Грацианская Л. И.

Варвар этнический и варвар этический (проблемы источниковедения)

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 11. Саратов, 2002. С. 3—4.

с.3 1. Про­бле­ма «вар­вар­ства» при­ме­ни­тель­но к антич­но­му миру полу­чи­ла в послед­ние деся­ти­ле­тия широ­кое и мно­го­об­раз­ное осве­ще­ние в науч­ной лите­ра­ту­ре. Под­верг­ну­ты ана­ли­зу самые раз­ные аспек­ты про­бле­мы: от вре­ме­ни и исто­ри­че­ско­го кон­тек­ста появ­ле­ния про­ти­во­сто­я­ния «грек — вар­вар» («рим­ля­нин — вар­вар»), до выяв­ле­ния «поло­жи­тель­ной» и «отри­ца­тель­ной» иде­а­ли­за­ции вар­ва­ров в гре­ко-рим­ском мире и преж­де все­го в лите­ра­ту­ре и опре­де­ле­ния ее автор­ства. Пра­во­мер­ным и необ­хо­ди­мым пред­став­ля­ет­ся так­же как с фило­соф­ских, так и с соци­о­пси­хо­ло­ги­че­ских пози­ций вклю­че­ние ряда вопро­сов, свя­зан­ных с «вар­вар­ст­вом», в кон­текст иссле­до­ва­ний в рам­ках широ­кой про­бле­мы «свой — чужой». Этот аспект иссле­до­ван, на наш взгляд, недо­ста­точ­но.

2. Вме­сте с тем в послед­нее вре­мя доста­точ­но сде­ла­но в этой свя­зи и в плане кон­крет­ной исто­рии: актив­но иссле­ду­ют­ся мно­го­чис­лен­ные гре­ко- и рим­ско-вар­вар­ские кон­так­ты в пре­де­лах всей антич­ной ойку­ме­ны. Осо­бен­но отрад­но отме­тить столь же при­сталь­ный инте­рес к про­бле­ме в пре­де­лах иссле­до­ва­ния исто­рии и архео­ло­гии Север­но­го При­чер­но­мо­рья.

3. При­зна­вая всю важ­ность для исто­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния архео­ло­ги­че­ских источ­ни­ков, отме­тим все же, что отправ­ной точ­кой в иссле­до­ва­нии нашей про­бле­мы в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев явля­ют­ся источ­ни­ки пись­мен­ные, в осо­бен­но­сти лите­ра­тур­ные. И тут в рам­ках раз­но­об­раз­ных про­блем исполь­зо­ва­ния лите­ра­тур­но­го памят­ни­ка или исто­ри­че­ско­го источ­ни­ка воз­ни­ка­ет вопрос досто­вер­но­сти лите­ра­тур­ных опи­са­ний вар­ва­ров. На фоне мно­же­ства суще­ст­ву­ю­щих кон­крет­ных иссле­до­ва­ний «вар­вар­ства» вооб­ще, гре­ко- и рим­ско-вар­вар­ских кон­так­тов и аккуль­ту­ра­ции на пери­фе­ри­ях антич­но­го мира, воз­ник­но­ве­ния и быто­ва­ния поляр­ных иде­а­ли­за­ций вар­ва­ров, на наш взгляд, недо­ста­точ­но работ, про­сле­жи­ваю­щих кон­крет­ные воз­мож­но­сти исполь­зо­ва­ния раз­новре­мен­ных и раз­но­жан­ро­вых опи­са­ний вар­ва­ров как исто­ри­че­ско­го источ­ни­ка, опре­де­ля­ю­щих кри­те­рии этой воз­мож­но­сти, тем более, что за послед­ние деся­ти­ле­тия появи­лось мно­го иссле­до­ва­ний, посвя­щен­ных «вар­ва­рам» у отдель­ных авто­ров.

4. Зани­ма­ясь иссле­до­ва­ни­ем тек­ста «Гео­гра­фии» Стра­бо­на, одно­го из наи­бо­лее часто исполь­зу­е­мых в каче­стве исто­ри­че­ско­го источ­ни­ка авто­ров, мы есте­ствен­ным обра­зом столк­ну­лись и с кру­гом про­блем, свя­зан­ных с «вар­вар­ст­вом». На осно­ва­нии тек­сто­ло­ги­че­ско­го ана­ли­за все­го тек­ста «Гео­гра­фии», с.4 резуль­та­ты кото­ро­го изло­же­ны в ряде работ, а так­же на осно­ва­нии опре­де­ле­ния жан­ра, ком­по­зи­ции, прин­ци­пов изло­же­ния мате­ри­а­ла и цели созда­ния «Гео­гра­фии», мы при­шли к выво­ду, что вар­вар эти­че­ский в созна­нии уче­но­го лите­ра­то­ра повсе­мест­но доми­ни­ру­ет над вар­ва­ром этни­че­ским, осо­бен­но это каса­ет­ся спе­ци­аль­ных этно­гра­фи­че­ских опи­са­ний, очень часто исполь­зу­е­мых в каче­стве исто­ри­че­ско­го источ­ни­ка.

5. Исто­ри­че­ски более досто­вер­ны­ми ско­рее ока­зы­ва­ют­ся не целые этно­гра­фи­че­ские опи­са­ния, под­чи­нен­ные опре­де­лен­ной систе­ме изло­же­ния и вклю­чен­ные в опре­де­лен­ный этно­гра­фи­че­ский сте­рео­тип, а отдель­ные этно­гра­фи­че­ские заме­ча­ния a pro­pys, мате­ри­ал, подан­ный ассо­ци­а­тив­ным мето­дом, сведе­ния, выпа­даю­щие из этно­гра­фи­че­ско­го сте­рео­ти­па, постро­ен­но­го по опре­де­лен­ной систе­ме, а так­же сведе­ния, ломаю­щие систем­ный харак­тер изло­же­ния. Пред­став­ля­ет­ся, что к близ­ким резуль­та­там мы при­дем при ана­ли­зе сочи­не­ний Дио­до­ра, а воз­мож­но Поли­бия и Арри­а­на.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1341515196 1303242327 1263912973 1351614226 1351615296 1351616695