. Op. cit. P. 9.
  • 30Ibid. P. 159.
  • 31Ibid. P. 165.
  • 32Шоф­ман А. С. Указ. соч. С. 30.
  • 33Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 175—176.
  • 34Там же. Т. 20. С. 116.
  • 35Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 159.
  • 36Дья­ков В. А. Мето­до­ло­гия исто­рии в про­шлом и насто­я­щем. М., 1974. С. 85.
  • 37Цибу­кидис Д. И. Гре­ция и Восток: Элли­ни­сти­че­ская про­бле­ма­ти­ка гре­че­ской исто­рии 1850—1974. Авто­реф. дис… докт. ист. наук. М., 1977. С. 5—6.
  • 38Рано­вич А. Б. Указ. соч. С. 23.
  • 39Pe­tit P. La ci­vi­li­sa­tion hel­le­nis­ti­que. Pa­ris, 1965.
  • 40Коше­лен­ко Г. А. Указ. соч. С. 32.
  • 41Это хоро­шо пока­за­но в работах А. Б. Рано­ви­ча, К. К. Зельи­на, С. И. Ковале­ва, А. С. Шоф­ма­на, Е. М. Шта­ер­ман и др.
  • 42Из послед­них работ такое пони­ма­ние элли­низ­ма наи­бо­лее отчет­ли­во выра­же­но в кни­ге М. Эви-Джо­на­ха.
  • 43См. ука­зан­ные труды совет­ских исто­ри­ков по про­бле­мам эпо­хи элли­низ­ма.
  • 44См.: Avi-Jonah M. Op. cit. P. 9.
  • 45Гафу­ров Б. Г., Цибу­кидис Д. И. Указ. соч. С. 12.
  • 46См.: Зельин К. К. Основ­ные чер­ты элли­низ­ма // ВДИ. 1953. № 4.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303312492 1341515196 1341658575 1351096896 1351098088 1351117508