В. М. Строгецкий

Диодор Сицилийский о процессах против Фемистокла и Павсания (XI, 39—47; 54—59)

Из истории античного общества. Вып. 2. Горький, 1979. С. 3—9.
OCR: Halgar Fenrirsson.

с.3 Борь­ба с пер­са­ми и победа в ней элли­нов, с одной сто­ро­ны, спо­соб­ст­во­ва­ла обра­зо­ва­нию афин­ской мор­ской дер­жа­вы и даль­ней­ше­му раз­ви­тию демо­кра­тии в Афи­нах. С дру­гой сто­ро­ны, она вызва­ла рост про­ти­во­ре­чий меж­ду Спар­той и Афи­на­ми, а так­же обост­ре­ние поли­ти­че­ской борь­бы внут­ри каж­до­го из этих государств.

Эти важ­ней­шие тен­ден­ции наме­ти­лись уже в пер­вое деся­ти­ле­тие после бит­вы у мыса Мика­ле. Стро­и­тель­ство обо­ро­ни­тель­ных стен, пред­при­ня­тое афи­ня­на­ми под руко­вод­ст­вом Феми­сток­ла в 479 г., и соору­же­ние мор­ской гава­ни Пирея встре­ти­ли реши­тель­ные воз­ра­же­ния со сто­ро­ны Спар­ты и послу­жи­ли одной из при­чин рас­па­да обще­эл­лин­ско­го един­ства, сло­жив­ше­го­ся нака­нуне похо­да Ксерк­са.

В 478/77 г. коман­дую­щий обще­эл­лин­ским фло­том спар­ти­ат Пав­са­ний был обви­нен союз­ни­ка­ми, сре­ди кото­рых глав­ную роль игра­ли ионий­цы, под­дер­жи­вае­мые афи­ня­на­ми, в дес­по­ти­че­ском прав­ле­нии и тай­ных свя­зях с пер­са­ми. Несмот­ря на то, что Пав­са­ний был оправ­дан, вра­ги, желая с ним рас­пра­вить­ся, ста­ли обви­нять его не толь­ко в сно­ше­ни­ях с пер­са­ми, но так­же в стрем­ле­нии к государ­ст­вен­но­му пере­во­роту и в под­стре­ка­тель­стве с этой целью ило­тов к вос­ста­нию. Думая избе­жать аре­ста, Пав­са­ний скрыл­ся в хра­ме Афи­ны Мед­но­дом­ной, но, будучи при­го­во­рен спар­тан­ца­ми к голод­ной смер­ти, был выведен из хра­ма уже уми­раю­щим.

С тра­геди­ей Пав­са­ния ока­за­лась тес­но свя­зан­ной и судь­ба Феми­сток­ла. В 472/71 г. он потер­пел пора­же­ние в борь­бе с Кимо­ном и, под­верг­нув­шись ост­ра­киз­му, нашел убе­жи­ще в Арго­се. Спар­тан­цы, вос­поль­зо­вав­шись бла­го­при­ят­ным обсто­я­тель­ст­вом, отпра­ви­ли в Афи­ны посоль­ство с тре­бо­ва­ни­ем пре­дать Феми­сток­ла суду как пре­да­те­ля обще­эл­лин­ских инте­ре­сов и соучаст­ни­ка заго­во­ра Пав­са­ния. Вра­ги Феми­сток­ла в с.4 Афи­нах под­дер­жа­ли тре­бо­ва­ние Спар­ты и вме­сте с лакеде­мо­ня­на­ми ста­ли пре­сле­до­вать его, чтобы аре­сто­вать и при­ве­сти на суд. Феми­сто­клу уда­лось бежать, и он с боль­ши­ми труд­но­стя­ми при­был в Азию, где нашел спа­се­ние у толь­ко что при­шед­ше­го к вла­сти (465/64 г.) пер­сид­ско­го царя Арта­к­серк­са.

Обсто­я­тель­ное изло­же­ние этих собы­тий мы нахо­дим у Фукидида в его опи­са­нии укреп­ле­ния Афин и Пирея (Thuc., I. 89—93), а так­же в экс­кур­сах о Пав­са­нии и Феми­сток­ле (Thuc., I. 94—95, 128—138). Так как Фукидид был почти совре­мен­ни­ком собы­тий и очень забо­тил­ся о хро­но­ло­гии (I. 97, 2) и о воз­мож­но точ­ном уста­нов­ле­нии фак­тов (I. 22, 3), то его изло­же­ние может слу­жить кри­те­ри­ем при оцен­ке про­чих изве­стий.

Совре­мен­ная этим собы­ти­ям лите­ра­ту­ра утра­че­на. Осо­бен­но при­хо­дит­ся сожа­леть о поте­ре «Запи­сок» (ἐπι­δη­μίαι или ὑπομ­νή­ματα) поэта Иона из Хиоса (око­ло 490—421 гг.) и сочи­не­ния Сте­сим­брота из Фасо­са (сер. V в. до н. э.) «О Феми­сток­ле, Фукидиде и Перик­ле».

Насколь­ко мож­но судить по немно­гим фраг­мен­там, Ион в сво­их «Запис­ках» сооб­щал неко­то­рые подроб­но­сти из жиз­ни раз­лич­ных гре­че­ских поли­ти­че­ских дея­те­лей1.

Сочи­не­ние Сте­сим­брота пред­став­ля­ло собой поли­ти­че­ский пам­флет, напи­сан­ный, как счи­та­ют иссле­до­ва­те­ли, после 430 г. Автор, родом с союз­но­го и угне­тае­мо­го афи­ня­на­ми ост­ро­ва Фасо­са, был сто­рон­ни­ком ари­сто­кра­тии и враж­деб­но отно­сил­ся к Афи­нам и, в част­но­сти, к афин­ской демо­кра­тии. Он дал отри­ца­тель­ную харак­те­ри­сти­ку созда­те­лю афин­ско­го флота Феми­сто­клу2. Сочи­не­ния Иона и Сте­сим­брота явля­лись одним из источ­ни­ков Плу­тар­ха.

с.5 Не сохра­ни­лись до наше­го вре­ме­ни сочи­не­ния писа­те­лей VI в. до н. э. Эфо­ра и Фео­пом­па, вышед­ших из шко­лы Исо­кра­та.

От глав­но­го сочи­не­ния Эфо­ра «Все­об­щая исто­рия», состо­яв­ше­го из 30 книг, сохра­ни­лось толь­ко 157 фраг­мен­тов3, из кото­рых 14 посвя­ще­ны опи­са­нию пен­те­кон­та­этии4. Насколь­ко мож­но судить по фраг­мен­там «Исто­рии» Эфо­ра, он был сто­рон­ни­ком афин­ской демо­кра­тии и вся­че­ски ста­рал­ся под­черк­нуть зна­че­ние Афин. Поэто­му, рас­ска­зы­вая о судь­бе Феми­сток­ла, он завер­ша­ет свое опи­са­ние вос­тор­жен­ной оцен­кой дея­тель­но­сти это­го вели­ко­го чело­ве­ка, кото­рый ока­зал­ся оби­жен сво­и­ми граж­да­на­ми5.

Пре­да­тель­ство Пав­са­ния Эфор исполь­зу­ет для напа­док на Спар­ту. Он рису­ет в мрач­ных тонах тира­ни­че­ское поведе­ние Пав­са­ния и позор­ный конец его6.

Сочи­не­ние Эфо­ра послу­жи­ло важ­ным источ­ни­ком для после­дую­щих писа­те­лей, таких, как Пом­пей Трог (= Jus­tin., II. 15), Кор­не­лий Непот (в жиз­не­опи­са­ни­ях Феми­сток­ла, Ари­сти­да и Пав­са­ния), Поли­эн, Плу­тарх (в жиз­не­опи­са­ни­ях Феми­сток­ла, Ари­сти­да, а так­же отча­сти Кимо­на и Перик­ла) и осо­бен­но Дио­дор Сици­лий­ский, о кото­ром более деталь­но речь пой­дет ниже.

Что каса­ет­ся Фео­пом­па, то глав­ны­ми его сочи­не­ни­я­ми были «Гре­че­ская исто­рия» и «Исто­рия Филип­па Македон­ско­го». с.6 От пер­во­го сочи­не­ния сохра­ни­лось 20 фраг­мен­тов, от вто­ро­го — 2507. Спе­ци­аль­ный раздел сво­их Φιλ­λιπ­πι­καί ἰστο­ρίαι (X кни­га) он посвя­тил афин­ским дема­го­гам Феми­сто­клу, Кимо­ну и др.8

В отли­чие от Эфо­ра Фео­помп крайне недоб­ро­же­ла­тель­но отно­сит­ся к афин­ской демо­кра­тии. Его сим­па­тии на сто­роне ари­сто­кра­тии и Спар­ты. Имен­но поэто­му он дает рез­ко отри­ца­тель­ную харак­те­ри­сти­ку Феми­сто­клу910. Фео­помп так­же был одним из источ­ни­ков Дио­до­ра Сици­лий­ско­го, Плу­тар­ха, Кор­не­лия Непота, кото­рый, прав­да, назы­вал его вме­сте с Тиме­ем «дву­мя очень зло­ре­чи­вы­ми писа­те­ля­ми» (Nep., Al­cib. 11).

Эфор и Фео­помп при­над­ле­жа­ли к рито­ри­че­ско­му направ­ле­нию в гре­че­ской исто­рио­гра­фии. Стрем­ле­ние к отыс­ка­нию исти­ны, столь харак­тер­ное для Фукидида, в их сочи­не­ни­ях усту­па­ет свое место рито­ри­ке, что про­яв­ля­ет­ся не толь­ко в спо­со­бе выра­же­ния мыс­лей (постро­е­ние кра­си­вых и эффект­ных фраз), но и в харак­те­ре само­го повест­во­ва­ния. Так, напри­мер, посто­ян­но выска­зы­ва­ют­ся одоб­ри­тель­ные или неодоб­ри­тель­ные мне­ния авто­ра по пово­ду рас­ска­зы­вае­мых собы­тий или поли­ти­че­ских дея­те­лей; встав­ля­ют­ся нра­во­учи­тель­ные рас­суж­де­ния, иллю­ст­ри­ру­е­мые под­хо­дя­щи­ми анек­дота­ми, пред­по­чти­тель­но пикант­но­го харак­те­ра, а так­же воз­вы­шен­ные речи, пол­ные роман­ти­че­ско­го вос­хи­ще­ния дея­ни­я­ми и доб­ле­стя­ми пред­ков и пате­ти­че­ско­го пори­ца­ния поро­ков и недо­стат­ков совре­мен­но­го поко­ле­ния. Вли­я­ние это­го направ­ле­ния мы про­сле­жи­ва­ем так­же у тех авто­ров, для кото­рых сочи­не­ния Эфо­ра и Фео­пом­па слу­жи­ли источ­ни­ком. В част­но­сти это преж­де все­го отно­сит­ся, как мы увидим ниже, к Дио­до­ру Сици­лий­ско­му.

В «Афин­ской поли­тии» Ари­сто­те­ля инте­ре­су­ю­щие нас собы­тия опи­са­ны крайне бег­ло (Arist., Ath., Pol. 23, 3; 24, 1; 25, 3—4). Ари­сто­тель отри­ца­тель­но отзы­ва­ет­ся о Феми­сток­ле, при­чем весь его рас­сказ о том, как Феми­стокл содей­ст­во­вал Эфи­аль­ту в устра­не­нии вла­сти Аре­о­па­га, носит харак­тер анек­дота и хро­но­ло­ги­че­ски несов­ме­стим с его дея­тель­но­стью.

с.7 Итак, для харак­те­ри­сти­ки собы­тий 479—465/4 гг. мы рас­по­ла­га­ем доста­точ­но подроб­ны­ми сведе­ни­я­ми преж­де все­го Фукидида и Дио­до­ра Сици­лий­ско­го, кото­рые в неко­то­рых слу­ча­ях могут быть допол­не­ны сооб­ще­ни­я­ми Ари­сто­те­ля, К. Непота, Плу­тар­ха, Поли­эна и Юсти­на.

Дио­дор Сици­лий­ский посвя­ща­ет этим собы­ти­ям 15 глав XI кни­ги (XI. 39—47, 54—59) сво­его сочи­не­ния «Исто­ри­че­ская биб­лио­те­ка»11. Будучи совре­мен­ни­ком Цеза­ря и Авгу­ста, Дио­дор отча­сти сохра­нил для нас осо­бен­но­сти миро­воз­зре­ния сво­ей эпо­хи, напри­мер, ото­б­ра­зив вли­я­ние стои­че­ской фило­со­фии на исто­рию (Diod., I, 1 сл.). Но глав­ное зна­че­ние Дио­до­ра преж­де все­го в том, что, поль­зу­ясь недо­шед­ши­ми до наше­го вре­ме­ни сочи­не­ни­я­ми авто­ров IV в., он сооб­ща­ет ком­плекс зна­ний о гре­че­ской исто­рии, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни отли­чаю­щих­ся от тех сведе­ний, кото­рые пере­да­ют Геро­дот, Фукидид и Ксе­но­фонт. Иссле­до­ва­те­ли ново­го вре­ме­ни назы­ва­ют этот ком­плекс зна­ний исто­ри­че­ской вуль­га­той, осно­вы­ваю­щей­ся на тех дан­ных, кото­рые введе­ны в общий оби­ход наи­бо­лее попу­ляр­ны­ми исто­ри­че­ски­ми труда­ми, а так­же про­из­веде­ни­я­ми зна­ме­ни­тых ора­то­ров и рито­ров12. Несо­мнен­но, исто­ри­че­ская вуль­га­та, сло­жив­ша­я­ся в IV в. до н. э., долж­на была суще­ст­вен­но отли­чать­ся от той исто­ри­че­ской вуль­га­ты, кото­рая полу­чи­ла рас­про­стра­не­ние в V в. до н. э. преж­де все­го пото­му, что она отра­жа­ла взгляды, выхо­дя­щие дале­ко за рам­ки полис­ной идео­ло­гии. Наи­бо­лее попу­ляр­ны­ми сочи­не­ни­я­ми, спо­соб­ст­во­вав­ши­ми утвер­жде­нию этих взглядов, были сочи­не­ния Эфо­ра и Фео­пом­па, о кото­рых уже гово­ри­лось выше.

Не слу­чай­но поэто­му, когда речь захо­дит о Дио­до­ре Сици­лий­ском, преж­де все­го воз­ни­ка­ет необ­хо­ди­мость выявить те источ­ни­ки, кото­ры­ми он поль­зо­вал­ся. Впер­вые эта про­бле­ма была постав­ле­на в ста­тье Хр. Г. Гейне «Об источ­ни­ках и авто­ри­те­тах исто­рий Дио­до­ра»13.

Со вре­ме­ни опуб­ли­ко­ва­ния работы Хр. А. Фоль­к­вард­зе­на14 с.8 утвер­ди­лось мне­ние, что един­ст­вен­ным источ­ни­ком гре­че­ской исто­рии Дио­до­ра в XI—XVI кни­гах был Эфор. Соглас­но это­му мне­нию, Дио­дор был не более, чем пере­пис­чи­ком. Такой взгляд на Дио­до­ра, так­же, впро­чем, как и на Плу­тар­ха, был обу­слов­лен гос­под­ст­во­вав­шей тогда так назы­вае­мой тео­ри­ей еди­но­го источ­ни­ка (Ein­quel­len­theo­rie), соглас­но кото­рой древ­ние авто­ры, подоб­ные Дио­до­ру или Плу­тар­ху, за осно­ву бра­ли какой-то один источ­ник и сле­по пере­пи­сы­ва­ли его, не све­ряя и не ком­би­ни­руя его с дру­ги­ми дан­ны­ми.

Одна­ко вско­ре была отме­че­на оши­боч­ность этой точ­ки зре­ния. Новые иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что состав труда Дио­до­ра намно­го слож­нее, чем думал Хр. А. Фоль­к­вард­зен. Тем не менее защит­ни­ки Дио­до­ра зашли слиш­ком дале­ко, ста­ра­ясь под­черк­нуть его обшир­ное обра­зо­ва­ние, начи­тан­ность и неза­ви­си­мость15.

Если даже Эфор не являл­ся един­ст­вен­ным, то, несо­мнен­но, он был одним из глав­ных источ­ни­ков Дио­до­ра при изло­же­нии им гре­че­ской исто­рии до середи­ны IV в.16

Несмот­ря на то, что сочи­не­ние Дио­до­ра не отли­ча­ет­ся ори­ги­наль­но­стью и чаще все­го отра­жа­ет взгляды тех авто­ров, труда­ми кото­рых он поль­зо­вал­ся, тем не менее его «Исто­ри­че­ская биб­лио­те­ка» пред­став­ля­ет собой обшир­ный и бога­тый содер­жа­ни­ем источ­ник, без кото­ро­го при изу­че­нии мно­гих пери­о­дов гре­че­ской исто­рии прак­ти­че­ски невоз­мож­но обой­тись. Явля­ясь в неко­то­рой сте­пе­ни заме­ной утра­чен­ных боль­ших и цен­ных исто­ри­че­ских сочи­не­ний, Дио­дор ино­гда ока­зы­ва­ет­ся един­ст­вен­ным авто­ром, сооб­щаю­щим нуж­ные нам сведе­ния. В дру­гих же слу­ча­ях он вно­сит важ­ные допол­не­ния к тем собы­ти­ям, кото­рые полу­чи­ли, к сожа­ле­нию, лишь крат­кое осве­ще­ние у более ран­них авто­ров. Так, напри­мер, собы­тия пен­те­кон­та­этии (480—430 гг.) у Фукидида нашли с.9 отра­же­ние в немно­гим более чем 30 гла­вах, а у Дио­до­ра это целая кни­га (XI. 37 — XII. 38).

Учи­ты­вая такое зна­че­ние труда Дио­до­ра, мы счи­та­ем целе­со­об­раз­ным пред­ло­жить чита­те­лю наш пере­вод и исто­ри­ко-кри­ти­че­ский ком­мен­та­рий тех глав XI кни­ги «Исто­ри­че­ской биб­лио­те­ки», в кото­рых нашли отра­же­ние собы­тия пер­вой дека­ды зна­ме­ни­то­го пяти­де­ся­ти­ле­тия.

Труд Дио­до­ра пере­во­дил­ся на рус­ский язык лишь одна­жды. Одна­ко этот пере­вод, выпол­нен­ный бра­тья­ми Алек­се­е­вы­ми в 1774 г., совер­шен­но уста­рел. Ука­зан­ные гла­вы Дио­до­ра не пере­во­ди­лись так­же и для хре­сто­ма­тий. В запад­но­ев­ро­пей­ской лите­ра­ту­ре до сих пор отсут­ст­ву­ет ком­мен­ти­ро­ван­ное изда­ние Дио­до­ра. Исто­ри­ко-кри­ти­че­ский ком­мен­та­рий к XI—XIII кни­гам его сочи­не­ния, состав­лен­ный про­фес­со­ром Ново­рос­сий­ско­го уни­вер­си­те­та М. И. Ман­де­сом в 1901 г., как отме­чал в сво­ей рецен­зии Э. фон Штерн, нуж­да­ет­ся в исправ­ле­нии, кро­ме того, к насто­я­ще­му вре­ме­ни он так­же уста­рел.

Пере­вод ука­зан­ных глав XI кни­ги «Исто­ри­че­ской биб­лио­те­ки» Дио­до­ра выпол­нен нами с гре­че­ско­го тек­ста, издан­но­го Фр. Фоге­лем и К. Т. Фише­ром (см. прим. 11).

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Все фраг­мен­ты Иона изда­ны А. фон Блю­мен­та­лем (A. v. Blu­men­thal, Ion von Chios, Stutt., 1939). Исто­ри­че­ские фраг­мен­ты издал Ф. Яко­би (F. Jaco­by, FGrHist III B, c. 276—283; I B, c. 191—201; II B, с. 125—132). См. к это­му: W. Schmid und O. Stäh­lin, Ge­schich­te der grie­chi­schen Li­te­ra­tur, Bd. I: 2, Münch., 1934, с. 514—520 и особ. F. Jaco­by, So­me re­mark on Jon of Chios, Ab­hand­lun­gen zur grie­chi­schen Ge­schichtschrei­bung, Lei­den, 1956, с. 144—168. Впер­вые эта ста­тья была напе­ча­та­на в CL. Q., vol. 41, 1947, с. 1 и сл.; H. Bengtson, Grie­chi­sche Ge­schich­te, Münch., 1969, с. 188. См. так­же Соболев­ский С. Н., Позд­ней­шие исто­ри­ки — в кн.: Исто­рия гре­че­ской лите­ра­ту­ры, т. II, М., 1955, с. 130.
  • 2Все фраг­мен­ты сочи­не­ния Сте­сим­брота собра­ны у Ф. Яко­би (F. Jaco­by, FGrHist II B, с. 512—522; ком­мен­та­рий II D, с. 343—349). К это­му см. Ad. Schmidt, Das Pe­rik­lei­sche Zei­tal­ter, Bd I, с. 183 сл.; Bd II, pas­sim, Jena, 1877—1879. Одна­ко зна­че­ние это­го пам­фле­та как источ­ни­ка для более позд­них авто­ров А. Шмидт пере­оце­ни­ва­ет. (См. G. Bu­solt, Grie­chi­sche Ge­schich­te, Bd. III, I, Go­tha, 1897, с. 7 сл.; R. La­queur, Ste­simbro­tos, R. E., Bd. III A. Stutt, 1929, стлб. 2465 сл.: Stäh­lin, ук. соч., Bd. I: 2, с. 676 сл.; H. Bengtson, ук. соч., с. 188, 201; М. Ман­дес, Опыт исто­ри­ко-кри­ти­че­ско­го ком­мен­та­рия к гре­че­ской исто­рии Дио­до­ра, Одес­са, 1901, с. 121; Соболев­ский С. И., ук. соч., т. II, с. 131).
  • 3F. Jaco­by, FGrHist II A, с. 37—109 и II C, с. 22—103. К это­му см.: C. Wachsmuth, Ein­lei­tung in das Stu­dium der al­ten Ge­schich­te, Loz., 1895, с. 498—508; G. Bu­solt, Grie­chi­sche Ge­schich­te. I с. 135—159 сл.; II с. 558 сл., 622 сл.; III, I, с. 15—24; III, 2. с. 706—726. Наи­бо­лее фун­да­мен­таль­ным сочи­не­ни­ем явля­ет­ся ст. Эд. Швар­ца (Ed. Schwartz, Ep­ho­ros, R. E., Bd. VI, Stutt, 1901, стлб. I сл.). См. так­же R. La­queur, Ep­ho­ros. Her­mes. Bd. 46. 1911, c. 161—206; 321—354; G. L. Bar­ber. The His­to­rian Ep­ho­rus, Cambr., 1935; H. Bengtson. Grie­chi­sche Ge­schich­te, с. 189; E. N. Ti­gerstedt. The le­gend of Clas­si­cal Spar­ta, Lund., 1965, с. 207 сл.; Соболев­ский С. И., ук. соч., т. II, с. 138 сл. Гипер­кри­ти­че­ское отно­ше­ние неко­то­рых уче­ных к Эфо­ру (см. U. v. Wila­mowitz-Mol­len­dorff, Aris­to­te­les und At­hen. Bd. II, Stutt., 1913, с. 13 сл.: Ed. Schwartz, ук. ст.; F. Jaco­by, FGrHist. II C. c. 23, 30; Его же, At­this. The Lo­cal Chro­nic­les of An­cient At­hens. Oxf., 1949, c. 129 сл.) непра­во­мер­но (См. G. L. Bar­ber, ук. соч., с. 154 сл.; E. N. Ti­gerstedt. ук. соч., с. 208 сл.: Соболев­ский С. И., ук. соч., с. 138 сл.
  • 4Ep­ho­ros, frg. 63—67, 186—196; ср. Diod., XI. 38 — XII. 40; Just., II. 15: III, 6.
  • 5Diod., XI. 54, 5—59.
  • 6Diod., XI. 44—46.
  • 7Фраг­мен­ты Фео­пом­па собра­ны у Ф. Яко­би (FGrHist II B, 1929, с. 526—617 и II D, 1930, с. 351—403). См. к это­му R. La­queur, Theo­pom­pos. R. E., XA. 1939; K. von Fritz, The his­to­rian Theo­pom­pus. The Ame­ri­can His­to­ri­cal Re­view, XLVI, 1940/41, стр. 765—787; E. N. Ti­gerstedt, ук. соч., стр. 222 сл.; W. R. Con­nor. Theo­pomp and fifth cen­tu­ry At­hens, Cambr., 1968; Соболев­ский С. И., ук. соч., с. 140 сл.; Бору­хо­вич В. Г. Поли­ти­че­ские взгляды Фео­пом­па, Уч. зап. ГГУ, вып. 66, сер. ист. фил., 1959, с. 189—197.
  • 8Τὰ περὶ τῶν Ἀθή­νησι δη­μαγο­γῶν, frg. 85—100.
  • 9Theo­pomp. frg. 153—155. Cp. U. v. Wila­mowitz-Mol­len­dorff, ук. соч. Bd. I. с. 183 сл., Бору­хо­вич В. Г. ук. ст., с. 189 сл., Соболев­ский С. И. ук. соч., с. 140.
  • 10Снос­ка 10 в ста­тье про­пу­ще­на. — Hal­gar Fen­rirsson.
  • 11Основ­ные изда­ния сочи­не­ния Дио­до­ра сле­дую­щие: Dio­do­rus Si­cu­lus. Bib­lio­the­ca his­to­ri­ca, rec. L. Din­dor­fus, vol. I—V, Lpz., 1866—1868; Dio­do­rus Si­cu­lus. Bib­lio­the­ca his­to­ri­ca, rec. Vr. Fo­gel et C. Th. Fi­scher, vol. I—V, Loz., 1888—1906.
  • 12Ман­дес М., ук. соч., с. 116, сл.: см. так­же рец. Э. фон Штерн, ЖМНП. 1902, нояб., отд. II, с. 207.
  • 13Ch. G. Hey­ne. De fon­ti­bus et auc­to­ri­bus His­to­ria­rum Dio­do­ri — в кн.: P. Wes­se­ling, Edi­tio Bi­pon­ti­na, vol. I, 1973, с. XIX—CIV. Поз­же эта ста­тья была пере­пе­ча­та­на в изда­нии Исто­ри­че­ской биб­лио­те­ки Дио­до­ра Сици­лий­ско­го Л. Дин­дор­фом.
  • 14Chr. Aug. Vol­quardsen. Un­ter­su­chun­gen über die Ouel­len der grie­chi­schen und si­ci­li­schen Ge­schich­ten bei Dio­dor. Buch. XI—XVI. Kiel, 1868. См. так­же Collmann, De Dio­do­ri Si­cu­li fon­ti­bus. Leipz., Diss., 1869; C. Wachsmuth, Über des Ge­schichtswerk das si­ke­lio­ten Dio­do­ros, Bd. I—II, Loz., 1892. Его же Ein­lei­tung in das Stu­dium der al­ten Ge­schich­te, c. 81—103; Ed. Schwartz, Dio­do­ros, RE, Bd. V: I, Stutt., 1903, стлб. 663 сл.
  • 15L. O. Brö­cker, Mo­der­ne Quel­len­forscher und an­ti­ke Ge­schichtschriei­ber. Insbr., 1882; Ad. Holm, Ge­schich­te Si­zi­liens im Al­ter­tum. Bd. II, Lpz., 1874. с. 342 сл.; O. Leu­ze, Die rö­mi­sche Jahrzäh­lung, Tu­bing., 1909, с. 78. № 107; A. Scherr, Dio­dors XI Buch, Diss., Tu­bing., 1933, с. VII и 27 сл.; C. H. Oldfa­ther, Intro­duc­tion — в кн.: Dio­do­rus Si­cu­lus, Works with an English transl., vol. I, Lond. 1946. с. XVII; R. La­queur, Dio­do­rea, Her­mes, Bd. 86, 1958, с. 257—290; Ман­дес М. И., ук. соч., с. I—XX; 1 сл.
  • 16F. Jaco­by, FGrHist, Bd. II C, 33; Bd. IIIa, 77; A. v. Mess, Un­ter­su­chun­gen über die Ar­beitswei­se Dio­dors, Rh. Mus., 1906, с. 244—266; Kol­be, Dio­dor Wert für die Ge­schich­te der Pen­te­kon­tae­tie. Her­mes, 72, 1937, с. 245 сл.; J. Palm, Über Spra­che und Still des Dio­do­ros von Si­zi­lien. Ein Beit­rag zur Be­leuch­tung der hel­le­nis­ti­schen Pro­sa, Lund., 1955; R. Drewes, Dio­do­rus and his Sour­ces. AJPh, vol. 83, 1962, с. 383—392; E. N. Ti­gerstedt, ук. соч., с. 209 № 878; Бузе­скул В. П. Введе­ние в исто­рию Гре­ции, Харьк., 1910. с. 113; Э. фон Штерн, ук. рец., с. 198—218; Соболев­ский С. И. Дио­дор Сици­лий­ский — в кн.: Исто­рия гре­че­ской лите­ра­ту­ры, т. III, М., 1960, с. 153.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1484632427 1485079207 1485126393