А. Н. Токарев

Cравнительный анализ терминов «optimates» и «boni»
(к вопросу о политических группировках в эпоху Поздней Римской республики)

Вісник Харківського національного університету. — 2007. — № 762: Історія. — Вип. 39. — С. 130—143.
Любезно предоставлено автором.

с.130 Вопрос о сущ­но­сти поли­ти­че­ских груп­пи­ро­вок в Риме в эпо­ху Позд­ней рес­пуб­ли­ки оста­ет­ся весь­ма спор­ным. По мне­нию Т. Момм­зе­на, суть этой про­бле­мы заклю­ча­лась в трак­тов­ке таких поня­тий как op­ti­ma­tes, bo­ni и po­pu­la­res. Так, он пола­га­ет, что op­ti­ma­tes — это пред­ста­ви­те­ли ноби­ли­те­та, а так­же под­дер­жи­вав­шие их при­вер­жен­цы тра­ди­ци­он­но­го поли­ти­че­ско­го строя Рес­пуб­ли­ки из раз­лич­ных сло­ёв рим­ско­го обще­ства, состав­ляв­шие «ари­сто­кра­ти­че­скую пар­тию»1. Его точ­ка зре­ния разде­ля­ет­ся, в общем, боль­шин­ст­вом сто­рон­ни­ков «тра­ди­ци­он­но­го» направ­ле­ния, для кото­рых поня­тие op­ti­ma­tes озна­ча­ет, в той или иной мере, поли­ти­че­скую пар­тию2. Наобо­рот, иссле­до­ва­те­ли, при­над­ле­жа­щие к «про­со­по­гра­фи­че­ско­му» направ­ле­нию3, а так­же после­до­ва­те­ли Ф. Мил­ла­ра и П. А. Бран­та4, тра­ди­ци­он­но, вслед за Ж. Элле­гу­а­ром5, ста­ли отде­лять эту про­бле­му от вопро­са о поли­ти­че­ских груп­пи­ров­ках, счи­тая, что она явля­ет­ся лишь частью послед­не­го.

с.131 Несмот­ря на обра­ще­ние к этой теме мно­гих иссле­до­ва­те­лей, трак­тов­ка поня­тий op­ti­ma­tes и bo­ni явля­ет­ся крайне дис­кус­си­он­ной. Слож­ность ана­ли­за этих слов заклю­ча­ет­ся в том, что един­ст­вен­ным аутен­тич­ным источ­ни­ком для эпо­хи Позд­ней рес­пуб­ли­ки явля­ют­ся сочи­не­ния М. Тул­лия Цице­ро­на. К тому же, в обще­при­ня­той схе­ме op­ti­ma­tes-po­pu­la­res ред­ко нахо­дит­ся место поня­тию bo­ni, кото­рое доволь­но часто игно­ри­ру­ет­ся даже в новей­ших иссле­до­ва­ни­ях. Интер­пре­та­ция латин­ских тер­ми­нов оста­ет­ся одной из важ­ных задач совре­мен­но­го анти­ко­веде­ния, так как от их тол­ко­ва­ния зави­сит пони­ма­ние при­чин поли­ти­че­ской борь­бы в Риме этой эпо­хи. Поэто­му мы поста­ви­ли сво­ей целью про­ве­сти срав­ни­тель­ный ана­лиз этих тер­ми­нов, с тем чтобы более точ­но опре­де­лить их зна­че­ние и их место в поли­ти­че­ской борь­бе в эпо­ху Позд­ней рес­пуб­ли­ки.

Обра­тим­ся в нача­ле к раз­бо­ру тер­ми­на op­ti­ma­tes. В речи в защи­ту П. Сестия Цице­рон дает соб­ст­вен­ное тол­ко­ва­ние поня­тия op­ti­ma­tes. По мне­нию рим­ско­го ора­то­ра, «опти­ма­ты» — это «бла­го­на­ме­рен­ные» граж­дане всех сосло­вий, даже воль­ноот­пу­щен­ни­ки (etiam li­ber­ti­ni): «те, кто не пре­сту­пен, кто от при­ро­ды не скло­нен ни к бес­чест­но­сти, ни к необуздан­но­сти, кто не обре­ме­нен рас­стро­ен­ным состо­я­ни­ем» те, кто про­ти­во­сто­ит mul­ti­tu­do (пре­зр. мно­же­ство, народ­ная мас­са) и ple­be­cu­la (пре­зр. чернь, про­сто­на­ро­дье) (Cic., Pro Sest., 96 sqq)6. Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли (С. Л. Утчен­ко, И. Кёниг и др.) дела­ют это пояс­не­ние Цице­ро­на исход­ной точ­кой сво­его ана­ли­за тер­ми­на op­ti­ma­tes7. В резуль­та­те, они при­хо­дят к выво­ду, что под «опти­ма­та­ми» сле­ду­ет пони­мать меж­со­слов­ное поня­тие «доб­ро­по­рядоч­но­го» граж­да­ни­на, а не поли­ти­че­скую груп­пи­ров­ку или сослов­ное обо­зна­че­ние ари­сто­кра­тов и, таким обра­зом, по сути, отвер­га­ют суще­ст­во­ва­ние «широ­ко­го» и «узко­го» зна­че­ний поня­тия op­ti­ma­tes8.

Про­тив такой интер­пре­та­ции совер­шен­но, на наш взгляд, спра­вед­ли­во высту­па­ют Х. Штрас­бур­гер, Х. Вир­шуб­ски, Б. П. Селец­кий, П. А. Брант и К. Фили9, кото­рые счи­та­ют опре­де­ле­ние Цице­ро­на автор­ским тол­ко­ва­ни­ем уже суще­ст­ву­ю­ще­го зна­че­ния. Ж. Элле­гу­ар идет еще даль­ше. Он пола­га­ет, что никто из совре­мен­ни­ков Цице­ро­на, кро­ме него и его с.132 бли­жай­ше­го окру­же­ния, не пони­мал тер­мин op­ti­ma­tes в «цице­ро­нов­ском» смыс­ле10.

Одна­ко ни один из иссле­до­ва­те­лей не объ­яс­ня­ет при­чин такой «цице­ро­нов­ской» интер­пре­та­ции11. По наше­му мне­нию, такая трак­тов­ка op­ti­ma­tes была вызва­на вре­мен­ным про­ти­во­сто­я­ни­ем Цице­ро­на после воз­вра­ще­ния из изгна­ния с его быв­ши­ми союз­ни­ка­ми, кото­рых назы­ва­ли op­ti­ma­tes (речь идет о М. Катоне, Кв. Гор­тен­зии, Ап. Клав­дии Пуль­х­ре, Кв. Аррии и др.). Послед­ние все­гда смот­ре­ли на Цице­ро­на как на выскоч­ку (ho­mo no­vus) и после его изгна­ния попы­та­лись не допу­стить вос­ста­нов­ле­ния того поло­же­ния, кото­рое зна­ме­ни­тый ора­тор зани­мал после сво­его кон­суль­ства. «Я буду более мно­го­ре­чив, если и тот [Гн. Пом­пей] при­мет это бла­го­склон­но и несколь­ко намор­щат­ся эти, кто не может при­ми­рить­ся с тем, что я вла­дею усадь­бой, при­над­ле­жав­шей Кату­лу» (Cic., Att., IV, 5, 2). «Не испы­ты­ваю ника­кой скор­би от того, что все­си­лен один чело­век [Гн. Пом­пей], но от это­го гото­вы лоп­нуть те, кто скор­бел от того, что я обла­дал неко­то­рой силой» (Cic., Att., IV, 18, 2. Ср.: Att., IV, 2, 5; Fam., I, 9, 10; XIV, 1, 1). В ответ рим­ский ора­тор выска­зы­ва­ет сомне­ние, что эта груп­па име­ет мораль­ное пра­во носить назва­ние op­ti­ma­tes — «луч­шие» (Cic., Att., II, 5, 1; VIII, 16, 1—2; IX, 1, 2—3)12. Далее Цице­рон заяв­ля­ет, что глав­ное это не про­ис­хож­де­ние, а доб­лесть: «неуже­ли и ты [Ап. Клав­дий Пуль­хр, кон­сул 54 г.] … нахо­дишь, что эти пустя­ки, какая-нибудь аппий­ность или лен­туль­ность име­ет в моих гла­зах боль­шее зна­че­ние, неже­ли укра­ше­ние доб­ле­сти? Когда я еще не достиг того, что, по мне­нию людей, явля­ет­ся самым почет­ным, я все же нико­гда не вос­хи­щал­ся эти­ми ваши­ми име­на­ми. Но счи­тал вели­ки­ми тех мужей, кото­рые их оста­ви­ли вам. Одна­ко после того как я взял на себя и осу­ще­ст­вил такую вели­чай­шую власть, … у меня появи­лась надеж­да, что я … ни разу не пре­взой­дя вас, сде­лал­ся рав­ным вам» (Cic., Fam., III, 7, 5). Про­дол­же­ни­ем имен­но этой сен­тен­ции и явля­ет­ся трак­тов­ка тер­ми­на op­ti­ma­tes в речи за Сестия, когда «наи­луч­ши­ми людь­ми» в государ­стве ста­но­вят­ся не бла­го­да­ря про­ис­хож­де­нию, а бла­го­да­ря лич­ным каче­ствам.

Такая трак­тов­ка Цице­ро­на пред­по­ла­га­ет тот факт, что поня­тие op­ti­ma­tes было само­на­зва­ни­ем рим­ской ари­сто­кра­тии (Ср.: Cic., De leg., II, 30; III, 10, 33, 38; Liv., III, 39; VI, 39), кото­рая исполь­зо­ва­ла с.133 его в поли­ти­че­ской борь­бе для того, чтобы под­черк­нуть свое нрав­ст­вен­ное пре­вос­ход­ство (См.: Cic., De re pub., I, 50). Имен­но с этим и свя­за­на такая болез­нен­ная реак­ция рим­ско­го ора­то­ра. Меж­ду тем, такое пони­ма­ние Цице­ро­ном op­ti­ma­tes гово­рит и о том, что боль­шую роль играл мораль­ный отте­нок это­го тер­ми­на13.

Боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей, опи­ра­ясь на употреб­ле­ние тер­ми­на «опти­ма­ты» в речах, трак­та­тах и пере­пис­ке Цице­ро­на и на свиде­тель­ства более позд­них источ­ни­ков (Т. Ливия, Вел­лея Патер­ку­ла и др.), как раз ука­зы­ва­ет на то, что тер­мин op­ti­ma­tes имел несколь­ко зна­че­ний: «широ­кое (или мораль­ное)» и «узкое»14.

«Широ­кое» зна­че­ние не вызва­ло осо­бой дис­кус­сии. По мне­нию Х. Штрас­бур­ге­ра, в этом зна­че­нии op­ti­ma­tes исполь­зо­ва­лось для харак­те­ри­сти­ки «неопре­де­лен­ной эли­ты, состо­я­щей из отдель­ных лич­но­стей или семей, кото­рые наи­бо­лее совер­шен­но пред­став­ля­ют свою сущ­ность» (die sein Wesen am reinsten rep­rä­sen­tie­ren)15. Ж. Элле­гу­ар и Б. П. Селец­кий, напро­тив, отста­и­ва­ют точ­ку зре­ния, соглас­но кото­рой «широ­кое» зна­че­ние — это, в сущ­но­сти, цице­ро­нов­ское пони­ма­ние это­го тер­ми­на16.

Гораздо боль­ше спо­ров ведет­ся вокруг «узко­го» зна­че­ния тер­ми­на op­ti­ma­tes. М. Гель­цер, Х. Штрас­бур­гер, Ж. Элле­гу­ар, Г. Фольк­манн, А. В. Зар­щи­ков, Ф. де Оли­вей­ра и А. М. Уорд счи­та­ют, что op­ti­ma­tes это наиме­но­ва­ние рим­ской ари­сто­кра­тии, состав­ляв­шей or­do se­na­to­rius17. Одна­ко эта точ­ка зре­ния пол­но­стью не отра­жа­ет суще­ст­во­вав­ше­го поло­же­ния дел. Ведь и po­pu­la­res при­над­ле­жа­ли к это­му сосло­вию, — и мно­гие из них были имен­но родо­ви­ты­ми ари­сто­кра­та­ми (no­bi­les)18.

С точ­ки зре­ния Х. Вир­шуб­ски, Э. А. М. Бэди­а­на и К. Фили, op­ti­ma­tes — это само­на­зва­ние рим­ской оли­гар­хии, состав­ляв­шей ядро рим­ской no­bi­li­tas, вокруг кото­рой объ­еди­ня­лись раз­лич­ные по соци­аль­но­му соста­ву сто­рон­ни­ки уста­но­вив­ше­го­ся поряд­ка, одна­ко они не фор­ми­ро­ва­ли пар­тии в совре­мен­ном пони­ма­нии и не име­ли отчет­ли­вой поли­ти­че­ской про­грам­мы19. Недо­стат­ком этой тео­рии явля­ет­ся игно­ри­ро­ва­ние фак­та неста­биль­но­сти поли­ти­че­ских груп­пи­ро­вок и неко­то­рой раз­мы­то­сти идео­ло­ги­че­ских гра­ниц, когда мно­гие рим­ские поли­ти­ки на про­тя­же­нии сво­ей жиз­ни часто меня­ли свои убеж­де­ния. Кро­ме того, сомни­тель­ным выглядит утвер­жде­ние о реаль­ной под­держ­ке поли­ти­ки рим­ской оли­гар­хии с.134 раз­лич­ны­ми соци­аль­ны­ми сло­я­ми. Гово­рить об уча­стии в боль­шой поли­ти­ке широ­ких сло­ев насе­ле­ния мож­но лишь для пери­о­да граж­дан­ских войн, когда прак­ти­че­ски все рим­ское обще­ство дели­лось на два про­ти­во­бор­ст­ву­ю­щих лаге­ря20.

Рез­ко отли­ча­ет­ся от выше­пе­ре­чис­лен­ных взглядов мне­ние А. С. Бала­хван­це­ва. Рос­сий­ский исто­рик пола­га­ет, что тер­мин op­ti­ma­tes впер­вые появил­ся око­ло 63 г. до н. э.21. Его автор­ство при­над­ле­жит Цице­ро­ну, кото­рый так обо­зна­чал состо­я­тель­ных граж­дан, защит­ни­ков суще­ст­ву­ю­ще­го строя22. Фак­ти­че­ски иден­тич­на пред­по­ло­же­нию А. С. Бала­хван­це­ва точ­ка зре­ния Р. В. Лапы­рён­ка. Он счи­та­ет, что op­ti­ma­tes — это коа­ли­ция рим­ских соб­ст­вен­ни­ков с доволь­но раз­но­шерст­ным соци­аль­ным соста­вом, пред­став­ляв­шая все сосло­вия рим­ско­го обще­ства: как быв­ших мари­ан­цев, так и быв­ших сул­лан­цев. Эта коа­ли­ция суще­ст­во­ва­ла толь­ко на про­тя­же­нии 60-х — 50-х гг. до н. э., объ­еди­нив­шись для того, чтобы про­ти­во­сто­ять дви­же­нию плеб­са, воз­глав­ля­е­мо­му амби­ци­оз­ны­ми поли­ти­ка­ми (Л. Кати­ли­ной и П. Кло­ди­ем), стре­мив­ши­ми­ся создать режи­мы лич­ной вла­сти23. Попыт­ки иссле­до­ва­те­ля дока­зать, что тер­мин op­ti­ma­tes не употреб­лял­ся в дру­гие хро­но­ло­ги­че­ские отрез­ки, абсо­лют­но неубеди­тель­ны.

С нашей точ­ки зре­ния, более объ­ек­тив­но к интер­пре­та­ции это­го поня­тия под­хо­дят К. В. Лей­си, Э. Грюн, А. Б. Его­ров, Д. Ирл, Д. Шотер, П. А. Брант, А. Лин­тотт, Л. Бурк­хард и К. Лопез24. Рас­хо­дясь в мел­ких дета­лях, они согла­ша­ют­ся с тем, что тер­мин op­ti­ma­tes был само­на­зва­ни­ем части ари­сто­кра­тии, кото­рая защи­ща­ла пер­вен­ство сена­та в поли­ти­че­ской жиз­ни Древ­не­го Рима и при­дер­жи­ва­лась тра­ди­ци­он­ных мораль­ных и идео­ло­ги­че­ских пред­став­ле­ний. Неко­то­рое сомне­ние вызы­ва­ет тезис об ори­ен­та­ции толь­ко этой груп­пы поли­ти­ков на тра­ди­ци­он­ные идео­ло­ги­че­ские пред­став­ле­ния25, так как их сопер­ни­ки в сво­ей дея­тель­но­сти так­же опи­ра­лись на рим­ские тра­ди­ции и mos maio­rum (нра­вы пред­ков)26.

Раз­бор пере­пис­ки Цице­ро­на ясно демон­стри­ру­ет то, что op­ti­ma­tes не были еди­ной груп­пи­ров­кой или объ­еди­не­ни­ем, а состо­я­ли из несколь­ких неболь­ших групп или отдель­ных знат­ных поли­ти­ков. В част­но­сти, коте­рия Като­на Млад­ше­го актив­но боро­лась за вли­я­ние с груп­пой сена­то­ров, в состав кото­рой вхо­ди­ли П. Кор­не­лий Лен­тул Спин­тер и Цице­рон. «Тот веч­ный враг сво­их с.135 дру­зей [Катон], кото­рый после тво­их вели­чай­ших бла­го­де­я­ний напра­вил про­тив тебя [П. Лен­ту­ла] свою слом­лен­ную и ослаб­лен­ную силу [после обра­зо­ва­ния I три­ум­ви­ра­та], нака­зал само­го себя за нашу участь» (Cic., Fam., I, 9, 2. Ср.: Att., V, 17, 5; VI, 8, 5; VII, 2, 6—7; Fam., I, 5, 3—4; 5а, 2; 7, 2, 4, 7—8; Q. fr., II, 3, 2; 4a, 3). Катон так­же про­ти­во­дей­ст­во­вал и дру­гой груп­пе ноби­лей, в состав кото­рой вхо­ди­ли Г. Помп­тин (пре­тор 61 г. до н. э.) и уже упо­ми­нав­ший­ся Аппий Клав­дий. «Помп­тин хочет справ­лять три­умф за 3 дня до ноябрь­ских нон. Пре­то­ры Катон и Сер­ви­лий и три­бун Кв. Муций пре­гра­дят ему путь у [три­ум­фаль­ных] ворот. Они отри­ца­ют суще­ст­во­ва­ние зако­на о пре­до­став­ле­нии ему импе­рия. Но вме­сте с Помп­ти­ном будет кон­сул Аппий. Катон все же утвер­жда­ет, что пока он жив, тот не спра­вит три­ум­фа» (Cic., Att., IV, 18, 4). Сле­ду­ет отме­тить пока­за­тель­ный факт — Цице­рон так­же недоб­ро­же­ла­тель­но отно­сил­ся к послед­ней груп­пи­ров­ке (Cic., Att., V, 16, 2. Ср.: Att., V, 17, 6; Fam., III, 6 и др.)27. И все это во вре­мя про­ти­во­сто­я­ния op­ti­ma­tes с «шай­ка­ми» Кло­дия и гла­ва­ми «пер­во­го три­ум­ви­ра­та», уже после сове­ща­ния Пом­пея, Цеза­ря и Крас­са в Лук­ке и во вре­мя бес­по­ряд­ков, тво­ри­мых воору­жен­ны­ми груп­па­ми Кло­дия и Мило­на! Одна­ко после нача­ла граж­дан­ской вой­ны все пере­чис­лен­ные рим­ские поли­ти­ки нахо­ди­лись на сто­роне Пом­пея и актив­но про­ти­во­дей­ст­во­ва­ли Цеза­рю. Неза­дол­го до нача­ла граж­дан­ской вой­ны меж­ду Цеза­рем и Пом­пе­ем уже упо­ми­нав­ший­ся Ап. Клав­дий, в пись­ме Цице­ро­ну отме­ча­ет, что «все мужи государ­ства спло­ти­лись вокруг Пом­пея» (Cic., Fam., III, 11, 4, пер. наш — А. Т.). Сам Цице­рон, гото­вясь к войне с М. Анто­ни­ем, в мар­те 43 г. до н. э. повто­ря­ет подоб­ную мысль: «Поэто­му мой Квинт [Кор­ни­фи­ций], взой­ди с нами на кор­му; ведь теперь один корабль у всех чест­ных, кото­рый мы ста­ра­ем­ся напра­вить по пря­мо­му пути» (Cic., Fam., XII, 25, 5). Таким обра­зом, толь­ко непо­сред­ст­вен­ная опас­ность изме­не­ния государ­ст­вен­но­го строя и угро­за их доми­ни­ру­ю­ще­му поло­же­нию в государ­стве застав­ля­ла объ­еди­нять­ся сто­рон­ни­ков сена­та, кото­рые в мир­ное вре­мя были посто­ян­ны­ми сопер­ни­ка­ми.

В общем, сле­дуя такой трак­тов­ке, тер­мин op­ti­ma­tes мож­но опре­де­лить как «идей­но-поли­ти­че­ское тече­ние»28, в рам­ках кото­ро­го суще­ст­во­ва­ли неболь­шие коте­рии ари­сто­кра­тов, с.136 стре­мив­ших­ся сохра­нить свое гос­под­ст­ву­ю­щее поло­же­ние и ори­ен­ти­ро­вав­ших­ся в сво­ей поли­ти­ке на сенат.

Одна­ко op­ti­ma­tes не был един­ст­вен­ным тер­ми­ном для харак­те­ри­сти­ки этой части рим­ских поли­ти­ков. Намно­го более широ­ко рас­про­стра­нен­ным было поня­тие bo­ni («чест­ные»).

Н. Н. Тру­хи­на, раз­ре­шая это про­ти­во­ре­чие, счи­та­ет, что bo­ni — это поли­ти­че­ская пар­тия сред­них сло­ев, про­во­див­шая свою поли­ти­ку и в раз­лич­ных ситу­а­ци­ях при­мы­кав­шая или к ноби­лям, или к демо­кра­ти­че­ской пар­тии29. Выво­ды иссле­до­ва­тель­ни­цы не под­твер­жда­ют­ся свиде­тель­ства­ми источ­ни­ков. Гово­рить о пар­ти­ях в Риме нет ника­ких осно­ва­ний, тем более выде­лять в отдель­ную пар­тию bo­ni.

Ж. Элле­гу­ар в сво­ем фун­да­мен­таль­ном труде пред­ло­жил дру­гой выход из ситу­а­ции. По его мне­нию, bo­ni — это «сто­рон­ни­ки пре­вос­ход­ства сена­та; люди, рас­по­ла­гаю­щие опре­де­лен­ным богат­ст­вом, для сохра­не­ния кото­ро­го сена­тор­ский режим им кажет­ся наи­луч­шей защи­той; но, в то же самое вре­мя, они рас­смат­ри­ва­ют­ся как при­вер­жен­цы чест­но­сти и охран­ни­ки мора­ли в поли­ти­че­ских отно­ше­ни­ях». Op­ti­ma­tes же — это «ари­сто­кра­ты, кото­рые, состав­ляя сена­тор­ское сосло­вие, оче­вид­но, так­же были заин­те­ре­со­ва­ны в под­держ­ке сена­та; но глав­ное для них — это укреп­ле­ние и сохра­не­ние при­ви­ле­гий сво­ей касты; bo­ni для них мас­са чер­но­ра­бо­чих, кото­рые полез­ны для осу­щест­вле­ния их наме­ре­ний»30. Таким обра­зом, он так­же разде­ля­ет поня­тия op­ti­ma­tes и bo­ni, в целом не при­во­дя убеди­тель­ных дово­дов в поль­зу это­го. В источ­ни­ках во мно­гих слу­ча­ях най­ти разде­ле­ние или про­ти­во­по­став­ле­ние этих тер­ми­нов прак­ти­че­ски невоз­мож­но (Ср., напр.: Cic., Att., I, 13, 2).

Во мно­гом с мне­ни­ем Ж. Элле­гу­а­ра сход­на точ­ка зре­ния П. А. Бран­та. Он отме­ча­ет крайне нега­тив­ное отно­ше­ние к низам обще­ства и вооб­ще к плеб­су Цице­ро­на, про­ти­во­по­став­ляв­ше­му про­сто­му наро­ду bo­ni — людей состо­я­тель­ных, заботя­щих­ся о без­опас­но­сти государ­ства. В эту кате­го­рию, по мне­нию П. А. Бран­та, вхо­ди­ли сена­то­ры, всад­ни­ки и муни­ци­паль­ная ари­сто­кра­тия, кото­рые долж­ны были слу­жить опо­рой для op­ti­ma­tes31.

Напро­тив, С. Л. Утчен­ко и А. Лин­тотт пола­га­ют, что op­ti­ma­tes и bo­ni были сино­ни­мич­ны­ми поня­ти­я­ми и явля­лись латин­ски­ми с.137 экви­ва­лен­та­ми гре­че­ских οἱ ἄρισ­τοι (луч­шие), οἱ χρεσ­τοί (порядоч­ные, чест­ные) и др.32. При этом, С. Л. Утчен­ко наста­и­ва­ет на том, что тер­мин bo­ni (как и op­ti­ma­tes в его трак­тов­ке) — это толь­ко обо­зна­че­ние «бла­го­на­ме­рен­ных» граж­дан, в сущ­но­сти, латин­ский экви­ва­лент греч. οἱ ἄρισ­τοι. На этом осно­ва­нии он даже дати­ро­вал воз­ник­но­ве­ние тер­ми­на «опти­ма­ты», беря за точ­ку отсче­та нача­ло широ­ко­го про­ник­но­ве­ния гре­че­ских вли­я­ний на рим­скую поли­ти­че­скую мысль с кон­ца II в. до н. э.33. Одна­ко изыс­ка­ния в обла­сти эти­мо­ло­гии пока­зы­ва­ют неза­ви­си­мое воз­ник­но­ве­ние op­ti­ma­tes. Тер­мин явля­ет­ся про­из­вод­ным от op­ti­mus, кото­рое воз­ник­ло от осно­вы сло­ва ops (сила, мощь, могу­ще­ство, власть, вли­я­тель­ность) «op-» суф­фик­са «-tum-»34. В ран­них источ­ни­ках op­ti­ma­tes не имел мораль­но­го оттен­ка. Энний име­ну­ет коринф­ских мат­рон «op­tu­ma­tes», имея в виду их знат­ное про­ис­хож­де­ние (Enn., Trag., CV ed. Joy­ce­lyn). Сер­вий сохра­нил отры­вок из исто­рии Като­на Стар­ше­го, в кото­ром послед­ний, опи­сы­вая государ­ст­вен­ный строй Кар­фа­ге­на, назы­ва­ет пуний­скую ари­сто­кра­тию op­ti­ma­tes (Serv., In Ver. Aen., IV, 682). Из этих сооб­ще­ний вид­но, что пер­во­на­чаль­но этот тер­мин был сино­ни­мом рим­ской ари­сто­кра­тии, не имея отчет­ли­во выра­жен­но­го мораль­но­го (нрав­ст­вен­но­го) оттен­ка, кото­рый он при­об­рел поз­же. Види­мо, что пере­осмыс­ле­ние зна­че­ния op­ti­ma­tes как сино­ни­ма οἱ ἄρισ­τοι как раз и про­изо­шло в кон­це II — нач. I в. до н. э., когда нача­лось широ­кое про­ник­но­ве­ние гре­че­ских вли­я­ний. Впер­вые в таком зна­че­нии op­ti­ma­tes встре­ча­ет­ся в «Рето­ри­ке к Герен­нию» (нач. I в. до н. э.) (Ps.-Cic., Rhet. ad He­ren., IV, 12, 45)35.

С нашей точ­ки зре­ния, более спра­вед­ли­во мне­ние В. К. Лей­си, кото­рый, уточ­няя зна­че­ние bo­ni, ука­зы­ва­ет на то, что он имел несколь­ко оттен­ков. В поли­ти­че­ском смыс­ле тер­мин bo­ni был сино­ни­мом поня­тия op­ti­ma­tes. Bo­ni и op­ti­mi были само­на­зва­ни­ем чле­нов пом­пе­ян­ской par­tes (Cic., Att., VII, 23, 1; VIII, 12d). Одна­ко Цице­рон в опре­де­лен­ных слу­ча­ях (осо­бен­но в поли­ти­че­ских речах) исполь­зо­вал этот тер­мин так же, как и op­ti­ma­tes, т. е. не как обо­зна­че­ние пар­тии или сослов­ной харак­те­ри­сти­ки, а как сино­ним всех «доб­ро­по­рядоч­ных» граж­дан. Для рим­ско­го ора­то­ра bo­ni — это те, кто под­дер­жи­ва­ет зако­ны, граж­дан­ский мир (oti­um), ищет граж­дан­ское согла­сие, защи­ща­ет инте­ре­сы res pub­li­ca36. с.138 В сущ­но­сти, иден­тич­ную точ­ку зре­ния выска­зал Б. П. Селец­кий. Толь­ко совет­ский иссле­до­ва­тель гово­рит о трех зна­че­ни­ях тер­ми­на bo­ni: мораль­ном (= οἱ ἄρισ­τοι), поли­ти­че­ском (= op­ti­ma­tes) и соци­аль­ном (= выс­шие сосло­вия)37.

К это­му сле­ду­ет доба­вить один пока­за­тель­ный факт, на кото­рый иссле­до­ва­те­ли ранее не обра­ща­ли вни­ма­ния, а имен­но, — употреб­ле­ние поня­тия bo­ni в пись­мах адре­са­тов Цице­ро­на. В подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев корре­спон­ден­ты рим­ско­го ора­то­ра исполь­зу­ют bo­ni толь­ко в поли­ти­че­ском зна­че­нии, как сино­ним тер­ми­на op­ti­ma­tes: М. Целий Руф (Cic., Fam., VIII, 4, 2), П. Кор­не­лий Лен­тул Спин­тер (Cic., Fam., XII, 15, 3), Г. Муна­ций Планк (Cic., Fam., X, 4, 3; 8, 2; 18, 1), М. Юний Брут (Cic., Att., XIII, 40, 1; ad Brut., I, 16, 1), Гн. Пом­пей Магн (Cic., Att., VIII, 12d, 1). Д. Брут Аль­бин и Г. Кас­сий Лон­гин исполь­зу­ют в схо­жих слу­ча­ях и в этом же зна­че­нии «op­ti­mus» (Cic., Fam., XI, 19, 2; XII, 11, 1; 12, 4). Сам Цице­рон, обра­ща­ясь к сво­им поли­ти­че­ским союз­ни­кам, намно­го чаще исполь­зу­ет поня­тие bo­ni как сино­ним op­ti­ma­tes, чем в пись­мах к Атти­ку (См., напр.: Cic., Fam., X, 13, 2; 22, 3; 27, 2; XI, 28, 1; XII, 5, 3; 6, 1—2; 14, 7; 22, 2; 23, 2; XIV, 18; XVI, 12, 1; ad Brut., II, 5, 3 и др.). Кро­ме того, сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние на то, что доволь­но часто, но не все­гда, Цице­рон назы­ва­ет воль­ноот­пу­щен­ни­ков и муни­ци­па­лов «ho­mo bo­nus» или «ci­vis bo­nus» (Cic., Fam., VI, 9, 1; XIII, 11, 3; 12, 2; 13, 1; 17, 3; 19, 3; 70, 1), тогда как сво­их поли­ти­че­ских сто­рон­ни­ков он назы­ва­ет «vir bo­nus» (См., напр.: Cic., Att., IV, 6, 1; Fam., V, 21, 1). Так­же при­ме­ча­тель­но, что про­вин­ци­а­лов в офи­ци­аль­ных доку­мен­тах назы­ва­ли οἱ ἄνδρες αγα­θοί, а не οἱ ἄνδρες ἄρισ­τοι (bo­ni vi­ri). Напри­мер: «Λεύκιος Οὐαλέ­ριος Λευ­κίου ὑιὸς στρα­τηγὸς συ­νεβου­λεύσα­το τῇ συγκλή­τω εἴδοις Δε­κεμβρίαις ἐν τῷ τῆς Ὁ­μο­νοίας ναῷ... περὶ ὧν Ἀλέ­ξανδρος Ἰάσο­νος καὶ Νου­μήνοις Ἀντιόχου καὶ Ἀλέ­ξανδρος Δω­ροθέου Ἰουδαίων πρεσ­βευ­ταί, ἄνδρες ἀγα­τοὶ καὶ σύμ­μα­χοι» («Пре­тор Л. Вале­рий, сын Луция, сде­лал сле­дую­щее пред­ло­же­ние сена­ту в декабрь­ские иды в хра­ме Согла­сия … отно­си­тель­но пред­ло­же­ния иудей­ских ста­рей­шин: Алек­сандра, сына Ясо­на, Нуме­ния, сына Антио­ха и Алек­сандра, сына Доро­фея, мужей доб­лест­ных и [рим­ских] союз­ни­ков») (Joseph. Flav., An­tiq. Jud., XIV, 145—146, пер. Г. Г. Ген­ке­ля). с.139 Таким обра­зом, поня­тие op­ti­ma­tes не было един­ст­вен­ным обо­зна­че­ни­ем груп­пы рим­ских поли­ти­ков, ори­ен­ти­ро­вав­ших­ся на сенат. Bo­ni был более широ­ко употреб­ля­е­мым тер­ми­ном. Цице­рон толь­ко в сво­ей пере­пис­ке исполь­зо­вал это поня­тие более 160 раз38, тогда как тер­мин op­ti­ma­tes толь­ко 17 раз39. Объ­яс­не­ни­ем это­му может послу­жить наме­рен­ное исполь­зо­ва­ние это­го поня­тия в поли­ти­че­ской борь­бе, так как, в отли­чие от op­ti­ma­tes, поня­тие «vir bo­nus» доста­точ­но рано, а воз­мож­но и изна­чаль­но, име­ло ярко выра­жен­ное зна­че­ние мораль­но­го пре­вос­ход­ства (Ср.: Plaut., Pseu­dol., 1143—1144; Ca­to, De ag­ri cult., Pref.)40.

Под­во­дя итог, еще раз под­черк­нем, что тер­ми­ны op­ti­ma­tes и bo­ni не обо­зна­ча­ли поли­ти­че­ских пар­тий. Эти поня­тия явля­лись рав­но­знач­ны­ми наиме­но­ва­ни­я­ми идей­но-поли­ти­че­ско­го тече­ния, внут­ри кото­ро­го суще­ст­во­ва­ли неболь­шие коте­рии или дей­ст­во­ва­ли отдель­ные поли­ти­ки, опи­рав­ши­е­ся в сво­ей поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти на сенат. Всех их свя­зы­ва­ли защи­та сво­ей вла­сти и при­ви­ле­ги­ро­ван­но­го поло­же­ния в обще­стве, общие идеи отно­си­тель­но сущ­но­сти государ­ст­вен­но­го строя и т. п.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Момм­зен Т. Исто­рия Рима. — М., 2002. — Т. 2. — С. 83—84. Кри­ти­ка домо­мм­зе­нов­ской исто­рио­гра­фии дана Х. Штрас­бур­ге­ром, см.: Stras­bur­ger H. Op­ti­ma­tes // RE. — 1939. — Bd. 18. — Hbbd. 1. — Sp. 775—779.
  • 2См., напр.: Вип­пер Р. Ю. Очер­ки по исто­рии Рим­ской импе­рии. — Ростов н/Д., 19952. — С. 16—17 sqq.; Ферре­ро Г. Вели­чие и паде­ние Рима. — М., 1916. — Т. 2. — С. 18—20; Meyer Ed. Cae­sars Mo­nar­chie und das Prin­ci­pat des Pom­pei­us. In­ne­re Ge­schich­te Roms vom 66 bis 44 V. Chr. — Stuttgart; Ber­lin, 1919. — S. 12, 68—69; Ростов­цев М. И. Рож­де­ние Рим­ской импе­рии. — М., 20032. — С. 31, 34 sqq.; Hea­ton J. W. Mob Vio­len­ce in the La­te Ro­man Re­pub­lic, 133—49 B. C. — Ur­ba­na, 1939. — P. 24 sqq.; Маш­кин Н. А. Рим­ские поли­ти­че­ские пар­тии в кон­це II и в нача­ле I в. до н. э. // ВДИ. — 1947. — № 3. — С. 126—139; Hill H. The Ro­man Middle Class in the Re­pub­li­can Pe­riod. — Oxf., 1952. — P. 51, 114—115; Sherwin-Whi­te A. N. Vio­len­ce in Ro­man Po­li­tics // The Cri­sis of the Ro­man Re­pub­lic. Stu­dies in Po­li­ti­cal and So­cial His­to­ry. — Cambr., 1969. — P. 151—161; Селец­кий Б. П. Тер­мин op­ti­ma­tes в его пер­во­на­чаль­ном обще­при­ня­том зна­че­нии в «Пере­пис­ке» Цице­ро­на // ВДИ. — 1979. — № 4. — С. 122; Тру­хи­на Н. Н. Поли­ти­ка и поли­ти­ки «золо­то­го века» Рим­ской с.140 рес­пуб­ли­ки (II в. до н. э.). — М., 1986. — С. 48—52; Евсе­ен­ко Т. П. От общи­ны к слож­ной государ­ст­вен­но­сти в антич­ном Сре­ди­зем­но­мо­рье. — СПб., 2005. — 210—220.
  • 3См.: Sy­me R. The Ro­man Re­vo­lu­tion. — Oxf., 1939. — P. 11; Stras­bur­ger H. Op. cit. — Sp. 773—798; Smith R. E. The Fai­lu­re of the Ro­man Re­pub­lic. — Cambr., 1955. — P. 86—88.
  • 4Brunt P. A. The Fall of the Ro­man Re­pub­lic and Re­la­ted Es­says. — Oxf., 1988. — P. 443—502; Mil­lar F. The Ro­man Re­pub­lic and the Augus­tan Re­vo­lu­tion. — Cha­pel Hill, 2002. — P. 134, 137, 140; Lin­tott A. The Con­sti­tu­tion of the Ro­man Re­pub­lic. — Oxf., 1999. — P. 175—176; Mou­rit­sen H. Plebs and Po­li­tics in the La­te Ro­man Re­pub­lic. — Cambr., 2001. — P. 3, 96.
  • 5Hel­le­gouarc’h J. Le vo­ca­bu­lai­re la­tin des re­la­tions et des par­tis po­li­ti­ques sous la Ré­pub­li­que. — P., 1963. — P. 112.
  • 6Здесь и далее пере­вод писем, речей и трак­та­тов Цице­ро­на, если не ого­во­ре­но осо­бо, В. О. Горен­штей­на.
  • 7См., напр.: Утчен­ко С. Л. К вопро­су о рим­ских поли­ти­че­ских пар­ти­ях // ВДИ. — 1963. — № 3. — С. 84—87; Kö­nig I. Q. Ser­to­rius. Ein Ka­pi­tel des frü­hen rö­mi­schen Bür­gerkrie­ges // Klio. — 2000. — Bd. 82. — S. 441.
  • 8Ср., напр.: Утчен­ко С. Л. К вопро­су… — С. 86; 88.
  • 9Stras­bur­ger H. Op. cit. — Sp. 773—775; Wirszubski Ch. Li­ber­tas as a Po­li­ti­cal Idea at Ro­me du­ring the La­te Re­pub­lic and Ear­ly Prin­ci­pa­te. — Cambr.; N. Y., 1950. — P. 39, n. 3; Селец­кий Б. П. Тер­мин op­ti­ma­tes… — С. 117—126; Brunt P. A. — P. 54, n. 89; Fee­ley C. Ref­le­xi­ve Po­li­tics: Ci­ce­ro’s Re­la­tionship with the Ro­man Vo­ters. — Los An­ge­les, 2006 — P. 5.
  • 10Hel­le­gouarc’h J. Op. cit. — P. 505.
  • 11Выво­ды К. Фили, кото­рая счи­та­ет, что Цице­рон наме­рен­но при­спо­саб­ли­вал зна­че­ния слов po­pu­la­res и op­ti­ma­tes, чтобы заво­е­вать дове­рие и плеб­са и сена­то­ров, весь­ма сомни­тель­ны, см.: Fee­ley C. Op. cit. — P. 5.
  • 12Ср.: Селец­кий Б. П. Тер­мин op­ti­ma­tes… — С. 121; Brunt P. A. Op. cit. — P. 54, n. 89.
  • 13Stras­bur­ger H. Op. cit. — Sp. 773; Wirszubski Ch. Op. cit. — P. 39—40; Ba­dian E. A. M. Op­ti­ma­tes, po­pu­la­res // Ox­ford Clas­si­cal Dic­tio­na­ry. — N. — Y., 1976. — P. 753—754; Зар­щи­ков А. В. Цезарь и цеза­ри­ан­цы: роль лич­ной груп­пи­ров­ки в поли­ти­че­ской борь­бе. Дисс… канд. ист. наук. — Сара­тов, 2003. — С. 52.
  • 14Ср.: Stras­bur­ger H. Op. cit. — Sp. 773; Hel­le­gouarc’h J. Op. cit. — P. 505; Volkmann H. Op­ti­ma­tes // Klei­ne Pau­li. — 1964. — Bd. 4. — Sp. 320; с.141 Его­ров А. Б. Поли­ти­че­ские пар­тии в Риме в пери­од граж­дан­ских войн II—I в. до н. э. Авто­реф. дисс… канд. ист. наук. — Л., 1977. — С. 7—9; Зар­щи­ков А. В. Ук. соч. — С. 52.
  • 15Stras­bur­ger H. Op. cit. — Sp. 773. Ср.: Volkmann H. Op. cit. — Sp. 320; Зар­щи­ков А. В. Ук. соч. — С. 52.
  • 16Hel­le­gouarc’h J. Op. cit. — P. 505; Селец­кий Б. П. Тер­мин op­ti­ma­tes… — С. 119.
  • 17Gel­zer M. Die Da­tie­rung von Ci­ce­ros Re­de De ha­rus­pi­cum res­pon­sis // Klio. — 1937. — Bd. 30. — S. 1 sqq; Stras­bur­ger H. Op. cit. — Sp. 773—798, esp. 773; Hel­le­gouarc’h J. Op. cit. — P. 505; Volkmann H. Op. cit. — Sp. 320—322, esp. 320; Зар­щи­ков А. В. Ук. соч. — С. 52; Oli­vei­ra F. de. As for­mas de con­sti­tuição em Cíce­ro // Máthe­sis. — 2004. — T. 13. — P. 111—112; Ward A. M. How De­moc­ra­tic Was Ro­man Re­pub­lic? // New England Clas­si­cal Jour­nal. — 2004. — Vol. 31. — № 2. — P. 105.
  • 18На это ука­зы­ва­ет сам Ж. Элле­гу­ар: Hel­le­gouarc’h J. Op. cit. — P. 521. Ср.: Tay­lor L. R. Par­ty Po­li­tics in the Age of Cae­sar. — Ber­ke­ley; Los An­ge­les; L., 1949. — P. 13; Meier Ch. Op. cit. Sp. 549 sqq; Lin­tott A. The Ro­man Con­sti­tu­tion in the Se­cond Cen­tu­ry B. C. // CAH2. — 1994. — Vol. 9: The Last Age of the Ro­man Re­pub­lic, 146—43 B. C. — P. 52; Shot­ter D. C. A. The Fall of the Ro­man Re­pub­lic. — L., 1999. — P. 27.
  • 19Wirszubski Ch. Op. cit. — P. 39—40; Ba­dian E. A. M. Fo­reign Clien­te­lae, 264—70 B. C. — Oxf., 1958. — P. 280; Его же. Op­ti­ma­tes, po­pu­la­res… — P. 753—754; Fee­ley C. Op. cit. — P. 64—72.
  • 20Ср.: Earl D. C. The Mo­ral and Po­li­ti­cal Tra­di­tion of Ro­me. — It­ha­ca, 1984. — P. 54.
  • 21Впер­вые это пред­по­ло­же­ние выска­за­ла Н. Н. Тру­хи­на, см.: Тру­хи­на Н. Н. Ук. соч. — С. 52.
  • 22Бала­хван­цев А. С. Ком­мен­та­рии // Аппи­ан Алек­сан­дрий­ский. Рим­ская исто­рия. — М., 2002. — С. 838, прим. 36.
  • 23Лапы­рё­нок Р. В. Ук. соч. — С. 160—162.
  • 24La­cey W. K. Bo­ni at­que impro­bi // G&R. — 1970. — Vol. 17. — № 1. — P. 6—7; Gruen E. S. The Last ge­ne­ra­tion of the Ro­man Re­pub­lic. — Ber­ke­ley, 1974. — P. 50; Его­ров А. Б. Ук. соч. — С. 7—9; Earl D. C. Op. cit. — P. 54; Brunt P. A. Op. cit. — P. 35 sqq, 470—471; Lin­tott A. The Ro­man Con­sti­tu­tion… — P. 49—53; Его же. The Con­sti­tu­tion… — P. 173—175; Shot­ter D. C. A. Op. cit. — P. 27; Burckhardt L. A. Op­ti­ma­tes // Der Neue Pau­ly. — Bd. 8. — 2000. — S. 1270—1273; López C. R. La cor­rup­tion à la fin de la ré­pub­li­que ro­mai­ne (IIe-Ier sièc­le av. J. — C.): as­pects po­li­ti­ques et fi­nan­ciers. — Neuchâtel, 2005. — P. 258.

    с.142

  • 25Mar­co Simón F., Pi­na Po­lo F. Con­cor­dia y li­ber­tas co­mo po­los de re­fe­ren­cia re­li­gio­sa en la lu­cha políti­ca de Repúbli­ca tardía // Ge­rión. — 2000. — T. 18. — P. 267.
  • 26Fer­ra­ry J. — L. Op­ti­ma­tes et Po­pu­la­res: Le prob­lèm du rôle de l’idéo­lo­gie dans la po­li­ti­que // Die spä­te rö­mi­sche Re­pub­lik / La fin de le ré­pub­li­que ro­mai­ne: Un dé­bat Fran­co-Al­le­mand d’his­toi­re et d’his­to­rio­gra­phie. — Ro­me, 1997. — P. 221 sqq.
  • 27Ср.: Meier Chr. Op. cit. — Sp. 564.
  • 28Тер­мин С. Л. Утчен­ко: Утчен­ко С. Л. Кри­зис и паде­ние Рим­ской рес­пуб­ли­ки. — М., 1965 — С. 172.
  • 29Тру­хи­на Н. Н. Ук. соч. — С. 52—55.
  • 30Hel­le­gouarc’h J. Op. cit. — P. 505.
  • 31Brunt P. A. Op. cit. — P. 54—55.
  • 32Утчен­ко С. Л. К вопро­су… — С. 79; Lin­tott A. The Ro­man Con­sti­tu­tion… — P. 49; Его же. The Con­sti­tu­tion… — P. 174. Так­же мно­гие иссле­до­ва­те­ли ука­зы­ва­ют на то, что тер­мин op­ti­ma­tes явля­ет­ся латин­ской каль­кой гре­че­ско­го οἱ ἄρισ­τοι. См., напр.: Stras­bur­ger H. Op. cit. — Sp. 774; Volkmann H. Op. cit. — Sp. 320; La­cey W. K. Op. cit. — P. 3; Ba­dian E. A. M. Op­ti­ma­tes, po­pu­la­res… — P. 753—754; Зар­щи­ков А. В. Ук. соч. — С. 37—40.
  • 33Утчен­ко С. Л. Уче­ние Цице­ро­на об «иде­аль­ном граж­да­нине» (vir bo­nus) // ВДИ. — 1954. — № 3. — С. 21—32, особ. 32; Его же. К вопро­су… — С. 83—84.
  • 34Wal­de A. La­tei­ni­sches ety­mo­lo­gi­sches Wör­ter­buch. — Hei­del­berg, 19543. — Bd. 2. — S. 216—217; Hel­le­gouarc’h J. Op. cit. — P. 500.
  • 35Stras­bur­ger H. Op. cit. — Sp. 773; Wirszubski Ch. Op. cit. — P. 39, n. 1; Wal­de A. Op. cit. — S. 217.
  • 36La­cey W. K. Op. cit. — P. 3—16.
  • 37Селец­кий Б. П. Соци­аль­ное и поли­ти­че­ское зна­че­ние сло­ва «bo­nus (bo­ni)» у Цице­ро­на // ВДИ. — 1976. — № 2. — С. 142—156.
  • 38Селец­кий Б. П. Соци­аль­ное и поли­ти­че­ское зна­че­ние сло­ва «bo­nus (bo­ni)»… — С. 143—152.
  • 39Hel­le­gouarc’h J. Op. cit. — P. 504.
  • 40О широ­ком употреб­ле­нии поня­тия bo­ni гово­рит и тот факт, что этот тер­мин про­дол­жа­ли исполь­зо­вать в поли­ти­че­ской борь­бе и в эпо­ху импе­рии. Во вто­рой поло­вине I в. н. э. сенат разде­лял­ся на «mul­ti bo­nique» (чест­ное боль­шин­ство) и «pau­ci et va­li­di» (могу­ще­ст­вен­ное с.143 мень­шин­ство). То есть тер­мин, при­об­ре­тя совер­шен­но новый смысл, сохра­нил отте­нок мораль­но­го пре­вос­ход­ства (Кна­бе Г. С. «Mul­ti bo­ni­que» и «pau­ci et va­li­di» в рим­ском сена­те в эпо­хи Неро­на и Фла­ви­ев // ВДИ. — 1970. — № 3. — С. 63—85, особ. 71—78).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1341515196 1341658575 1360567693 1362261270 1362558591 1362763129