Н. Д. Фюстель де Куланж

Римский колонат.

Текст приводится по изданию: Фюстель де Куланж Н. Д. Римский колонат. СПб. Типография М. М. Стасюлевича, 1908.
Перевод с франц. под редакцией проф. И. М. Гревса.
Экземпляр книги любезно предоставлен А. В. Коптевым.
(постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам)

с.55

ГЛАВА IV.
Раб­ское дер­жа­ние.

Оста­вим на вре­мя коло­нат и обра­тим наше иссле­до­ва­ние на один обы­чай, кото­рый уста­но­вил­ся око­ло той же эпо­хи и не оста­вал­ся без вли­я­ния на коло­нат. Мы хотим гово­рить о раб­ском дер­жа­нии (la te­nu­re ser­vi­le). Вот еще фор­ма зем­ле­поль­зо­ва­ния, о кото­рой ниче­го не гово­рят древ­ние авто­ры, и кото­рой мало зани­ма­ют­ся юрис­кон­суль­ты. Меж­ду тем она зани­ма­ла боль­шое место в жиз­ни рим­ско­го обще­ства и, может быть, игра­ла суще­ст­вен­ную роль в соци­аль­ном раз­ви­тии чело­ве­че­ства вооб­ще.

В про­дол­же­ние дол­го­го пери­о­да самым рас­про­стра­нен­ным спо­со­бом экс­плуа­та­ции боль­ших поме­стий в рим­ской импе­рии была обра­бот­ка его все­ми раба­ми (fa­mi­lia rus­ti­ca), собран­ны­ми вме­сте. Эта fa­mi­lia рас­пре­де­ля­лась внут­ри каж­до­го име­нья на малые груп­пы, назы­вав­ши­е­ся десят­ня­ми (de­cu­riae). В каж­дом хозяй­стве были деку­рии паха­рей, вино­гра­да­рей, пас­ту­хов, ремес­лен­ни­ков. В каж­дой деку­рии назна­чал­ся началь­ник, кото­рый руко­во­дил работа­ми и наблюдал за ними. Его зва­ли — ma­gis­ter ope­ra­rum1. Над всей раб­ской мас­сой сто­ял vi­li­cus, кото­рый рас­по­ря­жал­ся всем хозяй­ст­вом при содей­ст­вии ac­tor’а для наблюде­ния за работа­ми и pro­cu­ra­tor’а для веде­ния книг. Нуж­ное коли­че­ство рабов выго­ня­лось еже­днев­но на ту или дру­гую с.56 часть име­нья, про­из­во­ди­ло сель­ские работы здесь или там, смот­ря по отдан­ным при­ка­за­ни­ям, а к вече­ру все воз­вра­ща­лись в общее жили­ще. Подоб­ный спо­соб экс­плуа­та­ции состав­лял про­ти­во­по­лож­ность тому, что мы сей­час назва­ли раб­ским дер­жа­ни­ем.

Но парал­лель­но с таким общим поряд­ком мало-пома­лу начал уста­нав­ли­вать­ся дру­гой, кото­рый спер­ва появ­лял­ся доволь­но ред­ко, как бы в виде исклю­че­ния, но неза­мет­но стал рас­про­стра­нять­ся и в кон­це кон­цов даже полу­чил пре­об­ла­да­ние. Он выра­жал­ся в том, что земле­вла­де­лец поме­щал отдель­но­го раба на осо­бый выде­лен­ный уча­сток и пору­чал ему обра­ба­ты­вать такой надел с пре­до­став­ле­ни­ем поль­зо­вать­ся уро­жа­ем на извест­ных усло­ви­ях.

Катон еще не упо­ми­на­ет об этой вто­рой систе­ме. Она начи­на­ет зарож­дать­ся, когда писал Варрон. Послед­ний автор дает понять, что неко­то­рые земель­ные соб­ст­вен­ни­ки пре­до­став­ля­ли наи­бо­лее трудо­лю­би­вым из сво­их рабов пеку­лий2. Выра­же­ния, в кото­рых он об этом рас­ска­зы­ва­ет, застав­ля­ют пред­по­ла­гать, что такой пеку­лий заклю­чал­ся в зем­ле. «Подоб­ная уступ­ка, гово­рит он, при­во­дит к тому, что рабы боль­ше при­вя­зы­ва­ют­ся к поме­стью»3. Пеку­лий, кото­рый состо­ял бы из денег, не мог про­из­ве­сти тако­го дей­ст­вия. Он дол­жен был состо­ять из несколь­ких голов скота и клоч­ка зем­ли для его про­корм­ле­ния4. В дру­гом месте тот же автор мимо­хо­дом гово­рит о пеку­лии, и, судя по сло­вам его, он хочет ука­зать, что хозя­ин отда­вал таким обра­зом худ­шие свои зем­ли, pas­cua5. Конеч­но, ему с.57 не долж­но было казать­ся выгод­ным про­из­во­дить отрез­ки от сво­их полей, вино­град­ни­ков, олив­ко­вых план­та­ций; но он мог уже счи­тать под­хо­дя­щим выде­лять в сво­ем поме­стье несколь­ко участ­ков на пусто­вав­ших еще поло­сах, чтобы пре­до­ста­вить их в отдель­ное поль­зо­ва­ние рабам.

Несколь­ко голов скота и кло­чок самой худ­шей зем­ли — тако­во было чрез­вы­чай­но скром­ное нача­ло раб­ско­го дер­жа­нья. Но зер­но будет рас­ти. То, что еле-еле про­скаль­зы­ва­ет в трак­та­те сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го писа­те­ля, совре­мен­ни­ка Цеза­ря, станет более замет­ным у юрис­кон­суль­тов сле­дую­ще­го века.

Мы чита­ем у Уль­пи­а­на: «Если заве­ща­тель оста­вил устро­ен­ное име­нье (instruc­tum), сле­ду­ет ли вклю­чать в его инвен­тарь (in instru­men­to fun­di) раба, кото­рый в момент смер­ти заве­ща­те­ля сидел на зем­ле напо­до­бие съем­щи­ка, qua­si co­lo­nus»?6. Этот про­стой вопрос, кото­рый ста­вил­ся юрис­кон­суль­ту, откры­ва­ет нам, что на бар­ских поме­стьях ино­гда нахо­ди­лись такие рабы, кото­рые не сме­ши­ва­лись с мас­сой осталь­ной fa­mi­lia, а жили отдель­но и обра­ба­ты­ва­ли выде­лен­ный им уча­сток за свой счет, упла­чи­вая оброк. Юрис­кон­сульт не назы­ва­ет их арен­да­то­ра­ми или съем­щи­ка­ми, а толь­ко гово­рит, что они похо­жи на тако­вых.

Ана­ло­гич­ный вопрос ста­вил­ся по отно­ше­нию к вили­ку уже со вре­мен Мар­ка Авре­лия. Мы зна­ем, что сель­ский над­смотр­щик, обо­зна­чав­ший­ся этим име­нем, все­гда при­над­ле­жал к раб­ско­му пер­со­на­лу. Катон, Варрон и Колу­мел­ла все­гда пред­став­ля­ют его рабом7. Раб­ское с.58 его поло­же­ние обна­ру­жи­ва­ет­ся в два­дца­ти местах у юрис­кон­суль­тов, и нигде мы не нахо­дим вили­ка, кото­рый был бы сво­бод­ным чело­ве­ком8. Чаще все­го такой раб-вилик работал толь­ко за счет гос­по­ди­на9; он про­из­во­дил все рас­хо­ды и соби­рал все дохо­ды. Впро­чем, встре­ча­ют­ся и исклю­че­ния: юрис­кон­суль­та Цер­видия Сце­во­лу спра­ши­ва­ли, сле­ду­ет ли вклю­чать в поня­тие instru­men­tum вили­ка, кото­рый обра­ба­ты­ва­ет уча­сток для себя, упла­чи­вая гос­по­ди­ну опре­де­лен­ную сум­му денег (cer­tam pen­sio­nis quan­ti­ta­tem)10. Здесь обна­ру­жи­ва­ет­ся нечто вро­де раб­ской арен­ды.

Юрис­кон­сульт Павел, гово­ря о рабах, возде­лы­ваю­щих сель­ское поме­стье, делит их на две кате­го­рии — тех, кото­рые работа­ют для гос­по­ди­на (qui ope­ran­tur), и тех, кото­рые пла­тят оброк (qui mer­ce­des praes­tant)11. Сце­во­ла пока­зы­ва­ет нам раба, «кото­ро­му дано было поле для обра­бот­ки, и кото­рый ко вре­ме­ни смер­ти гос­по­ди­на ока­зал­ся в боль­шой недо­им­ке»12. Здесь обна­ру­жи­ва­ет­ся опять раб, кото­рый, по-види­мо­му, за свой счет экс­плу­а­ти­ру­ет уча­сток, с обя­за­тель­ст­вом вно­сить аренд­ную пла­ту день­га­ми. Он похо­дил, — сам юрис­кон­сульт дела­ет такое заме­ча­ние, — на съем­щи­ков, при­хо­див­ших с.59 извне13. Нако­нец, еще один юрис­кон­сульт упо­ми­на­ет как нечто, доволь­но обыч­ное, что земле­вла­де­лец «сдал сво­е­му рабу зем­лю для обра­бот­ки»; он даже пре­до­ста­вил ему быков для хозяй­ства14. Из рас­смот­рен­ных тек­стов выте­ка­ет, что с пер­вых веков импе­рии земель­ные соб­ст­вен­ни­ки при­бе­га­ли к раз­ным спо­со­бам хозяй­ст­во­ва­ния на сво­их име­ньях. Один из них выра­жал­ся в испо­ме­ще­нии на осо­бо выде­лен­ных участ­ках, как бы в виде съем­щи­ков, не сво­бод­ных людей, при­хо­див­ших извне, а людей, выби­рав­ших­ся из чис­ла соб­ст­вен­ных рабов.

Осте­ре­жем­ся, одна­ко, пред­по­ло­жить, что здесь в самом деле пред­став­ля­ет­ся нам насто­я­щая арен­да. По пра­ву, сда­ча зем­ли в наем была видом кон­трак­та; меж­ду тем, ника­ких кон­трак­тов меж­ду гос­по­ди­ном и рабом заклю­чать­ся не мог­ло. Ста­ло быть, тут про­ис­хо­ди­ла как бы фик­ция най­ма и сда­чи (qua­si lo­ca­tio). Пото­му-то Уль­пи­ан гово­рит, что такой раб являл­ся лишь подо­би­ем съем­щи­ка (qua­si co­lo­nus). Здесь про­ис­хо­ди­ло одно из тех мило­сти­вых согла­ше­ний, в кото­рые гос­по­дин все­гда мог всту­пать к сво­им рабам, но кото­рые не име­ли ника­ко­го пра­во­во­го зна­че­ния. Они не обя­зы­ва­ли гос­по­ди­на и не дава­ли рабу ника­кой гаран­тии.

По этой при­чине юрис­кон­суль­ты и гово­рят очень мало о рас­смат­ри­вае­мой хозяй­ст­вен­ной ком­би­на­ции. Им неза­чем было зани­мать­ся отно­ше­ни­я­ми меж­ду гос­по­ди­ном и рабом. Если они и затра­ги­ва­ют их ино­гда, то лишь кос­вен­но, так как эти отно­ше­ния мог­ли касать­ся инте­ре­сов третьих лиц. Напри­мер, если хозя­ин уми­рал, оста­вив «устро­ен­ное» или «обстав­лен­ное» име­нье, мож­но было поста­вить вопрос, вхо­дит или нет такой раб-съем­щик в состав инвен­та­ря, то есть, в заве­щан­ное иму­ще­ство. Если бы не воз­ни­ка­ло вопро­сов по наслед­ству, юрис­кон­сульт ниче­го бы и не гово­рил о рабах, поса­жен­ных на участ­ки15.

с.60 Небес­по­лез­но заме­тить, что юрис­кон­суль­ты, как кажет­ся, затруд­ня­лись уста­но­вить по дан­но­му пунк­ту опре­де­лен­ный взгляд. Им при­хо­ди­лось стал­ки­вать­ся здесь с поло­же­ни­ем вне­пра­во­вым, о кото­ром зако­ны мол­ча­ли. Ника­кой импе­ра­тор­ский рескрипт не уста­нав­ли­вал в этой обла­сти точ­но­го поряд­ка. Поэто­му они, за неиме­ни­ем луч­ше­го, опи­ра­ют­ся на логи­че­ские рас­суж­де­ния. Реше­ние их не обхо­дит­ся без неко­то­рой стран­но­сти. Их осо­бен­но пора­жа­ет сход­ство меж­ду таким рабом и сво­бод­ным съем­щи­ком. Веро­ят­но, в силу послед­не­го они и про­из­но­сят, что подоб­ный раб не вхо­дит в instru­men­tum. Такое пра­ви­ло пре­по­да­ют все юрис­кон­суль­ты, начи­ная с Лабео­на и кон­чая Пав­лом16. Таким обра­зом, по их взгляду, такой вид съем­ки зем­ли далек от того, чтобы при­креп­лять чело­ве­ка к зем­ле; напро­тив, он ско­рее рас­кре­по­щал его, созда­вая как бы сбли­же­ние меж­ду рабом и сво­бод­ным чело­ве­ком, сидев­шим на чужой зем­ле по сроч­но­му дого­во­ру. Поз­же выра­бота­ет­ся совсем иное тол­ко­ва­ние дан­но­го поло­же­ния, и зако­но­да­те­лем будет уста­нов­лен совер­шен­но дру­гой прин­цип. Но мы долж­ны понять такие неопре­де­лен­но­сти и коле­ба­ния, если пред­ста­вим себе ясно, что дело тут шло о хозяй­ст­вен­ной прак­ти­ке, уста­нав­ли­вав­шей­ся вне рамок зако­на.

Суще­ст­во­вал ли так­же осо­бый вид съем­ки зем­ли воль­ноот­пу­щен­ни­ка­ми? Юрис­кон­суль­ты, попав­шие в Диге­сты, не гово­рят о ней ниче­го17. Но мы, впро­чем, зна­ем, что чело­век, осво­бож­дав­ший сво­его раба, мог при этом с.61 воз­ло­жить на послед­не­го какие угод­но усло­вия18. Он мог, и так чаще все­го дела­лось, потре­бо­вать от него за сво­бо­ду опре­де­лен­ное чис­ло дней работы в год в свою поль­зу; это назы­ва­лось ope­rae. Один воль­ноот­пу­щен­ник обя­зы­вал­ся деся­тью дня­ми, дру­гой два­дца­тью, тре­тий «столь­ки­ми дня­ми, сколь­ко гос­по­дин почтет при­лич­ным на него воз­ло­жить»19. Прав­да, что, когда юрис­кон­суль­ты гово­рят о таких обя­за­тель­ных работах воль­ноот­пу­щен­ни­ков в поль­зу патро­на, они берут все­гда при­ме­ры из кру­га город­ских реме­сел; но мы име­ем пра­во думать, что гос­по­дин мог тре­бо­вать так­же и сель­ских работ. Так как боль­шая часть рабов при­над­ле­жа­ла имен­но к раз­ряду сель­ских, то и боль­шая часть воль­ноот­пу­щен­ни­ков зна­ла лишь зем­ледель­че­ский труд. Пото­му-то поз­во­ли­тель­но пред­по­ло­жить, что мно­гие из них оста­ва­лись при­вя­зан­ны­ми к зем­ледель­че­ско­му тру­ду. Это было в инте­ре­сах гос­по­ди­на, а так­же в их инте­ре­сах: надо же было им сохра­нить сред­ство к жиз­ни. Мы чита­ем у одно­го исто­ри­ка, что импе­ра­тор Август собрал целое вой­ско, при­ка­зав земель­ным соб­ст­вен­ни­кам поста­вить в каче­стве рекру­тов извест­ное чис­ло воль­ноот­пу­щен­ни­ков, про­пор­цио­наль­но вели­чине их поме­стий20. Ясно, ста­ло быть, что внут­ри круп­ных име­ний жило мно­го воль­ноот­пу­щен­ни­ков21.

Меж­ду тем невоз­мож­но пред­по­ло­жить, что эти воль­ноот­пу­щен­ни­ки работа­ли вме­сте, груп­па­ми, как боль­шая часть рабов. Не мог­ли они, воль­ноот­пу­щен­ни­ки, вхо­дить в те de­cu­riae, кото­рых раб вел на пахоту и на жат­ву. с.62 Не мог­ло быть, чтобы их застав­ля­ли под­чи­нять­ся вили­ку или акто­ру, кото­рые были раба­ми. Нель­зя пред­ста­вить себе воль­ноот­пу­щен­ни­ка в поме­стье ина­че, как сидя­щим на спе­ци­аль­но выде­лен­ном для него участ­ке зем­ли. Воль­ноот­пу­щен­ник в аграр­ном строе круп­но­го име­ния мог быть толь­ко дер­жаль­цем опре­де­лен­но­го клоч­ка. Он дол­жен был опла­чи­вать свое поль­зо­ва­ние либо трудом, либо обро­ком.

Итак, мы дума­ем, хоть и нет у нас ни одно­го тек­ста в под­твер­жде­ние тако­го взгляда, что суще­ст­во­вал осо­бый тип воль­ноот­пу­щен­ни­че­ско­го дер­жа­нья (te­nu­re d’affran­chis), и что оно было настоль­ко же рас­про­стра­не­но, как и раб­ское. В самом деле мы нахо­дим дока­за­тель­ство его суще­ст­во­ва­ния поз­же. Один закон 371 г. гово­рит о воль­ноот­пу­щен­ни­ках, кото­рые при­креп­ле­ны к зем­ле и не име­ют пра­ва с нее схо­дить22.

Прак­ти­ка раб­ско­го и воль­ноот­пу­щен­ни­че­ско­го дер­жа­ния раз­ви­ва­лась мед­лен­но и неза­мет­но. Оно полу­чи­ло почти легаль­ный харак­тер в силу запи­си в цен­зо­вые реги­ст­ры. Мы зна­ем по Уль­пи­а­ну, с какой мелоч­ной подроб­но­стью состав­ля­лись такие опи­си. Импе­ра­тор­ская адми­ни­ст­ра­ция дер­жа­лась прин­ци­па стро­гой про­пор­цио­наль­но­сти нало­га с доход­но­стью каж­дой зем­ли. Она поэто­му не доволь­ст­во­ва­лась исчис­ле­ни­ем раз­ме­ров како­го-нибудь поме­стья или при­бли­зи­тель­ным опре­де­ле­ни­ем пред­по­ла­гае­мо­го каче­ства поч­вы: она стре­ми­лась узнать точ­ным обра­зом, что и сколь­ко про­из­во­ди­ла зем­ля. Поэто­му в спис­ках цен­за каж­до­му поме­стью дава­лось осо­бое место, в кото­ром обо­зна­ча­лось с самой боль­шой деталь­но­стью все, что к нему отно­си­лось. В таб­ли­це ука­зы­ва­лось, сколь­ко юге­ров засе­ва­лось в послед­ние десять лет; сколь­ко кор­ней или лоз содер­жа­ли вино­град­ни­ки; сколь­ко было дере­вьев в олив­ко­вом насаж­де­нии; сколь­ко выка­ши­ва­лось сена на лугах сред­ним чис­лом за десять лет; какие поруб­ки про­из­во­ди­лись в лесах и по сколь­ко дере­вьев сво­ди­лось с.63 при каж­дой поруб­ке23. Все эти дан­ные сооб­ща­лись самим вла­дель­цем. Если поз­же он мог дока­зать, что какое-нибудь бед­ст­вие уни­что­жи­ло его уро­жай или сожгло вино­град­ни­ки, государ­ство вычи­ты­ва­ло из уста­нов­лен­ной так­сы то, что он поте­рял24. Он дол­жен был так­же объ­яв­лять коли­че­ство сво­их рабов, при­чем с него спра­ши­ва­лась не одна общая циф­ра. Он дол­жен был пере­чис­лить по пунк­там (spe­cia­li­ter) отно­си­тель­но каж­до­го раба, родил­ся ли он в поме­стье или при­об­ре­тен был извне и откуда имен­но, каков его воз­раст и како­ва про­фес­сия в хозяй­стве25.

Если мы всмот­рим­ся во все эти пра­ви­ла, мы хоро­шо заме­тим, что раб, зани­мав­ший осо­бый уча­сток, не сме­ши­вал­ся в таких опи­сях с теми, кото­рые работа­ли сооб­ща. Так как все подоб­ные пис­цо­вые кни­ги погиб­ли, мы не можем пред­ста­вить себе точ­ным обра­зом, как они редак­ти­ро­ва­лись, какой вид име­ли. Но мож­но пред­по­ла­гать с боль­шой веро­ят­но­стью, что каж­дый сдан­ный уча­сток и каж­дый раб-дер­жа­тель обо­зна­ча­лись в осо­бой гра­фе. Земле­вла­де­лец, заявив, сколь­ко он обра­ба­ты­вал за свой счет с раз­ли­че­ни­ем пахот­ных полей, вино­град­ни­ков, лугов, затем давал так­же спи­сок поса­жен­ных на участ­ки рабов, с ука­за­ни­ем вели­чи­ны их участ­ков и соста­ва их в поле, вино­град­ни­ке и луге. Таким обра­зом, раб-дер­жа­тель ока­зы­вал­ся запи­сан­ным по име­ни, может быть, вме­сте с сво­ей con­tu­ber­na­lis и детьми; он зани­мал в опи­си осо­бый малень­кий пара­граф, в кото­ром обо­зна­че­ны были раз­ме­ры и харак­тер пре­до­став­лен­но­го ему клоч­ка. На адми­ни­ст­ра­тив­ном язы­ке гово­ри­ли, что этот раб был adscrip­tus, то есть, бук­валь­но, «при­пи­сан».

с.64 Кодекс Фео­до­сия упо­ми­на­ет таких рабов, при­пи­сан­ных, т. е., зане­сен­ных в цен­зо­вые кни­ги: «man­ci­pia, cen­si­bus adscrip­ta»26. Прав­да, надо ска­зать, что закон, кото­рый их назы­ва­ет, отно­сит­ся лишь к 327 г. Но вполне веро­ят­но пред­по­ло­жить, что самый тер­мин сло­жил­ся гораздо рань­ше, ибо уже Уль­пи­ан уста­нав­ли­ва­ет пра­ви­ла, как про­из­во­дить тако­го рода при­пис­ку. Мы даже ска­жем это с уве­рен­но­стью, если увидим, что дру­гой закон, гораздо более ран­ний, издан­ный в 224 г., уже употреб­ля­ет тер­мин adscrip­ti­cius; а такое обо­зна­че­ние мог­ло вой­ти в оби­ход лишь, по край­ней мере, одно поко­ле­ние после того, как появил­ся самый adscrip­tus.

Послед­ний закон при­над­ле­жит Алек­сан­дру Севе­ру. Зако­но­да­тель­ство, как извест­но, уста­нав­ли­ва­ло в прин­ци­пе, что гос­по­дин, кото­рый выстав­лял детей сво­их рабов, чтобы быть избав­лен­ным от их про­корм­ле­ния, терял вся­кое пра­во на этих детей и не мог впо­след­ст­вии тре­бо­вать их обрат­но, как при­над­ле­жав­ших ему. Алек­сандр Север опре­де­ля­ет одно исклю­че­ние: «Если без ведо­ма хозя­и­на будет выстав­лен ребе­нок рабы­ни или жен­щи­ны adscrip­ti­cia, гос­по­дин полу­ча­ет пра­во потре­бо­вать его воз­ра­ще­ния»27. При­веден­ная ста­тья зако­на осо­бен­но важ­на для нас тем, что из нее обна­ру­жи­ва­ет­ся суще­ст­во­ва­ние клас­са «адскрип­ти­ци­ев» с само­го нача­ла III-го века. Нель­зя допу­стить, чтобы здесь под adscrip­ti­cius разу­мел­ся чело­век сво­бод­ный: если бы это было так, ребе­нок при­над­ле­жал бы к соци­аль­но­му поло­же­нию отца, а не обо­зна­чал­ся бы как здесь, пре­не­бре­жи­тель­ным выра­же­ни­ем — «par­tus adscrip­ti­ciae tuae». — Рим­ское пра­во нико­гда не гово­рит подоб­ны­ми сло­ва­ми о детях сво­бод­ных лиц, даже о детях коло­нов. Оче­вид­но, что и здесь не идет речь о коло­нах. Может быть, тут име­ют­ся в виду воль­ноот­пу­щен­ни­ки, но если это и так, послед­ние при­над­ле­жа­ли, долж­но быть, к само­му низ­ше­му раз­бо­ру, к тем, на кото­рых ma­nu­mis­sor воз­ло­жил обя­за­тель­ство оста­вать­ся в его поме­стье на веч­ные вре­ме­на вме­сте с их детьми. Более веро­ят­но, по наше­му мне­нию, будет с.65 пред­по­ло­жить, что этот adscrip­ti­cius зани­мал про­ме­жу­точ­ное поло­же­ние меж­ду рабом и воль­ноот­пу­щен­ни­ком. Он являл­ся сыном или вну­ком того, кто был adscrip­tus, то есть, одно­го из тех рабов, кото­рым вла­де­лец выде­лил уча­сток зем­ли с зане­се­ни­ем их име­ни в пис­цо­вую кни­гу име­нья.

Такое обсто­я­тель­ство откры­ва­ет нам очень важ­ную исти­ну. Когда рабы впер­вые ста­ли полу­чать подоб­ные льготы, гос­по­дин, конеч­но, не свя­зы­вал себя обя­за­тель­ст­вом оста­вить дело без изме­не­ния навсе­гда. Но поса­жен­ный на уча­сток раб удо­вле­тво­рял, поло­жим, тре­бо­ва­ни­ям гос­по­ди­на, и послед­ний дал ему про­жить на пре­до­став­лен­ном наде­ле до смер­ти. После него дети не име­ли ника­ких прав на надел; но хозя­ин, может быть, не счел нуж­ным све­сти их с дан­ной отцу зем­ли; да ему и не мог­ло быть выгод­ным так посту­пать. В таком слу­чае они сохра­ни­ли уча­сток, упла­чи­вая тот же оброк. Таким обра­зом семья рабов укре­пи­лась из поко­ле­ния в поко­ле­ние на дан­ном участ­ке.

Подоб­ное про­дол­жи­тель­ное заня­тие или дер­жа­ние зем­ли при­во­ди­ло к зна­чи­тель­ным послед­ст­ви­ям. Закон 224 г. не сме­ши­ва­ет «адскрип­ти­ция» с обык­но­вен­ным рабом. Он толь­ко про­из­но­сит, что пер­вый под­чи­ня­ет­ся обще­му для всех рабов поло­же­нию, что дети их сле­ду­ют за мате­рью и, ста­ло быть, при­над­ле­жат ее гос­по­ди­ну, откуда выте­ка­ет, что тот име­ет пол­ное пра­во их про­дать28. Но одним веком поз­же, закон 327 г. уста­нав­ли­ва­ет новое пра­ви­ло. Сво­бо­да про­да­жи рас­смат­ри­вае­мой кате­го­рии рабов под­вер­га­ет­ся стес­не­нию. Гос­по­дин может их про­да­вать лишь в пре­де­лах той про­вин­ции, где нахо­дит­ся име­нье29. Про­хо­дит еще сорок лет, и закон Вален­ти­ни­а­на I без­услов­но вос­пре­ща­ет про­да­жу таких рабов, раз­ве толь­ко с.66 с зем­лей, на кото­рой они сидят30: «Сель­ские рабы, зане­сен­ные в спис­ки цен­за, не долж­ны про­да­вать­ся без зем­ли. Пусть при этом не допус­ка­ют­ся улов­ки про­тив зако­на в виде, напри­мер, про­да­жи неболь­шой части име­нья для при­об­ре­те­ния пра­ва отчуж­де­ния всех рабов. Если про­да­ет­ся все име­нье, все рабы долж­ны быть про­да­ны тому же поку­па­те­лю, если про­да­ет­ся лишь часть его, долж­ны быть про­да­ны все рабы, испо­ме­щен­ные на ней». — Вот каким обра­зом часть рабов ока­за­лась при­креп­лен­ной к зем­ле.

Мне кажет­ся, что я нахо­жу ту же кате­го­рию людей в одном законе 369 г. В нем содер­жит­ся инструк­ция импер­ским чинов­ни­кам, как они долж­ны состав­лять инвен­тарь каж­до­го сель­ско­го поме­стья, если послед­нее будет пере­хо­дить из част­ных рук в пра­ви­тель­ст­вен­ные31. «В инвен­та­ре долж­ны быть пока­за­ны раз­ме­ры поме­стья, харак­тер поч­вы, отме­че­но, какое коли­че­ство ее обра­ба­ты­ва­ет­ся, какое пусту­ет, сколь­ко име­ет­ся зем­ли под вино­град­ни­ком, сколь­ко под олив­ко­вой план­та­ци­ей, сколь­ко рас­па­хи­ва­ет­ся под хлеб. Надоб­но так­же обо­зна­чать чис­ло рабов, раз­ли­чая меж­ду ними тех, кото­рые выде­ле­ны для лич­ных услуг гос­по­ди­ну32, тех, кото­рые зани­ма­ют­ся ремеслом, и тех, кото­рые пред­на­зна­че­ны для зем­леде­лия». Нако­нец, долж­но быть отме­че­но, сколь­ко нахо­дит­ся в поме­стье «поса­жен­ных на участ­ки и сколь­ко с.67 коло­нов»33. Послед­ний тер­мин — ca­sa­rii не встре­ча­ет­ся боль­ше нигде, пото­му труд­но уста­но­вить точ­ное зна­че­ние это­го сло­ва. Оно гово­ри­лось, по-види­мо­му, о людях, у кото­рых есть дом, ca­sa. Но здесь не может быть речи о доме соб­ст­вен­ном, так как все име­ние, вклю­чая и эти их жили­ща, при­над­ле­жит одно­му земле­вла­дель­цу: это толь­ко дома, где они оби­та­ют. Одна­ко, меж­ду тем как man­ci­pia, о кото­рых закон гово­рил в пред­ше­ст­ву­ю­щих стро­ках, жили все вме­сте, этим пре­до­став­ле­но каж­до­му отдель­ное жили­ще. В то же вре­мя они раз­ли­че­ны от коло­нов, кото­рые назва­ны после них; отли­ча­ют их и от рабов, кото­рые работа­ют груп­па­ми. Закон гово­рит, что у них есть ca­sa; мы можем так­же пред­по­ла­гать, что они наде­ле­ны неболь­ши­ми клоч­ка­ми зем­ли. Это, веро­ят­но, дер­жаль­цы. Рабы ли они в пол­ном смыс­ле, или они воль­ноот­пу­щен­ни­ки, мы не зна­ем34.

с.68 Источ­ни­ки боль­ше ниче­го не сооб­ща­ют нам об этих малень­ких съем­щи­ках (дер­жаль­цах) зем­ли. Како­во было их суще­ст­во­ва­ние на дан­ных им клоч­ках, како­вы обя­за­тель­ства, были ли у них какие-нибудь пра­ва? Юрис­кон­суль­ты ниче­го не разъ­яс­ня­ют нам по всем этим пунк­там. Они гово­рят о раб­ском дер­жа­нии еще мень­ше, чем о коло­нах, имен­но пото­му, что им как юри­стам, не при­хо­ди­лось вме­ши­вать­ся в отно­ше­ния меж­ду гос­по­ди­ном и его рабом. Мог­ло слу­чить­ся, что они разъ­яс­ня­ли пра­ва коло­нов, но поса­жен­ный на зем­лю раб не мог иметь ника­ких прав. Вот поче­му мол­чат о рабах-дер­жаль­цах и юрис­кон­сульт, и зако­но­да­тель.

Если мы попро­бу­ем вооб­ра­зить себе харак­тер раб­ско­го дер­жа­ния, нам лег­ко пред­ста­вит­ся, что гос­по­дин сохра­нял все свои пра­ва над рабом. Закон стес­нял эти пра­ва толь­ко в одном пунк­те: он запре­щал ему про­да­вать тако­го раба без зем­ли. Подоб­ный запрет все­це­ло обу­слов­ли­ва­ет­ся заботой о доход­но­сти зем­ли35. Что же каса­ет­ся вла­сти гос­по­ди­на над лич­но­стью раба, закон нисколь­ко ее не затра­ги­вал. Мы можем, поэто­му, думать, что гос­по­дин нала­гал на него какие угод­но усло­вия, тре­бо­вал от него столь­ко обро­ка и бар­щи­ны, сколь­ко счи­тал воз­мож­ным взыс­кать.

Не может быть ника­ко­го сомне­ния в том, что раб-дер­жа­тель был при­креп­лен к сво­е­му участ­ку. Но уяс­ним себе хоро­шень­ко, поче­му это было так. Не закон при­вя­зы­вал его к зем­ле, как про­изо­шло впо­след­ст­вии, мы увидим, с коло­ном; раб­ское состо­я­ние при­вя­зы­ва­ло его к гос­по­ди­ну. Он дол­жен был обра­ба­ты­вать свой кло­чок так дол­го, как хотел гос­по­дин. Он не мог отде­лить­ся от зем­ли пото­му, что был неот­де­лим от гос­по­ди­на.

С дру­гой сто­ро­ны, гос­по­дин мог ото­брать у раба дан­ный уча­сток. Ника­кой закон, ника­кой кон­тракт не обес­пе­чи­вал за ним пожиз­нен­но­го поль­зо­ва­ния этой с.69 зем­ли­цей. Осо­бен­но же гос­по­дин был сво­бо­ден от вся­ко­го обя­за­тель­ства сохра­нить надел за детьми раба. У раба нико­гда не было наслед­ни­ка, кро­ме раз­ве само­го гос­по­ди­на. После его смер­ти обра­ба­ты­вав­ша­я­ся им доля воз­вра­ща­лась гос­по­ди­ну. Про­ис­хо­ди­ло это по двум осно­ва­ни­ям: во-пер­вых, пото­му, что он был соб­ст­вен­ни­ком зем­ли, во-вто­рых, пото­му, что он был соб­ст­вен­ни­ком раба. Он завла­де­вал зем­лей, как сво­им иму­ще­ст­вом; он же при­сва­и­вал дви­жи­мость, день­ги, скот, как пеку­лий чело­ве­ка, ему при­над­ле­жав­ше­го.

Тако­во было пра­во. Но прак­ти­ка ока­зы­ва­лась менее суро­вой. На деле с зем­ли не уда­ля­ли того, кто умел ее возде­лы­вать, кто знал ее, про­из­во­дил на ней улуч­ше­ния, и чей труд неудоб­но было ина­че ути­ли­зи­ро­вать. Раб пото­му-то оста­вал­ся в пол­ной без­опас­но­сти на участ­ке всю жизнь. Когда он уми­рал, каза­лось есте­ствен­ным пре­до­ста­вить зем­лю его детям, кото­рые уже научи­лись ее обра­ба­ты­вать. Такой порядок уста­но­вил­ся неза­мет­ным обра­зом. Настал срок, когда, в силу обы­чая, без вся­ко­го фор­маль­но­го пра­ва, раб и его семья на деле при­об­ре­ли веч­ное поль­зо­ва­ние зем­лей.

То же самое про­изо­шло с воль­ноот­пу­щен­ни­че­ским дер­жа­ни­ем. Мы долж­ны при этом ясно пред­став­лять себе, что такой отпу­щен­ник полу­чал лишь услов­ную и непол­ную ma­nu­mis­sio. Он оста­вал­ся еще в тес­ной зави­си­мо­сти от преж­не­го гос­по­ди­на, пото­му-то он ока­зы­вал­ся при­креп­лен­ным к зем­ле, кото­рую тот ему усту­пил в поль­зо­ва­ние. Есте­ствен­но, дети его не при­об­ре­та­ли на нее ника­ких прав. Но эти сыно­вья паха­рей не жела­ли, конеч­но, ниче­го луч­ше­го, как сохра­нить зем­лю, без кото­рой они не мог­ли бы суще­ст­во­вать; само­му хозя­и­ну так­же выгод­но было оста­вить им уча­сток на преж­них усло­ви­ях. Так и уста­но­ви­лась наслед­ст­вен­ность дер­жа­ния для воль­ноот­пу­щен­ни­ка, как и для раба.

Явил­ся ли опи­сан­ный про­цесс источ­ни­ком наслед­ст­вен­но­го коло­на­та? Неко­то­рые выска­зы­ва­ли такое пред­по­ло­же­ние, но я не нахо­жу в доку­мен­тах ниче­го, что поз­во­ля­ло бы ухва­тить нить фили­а­ции меж­ду раб­ским и воль­ноот­пу­щен­ни­че­ским дер­жа­ни­ем, с одной сто­ро­ны, и коло­на­том (дер­жа­ни­ем коло­на), с дру­гой. Коло­ны в целом ряде тек­стов, кото­рые мы ско­ро рас­смот­рим, ясно с.70 объ­яв­ля­ют­ся сво­бод­ны­ми. Раб, хотя и зане­сен­ный в цен­зо­вые спис­ки и поса­жен­ный на уча­сток, все же оста­вал­ся рабом. В одном законе 371 г. отчет­ли­во раз­ли­ча­ют­ся все три кате­го­рии дер­жаль­цев, при­креп­лен­ных к зем­ле, — коло­ны, рабы и воль­ноот­пу­щен­ни­ки36. Они все три сосу­ще­ст­во­ва­ли рядом друг с дру­гом. Они нико­гда не сме­ши­ва­лись одна с дру­гой.

В восточ­ной импе­рии импе­ра­тор Ана­ста­сий объ­яв­ля­ет, что суще­ст­ву­ет два вида зем­ледель­цев, не счи­тая тех, кото­рые могут быть вме­сте с тем соб­ст­вен­ни­ка­ми: одни из них — адскрип­ти­ции, дру­гих он назы­ва­ет съем­щи­ка­ми37. Он утвер­жда­ет, что толь­ко вто­рые сво­бод­ны. Пер­вые могут толь­ко поль­зо­вать­ся «пеку­ли­ем, кото­рый при­над­ле­жит гос­по­ди­ну». Вто­рые, обя­зан­ные жить на одной и той же (чужой) зем­ле и обра­ба­ты­вать ее, могут рядом с этим вла­деть соб­ст­вен­но­стью. Такое про­ти­во­по­ло­же­ние очень заме­ча­тель­но. Насто­я­щи­ми коло­на­ми явля­ют­ся лишь те, о кото­рых импе­ра­тор упо­ми­на­ет под вто­рой кате­го­ри­ей. Тех, кото­рых он име­ну­ет adscrip­ti­cii, на мой взгляд, явля­ют­ся про­сты­ми раба­ми. Юсти­ни­ан так­же отли­ча­ет поло­же­ние коло­на от поло­же­ния адскрип­ти­ция38. В одной новел­ле того же импе­ра­то­ра с уди­ви­тель­ной ясно­стью адскрип­ти­ций отде­лен от насто­я­ще­го коло­на тем, что в ней не допус­ка­ют­ся закон­ные бра­ки меж­ду людь­ми обо­их клас­сов39. Еще с.71 веком поз­же автор одно­го юриди­че­ско­го сочи­не­ния будет утвер­ждать по-преж­не­му, что adscrip­ti­cii долж­ны отли­чать­ся от тех, «кого име­ну­ют коло­на­ми»40. Такое раз­ли­че­ние про­сле­жи­ва­ет­ся в памят­ни­ках восто­ка до VIII-го в. На запа­де ее мож­но про­следить в доку­мен­тах, фор­му­ли­ру­ю­щих пра­во­вую прак­ти­ку, вплоть до девя­то­го.

Ста­ло быть, раб­ское дер­жа­ние не оста­лось неиз­вест­ным в рим­ской импе­рии. Ред­кое в первую эпо­ху ее, оно сде­ла­лось мало-пома­лу рас­про­стра­нен­ным обы­ча­ем и в силу это­го пере­шло в сред­не­ве­ко­вое обще­ство. Мы долж­ны были отме­тить, что оно не сме­ши­ва­лось с коло­на­том. Оно, впро­чем, похо­ди­ло на послед­ний неко­то­ры­ми сто­ро­на­ми: как и коло­нат, раб­ское дер­жа­нье при­креп­ля­ло чело­ве­ка к зем­ле. Таким обра­зом, коло­нат не был явле­ни­ем уеди­нен­ным. Око­ло него кру­гом раз­ви­ва­лись инсти­ту­ты, ана­ло­гич­ные ему, кото­рые не оста­лись без извест­но­го кос­вен­но­го вли­я­ния на него.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Co­lum. De re rust. I. 9.
  • 2Varr. De re rust. I, 17. — Автор реко­мен­ду­ет при­ме­нять такой порядок по отно­ше­нию к stu­dio­sio­res: «Dan­da ope­ra, ut ha­beant pe­cu­lium».
  • 3Ibi­dem: «Eo enim sunt co­niunctio­res fun­do».
  • 4Ibi­dem: «Con­ces­sio­ne, ut pe­cu­lia­re ali­quid in fun­do pas­ce­re li­ceat». — Извест­но, что раб­ский пеку­лий мог состо­ять из недви­жи­мо­стей так же хоро­шо, как из денег и дви­жи­мо­стей. — Ul­pian. Dig. XXXIII, 8, 6: «Si pe­cu­lium le­ge­tur (то есть, если заве­ща­ет­ся гос­по­ди­ном третье­му лицу: раб сам не мог заве­щать пеку­лия), pu­ta fun­di vel aedes».
  • 5Varr. R. r. I, 2. — В диа­ло­ге, кото­рый вво­дит­ся Варро­ном в эту кни­гу, когда один из гово­ря­щих лиц выска­зы­ва­ет про­ти­во­по­лож­ное мне­ние по отно­ше­нию к паст­би­щу, автор, так­же участ­ву­ю­щий в беседе, отве­ча­ет: «Non so­lum adi­mis do­mi­no pe­cus, sed etiam ser­vis pe­cu­lium, qui­bus do­mi­ni dant, ut pas­cant». — Оче­вид­но, что тут не может идти речь о насто­я­щем даре­нии. От гос­по­ди­на к рабу может идти лишь вре­мен­ная уступ­ка.
  • 6Ul­pian. Dig. XXXIII, 7, 12, 3: «Quae­ri­tur, an ser­vus, qui qua­si co­lo­nus in ag­ro erat, instru­men­to le­ga­to con­ti­nea­tur».
  • 7Ca­to, R. r. 5, 142: «Do­mi­no dic­to audiens sit.» — Co­lum. R. r. I, 8: «De iis prae­fi­cia­tur, qui ser­vi­tu­tem la­bo­rio­sam to­le­ra­ve­runt». — Cfr. Idem, I, 2; VIII, 1; XI, 1; XII, 18. — Имен­но пото­му, что vi­li­cus — раб, у него нет uxor, есть толь­ко — con­tu­ber­na­lis, кото­рая назна­ча­ет­ся ему самим гос­по­ди­ном (Co­lum. I, 8) Осталь­ные рабы — его con­ser­vi (Co­lum. XI, 1). Апу­лей так­же ясно пред­став­ля­ет вили­ка рабом: «Ser­vus qui­dam, cui cunctam fa­mi­liae tu­te­lam do­mi­nus per­mi­se­rat, qui­que ha­bens ex eodem fa­mu­li­tio con­ser­vam co­niu­gem». (Apul. Me­tam. VIII).
  • 8См. Dig. XXXIII, 17, 18 — Cod. Iust. VI, 38, 2. — Имен­но пото­му, что вилик был рабом, Павел при­чис­ля­ет его к instru­men­tum fun­di. См. Sen­tent. III, 6, 35.
  • 9Юрис­кон­сульт Сце­во­ла назы­ва­ет это — «co­le­re fi­de do­mi­ni­ca». См. Dig. XXXIII, 7, 18, 4.
  • 10Paul. Dig. XXXIII, 7, 18, 4: «Cum de vi­li­co quae­re­re­tur, an instru­men­to ines­set, et du­bi­ta­re­tur, Scae­vo­la con­sul­tus res­pon­dit: Si non pen­sio­nis cer­ta quan­ti­ta­te, sed fi­de do­mi­ni­ca co­le­re­tur, de­be­ri». — Мы виде­ли, что сло­во pen­sio слу­жи­ло тер­ми­ном для обо­зна­че­ния каж­до­го взно­са аренд­ной пла­ты (mer­ces).
  • 11Paul. Sent. III, 6, 38; 40 (ed. Hu­schke, p. 465): «Uxo­res eorum, qui ope­ran­tur, ma­gis est ut instru­men­to ce­dant… Uxo­res ve­ro eorum, qui mer­ce­des praes­ta­re con­sue­ve­runt… ne­que instru­men­ti ap­pel­la­tio­ne con­ti­nen­tur».
  • 12Scae­vol. Dig. XXXIII, 7, 20: «Quae­si­tum est, an Sty­chus ser­vus, qui unum ex his fun­dis co­luit et re­li­qua­tus est mag­nam sum­mam…».
  • 13Ibi­dem: «Mer­ce­de fun­dum co­luit, ut extra­nei co­lo­ni so­lent».
  • 14Al­fen. Dig. XV. 3, 16: «Qui­dam fun­dum co­len­dum ser­vo suo lo­ca­vit, et bo­ves ei de­de­rat».
  • 15Пото­му-то все тек­сты, касаю­щи­е­ся вопро­са, поме­ще­ны в отде­ле Дигест, кото­рый оза­глав­лен — De instruc­to vel instru­men­to le­ga­to, за исклю­че­ни­ем отрыв­ка из Алфе­на, кото­рый отно­сит­ся к слу­чаю, когда чужой про­да­вец, заклю­чив­ший сдел­ку с подоб­ным рабом и не полу­чив­ший от него пла­ты, хочет взыс­кать ее с гос­по­ди­на.
  • 16Ul­pian. Dig. XXXIII, 7, 12, 3: «Quae­ri­tur, an ser­vus, qui qua­si co­lo­nus in ag­ro erat, le­ga­to con­ti­nea­tur; et La­beo, et Pe­ga­sus rec­te ne­ga­ve­runt, quia non pro instru­men­to in fun­do erat». — Paul. Ibid. 18, 4; Sent. III, 6, 40. — Scaev. Dig. XXXIII, 7, 20.
  • 17Непра­виль­но было бы отно­сить к дан­но­му вопро­су несколь­ко ста­тей в Диге­стах, в кото­рых идет речь о заве­щан­ных воль­ноот­пу­щен­ни­кам наслед­ствах. Извест­но, что они мог­ли вла­деть соб­ст­вен­но­стью. Когда заве­ща­тель гово­рит — «li­ber­tis meis fun­dum da­re vo­lo» (Dig. XXXIII, 2, 34; 35), когда юрис­кон­сульт утвер­жда­ет — «fun­dum instruc­tum li­ber­tis pat­ro­nus tes­ta­men­to le­ga­vit» (Dig. XXXIII, 7, 3), дело каса­ет­ся соб­ст­вен­но­сти, а не съем­ки.
  • 18Dig. XXIV, 3, 64; XXXVIII, 2, 33; 37; XXXIX, 5, 8; XL, 12, 44. — Cfr. Lex Sal­pen­sa­na, Corp. Inscr. lat. II, p. 253: «Quae li­ber­ta­tis cau­sa im­po­si­ta sunt». — Cod. Iust. VI, 3: «Si tem­po­re ma­nu­mis­sio­nis ope­rae ti­bi im­po­si­tae sunt, scis te eas praes­ta­re de­be­re. So­let autem in­ter pat­ro­nos et li­ber­tos con­ve­ni­re, ut…»
  • 19Cels. Dig. XXXVIII, 1, 30: «Si li­ber­tus ita iura­ve­rit da­re se quot ope­ras pat­ro­nus ar­bit­ra­tus sit». — О таких ope­rae см. всю гла­ву и Диге­стах De ope­ris li­ber­to­rum, а так­же Cod. Iust. VI, 3.
  • 20Vell. Pa­terc. II, 11: «Vi­ri fe­mi­nae­que ex cen­su coac­tae li­ber­ti­num da­re mi­li­tum». — Мне кажет­ся, что здесь дело идет в осо­бен­но­сти о li­ber­ti­ni, взя­тых из сель­ских мест­но­стей. Город­ских воль­ноот­пу­щен­ни­ков вряд ли сочли бы хоро­ши­ми сол­да­та­ми.
  • 21Еще со вре­мен рес­пуб­ли­ки целые флоты снаб­жа­лись воль­ноот­пу­щен­ни­ка­ми, как мат­ро­са­ми. См. Liv. XL, 18; XLII, 27, Epit. 74.
  • 22Это закон Вален­ти­ни­а­на I в Cod. Iust. (ed. Krue­ger), XI, 53, 3: «In li­ber­tis etiam, quos pa­ri usur­pa­tio­ne sus­ce­pe­rit, is mo­dus sit, quem cir­ca li­be­ros co­lo­nos du­xi­mus re­ti­nen­dum». — Вся ста­тья отно­сит­ся к тому слу­чаю, если какой-нибудь соб­ст­вен­ник при­нял к себе кре­стья­ни­на, при­над­ле­жа­ще­го дру­го­му. Он делит этих кре­стьян или зем­ледель­цев на три кате­го­рии — co­lo­ni, ser­vi и li­ber­ti.
  • 23Ul­pian. Dig. L, 15, de cen­sib. 4: «For­ma cen­sua­li ca­ve­tur, ut ag­ri sic in cen­sum re­fe­ran­tur. No­men fun­di cui­us­que. Et ar­vum, quod in de­cem an­nos pro­xi­mos sa­tum erit quot iuge­rum sit; vi­nea quot vi­tes ha­beat; oli­vae quot ar­bo­res ha­beant…»
  • 24Ibi­dem: «Om­nia ip­se, qui de­fert, aes­ti­met. Il­lam aequi­ta­tem de­bet ad­mit­te­re cen­si­tor, ut of­fi­cio eius congruat re­le­va­ri eum, qui cer­tis ex cau­sis frui non pos­cit. Si ag­ri por­tio chas­ma­te pe­rie­rit, de­be­bit per cen­si­to­rem re­le­va­ri; si vi­tes mor­tuae sint vel ar­bo­res arue­rint, ini­quum eum nu­me­rum in­se­ri cen­sui…»
  • 25Ibi­dem: «In ser­vis de­fe­ren­dis ob­ser­van­dum est, ut na­tio­nes eorum et aeta­tes et of­fi­cia et ar­ti­fi­cia spe­cia­li­ter de­fe­ran­tur».
  • 26Cod. Theod. XI, 3, 2.
  • 27Cod. Iust. XI, 3, 2: «Si in­vi­to vel ig­no­ran­te te par­tus an­cil­lae vel adscrip­ti­ciae tuae ex­po­si­tus est, re­pe­te­re eum non pro­hi­be­ris».
  • 28Обра­ти­те вни­ма­ние, что дети адскрип­ти­ция не при­вя­за­ны еще к сель­ско­му хозяй­ству силой вещей: закон гово­рит о ремес­ле, кото­ро­му они мог­ли научить­ся, и о потра­чен­ных на то сред­ствах: «Si quae ad dis­cen­dum ar­ti­fi­cium ius­te con­sumpta fue­rint, res­ti­tues».
  • 29Cod. Theod. XI, 3, 2: «Man­ci­pia adscrip­ta cen­si­bus intra pro­vin­ciae ter­mi­nos distra­han­tur, et qui emptio­ne do­mi­nium nac­ti fue­runt, inspi­cien­dum si­bi es­se cog­nos­cant». — См. ком­мен­та­рий Год­ф­руа к это­му тек­сту.
  • 30Cod. Iust. XI, 48, 7. — Закон при­ла­га­ет­ся к рабам и коло­нам. Выпи­сы­ва­ем из него часть, касаю­щу­ю­ся пер­вых: «Absque ter­ra… rus­ti­cos cen­si­tos­que ser­vos ven­di om­ni­fa­riam non li­cet. Ne­que ve­ro com­men­to frau­dis id usur­pet le­gis il­lu­sio, ut par­va por­tio­ne ter­rae empto­ri tra­di­ta, om­nis in­teg­ri fun­di cul­tu­ra adi­ma­tur. Sed, cum so­li­di­tas fun­di vel cer­ta por­tio ad unum­quem­que per­ve­niat, tan­ti quo­que ser­vi tran­seant, quan­ti apud su­pe­rio­res do­mi­nos vel in par­te man­se­runt».
  • 31Cod. Iust. IX, 49, 7 (зак. Вален­ти­ни­а­на I): «Ple­na descrip­tio compre­hen­dat, quod spa­tium et quod sit ru­ris in­ge­nium, quid aut cul­tum (Год­ф­руа дума­ет, что надо читать in­cul­tum или haud cul­tum) sit aut co­la­tur, quid in vi­neis, oli­vis, ara­to­riis, pas­cuis, sil­vis fue­rit in­ven­tum…»
  • 32Ibi­dem: «Quod man­ci­pia vel ur­ba­na vel rus­ti­ca vel qua­rum ar­tium ge­ne­ri­bus im­bu­ta te­nean­tur». — Man­ci­pium ur­ba­num или ser­vus ur­ba­nus гово­ри­лось о вся­ком рабе, кото­рый даже в поме­стье употреб­лял­ся на лич­ные услу­ги гос­по­ди­ну, как повар, лакей, конюх, охот­ник, сек­ре­тарь и т. д. Man­ci­pium rus­ti­cum — это был тот, кто зани­мал­ся сель­ским хозяй­ст­вом или работа­ми, тес­но к нему при­мы­каю­щи­ми, напри­мер, pis­tor, car­pen­ta­rius и т. д.
  • 33Ibi­dem: «Quot sint ca­sa­rii vel co­lo­ni». — Не сле­ду­ет думать, что союз vel выра­жа­ет здесь рав­но­зна­чи­мость; оно употреб­ле­но в смыс­ле разде­ле­ния, как выше — «ur­ba­na vel rus­ti­ca».
  • 34Эмбер (Hum­bert) у Da­rem­berg et Sag­lio, Dic­tion­nai­re des an­ti­qui­tés (под сло­вом co­lo­nus) рас­смат­ри­ва­ет как раба-дер­жаль­ца того, кто назы­ва­ет­ся in­qui­li­nus у Мар­ци­а­на (см. Dig. XXX, 1, 112). Сожа­лею, что при­хо­дит­ся еще раз не согла­сить­ся с выдаю­щим­ся уче­ным. Вот текст: «Si quis in­qui­li­nos si­ne prae­diis, qui­bus ad­hae­rent, le­ga­ve­rit, inu­ti­le est le­ga­tum; sed an aes­ti­ma­tio de­bea­tur ex vo­lun­ta­te de­functi sta­tuen­dum es­se Di­vi Mar­cus et Com­mo­dus rescrip­se­runt». — Ста­тья эта бро­си­ла бы живой свет на раб­ское дер­жа­ние во вре­ме­на Мар­ка Авре­лия, если бы сло­во in­qui­li­nus мог­ло озна­чать раба. Но во всех доку­мен­тах оно, без исклю­че­ния, при­ме­ня­ет­ся к сво­бод­ным людям. Поня­тие, кото­рое в нем заклю­ча­ет­ся, это поня­тие доб­ро­воль­но­го при­хо­да извне. Его нель­зя было бы при­ло­жить к рабу, кото­ро­го гос­по­дин берет из среды дру­гих и сажа­ет на отдель­ном участ­ке. Имен­но поэто­му земле­вла­де­лец не может заве­щать его (inu­ti­le est le­ga­tum), что он — чело­век сво­бод­ный. Если бы он был рабом, такая пере­да­ча его по заве­ща­нию име­ла бы силу, ибо юрис­пруден­ция III века допус­ка­ет еще отчуж­де­ние сель­ских рабов без зем­ли, а ста­ло быть и пере­да­чу их по наслед­ству. Ста­ло быть, in­qui­li­nus, кото­ро­го нель­зя заве­щать, не был рабом. Он был коло­ном или съем­щи­ком. Мар­ци­ан хочет ска­зать: если заве­ща­тель пере­да­ет инкви­ли­на с зем­лей, к кото­рой он при­вя­зан, такой акт име­ет силу, и надо будет пони­мать, что пере­да­ет­ся здесь заня­тая им зем­ля. Но если заве­ща­ет­ся сам инкви­лин без зем­ли, это неза­кон­но. Впро­чем, юрис­кон­сульт при­бав­ля­ет ого­вор­ку. Может быть, заве­ща­тель имел в виду не лич­ность инкви­ли­на, а оброк, кото­рый тот пла­тит. Судья дол­жен разо­брать­ся в этом и если да, то при­судить наслед­ни­ку экви­ва­лент сбо­ра с инкви­ли­на (aes­ti­ma­tio).
  • 35Так и заяв­ля­ет зако­но­да­тель: он жалу­ет­ся, что, обхо­ды зако­на часто при­во­дят к тому резуль­та­ту, «ut fun­di cul­tu­ra adi­ma­tur». См. закон Вален­ти­ни­а­на I — Cod. Iust. XI, 48, 7.
  • 36Cod. Iust. XI, 53, (52): «Qui co­lo­num alie­num re­ci­pien­dum es­se du­xe­rit… Ser­vum etiam si quis re­ce­pe­rit, quad­rup­li poe­na te­nea­tur, ope­ra­rum prae­te­rea com­pen­diis dam­nis­que praes­ti­tis. In li­ber­tis etiam, quos pa­ri usur­pa­tio­ne sus­ce­pe­rit, is mo­dus sit, quem du­xi­mus cir­ca li­be­ros co­lo­nos re­ti­nen­dum».
  • 37Cod. Iust. XI, 48, 19: «Τῶν γεωρ­γῶν οἱ μὲν ἐνα­πόγ­ρα­φοί εἰ­σιν καὶ τὰ τούτων πε­κούλια τοῖς δεσ­πό­ταις ἀνή­κει, οἱ δὲ μισ­θω­τοὶ γί­νον­ται, ἐλεύθε­ροι μέ­νον­τες με­τὰ τῶν πραγ­μά­των αὐτῶν».
  • 38Cod. Iust. I, 4, 24: «Si­ve adscrip­ti­ciae, si­ve co­lo­na­riae con­di­tio­nis».
  • 39Это — новел­ла 162-я. Из нее мы видим, что ребе­нок, рож­ден­ный от li­be­ra и от adscrip­ti­cius сле­ду­ет поло­же­нию мате­ри, из чего выво­дит­ся, что союз роди­те­лей не при­зна­вал­ся закон­ным. Новел­ла, ста­ло быть, про­из­но­сит, что такое дитя будет сво­бод­ным (li­ber), а не адскрип­ти­ци­ем. Она, впро­чем, уста­нав­ли­ва­ет ново­введе­ние: родив­ший­ся будет жить на зем­ле, как колон (co­lo­nus). Здесь еще хоро­шо раз­ли­ча­ют­ся co­lo­nus и adscrip­ti­cius. Мы видим, нако­нец, из той же новел­лы, что этот сын сво­бод­ной жен­щи­ны и несво­бод­но­го отца, став­ший li­ber co­lo­nus, так­же сохра­ня­ет пра­во вла­деть соб­ст­вен­но­стью, меж­ду тем как пеку­лий адскрип­ти­ция при­над­ле­жит гос­по­ди­ну.
  • 40Речь идет о трак­та­те, оза­глав­лен­ном Αἱ Ῥο­παί, кото­рый при­пи­сы­ва­ет­ся како­му-нибудь зна­то­ку и пре­по­да­ва­те­лю пра­ва, жив­ше­му в VIII в. Автор раз­ли­ча­ет ἐνα­πόγ­ρα­φοι и μισ­θω­τοί и при­бав­ля­ет: «Οὗτοι εἰσὶν οἱ λε­γόμε­νοι κο­λωνοί» (XL, 6, 14. — Za­cha­riae, Ge­schich­te des grie­chi­sch-rö­mi­schen Rechts, часть 2, гл. 2, § 6).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1261594326 1262117183 1262418159 1262418847 1262418983 1262419114