Мусин А. Е.

Империя и федераты: археологические аспекты изучения христианизации

Текст приводится по изданию: Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Материалы IV Боспорских чтений. Керчь, 2003. С. 191—194.

с.191 Сре­ди метал­ли­че­ских укра­ше­ний, свя­зан­ных с пояс­ным набо­ром и кон­ской упря­жью, харак­тер­ных для Евро­пы эпо­хи ран­не­го сред­не­ве­ко­вья, мож­но выде­лить ряд пред­ме­тов с хри­сти­ан­ской сим­во­ли­кой. К ним отно­сят­ся пояс­ные пряж­ки с оваль­ным коль­цом и пря­мо­уголь­ным щит­ком с раз­лич­ны­ми по фор­ме и тех­ни­ке изо­бра­же­ни­я­ми кре­ста, пар­ной зве­ри­ной ком­по­зи­ции с кре­стом или биб­лей­ским (агио­гра­фи­че­ским) пер­со­на­жем, ее ико­но­гра­фи­че­ским руди­мен­том или же со щит­ком в фор­ме кре­ста раз­лич­ных типов («малые пряж­ки визан­тий­ско­го кру­га»), кото­рые сум­мар­но дати­ру­ют­ся кон­цом VI — нача­лом IX вв. (вари­ан­ты V—1, 2, II—6, II—7/2, II—7/1, II—7/3; по А. И. Айба­би­ну). Этот тип пря­жек тра­ди­ци­он­но рас­смат­ри­вал­ся иссле­до­ва­те­ля­ми с точ­ки зре­ния исто­рии про­из­вод­ства и регио­наль­ных вли­я­ний, но не в рели­ги­оз­но-исто­ри­че­ском аспек­те, поз­во­ля­ю­щим уточ­нить место этих ути­ли­тар­ных пред­ме­тов в про­цес­се хри­сти­а­ни­за­ции вар­ва­ров.

Суще­ст­ву­ю­щие кре­сто­об­раз­ные эле­мен­ты кон­ской упря­жи (ремен­ные разде­ли­те­ли), насколь­ко нам извест­но, вооб­ще не рас­смат­ри­ва­лись как свиде­тель­ство духов­ной куль­ту­ры эпо­хи. Оче­вид­но, что кре­сто­об­раз­ный эле­мент кон­ской упря­жи был изве­стен в архео­ло­ги­че­ских куль­ту­рах, не свя­зан­ных с хри­сти­ан­ским миром ни терри­то­ри­аль­но, ни хро­но­ло­ги­че­ски. Одна­ко его фор­ма, изна­чаль­но обу­слов­лен­ная чисто прак­ти­че­ской функ­ци­ей, в опре­де­лен­ном куль­тур­ном кон­тек­сте и с кон­крет­но­го вре­мен­но­го момен­та мог­ла с.192 вос­при­ни­мать­ся обще­ст­вен­ным созна­ни­ем в свя­зи с хри­сти­ан­ской сим­во­ли­кой. Свиде­тель­ства это­му суще­ст­ву­ют в пись­мен­ной тра­ди­ции. Точ­кой отсче­та может быть 326 г., на что ука­зы­ва­ет Эрмий Созо­мен (после 423 г.) (So­zom. HE. II; 1). Здесь сооб­ща­ет­ся, что най­ден­ные импе­ра­три­цей Еле­ной в Иеру­са­ли­ме гвозди Рас­пя­тия были исполь­зо­ва­ны в оформ­ле­нии узды коня импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на (324—337) во испол­не­ние биб­лей­ско­го про­ро­че­ства Заха­рии (Зах. 14:20): «В то вре­мя даже на кон­ских убо­рах будет начер­та­но “Свя­ты­ня Гос­под­ня”» (ср. сла­вян­ский текст. «Въ дѣнь онъ будетъ еже во оузде коня (греч.: epi ton xa­li­non (no­mi­na­ti­vus sing. — o xa­li­nos) tou hip­pou) — свя­то Гос­по­дь­ви Всѣдер­жи­те­лю»). Эсха­то­ло­ги­че­ский смысл про­ро­че­ства поня­тен в кон­тек­сте рели­ги­оз­ных пре­об­ра­зо­ва­ний 320—330 гг., рас­смат­ри­вав­ших­ся хри­сти­ан­ским созна­ни­ем как «конец исто­рии». Это спо­соб­ст­во­ва­ло ново­му рели­ги­оз­но­му осмыс­ле­нию ста­рой фор­мы, что, на наш взгляд, нахо­дит под­твер­жде­ние в фак­те созна­тель­но­го оформ­ле­ния разде­ли­те­лей встав­ка­ми из дра­го­цен­ных кам­ней и дру­ги­ми юве­лир­ны­ми эле­мен­та­ми, извест­ным по мате­ри­а­лам ряда памят­ни­ков V—VII вв., харак­те­ри­зу­ю­щих куль­ту­ру вар­вар­ской эли­ты. В докла­де при­во­дят­ся наши пред­ва­ри­тель­ные наблюде­ния за хро­но­ло­ги­ей и гео­гра­фи­ей рас­про­стра­не­ния подоб­ных укра­ше­ний на терри­то­рии Евро­пы и осно­ван­ные на них выво­ды куль­тур­но-исто­ри­че­ско­го харак­те­ра. Дина­ми­ка рас­про­стра­не­ния тра­ди­ции укра­ше­ния ремен­ных разде­ли­те­лей кон­ской упря­жи непо­сред­ст­вен­но свя­за­на с тра­ди­ци­ей imi­ta­tio im­pe­rii и обу­слов­ле­на поли­ти­че­ски­ми и дипло­ма­ти­че­ски­ми кон­так­та­ми Импе­рии и вар­вар­ских королевств.

Сим­во­ли­ка поя­са и пояс­но­го набо­ра тра­ди­ци­он­но вос­при­ни­ма­лась арха­и­че­ски­ми обще­ства­ми в ее рели­ги­оз­ном и апотро­пе­и­че­ском зна­че­нии. Такое пони­ма­ние поя­са, допол­нен­ное пред­став­ле­ни­я­ми о нем как инсиг­нии вла­сти или сим­во­ле при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­но­му соци­аль­но­му слою не было чуж­до и хри­сти­ан­ской куль­ту­ре, что засвиде­тель­ст­во­ва­но в Ac­ta Sancto­rum и Ac­ta Mar­ty­rium. Наблюде­ния за исто­ри­че­ским про­ис­хож­де­ни­ем, хро­но­ти­по­ло­ги­ей и гео­гра­фи­ей рас­про­стра­не­ния дета­лей пояс­но­го набо­ра, несу­щих на себе хри­сти­ан­скую сим­во­ли­ку, могут пре­до­ста­вить инфор­ма­цию о путях, осо­бен­но­стях и эта­пах хри­сти­а­ни­за­ции евро­пей­ских наро­дов.

Хри­сти­а­ни­зи­ру­е­мым реги­о­ном с гот­ским насе­ле­ни­ем в пери­од 350—400 гг. явля­лось Поду­на­вье, а не визан­тий­ская Тав­ри­ка, ока­зав­ша­я­ся вто­рич­ной для хри­сти­ан­ско­го вли­я­ния. В пер­вой поло­вине — середине VI в. здесь появ­ля­ют­ся пряж­ки с изо­бра­же­ни­ем кре­ста на пря­мо­уголь­ным щит­ке (Гур­зуф, Бос­пор). Они рас­смат­ри­ва­ют­ся с.193 как гер­ман­ские импор­ты, а их появ­ле­ние свя­зы­ва­ет­ся с собы­ти­я­ми 527—534 гг., когда импе­ра­тор Юсти­ни­ан (527—565) отправ­ля­ет на Бос­пор армей­ский кон­тин­гент этни­че­ских готов из Поду­на­вья (А. И. Айба­бин).

Появ­ле­ние подоб­ных пря­жек в Тав­ри­ке нель­зя рас­смат­ри­вать в каче­стве непо­сред­ст­вен­ных заим­ст­во­ва­ний, посколь­ку пря­мые ана­ло­гии в этом реги­оне в насто­я­щее вре­мя не извест­ны. Для «Евро­пей­ской Готии» V—VI вв. харак­тер­ны пряж­ки с пря­мо­уголь­ны­ми щит­ка­ми, на кото­рых пред­став­ле­ны более раз­ви­тые сюже­ты хри­сти­ан­ской ико­но­гра­фии (Вос­кре­се­ние Хри­сто­во, про­рок Дани­ил во рву льви­ном, сце­ны муче­ни­че­ства). Сто­ит при­знать спон­тан­ное воз­ник­но­ве­ние это­го типа укра­ше­ний в Кры­му в про­цес­се хри­сти­а­ни­за­ции мест­ных пле­мен-феде­ра­тов в VI в. Поми­мо оче­вид­но­го апотро­пе­и­че­ско­го зна­че­ния хри­сти­ан­ской сим­во­ли­ки в пояс­ном набо­ре, в таких пряж­ках воз­мож­но увидеть ука­за­ние на поте­стар­ные или пред­ста­ви­тель­ские функ­ции их вла­дель­ца. Одна­ко отсут­ст­вие чет­кой ген­дер­ной при­уро­чен­но­сти это­го типа укра­ше­ний не поз­во­ля­ет прий­ти к окон­ча­тель­но­му заклю­че­нию в отно­ше­нии ста­тус­но­го харак­те­ра подоб­ных пря­жек.

Иная куль­тур­ная судь­ба харак­тер­на для малых визан­тий­ских пря­жек с кре­сто­вид­ным щит­ком, укра­шен­ным «цир­куль­ным орна­мен­том», кото­рые дати­ру­ют­ся на терри­то­рии Малой Азии, мате­ри­ко­вой и ост­ров­ной Гре­ции кон­цом VI — нача­лом VII вв. Харак­тер­но про­ис­хож­де­ние это­го типа укра­ше­ний из ком­плек­сов эта­лон­ных памят­ни­ков хри­сти­ан­ской архи­тек­ту­ры (Ефес, Афи­ны, Фес­са­ло­ни­ки, Самос, Теур­ниа), что поз­во­ля­ет утвер­ждать их осо­знан­но кон­фес­сио­наль­ный харак­тер. Дати­ров­ка типо­ло­ги­че­ски близ­ких, но лишен­ных орна­мен­та­ции, пря­жек в Тав­ри­ке (вто­рая поло­ви­на VII — пер­вая поло­ви­на VIII вв.), осно­ван­ная на мате­ри­а­лах погре­баль­ных ком­плек­сов (Ска­ли­стое: №№ 371, 381, 400, 625; Эски-Кер­мен), долж­на соот­но­сить­ся со вре­ме­нем куль­тур­ной депо­зи­ции дан­ных пред­ме­тов. Нача­ло быто­ва­ния этих арте­фак­тов, явля­ю­щих­ся оче­вид­ной ими­та­ци­ей, сто­ит отне­сти к рубе­жу VI/VII — пер­вой поло­вине VII вв. и при­знать не само­сто­я­тель­ным твор­че­ст­вом, а резуль­та­том куль­тур­но­го вли­я­ния. К это­му пери­о­ду сто­ит отне­сти и пряж­ки с кре­сто­вид­ным щит­ком услож­нен­ной фор­мы (Эски-Кер­мен 329, Хер­со­нес 18/1914).

Иссле­до­ва­те­ли выде­ля­ли три важ­ней­ших цен­тра про­из­вод­ства пояс­ных пря­жек на юге Восточ­ной Евро­пы эпо­хи ран­не­го сред­не­ве­ко­вья — Бос­пор (Л. А. Мацуле­вич, B. Sa­lin), Юго-запад­ный Крым (А. К. Амброз) и Хер­со­нес (А. И. Айба­бин). Непо­сред­ст­вен­но с ремес­лен­ной с.194 дея­тель­но­стью визан­тий­ских цен­тров сто­ит свя­зать изготов­ле­ние упро­щен­ных вари­ан­тов «малых пря­жек визан­тий­ско­го кру­га» (Хер­со­нес). Про­из­вод­ство пря­жек с пря­мо­уголь­ным щит­ком, несу­щим хри­сти­ан­скую сим­во­ли­ку, логич­нее соот­не­сти с соб­ст­вен­но вар­вар­ской сре­дой.

Этот тип ремен­ных укра­ше­ний воз­мож­но при­чис­лить к так назы­вае­мым «вещам-гибридам» (тер­мин, раз­ра­ботан­ный Г. Ф. Кор­зу­хи­ной на севе­ро­ев­ро­пей­ском мате­ри­а­ле). Гибриди­за­ция пред­ста­ет здесь не про­сто как осо­бая функ­ция ран­не­фе­о­даль­ной куль­ту­ры, а как рели­ги­оз­ное твор­че­ство эпо­хи хри­сти­а­ни­за­ции, обле­каю­щее новые сим­во­лы в фор­мы ста­рой куль­ту­ры. Типич­но гер­ман­ские фор­мы ремен­ных укра­ше­ний, име­ю­щие свои прото­ти­пы на сред­нем Дунае или ост­ро­гот­ской Ита­лии, ока­за­лись вос­при­ня­ты­ми воен­но-хри­сти­ан­ской куль­ту­рой севе­ро-восточ­ных феде­ра­тов Импе­рии. Такое соеди­не­ние «меча и кре­ста», весь­ма харак­тер­ное для пери­о­да хри­сти­а­ни­за­ции дру­жин­ных демо­кра­тий, нахо­дит свое мате­ри­аль­ное вопло­ще­ние пре­иму­ще­ст­вен­но в погра­нич­ных ситу­а­ци­ях двух миров — вар­вар­ско­го и хри­сти­ан­ско­го. Имен­но перед лицом bar­ba­ri­cum’а новым хри­сти­а­нам, испо­ве­до­вав­шим идео­ло­гию «дру­жи­ны Гос­под­ней», необ­хо­ди­мо было пре­дель­но ясно демон­стри­ро­вать свой обнов­лен­ный кон­фес­сио­наль­ный и соци­о­куль­тур­ный ста­тус. Это явле­ние может быть оха­рак­те­ри­зо­ва­но как ста­ди­аль­ное в раз­ви­тии хри­сти­ан­ской куль­ту­ры и име­ю­щее над­ре­гио­наль­ный харак­тер.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1303322046 1341515196 1341658575 1366877674 1366882711 1366889108