Джеффри Нэтан

Последний император: судьба Ромула Августула*

Geoffrey Nathan. The last emperor: the fate of Romulus Augustulus // «Classica et medievalia», № 43, 1992, pp. 261—271.
© 2017 г. Перевод с англ. В. Г. Изосина.

с.261 В авгу­сте 475 года Юлий Непот был вынуж­ден бежать из Равен­ны на дал­ма­тин­ское побе­ре­жье, опа­са­ясь вос­ста­ния сво­его соб­ст­вен­но­го пат­ри­ция и запад­но­го ma­gis­ter mi­li­tum Оре­ста. Не более чем через два меся­ца Орест уста­но­вил кон­троль над ита­лий­ским полу­ост­ро­вом и воз­вёл сво­его юно­го сына Рому­ла на импе­ра­тор­ский трон. Далее гене­рал про­дол­жал пра­вить Запа­дом от име­ни сво­его сына. Но по исте­че­нии девя­ти бур­ных меся­цев про­тив Оре­ста в свою оче­редь вос­стал один из его соб­ст­вен­ных офи­це­ров. Состав­лен­ная из гер­ман­ских отрядов (геру­лов, ругов и ски­ров) армия Оре­ста, не удо­вле­тво­рив­шись про­стым рас­квар­ти­ро­ва­ни­ем на ита­лий­ской поч­ве, потре­бо­ва­ла соб­ст­вен­ных земель в Ита­лии. Они не тре­бо­ва­ли, по сло­вам Дж. Б. Бью­ри, «чрез­вы­чай­но боль­шой уступ­ки»1, огра­ни­чив­шись обыч­ной третью государ­ст­вен­ных земель, на кото­рых были рас­квар­ти­ро­ва­ны. За послед­ние семь­де­сят лет дей­ст­ви­тель­но име­ли место несколь­ко пре­цеден­тов в Испа­нии и в Гал­лии2. Но посколь­ку эти отряды про­си­ли зем­ли в Ита­лии или, воз­мож­но, по какой-то иной, неиз­вест­ной при­чине, Орест отве­тил на их тре­бо­ва­ния отка­зом. Реак­ция его армии была пред­ска­зу­е­ма, хотя и несколь­ко нети­пич­на: они избра­ли сво­им коро­лём гер­ман­ско­го офи­це­ра Одо­ак­ра. Послед­ний лег­ко одо­лел Оре­ста в Тицине, а затем каз­нил пат­ри­ция в Пла­цен­ции в авгу­сте 476 года. После это­го победо­нос­ный Одо­акр всту­пил в Равен­ну и изгнал маль­чи­ка-импе­ра­то­ра. Как пра­ви­ло, этим момен­том закан­чи­ва­ет­ся неяс­ная и отры­воч­ная исто­рия Рому­ла, оста­ва­ясь в тени того, что преж­ние исто­ри­ки так часто назы­ва­ли кон­цом Запад­ной Рим­ской импе­рии3.

Поэто­му мы сосре­дото­чим­ся на том, чтобы про­следить место­пре­бы­ва­ние Рому­ла Авгу­сту­ла после его вынуж­ден­но­го отре­че­ния и посмот­реть, какой дея­тель­но­стью, если тако­вая име­ла место, он с.262 был занят как част­ное лицо4. Как мы увидим, подроб­но­сти его ссыл­ки не вполне ясны, хотя и не столь непро­ни­цае­мы, как мы склон­ны были пред­став­лять. Ведь ещё более века назад англий­ский исто­рик Томас Ходж­кин пред­по­ло­жил, что осно­ва­ние мона­сты­ря в Ита­лии было резуль­та­том дей­ст­вий послед­ней импе­ра­тор­ской семьи Запад­ной импе­рии5. Но, сде­лав своё утвер­жде­ние, он не разъ­яс­нил пол­но­стью свою пози­цию, не пред­став­ляя в пол­ной мере послед­ст­вия сво­его заяв­ле­ния. Поэто­му мы наме­ре­ны пре­до­ста­вить инфор­ма­цию по суще­ству вопро­са для под­твер­жде­ния того, чем Ходж­кин лишь огра­ни­чил­ся.

Орест, сек­ре­тарь и посол Атти­лы6, был послед­ним в ряду рим­ских «дела­те­лей коро­лей». Достиг­нув высо­кой долж­но­сти ma­gis­ter mi­li­tum Гал­лии в середине 470-х, он пере­брал­ся из Пан­но­нии в Ита­лию, чтобы при­нять свою долж­ность. Затем он полу­чил зна­чи­тель­ные силы для пре­се­че­ния бур­гунд­ских и визи­гот­ских бес­чинств в южной Гал­лии. Эта армия ока­за­лась той вла­стью, на осно­ва­нии кото­рой Орест при­об­рёл фак­ти­че­ский кон­троль над остав­ши­ми­ся частя­ми Запад­ной импе­рии и наде­лил Рому­ла импе­ра­тор­ски­ми рега­ли­я­ми. Одна­ко в 476 году, каз­нив Оре­ста и его бра­та Пав­ла, Одо­акр отпра­вил под­рост­ка в cas­tel­lum Lu­cul­la­num7. Это под­твер­жда­ют двое лето­пис­цев. Мар­цел­лин Комит пишет:


«Odoa­cer rex Go­tho­rum Ro­mam ob­ti­nuit; Ores­tem Odoa­cer il­li­co tru­ci­da­vit; Augus­tu­lum fi­lium Ores­tis Odoa­cer in Lu­cul­la­no Cam­pa­niae cas­tel­lo ex­si­lii poe­na dam­na­vit» (Mar­cel­li­nus, Chro­ni­con, a. c. 476).


«Одо­акр, король готов, овла­дел Римом; Одо­акр тот­час же умерт­вил Оре­ста; сына Оре­ста Авгу­сту­ла Одо­акр при­го­во­рил к нака­за­нию в виде ссыл­ки в Лукул­лан­ский замок в Кам­па­нии».


с.263 Иор­дан в сво­ей «Гети­ке» вто­рит сло­вам Мар­цел­ли­на:


«Augus­tu­lo ve­ro a pat­re Ores­te in Ra­ven­na im­pe­ra­to­re or­di­na­to non mul­tum post Odoa­cer Tor­ci­lin­go­rum rex ha­bens se­cum Sci­ros, He­ru­los di­ver­sa­rum­que gen­tium auxi­lia­rios Ita­liam oc­cu­pa­vit et Ores­tem in­ter­fec­tum Augus­tu­lum[que] fi­lium eius de reg­no pul­sum in Lu­cul­la­no Cam­pa­niae cas­tel­lo exi­lii poe­na dam­na­vit» (Jor­da­nes, 242).


«Вско­ре после того, как Авгу­стул был постав­лен отцом Оре­стом импе­ра­то­ром в Равен­не, Одо­акр, король тор­ки­лин­гов, вме­сте со ски­ра­ми, геру­ла­ми и при под­держ­ке раз­ных наро­дов занял Ита­лию и, убив Оре­ста, изгнан­но­го с цар­ства сына его Авгу­сту­ла при­го­во­рил к нака­за­нию в виде ссыл­ки в Лукул­лан­ский замок в Кам­па­нии»8.


Близ Неа­по­ли­тан­ско­го зали­ва рас­по­ла­га­лось боль­шое поме­стье Луция Лукул­ла, рим­ско­го пол­ко­во­д­ца и государ­ст­вен­но­го дея­те­ля. В отли­чие от поме­стий мно­гих позд­не­рес­пуб­ли­кан­ских ари­сто­кра­тов, име­ние Лукул­ла, кажет­ся, сохра­ня­лось нетро­ну­тым в тече­ние шести­сот лет до кон­ца антич­но­го пери­о­да9. В пятом и шестом веках при упо­ми­на­нии «cas­tel­lum Lu­cul­la­num» и «castrum Lu­cul­la­num» в Кам­па­нии, несо­мнен­но, име­ют­ся в виду те самые зем­ли ста­рин­но­го рим­ско­го сена­то­ра. Это было уже не обшир­ное част­ное поме­стье, а сво­его рода воен­ный или адми­ни­ст­ра­тив­ный центр. Труд­но ска­зать, когда про­изо­шли соот­вет­ст­ву­ю­щие изме­не­ния и каков был харак­тер тако­го пре­вра­ще­ния част­но­го поме­стья в государ­ст­вен­ный ком­плекс. Нам извест­но, что в 450-х и 460-х ита­лий­ское побе­ре­жье разо­рял флот Гей­зе­ри­ха10 и, воз­мож­но, Лукул­ла­нум стал опор­ным с.264 пунк­том для защи­ты (или пред­у­преж­де­ния о напа­де­нии) Неа­по­ля. Это, одна­ко, лишь обще­при­ня­тое пред­по­ло­же­ние.

Нам всё же извест­но, что Лукул­ла­нум сохра­нял и иные функ­ции, поми­мо убе­жи­ща для быв­ше­го импе­ра­то­ра. Пра­ви­тель­ство пре­до­став­ля­ло пра­во на вил­лы на терри­то­рии Лукул­ла­ну­ма, по-види­мо­му, чинов­ни­кам, сде­лав­шим выдаю­щу­ю­ся слу­жеб­ную карье­ру. Напри­мер, в пись­ме, напи­сан­ном после 526 года коро­лём Ата­ла­ри­хом рефе­рен­да­рию Иоан­ну11, мы чита­ем, что это­му послед­не­му был обе­щан «do­mum in Lu­cul­la­no», ранее при­над­ле­жав­ший пат­ри­цию и коми­ту свя­щен­ных щед­рот Агнел­лу12. Соб­ст­вен­ность на это иму­ще­ство была оспо­ре­на дру­гим высо­ко­по­став­лен­ным чинов­ни­ком, Тулу­и­ном13. Как вид­но из содер­жа­ния и тона пись­ма, вил­лы в этой обла­сти были весь­ма пре­стиж­ны. Мы можем заклю­чить, что в ост­ро­гот­ской Ита­лии Лукул­ла­нум был частич­но государ­ст­вен­ной соб­ст­вен­но­стью.

Кро­ме того, в тече­ние 90-х на поч­ве Лукул­ла­ну­ма появил­ся важ­ный мона­стырь, свя­зан­ный с моща­ми св. Севе­ри­на, апо­сто­ла Нори­ка. Этот факт засвиде­тель­ст­во­ван в Житии упо­мя­ну­то­го свя­то­го, напи­сан­ном абба­том Евгип­пи­ем, и пере­но­сом его тела из без­вест­но­го мона­сты­ря на Дунае в кос­мо­по­ли­тич­ный Неа­поль. Осно­ва­ние тако­го мона­сты­ря под­ни­ма­ет два вопро­са. Во-пер­вых, вызы­ва­ет инте­рес то, что появ­ле­ние остан­ков Севе­ри­на в Лукул­ла­ну­ме долж­но было про­изой­ти в тече­ние два­дца­ти лет со дня ссыл­ки Рому­ла в то же самое поме­стье. Есть ли здесь связь? Во-вто­рых, стра­нен инте­рес неа­по­ли­тан­цев к Севе­ри­ну. Мы зна­ем, что труды свя­то­го име­ли важ­ное зна­че­ние для Нори­ка в тече­ние 450-х и 460-х годов, но то, что его поклон­ни­ки долж­ны были появить­ся в Неа­по­ле, заслу­жи­ва­ет более при­сталь­но­го вни­ма­ния. Как свя­за­ны Севе­рин и Неа­поль?

Вполне логич­но, что для раз­ре­ше­ния этих вопро­сов мы долж­ны обра­тить вни­ма­ние на тех людей, кото­рые хода­тай­ст­во­ва­ли о пере­но­се тела свя­то­го в Неа­поль. К сча­стью, Евгип­пий даёт доста­точ­но пол­ный отчёт об этом собы­тии:


«Igi­tur il­lustris fe­mi­na Bar­ba­ria bea­tum Se­ve­ri­num, quem fa­ma vel lit­te­ris cum suo quon­dam iuga­li op­ti­me no­ve­rat, re­li­gio­sa de­vo­tio­ne ve­ne­ra­ta est. Quae post obi­tum eius audiens cor­pus­cu­lum sancti in Ita­liam mul­to la­bo­re per­duc­tum et us­que ad il­lud tem­pus ter­rae nul­la­te­nus com­men­da­tum, ve­ne­ra­bi­lem с.265 pres­by­te­rum nostrum Mar­cia­num, sed et cunctam congre­ga­tio­nem lit­te­ris fre­quen­ti­bus in­vi­ta­vit. Tunc sancti Ge­la­sii se­dis Ro­ma­nae pon­ti­fi­cis auc­to­ri­ta­te et Neo­po­li­ta­no po­pu­lo ex­se­quiis re­ve­ren­ti­bus oc­cur­ren­te in cas­tel­lo Lu­cul­la­no per ma­nus sancti Vic­to­ris epis­co­pi in mau­so­leo, quod prae­dic­ta fe­mi­na con­di­dit, col­lo­ca­tum est» (Eugip­pius, Vi­ta Se­ve­ri­ni, 46).


«Тогда знат­ная жен­щи­на сена­тор­ско­го ран­га Бар­ба­рия с бла­го­че­сти­вым бла­го­го­ве­ни­ем почи­та­ла бла­жен­но­го Севе­ри­на, кото­ро­го хоро­шо зна­ла бла­го­да­ря его сла­ве и преж­ней его пере­пис­ке с её супру­гом. Услы­шав после его кон­чи­ны, что тело свя­то­го с боль­шим трудом пре­про­вож­де­но в Ита­лию и до сих пор не пре­да­но зем­ле, она мно­го­чис­лен­ны­ми пись­ма­ми при­гла­ша­ла наше­го досто­по­чтен­но­го пре­сви­те­ра Мар­ци­а­на, а так­же всю бра­тию. Тогда по реше­нию пер­во­свя­щен­ни­ка рим­ско­го пре­сто­ла свя­то­го Гела­сия встре­чен­ные неа­по­ли­тан­ским наро­дом почтен­ные остан­ки в Лукул­лан­ском зам­ке рука­ми свя­то­го епи­ско­па Вик­то­ра были поме­ще­ны в воз­двиг­ну­тый выше­упо­мя­ну­той жен­щи­ной мав­зо­лей»14.


Хотя это даёт при­бли­зи­тель­ную дату пере­не­се­ния Севе­ри­на в Лукул­ла­нум (а имен­но, в тече­ние пон­ти­фи­ка­та Гела­сия), и сооб­ща­ет кое-что о зна­че­нии Севе­ри­на, не уда­ёт­ся уста­но­вить ника­кой свя­зи меж­ду Нори­ком и Неа­по­лем. Нет ника­ких дока­за­тельств, что ита­ли­ец Вик­тор или афри­ка­нец Гела­сий име­ли какое-либо отно­ше­ние к свя­то­му15.

Кро­ме того, дан­ный отры­вок ука­зы­ва­ет на ещё одно заслу­жи­ваю­щее вни­ма­ние лицо — вдо­ву Бар­ба­рию. Она страст­но жела­ла при­об­ре­сти тело Севе­ри­на где-то меж­ду 492 и 496 гг., узнав, что оно нахо­дит­ся в Ита­лии16. Поз­же она постро­и­ла мав­зо­лей на зем­ле Лукул­ла­ну­ма. Понят­но, что она долж­на была быть доста­точ­но бога­та, чтобы зака­зать стро­и­тель­ство тако­го соору­же­ния, и что она име­ла опре­де­лён­ное офи­ци­аль­ное с.266 покро­ви­тель­ство, чтобы стро­ить на государ­ст­вен­ной зем­ле. Кро­ме того, Евгип­пий опи­сы­ва­ет её как fe­mi­na in­lustris, обо­зна­чая, что она была из само­го высо­ко­го сена­тор­ско­го клас­са и, воз­мож­но, даже пат­ри­ци­ан­ско­го ран­га.

При­ни­мая во вни­ма­ние её богат­ство и ста­тус, мы долж­ны спро­сить, како­ва мог­ла быть воз­мож­ная связь Бар­ба­рии со срав­ни­тель­но мало­из­вест­ным отшель­ни­ком и мона­хом. Хотя вполне воз­мож­но, что она слы­ша­ла о его дея­тель­но­сти в Нори­ке, это не обя­за­тель­но долж­но было вызвать такую пре­дан­ность, какой она, по-види­мо­му, обла­да­ла. Разум­но пред­по­ло­жить, что она пере­пи­сы­ва­лась с ним и что меж­ду ними дву­мя была какая-то лич­ная связь. Так как из изло­же­ния Евгип­пия ясно, что Севе­рин нико­гда не бывал в Ита­лии17, вполне веро­ят­но, что когда-то Бар­ба­рия либо посе­ти­ла Норик, либо про­жи­ва­ла в этой или в сосед­ней про­вин­ции.

Нет ника­ких дока­за­тельств пер­во­го пред­по­ло­же­ния, но есть суще­ст­вен­ные кос­вен­ные свиде­тель­ства в поль­зу послед­не­го. Доволь­но ред­кое имя Бар­ба­рии (без­услов­но, её ког­но­мен) озна­ча­ет, что она мог­ла отно­сить­ся к роду ино­зем­но­го про­ис­хож­де­ния. Хотя име­ет­ся несколь­ко рас­се­ян­ных по Сре­ди­зем­но­мо­рью Бар­ба­ри­ев (неко­то­рые даже в Риме18), пред­став­ля­ет­ся, что род этой дамы имел свои кор­ни даль­ше к севе­ру. Там жили Бар­бии, кото­рые в тече­ние послед­них соро­ка лет при­вле­ка­ли зна­чи­тель­ное архео­ло­ги­че­ское вни­ма­ние19. Род, чьё про­ис­хож­де­ние было доволь­но скром­ным в пер­вом веке нашей эры (по-види­мо­му, они зани­ма­лись про­из­вод­ст­вом чере­пи­цы), воз­мож­но, восточ­но­го про­ис­хож­де­ния, достиг извест­но­сти в сле­дую­щем сто­ле­тии, поль­зу­ясь высо­ки­ми при­ви­ле­ги­я­ми и почё­том. Их род вклю­чал Мар­ка Бар­бия Эми­ли­а­на (M. Bar­bius Aemi­liuanus), кон­су­ла 140 года, и Гнею Бар­бию Орби­а­ну (Cn. Bar­bia Or­bia­na), жену импе­ра­то­ра Алек­сандра Севе­ра20. Кро­ме того, из мно­го­чис­лен­ных эпи­гра­фи­че­ских свиде­тельств нам извест­но, что род про­жи­вал в основ­ном в север­ной Ита­лии, Дал­ма­ции (пре­иму­ще­ст­вен­но в Акви­лее), Нори­ке (в Лаври­а­ке) и Пан­но­нии (в Кар­нун­те). Судь­бы пред­ста­ви­те­лей это­го рода хоро­шо задо­ку­мен­ти­ро­ва­ны в чет­вёр­том веке. Учи­ты­вая, что Бар­бии жили пре­иму­ще­ст­вен­но в этих про­вин­ци­ях, не будет опро­мет­чи­вым пред­по­ло­же­ние, что Бар­ба­рия была одно­вре­мен­но как чле­ном это­го рода (воз­мож­но даже, что её имя было Бар­бия, посколь­ку нет ника­ких упо­ми­на­ний тако­го име­ни в дру­гих местах), так и житель­ни­цей Нори­ка.

с.267 Но если это так, мы по вполне понят­ным при­чи­нам долж­ны иссле­до­вать её пере­се­ле­ние в южную Ита­лию. Мно­гие ари­сто­кра­ты (напри­мер, Суль­пи­ций Север и Сидо­ний Апол­ли­на­рий) пред­по­чли остать­ся у себя на родине, по-преж­не­му счи­тая себя рим­ля­на­ми из выс­ше­го обще­ства. Отве­ты даёт, я думаю, поли­ти­че­ская судь­ба её бли­жай­ших род­ст­вен­ни­ков. Хотя о них ниче­го не гово­рит­ся, неслож­но дога­дать­ся об их лич­но­сти. Посколь­ку она была вдо­вой, логич­но начать с её мужа — тем более пото­му, что он так­же пере­пи­сы­вал­ся с Севе­ри­ном21. Ясно, что было очень мало семей из Нори­ка, кото­рые могут счи­тать­ся il­lustres. Одна­ко Евгип­пий в сво­ём повест­во­ва­нии о Севе­рине отме­ча­ет, что путе­ше­ст­вия мона­ха про­ве­ли его так­же через пан­нон­ские про­вин­ции, и что он часто в них воз­вра­щал­ся22. Если мы рас­ши­рим наш поиск, вклю­чив Верх­нюю и Ниж­нюю Пан­но­нии, то лишь один чело­век выде­ля­ет­ся там во вто­рой поло­вине пято­го века: пат­ри­ций Орест.

Кос­вен­но, про­ис­хож­де­ние и карье­ра Оре­ста — убеди­тель­ное дока­за­тель­ство, поз­во­ля­ю­щее утвер­ждать, что Бар­ба­рия была его женой и, сле­до­ва­тель­но, мате­рью Рому­ла. То, что один бога­тый ари­сто­крат был свя­зан с Лукул­ла­ну­мом в кон­це пято­го века, пред­став­ля­ет инте­рес; то, что с ним были свя­за­ны двое, пред­по­ла­га­ет, что меж­ду эти­ми дву­мя так­же может быть связь. Конеч­но, это не пер­вое пред­по­ло­же­ние такой свя­зи. Как упо­ми­на­лось выше, Ходж­кин выдви­нул гипо­те­зу об этих отно­ше­ни­ях более века назад.

В поль­зу такой семьи кос­вен­но свиде­тель­ст­ву­ет любо­пыт­ный отры­вок в Vi­ta Se­ve­ri­ni Евгип­пия. Обра­ща­ясь во вступ­ле­нии к диа­ко­ну Пас­ха­зию, аббат Лукул­ла­ну­ма дела­ет неожи­дан­ное отступ­ле­ние:


«…pres­by­ter Ita­lae, no­bi­lis et to­tius auc­to­ri­ta­tis vir, qui ad eum con­fu­ge­rat tem­po­re, quo pat­ri­cius Ores­tes ini­que pe­remptus est…» (Eugip­pius, Epis­tu­la ad Pa­scha­sium, 8).


«…ита­лий­ский пре­сви­тер, муж знат­ный и весь­ма вли­я­тель­ный, бежал к нему в то вре­мя, когда был неспра­вед­ли­во убит пат­ри­ций Орест…»


Евгип­пий таким обра­зом неволь­но обна­ру­жил свою силь­ную при­страст­ность в поль­зу уби­то­го пат­ри­ция. Вполне воз­мож­но, что он писал своё Житие не толь­ко для с.268 Пас­ха­зия (кото­ро­му посвя­тил свою работу), но так­же для жены и сына Оре­ста.

Суще­ст­ву­ет ещё один обры­вок инфор­ма­ции, име­ю­щий зна­че­ние для тако­го выво­да. Тре­тий источ­ник, Ано­ним Вале­зия23, так­же содер­жит неко­то­рые упо­ми­на­ния о ссыл­ке Рому­ла Авгу­сту­ла:


«Ingre­diens autem Ra­ven­nam [Odoa­cer] de­po­suit Augus­tu­lum de reg­no, cui­us in­fan­tiam mi­ser­tus con­ces­sit ei san­gui­nem, et quia pul­cher erat, etiam do­nans ei re­di­tum sex mi­lia so­li­dus mi­sit eum intra Cam­pa­niam cum pa­ren­ti­bus suis li­be­re vi­ve­re» (Ano­ny­mus Va­le­sia­nus, VII, 38).


«Всту­пив в Равен­ну, [Одо­акр] лишил Авгу­сту­ла цар­ской вла­сти, одна­ко, сжа­лив­шись над его дет­ским воз­рас­том и посколь­ку тот был кра­сив, даро­вал ему жизнь и, пожа­ло­вав ему шесть тысяч солидов дохо­да, отпра­вил в Кам­па­нию вме­сте с его род­ст­вен­ни­ка­ми жить на сво­бо­де».


Этот источ­ник не толь­ко утвер­жда­ет, что Ромул был отправ­лен в Кам­па­нию со сво­и­ми pa­ren­ti­bus (мы, веро­ят­но, можем пони­мать под ними его мать вме­сте с дру­ги­ми род­ст­вен­ни­ка­ми), но и что он был отправ­лен с шестью тыся­ча­ми солидов годо­во­го дохо­да — сум­ма нема­лая, рав­ная при­мер­но соро­ка кило­грам­мам золота24[5]. Я думаю, что на эти день­ги Ромул осно­вал мона­стырь в Лукул­ла­ну­ме. Это тем более воз­мож­но, что его мать, несо­мнен­но, вслед­ст­вие како­го-то лич­но­го кон­так­та с Севе­ри­ном, была наме­ре­на при­об­ре­сти тело свя­то­го (после того, как мона­стырь был постро­ен) и исполь­зо­ва­ла часть этих денег на стро­и­тель­ство мав­зо­лея, при­няв­ше­го мощи апо­сто­ла Нори­ка.

Такая дея­тель­ность Рому­ла и Бар­ба­рии соот­вет­ст­ву­ет нра­вам уда­лив­ших­ся от дел бога­тых ари­сто­кра­тов позд­ней антич­но­сти. Кас­си­о­дор, вый­дя в 539 году в отстав­ку, осно­вал в поме­стье сво­ей семьи Вива­рий, хри­сти­ан­ский обра­зо­ва­тель­ный центр. Так­же посту­пил Суль­пи­ций Север, постро­ив­ший по окон­ча­нии свет­ской карье­ры мона­стырь в сво­ём поме­стье в При­му­ли­а­ку­ме25. Гал­ла, невест­ка Боэция, осно­ва­ла мона­стырь при церк­ви Свя­то­го Сте­фа­на в Риме (око­ло хра­ма Св. Пет­ра), кото­рый с.269 был изве­стен как Ca­ta Gal­la Pat­ri­cia до вось­мо­го века26. Несо­мнен­но, Ромул и его мать осно­ва­ли в Лукул­ла­ну­ме мона­стырь, как это мог сде­лать любой бога­тый миря­нин.

Кро­ме того, то, что Ромул мог осно­вать мона­стырь, поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить послед­няя часть несколь­ко сомни­тель­но­го дока­за­тель­ства. Пись­мо, напи­сан­ное око­ло 510 года ост­ро­гот­ским коро­лём Тео­де­ри­хом неко­е­му Рому­лу, уве­ря­ет корре­спон­ден­та, что обе­щан­ные ему и его мате­ри финан­со­вые пла­те­жи будут про­дол­же­ны:


Ro­mu­lo Theo­de­ri­cus rex: «Li­be­ra­li­ta­tem nostram fir­mam de­cet te­ne­re con­stan­tiam: quia in­con­cus­sum de­bet es­se prin­ci­pis vo­tum, nec pro stu­dio ma­lig­no­rum con­vel­li, quod nostra nos­ci­tur prae­cep­tio­ne fir­ma­ri. At­que ideo prae­sen­ti ius­sio­ne cen­se­mus, ut quic­quid ex nostra or­di­na­tio­ne pat­ri­cium Li­be­rium ti­bi mat­ri­que tuae per pic­ta­tium con­sti­te­rit de­pu­tas­se, in suo ro­bo­re de­beat per­ma­ne­re. Nec a quo­quam me­tuas ir­ra­tio­na­bi­lem quaes­tio­nem, qui nostri be­ni­fi­cii pos­si­des fir­mi­ta­tem» (Cas­sio­do­rus, Va­riae, III, 35).


Король Тео­де­рих — Рому­лу: «Нашей щед­ро­сти подо­ба­ет сохра­нять твёр­дое посто­ян­ство, посколь­ку обе­ща­ние госуда­ря долж­но быть непо­ко­ле­би­мым и не долж­но по жела­нию зло­на­ме­рен­ных людей нару­шать­ся то, что нашим при­ка­зом было при­зна­но утвер­ждён­ным. И поэто­му насто­я­щим пред­пи­са­ни­ем мы при­ни­ма­ем реше­ние, что долж­но оста­вать­ся в силе всё то, что, как будет пись­мен­но под­твер­жде­но, пат­ри­ций Либе­рий по наше­му рас­по­ря­же­нию пере­дал тебе и тво­ей мате­ри. И, проч­но вла­дея нашим бла­го­де­я­ни­ем, не опа­сай­ся откуда-либо нера­зум­но­го рас­сле­до­ва­ния».


Этот Либе­рий был важ­ным и вли­я­тель­ным мини­ст­ром, слу­жив­шим Одо­ак­ру, Тео­де­ри­ху и Ата­ла­ри­ху. В каче­стве пре­фек­та пре­то­рия (493—500 гг.) он был в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ответ­ст­ве­нен за рас­се­ле­ние ост­ро­готов на ита­лий­ской зем­ле, не вызы­вая при этом воз­му­ще­ния знат­ных вла­дель­цев круп­ных име­ний, — дело, в кото­ром он, по всей види­мо­сти, пре­успел27. То, что с.270 в этом посла­нии упо­мя­нут чело­век его поло­же­ния, и то, что он обе­щал пла­те­жи для неиз­вест­но­го ари­сто­кра­та Рому­ла, пред­по­ла­га­ет, что этот Ромул был доволь­но-таки важ­ным лицом. Кро­ме того, пись­мо адре­со­ва­но про­сто «Ro­mu­lo Theo­do­ri­cus Rex», неяв­но ука­зы­вая на то, что его фак­ти­че­ский автор Кас­си­о­дор, обыч­но весь­ма пунк­ту­аль­ный в сво­их фор­маль­ных при­вет­ст­ви­ях, не был уве­рен в том, как сле­ду­ет обра­щать­ся к это­му чело­ве­ку. И в самом деле, весь­ма веро­ят­но, что Ромул Авгу­стул в какой-то момент напи­сал коро­лю, желая обес­пе­чить под­держ­ку каз­ны для осно­ван­но­го им мона­сты­ря.

Таким обра­зом, исто­рия Рому­ла Авгу­сту­ла может быть про­дол­же­на сле­дую­щим обра­зом. В кон­це 476 года Ромул был отправ­лен в Cas­tel­lum Lu­cul­la­num, чуть запад­нее древ­не­го горо­да Неа­по­ля. С ним отпра­ви­лись его мать, воз­мож­но, брат28, и дру­гие, более даль­ние род­ст­вен­ни­ки. Мы можем так­же заклю­чить, что пер­во­на­чаль­но, рас­по­ла­гая суще­ст­вен­ным годо­вым дохо­дом, он имел при себе зна­чи­тель­ную сви­ту. Его точ­ный воз­раст в 476 году оста­ёт­ся загад­кой, но мы можем пред­по­ло­жить, что он был взрос­лым в кон­це 480-х, так как имен­но тогда или чуть поз­же осно­вал мона­стырь в тех поме­стьях, куда был сослан. Несколь­ки­ми года­ми поз­же его мать Бар­ба­рия стре­ми­лась полу­чить остан­ки свя­то­го чело­ве­ка, кото­ро­го она зна­ла, про­жи­вая в Пан­но­нии со сво­им мужем Оре­стом. Она тогда постро­и­ла мав­зо­лей для Севе­ри­на, веро­ят­но, исполь­зуя полу­чен­ное Рому­лом от пра­ви­тель­ства посо­бие. В какой-то момент еже­год­ная пен­сия Рому­ла долж­на была быть вновь обсуж­де­на с ост­ро­гот­ским коро­лём пре­фек­том Ита­лии Либе­ри­ем, несо­мнен­но, вско­ре после убий­ства Одо­ак­ра в 493 году (Ромул, в кон­це кон­цов, зави­сел от посо­бия, пожа­ло­ван­но­го в 476 году Одо­ак­ром, но не Тео­де­ри­хом). Нако­нец, пред­став­ля­ет­ся веро­ят­ным, что в какой-то момент меж­ду 507 и 511 гг. суще­ст­во­ва­ла какая-то угро­за регу­ляр­но­му дохо­ду быв­ше­го импе­ра­то­ра. Воз­мож­но, дей­ст­ву­ю­щий без пору­че­ния министр дво­ра стре­мил­ся сохра­нить то, что он вос­при­ни­мал как ненуж­ные рас­хо­ды. Несо­мнен­но, что Ромул, доби­ва­ясь спра­вед­ли­во­сти, напи­сал само­му Тео­де­ри­ху. Король в лице Кас­си­о­до­ра вновь под­твер­дил любой доход, кото­рый был с.271 пись­мен­но согла­со­ван. С это­го вре­ме­ни исто­рия теря­ет­ся. Ромул почти навер­ня­ка умер к тому вре­ме­ни, когда Вели­за­рий вторг­ся в Ита­лию в середине 530-х гг.; Про­ко­пий, бла­го­при­ят­но ото­звав­шись о Рому­ле и его отце во вступ­ле­нии к повест­во­ва­нию об отво­е­ва­нии Ита­лии29, боль­ше ни разу не упо­ми­на­ет быв­ше­го импе­ра­то­ра. Тем не менее осно­ван­ный в Лукул­ла­ну­ме мона­стырь, сосре­дото­чен­ный вокруг мощей Севе­ри­на, про­дол­жал суще­ст­во­вать в деся­том веке (а кости свя­то­го до сих пор пре­бы­ва­ют в Неа­по­ле). Таким обра­зом, под­лин­ное наследие Рому­ла может заклю­чать­ся в осно­ва­нии доволь­но-таки зна­чи­тель­но­го мона­сты­ря, а не в том, что он был бес­по­мощ­ным послед­ним импе­ра­то­ром Запа­да. Может пока­зать­ся иро­ни­ей, что мы пом­ним его в послед­нем, а не в пер­вом каче­стве.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • * Насто­я­щая ста­тья нача­лась как иссле­до­ва­тель­ский про­ект на семи­на­ре, про­ведён­ном осе­нью 1988 года в Кали­фор­ний­ском уни­вер­си­те­те в Лос-Андже­ле­се. Я хотел бы побла­го­да­рить про­фес­со­ров Ричар­да Роуза, Мар­ви­на Нэта­на, Уилья­ма Бон­дза, Ричар­да Хофф­ма­на и Пите­ра Бра­у­на.
  • 1J. B. Bu­ry, His­to­ry of the La­ter Ro­man Em­pi­re, vol. I, New York, 1958, p. 406.
  • 2См. все­сто­рон­ний ана­лиз земель­ных пожа­ло­ва­ний феде­ра­там: Wal­ter Gof­fart, Bar­ba­rians and Ro­mans, Prin­ce­ton, 1980, осо­бен­но при­ло­же­ния C и D.
  • 3Источ­ни­ки об этих собы­ти­ях: Jor­da­nes, Ge­ti­ca, 240—242, ср. Ro­ma­na, 340—344; Mar­cel­li­nus Co­mes, Chro­ni­con, a. 475—476; Ano­ny­mus Va­le­sia­nus, VII, 35—38; см. так­же Pro­co­pius, V, 1, 1—8.
  • 4Част­ным лицом назы­ва­ет Рому­ла Про­ко­пий (ibid.).
  • 5T. Hodgkin, Ita­ly and her In­va­ders, Lon­don, 1885, vol. III, p. 190. См. так­же из послед­не­го: E. K. Win­ter, Stu­dien zum Se­ve­rinsprob­lem, Klos­ter­neu­berg, 1959, p. 63.
  • 6Ano­ny­mus Va­le­sia­nus, VIII, 38: «eo tem­po­re quan­do At­ti­la ad Ita­liam ve­nit se il­li iun­xit et eius no­ta­rius fac­tus fue­rat»[1] (ср. Pris­cus, fr. 7). Об этом посоль­стве в Кон­стан­ти­но­поль см. Pris­cus, frr. 7, 8 и 12.
  • 7Пожа­луй, есть иро­ния в том, что изгнать Рому­ла дол­жен был имен­но Одо­акр. Орест и отец Одо­ак­ра, Эде­ко, вме­сте слу­жи­ли у Атти­лы око­ло трид­ца­ти лет назад; ibid. Об Эде­ко и его отцов­стве Одо­ак­ра см. Ano­ny­mus Va­le­sia­nus, X, 45, Iohan­nes An­tio­che­nus, fr. 209. 1; ср. Eugip­pius, Vi­ta Se­ve­ri­ni XLIV, 4—5. O. J. Maen­chen-Hel­fen, в World of the Huns, Ber­ke­ley, 1973, p. 388, n. 104, отри­ца­ет эту связь.
  • 8Воз­мож­но, что Иор­дан заим­ст­во­вал свой текст непо­сред­ст­вен­но у Мар­цел­ли­на, но так­же воз­мож­но, что он взял его опо­сре­до­ван­но у Кас­си­о­до­ра; см. Ar­nal­do Mo­mig­lia­no, Cas­sio­do­rus and the Ita­lian cul­tu­re of his ti­me, Pro­cee­dings of the Bri­tish Aca­de­my, 41, 1955, pp. 207—255. Иор­дан повто­ря­ет этот отры­вок в сво­ей Ro­ma­na, 344.
  • 9Мы зна­ем, что это име­ние попа­ло в импе­ра­тор­ские руки, посколь­ку упо­ми­на­ет­ся, что Тибе­рий на склоне лет уда­лил­ся на вил­лу в этом поме­стье (Ta­ci­tus, An­na­les, VI, 50), и что Кон­стан­тин пере­дал какую-то часть это­го поме­стья церк­ви в Неа­по­ле (L. Du­ches­ne, ed., Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis, Pa­ris, 1898, XXXIV, 32).
  • 10Jor­da­nes, Ge­ti­ca, 235; Pro­co­pius, De Bel­lo Van­da­li­co, I, 4, 38—39 и I, 6, 6. Гиб­бон утвер­жда­ет это как факт (vol. II, p. 344, New York, 1953): «Когда ван­да­лы ста­ли гро­зой на мор­ском побе­ре­жье, вил­ла Лукул­ла на Мизен­ском мысе посте­пен­но при­об­ре­ла силу и назва­ние укреп­лен­но­го зам­ка, уеди­нён­но­го убе­жи­ща послед­не­го импе­ра­то­ра Запа­да».
  • 11Рефе­рен­да­рий являл­ся импе­ра­тор­ским чинов­ни­ком, в чьи обя­зан­но­сти вхо­ди­ла под­готов­ка объ­ек­тив­ных докла­дов по важ­ным юриди­че­ским делам и их после­дую­щее пред­став­ле­ние импе­ра­то­ру или импе­ра­три­це (или, как в дан­ном слу­чае, коро­лю); см. Cas­sio­do­rus, Va­riae, VI, 17 и Pro­co­pius, De Bel­lo Per­sia­no, II, 23, 6. За исклю­че­ни­ем это­го пись­ма, об Иоанне ниче­го не извест­но.
  • 12Cas­sio­do­rus, ibid., VIII, 25.
  • 13Тулу­ин был пре­зен­таль­ным пат­ри­ци­ем ост­ро­гот­ско­го коро­ля Ата­ла­ри­ха в 526 году; он так­же был дук­сом в Гал­лии в нача­ле VI века: Cas­sio­do­rus, ibid., VIII, 8, 9 и 10.
  • 14Аббат Мар­ци­ан ина­че не изве­стен.
  • 15В сохра­нив­ших­ся доку­мен­тах нет ника­ких дру­гих упо­ми­на­ний о вовле­чён­но­сти Гела­сия в дела Нори­ка; см. P. Jaf­fé, Re­ges­ta Pon­ti­fi­cum Ro­ma­no­rum, Brus­sels, 1851, pp. 53—60. Ещё мень­ше дан­ных в отно­ше­нии Вик­то­ра. Име­ет­ся одна запись в Ges­ta Epis­co­po­rum Nea­po­li­ta­no­rum, 11, XIX (MGH, SS rer. Lang., p. 408): «Hic fe­cit ba­si­li­cas duas fo­ris ci­vi­ta­tem Nea­po­lim, unam lon­gius ab ur­be ad mi­lia­rium unum, an­te eccle­sias bea­ti Janua­rii mar­ty­ris et sancti Ag­rip­pi­ni con­fes­so­ris, ad no­men bea­ti Ste­pha­ni le­vi­tae et mar­ty­ris; et alia in me­dio iti­ne­re, mo­di­cum discre­ta a por­ti­co eun­ti­bus par­tis si­nistrae, ad no­men [sic] bea­tae Eufi­miae mar­ty­ris de­di­ca­vit. In qua et ip­se se­pul­tus quies­cit»[2].
  • 16На горе Фель­т­ро, неда­ле­ко от совре­мен­но­го горо­да Урби­но. Eugip­pius, op. cit., 45.
  • 17Севе­рин был, по-види­мо­му, из Восточ­ной Рим­ской импе­рии; ibid., I.
  • 18См. A. Chas­tag­nol, Le sé­nat ro­main sous le règ­ne d’Odoac­re, An­ti­qui­tas, Rei­he 3, Ban­de 3, Bonn, 1966, p. 71. Осо­бен­но при­ме­ча­тель­но, что в 398 г. н. э. Бар­бар (Ga­bi­nius Bar­ba­rus Pom­peia­nus) вла­дел соб­ст­вен­но­стью близ неа­по­ли­тан­ско­го при­го­ро­да Байи; Sym­ma­chus, Epis­tu­la, VI, 9.
  • 19См. J. Wein­mann, «Das Ge­schlecht der Bar­bier aus Aqui­leia in Car­nun­tum», Mit­tei­lun­gen des Ve­reins der Freun­de Car­nun­tums, 5, 1952, pp. 9—10; H. G. Wal­ter, «Ein wei­te­rer An­ge­hoc­ri­ger des Ge­schlech­tes der “Bar­bii” aus Car­nun­tums», Mit­tei­lun­gen des Ve­reins der Freun­de Car­nun­tums, 6, 1953, pp. 6—7; и осо­бен­но J. Sa­sel, «Bar­bii», Eire­ne, 5, 1966, pp. 117—137.
  • 20Sa­sel, ibid., pp. 120—127, общий спи­сок; об Эми­ли­ане см. Cor­pus Inscrip­tio­num La­ti­na­rum (CIL), XVI, 177; об Орби­ане см. H.-G. Pfla­um, Les car­rièrs pro­cu­ra­to­rien­nes équestres sous l’haut em­pi­re ro­main, Brus­sels, 1960, II, 603.
  • 21Eugip­pius, ibid., 46.
  • 22Ibid., 1: «Tem­po­re, quo At­ti­la, rex Hun­no­rum, de­functus est, ut­ra­que Pan­no­nia ce­te­ra­que con­fi­nia Da­nu­vii, re­bus tur­ba­ban­tur am­bi­guis. Tunc ita­que sanctis­si­mus dei fa­mu­lus Se­ve­ri­nus, de par­ti­bus Orien­tis ad­ve­niens in vin­ci­nia No­ri­ci Ri­pen­sis et Pan­no­nio­rum par­vo, quod As­tu­ris di­ci­tur, op­pi­do mo­ra­ba­tur»[3].
  • 23Ано­ним Вале­зия, назван­ный по име­ни сво­его изда­те­ля Ген­ри­ха Вале­зия (Анри Валуа), в дей­ст­ви­тель­но­сти пред­став­ля­ет собой ком­пи­ля­цию двух хро­ник в руко­пи­си девя­то­го века (cod. Be­ro­li­nen­sis 1885). Послед­няя хро­ни­ка, Item ex lib­ris Chro­ni­co­rum in­ter ce­te­ra, касаю­ща­я­ся в основ­ном цар­ст­во­ва­ния Тео­де­ри­ха, скуд­но напи­са­на на осно­ве не дошед­шей до нас хро­ни­ки равенн­ско­го епи­ско­па Мак­си­ми­а­на, высо­ко­об­ра­зо­ван­но­го и хоро­шо осве­дом­лён­но­го учё­но­го.
  • 24О сто­и­мо­сти солида см. Co­dex Theo­do­sius, VII, 24, 1; XII, 6, 8[4]; ср. No­vel­lae Va­len­ti­nia­ni 16.
  • 25Упо­ми­на­ет­ся Пав­ли­ном Нолан­ским, Epis­tu­la, I, 31, 32.
  • 26Gre­go­rius Mag­nus, Dia­lo­gi de vi­ta et mi­ra­cu­lis pat­rum Ita­li­co­rum, IV, 14. См. про­стран­ный спи­сок этих ари­сто­кра­тов, мате­ри­аль­но под­дер­жи­вав­ших мона­сты­ри (часто в сво­их соб­ст­вен­ных поме­стьях): A. Van de Vy­ver, «Cas­sio­do­re et son oev­re», Spe­cu­lum 6, 1931, 224—292.
  • 27См. En­no­dius, Epis­tu­la, IX, 23: «Quid quod il­las in­nu­me­ras Go­tho­rum ca­ter­vas vix scien­ti­bus Ro­ma­nis lar­ga prae­dio­rum con­la­tio­ne di­tas­ti? Ni­hil enim ampli­us vic­to­res cu­piunt et nul­la sen­se­runt dam­na su­pe­ra­ti»[6]; ср. Cas­sio­do­rus, ibid., II, 15. Как отме­ча­ет Джонс, это не про­сто лесть: «Энно­дий дей­ст­ви­тель­но льстил Либе­рию… но вряд ли он вооб­ще под­нял бы эту тему, будь она болез­нен­ной», La­ter Ro­man Em­pi­re, vol. I, Bal­ti­mo­re, 1986, p. 251. Поз­же Либе­рий был воз­ведён Тео­де­ри­хом в пат­ри­ции, а в кон­це сво­ей жиз­ни (в 549 году, когда ему шёл девя­тый деся­ток), назна­чен Юсти­ни­а­ном коман­дую­щим все­ми вой­ска­ми в Ита­лии.
  • 28Есть запу­тан­ный отры­вок в хро­ни­ке Вик­то­ра Тон­ненн­ско­го, s. a. 473 (MGH, AA, XI, pp. 184—206): «post cer­tos dies Her­cu­la­nus Ores­tis fi­lius ar­ri­piens im­pe­rium cum pat­re suo oc­ci­di­tur et eius reg­num Ne­pos as­su­mit»[7]. Как отме­ча­ет Мар­т­ин­дейл (Pro­so­po­gra­phy of the La­ter Ro­man Em­pi­re, vol. II, Cambrid­ge, 1980, p. 544), в этом отрыв­ке пере­пу­та­на хро­но­ло­гия: Непот пра­вил перед при­хо­дом Оре­ста к вла­сти, а не после. Далее Мар­т­ин­дейл утвер­жда­ет, что Вик­тор пере­пу­тал Гер­ку­ла­на с Рому­лом, и что это про­стая ошиб­ка со сто­ро­ны лето­пис­ца. Но Мар­т­ин­дейл кос­вен­но отвер­га­ет две жиз­не­спо­соб­ные аль­тер­на­ти­вы. Пер­вая заклю­ча­ет­ся в том, что на самом деле под­лин­ное имя Рому­ла было Гер­ку­лан. Для импе­ра­то­ра не было необыч­ным при­нять новое имя (или име­на) при вступ­ле­нии на пре­стол. Вто­рая воз­мож­ность (кото­рая мне нра­вит­ся боль­ше, хотя, конеч­но, нет ника­ких дока­за­тельств) состо­ит в том, что Гер­ку­лан был млад­шим бра­том Рому­ла. На про­тя­же­нии всей антич­но­сти для импе­ра­то­ра было совер­шен­но нор­маль­но назна­чать всех сво­их сыно­вей Цеза­ря­ми или Авгу­ста­ми. Воз­мож­но, что ста­тус Гер­ку­ла­на про­сто зате­рял­ся во вре­ме­ни и без­вест­но­сти.
  • 29Pro­co­pius, V, 1.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:

  • [1]«В то вре­мя, когда Атти­ла при­был в Ита­лию, он [Орест] сбли­зил­ся с ним и стал его нота­ри­ем» (пер. с лат.).
  • [2]«Он постро­ил вне горо­да Неа­по­ля две бази­ли­ки, одну даль­ше от горо­да в одной миле, перед церк­вя­ми бла­жен­но­го муче­ни­ка Яну­а­рия и свя­то­го испо­вед­ни­ка Агрип­пи­на, во сла­ву бла­жен­но­го Сте­фа­на, леви­та и муче­ни­ка; а дру­гую посе­редине пути, немно­го отде­лён­ную пор­ти­ком от иду­щих с левой сто­ро­ны, кото­рую освя­тил во сла­ву бла­жен­ной муче­ни­цы Евфи­мии. В ней и сам он, похо­ро­нен­ный, поко­ит­ся» (пер. с лат.).
  • [3]«В то вре­мя, когда умер король гун­нов Атти­ла, обе Пан­но­нии и дру­гие дунай­ские гра­ни­цы тре­во­жи­лись пере­мен­чи­вы­ми обсто­я­тель­ства­ми. И тогда при­шед­ший из восточ­ных кра­ёв свя­тей­ший слу­га Божий Севе­рин пре­бы­вал в малень­ком город­ке, что зовёт­ся Асту­рис, по сосед­ству с При­бреж­ным Нори­ком и Пан­но­ни­я­ми» (пер. с лат.).
  • [4]Долж­но быть — Co­dex Theo­do­sius, VII, 24, 1; XII, 6, 13, 1.
  • [5]Веро­ят­но, при рас­чё­те автор исхо­дил из веса англий­ско­го (453,59 г), а не рим­ско­го (327,45 г) фун­та. В дей­ст­ви­тель­но­сти 6000 солидов (1 солид = 172 рим­ско­го фун­та) соот­вет­ст­ву­ют при­мер­но 27,3 кг золота.
  • [6]«Как обо­га­тил ты несмет­ные пол­чи­ща готов щед­рой разда­чей земель, что рим­ляне едва ли это почув­ст­во­ва­ли? Ведь ниче­го боль­ше не жела­ют победи­те­ли и ника­ко­го ущер­ба не ощу­ти­ли побеж­дён­ные» (пер. с лат.).
  • [7]«Через неко­то­рое вре­мя сын Оре­ста Гер­ку­лан, вме­сте со сво­им отцом захва­тив­ший власть, был убит, и его власть при­ни­ма­ет Непот» (пер. с лат.).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1487975239 1489637466 1489694976