Павличенко Н. А.

Коллегия астиномов в эллинистическом полисе

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 8. Саратов, 1990. С. 52—62.

с.52 Обще­из­вест­но, что кол­ле­гии асти­но­мов и аго­ра­но­мов отно­си­лись к чис­лу млад­ших полис­ных маги­ст­ра­тур и име­ли, так ска­зать, поли­цей­ские функ­ции. До сих пор им уде­ля­лось мало вни­ма­ния в исто­рио­гра­фии. Это было вызва­но рядом при­чин и в первую оче­редь тем, что эти кол­ле­гии, разу­ме­ет­ся, необ­хо­ди­мые в пре­де­лах сво­его кру­га дея­тель­но­сти, игра­ли, по срав­не­нию с выс­ши­ми полис­ны­ми маги­ст­ра­ту­ра­ми, несрав­нен­но мень­шую роль в жиз­ни горо­да.

Воз­мож­но, имен­но поэто­му столь неве­ли­ко чис­ло работ, в кото­рых более или менее подроб­но рас­смат­ри­ва­ет­ся с.53 асти­ном­ная маги­ст­ра­ту­ра. Из запад­ных работ мож­но отме­тить лишь два иссле­до­ва­ния1.

Зна­чи­тель­но боль­ше вни­ма­ния было уде­ле­но асти­ном­ной маги­ст­ра­ту­ре в оте­че­ст­вен­ной исто­рио­гра­фии. Уже пер­вые изда­те­ли асти­ном­ных кера­ми­че­ских клейм синоп­ско­го и хер­со­нес­ско­го про­ис­хож­де­ния выска­за­ли ряд инте­рес­ных сооб­ра­же­ний о сущ­но­сти асти­ном­ной маги­ст­ра­ту­ры2.

Свое­об­раз­ный итог в изу­че­нии вопро­са был под­веден в 20—30 гг. Е. М. При­ди­ком и Б. Н. Гра­ко­вым. Осно­вы­ва­ясь на том, что из эпи­гра­фи­че­ских источ­ни­ков извест­ны асти­но­мы, заботя­щи­е­ся о спис­ках прок­се­нов и о город­ской соб­ст­вен­но­сти, Е. М. При­дик пред­по­ло­жил, что в неко­то­рых мор­ских горо­дах асти­но­мы пред­став­ля­ли собой нечто более зна­чи­тель­ное, чем в Афи­нах, явля­ясь там кем-то вро­де бур­го­мист­ра и упра­ви­те­лем государ­ст­вен­но­го иму­ще­ства3.

Одна­ко столь рас­ши­ри­тель­ное тол­ко­ва­ние не нашло под­держ­ки в появив­ших­ся в тот же пери­од работах Б. Н. Гра­ко­ва, по мне­нию кото­ро­го обя­зан­но­сти асти­но­мов — над­зор за соблюде­ни­ем поряд­ка в горо­де — были при­мер­но оди­на­ко­вы во всех поли­сах, а в отдель­ных слу­ча­ях им пору­ча­лись «спе­ци­аль­ные функ­ции вро­де над­зо­ра за гон­чар­ным про­мыс­лом и гли­ни­ща­ми»4. Эти пред­став­ле­ния ста­ли кано­ни­че­ски­ми в совет­ской исто­рио­гра­фии5. Так, в спе­ци­аль­ной ста­тье о хер­со­нес­ских асти­но­мах В. В. Бори­со­ва исхо­дит из пред­по­ло­же­ния с.54 Б. Н. Гра­ко­ва, что асти­но­мы следи­ли не толь­ко за про­из­вод­ст­вом, но, веро­ят­но, и за экс­пор­том кера­ми­че­ской тары. Одна­ко то, что Гра­ков толь­ко пред­по­ла­гал, Бори­со­ва счи­та­ет бес­спор­ным. В каче­стве дока­за­тель­ства при­вле­ка­ет­ся над­пись, регла­мен­ти­ру­ю­щая экс­порт сури­ка с Кео­са в Афи­ны (CIA. № 546).

Срав­ни­тель­но недав­но появи­лась ста­тья о хер­со­нес­ских клей­мах Б. Ю. Мих­ли­на. Он опре­де­ля­ет харак­тер долж­но­сти асти­но­ма как «испол­ни­тель­но-рас­по­ряди­тель­ный» и при­со­еди­ня­ет­ся к мне­нию В. В. Бори­со­вой, счи­тая асти­но­мию «одной из млад­ших маги­ст­ра­тур, слу­жив­шей пере­ход­ной сту­пе­нью к более высо­ким долж­но­стям»6. Новым в этой рабо­те, пожа­луй, явля­ет­ся то, что Мих­лин, опи­ра­ясь на текст Пла­то­на, отме­ча­ет парал­лель­ность функ­ций асти­но­мов и аго­ра­но­мов.

В целом, делая общий вывод о незна­чи­тель­но­сти асти­ном­ной маги­ст­ра­ту­ры, все иссле­до­ва­те­ли отме­ча­ли, что харак­тер долж­но­сти асти­но­ма в дета­лях оста­ет­ся неяс­ным. Итак, прак­ти­че­ски с момен­та атри­бу­ции хер­со­нес­ских и синоп­ских клейм пред­при­ни­ма­лись попыт­ки уяс­нить сущ­ность и меха­низм асти­ном­но­го кон­тро­ля за про­из­вод­ст­вом кера­ми­че­ской тары. Одна­ко по боль­шей части эти попыт­ки ока­зы­ва­лись мало­эф­фек­тив­ны­ми — воз­мож­но пото­му, что рас­смат­ри­ва­лись преж­де все­го кера­ми­че­ские клей­ма, а лите­ра­тур­ные и эпи­гра­фи­че­ские источ­ни­ки, харак­те­ри­зу­ю­щие асти­ном­ную маги­ст­ра­ту­ру, недо­оце­ни­ва­лись, их при­вле­ка­ли от слу­чая к слу­чаю, выбо­роч­но. Пол­но­стью под­твер­ди­лось заме­ча­ние Б. Н. Гра­ко­ва, сде­лан­ное пол­ве­ка тому назад: «…было бы бес­по­лез­но искать объ­яс­не­ния рас­смат­ри­вае­мо­му фак­ту упо­ми­на­ния маги­ст­ра­тур в клей­мах в самих клей­мах, из это­го ниче­го, кро­ме бес­по­лез­но­го гада­ния, не может вый­ти»7.

Разо­брать­ся в этом вопро­се воз­мож­но лишь при усло­вии при­вле­че­ния всех источ­ни­ков, упо­ми­наю­щих асти­ном­ную маги­ст­ра­ту­ру. Они немно­го­чис­лен­ны. Одна­ко их ана­лиз, как нам пред­став­ля­ет­ся, поз­во­лит не толь­ко полу­чить более ясное пред­став­ле­ние о сфе­ре дея­тель­но­сти этой маги­ст­ра­ту­ры, но и выска­зать ряд пред­по­ло­же­ний о при­чи­нах появ­ле­ния и сущ­но­сти асти­ном­но­го клей­ме­ния кера­ми­че­ской тары и чере­пи­цы.

Из лите­ра­тур­ных источ­ни­ков нуж­но, преж­де все­го, отме­тить отно­си­тель­но подроб­ные, хотя чаще все­го попу­т­ные харак­те­ри­сти­ки у авто­ров позд­не­клас­си­че­ско­го с.55 и элли­ни­сти­че­ско­го пери­о­да — Ари­сто­те­ля, Пла­то­на, Демо­сфе­на, жив­ших в то вре­мя, когда осу­ществля­лось асти­ном­ное клей­ме­ние. Кое-какие сведе­ния об этой маги­ст­ра­ту­ре мож­но най­ти в про­из­веде­ни­ях позд­ней­шей эпо­хи — у Стра­бо­на и Плу­тар­ха.

Что каса­ет­ся эпи­гра­фи­че­ских памят­ни­ков, упо­ми­наю­щих асти­но­мов, то лишь неболь­шая их часть (5 из 25) дати­ру­ет­ся эпо­хой позд­ней клас­си­ки и элли­низ­ма, осталь­ные позд­ние. Любо­пыт­но, что все над­пи­си, за исклю­че­ни­ем пер­гам­ско­го цар­ско­го зако­на об асти­но­мах — ионий­ско­го про­ис­хож­де­ния.

О пер­гам­ском законе, явля­ю­щем­ся одним из основ­ных источ­ни­ков наших сведе­ний о дея­тель­но­сти асти­но­мов, нуж­но ска­зать осо­бо. Соб­ст­вен­но, та над­пись, что дошла до нас, — это рим­ская копия эпо­хи Адри­а­на, в то вре­мя как сам закон об асти­но­мах был при­нят гораздо рань­ше, веро­ят­но, еще при Эвмене II (1 пол. II в. до н. э.).

Как пока­зы­ва­ет мате­ри­ал источ­ни­ков, функ­ции асти­но­мии были раз­но­об­раз­ны, при этом круг ее дея­тель­но­сти рас­па­да­ет­ся на несколь­ко спе­ци­аль­ных отде­лов (см. Arist. Pol. 1320b):

I. Город­ское ком­му­наль­ное хозяй­ство.

1. Водо­снаб­же­ние и кана­ли­за­ция.

Для Гре­ции с ее жар­ким кли­ма­том, когда лето длит­ся с апре­ля по октябрь, вопрос город­ско­го водо­снаб­же­ния и при­мы­каю­щий к нему вопрос о соблюде­нии норм город­ской сани­та­рии име­ли пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние.

В древ­не­гре­че­ских горо­дах суще­ст­во­ва­ли мно­го­чис­лен­ные, зача­стую мону­мен­таль­ные соору­же­ния — водо­про­во­ды, колод­цы, фон­та­ны, раз­но­об­раз­ные водо­сто­ки и т. д. За их сохран­но­стью и под­дер­жа­ни­ем чистоты следи­ли асти­но­мы8.

Любо­пыт­но, что по пер­гам­ско­му зако­ну, в кото­ром деталь­но опи­са­ны все функ­ции асти­но­мов по водо­снаб­же­нию горо­да9, асти­но­мы долж­ны были забо­тить­ся о состо­я­нии источ­ни­ков как в город­ской чер­те, так и в пред­ме­стьях (περὶ τῶν ἐν τῃ πολῃ καὶ τοῖς προ­ασ­τίοις κρη­νῶν ἐπι­μέ­λεια — «над­зор за город­ски­ми и при­го­род­ны­ми источ­ни­ка­ми»)10.

с.56 В Афи­нах, одна­ко, в обя­зан­но­сти асти­но­мов над­зор за источ­ни­ка­ми не вхо­дил. Судя по сооб­ще­ни­ям Ари­сто­те­ля, этим зани­ма­лись спе­ци­аль­ные маги­ст­ра­ты κρη­νῶν ἐπι­με­λεταί11.

2. Над­зор за построй­ка­ми.

Асти­но­мы забо­ти­лись так­же о состо­я­нии обще­ст­вен­ных и част­ных зда­ний — сюда вхо­дил над­зор за город­ски­ми сте­на­ми и непо­сред­ст­вен­но за построй­ка­ми12.

3. Доро­ги и ули­цы.

Как сооб­ща­ют источ­ни­ки, асти­но­мы были обя­за­ны следить за состо­я­ни­ем дорог и улиц в горо­де13 и в при­ле­гаю­щей к горо­ду мест­но­сти14.

II. Me­ret­ri­ces.

Кро­ме хозяй­ст­вен­ных функ­ций в город­ском ком­му­наль­ном хозяй­стве у асти­но­мов была еще одна обя­зан­ность — они слу­жи­ли как бы поли­ци­ей нра­вов. Рас­ска­зы­вая об обя­зан­но­стях афин­ских асти­но­мов, Ари­сто­тель в первую оче­редь назы­ва­ет над­зор за раз­но­го рода me­ret­ri­ces15.

III. Гава­ни.

По сло­вам Ари­сто­те­ля, в обя­зан­но­сти асти­но­мов вхо­дил так­же над­зор за гава­нью, суть кото­ро­го изло­же­на в упо­ми­нав­шем­ся выше законе об усло­ви­ях экс­пор­та сури­ка с.57 из г. Коре­зии (о-в Кеос) в Афи­ны, дати­ру­ю­щем­ся 350 г. до н. э.: «Раз­ре­ша­ет­ся выво­зить сурик на том судне, какое будет ука­за­но, ни на каком дру­гом. Пла­ту за про­воз по одно­му обо­лу с каж­до­го талан­та вла­дель­цам суд­на долж­ны упла­чи­вать добы­ваю­щие сурик, если кто будет выво­зить сурик на дру­гом судне, тот отве­тит за это по зако­ну… О нару­ше­нии (зако­на) доно­сить асти­но­мам, послед­ние сооб­щат свое реше­ние в суд в тече­ние 30 дней» (CIA. № 546).

Таким обра­зом, вряд ли пра­во­мер­но счи­тать, что асти­но­мы кон­тро­ли­ро­ва­ли экс­порт в совре­мен­ном смыс­ле это­го сло­ва16. Они толь­ко следи­ли за соблюде­ни­ем поряд­ка, в дан­ном слу­чае — в гава­ни, что выра­жа­лось в над­зо­ре за выпол­не­ни­ем при­ня­тых сове­том и народ­ным собра­ни­ем зако­нов.

Закон об экс­пор­те сури­ка при­ни­ма­ет­ся сове­том и народ­ным собра­ни­ем, а не кол­ле­ги­ей асти­но­мов. Функ­ции асти­но­мов, когда они выпол­ня­ли обя­зан­но­сти лиме­но­фи­ла­ков, были чисто тех­ни­че­ски­ми: нака­зать винов­ных за непод­чи­не­ние зако­ну, лич­но про­ве­рить, нет ли на кораб­ле «непо­ло­жен­но­го» гру­за17.

IV. Нота­ри­ат.

В неко­то­рых поли­сах в обя­зан­но­сти асти­но­мов вхо­дит и реги­ст­ра­ция част­ных доку­мен­тов — напри­мер, дол­го­вых обя­за­тельств, актов о про­да­же недви­жи­мой соб­ст­вен­но­сти и т. д.

Изве­стен тенос­ский ката­лог III в. до н. э., в кото­ром по меся­цам пере­чис­ле­ны акты о про­да­же соб­ст­вен­но­сти. Этот ката­лог оза­глав­лен сле­дую­щим обра­зом: «В соот­вет­ст­вии со сле­дую­щи­ми дого­во­ра­ми всту­пи­ли в силу сдел­ки о про­да­же земель­ных участ­ков и стро­е­ний при архон­те Амей­но­ле в при­сут­ст­вии асти­но­мов Соси­мы… (следы еще двух имен)». Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние тот факт, что про­да­вае­мые участ­ки рас­по­ло­же­ны на терри­то­рии не толь­ко горо­да, но и по все­му ост­ро­ву18.

V. Ремес­лен­ное про­из­вод­ство.

Для иссле­до­ва­те­ля, зани­маю­ще­го­ся кера­ми­че­ской эпи­гра­фи­кой, осо­бый инте­рес пред­став­ля­ют дан­ные об асти­ном­ном кон­тро­ле за дея­тель­но­стью ремес­лен­ных мастер­ских. Рас­смот­рим подроб­нее круг источ­ни­ков по это­му вопро­су.

Наи­бо­лее пол­ные сведе­ния мы нахо­дим у Стра­бо­на, в той с.58 кни­ге «Гео­гра­фии», где он, рас­ска­зы­вая об Индии, цити­ру­ет «Инди­ка» Мега­сфе­на.

Упо­ми­ная асти­но­мов вме­сте с дру­ги­ми государ­ст­вен­ны­ми маги­ст­ра­та­ми Индии — «из чинов­ни­ков одни аго­ра­но­мы19, дру­гие асти­но­мы, третьи — воен­ные», Мега­сфен сооб­ща­ет сле­дую­щее о них: «Асти­но­мы разде­ля­ют­ся на шесть групп по пять чело­век. Пер­вые смот­рят за ремес­лен­ни­ка­ми. Вто­рые при­ни­ма­ют ино­стран­цев и стро­ят гости­ни­цы… Третьи соби­ра­ют справ­ки о рож­де­ни­ях и смер­ти… Чет­вер­тые заве­ду­ют мелоч­ной тор­гов­лей и това­ро­об­ме­ном. Они наблюда­ют за мерой и пло­да­ми сезон­но­го уро­жая, чтобы послед­ние про­да­ва­лись клей­ме­ною мерою (ἀπὸ συσ­σή­μου). Один и тот же чело­век не может про­да­вать боль­ше одно­го вида пред­ме­тов без упла­ты двой­но­го нало­га. Пятые при­став­ле­ны наблюдать за изде­ли­я­ми ремес­лен­ни­ков, чтобы эти изде­лия про­да­ва­лись клей­ме­ные и новые отдель­но от ста­рых. Тому, кто сме­ши­ва­ет новые изде­лия со ста­ры­ми, пола­га­ет­ся штраф… Шестые… соби­ра­ют деся­ти­ну с про­да­вае­мых това­ров… Эти обя­зан­но­сти пору­че­ны каж­дой груп­пе асти­но­мов в отдель­но­сти, а все вме­сте они наблюда­ют за част­ны­ми и государ­ст­вен­ны­ми дела­ми, за ремон­том стен, рын­ка­ми, гава­ня­ми и свя­ти­ли­ща­ми» (Strab. Geogr. XV. 1. 51).

Ана­лиз обя­зан­но­стей асти­но­мов у Мега­сфе­на свиде­тель­ст­ву­ет, что он объ­еди­нил под назва­ни­ем «асти­но­мы» функ­ции несколь­ких гре­че­ских маги­ст­ра­тур — аго­ра­но­мов и асти­но­мов. При­чем, и назва­ния этих маги­ст­ра­тур явно заим­ст­во­ва­ны им из Гре­ции.

Обя­зан­ность следить за мелоч­ной и мено­вой тор­гов­лей и за тем, чтобы все про­дук­ты про­да­ва­лись клей­ме­ною мерою, а так­же сбор деся­ти­ны с про­да­вае­мых това­ров, оче­вид­но, долж­ны при­над­ле­жать аго­ра­но­мам, а к функ­ци­ям асти­но­мов отно­сит­ся над­зор за ремес­лен­ни­ка­ми (ср.: Pla­to. Leg. 848e — «за масте­ра­ми, живу­щи­ми в горо­де, будут следить асти­но­мы»). Они же кон­тро­ли­ро­ва­ли, чтобы на про­да­жу выстав­ля­лись с.59 толь­ко клей­ме­ные изде­лия. Смысл тако­го клей­ме­ния поня­тен: клей­ми­лись толь­ко те изде­лия, кото­рые соот­вет­ст­во­ва­ли уста­нов­лен­ным образ­цам.

Еще одно ука­за­ние на то, что асти­но­мы мог­ли кон­тро­ли­ро­вать кера­ми­че­ское про­из­вод­ство, мы нахо­дим в «Мора­ли­ях» Плу­тар­ха, где гово­рит­ся сле­дую­щее: «Эпа­ми­нон­да хва­лят за то, что когда из-за нена­ви­сти и жела­ния оскор­бить фиван­цы избра­ли его теле­ар­хом, он не пре­не­брег, но, ска­зав, что не толь­ко место укра­ша­ет чело­ве­ка, но и чело­век место, пре­вра­тил теле­ар­хию в важ­ную и почет­ную служ­бу, а ведь преж­де она была не чем иным, как наблюде­ни­ем за очист­кой от мусо­ра тес­ных уло­чек и за отво­дом воды. Я и сам, конеч­но, вызы­ваю смех у ино­стран­цев, видя­щих меня заня­тым неред­ко на ули­цах подоб­ны­ми дела­ми… Я, когда меня пори­ца­ют за то, что я при­сут­ст­вую при изме­ре­нии кера­ми­че­ских изде­лий или под­во­за стро­и­тель­но­го мусо­ра и кам­ней (εἰ κε­ράμῳ πα­ρέσ­τη­κα διαμετ­ρου­μένῳ καὶ φυ­ράμα­σι καὶ λί­θοις πα­ρακο­μιζο­μένοις) отве­чаю: я делаю это не для себя, а для сво­ей роди­ны» (Plut. Mor. 811c).

Мы зна­ем, что в Хер­со­не­се Плу­тарх испол­нял целый ряд государ­ст­вен­ных долж­но­стей, одна­жды он был избран даже архон­том. Но, как явст­ву­ет из при­веден­но­го фраг­мен­та, он зани­мал и более низ­кие долж­но­сти. Одной из них была долж­ность теле­ар­ха. Судя по пере­чис­лен­ным обя­зан­но­стям, она ана­ло­гич­на асти­но­мии20. Тем более инте­рес­но, что сре­ди обыч­ных асти­ном­ных функ­ций упо­мя­нут и кон­троль за тем, соот­вет­ст­ву­ет ли чере­пи­ца уста­нов­лен­ным образ­цам.

Кро­ме нарра­тив­ных источ­ни­ков, суще­ст­ву­ет еще один любо­пыт­ный памят­ник, воз­мож­но име­ю­щий отно­ше­ние к рас­смат­ри­вае­мой сто­роне дея­тель­но­сти асти­но­мов — это афин­ская σή­κομα, опуб­ли­ко­ван­ная А. Виль­гель­мом в 1909 году21. К сожа­ле­нию, изда­тель при­вел фото­гра­фию толь­ко лице­вой сто­ро­ны секо­мы, не дав ее чер­теж, что затруд­ня­ет опре­де­ле­ние дета­лей ее кон­струк­ции. Автор дает сле­дую­щее опи­са­ние: «…дли­на 0.98 м, шири­на 0.515, высота 0.40 м, внут­ри: дли­на 0.65 м, шири­на 0.37 м, высота 0.25; в свое вре­мя, с.60 как пока­зы­ва­ет желоб по вер­ху пра­вой и левой сто­рон, в нем была затыч­ка; в пере­д­ней стен­ке (секо­мы) нахо­дят­ся три отвер­стия диа­мет­ром 0.035 м, рас­ши­ря­ю­щи­е­ся в середине стен­ки — на рас­сто­я­нии 0.10 м от края — в виде ворон­ки до диа­мет­ра 0.08 м … с пра­вой сто­ро­ны над дном “ящи­ка” нахо­ди­лось отвер­стие, кото­рое выхо­ди­ло нару­жу, пере­хо­дя в жело­бок оваль­ной фор­мы, куда, веро­ят­но, встав­лял­ся спе­ци­аль­ный кусок мра­мо­ра. По-види­мо­му, это отвер­стие слу­жи­ло для направ­ле­ния жид­ко­сти, кото­рая выли­ва­лась через малень­кие отвер­стия…». Судя по это­му опи­са­нию, дан­ная секо­ма пред­на­зна­ча­лась для изме­ре­ния жид­ко­стей. Под отвер­сти­я­ми в пере­д­ней стен­ке есть обо­зна­че­ния A, B и <, что, веро­ят­но, сле­ду­ет пони­мать как 2, 1 и ½. Меж­ду ними нахо­дит­ся над­пись. В сохра­нив­шей­ся ее части содер­жат­ся одно имя и сло­ва ἀστυ­νομή­σαν­τες ἀνέ­θηκαν («нахо­дясь в долж­но­сти асти­но­ма посвя­ти­ли»). По осо­бен­но­стям шриф­та Виль­гельм дати­ру­ет над­пись II—I вв. до н. э. Веро­ят­но, эта секо­ма была уста­нов­ле­на после того, как был при­нят афин­ский декрет кон­ца II в. до н. э. о мерах и весах22, по кото­ро­му сле­до­ва­ло уста­но­вить на акро­по­ле ση­κόμα­τα со сле­дую­щи­ми еди­ни­ца­ми веса и емко­сти: 10, 5, 2, 1 и ½ мины, хус, хой­ник. Афин­ская секо­ма инте­рес­на для нас тем, что она уста­нов­ле­на не аго­ра­но­мом или попе­чи­те­лем гава­ни, как боль­шин­ство извест­ных устройств это­го рода, а асти­но­ма­ми. Наход­ка секо­мы может свиде­тель­ст­во­вать о том, что эти маги­ст­ра­ты выпол­ня­ли опре­де­лен­ные функ­ции по кон­тро­лю за емко­стью сосудов. Тем самым мы полу­ча­ем новое свиде­тель­ство в поль­зу того, что маги­ст­ра­ты, в чью юрис­дик­цию вхо­ди­ло кера­ми­че­ское про­из­вод­ство, кон­тро­ли­ро­ва­ли не гли­ни­ща и не каче­ство само­го сосуда, а его стан­дарт­ность. Клей­мо маги­ст­ра­та явля­ет­ся, таким обра­зом, гаран­том стан­дар­та. Источ­ни­ки под­твер­жда­ют чрез­вы­чай­ное раз­но­об­ра­зие обя­зан­но­стей асти­но­мов. При этом мож­но выде­лить одну общую для всех них чер­ту — обя­зан­но­сти этих маги­ст­ра­тов все­гда свя­за­ны с под­дер­жа­ни­ем поряд­ка. Это, в свою оче­редь, дела­ет понят­ным и само раз­но­об­ра­зие их функ­ций и объ­яс­ня­ет раз­ли­чия в функ­ци­ях асти­но­мов в раз­лич­ных поли­сах.

Функ­ции асти­но­мов часто пере­кре­щи­ва­лись с функ­ци­я­ми аго­ра­но­мов. Ари­сто­тель назы­ва­ет асти­но­мию «непо­сред­ст­вен­но сле­дую­щей за толь­ко что упо­мя­ну­той маги­ст­ра­ту­рой с.61 (аго­ра­но­ми­ей) и сто­я­щей с ней в бли­жай­шем отно­ше­нии» (Arist. Pol. 1312b. 17). Выше уже упо­ми­нал­ся афин­ский декрет 320/19 г. до н. э., по кото­ро­му обя­зан­но­сти асти­но­мов пере­да­ют­ся пирей­ским аго­ра­но­мам. Когда асти­но­мия была упразд­не­на и когда вновь вос­ста­нов­ле­на, неиз­вест­но, во вся­ком слу­чае, асти­но­мы упо­ми­на­ют­ся в декре­те о хра­ме Афро­ди­ты Пан­де­мос 284 г. до н. э. Судя по кера­ми­че­ским клей­мам Сино­пы и Хер­со­не­са, функ­ции асти­но­мов по кон­тро­лю за кера­ми­че­ским про­из­вод­ст­вом так­же ино­гда пере­да­ва­лись аго­ра­но­мам23. Выска­зы­ва­лось даже пред­по­ло­же­ние, что асти­но­мы так ред­ко упо­ми­на­ют­ся в источ­ни­ках имен­но пото­му, что в срав­ни­тель­но неболь­ших горо­дах их заме­ня­ли аго­ра­но­мы24. Но с этим утвер­жде­ни­ем труд­но согла­сить­ся. Дело в том, что о сфе­ре дея­тель­но­сти асти­но­мов мы можем судить с боль­шой долей уве­рен­но­сти. Так что в мно­го­чис­лен­ных аго­ра­ном­ных над­пи­сях мы смог­ли бы выде­лить те обя­зан­но­сти, кото­рые долж­ны были при­над­ле­жать аго­ра­но­мам.

Есть толь­ко одна над­пись, в кото­рой аго­ра­но­мы испол­ня­ют обя­зан­но­сти асти­но­мов — это уже упо­ми­нав­ший­ся афин­ский декрет 320/19 г. Оче­вид­но, аго­ра­но­мы испол­ня­ли обя­зан­но­сти асти­но­мов лишь от слу­чая к слу­чаю, в экс­тра­ор­ди­нар­ных ситу­а­ци­ях. Об этом гово­рит и мате­ри­ал кера­ми­че­ских клейм. Напри­мер, для Хер­со­не­са нам извест­но 3 аго­ра­но­ма и более 100 асти­но­мов25.

В общем кон­тек­сте полис­но­го устрой­ства асти­ном­ная маги­ст­ра­ту­ра явля­лась одной из самых низ­ших сту­пе­нек адми­ни­ст­ра­тив­но­го аппа­ра­та.

Демо­сфен упо­ми­на­ет об асти­ном­ной маги­ст­ра­ту­ре в сле­дую­щем кон­тек­сте: «Спра­вед­ли­во, мне кажет­ся, дол­жен постра­дать тот, кто тре­бу­ет, чтобы аго­ра­ном или асти­ном, или судья дема, украв­ший у наро­да и изоб­ли­чен­ный финан­со­вым отче­том, чело­век бед­ный, сто­я­щий в сто­роне от дел, мно­го­го не знаю­щий, выбран­ный на свою долж­ность по жре­бию, пла­тил деся­ти­крат­ный штраф» (Dem. 24. 112).

По-види­мо­му, в Афи­нах лица, избран­ные на долж­ность асти­но­ма или аго­ра­но­ма, при­над­ле­жа­ли к мало­иму­щим сло­ям насе­ле­ния поли­са. Из каких сло­ев насе­ле­ния выби­ра­ли с.62 этих маги­ст­ра­тов в дру­гих поли­сах — неяс­но. Мож­но пред­по­ло­жить, что в круп­ных горо­дах, таких как Афи­ны, на эту долж­ность изби­ра­лись пре­иму­ще­ст­вен­но те граж­дане поли­са, кото­рые по сво­е­му соци­аль­но­му поло­же­нию не мог­ли пре­тен­до­вать на более важ­ные маги­ст­ра­ту­ры. В срав­ни­тель­но неболь­ших горо­дах асти­но­мия явля­лась, напро­тив, пере­ход­ной сту­пе­нью к более высо­ким долж­но­стям. Напри­мер, из хер­со­нес­ских клейм извест­ны три вли­я­тель­ных семей­ства, пред­ста­ви­те­ли кото­рых на про­тя­же­нии несколь­ких поко­ле­ний зани­ма­ли долж­ность асти­но­ма26. Чле­ном одной из этих семей был Гимн, сын Ски­фа, так­же испол­няв­ший обя­зан­но­сти асти­но­ма, в даль­ней­шем став­ший дель­фий­ским прок­се­ном (195/4 г. до н. э.). Но и в том, и в дру­гом слу­чае кол­ле­гия асти­но­мов была одной из низ­ших маги­ст­ра­тур, чем, види­мо, и объ­яс­ня­ет­ся малое коли­че­ство над­пи­сей, упо­ми­наю­щих асти­но­мов.

Чис­лен­ность кол­ле­гии асти­но­мов извест­на нам толь­ко для Афин — 10 асти­но­мов: 5 в горо­де и 5 в Пирее (Arist. Ath. Pol. 50) — чис­ло чле­нов кол­ле­гии крат­но коли­че­ству фил (ср.: Xen. Pol. II. 4.). Срок служ­бы в Афи­нах состав­лял год. В дру­гих поли­сах асти­но­мы, оче­вид­но, так­же явля­лись погод­ны­ми маги­ст­ра­та­ми27. Мож­но ли счи­тать их эпо­ни­ма­ми? Б. Н. Гра­ков в свое вре­мя при­шел к выво­ду, что и асти­но­мы, и дру­гие город­ские маги­ст­ра­ты, упо­ми­нае­мые в клей­мах, были эпо­ни­ма­ми толь­ко по отно­ше­нию к сфе­ре сво­ей про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти28. То есть речь может идти толь­ко о так назы­вае­мых «лож­ных эпо­ни­мах». Мож­но ли счи­тать клей­ма таких «лож­ных эпо­ни­мов» датой? Пред­став­ля­ет­ся более веро­ят­ным, что клей­мо маги­ст­ра­та, кон­тро­ли­ро­вав­ше­го кера­ми­че­ское про­из­вод­ство, слу­жи­ло зна­ком, гаран­ти­ру­ю­щим со сто­ро­ны государ­ства стан­дарт­ность емко­сти амфор и раз­ме­ров чере­пи­цы, а имя и титу­ла­ту­ра маги­ст­ра­та нахо­ди­лись в клей­ме как свиде­тель­ство государ­ст­вен­но­го харак­те­ра это­го зна­ка29.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Нуж­но отме­тить две работы: Hae­der­li P. Die hel­le­ni­sche Ago­ra­no­men und As­ty­no­men // JKPh. 1886. XV. Supple­mentband; Stan­ley P. An­cient Greek Mar­ket Re­gu­la­tions and Controls. Ber­ke­ley, 1976.
  • 2См. ста­тью Каца В. И. и Тун­ки­ной И. В. «Зарож­де­ние кера­ми­че­ской эпи­гра­фи­ки в Рос­сии» в дан­ном сбор­ни­ке, а так­же: Бек­кер П. О над­пи­сях на руч­ках гре­че­ских амфор и кус­ках древ­ней чере­пи­цы // ЗООИД. Т. 5. Одес­са, 1863. С. 67—68; его же. Новая кол­лек­ция над­пи­сей на руч­ках древ­них сосудов, най­ден­ных в южной Рос­сии // ЗООИД. Т. 7. Одес­са, 1868. С. 65—66.
  • 3Pri­dik E. M. As­ty­no­men­na­men auf Am­fo­ren und Zie­gelnstem­peln aus Süd­russland. B., 1928. S. 2; его же. Кера­ми­че­ские клей­ма из рас­ко­пок Тири­та­ки и Мир­ме­кия // МИА. 1941. № 4. С. 173.
  • 4Гра­ков Б. Н. Древ­не­гре­че­ские кера­ми­че­ские клей­ма с име­на­ми асти­но­мов. М., 1928. С. 43—44; его же. Клей­ме­ная кера­ми­че­ская тара эпо­хи элли­низ­ма как источ­ник для исто­рии про­из­вод­ства и тор­гов­ли. Архив ИА АН СССР. Р-2 № 538. С. 144—145.
  • 5Бори­со­ва В. В. К вопро­су об асти­но­мах Хер­со­не­са // ВДИ. 1955. № 1. С. 142, 147—148; ср.: Ней­хардт А. А. Хер­со­нес­ские клей­ма как источ­ник для изу­че­ния тор­го­вых свя­зей Хер­со­не­са и Бос­по­ра в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху // Про­бле­мы соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской исто­рии древ­не­го мира. М.; Л., 1963. С. 310, 313; ср.: Бра­шин­ский И. Б. Успе­хи кера­ми­че­ской эпи­гра­фи­ки // СА. 1961. № 2. С. 306.
  • 6Мих­лин Б. Ю. К изу­че­нию хер­со­нес­ских кера­ми­че­ских клейм // ВДИ. 1979. № 1. С. 139—140.
  • 7Гра­ков Б. Н. Клей­ме­ная кера­ми­че­ская тара… С. 145.
  • 8Klaf­fen­bach G. Die As­ty­no­menschrift von Per­ga­mon. B., 1954. S. 6. Z. 172 f.; Pla­to. Leg. 763d, 845e.
  • 9Ср.: Cohn-Haft G. The pub­lic Phy­si­cians of An­cient Gree­ce. 1956. P. 822—823.
  • 10Klaf­fen­bach G. Op. cit. S. 6. Z. 172. В Пер­га­ме, наряду с обыч­ны­ми соору­же­ни­я­ми, из кото­рых полу­ча­ли воду — фон­та­на­ми, источ­ни­ка­ми, цистер­на­ми (в асти­ном­ном законе есть спе­ци­аль­ная ста­тья «о цистер­нах» — С. 203—232), суще­ст­во­ва­ла слож­ная водо­на­пор­ная систе­ма. Бла­го­да­ря этой систе­ме вода пода­ва­лась в город из источ­ни­ков, рас­по­ло­жен­ных дале­ко за его пре­де­ла­ми (общая про­тя­жен­ность труб, по кото­рым посту­па­ла вода, — 20 км). См.: Han­sen E. The At­ta­lids of Per­ga­mon. N.-Y., 1977. P. 180, 230—31; Gräb­ber Fr. Die Was­ser­lei­tung von Per­ga­mon // Abh. Acad. Wiss. B., 1888. S. 1—31; For­bes R. Stu­dies in An­cient Tech­no­lo­gy. 1955. Vol. I. P. 160.
  • 11Ари­сто­тель, пере­чис­лив обя­зан­но­сти асти­но­мов в целом, добав­ля­ет: «В боль­шин­стве гре­че­ских горо­дов тако­го рода маги­ст­ра­ту­ру назы­ва­ют асти­но­ми­ей: круг ее дея­тель­но­сти рас­па­да­ет­ся на несколь­ко спе­ци­аль­ных отде­лов, для каж­до­го из кото­рых в более насе­лен­ных государ­ствах назна­ча­ют­ся спе­ци­аль­ные маги­ст­ра­ты, как, напри­мер, над­зи­ра­те­ли за город­ски­ми сте­на­ми, попе­чи­те­ли источ­ни­ков (κρη­νῶν ἐπι­με­λεταί), охра­ни­те­ли гава­ней» (Arist. Pol. 1321b). Об этой долж­но­сти см.: Arist. Ath. Pol. 43; SIG3. № 281; ср.: Бла­ват­ская Т. В. Из исто­рии гре­че­ской интел­ли­ген­ции элли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни. М., 1983. С. 102. Прим. 99.
  • 12Arist. Pol. VI. 5. 2; cp.: Pla­to. Leg. 763d; Klaf­fen­bach G. Op. cit. S. 6. Z. 105—170.
  • 13См.: Arist. Ath. Pol. 50; Pol. 5. 2. В афин­ском декре­те 320/19 г. (SIG3. № 313) ука­зы­ва­ет­ся, что аго­ра­но­мы, кото­рым пере­да­ли обя­зан­но­сти асти­но­мов, долж­ны поза­бо­тить­ся о ширине дорог, по кото­рым прой­дет про­цес­сия к хра­мам Зев­са Соте­ра и Дио­ни­са, и чтобы на аго­ре и на ули­цах все было почи­не­но и не валя­лось ни мусо­ра, ни нечи­стот. Текст это­го афин­ско­го декре­та пол­но­стью согла­су­ет­ся с тем, что нам извест­но и об обя­зан­но­стях асти­но­мов по отно­ше­нию к доро­гам из нарра­тив­ных источ­ни­ков. Ана­ло­гич­ные сведе­ния мож­но почерп­нуть из «Дигест» — Dig. XLIII. X.
  • 14Klaf­fen­bach G. Op. cit. S. 4—5. Z. 4—90; Pla­to. Leg. 763ed.
  • 15Arist. Ath. Pol. 50; cp.: SIG3. № 375.
  • 16Ср.: Бори­со­ва В. В. Указ. соч. С. 143—148; Ней­хардт А. А. Указ. соч. С. 313.
  • 17Ср.: Aen. Tact. 29. 11, где гово­рит­ся об обя­зан­но­стях λι­μέ­νων φύ­λακες.
  • 18Ср., напр.: SIG3. № 169; Is. Or. I. 14.
  • 19Хотя в руко­пи­си «Гео­гра­фии» сто­ит ἀγο­ρανό­μοι, оче­вид­но, читать сле­ду­ет ἀγρό­νομοι. Здесь име­ла место ошиб­ка пере­пис­чи­ка. Дей­ст­ви­тель­но, обя­зан­но­сти аго­ра­но­мов Мега­сфе­на могут при­над­ле­жать толь­ко каким-нибудь сель­ским маги­ст­ра­там. Мега­сфен рас­смат­ри­ва­ет индий­ские реа­лии сквозь приз­му при­выч­ных ему пред­став­ле­ний о государ­ст­вен­ных инсти­ту­тах Гре­ции, под­ра­жая в сво­ем опи­са­нии сочи­не­ни­ям об устрой­стве государ­ства Пла­то­на и Ари­сто­те­ля. Он выде­ля­ет три груп­пы чинов­ни­ков — маги­ст­ра­тов, кон­тро­ли­ро­вав­ших сель­скую мест­ность, город и, нако­нец, воен­ных.
  • 20Ср.: Plu­tarch’s Mo­ra­lia. Vol. X. Ed. by N. H. Fowler. Loeb Clas­si­cal Lib­ra­ry. L., 1968. P. 222. No­te A.
  • 21Wil­helm A. Beit­ra­ge zur grie­chi­schen Inschrif­ten­kun­de mit einem An­han­ge über die öf­fentli­che Auf­rei­chung von Ur­kun­den. Wien, 1909. S. 83. № 68.
  • 22IG. II2. № 1013, ср.: Me­ritt B. D. Greek Inscrip­tions // Hes­pe­ria. Vol. VII. 1938. № 1.
  • 23См.: Кац В. И. Типо­ло­гия и хро­но­ло­ги­че­ская клас­си­фи­ка­ция хер­со­нес­ских маги­ст­рат­ских клейм // ВДИ. 1985. № 1. С. 109.
  • 24Jones A. H. M. The Greek ci­ty. Ox­ford, 1967. P. 215.
  • 25Кац В. И. Указ. соч. С. 108—112; Колес­ни­ков А. Б. Кера­ми­че­ские клей­ма из рас­ко­пок уса­деб у Евпа­то­рий­ско­го мая­ка // ВДИ. 1985. № 2. С. 78.
  • 26Кац В. И. Указ. соч. С. 99.
  • 27Исхо­дя из это­го, коли­че­ство лет клей­ме­ния обыч­но рас­счи­ты­ва­ет­ся по чис­лу извест­ных имен маги­ст­ра­тов (см.: De­bi­dour M. Ref­le­xions sur les timbres am­pho­ri­ques Tha­siens // BCH. 1979. Suppl. 5. P. 274).
  • 28Ср.: Гра­ков Б. Н. Клей­ме­ная кера­ми­че­ская тара… С. 145.
  • 29Цех­ми­ст­рен­ко В. И. Из исто­рии изу­че­ния синоп­ских кера­ми­че­ских клейм // Учен. зап. Марий­ско­го гос. пед. ин-та. Т. 27. Йош­кар-Ола, 1965. С. 240—241, 247; его же. О харак­те­ре кера­ми­че­ско­го клей­ме­ния в антич­ную эпо­ху // КСИА. 1971. Вып. 128. С. 16.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303322046 1341658575 1303312492 1351156673 1351157570 1351184408