Лотар Хасельбергер
(Lothar Haselberger)

Строительные чертежи храма Аполлона в Дидимах

В мире науки, 1986, № 2 (Scientific American, 1985, № 12).

Архео­ло­ги дол­гое вре­мя не мог­ли выяс­нить, како­го рода чер­те­жа­ми поль­зо­ва­лись древ­ние гре­ки при стро­и­тель­стве хра­мов. Лишь недав­но было уста­нов­ле­но, что они вычер­чи­ва­ли их на поверх­но­стях камен­ных плит само­го соору­же­ния.

Как древ­ние гре­ки про­ек­ти­ро­ва­ли и стро­и­ли свои клас­си­че­ские архи­тек­тур­ные памят­ни­ки, счи­тав­ши­е­ся образ­цо­вы­ми и в после­дую­щие эпо­хи? Каки­ми стро­и­тель­ны­ми при­е­ма­ми поль­зо­ва­лись при воз­веде­нии этих вну­ши­тель­ных мра­мор­ных соору­же­ний? На какой эсте­ти­че­ской кон­цеп­ции было осно­ва­но их стро­и­тель­ное искус­ство? Более 200 лет архео­ло­ги пыта­лись най­ти отве­ты на эти вопро­сы. Извест­но, что гре­че­ские архи­тек­то­ры сами состав­ля­ли подроб­ные пись­мен­ные пояс­не­ния, в кото­рых рас­кры­ва­ли замы­сел соору­же­ния и спо­со­бы его стро­и­тель­ства, одна­ко ни одно из этих пись­мен­ных свиде­тельств не дошло до наших дней. Ника­кие дру­гие источ­ни­ки не отве­ча­ют на вопрос, како­го рода стро­и­тель­ны­ми чер­те­жа­ми (если тако­вые суще­ст­во­ва­ли) поль­зо­ва­лись древ­ние стро­и­те­ли. Поэто­му, есте­ствен­но, архео­ло­ги не име­ли пред­став­ле­ния о том, где их сле­ду­ет искать.

На самом деле «чер­те­жи» все это вре­мя были бук­валь­но перед ними. Авто­ру этих строк недав­но уда­лось обна­ру­жить целый архив «стро­и­тель­ных чер­те­жей». Они спо­кой­но «лежа­ли» в том месте, где архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния ведут­ся с нача­ла наше­го века — в руи­нах зна­ме­ни­то­го хра­ма Апол­ло­на в Диди­мах, к югу от совре­мен­но­го турец­ко­го горо­да Секе.

Во вре­мя одной из поездок по зем­ле клас­си­че­ской антич­но­сти, кото­рые Немец­кий архео­ло­ги­че­ский инсти­тут еже­год­но орга­ни­зу­ет для моло­дых архео­ло­гов, автор посвя­тил часть вре­ме­ни осмот­ру хра­ма Апол­ло­на в Диди­мах. Тогда, в октяб­ре 1979 г., я и обна­ру­жил мно­же­ство тон­ких линий, про­ца­ра­пан­ных на неко­то­рых сте­нах хра­ма. Наход­ка, воз­будив­шая мое любо­пыт­ство во вре­мя этой слу­чай­ной поезд­ки в Диди­мы, соста­ви­ла осно­ву для фун­да­мен­таль­но­го архео­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния: было уста­нов­ле­но, что обна­ру­жен­ные линии есть не что иное, как чер­те­жи раз­лич­ных стро­и­тель­ных эле­мен­тов хра­ма. Выгра­ви­ро­ван­ные на сте­нах чер­те­жи зани­ма­ют пло­щадь свы­ше 200 м2 и пред­став­ля­ют собой наи­бо­лее подроб­ный и пол­ный из извест­ных нам «ком­плек­тов» древ­них стро­и­тель­ных чер­те­жей.

Стро­и­тель­ство хра­ма Апол­ло­на, гре­че­ско­го бога све­та, покро­ви­те­ля искусств и про­ри­ца­те­лей, было нача­то под покро­ви­тель­ст­вом могу­ще­ст­вен­но­го тор­го­во­го горо­да Миле­та на южной окра­ине древ­ней Ионии. Храм пред­на­зна­чал­ся для само­го зна­ме­ни­то­го на восточ­ных гра­ни­цах элли­ни­сти­че­ско­го мира ора­ку­ла и дол­жен был заме­нить более древ­нее зда­ние (на месте еще более древ­не­го свя­ти­ли­ща), раз­ру­шен­ное пер­са­ми.

Раз­ра­бот­ка про­ек­та хра­ма нача­лась вско­ре после 334 г. до н. э., когда Алек­сандр Македон­ский при­был в Малую Азию (сре­ди иссле­до­ва­те­лей суще­ст­ву­ют раз­лич­ные точ­ки зре­ния по вопро­су о вре­ме­ни стро­и­тель­ства хра­ма — прим. ред.). Вели­че­ст­вен­ное соору­же­ние созда­вал милет­ский архи­тек­тор Даф­нис в сотруд­ни­че­стве с Пэо­ни­ем Эфес­ским, одним из веду­щих архи­тек­то­ров Ионии. Пэо­ний в то вре­мя завер­шил работу по стро­и­тель­ству зна­ме­ни­то­го хра­ма Арте­ми­ды в сво­ем род­ном горо­де-государ­стве. Эфес­ский храм Арте­ми­ды, до того вре­ме­ни круп­ней­ший из гре­че­ских хра­мов, счи­тал­ся в древ­нем мире одним из семи чудес све­та. Новый храм Апол­ло­на не дол­жен был усту­пать хра­му Арте­ми­ды ни по сво­им раз­ме­рам, ни по сво­е­му вели­ко­ле­пию.

Одна­ко реа­ли­за­ция про­ек­та хра­ма про­дви­га­лась очень мед­лен­но и через 600 лет стро­и­тель­ные работы были пре­кра­ще­ны. Недо­стро­ен­ный храм про­сто­ял до сред­них веков, когда боль­шая его часть была раз­ру­ше­на зем­ле­тря­се­ни­ем.

Даже в руи­нах вели­че­ст­вен­ное мра­мор­ное соору­же­ние про­из­ве­ло на меня боль­шой впе­чат­ле­ние. Три из мно­же­ства колонн высотой по 19,7 м еще высят­ся на сту­пен­ча­той плат­фор­ме хра­ма дли­ной 120 м и шири­ной 60 м. Одна из них оста­лась необ­ра­ботан­ной и как бы заклю­че­на в обо­лоч­ку из гру­бо оте­сан­но­го кам­ня; две дру­гие пол­но­стью отде­ла­ны и еще под­дер­жи­ва­ют часть камен­но­го антаб­ле­мен­та — бал­ки, на кото­рой долж­на была поко­ить­ся кры­ша. Двой­ной ряд таких колонн (общим чис­лом 108) дол­жен был охва­ты­вать такой же высоты сте­ны внут­рен­не­го свя­ти­ли­ща. Еще 12 рез­ных колонн того же раз­ме­ра и фор­мы, уста­нов­лен­ных в три ряда по четы­ре колон­ны сто­я­ли в пор­ти­ке, обра­щен­ном при­бли­зи­тель­но на восток. Десять колонн на фаса­де хра­ма име­ли более бога­тую резь­бу, чем колон­ны пор­ти­ка. К момен­ту пре­кра­ще­ния стро­и­тель­ства боль­шин­ство колонн было уста­нов­ле­но на место.

За лесом фрон­таль­ных колонн воз­вы­шал­ся огром­ный про­ем («мани­фе­ста­ци­он­ный пор­тал»), кото­рый, одна­ко, не мог исполь­зо­вать­ся по назна­че­нию: его порог так высо­ко над полом, что через него нель­зя пере­сту­пить. За пор­та­лом рас­по­ла­гал­ся зал с воз­вы­ше­ни­ем, с кото­ро­го вещал ора­кул.

Мож­но было бы пред­по­ло­жить, что два ряда боко­вых колонн по всей длине хра­ма долж­ны были под­дер­жи­вать огром­ную кры­шу, пере­кры­вав­шую всю его шири­ну. На самом же деле внут­ри хра­ма нахо­дил­ся откры­тый немо­ще­ный двор — адитум, или «свя­тая свя­тых», — одно из наи­бо­лее заме­ча­тель­ных внут­рен­них соору­же­ний, создан­ных гре­че­ски­ми архи­тек­то­ра­ми.

Здесь, у лав­ро­во­го дере­ва, под кото­рым, по пре­да­нию, был зачат Апол­лон, из зем­ли бил свя­щен­ный источ­ник. Над источ­ни­ком сто­ял неболь­шой бога­то укра­шен­ный внут­рен­ний храм, «май­ское», с брон­зо­вой ста­ту­ей бога внут­ри. Хотя этот храм был раз­ру­шен до осно­ва­ния еще в нача­ле нашей эры, сохра­ни­лись сот­ни фраг­мен­тов, по кото­рым ока­за­лось воз­мож­ным вос­ста­но­вить его на бума­ге.

Попасть во внут­рен­ний двор (в древ­но­сти пра­во на это име­ли толь­ко неко­то­рые избран­ные), мож­но было лишь через один из двух узких тем­ных наклон­ных коридо­ров, устро­ен­ных под опо­ра­ми «мани­фе­ста­ци­он­но­го пор­та­ла». Каж­дый коридор закан­чи­вал­ся вести­бю­лем подоб­ным гроб­ни­це, и тот, кто выхо­дил из вести­бю­ля во внут­рен­ний двор, был вне­зап­но ослеп­лен ярким све­том.

Даже сте­ны поди­у­ма вдоль осно­ва­ния дво­ра мог­ли вос­хи­тить посе­ти­те­ля. Когда я впер­вые попал туда, меня преж­де все­го пора­зи­ло, что камен­ные бло­ки стен подо­гна­ны друг к дру­гу с без­уко­риз­нен­ной точ­но­стью. Имен­но здесь на стене в несколь­ких шагах от выхо­да из коридо­ра север­ной сто­ро­ны хра­ма я впер­вые увидел мно­же­ство тон­ких наца­ра­пан­ных линий. Осо­бен­но удив­ля­ло, что линии про­хо­ди­ли на рав­ных рас­сто­я­ни­ях (1,8—1,9 см) друг от дру­га.

Сол­неч­ные лучи, отра­жен­ные белым мра­мо­ром стен, сле­пи­ли меня, и в тот день я не смог иссле­до­вать линии более тща­тель­но. Я воз­вра­тил­ся на сле­дую­щий день в то вре­мя, когда свет падал на сте­ны под дру­гим углом. На этот раз кро­ме мно­го­чис­лен­ных пря­мых линий на мра­мор­ной поверх­но­сти были замет­ны дуги в поло­ви­ну и чет­верть окруж­но­сти. Это откры­тие заста­ви­ло меня задер­жать­ся на несколь­ко дней для изу­че­ния стен во внут­рен­нем дво­ре и в дру­гих местах раз­ва­лин хра­ма.

Ока­за­лось, что тон­кая сет­ка пере­се­каю­щих­ся линий и гео­мет­ри­че­ских фигур покры­ва­ет боль­шую часть стен поди­у­ма вокруг дво­ра. Такие же линии были обна­ру­же­ны на плос­ких поверх­но­стях фраг­мен­тов в раз­ва­ли­нах хра­ма. В целом линии зани­ма­ют пло­щадь при­мер­но в 200.

Там были пря­мые линии дли­ной до 20 м и окруж­но­сти или дуги с ради­у­сом до 4,5 м. Древ­ний чер­теж­ник про­во­дил парал­лель­ные пря­мые, стро­ил мно­го­уголь­ни­ки и стя­ги­ваю­щие дуги и делил пря­мые на рав­ные отрез­ки. Обна­ру­жен­ные линии тон­ки, подоб­но каран­даш­ным, и вре­за­ны в мра­мор на глу­би­ну чуть боль­ше 0,5 мм. Пря­мые линии и дуги были тща­тель­но про­веде­ны тон­ким метал­ли­че­ским рез­цом, ведо­мым по длин­ной линей­ке или (для дуг) укреп­лен­ным на кон­це цир­ку­ля. Име­лись и «неточ­ные» линии, кото­рые, одна­ко, во всех слу­ча­ях были исправ­ле­ны.

Уди­ви­тель­но, что вли­я­ние атмо­сфер­но­го воздей­ст­вия на состо­я­ние и самих линий, и поверх­но­сти мра­мор­ных стен ока­за­лось незна­чи­тель­ным. Места­ми линии под­верг­лись эро­зии дож­де­вой водой или были покры­ты «наки­пью» мине­раль­ных отло­же­ний, остав­ших­ся после испа­ре­ния воды. Кое-где поверх­ность мра­мо­ра раз­рых­ли­лась и линии исчез­ли. Тем не менее во мно­гих местах линии выглядят так, буд­то они были толь­ко что начер­че­ны. Одна­ко даже там, где они хоро­шо вид­ны, «про­чи­тать» цели­ком все изо­бра­же­ние невоз­мож­но: как толь­ко отсту­па­ешь от сте­ны, чтобы охва­тить зре­ни­ем боль­шую пло­щадь, линии про­па­да­ют.

Мно­же­ст­вен­ные следы крас­но­ва­то­го мине­раль­но­го пиг­мен­та, сохра­нив­ши­е­ся на сте­нах (глав­ным обра­зом под сло­ем наки­пи), свиде­тель­ст­ву­ют о том, что «чер­теж­ная» плос­кость сна­ча­ла зату­ше­вы­ва­лась крас­ным мелом; после это­го рез­цом выпол­нял­ся чер­теж, кото­рый высту­пал как тон­кий белый кон­тур на тем­но-крас­ном фоне. Повтор­ной зату­шев­кой мелом мож­но было «сте­реть» непра­виль­ную линию и испра­вить ее.

С само­го нача­ла мне было ясно, что эти линии — не бес­смыс­лен­ные кара­ку­ли, на кото­рые мож­но не обра­щать вни­ма­ния. И коли­че­ство линий, и тща­тель­ность их выпол­не­ния свиде­тель­ст­во­ва­ли толь­ко об одном: это работа искус­но­го чер­теж­ни­ка.

В наше вре­мя линии мож­но чет­ко видеть толь­ко в косых лучах солн­ца, когда в их углуб­ле­ни­ях обра­зу­ют­ся тени; для это­го при­хо­дит­ся либо ждать под­хо­дя­ще­го часа, либо при­бе­гать к помо­щи зер­кал. Так как фото­гра­фия бес­силь­на вос­про­из­ве­сти древ­ние «чер­те­жи» во всех подроб­но­стях, оста­вал­ся един­ст­вен­ный спо­соб изу­чить их: пере­ри­со­вать линии в умень­шен­ном мас­шта­бе, про­из­ведя тща­тель­ные изме­ре­ния.

Работа по чте­нию, изме­ре­нию и пере­ри­сов­ке линий была нача­та в 1980 г. как часть обшир­но­го архео­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния памят­ни­ка в Диди­мах, руко­во­ди­мо­го К. Тухель­том и орга­ни­зо­ван­но­го Э. Бух­не­ром, пре­зи­ден­том Немец­ко­го архео­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та. За 39 недель тща­тель­ной и кро­пот­ли­вой работы мне уда­лось пере­не­сти на бума­гу при­мер­но поло­ви­ну всех обна­ру­жен­ных «чер­те­жей».

Едва лишь закон­чив пер­вый рису­нок, я сра­зу полу­чил ответ на основ­ной вопрос: что изо­бра­же­но на чер­те­жах? Если срав­нить кон­тур, или про­филь, базы колон­ны с чер­те­жом, ско­пи­ро­ван­ным с одной из стен внут­рен­не­го дво­ра, то сход­ство меж­ду ними сра­зу же ста­но­вит­ся оче­вид­ным (см. рису­нок вни­зу). Отдель­ные части зда­ния были вычер­че­ны древни­ми стро­и­те­ля­ми на поверх­но­стях стен в нату­раль­ную вели­чи­ну (т. е. в мас­шта­бе 1 : 1) с высо­чай­шей точ­но­стью.

Сход­ство меж­ду эски­зом базы колон­ны и дей­ст­ви­тель­ным раз­ре­зом колон­ны пора­зи­тель­но, одна­ко есть и раз­ли­чия. Самое зна­чи­тель­ное и замет­ное из них под­да­ет­ся и наи­бо­лее про­сто­му объ­яс­не­нию: на настен­ном чер­те­же не пока­за­ны гори­зон­таль­ные выточ­ки, или пазы, в высту­паю­щей закруг­лен­ной части базы колон­ны, назы­вае­мой тором (валом). Эти выточ­ки все­гда выпол­ня­лись лишь после того, как был выте­сан объ­ем базы колон­ны. Толь­ко таким обра­зом их мож­но было сде­лать пря­мы­ми и ров­ны­ми.

Менее замет­ные раз­ли­чия на чер­те­жах пред­став­ля­ют­ся более инте­рес­ны­ми. Напри­мер, полу­круг­лый валик непо­сред­ст­вен­но над тором вычер­чи­вал­ся два­жды: сна­ча­ла высту­паю­щим впе­ред, а затем сме­щен­ным внутрь на 2,4 см, т. е. в сво­ем истин­ном поло­же­нии. Кро­ме того, две кри­вые обо­зна­ча­ют сме­ще­ние ниж­ней части тора внутрь на рас­сто­я­ние менее 1 см; это сме­ше­ние при­во­дит в соот­вет­ст­вие изо­бра­же­ние и дей­ст­ви­тель­ное сече­ние тора.

Опи­сан­ные мел­кие рас­хож­де­ния могут пока­зать­ся не сто­я­щи­ми вни­ма­ния, осо­бен­но в срав­не­нии с раз­ме­ра­ми колон­ны (высота око­ло 20 м, диа­метр 2 м). Одна­ко эти уточ­не­ния отнюдь не пустяч­ны в све­те тех жест­ких кри­те­ри­ев фор­мы и про­пор­цио­наль­но­сти, кото­рых, как при­ня­то счи­тать, при­дер­жи­ва­лись гре­че­ские архи­тек­то­ры. Про­ек­ти­ро­ва­ние любо­го эле­мен­та хра­ма тре­бо­ва­ло стро­го­го соблюде­ния точ­ных гео­мет­ри­че­ских соот­но­ше­ний. Напри­мер, чер­теж про­фи­ля базы колон­ны опре­де­лял­ся пря­мо­уголь­ны­ми коор­ди­нат­ны­ми ося­ми (см. рису­нок на с. 91). Вер­ти­каль­ная ось долж­на была лишь касать­ся поверх­но­сти ство­ла колон­ны, а гори­зон­таль­ная ось про­во­ди­лась там, где тор дости­гал наи­бо­лее уда­лен­ной точ­ки ради­аль­ной про­ек­ции. Две дру­гие гори­зон­таль­ные линии огра­ни­чи­ва­ли про­филь тора свер­ху и сни­зу, при­чем ниж­няя линия отсто­я­ла от основ­ной гори­зон­таль­ной оси в два раза даль­ше, чем верх­няя.

Даль­ней­шее постро­е­ние «пра­виль­но­го» тора про­из­во­ди­лось с помо­щью про­стых гео­мет­ри­че­ских пра­вил и соот­но­ше­ний. Кри­вую, соот­вет­ст­ву­ю­щую закруг­лен­но­му внеш­не­му краю про­фи­ля тора, мож­но было лег­ко постро­ить, впи­сав мень­шую окруж­ность в боль­шую так, чтоб и точ­ка их каса­ния, и их цен­тры лежа­ли на основ­ной гори­зон­таль­ной оси. Если про­ве­сти одну чет­вер­тую часть малой окруж­но­сти вверх от точ­ки их каса­ния и одну чет­вер­тую часть боль­шой окруж­но­сти вниз от точ­ки каса­ния, то полу­чит­ся кри­вая, соот­вет­ст­ву­ю­щая фор­ме про­фи­ля тора. На настен­ном чер­те­же в хра­ме Апол­ло­на центр боль­шей окруж­но­сти лежит в нача­ле коор­ди­нат (на поверх­но­сти сте­ны до сих пор вид­на лун­ка, остав­лен­ная ост­ри­ем цир­ку­ля), а ее ради­ус равен рас­сто­я­нию меж­ду основ­ной гори­зон­таль­ной осью и про­чер­чен­ной под ней гори­зон­таль­ной лини­ей (т. е. двум тре­тям высоты тора). Ради­ус мень­шей окруж­но­сти равен рас­сто­я­нию меж­ду основ­ной гори­зон­таль­ной осью и про­веден­ной над ней гори­зон­таль­ной лини­ей (т. е. одной тре­ти высоты тора).

Вер­ти­каль­ная линия, про­веден­ная вверх из цен­тра малой окруж­но­сти, долж­на была касать­ся внеш­не­го края про­фи­ля вали­ка над тором. В свою оче­редь вер­ти­каль­ная линия, про­веден­ная из цен­тра про­фи­ля вали­ка, долж­на была опре­де­лять кри­виз­ну и точ­ку каса­ния выкруж­ки в пере­хо­де от вали­ка к ство­лу колон­ны.

Это гео­мет­ри­че­ски пра­виль­ное изо­бра­же­ние не было, одна­ко, окон­ча­тель­ным. Оно «под­прав­ля­лось» спо­со­бом, никак не свя­зан­ным с пред­ше­ст­ву­ю­щим стро­гим постро­е­ни­ем. Полу­круг­лый валик несколь­ко сме­ща­ли внутрь от най­ден­но­го для него поло­же­ния, что при­да­ва­ло ему более лег­кие и чет­кие очер­та­ния. Кро­ме того, ниж­няя часть тора «втя­ги­ва­лась» внутрь, т. е. обри­со­вы­ва­лась «на гла­зок» менее выпук­лой дугой.

Оче­вид­но, глав­ный мастер-стро­и­тель, ответ­ст­вен­ный за про­ект (нет сомне­ния в том, что это был дей­ст­ви­тель­но мастер сво­его дела), руко­вод­ст­во­вал­ся стро­ги­ми пра­ви­ла­ми гео­мет­ри­че­ско­го постро­е­ния, но не был ско­ван эти­ми пра­ви­ла­ми. Он отсту­пал от доб­ро­воль­но взя­тых на себя обя­за­тельств во всех слу­ча­ях, когда это­го тре­бо­ва­ло эсте­ти­че­ское чув­ство. С дру­гой сто­ро­ны, он нико­гда не отвер­гал осно­во­по­ла­гаю­щие про­пор­ции гре­че­ско­го про­ек­ти­ро­ва­ния. Так как полу­круг­лый валик базы колон­ны сме­шал­ся внутрь, при­хо­ди­лось про­во­дить и новую вер­ти­каль­ную линию — обра­зу­ю­щую ство­ла колон­ны. Новая вер­ти­каль­ная линия про­во­ди­лась на рас­сто­я­нии одной тре­ти высоты про­фи­ля тора от цен­тра сме­шен­но­го полу­круг­ло­го вали­ка (это была та же самая еди­ни­ца мас­шта­ба, кото­рая часто фигу­ри­ро­ва­ла в про­цес­се пер­во­на­чаль­но­го постро­е­ния).

В поис­ках опти­маль­но­го архи­тек­тур­но­го реше­ния мастер-стро­и­тель был вынуж­ден как бы балан­си­ро­вать меж­ду дву­мя край­но­стя­ми: тре­бо­ва­ни­я­ми стро­гих пра­вил и сво­ей сво­бод­ной твор­че­ской фан­та­зи­ей, каж­дый раз нахо­дя золотую середи­ну — имен­но то, что гре­че­ские фило­со­фы посту­ли­ро­ва­ли как основ­ной источ­ник кра­соты в самом широ­ком смыс­ле. Оче­вид­но, архи­тек­ту­ра вплоть до сво­их мель­чай­ших дета­лей отра­жа­ла уси­лия, направ­лен­ные на дости­же­ние кра­соты.

Ясно, что эти «рабо­чие чер­те­жи» исполь­зо­ва­лись для про­ек­ти­ро­ва­ния состав­ных частей хра­ма, кото­рое зача­стую пред­став­ля­ло собой чрез­вы­чай­но слож­ный про­цесс. Сна­ча­ла вычер­чи­ва­лись гео­мет­ри­че­ски точ­ные образ­цы, затем архи­тек­то­ры, не сму­ща­ясь, изме­ня­ли их в соот­вет­ст­вии со сво­и­ми утон­чен­ны­ми эсте­ти­че­ски­ми поня­ти­я­ми. В резуль­та­те полу­чал­ся чер­теж, по кото­ро­му вели стро­и­тель­ные работы. Такая после­до­ва­тель­ность про­ек­ти­ро­ва­ния, коррек­ти­ров­ки и стро­и­тель­ства поз­во­ля­ет с пол­ной опре­де­лен­но­стью утвер­ждать, что выгра­ви­ро­ван­ные на сте­нах «чер­те­жи» не были про­сто иллю­ст­ра­ци­я­ми уже гото­вых соору­же­ний. Исхо­дя из это­го, мож­но более точ­но дати­ро­вать их появ­ле­ние. Оче­вид­но, что «стро­и­тель­ные чер­те­жи» долж­ны были вычер­чи­вать­ся до изготов­ле­ния изо­бра­жае­мых ими эле­мен­тов, но уже после того, как были под­готов­ле­ны под­хо­дя­щие «чер­теж­ные дос­ки» (т. е. отшли­фо­ва­ны камен­ные сте­ны).

Из одно­го дошед­ше­го до нас «еже­год­но­го докла­да» об этом вели­ком пред­при­я­тии (пра­ви­те­ли хра­ма еже­год­но выстав­ля­ли на пуб­лич­ное обо­зре­ние камен­ные пли­ты, содер­жав­шие сведе­ния о ходе стро­и­тель­ства и о про­из­веден­ных затра­тах), мы зна­ем, что пер­вые колон­ны хра­ма были воз­двиг­ну­ты при­мер­но в середине III в. до н. э. К это­му нуж­но при­ба­вить хотя бы неболь­шой отре­зок вре­ме­ни, необ­хо­ди­мый для про­ри­сов­ки колонн и про­фи­лей их баз. Соглас­но дру­гим стро­и­тель­ным отче­там, сте­ны поди­у­ма вокруг внут­рен­не­го дво­ра, на кото­рых были обна­ру­же­ны чер­те­жи колонн и их баз, были выло­же­ны при­бли­зи­тель­но в то же вре­мя, т. е. око­ло 250 г. до н. э. Таким обра­зом, эти и сопут­ст­ву­ю­щие им чер­те­жи мож­но с уве­рен­но­стью дати­ро­вать ука­зан­ным пери­о­дом.

При­мер­но в это вре­мя, спу­стя 80 лет после того как был выбран пер­вый грунт для стро­и­тель­ства хра­ма и когда боль­шая часть стро­и­тель­ных работ по соору­же­нию сту­пен­ча­той плат­фор­мы была уже закон­че­на, зод­чие мог­ли пере­клю­чить свое вни­ма­ние на деталь­ное про­ек­ти­ро­ва­ние колонн и стен само­го зда­ния. В самом деле, сте­ны поди­у­ма были закон­че­ны рань­ше дру­гих эле­мен­тов хра­ма, поэто­му есте­ствен­но, что боль­шая часть «чер­те­жей» нахо­дит­ся на них. Пэо­ний и Даф­нис, ответ­ст­вен­ные за про­ект, умер­ли задол­го до это­го вре­ме­ни.

Так как колон­ны были доми­нант­ным эле­мен­том гре­че­ских хра­мов, на их соору­же­ние не жале­ли ника­ких средств. Для хра­ма Апол­ло­на в Диди­мах тре­бо­ва­лось более 120 колонн. Из бух­гал­тер­ских запи­сей того вре­ме­ни извест­но, что одна колон­на сто­и­ла при­мер­но 40 тыс. драхм, или в пере­во­де на совре­мен­ные цены око­ло 1 млн. дол­ла­ров. Про­ри­сов­ка колонн так­же тре­бо­ва­ла нема­лых уси­лий.

Для того чтобы постро­ить деталь­ный чер­теж, ствол колон­ны дли­ной почти 18 м при­хо­ди­лось вычер­чи­вать в нату­раль­ную вели­чи­ну на одной из стен поди­у­ма. Есте­ствен­но, посколь­ку сте­ны не дости­га­ли этой высоты, колон­ну чер­ти­ли в «лежа­чем» поло­же­нии.

Для изо­бра­же­ния основ­ной (без дета­лей) фор­мы ство­ла колон­ны было доста­точ­но трех линий. Две из этих линий про­хо­ди­ли близ­ко друг к дру­гу. Одна из них была пря­мой, дру­гая — слег­ка искрив­лен­ной. Они слег­ка рас­хо­ди­лись до мак­си­маль­но­го рас­сто­я­ния 4,65 см в сред­ней точ­ке колон­ны, а затем сно­ва схо­ди­лись. Эти линии опре­де­ля­ли почти неощу­ти­мую кри­виз­ну ство­ла колон­ны. Третья линия про­хо­ди­ла над ними и почти парал­лель­но им (рас­сто­я­ние меж­ду этой лини­ей и дву­мя пер­вы­ми меня­ет­ся на одну шестую, если сле­до­вать от одно­го кон­ца колон­ны к дру­го­му). Эта третья линия пред­став­ля­ет цен­траль­ную ось колон­ны и ее ось сим­мет­рии. Хотя три линии опре­де­ля­ют толь­ко поло­ви­ну вер­ти­каль­но­го раз­ре­за, их было вполне доста­точ­но, так как вто­рая поло­ви­на явля­лась сим­мет­рич­ным отра­же­ни­ем пер­вой. Чер­теж­ни­ки, выпол­няв­шие чер­те­жи, почти во всех слу­ча­ях рисо­ва­ли толь­ко одну сим­мет­рич­ную поло­ви­ну.

Схе­ма­ти­че­ский вер­ти­каль­ный раз­рез колон­ны допол­нял­ся гори­зон­таль­ным сече­ни­ем, кото­рое так­же было упро­щен­ным. Чтобы наме­тить рас­по­ло­же­ние 24 кан­не­люр (вер­ти­каль­ных борозд) по окруж­но­сти колон­ны, доста­точ­но было нари­со­вать боль­шой полу­круг соот­вет­ст­ву­ю­ще­го раз­ме­ра и, про­ведя ради­аль­ные пря­мые, очер­тить три рав­ных сек­то­ра.

Наи­бо­лее пока­за­тель­ным был пер­вый из иссле­до­ван­ных нами чер­те­жей: про­филь базы колон­ны. Мое вни­ма­ние сра­зу же при­влек­ло подо­бие штри­хов­ки над про­фи­лем базы: близ­ко рас­по­ло­жен­ные парал­лель­ные гори­зон­таль­ные линии, нане­сен­ные меж­ду дву­мя вер­ти­каль­ны­ми, пред­став­ля­ю­щи­ми соот­вет­ст­вен­но поверх­ность ство­ла колон­ны и его ось.

Кри­виз­на ство­ла на этом чер­те­же пока­за­на слег­ка выпук­лой дугой, край­ние точ­ки кото­рой соеди­не­ны хор­дой (частич­но уни­что­жен­ной эро­зи­ей). Наи­боль­шее рас­сто­я­ние меж­ду дугой и хор­дой рав­но 4,65 см, что в точ­но­сти соот­вет­ст­ву­ет наи­боль­ше­му рас­сто­я­нию (на поло­вине высоты ство­ла) меж­ду дву­мя ниж­ни­ми гори­зон­таль­ны­ми лини­я­ми на вер­ти­каль­ном раз­ре­зе лежа­щей колон­ны. Ради­у­сы верх­ней и ниж­ней окруж­но­стей ство­ла (их отно­ше­ние рав­но 5 : 6) так­же согла­су­ют­ся на обо­их чер­те­жах. Толь­ко высота ство­ла на этих двух чер­те­жах совер­шен­но раз­лич­на: на вто­ром из них она умень­ше­на с 18 м до немно­гим более 1 м, или до 116 сво­его дей­ст­ви­тель­но­го раз­ме­ра. Таким обра­зом, най­ден­ный чер­теж, в отли­чие от осталь­ных, сде­лан в умень­шен­ном мас­шта­бе, но толь­ко по длине, а не по ширине. Для это­го име­лись свои при­чи­ны.

Одной из ком­по­зи­ци­он­ных тон­ко­стей гре­че­ских хра­мов явля­ет­ся лег­кая кри­виз­на (кур­ва­ту­ра), кото­рая про­яв­ля­ет­ся не толь­ко в неощу­ти­мой кри­визне ство­лов колонн, как было ска­за­но выше, но так­же и в лег­кой выпук­ло­сти гори­зон­таль­ных поверх­но­стей хра­ма. По всей сво­ей 90-мет­ро­вой длине все зда­ние, от осно­ва­ния до кры­ши, как бы выгну­то вверх. В сред­ней точ­ке (по длине) осно­ва­ние хра­ма на 11 см выше, чем по кра­ям.

Эту лег­кую выпук­лость гре­ки назы­ва­ли «энта­зис», или «напря­же­ние». Она созда­ва­ла силь­ный эффект «дви­же­ния» частей соору­же­ния, как несу­щих, так и несо­мых. Имен­но бла­го­да­ря это­му тон­ко­му эффек­ту отдель­ные части орга­ни­че­ски соеди­ня­лись в одно целое, вме­сто того чтобы сто­ять изо­ли­ро­ван­но друг от дру­га. До сих пор оста­ва­лось загад­кой, как уда­ва­лось гре­кам делать колон­ны с тон­ко искрив­лен­ным про­фи­лем.

Как ясно теперь из чер­те­жей хра­ма Апол­ло­на, дуга, опи­сы­ваю­щая абрис колон­ны, отсто­я­ла мак­си­маль­но на 4,65 см от хор­ды, соеди­ня­ю­щей верх­нюю и ниж­нюю точ­ки 18-мет­ро­во­го ство­ла. При неболь­ших раз­ме­рах такая дуга мог­ла быть лег­ко и точ­но вычер­че­на цир­ку­лем. При рабо­те с чер­те­жом в нату­раль­ном мас­шта­бе про­доль­ную кри­виз­ну колон­ны было невоз­мож­но опи­сать цир­ку­лем: для это­го потре­бо­вал­ся бы цир­куль с рас­т­во­ром почти 900 м.

Учи­ты­вая эти сооб­ра­же­ния, гре­че­ские архи­тек­то­ры при­бег­ли к неслож­но­му, но ори­ги­наль­но­му гео­мет­ри­че­ско­му постро­е­нию, сокра­тив высоту ство­ла колон­ны. Для это­го гре­че­ский фут (29,6 см) был при­рав­нен к одно­му дак­ти­лю, или 116 фута (1,85 см). Кри­вую, опре­де­ля­ю­щую энта­зис колон­ны, мож­но было вычер­тить в таком слу­чае цир­ку­лем с рас­т­во­ром око­ло 3,2 м. Теперь, остав­ляя неиз­мен­ны­ми раз­ме­ры по ширине, мож­но было про­из­ве­сти изме­ре­ния ради­у­сов меня­ю­щих­ся сече­ний колон­ны в любой точ­ке. Соот­вет­ст­ву­ю­щая тако­му сече­нию высота опре­де­ля­лась на мас­штаб­ном чер­те­же путем отсче­та «штри­хо­воч­ных» линий: рас­сто­я­ния меж­ду эти­ми лини­я­ми рав­ны 1 дак­ти­лю на чер­те­же и, сле­до­ва­тель­но, 1 футу по высо­те колон­ны в нату­ре.

Камен­щи­кам уже было доста­точ­но этих упро­щен­ных чер­те­жей, для того чтобы начать обтес­ку колонн. Тем не менее эти чер­те­жи допол­ня­ют­ся дру­гим «ком­плек­том» более подроб­ных чер­те­жей: 18-мет­ро­вым про­доль­ным раз­ре­зом ство­ла колон­ны и дву­мя гори­зон­таль­ны­ми попе­ре­ч­ны­ми сече­ни­я­ми соот­вет­ст­вен­но вер­ха и низа ство­ла. На этих чер­те­жах вос­про­из­веде­ны все дета­ли, кото­рые ранее были опу­ще­ны. Напри­мер, на попе­ре­ч­ных сече­ни­ях вычер­че­ны во всех подроб­но­стях кан­не­лю­ры. Толь­ко после это­го архи­тек­тор мог быть спо­ко­ен: чер­те­жи колонн были так же совер­шен­ны, как долж­ны были быть совер­шен­ны сами колон­ны.

Обна­ру­жи­лись чер­те­жи и дру­гих эле­мен­тов хра­ма. Один из обшир­ных «ком­плек­тов» таких чер­те­жей, веро­ят­но, исполь­зо­вал­ся при стро­и­тель­стве стен хра­ма, кото­рые с наруж­ной сто­ро­ны были не стро­го вер­ти­каль­ны­ми, а слег­ка накло­нен­ны­ми внутрь. Еще один чер­теж, как ока­за­лось, вос­про­из­во­дил часть под­дер­жи­вае­мо­го колон­на­ми антаб­ле­мен­та.

Чер­теж шири­ной 12 м, изо­бра­жаю­щий антаб­ле­мент и фрон­тон най­с­ко­са, был най­ден на тор­це­вой стене с тыль­ной сто­ро­ны внут­рен­не­го дво­ра. Мы не уди­ви­лись, обна­ру­жив, что чер­теж антаб­ле­мен­та точ­но соот­вет­ст­ву­ет тому, что было выпол­не­но в нату­ре. Уди­ви­ло нас дру­гое, а имен­но замет­ная раз­ни­ца меж­ду раз­ме­ра­ми кар­ни­за на чер­те­же и его дей­ст­ви­тель­ной шири­ной, повли­яв­шая на все соору­же­ние. Постро­ен­ный най­с­кос на 2,8 м уже, чем пока­за­но на чер­те­же, так что его про­пор­ции были зна­чи­тель­но изме­не­ны. Кажу­щи­е­ся про­из­воль­ны­ми эти изме­не­ния не под­да­ют­ся объ­яс­не­нию даже в све­те того, что мы теперь зна­ем о гре­че­ской архи­тек­ту­ре.

Обна­ру­жен­ные в хра­ме чер­те­жи, зани­маю­щие пло­щадь в 200 пред­став­ля­ют боль­шую часть чер­те­жей, кото­рые долж­ны были быть выпол­не­ны для стро­и­тель­ства хра­ма. Одна­ко кое-чего не хва­та­ет. Напри­мер, не уда­лось най­ти чер­теж, изо­бра­жаю­щий тре­уголь­ный фрон­тон боль­ше­го хра­ма. Это не так уж неожи­дан­но, если учесть, что к соору­же­нию глав­но­го фрон­то­на так нико­гда и не при­сту­пи­ли; вполне воз­мож­но, что и его подроб­ные чер­те­жи так­же не были сде­ла­ны. В то же вре­мя недо­ста­ет чер­те­жей колонн най­с­ко­са, кото­рые, как извест­но, были воз­веде­ны; по край­ней мере, на сте­нах хра­ма этих чер­те­жей не ока­за­лось.

Более все­го удив­ля­ло отсут­ст­вие чер­те­жей осно­ва­ния все­го хра­ма. Есте­ствен­но было пред­по­ло­жить, что их сде­ла­ли рань­ше чер­те­жей верх­не­го стро­е­ния. С их отсут­ст­ви­ем нель­зя было при­ми­рить­ся. Итак, где те плос­ко­сти, на кото­рых они мог­ли быть начер­та­ны?

Если гре­ки дела­ли чер­те­жи стен на сте­нах, то, может быть, пла­ны осно­ва­ния нуж­но искать на полу? С этой мыс­лью я начал тща­тель­но иссле­до­вать ряды камен­ных плит, состав­ля­ю­щих осно­ва­ние хра­ма. В резуль­та­те поис­ков на каж­дом ряду была обна­ру­же­на целая сеть тон­ких про­ца­ра­пан­ных линий: раз­мет­ки, оси и дру­гие стро­и­тель­ные линии. Дета­ли осно­ва­ния вычер­чи­ва­лись на самих пли­тах, состав­ля­ю­щих сту­пен­ча­тую плат­фор­му. Каж­дый ряд плит выкла­ды­вал­ся в соот­вет­ст­вии с чер­те­жом, выпол­нен­ным в нату­раль­ную вели­чи­ну на преды­ду­щем ряду. Более того, неко­то­рые линии мож­но было истол­ко­вать как эскиз­ные наброс­ки архи­тек­то­ра, выра­жаю­щие его более общие идеи по стро­и­тель­ству хра­ма; если эти идеи при­ни­ма­лись, то соот­вет­ст­ву­ю­щие мет­ки коли­ро­ва­лись и пере­но­си­лись с одно­го ряда плит на дру­гой. При пере­хо­де на самый верх­ний ряд сту­пен­ча­то­го осно­ва­ния архи­тек­тор имел дело с окон­ча­тель­ным чер­те­жом пла­на зда­ния, на кото­ром нуж­но было точ­но рас­по­ло­жить и увя­зать все суще­ст­вен­ные эле­мен­ты верх­не­го стро­е­ния (сте­ны и колон­ны).

Раз­ме­ще­ние этих эле­мен­тов опре­де­ля­лось точ­ной коор­ди­нат­ной сет­кой. Раз­мет­ка сет­ки была обна­ру­же­на толь­ко в одном под­хо­дя­щем для это­го месте: вдоль осно­ва­ния сте­ны, окру­жаю­щей ядро хра­ма. Раз­мет­ка пред­став­ля­ет собой серию корот­ких вер­ти­каль­ных мало­за­мет­ных линий, нане­сен­ных с точ­но­стью до 1 мм.

Обна­ру­жен­ные чер­те­жи пла­на осно­ва­ния послу­жи­ли недо­стаю­щим зве­ном, допол­нив­шим най­ден­ные на сте­нах хра­ма чер­те­жи вер­ти­каль­ных кон­струк­ций. Теперь мы име­ли прак­ти­че­ски все чер­те­жи хра­ма в их нераз­рыв­ной после­до­ва­тель­но­сти.

Вряд ли нуж­но гово­рить о том, что архи­тек­то­ры, стро­ив­шие храм, не дожи­да­лись, пока будут уло­же­ны пер­вые пли­ты осно­ва­ния для того, чтобы начать раз­ра­бот­ку окон­ча­тель­но­го пла­на осно­ва­ния хра­ма; рав­ным обра­зом, для назна­че­ния габа­рит­ных раз­ме­ров верх­них частей соору­же­ния им не при­хо­ди­лось ждать момен­та, когда будут воз­веде­ны сте­ны. Чер­те­жи, най­ден­ные на сте­нах и дру­гих поверх­но­стях хра­ма, пред­став­ля­ют лишь послед­нюю, заклю­чи­тель­ную ста­дию архи­тек­тур­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния: это стро­и­тель­ные чер­те­жи, выпол­нен­ные на месте стро­и­тель­ства и слу­жив­шие непо­сред­ст­вен­но для про­из­вод­ства стро­и­тель­ных работ.

Заклю­чи­тель­ной ста­дии, веро­ят­но, пред­ше­ст­во­ва­ло несколь­ко эта­пов пред­ва­ри­тель­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния. Пред­ва­ри­тель­ные эски­зы мог­ли выпол­нять­ся на папи­ру­се, пер­га­мен­те, отбе­лен­ных дере­вян­ных дос­ках и даже на плос­ких камен­ных пли­тах. Послед­нее под­твер­жда­ет­ся работой мое­го кол­ле­ги В. Кенигса. При иссле­до­ва­нии хра­ма Афи­ны в При­ене он обна­ру­жил умень­шен­ный эскиз фрон­то­на; эскиз был выгра­ви­ро­ван в ниж­ней части камен­но­го бло­ка, кото­рый позд­нее уло­жи­ли в сте­ну зда­ния.

Кенигс нашел так­же следы чер­те­жей в реаль­ном мас­шта­бе на одной из стен хра­ма. Подоб­ные следы выгра­ви­ро­ван­ных чер­те­жей я видел в хра­ме Арте­ми­ды в Сар­дах, а В. Хепфнер обна­ру­жил остат­ки чер­те­жа гроб­ни­цы, выпол­нен­но­го крас­ным мелом.

Древ­ние «чер­те­жи», най­ден­ные в Диди­мах, могут ока­зать­ся неедин­ст­вен­ны­ми извест­ны­ми чер­те­жа­ми, остав­лен­ны­ми нам гре­че­ски­ми архи­тек­то­ра­ми, но они, без­услов­но, явля­ют­ся наи­бо­лее пол­ны­ми. По иро­нии судь­бы этот архи­тек­тур­ный «клад» сохра­нил­ся толь­ко пото­му, что стро­и­тель­ство хра­ма так и не было завер­ше­но.

Если на гори­зон­таль­ных камен­ных поверх­но­стях чер­теж­ные мет­ки боль­шей частью закры­ва­лись выше­ле­жа­щи­ми пли­та­ми и таким обра­зом исче­за­ли, то чер­те­жи на сте­нах оста­лись откры­ты­ми. Одна­ко при завер­ше­нии стро­и­тель­ства и они долж­ны были исчез­нуть. Сте­ны в хра­ме Апол­ло­на окон­ча­тель­но не отде­ла­ны; на них остав­лен тон­кий защит­ный камен­ный слой, кото­рый долж­ны были снять при шли­фов­ке на самой послед­ней ста­дии стро­и­тель­ства. Окон­ча­тель­ную поли­ров­ку мож­но видеть толь­ко во внут­рен­них углах стен (там, где она не мог­ла быть выпол­не­на поз­же с долж­ной тща­тель­но­стью). Тол­щи­на защит­но­го слоя состав­ля­ет при­мер­но 0,5 мм, т. е. соот­вет­ст­ву­ет глу­бине чер­теж­ных линий. Если бы сте­ны под­верг­лись окон­ча­тель­ной поли­ров­ке, то стро­и­тель­ные чер­те­жи, кото­ры­ми руко­вод­ст­во­ва­лись стро­и­те­ли хра­ма, были бы стер­ты.

При­чи­ну того, что в древ­не­гре­че­ской архи­тек­ту­ре почти пол­но­стью отсут­ст­во­ва­ли стро­и­тель­ные чер­те­жи, сле­ду­ет искать преж­де все­го в том, что архи­тек­то­ры пита­ли при­стра­стие к уни­каль­но­сти. На любой ста­дии стро­и­тель­ства чер­те­жи соору­же­ния непре­стан­но пере­ра­ба­ты­ва­лись и совер­шен­ст­во­ва­лись. А по завер­ше­нии стро­и­тель­ства в них уже не было необ­хо­ди­мо­сти. Этот про­цесс совер­шен­ст­во­ва­ния поз­во­лял созда­вать уни­каль­ные про­из­веде­ния, непре­взой­ден­ные даже в их соб­ст­вен­ном клас­си­че­ском сти­ле.

Уди­ви­тель­но, но гре­ки дости­га­ли подоб­но­го совер­шен­ства спо­со­ба­ми, не отли­чав­ши­ми­ся суще­ст­вен­но ни от тех, кото­рые ранее при­ме­ня­ли еги­пет­ские архи­тек­то­ры, ни от тех, кото­ры­ми поз­же поль­зо­ва­лись рим­ляне, а еще поз­же — сред­не­ве­ко­вые зод­чие.

Тех­ни­че­ская и прак­ти­че­ская сто­ро­на про­ек­ти­ро­ва­ния и чер­че­ния в древ­не­гре­че­ской архи­тек­ту­ре, оче­вид­но, мало отли­ча­лась от обыч­ной прак­ти­ки, при­ме­няв­шей­ся дву­мя тыся­че­ле­ти­я­ми рань­ше в Егип­те или 1500 лет спу­стя в цен­траль­ной Евро­пе. Стро­и­тель­ные чер­те­жи, выгра­ви­ро­ван­ные на поверх­но­сти стен и полов, были най­де­ны во мно­гих готи­че­ских хра­мах (напри­мер, в Шар­тре, Рейм­се, Бур­же, Йор­ке и Орви­е­то), да и на ран­них еги­пет­ских мону­мен­тах нахо­ди­ли нане­сен­ные крас­кой или выгра­ви­ро­ван­ные «изме­ри­тель­ные и направ­ля­ю­щие линии», кото­рые теперь, в све­те откры­тий, сде­лан­ных в Диди­мах, мож­но при­знать «стро­и­тель­ны­ми чер­те­жа­ми».

Наша наход­ка в хра­ме Апол­ло­на в Диди­мах не явля­ет­ся откры­ти­ем каких-то «утра­чен­ных» зна­ний. Она про­сто пока­зы­ва­ет, что, хотя древ­ние гре­ки поль­зо­ва­лись обыч­ны­ми мето­да­ми мате­ри­а­ли­за­ции сво­их архи­тек­тур­ных замыс­лов, они дости­га­ли в этом исклю­чи­тель­ных резуль­та­тов.



Храм Апол­ло­на в Диди­мах вну­ши­те­лен даже в руи­нах. В фасад­ной части хра­ма (верх­ний сни­мок) сохра­ни­лись три колон­ны (из обще­го чис­ла свы­ше 80, когда-то воз­веден­ных). Левая колон­на оста­лась неза­кон­чен­ной — не выпол­не­ны кан­не­лю­ры (про­доль­ные борозды). Две дру­гие колон­ны еще под­дер­жи­ва­ют часть антаб­ле­мен­та — мра­мор­ную бал­ку дли­ной 5,3 м. Шири­на хра­ма в осно­ва­нии 60 м. Внут­ри и ниже уров­ня осно­ва­ния нахо­дил­ся боль­шой немо­ще­ный внут­рен­ний двор — адитум (ниж­ний сни­мок). Попасть в него мож­но было толь­ко через два узких коридо­ра, выхо­ды из кото­рых вид­ны по бокам лест­ни­цы. Лест­ни­ца вела к воз­вы­ше­нию «мани­фе­ста­ци­он­но­го пор­та­ла», с кото­ро­го вещал ора­кул. Мно­го­чис­лен­ные мра­мор­ные оскол­ки во внут­рен­нем дво­ре явля­ют­ся остат­ка­ми «най­с­ко­са» — мало­го внут­рен­не­го хра­ма. Его пря­мо­уголь­ное осно­ва­ние хоро­шо вид­но на пере­д­нем плане сле­ва. На ниж­них сте­нах внут­рен­не­го дво­ра были обна­ру­же­ны чер­те­жи мно­гих кон­струк­ций хра­ма в нату­раль­ную вели­чи­ну (на сним­ке не вид­ны). При рекон­струк­ции верх­ние сте­ны были частич­но достро­е­ны до тре­ти сво­ей пер­во­на­чаль­ной высоты.



Диди­мы были рас­по­ло­же­ны в южной части древ­ней Ионии. Их поло­же­ние по отно­ше­нию к совре­мен­ным терри­то­ри­ям Гре­ции и Тур­ции пока­за­но вни­зу сле­ва. Диди­мы нахо­ди­лись под управ­ле­ни­ем горо­да Миле­та и были соеди­не­ны с ним доро­гой дли­ной 20 км (верх­няя кар­та). Мра­мор­ные бло­ки для хра­ма добы­ва­лись в горах к юго-восто­ку от Миле­та и достав­ля­лись мор­ским путем (пунк­тир­ная линия). Со вре­ме­нем море отсту­пи­ло (свет­ло-голу­бой цвет).

Рису­нок хра­ма, сде­лан­ный Г. Ниман­ном во вре­мя рас­ко­пок в 1912 г., изо­бра­жа­ет храм в том виде, в каком он мог быть в момент пре­кра­ще­ния стро­и­тель­ства. Замет­ны неко­то­рые неточ­но­сти: колон­ны нари­со­ва­ны в виде кону­сов, слег­ка сужи­ваю­щих­ся квер­ху, а сту­пен­ча­тое осно­ва­ние и бал­ки антаб­ле­мен­та — как пря­мо­ли­ней­ные эле­мен­ты. В дей­ст­ви­тель­но­сти весь храм, от осно­ва­ния до кры­ши, был слег­ка выгну­тым вверх, а колон­ны — «бочон­ко­об­раз­ны­ми», т. е. име­ли лег­кую выпук­лость в сред­ней части. Кро­ме того, колон­ны сна­ча­ла воз­во­ди­ли, уста­нав­ли­вая друг на дру­га бара­ба­но­об­раз­ные камен­ные бло­ки, а затем, выре­зав в них кан­не­лю­ры, поли­ро­ва­ли.

План хра­ма со 122 колон­на­ми (круж­ки). Чер­ны­ми круж­ка­ми обо­зна­че­ны воз­веден­ные колон­ны, серы­ми — те, воз­веде­ние кото­рых было вполне веро­ят­но, заштри­хо­ван­ны­ми — колон­ны, о воз­веде­нии кото­рых мож­но гово­рить с мень­шей уве­рен­но­стью, и свет­лы­ми круж­ка­ми — колон­ны, кото­рые так и не были уста­нов­ле­ны. Три сохра­нив­ши­е­ся до наше­го вре­ме­ни колон­ны пока­за­ны цвет­ны­ми круж­ка­ми. Во внут­рен­нем дво­ре рас­по­ла­гал­ся малый внут­рен­ний храм — «най­с­кос». Цвет­ны­ми стрел­ка­ми пока­за­ны два коридо­ра, веду­щих во внут­рен­ний двор.

База колон­ны и ее чер­теж. Зату­ше­ван­ная часть рисун­ка сле­ва — выпол­нен­ный в мас­шта­бе раз­рез базы, пока­зан­ной спра­ва. В том же мас­шта­бе нане­се­ны цвет­ные линии, вос­про­из­во­дя­щие рекон­струк­цию чер­те­жа базы колон­ны, най­ден­но­го на стене внут­рен­не­го дво­ра. Если не учи­ты­вать «пер­вые проб­ные линии» на чер­те­же, то сов­па­де­ние сле­ду­ет счи­тать хоро­шим. Полу­круг­лый валик (A) и ниже­ле­жа­щая кри­вая (B) на настен­ном чер­те­же пере­чер­чи­ва­лись, из чего мож­но заклю­чить, что это был «про­ект­ный» чер­теж, а к испол­не­нию при­ни­мал­ся его окон­ча­тель­ный вари­ант.

Про­цесс про­ри­сов­ки базы колон­ны соеди­нял стро­гие гео­мет­ри­че­ские постро­е­ния и субъ­ек­тив­ную «под­гон­ку». Сна­ча­ла про­во­ди­лась вер­ти­каль­ная ось, а затем четы­ре гори­зон­таль­ные линии с рас­сто­я­ни­я­ми меж­ду ними (свер­ху вниз) соот­вет­ст­вен­но 1 дак­тиль (1,85 см), 3 дак­ти­ля и 14 дак­ти­лей (1). После это­го про­во­ди­ли пятую гори­зон­таль­ную линию, кото­рая дели­ла рас­сто­я­ние меж­ду дву­мя ниж­ни­ми в отно­ше­нии a : b = 1 : 2 (2). Точ­ка пере­се­че­ния этой линии с вер­ти­ка­лью слу­жи­ла цен­тром окруж­но­сти с ради­у­сом b (3). В эту боль­шую окруж­ность впи­сы­ва­лась мень­шая, ради­у­сом a, так что ее центр и точ­ка каса­ния с боль­шой окруж­но­стью нахо­ди­лись на одной гори­зон­таль­ной линии с цен­тром боль­шей окруж­но­сти. Чет­верть малой окруж­но­сти (от точ­ки каса­ния вверх) и чет­верть боль­шой окруж­но­сти (от точ­ки каса­ния вниз) опре­де­ля­ли гео­мет­ри­че­ски «пра­виль­ный» кон­тур про­фи­ля базы колон­ны, назы­вае­мо­го тором (валом). Вер­ти­каль­ная линия, про­веден­ная вверх через центр малой окруж­но­сти (4), долж­на была опре­де­лять поло­же­ние полу­круг­ло­го вали­ка над тором (меж­ду сред­ней парой пер­во­на­чаль­ных гори­зон­таль­ных линий). В свою оче­редь от цен­тра полу­кру­га вали­ка откла­ды­вал­ся вверх вер­ти­каль­ный отре­зок дли­ной c; его конец при­ни­мал­ся за центр окруж­но­сти, дуга кото­рой опре­де­ля­ла про­филь выкруж­ки в месте сопря­же­ния базы и ство­ла колон­ны. Одна­ко на этой ста­дии про­ек­ти­ро­ва­ния архи­тек­тор делал про­из­воль­ные изме­не­ния (5). Полу­круг­лый валик сме­щал­ся внутрь на неболь­шое рас­сто­я­ние, оче­вид­но не свя­зан­ное с про­пор­ци­я­ми преды­ду­щих гео­мет­ри­че­ских постро­е­ний. Про­ведя затем новую вер­ти­каль­ную линию на рас­сто­я­нии а от цен­тра ново­го вали­ка, архи­тек­тор воз­вра­щал­ся к пер­во­на­чаль­ным про­пор­ци­ям. При этом новая кри­вая выкруж­ки в месте сопря­же­ния базы и ство­ла колон­ны мог­ла быть опре­де­ле­на окруж­но­стью с ради­у­сом a. На окон­ча­тель­ном чер­те­же, най­ден­ном на стене (6), вид­ны так­же несколь­ко кри­вых, про­веден­ных на глаз, «втя­ги­ваю­щих» обра­зу­ю­щую тора в ниж­ней части (на 23 его высоты).



Про­ца­ра­пан­ные линии, изо­бра­жаю­щие эле­мен­ты хра­ма, пока­за­ны на фото­гра­фи­ях участ­ков стен. Кри­вая на левом сним­ке и два полу­кру­га под ней сле­ва изо­бра­жа­ют узел сопря­же­ния ство­ла колон­ны с вали­ком базы. Пра­вый полу­круг соот­вет­ст­ву­ет дей­ст­ви­тель­но­му поло­же­нию вали­ка. На участ­ке сте­ны, нахо­дя­щем­ся выше и пра­вее преды­ду­ще­го (пра­вый сни­мок), виден ряд парал­лель­ных гори­зон­таль­ных линий. Это мас­штаб­ные линии: рас­сто­я­ние меж­ду дву­мя сосед­ни­ми лини­я­ми соот­вет­ст­ву­ет 1 гре­че­ско­му футу по длине колон­ны. На фото­гра­фии хоро­шо замет­ны следы рез­ца, кото­рым обра­ба­ты­ва­ли поверх­ность стен, а в ниж­ней части вид­на гори­зон­таль­ная линия — шов меж­ду камен­ны­ми бло­ка­ми. В сред­ние века недо­стро­ен­ный храм был раз­ру­шен силь­ным зем­ле­тря­се­ни­ем. На сфото­гра­фи­ро­ван­ном участ­ке сте­ны зем­ле­тря­се­ние вызва­ло подвиж­ку камен­ных бло­ков, что вид­но по сме­ще­нию пары вер­ти­каль­ных линий.

Три пере­кры­ваю­щих­ся чер­те­жа (цвет­ные линии) — резуль­тат «рас­шиф­ров­ки» линий, выгра­ви­ро­ван­ных на одной из стен хра­ма. Чер­те­жи опре­де­ля­ют фор­му ство­ла и базы колон­ны: два вер­ти­каль­ных раз­ре­за колон­ны (один из них изо­бра­жа­ет колон­ну в «лежа­чем» поло­же­нии) и гори­зон­таль­ное сече­ние ство­ла. Один из двух вер­ти­каль­ных раз­ре­зов, «пря­мо­сто­я­щий», умень­шен по высо­те в 16 раз; осталь­ные чер­те­жи выпол­не­ны в нату­раль­ную вели­чи­ну. Пока­за­ны так­же швы меж­ду мра­мор­ны­ми бло­ка­ми (чер­ные линии). Каж­дый из чер­те­жей изо­бра­жа­ет толь­ко поло­ви­ну дета­ли, так как дру­гая поло­ви­на явля­ет­ся про­стым зер­каль­ным отра­же­ни­ем. На рисун­ке пока­за­на толь­ко та часть «лежа­че­го» чер­те­жа, кото­рая изо­бра­жа­ет верх­нюю чет­верть ство­ла колон­ны. Дуга ниже хор­ды на этом чер­те­же опре­де­ля­ет почти неза­мет­ную кри­виз­ну про­доль­но­го кон­ту­ра ство­ла колон­ны. На схе­ма­ти­че­ском гори­зон­таль­ном сече­нии вид­ны следы гео­мет­ри­че­ских постро­е­ний (трех ради­аль­ных деле­ний) для раз­мет­ки поло­же­ния кан­не­люр по окруж­но­сти ство­ла. На «мас­штаб­ном» вер­ти­каль­ном раз­ре­зе колон­ны рас­сто­я­ние меж­ду пара­ми сосед­них гори­зон­таль­ных линий соот­вет­ст­ву­ет 1 гре­че­ско­му футу по длине колон­ны в нату­ре; здесь же вид­на дуга, опре­де­ля­ю­щая кри­виз­ну кон­ту­ра ство­ла. С это­го чер­те­жа мож­но было сни­мать зна­че­ния ради­у­са ство­ла в раз­лич­ных сече­ни­ях по высо­те. Цвет­ны­ми квад­ра­та­ми обо­зна­че­ны участ­ки сте­ны, фото­гра­фии кото­рых даны выше на этой стра­ни­це.

Лег­кая кри­виз­на всех гори­зон­таль­ных и вер­ти­каль­ных эле­мен­тов явля­ет­ся харак­тер­ной для гре­че­ских хра­мов. На схе­ма­ти­че­ских изо­бра­же­ни­ях хра­ма спе­ре­ди (ввер­ху) и сбо­ку (вни­зу) кри­виз­на эле­мен­тов для нагляд­но­сти пре­уве­ли­че­на. Кону­со­вид­ные колон­ны име­ли утол­ще­ние в сред­ней части, а гори­зон­таль­ные поверх­но­сти — выпук­лость. В дей­ст­ви­тель­но­сти кри­виз­на вер­ти­каль­ных и гори­зон­таль­ных линий незна­чи­тель­на: утол­ще­ние колонн хра­ма Апол­ло­на не пре­вы­ша­ет 4,65 см при высо­те око­ло 20 м, а выпук­лость осно­ва­ния — не более 11 см при длине более 90 м. Такая незна­чи­тель­ная кри­виз­на эле­мен­тов, одна­ко, уси­ли­ва­ла выра­зи­тель­ность соору­же­ния. (Сле­ду­ет учесть, что этот чер­теж отно­сит­ся не к иони­че­ско­му хра­му Апол­ло­на в Диди­мах, а изо­бра­жа­ет «усред­нен­ный» храм дори­че­ско­го орде­ра V в. — Ред.)

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1407695018 1407695020 1407695021 1415877747 1416056251 1416577250