Марков К. В.

Полное имя Диона Кассия в эпиграфических и нарративных источниках: проблемы реконструкции*

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 14. Саратов, 2010. С. 396—399.

с.396 Наи­бо­лее ран­ние источ­ни­ки, в кото­рых упо­ми­на­ет­ся имя рим­ско­го сена­то­ра исто­ри­ка Дио­на Кас­сия, дати­ру­ют­ся 229 г., т. е. вре­ме­нем его вто­ро­го кон­су­ла­та. Наиме­но­ва­ние Клав­дий Кас­сий Дион (Κλ᾿ Κάσ­σιος Δίων) уста­нав­ли­ва­ет­ся на осно­ве най­ден­ной в Македо­нии над­пи­си (AE. 1971, 4301), кото­рая пред­став­ля­ет собой офи­ци­аль­ное поста­нов­ле­ние об играх в честь импе­ра­то­ра Алек­сандра Севе­ра (кол­ле­ги Дио­на по кон­су­ла­ту). Имя Дио­на при­сут­ст­ву­ет так­же в шести дру­гих над­пи­сях. В трех из них упо­ми­на­ет­ся Кас­сий Дион (CIL. 3. 3511, 5587; 6. 2998), а в дру­гих трех фигу­ри­ру­ет имя Дион (CIL. 13. 6752, 7337, 7502). Все шесть явля­ют­ся неофи­ци­аль­ны­ми посвя­ще­ни­я­ми, вслед­ст­вие чего имя Дио­на при­во­дит­ся в них в сокра­щен­ном вари­ан­те. Кро­ме того, лич­ное имя Луций фигу­ри­ру­ет в одном воен­ном дипло­ме 229 г. н. э.2.

Наи­бо­лее ран­ние лите­ра­тур­ные упо­ми­на­ния о Дионе мы нахо­дим у Иор­да­на и Ева­грия (VI в. н. э.). В сочи­не­нии пер­во­го при­сут­ст­ву­ет имя Дион (V. 40. F. 1; IX. 58. F. 2), а вто­рой име­ну­ет авто­ра «Рим­ской исто­рии» Δίων ὁ Κάσ­σιος (HE. 5. 24). Ни в одном из упо­мя­ну­тых источ­ни­ков не засвиде­тель­ст­во­ван тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­вае­мый Дио­ну агно­мен Кок­кей­ан (Κοκ­κιανὸς, Κοκ­κηιανὸς), кото­рый фигу­ри­ру­ет толь­ко у визан­тий­ских авто­ров (Phot. Bibl. 71; Sui­das. s. v. Δίων; s. v. Κοκ­κιανός). Впер­вые он упо­ми­на­ет­ся в «Биб­лио­те­ке» Фотия (Κασ­σιανὸς Κοκ­κηιανὸς ἤ Κοκ­κίος) (Phot. Bibl. 71). Фотию, веро­ят­но, была доступ­на одна из с.397 копий «Рим­ской исто­рии», ибо из содер­жа­ния соот­вет­ст­ву­ю­щей ста­тьи сле­ду­ет, что он чер­пал био­гра­фи­че­ские сведе­ния о Дионе непо­сред­ст­вен­но из его труда. Прав­да, вполне воз­мож­но, что раз­лич­ные вари­ан­ты агно­ме­на исто­ри­ка вос­хо­дят к рабо­те более ран­не­го лек­си­ко­гра­фа3. В лек­си­коне Суда, в ста­тье Δίων (Δ. 1239), мы нахо­дим сле­дую­щую запись: «Дион, име­ну­ю­щий себя Кас­си­ем, по про­зви­щу Кок­кей, он же Кок­кей­ан…»4 (Δίων ὁ Κάσ­σιος χρη­ματί­σας, ὁ ἐπίκ­λην Κοκ­κήϊος· οἱ δὲ Κοκ­κηϊανός). В дру­гой ста­тье лек­си­ко­на (Κ. 1914) сло­во Κοκ­κιανός упо­ми­на­ет­ся как ὄνο­μα κύ­ριον (глав­ное имя) Дио­на. Соста­ви­те­ли мог­ли почерп­нуть эту инфор­ма­цию из Ex­cerpta Con­stan­ti­nia­na (сокра­щен­ное назва­ние сочи­не­ния Ex­cerpta de le­ga­tis, de in­si­diis, de vir­tu­ti­bus et vi­tiis, de sen­ten­tiis)5. В сохра­нив­шей­ся части это­го доку­мен­та два­жды встре­ча­ет­ся имя Δίων Κοκ­κιανός (Cod. Pei­res­cia­nus. X/XI. fol. 288). Источ­ник, к кото­ро­му вос­хо­дят вари­ан­ты име­ни, пере­чис­лен­ные в ста­тье Δίων в лек­си­коне Суда, точ­но уста­но­вить невоз­мож­но. Ни в Ex­cerpta, ни в сред­не­ве­ко­вых руко­пи­сях, донес­ших до нас текст «Рим­ской исто­рии», родо­вое имя Кас­сий не упо­ми­на­ет­ся6. В боль­шин­стве ману­скрип­тов при­сут­ст­ву­ет лишь имя Дион7. Tria no­mi­na, кото­рые тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­ва­ют­ся Дио­ну, вме­сте (хотя и не в обыч­ном поряд­ке) встре­ча­ют­ся толь­ко в одном источ­ни­ке — труде Иоан­на Цеца (XII в.). В Exe­ge­sis in Ho­me­ri Ilia­dem (P. 108, 136 H) упо­ми­на­ет­ся Δίων Κά­σιος Κοκ­κειανός, а в His­to­ria­rum va­ria­rum chi­lia­des (9. 572) — Κοκ­κειανός Κά­σιος Δίων.

Таким обра­зом, в раз­ных источ­ни­ках содер­жат­ся раз­лич­ные вари­ан­ты име­ни Дио­на. Пол­ное имя Дио­на явля­ет­ся пред­ме­том рекон­струк­ции совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей.

Наи­бо­лее надеж­но эпи­гра­фи­че­ски­ми и лите­ра­тур­ны­ми источ­ни­ка­ми засвиде­тель­ст­во­ва­ны родо­вое имя и ког­но­мен Кас­сий Дион. При­ня­тое в рус­ско­языч­ной лите­ра­ту­ре и встре­чаю­ще­е­ся ино­гда в ста­рых зару­беж­ных работах наиме­но­ва­ние Дион Кас­сий, стро­го гово­ря, не соот­вет­ст­ву­ет пра­ви­лам рим­ской номи­на­ции, но име­ет пра­во на суще­ст­во­ва­ние, так как имен­но такой порядок был обыч­ным в гре­че­ском употреб­ле­нии (Δίων ὁ Κάσ­σιος)8.

А. Гоуинг стре­мит­ся пока­зать, что агно­мен Дио­на Кок­кей­ан был оши­боч­но при­пи­сан исто­ри­ку в резуль­та­те сме­ше­ния его с извест­ным с.398 ора­то­ром II в. н. э. Дио­ном Хри­со­сто­мом, кото­рый был зем­ля­ком Дио­на и, как счи­та­ли рань­ше9, воз­мож­но, при­хо­дил­ся ему дедом. Аргу­мен­та­ция А. Гоуин­га зиждет­ся на том, что в эпи­гра­фи­че­ских источ­ни­ках дан­ный пре­но­мен отсут­ст­ву­ет и пер­вое упо­ми­на­ние отно­сит­ся толь­ко к IX в. н. э. Вме­сте с тем уже Иор­дан, назы­вая Дио­на авто­ром «Гети­ки», явно сме­ши­ва­ет его с Дио­ном Хри­со­сто­мом, кото­ро­му ана­ло­гич­ное сочи­не­ние при­пи­сы­ва­ет Фла­вий Фило­страт в «Жиз­не­опи­са­ни­ях софи­стов» (I. 7. p. 7, 14 Kay­ser). Таким обра­зом, вер­сия о том, что агно­мен Кок­кей­ан в име­ни авто­ра «Рим­ской исто­рии» стал резуль­та­том имен­но этой пута­ни­цы, вполне име­ет пра­во на суще­ст­во­ва­ние.

Суще­ст­ву­ет так­же аль­тер­на­тив­ная вер­сия. Напри­мер, Ф. Мил­лар допус­кал, что имя Дио­на дей­ст­ви­тель­но появи­лось в резуль­та­те брач­ных свя­зей меж­ду Кас­си­я­ми из Никеи и семей­ст­вом, к кото­ро­му при­над­ле­жал Дион Кок­кей­ан из Пру­сы10.

Дума­ет­ся, что в поль­зу этой вер­сии так­же мож­но при­ве­сти ряд аргу­мен­тов. Во-пер­вых, рас­смот­рим вопрос об эпи­гра­фи­че­ских источ­ни­ках. А. Гоуинг пола­га­ет, что если бы Дио­ну дей­ст­ви­тель­но при­над­ле­жал агно­мен Кок­кей­ан, то он обя­за­тель­но был бы упо­мя­нут в македон­ской над­пи­си, так как она явля­ет­ся офи­ци­аль­ным доку­мен­том и, сле­до­ва­тель­но, в ней имя Дио­на запи­са­но цели­ком. Но, если в этой над­пи­си про­пу­ще­но лич­ное имя Луций, кото­рое упо­ми­на­ет­ся в одном из источ­ни­ков, то мы в любом слу­чае име­ем дело с сокра­ще­ни­ем. То есть, отсут­ст­вие той или иной части име­ни Дио­на в эпи­гра­фи­че­ских источ­ни­ках само по себе не явля­ет­ся доста­точ­ным осно­ва­ни­ем для выво­дов.

Вто­рой аргу­мент — это имя отца Дио­на, кото­рый изве­стен как Марк Кас­сий Апро­ни­ан (PIR.2 C. 485)11. Поче­му в этом име­ни при­сут­ст­ву­ет лишь одна из состав­ных частей име­ни Дио­на Кас­сия? Воз­мож­но, все осталь­ные име­на Дион уна­сле­до­вал по мате­рин­ской линии. Мож­но пред­по­ло­жить, что Кас­сии, веро­ят­но, полу­чи­ли рим­ское граж­дан­ство от извест­но­го лиде­ра рес­пуб­ли­кан­цев, когда тот вме­сте с Бру­том нахо­дил­ся в Малой Азии. Позд­нее у чле­нов дан­ной семьи появи­лось еще одно родо­вое имя. Воз­мож­но, кто-то из Кас­си­ев женил­ся на некой Клав­дии, чье имя пере­шло к ее сыну. Имя Кок­кей­ан свиде­тель­ст­ву­ет о том, что дале­ко­го пред­ка Дио­на зва­ли Кок­кей. Окон­ча­ние -ανος ука­зы­ва­ет на имя отца, т. е. Кок­кей­ан сын Кок­кея12. В «Биб­лио­те­ке» Фотия и в лек­си­коне Суда упо­ми­на­ют­ся оба вари­ан­та дан­но­го име­ни. Есть вер­сия, что оно доста­лось Дио­ну Хри­со­сто­му от импе­ра­то­ра Нер­вы13. Дион Кас­сий дей­ст­ви­тель­но мог быть свя­зан со сво­им тез­кой, рито­ром из Пру­сы, у кото­ро­го, воз­мож­но, уже было с.399 родо­вое имя Клав­дий14. Сле­до­ва­тель­но, мож­но пред­по­ло­жить, что мать Дио­на про­ис­хо­ди­ла из семьи Клав­дия Дио­на Хри­со­сто­ма. Воз­мо­жен и дру­гой вари­ант. Имен­но мать Дио­на была той самой Клав­ди­ей, кото­рую Кас­сии (точ­нее Кас­сий Апро­ни­ан) при­ня­ли в свою семью15.

Таким обра­зом, пол­ное имя исто­ри­ка, ско­рее все­го, было Луций Клав­дий Кас­сий Дион Кок­кей­ан. Такое имя вполне соот­вет­ст­ву­ет тен­ден­ци­ям в рим­ской антро­по­ни­мии во II в. н. э., так как в это вре­мя с одной сто­ро­ны часто наблюда­ют­ся отступ­ле­ния от тра­ди­ци­он­но­го постро­е­ния име­ни (осо­бен­но в про­вин­ци­ях), а с дру­гой сто­ро­ны ста­но­вит­ся мод­ным иметь мно­го имен.

Mar­kov K. V.
Cas­sius Dio’s full na­me in epi­gra­phic and nar­ra­ti­ve sour­ces: prob­lems of re­con­struc­tion

Ac­cor­ding to M. A. Gowing, Dio’s ag­no­men Coc­ceia­nus was mis­ta­ken­ly ascri­bed to him by By­zan­ti­ne aut­hors, who con­fu­sed the his­to­rian with Dio Chry­sos­tom. Contra­ry to this point of view, the pa­per pre­sents ad­di­tio­nal ar­gu­ments in fa­vour the ver­sion that Dio’s na­me ap­pea­red as the re­sult of the mar­ria­ge of Cas­sius from Ni­cea and the daughter of Dio Coc­cea­nus from Pru­sa. Most pro­bab­ly, the full na­me of the aut­hor of “Ro­man His­to­ry” was Lu­cius Clau­dius Cas­sius Dio Coc­ceia­nus.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • * Работа выпол­не­на при финан­со­вой под­держ­ке РГНФ в рам­ках науч­но-иссле­до­ва­тель­ско­го про­ек­та «“Рим­ская исто­рия” Дио­на Кас­сия как памят­ник исто­ри­че­ской мыс­ли эпо­хи позд­не­го прин­ци­па­та: пере­вод с древ­не­гре­че­ско­го, науч­ный ком­мен­та­рий, иссле­до­ва­ния», про­ект № 07-01-00047а.
  • 1См. о ней: Tou­rat­sog­lou J. P. Δύο νέαι ἐπι­γρα­φικαὶ μαρ­τυ­ρίαι περὶ τοῦ κοινοῦ τῶν Μα­κεδό­νων κα­τὰ τὸν τρί­τον με­ταχ­ριστισ­κὸν αἰῶνα // An­cient Ma­ke­do­nia. Thes­sa­lo­ni­kai, 1970. P. 280—290. Pl. LXXVII. Цит. по: Gowing A. M. Dio’s Na­me // ClPh. 1990. Vol. 85. No. 1. P. 49—54; Mar­ti­nel­li G. L’ul­ti­mo se­co­lo di stu­di su Cas­sio Dio­ne. Ge­no­va, 1999. P. 13—14.
  • 2Ro­xan M. Ro­man Mi­li­ta­ry Dip­lo­mas 1978—1984. L., 1985. No. 133; Kellner H. J. Neu­fun­de und Nachträ­ge 1983 von Mi­li­tär­dip­lo­men // BVBL. 1985. Vol. 50. S. 244. Taf. 24.
  • 3Tread­gold W. T. The Na­tu­re of Pho­tius’ «Bib­lio­the­ca». Was­hington, 1980. P. 53, 61—62.
  • 4Кас­сий Дион Кок­кей­ан. «Рим­ская исто­рия». Авто­био­гра­фи­че­ские фраг­мен­ты и свиде­тель­ства. Пер. с древ­не­греч. К. В. Мар­ко­ва, А. В. Махла­ю­ка. Всту­пи­тель­ная ста­тья и ком­мен­та­рий А. В. Махла­ю­ка // Из исто­рии антич­но­го обще­ства. Ниж­ний Нов­го­род, 2008. Вып. 11. С. 242—266.
  • 5Wil­son N. G. Scho­lars of By­zan­tium. Bal­ti­mo­re, 1983. P. 146.
  • 6Gowing A. M. Op. cit. P. 50; Mar­ti­nel­li G. Op. cit. P. 15.
  • 7Bois­se­vain U. P. Cas­sii Dio­nis Coc­ceia­ni His­to­ria­rum Ro­ma­na­rum quae su­per­sunt. B., 1985. Bd. 1. P. LXIV, LXV, LXXII.
  • 8Махла­юк А. В., Мар­ков К. В. «Рим­ская исто­рия» Дио­на Кас­сия как памят­ник исто­ри­че­ской и поли­ти­че­ской мыс­ли III в. н. э. // ВДИ. 2008. № 2. С. 38; Ca­ry E. Intro­duc­tion // Dio’s Ro­man His­to­ry. In Ni­ne Vo­lu­mes. Cambr. (Mass.), 1914. Vol. I. P. IX.
  • 9Pe­ter H. Die ge­schichtli­che Li­te­ra­tur über rö­mi­sche Kai­ser­zeit. Leip­zig, 1897. Bd. I. S. 431.
  • 10Mil­lar F. A Stu­dy of Cas­sius Dio. Oxf., 1964. P. 11—12.
  • 11Swan P. M. The Augus­tan Suc­ce­sion: An His­to­ri­cal Com­men­ta­ry on Cas­sius Dio’s Ro­man His­to­ry, Books 55—56 (9 A. D. — B. C. 14). Oxf., 2004. P. 1.
  • 12Ame­ling W. Cas­sius Dio und Bi­thy­nien // AE. 1984. Hf. 4. S. 126.
  • 13Ibid.
  • 14Jones C. The Ro­man World of Dio Chry­sos­tom. Cambr. (Mass.), 1978. P. 4, 7.
  • 15Ame­ling W. Op. cit. S. 126.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303242327 1341658575 1294427783 1353601185 1353601423 1353602021