А. Л. Смышляев, Е. А. Одегова

Проблема «римской демократии» в современной зарубежной историографии1

Античная история и классическая археология. Изд. серия «Академклуб: Исторические науки». Вып. 2. М., 2006. С. 64—78.

с.64 Еще не так дав­но счи­та­лось, что в исто­рии древ­не­го Рима пери­од Позд­ней рес­пуб­ли­ки изу­чен луч­ше любо­го дру­го­го, и какие-либо кар­ди­наль­ные откры­тия в этой обла­сти вряд ли воз­мож­ны. В послед­ние годы уже мало кто при­дер­жи­ва­ет­ся таких взглядов. Наобо­рот, мно­гие иссле­до­ва­те­ли гото­вы согла­сить­ся с бри­тан­ским исто­ри­ком Дж. Пат­тер­со­ном, утвер­ждаю­щим, что «мы нуж­да­ем­ся в ради­каль­но новой исто­рии (Рим­ской) рес­пуб­ли­ки»2.

Столь реши­тель­ная сме­на пара­диг­мы во мно­гом обу­слов­ле­на отка­зом от гос­под­ст­во­вав­ших ранее пред­став­ле­ний о поли­ти­че­ском строе Рим­ской рес­пуб­ли­ки III—I вв. до н. э. как о край­ней или жест­кой оли­гар­хии. Сло­во­со­че­та­ние «рим­ская демо­кра­тия» может вызы­вать пози­тив­ную или (чаще) нега­тив­ную реак­цию совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей, но уже почти нико­му из них не пред­став­ля­ет­ся абсурд­ным3. Сво­ей реа­би­ли­та­ци­ей оно в нема­лой мере обя­за­но извест­но­му бри­тан­ско­му анти­ко­ве­ду Ф. Мил­ла­ру, поста­вив­ше­му сво­ей целью «вер­нуть рим­ско­му наро­ду при­над­ле­жа­щее ему место в исто­рии демо­кра­ти­че­ских цен­но­стей»4.

Кри­ти­ке орто­док­саль­ных пред­став­ле­ний и раз­ра­бот­ке соб­ст­вен­ной кон­цеп­ции «рим­ской демо­кра­тии» Ф. Мил­лар посвя­тил несколь­ко ста­тей и две моно­гра­фии5. Выдви­ну­тая им кон­цеп­ция уже рас­смат­ри­ва­лась в оте­че­ст­вен­ной исто­рио­гра­фии6, поэто­му глав­ная цель нашей ста­тьи заклю­ча­ет­ся не столь­ко в харак­те­ри­сти­ке самой этой кон­цеп­ции, сколь­ко в оцен­ке ее воздей­ст­вия на совре­мен­ную зару­беж­ную исто­рио­гра­фию.

Доми­ни­ро­вав­шая до недав­не­го вре­ме­ни кон­цеп­ция М. Гель­це­ра и его после­до­ва­те­лей о жест­ко с.65 оли­гар­хи­че­ском харак­те­ре государ­ст­вен­но­го строя Рим­ской рес­пуб­ли­ки осно­вы­ва­лась на пред­став­ле­нии о том, что ноби­ли­тет без­раздель­но гос­под­ст­во­вал в народ­ном собра­нии и в сена­те с помо­щью все­о­хва­ты­ваю­щей сети патро­нат­но-кли­ент­ских, род­ст­вен­ных и дру­же­ских свя­зей, а так­же богат­ства и уна­сле­до­ван­но­го от зна­ме­ни­тых пред­ков пре­сти­жа7. В свя­зи с этим глав­ным содер­жа­ни­ем поли­ти­че­ской жиз­ни Позд­ней рес­пуб­ли­ки счи­та­лась борь­ба за власть меж­ду раз­лич­ны­ми фрак­ци­я­ми ноби­лей, а исто­рия древ­не­го Рима отож­дествля­лась с исто­ри­ей его пра­вя­ще­го клас­са.

Одна­ко к кон­цу про­шло­го сто­ле­тия эта кон­цеп­ция утра­ти­ла свою былую при­вле­ка­тель­ность в резуль­та­те новых иссле­до­ва­ний. П. Брант и дру­гие совре­мен­ные исто­ри­ки пока­за­ли, что инсти­ту­ты патро­на­та-кли­ен­те­лы и поли­ти­че­ской «друж­бы», а так­же род­ст­вен­ные свя­зи не игра­ли в жиз­ни рим­ско­го государ­ства столь важ­ной роли, как счи­та­лось ранее, и не мог­ли стать соци­аль­ной базой без­раздель­но­го поли­ти­че­ско­го гос­под­ства ноби­ли­те­та8.

К. Хоп­кинс и Г. Бар­тон про­де­мон­стри­ро­ва­ли, что пред­став­ле­ние о ноби­ли­те­те как о замкну­той наслед­ст­вен­ной зна­ти не вполне соот­вет­ст­ву­ет дей­ст­ви­тель­но­сти. На про­тя­же­нии двух послед­них сто­ле­тий рес­пуб­ли­ки толь­ко 4% семей, выход­цы из кото­рых достиг­ли выс­шей маги­ст­ра­ту­ры, име­ли пред­ка — кон­су­ла в каж­дом поко­ле­нии из шести, и 40% — на про­тя­же­нии трех поко­ле­ний под­ряд, вме­сте с тем 32% кон­су­лов это­го вре­ме­ни суме­ли добить­ся выс­ше­го поста, не рас­по­ла­гая ни пред­ка­ми, ни род­ст­вен­ни­ка­ми — кон­су­ла­ми9. Таким обра­зом, ари­сто­кра­ти­че­ское про­ис­хож­де­ние, обшир­ные кли­ен­те­лы и помощь знат­ных дру­зей и род­ст­вен­ни­ков, хотя и были полез­ны для успеш­ной карье­ры, но сами по себе еще не явля­лись доста­точ­ным усло­ви­ем поли­ти­че­ско­го успе­ха. Резуль­та­ты выбо­ров зача­стую были непред­ска­зу­е­мы­ми, и знат­ным соис­ка­те­лям слу­ча­лось про­иг­ры­вать про­сто­люди­нам. По мне­нию К. Хоп­кин­са и Г. Бар­то­на, поли­ти­че­ское с.66 доми­ни­ро­ва­ние ноби­ли­те­та в Риме III—I вв. до н. э. не было без­раздель­ным и не исклю­ча­ло сохра­не­ния там зна­чи­тель­но­го демо­кра­ти­че­ско­го эле­мен­та10.

Таким обра­зом, бла­го­да­ря иссле­до­ва­ни­ям 70-х-80-х гг. XX века назре­ла необ­хо­ди­мость либо вне­сти суще­ст­вен­ные коррек­ти­вы в сло­жив­шу­ю­ся на осно­ве работ М. Гель­це­ра и его после­до­ва­те­лей пара­диг­му, либо пол­но­стью от нее отка­зать­ся.

Наи­бо­лее реши­тель­ным сто­рон­ни­ком послед­не­го под­хо­да явля­ет­ся Ф. Мил­лар. По его мне­нию, глав­ным в поли­ти­че­ской жиз­ни рес­пуб­ли­кан­ско­го Рима были не выбо­ры выс­ших маги­ст­ра­тов, а изда­ние зако­нов, поэто­му наи­боль­шее поли­ти­че­ское зна­че­ние име­ли самые демо­кра­тич­ные три­бут­ные коми­ции как основ­ной зако­но­да­тель­ный орган. Цен­траль­ное место в поли­ти­че­ской жиз­ни рес­пуб­ли­ки зани­мал Рим­ский форум, где на кон­ци­ях и коми­ци­ях откры­то и глас­но при актив­ном уча­стии собрав­ших­ся там рядо­вых граж­дан рас­смат­ри­ва­лись и реша­лись важ­ней­шие вопро­сы государ­ст­вен­ной жиз­ни. В рес­пуб­ли­кан­ском Риме глав­ной фигу­рой в поли­ти­ке был не могу­ще­ст­вен­ный патрон, мани­пу­ли­ру­ю­щий мас­сой послуш­ных кли­ен­тов, а ора­тор, спо­соб­ный убеж­дать в сво­ей право­те собрав­шу­ю­ся на Фору­ме тол­пу. Основ­ной вывод Ф. Мил­ла­ра заклю­ча­ет­ся в том, что рим­ский народ был не объ­ек­том, а субъ­ек­том поли­ти­че­ской борь­бы11.

Кон­цеп­ция Ф. Мил­ла­ра, отво­дя­щая наро­ду цен­траль­ное место в поли­ти­че­ской жиз­ни, акту­а­ли­зи­ро­ва­ла деба­ты о харак­те­ре поли­ти­че­ско­го строя позд­ней Рес­пуб­ли­ки. Едва ли не вся после­дую­щая исто­рио­гра­фия пред­став­ля­ла собой уже реак­цию на тео­рию «рим­ской демо­кра­тии» Ф. Мил­ла­ра, ее одоб­ре­ние или кри­ти­ку, и выра­бот­ку более уме­рен­ных пред­став­ле­ний.

И сто­рон­ни­ки, и (осо­бен­но) оппо­нен­ты кон­цеп­ции Ф. Мил­ла­ра отме­ча­ли ее чрез­мер­ный фор­ма­лизм, недо­оцен­ку осо­бен­но­стей поли­ти­че­ской куль­ту­ры рес­пуб­ли­кан­ско­го Рима12. Наи­бо­лее ясно и чет­ко эта с.67 кри­ти­ка дана реши­тель­ным про­тив­ни­ком тео­рии «рим­ской демо­кра­тии» М. Йене.

По его мне­нию, у Мил­ла­ра при­сут­ст­ву­ет фун­да­мен­таль­ное недо­ра­зу­ме­ние в пони­ма­нии харак­те­ра государ­ст­вен­но­го устрой­ства Рим­ской рес­пуб­ли­ки, посколь­ку он импли­цит­но отож­дествля­ет обя­за­тель­ность вклю­че­ния рим­ской обще­ст­вен­но­сти в поли­ти­ку с систе­ма­ти­че­ским вли­я­ни­ем этой обще­ст­вен­но­сти на при­ня­тие реше­ний. Ина­че гово­ря, для Ф. Мил­ла­ра оче­вид­но сле­дую­щее: тот факт, что зако­но­да­тель­ный про­ект пред­став­ля­ет­ся в народ­ное собра­ние, а затем при­ни­ма­ет­ся им, озна­ча­ет, что народ вли­я­ет на содер­жа­ние и успех про­ек­та. При этом Ф. Мил­лар игно­ри­ру­ет при­ня­тое в иссле­до­ва­ни­ях поли­ти­че­ской куль­ту­ры раз­гра­ни­че­ние меж­ду содер­жа­тель­ной и показ­ной сто­ро­ной поли­ти­ки. Ведь совер­шен­но ясно, что внеш­нее очер­та­ние систе­мы не ото­б­ра­жа­ет адек­ват­но внут­рен­ние меха­низ­мы ее функ­ци­о­ни­ро­ва­ния13.

Осо­бен­но­сти рим­ской поли­ти­че­ской куль­ту­ры при­ни­ма­ет в рас­чет А. Якоб­сон, кото­рый вслед за Ф. Мил­ла­ром, реа­би­ли­ти­ру­ет народ как важ­ный фак­тор поли­ти­че­ской жиз­ни в Рес­пуб­ли­ке. В моно­гра­фии «Выбо­ры и пред­вы­бор­ная кам­па­ния в Риме: иссле­до­ва­ние поли­ти­че­ской систе­мы Позд­ней рес­пуб­ли­ки»14 он рас­смат­ри­ва­ет поли­ти­че­ский строй Рес­пуб­ли­ки уже в новой систе­ме коор­ди­нат — с точ­ки зре­ния при­ро­ды рим­ских выбо­ров. По его мне­нию, народ играл на выбо­рах гораздо более важ­ную роль, чем пред­по­ла­га­лось ранее. Вслед за П. Бран­том и его сто­рон­ни­ка­ми он убеди­тель­но пока­зы­ва­ет, что пер­со­наль­ные свя­зи кан­дида­та не мог­ли гаран­ти­ро­вать поли­ти­че­ский успех на выбо­рах15.

А. Якоб­сон при­зна­ет поли­ти­че­ское гос­под­ство ноби­ли­те­та, под­чер­ки­вая при этом: ноби­ли поль­зо­ва­лись успе­хом на выбо­рах вовсе не пото­му, что цен­ту­ри­ат­ные коми­ции были во вла­сти состо­я­тель­ных рим­лян16. Источ­ник этой вла­сти он видит в дру­гом: толь­ко исто­ри­че­ски сло­жив­ше­е­ся «почи­та­ние» и ува­же­ние про­стым наро­дом ари­сто­кра­тов может объ­яс­нить с.68 стрем­ле­ние наро­да реа­ли­зо­вы­вать свою власть так, что в боль­шин­стве слу­ча­ев она согла­со­вы­ва­лась с кур­сом ари­сто­кра­ти­че­ской эли­ты17.

Вме­сте с тем, по его мне­нию, связь прав наро­да и тра­ди­ции под­чи­не­ния мож­но рас­смат­ри­вать в ином ракур­се. Народ голо­со­вал «почти­тель­но» не толь­ко пото­му, что он при­ни­мал леги­тим­ность систе­мы — он при­ни­мал систе­му, пото­му что она пре­до­став­ля­ла ему, наро­ду, пра­во голо­са, со все­ми выте­каю­щи­ми пре­иму­ще­ства­ми. Имен­но пото­му, что пре­ро­га­ти­ва наро­да — его изби­ра­тель­ное пра­во — была реаль­ной, а не показ­ной, вслед­ст­вие того, что оно обес­пе­чи­ва­ло наро­ду реаль­ное (пусть и огра­ни­чен­ное) уча­стие в поли­ти­ке, — поэто­му про­стые граж­дане и при­зна­ва­ли рес­пуб­ли­кан­скую поли­ти­че­скую систе­му леги­тим­ной18. Народ­ный эле­мент в рим­ской «сме­шан­ной кон­сти­ту­ции» не был деко­ра­ци­ей — он являл­ся неотъ­ем­ле­мой и чрез­вы­чай­но важ­ной состав­ля­ю­щей поли­ти­че­ской систе­мы.

Опре­де­ляя сущ­ность рим­ско­го государ­ст­вен­но­го строя, Якоб­сон пишет о тео­рии сме­шан­ной кон­сти­ту­ции Поли­бия как есте­ствен­ном ори­ен­ти­ре, свое­об­раз­ной кон­троль­ной точ­ке19. Оли­гар­хи­че­ские и демо­кра­ти­че­ские чер­ты сосу­ще­ст­во­ва­ли в рим­ской поли­ти­че­ской систе­ме в тес­ной вза­и­мо­свя­зи и вза­и­мо­за­ви­си­мо­сти, так что ослаб­ле­ние одно­го из этих эле­мен­тов неиз­беж­но вело к ослаб­ле­нию дру­го­го: ана­ли­зи­руя рим­скую поли­ти­ку, — пишет А. Якоб­сон, — необ­хо­ди­мо вый­ти за пре­де­лы дихото­мии «оли­гар­хия — демо­кра­тия»20. Поли­ти­че­ский строй Позд­ней рес­пуб­ли­ки он назы­ва­ет «демо­кра­ти­че­ской оли­гар­хи­ей»21.

Вновь под­ни­ма­ет вопрос о харак­те­ре поли­ти­че­ской систе­мы Рим­ской Рес­пуб­ли­ки Э. Флайг в ста­тье «При­ня­тие реше­ний и кон­сен­сус»22. Он осуж­да­ет фор­ма­лист­ский под­ход Мил­ла­ра и дока­зы­ва­ет, что вовсе не народ­ные собра­ния были орга­ном при­ня­тия реше­ний. Да, — пишет Э. Флайг, — рим­ский народ выби­рал на коми­ци­ях маги­ст­ра­тов, одна­ко выбо­ры не были поли­ти­зи­ро­ва­ны, они инте­ре­со­ва­ли рим­лян лишь постоль­ку, с.69 посколь­ку они были важ­ны для ари­сто­кра­тов23. Да, коми­ции выно­си­ли окон­ча­тель­ное реше­ние по пово­ду зако­но­про­ек­тов, одна­ко на прак­ти­ке это вовсе не озна­ча­ло «суве­рен­ность» рим­ско­го наро­да: 8 ред­ких исклю­че­ний за весь пери­од Рес­пуб­ли­ки, когда зако­но­да­тель­ные пред­ло­же­ния были отверг­ну­ты, дока­зы­ва­ют что никто даже не мог поду­мать, что народ­ное собра­ние мог­ло про­го­ло­со­вать ина­че, чем как того хотел пред­седа­тель. «Функ­ция народ­но­го собра­ния состо­я­ла в при­ня­тии пред­ло­жен­ных про­ек­тов»24.

Смысл же народ­ных собра­ний, — пишет Флайг, — заклю­чал­ся в том, что народ­ные собра­ния были риту­аль­но-сим­во­ли­че­ским орга­ном про­яв­ле­ния обще­ст­вен­но­го кон­сен­су­са (ein Kon­sen­sor­gan) — орга­ном, в кото­ром рим­ский народ выра­жал согла­сие с поли­ти­кой ари­сто­кра­тии25.

Тем не менее, пишет Флайг, народ обла­дал опре­де­лен­ным вли­я­ни­ем в поли­ти­че­ском про­цес­се. Дей­ст­ви­тель­но реаль­ным это вли­я­ние про­стых граж­дан дела­ли кон­ции. Хотя фор­маль­но реше­ние там и не при­ни­ма­лось, и они не были кон­сти­ту­ци­он­ным орга­ном, имен­но на них и уста­нав­ли­вал­ся необ­хо­ди­мый кон­сен­сус. Зна­чи­тель­ная часть зако­но­про­ек­тов, при­зна­ет Флайг, сры­ва­лась на кон­ци­ях, в осо­бен­но­сти, когда речь шла о земель­ных вопро­сах или о граж­дан­стве. Т. е. вли­я­ние наро­да на кон­ци­ях, хотя и было огра­ни­че­но ропотом или одоб­ре­ни­ем, все-таки было важ­ным и зача­стую, пишет Флайг, решаю­щим26.

По его мне­нию, кро­ме кон­ций, у рим­ско­го плеб­са был в нали­чии бога­тый репер­ту­ар кол­лек­тив­ных форм дея­тель­но­сти для бло­ки­ро­ва­ния тех или иных акций маги­ст­ра­тов, рас­тор­же­ния дого­во­ра о пови­но­ве­нии или даже для угроз ари­сто­кра­тии сме­ной вла­сти.

Тем не менее, — под­чер­ки­ва­ет Э. Флайг, — все эти фор­мы вне­кон­сти­ту­ци­он­ной вла­сти наро­да слу­жат инди­ка­то­ром того, что в Рим­ской Рес­пуб­ли­ке не может быть и речи о демо­кра­тии («von De­mok­ra­tie kei­ne Re­de sein kann»)27: ведь если бы народ мог реа­ли­зо­вы­вать свою волю в кон­сти­ту­ци­он­ных орга­нах, тогда не было с.70 бы необ­хо­ди­мо­сти раз­ра­ба­ты­вать и раз­ви­вать столь мас­штаб­ную сеть сим­во­ли­че­ских и риту­аль­ных форм уча­стия в поли­ти­че­ской жиз­ни Рес­пуб­ли­ки.

Харак­те­ри­зуя кон­цеп­цию Э. Флай­га, мы хоте­ли бы отме­тить, что едва ли мож­но рас­смат­ри­вать кон­ции как вне­консги­ту­ци­он­ный орган народ­ной вла­сти. Но даже при нали­чии толь­ко вне­кон­сти­ту­ци­он­ной вла­сти наро­да, гово­рить о неогра­ни­чен­ной оли­гар­хии, уже не при­хо­дит­ся.

Кон­цеп­ции огра­ни­чен­ной оли­гар­хии при­дер­жи­ва­ет­ся и Филипп Моро в ста­тье «Sub­la­ta prio­re le­ge. Отвод ro­ga­tio­nes как спо­соб вне­се­ния попра­вок к зако­но­да­тель­ным про­ек­там в кон­це Рес­пуб­ли­ки»28. Вслед за Э. Флай­гом он под­чер­ки­ва­ет при­су­щую con­tio изби­ра­тель­ность в пре­до­став­ле­нии пра­ва сло­ва пред­седа­тель­ст­ву­ю­щим на ней маги­ст­ра­том. Эта изби­ра­тель­ность «огра­ни­чи­ва­ла пуб­ли­ку глав­ным обра­зом ролью слу­ша­те­ля». Рас­смот­рен­ную в ста­тье прак­ти­ку доб­ро­воль­но­го отво­да ro­ga­tio после кон­ций и вне­се­ния после это­го изме­не­ний в зако­но­про­ект иссле­до­ва­тель нико­им обра­зом не счи­та­ет «дока­за­тель­ст­вом в поль­зу демо­кра­ти­че­ско­го харак­те­ра выра­бот­ки зако­нов в эпо­ху Рес­пуб­ли­ки», — пото­му, что вза­и­мо­дей­ст­ви­ем про­ис­хо­ди­ло пре­иму­ще­ст­вен­но меж­ду маги­ст­ра­та­ми и сена­то­ра­ми, а «при­сут­ст­вие реа­ги­ру­ю­щей пуб­ли­ки» лишь «вво­ди­ло допол­ни­тель­ную пере­мен­ную меж­ду сто­рон­ни­ка­ми и про­тив­ни­ка­ми меро­при­я­тия»29.

Важ­ный вклад в деба­ты о поли­ти­че­ском строе рим­лян и его свя­зи с их поли­ти­че­ской куль­ту­рой вно­сит К.-Й. Хёль­кес­камп30. В сво­ей ста­тье — рецен­зии на тео­рию «рим­ской демо­кра­тии» Ф. Мил­ла­ра «Рим­ская Рес­пуб­ли­ка: государ­ство, при­над­ле­жа­щее наро­ду, руко­во­ди­мое наро­дом, суще­ст­ву­ю­щее для наро­да»31, Хёль­кес­камп отме­ча­ет, что «кон­сти­ту­цио­на­лист­ский» под­ход Мил­ла­ра в целом — как и его «фор­маль­ная» кон­цеп­ция «демо­кра­тии» — осно­вы­ва­ет­ся на спор­ной пред­по­сыл­ке, что рим­ская «кон­сти­ту­ция» была «систе­мой» sui iuris, неза­ви­си­мой от соци­аль­ных, рели­ги­оз­ных и идео­ло­ги­че­ских усло­вий. А тем вре­ме­нем, дока­зы­ва­ет с.71 иссле­до­ва­тель, цен­траль­ная роль и дей­ст­ви­тель­ная власть сена­та «внут­ри кон­сти­ту­ции» осно­вы­ва­лась не на фор­маль­ной ком­пе­тен­ции, но, ско­рее, на ее отсут­ст­вии32.

И К. Хёль­кес­камп иссле­ду­ет сле­дую­щие нефор­маль­ные пра­ви­ла и тра­ди­ции, сде­лав­ший Сенат столь могу­ще­ст­вен­ным и гаран­ти­ро­вав­ший ему огром­ную кол­лек­тив­ную auc­to­ri­tas как инсти­ту­ту33:

1) Выс­шие маги­ст­ра­ты регу­ляр­но явля­лись чле­на­ми Сена­та до испол­не­ния маги­ст­ра­ту­ры, и воз­вра­ща­лись к ста­ту­су сена­то­ра после ее завер­ше­ния. Сенат был посто­ян­ным орга­ном, состо­я­щим из всех быв­ших (и буду­щих) долж­ност­ных лиц, послов, намест­ни­ков про­вин­ций, адво­ка­тов и судей, нако­нец, ора­то­ров. Таким обра­зом, Сенат, — пишет Хёль­кес­камп, — моно­по­ли­зи­ро­вал накоп­лен­ный поли­ти­че­ский, воен­ный, дипло­ма­ти­че­ский, адми­ни­ст­ра­тив­ный, пра­во­вой опыт и ора­тор­ское мастер­ство, неза­ме­ни­мые для еже­днев­ной поли­ти­ки Рима34. Одно­вре­мен­но акку­му­ля­ция опы­та, дости­же­ний и поче­стей (ho­no­res), обес­пе­чи­вав­шие высо­кий ста­тус в Сена­те и свя­зан­ные с ним даль­ней­шие обще­ст­вен­ные роли и ква­ли­фи­ка­ции, дела­ли рим­ля­ни­на ноби­лем. «Кто зани­мал­ся поли­ти­кой, при­над­ле­жал к ноби­ли­те­ту; кто при­над­ле­жал к ноби­ли­те­ту, зани­мал­ся поли­ти­кой»35. Имен­но на этом и была осно­ва­на систе­ма рим­ско­го поли­ти­че­ско­го устрой­ства, кото­рую Хёль­кес­камп назы­ва­ет «мери­то­кра­ти­ей»36.

2) Вли­я­ние поли­ти­че­ско­го клас­са осно­вы­ва­лось на обще­ст­вен­ном поло­же­нии ноби­лей и тра­ди­ци­он­ной систе­ме цен­но­стей рим­ско­го наро­да: почи­та­ние exempla, исто­ри­че­ских лич­но­стей, — пишет К. Хёль­кес­камп, — было неотъ­ем­ле­мым эле­мен­том куль­ту­ры. А это про­шлое было пред­став­ле­но и пер­со­ни­фи­ци­ро­ва­но выдаю­щи­ми­ся лич­но­стя­ми, кото­рые одно­вре­мен­но были пред­ка­ми чле­нов «поли­ти­че­ско­го клас­са». Их обра­зы были визу­аль­но выра­же­ны в ста­ту­ях (в сто­ро­ну кото­рых с Фору­ма эффект­но жести­ку­ли­ро­вал ора­тор, отсы­лая к maio­res), и в тор­же­ст­вен­но демон­стри­ру­е­мых (pom­pa fu­neb­ris) мас­ках пред­ков37.

3) Нема­лое зна­че­ние име­ли орга­нич­ная с.72 иерар­хич­ность рим­ской поли­ти­че­ской куль­ту­ры и её высо­кая состя­за­тель­ность. Выбо­ры были инсти­ту­цио­на­ли­зи­ро­ван­ной про­цеду­рой рас­пре­де­ле­ния поче­стей (ho­no­res) и соот­вет­ст­ву­ю­ще­го ста­ту­са сре­ди огра­ни­чен­но­го клас­са при­ем­ле­мых кан­дида­тов38. Соот­вет­ст­вен­но, коми­ции были нуж­ны «поли­ти­че­ско­му клас­су» как внеш­ний орган при­ня­тия реше­ния: чтобы пере­кла­ды­вать тяжесть выбо­ра и ней­тра­ли­зо­вы­вать внут­рен­ние кон­флик­ты, под­дер­жи­вая, таким обра­зом, необ­хо­ди­мую сла­жен­ность и внут­рен­нюю ста­биль­ность, необ­хо­ди­мую для кол­лек­тив­но­го вли­я­ния и моно­по­лии вла­сти «клас­са» в целом39.

4) Нако­нец, вли­я­ние Сена­та и ноби­ли­те­та осно­вы­ва­лось на тра­ди­ци­он­ном «почи­та­нии» и ува­же­нии ноби­лей наро­дом.

Фун­да­мен­таль­ный кон­сен­сус обще­ства осно­вы­вал­ся не толь­ко на идео­ло­гии могу­ще­ства и пре­вос­ход­ства рим­ской Рес­пуб­ли­ки, все­об­щей веры в Рим, его про­шлое и его мис­сию, закреп­лен­ную в мно­го­чис­лен­ных exempla; но так­же и на стой­кой убеж­ден­но­сти в есте­ствен­ном поряд­ке вещей, в дока­зан­ном, если и не оче­вид­ном и дан­ном бога­ми, пре­вос­ход­стве всех чле­нов древ­них родов и поли­ти­че­ско­го клас­са в целом. Сущ­ность это­го кон­сен­су­са, вклю­чая при­ня­тие соци­аль­но­го и инсти­ту­цио­наль­но­го поли­ти­че­ско­го нера­вен­ства, нико­гда не ста­ви­лась под вопрос40.

Сле­до­ва­тель­но, пишет Хёль­кес­камп, — не столь важен ярлык режи­ма — «ари­сто­кра­тия», «оли­гар­хия», или, как пред­ло­жил сам иссле­до­ва­тель — «мери­то­кра­тия» (по стан­дар­там доми­ни­ру­ю­ще­го клас­са, серд­це кото­ро­го состав­ля­ли ноби­ли), — в любом слу­чае, это не было государ­ст­вом, при­над­ле­жа­щим наро­ду, руко­во­ди­мым наро­дом, суще­ст­ву­ю­щим для наро­да41.

Моно­гра­фия Г. Мау­рит­се­на «Плебс и поли­ти­ка в Позд­не­рес­пуб­ли­кан­ском Риме»42 так­же пред­став­ля­ет собой кри­ти­че­ский отклик на тео­рию «рим­ской демо­кра­тии». Осуж­дая фор­ма­лизм исто­ри­ков — сто­рон­ни­ков этой тео­рии, кото­рые, при­ме­ряя раз­лич­ные кри­те­рии поня­тия «демо­кра­тии» к Рес­пуб­ли­ке, при­хо­дят к кар­ди­наль­но с.73 про­ти­во­по­лож­ным выво­дам, иссле­до­ва­тель нахо­дит более прак­тич­ный под­ход к пости­же­нию систе­мы. Г. Мау­рит­сен пред­ла­га­ет иную, пло­до­твор­ную, на его взгляд, мето­до­ло­гию: работать в плос­ко­сти трех антич­ных видов кон­сти­ту­ций, при кото­рых государ­ство нахо­дит­ся под кон­тро­лем одно­го, несколь­ких и мно­гих пра­ви­те­лей.

Пре­иму­ще­ство такой, каза­лось бы, неза­мыс­ло­ва­той «коли­че­ст­вен­ной» моде­ли «демо­кра­тии» автор видит в воз­мож­но­сти ста­вить более кон­крет­ный вопрос, что поз­во­лит про­ве­сти чет­кую грань меж­ду абстракт­ным поли­ти­че­ским иде­а­лом и реаль­но­стью, т. е. меж­ду «демо­кра­ти­че­ским потен­ци­а­лом» и «акту­аль­ным функ­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем систе­мы». Зада­ча исто­ри­ка, таким обра­зом, сво­дит­ся к выяс­не­нию — поз­во­ля­ла ли на деле рим­ская систе­ма участ­во­вать в поли­ти­че­ском про­цес­се широ­ким мас­сам?

Пока­зы­вая несо­сто­я­тель­ность тео­рии все­про­ни­каю­щих свя­зей патро­на­та-кли­ен­те­лы, иссле­до­ва­тель, одна­ко, вовсе не реа­би­ли­ти­ру­ет plebs как серь­ез­но­го игро­ка на поли­ти­че­ской сцене. Напро­тив, пока­зы­ва­ет он, — мате­ри­аль­ная нуж­да, необ­хо­ди­мость работать, невоз­мож­ность тра­тить вре­мя на доро­гу в Рим, отсут­ст­вие заин­те­ре­со­ван­но­сти в выбо­рах, не слиш­ком боль­шая вме­сти­тель­ность Коми­ция, Фору­ма и т. д. — все это пре­пят­ст­во­ва­ло уча­стию про­стых граж­дан в поли­ти­че­ском про­цес­се. Вслед­ст­вие это­го демо­кра­ти­че­ский потен­ци­ал поли­ти­че­ской систе­мы рес­пуб­ли­кан­ско­го Рима не мог быть реа­ли­зо­ван на прак­ти­ке.

Таким обра­зом, иссле­дуя дей­ст­ви­тель­ное содер­жа­ние кон­цеп­ции «po­pu­lus ro­ma­nus», отде­ляя поли­ти­че­ский лозунг от дей­ст­ви­тель­но­го соста­ва участ­ни­ков коми­ций, Г. Мау­рит­сен при­хо­дит к выво­ду об огром­ной про­па­сти меж­ду рим­ским наро­дом в целом и тол­пой, «пред­став­ля­ю­щей» его на фору­ме и коми­ци­ях.

По сво­им общим выво­дам к Г. Мау­рит­се­ну бли­зок Р. Мор­стейн-Маркс, автор моно­гра­фии «Крас­но­ре­чие, обра­щен­ное к мас­сам, и поли­ти­че­ская власть в Позд­ней Рим­ской рес­пуб­ли­ке»43. Изу­чая поли­ти­че­скую с.74 роль кон­ций и меха­низ­мы их дей­ст­вия, автор при­хо­дит к выво­ду, что ора­тор, высту­пав­ший перед мас­са­ми на Фору­ме, был дей­ст­ви­тель­но цен­траль­ной фигу­рой рим­ской поли­ти­че­ской жиз­ни. Заво­е­ва­ние под­держ­ки собрав­ших­ся на Фору­ме рядо­вых граж­дан, кото­рые отнюдь не чура­лись уча­стия в поли­ти­че­ских деба­тах, явля­лось важ­ным усло­ви­ем поли­ти­че­ско­го успе­ха. Одна­ко рим­ская поли­ти­ка в осно­ве сво­ей вовсе не была, как это пред­став­ля­ет­ся Ф. Мил­ла­ру, пуб­лич­ной и глас­ной. В усло­ви­ях дефи­ци­та реаль­ной поли­ти­че­ской инфор­ма­ции рядо­вые граж­дане были объ­ек­том мани­пу­ли­ро­ва­ния со сто­ро­ны поли­ти­ков — ора­то­ров, при­над­ле­жав­ших к выс­шим клас­сам. В ито­ге, поли­ти­че­ская жизнь Рим­ской рес­пуб­ли­ки была демо­кра­ти­че­ской по фор­ме и оли­гар­хи­че­ской по сути.

Таким обра­зом, боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей отверг­ло выдви­ну­тую Ф. Мил­ла­ром тео­рию «рим­ской демо­кра­тии». На их взгляд, позд­не­рес­пуб­ли­кан­ский Рим по сво­е­му поли­ти­че­ско­му строю был оли­гар­хи­ей. Одна­ко их пред­став­ле­ния о рим­ской оли­гар­хии име­ют очень мало обще­го со взгляда­ми М. Гель­це­ра и его после­до­ва­те­лей. Их «уме­рен­ная оли­гар­хия» или «ари­сто­кра­тия с демо­кра­ти­че­ски­ми эле­мен­та­ми» во мно­гих отно­ше­ни­ях близ­ка к моде­ли «сме­шан­но­го государ­ст­вен­но­го строя», выдви­ну­той Поли­би­ем. Все они нахо­дят суще­ст­вен­ные демо­кра­ти­че­ские эле­мен­ты или демо­кра­ти­че­ский потен­ци­ал в поли­ти­че­ской жиз­ни Рим­ской рес­пуб­ли­ки. Свое основ­ное вни­ма­ние они уде­ля­ют кон­ци­ям и коми­ци­ям, харак­те­ру вза­и­моот­но­ше­ний поли­ти­че­ских лиде­ров с мас­са­ми, роли рядо­вых граж­дан в поли­ти­че­ской борь­бе, то есть имен­но тем инсти­ту­там и вопро­сам, кото­рые были основ­ным пред­ме­том иссле­до­ва­ния Ф. Мил­ла­ра. И хотя они дают им совер­шен­но иную оцен­ку и оспа­ри­ва­ют само суще­ст­во­ва­ние «рим­ской демо­кра­тии», само обра­ще­ние к этой теме уже нико­го не удив­ля­ет.

В резуль­та­те мож­но кон­ста­ти­ро­вать, что «непра­виль­ная тео­рия», друж­но отверг­ну­тая науч­ным с.75 сооб­ще­ст­вом, ока­за­лась чрез­вы­чай­но пло­до­твор­ной и полез­ной. Она во мно­гом опре­де­ли­ла направ­ле­ние иссле­до­ва­ний и сти­му­ли­ро­ва­ла пере­смотр мораль­но уста­рев­шей орто­док­саль­ной кон­цеп­ции.

В общих выво­дах оппо­нен­тов Ф. Мил­ла­ра име­ет­ся опре­де­лен­ное един­ство. Тем не менее, дис­кус­сия о харак­те­ре поли­ти­че­ско­го строя Позд­ней рес­пуб­ли­ки, види­мо, дале­ка от завер­ше­ния. Ее про­дол­же­ние может спо­соб­ст­во­вать даль­ней­ше­му углуб­ле­нию и уточ­не­нию наших зна­ний и пред­став­ле­ний об этом клю­че­вом пери­о­де исто­рии древ­не­го Рима.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Дан­ное иссле­до­ва­ние выпол­не­но в рам­ках Про­грам­мы фун­да­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний Пре­зи­ди­у­ма РАН «Власть и обще­ство в исто­рии».
  • 2Pat­ter­son J. Rev. Yakob­son A. Elec­tions and Elec­tio­nee­ring in Ro­me: A stu­dy in the Po­li­ti­cal Sys­tem of the La­te Re­pub­lic. Stuttgart, 1999 // JRS. 2002. 92. P. 230.
  • 3Как не без иро­нии отме­тил М. Йене, «теперь диа­гно­сти­ро­ва­ние демо­кра­ти­че­ских тен­ден­ций в Рим­ской рес­пуб­ли­ке и даже употреб­ле­ние по отно­ше­нию к ней чуть ли не через апо­строф тер­ми­на “демо­кра­тия” явля­ет­ся некой тра­ди­ци­ей» (Jeh­ne M. Ein­füh­rung: Zur De­bat­te um die Rol­le des Vol­kes in der rö­mi­schen Po­li­tik // De­mok­ra­tie in Rom? Die Rol­le des Vol­kes in der Po­li­tik der Rö­mis­hen Re­pub­lik. Jeh­ne M. (Ed.). Stuttgart, 1995. S. 1).
  • 4Mil­lar F. Ro­me, the Greek World and the East. V. 1. The Ro­man Re­pub­lic and Augus­tan Re­vo­lu­tion / Ed. by H. M. Cot­ton and C. M. Ro­gers. Cha­pel Hill — Lon­don, 2002. P. 158.
  • 5Все эти ста­тьи име­ют­ся в сбор­ни­ке Mil­lar F. Ro­me, the Greek World… Ch. 3—6. Моно­гра­фии: Mil­lar F. The crowd in Ro­me in the la­te Re­pub­lic. Ann Ar­bor, 1998; idem. The Ro­man Re­pub­lic in Po­li­ti­cal Thought. Ha­no­ver, 2002. Послед­няя моно­гра­фия, к сожа­ле­нию, ока­за­лась нам недо­ступ­ной. Рос­сий­ский чита­тель может позна­ко­мить­ся с ее содер­жа­ни­ем по рецен­зии Zet­zel J. E. G.Rev. Mil­lar F. The Ro­man Re­pub­lic in Po­li­ti­cal Thought. Ha­no­ver, 2002 // http://ccat.sas.upenn.edu/bmcr/2002/2002-05-31.html.
  • 6Демен­тье­ва В. В. Рим­ское рес­пуб­ли­кан­ское меж­ду­цар­ст­вие как поли­ти­че­ский инсти­тут. М., 1998. С. 16 слл.; Смыш­ля­ев с.76 А. Л. Народ, власть, закон в позд­не­рес­пуб­ли­кан­ском Риме (По пово­ду кон­цеп­ции Ф. Мил­ла­ра) // ВДИ. 2003 № 3. С. 46 сл.; он же. Народ, власть, закон в позд­не­рес­пуб­ли­кан­ском Риме (По пово­ду кон­цеп­ции Ф. Мил­ла­ра) / Fo­rum Ro­ma­num. Докла­ды III меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции «Рим­ское част­ное и пуб­лич­ное пра­во: мно­го­ве­ко­вой опыт раз­ви­тия евро­пей­ско­го пра­ва». Яро­славль—Москва, 25—30 июня 2003 г. / Отв. ред. В. В. Демен­тье­ва. М., 2003. С. 57—60.
  • 7Gel­zer M. Die No­bi­li­tät der rö­mi­schen Re­pub­lik. Lpz.—B., 1912; Mün­zer Fr. Rö­mi­sche Adelspar­teien und Adelsfa­mi­lien. Stuttgart, 1920; Tay­lor L. R. Par­ty Po­li­tics in the Age of Cae­sar. Los An­ge­les, 1949; Scul­lard H. Ro­man Po­li­tics 220—150 B. C. Oxf., 1951.
  • 8Brunt P. A. The Fall of the Ro­man Re­pub­lic and Re­la­ted Es­says. Oxf., 1988. P. 30 ff., 382 ff.; Rou­land N. Pou­voir po­li­ti­que et de­pen­den­ce per­son­nel­le dans l’an­ti­qui­té ro­mai­ne. Ge­nè­se et ro­le des rap­ports de clien­tè­le. Bru­xel­les, 1979. P. 258 suiv.; Wal­la­ce-Had­rill A. Pat­ro­na­ge in Ro­man So­cie­ty: from Re­pub­lic to Em­pi­re // Pat­ro­na­ge in An­cient So­cie­ty / Ed by A. Wal­la­ce-Had­rill. L. —N. Y., 1989. P. 69 ff.; Lin­tott A. The Con­sti­tu­tion of the Ro­man Re­pub­lic. Oxf., 1999. P. 178 ff.
  • 9Hop­kins K., Bur­ton G. Po­li­ti­cal Suc­ces­sion in the La­te Re­pub­lic (249—50 B. C.) // Hop­kins K. Death and Re­newal. Cambr., 1983. P. 32 ff., 45, 55 ff., 66, 113.
  • 10Ibid. P. 114.
  • 11Подроб­ную харак­те­ри­сти­ку кон­цеп­ции Ф. Мил­ла­ра см. в ста­тье Смыш­ля­ев А. Л. Народ, власть, закон в позд­не­рес­пуб­ли­кан­ском Риме (По пово­ду кон­цеп­ции Ф. Мил­ла­ра) // ВДИ. 2003 № 3. С. 46 слл.;
  • 12Сле­ду­ет отме­тить, что кон­крет­ные осо­бен­но­сти этой куль­ту­ры едва ли не каж­дый иссле­до­ва­тель трак­ту­ет по-сво­е­му. См. опуб­ли­ко­ван­ную в этом сбор­ни­ке ста­тью В. В. Демен­тье­вой Совре­мен­ное анти­ко­веде­ние: изу­че­ние рим­ской поли­ти­че­ской куль­ту­ры.
  • 13Jeh­ne M. Op. cit. S. 6 f.
  • 14Yakob­son A. Elec­tions and Elec­tio­nee­ring in Ro­me: A stu­dy in the Po­li­ti­cal Sys­tem of the La­te Re­pub­lic. Stuttgart, 1999.
  • 15Ibid. P. 70.
  • 16Ibid. P. 68.
  • 17Ibid. P. 194.
  • 18Ibid. P. 229.

    с.77

  • 19Ibid. P. 231. Как отме­ча­ет А. Якоб­сон, «Поли­бий знал, о чем гово­рил» (Ibid. P. 232).
  • 20Ibid. P. 232.
  • 21Ibid. P. 233.
  • 22Flaig E. Entschei­dung und Kon­sens. Zu den Fel­dern der po­li­tishcen Kom­mu­ni­ka­tion zwis­hen Adel und Plebs // De­mok­ra­tie in Rom? Die Rol­le des Vol­kes in der Po­li­tik der Rö­mis­hen Re­pub­lik. Jeh­ne M. (Ed.). Stuttgart, 1995. S. 77—127.
  • 23Ibid. S. 79
  • 24Ibid. S. 87: «Die Funktion der Volksver­sammlung in die­sem Sys­tem eben nur die ist zu­zus­tim­men».
  • 25Ibid. S. 89.
  • 26Ibid. S. 94.
  • 27Ibid. S. 99.
  • 28Моро Ф. Sub­la­ta prio­re le­ge. Отвод ro­ga­tio­nes как спо­соб вне­се­ния попра­вок к зако­но­да­тель­ным про­ек­там в кон­це Рес­пуб­ли­ки // ВДИ. 2004. № 4. С. 154—165.
  • 29Там же. С. 165.
  • 30Höl­kes­kamp K.-J. Re­konstruk­tio­nen einer Re­pub­lik. Mün­chen, 2004. (Non vi­di). См. O’Neil P. Rev.: Höl­kes­kamp K.-J. Re­konstruk­tio­nen einer Re­pub­lik // http://ccat.sas.upenn.edu/bmcr/2004/2004-09-20.html
  • 31Höl­kes­kamp K.-J. The Ro­man re­pub­lic: Go­vernment of the Peop­le, by the Peop­le, for the Peop­le? // Scrip­ta Clas­si­ca Is­rae­li­ca. Vol. XIX. 2002. P. 203—233.
  • 32Ibid. P. 213.
  • 33Ibid.
  • 34Ibid. P. 214.
  • 35Meier Chr. Res pub­li­ca amis­sa. P. 47. Цит. no: Höl­kes­kamp K.-J. The Ro­man Re­pub­lic… P. 215.
  • 36Höl­kes­kamp K.-J. The Ro­man re­pub­lic… P. 215.
  • 37Ibid. P. 218—219.
  • 38Ibid. P. 219.
  • 39Ibid.
  • 40Ibid. 220.
  • 41Ibid. 222.
  • 42Для рос­сий­ско­го чита­те­ля доступ­но толь­ко введе­ние к моно­гра­фии (кото­рое, одна­ко, поз­во­ля­ет понять кон­цеп­цию авто­ра): Mou­rit­sen H. Plebs and Po­li­tics in La­te Re­pub­li­can Ro­me. Cambrid­ge, 2001 с.78 // http://www.cambrid­ge.org/ca­ta­lo­gue/ca­ta­lo­gue.asp?isbn=0511031432&ss=sam С содер­жа­ни­ем работы мож­но позна­ко­мить­ся и по подроб­ной рецен­зии: Byr­ne Sh. N. Rev.: Mou­rit­sen H. Plebs and Po­li­tics in La­te Re­pub­li­can Ro­me. Cambrid­ge: Cambrid­ge Uni­ver­si­ty Press, 2001 // http://ccat.sas.upenn.edu/bmcr/2001/2001-12-12.html.
  • 43Morstein-Marx R. Mass Ora­to­ry and Po­li­ti­cal Power in the La­te Ro­man Re­pub­lic. Cambrid­ge, 2004. К сожа­ле­нию эта работа ока­за­лась нам недо­ступ­ной. Рос­сий­ско­му чита­те­лю полу­чить пред­став­ле­ние о ее содер­жа­нии мож­но по подроб­ной рецен­зии: RiggsbyA. M. Rev.: Marx R. Mass Ora­to­ry and Po­li­ti­cal Power in the La­te Ro­man Re­pub­lic. Cambrid­ge, 2004 // http://ccat.sas.upenn.edu/bmcr/2005/2005-03-10.html.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1455875857 1456863193 1457070846