А. Н. Токарев

Становление официальной идеологии принципата императора Августа

Токарев А. Н. Становление официальной идеологии принципата императора Августа. Харьков: Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, 2011.

При­ло­же­ние Б

Архео­ло­ги­че­ские свиде­тель­ства

Рис.: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
с.261

Рис. 1. Мав­зо­лей Авгу­ста. Рим. Конец 30-х — нача­ло 20-х гг. до н. э. Рекон­струк­ция Х. фон Хес­бер­га: Hes­berg, Pan­sie­ra 1994, 196, Abb. 49.

Рис. 2. Гем­ма. Изо­бра­же­ние голо­вы юно­ши (Окта­ви­а­на?) над коль­цом с Козе­ро­гом, окру­жен­ное коло­сья­ми и цве­та­ми мака. 3-я чет­верть I в. до н. э. Стек­ло. 1,35 x 1,13 см. Вена, Худо­же­ст­вен­но-исто­ри­че­ский музей: Ma­der­na-Lau­ter 1988, 466, Kat. 241.

Рис. 3. Гем­ма. Алле­го­рия победы Окта­ви­а­на при Акции. Порт­рет Окта­ви­а­на, Козе­рог, кери­кей, щит, дель­фин, трезу­бец, алтарь и рука, дер­жа­щая кора­бель­ное укра­ше­ние. Позд­няя над­пись: OCT. CAES. AVG. TER. MA. RQ. VOT. PUB. (Окта­виа­ну Цеза­рю Авгу­сту [победи­те­лю] на суше и на море [по] все­на­род­но­му обе­ту). 20-е гг. I в. до н. э. Сар­до­никс. 2,5 x 2,4 см. Санкт-Петер­бург, Эрми­таж: Неве­ров 1971, 61, рис. 69.

Рис. 4. Гем­ма. Август на квад­ри­ге, запря­жен­ной три­то­на­ми, кото­рые дер­жат в руках сим­во­лы победы, мор­ско­го и миро­во­го гос­под­ства. Три­тон, край­ний сле­ва, дер­жит в левой руке шар (ἡ σφαῖρα), над кото­рым два Козе­ро­га и изо­бра­же­ние clu­peus vir­tu­tis. Вто­рая поло­ви­на прин­ци­па­та Авгу­ста. Сар­до­никс. 6,0 x 6,6 см. Вена, Худо­же­ст­вен­но-исто­ри­че­ский музей: Ma­der­na-Lau­ter 1988, 466—167, Kat. 246.

Рис. 5. Гем­ма. Порт­рет Авгу­ста в лав­ро­вом вен­ке, окру­жен­ный дву­мя Козе­ро­га­ми. Ок. 10—14 гг. н. э. Сар­до­никс. 2,44 x 2,03 см. Бер­лин, Антич­ный музей: Ma­der­na-Lau­ter 1988, 473, Kat. 278.

Рис. 6. Гем­ма. Изо­бра­же­ние Козе­ро­га с шаром (ἡ σφαῖρα) и тре­зуб­цем. Конец I в. до н. э. — нача­ло I в. н. э. Кар­не­ол. 0,80 x 0,96 см. Ган­но­вер, Музей Кест­не­ра: Ma­der­na-Lau­ter 1988, 469—470, Kat. 262.

Рис. 7. Гем­ма. Изо­бра­же­ние Козе­ро­га на рост­раль­ной колонне. Конец I в. до н. э. — нача­ло I в. н. э. Стек­ло. 1,35 x 1,07 см. Ган­но­вер, Музей Кест­не­ра: Ma­der­na-Lau­ter 1988, 470, Kat. 263.

Рис. 8. Штем­пель стро­и­тель­но­го кир­пи­ча (с опо­ры моста через Рейн). В цен­тре над­пись, заклю­чен­ная в рам­ки: LEG[io] XXII (22-й леги­он), сле­ва изо­бра­же­ние быка, спра­ва — Козе­ро­га. Вис­ба­ден, Вис­ба­ден­ский музей: Künzl 1988, 544, Abb. 222, a.

Рис. 9. Брон­зо­вый воен­ный сим­вол-нако­неч­ник в виде Козе­ро­га. Вис­ба­ден, Вис­ба­ден­ский музей: Künzl 1988, 544, Abb. 222, b.
с.262

Рис. 10. «Гем­ма Авгу­ста». При­близ. 10 г. н. э. Сар­до­никс. 19 x 23 см. Вена, Худо­же­ст­вен­но-исто­ри­че­ский музей: Hölscher 1988, 371, Kat. 204.

Рис. 11. Левый рельеф с восточ­ной сто­ро­ны сте­ны Алта­ря Мира (Ara Pa­cis): алле­го­ри­че­ское изо­бра­же­ние «золо­то­го века». 13—9 гг. до н. э. Мра­мор. Рим: Set­tis 1988, 423, Kat. 227.

Рис. 12. Баре­льеф с изо­бра­же­ни­ем боги­ни Тел­лус с алта­ря из Кар­фа­ге­на. Конец I в. до н. э. — нача­ло I в. н. э.: Маш­кин 1949, 577, рис. 30.

Рис. 13. Пан­цирь со ста­туи Авгу­ста из При­ма Пор­та. Ок. 17 г. до н. э. Мра­мор. Рим, Вати­кан­ский музей: Hölscher 1988, 388, Kat. 215.

Рис. 14. Пан­цирь со ста­туи рим­ско­го пол­ко­во­д­ца из Шер­ше­ля. Конец I в. до н. э. Мра­мор. Шер­шель: Fittschen 1976, 181, Abb. 5.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1303322046 1341515196 1341658575 1387643698 1388150219 1388338702