Бьяджо Паче

Варвары и византийцы на Сицилии

Biagio Pace. I Barbari ed i Bizantini in Sicilia // Archivio Storico Siciliano, Nuova serie, XXXV. Palermo, 1910, pp. 33—80, 293—324, XXXVI. Palermo, 1911, pp. 1—76.
© 2018 г. Перевод с итальянского В. Г. Изосина.

с.33

Введе­ние

Исто­рия тех четы­рёх сто­ле­тий, в тече­ние кото­рых Сици­лия была сна­ча­ла захва­че­на ван­да­ла­ми и гота­ми, а затем, с визан­тий­ца­ми, воз­вра­ти­лась непо­сред­ст­вен­но под власть Импе­рии, долж­на, вслед­ст­вие сохра­няв­шей­ся непре­рыв­но­сти граж­дан­ских и поли­ти­че­ских инсти­ту­тов клас­си­че­ско­го мира, рас­смат­ри­вать­ся как часть антич­ной исто­рии ост­ро­ва, хотя, сле­дуя обще­при­ня­то­му хро­но­ло­ги­че­ско­му деле­нию, кому-то может пока­зать­ся, что она состав­ля­ла часть сици­лий­ско­го сред­не­ве­ко­вья.

Этот инте­рес­ный пери­од, в тече­ние кото­ро­го ост­ров из цен­тра обшир­ной и недол­го­веч­ной импе­рии ста­но­вит­ся цита­де­лью гре­че­ско­го при­сут­ст­вия в Ита­лии, а затем окон­ча­тель­но отде­ля­ет­ся от Визан­тии вслед­ст­вие серии сепа­ра­тист­ских дви­же­ний, облег­чив­ших мусуль­ман­ское заво­е­ва­ние, явля­ет­ся одним из наи­ме­нее изу­чен­ных во всей его исто­рии, кото­рая, впро­чем, нико­гда не испы­ты­ва­ла недо­стат­ка в иллю­ст­ра­то­рах.

Ста­рые эруди­ты, пер­вы­ми соста­вив­шие общее опи­са­ние этих собы­тий, в несколь­ко стра­ниц закан­чи­ва­ли с вар­ва­ра­ми и визан­тий­ца­ми1, в то вре­мя как их остав­ля­ли без вни­ма­ния, что есте­ствен­но, исто­ри­ки ита­лий­ско­го реги­о­на.

В XVII веке Отта­вио Каэта­ни (Ot­ta­vio Cae­ta­ni)2, а впо­след­ст­вии Рок­ко с.34 Пирри (Roc­co Pir­ri)3 и Джо­ван­ни ди Джо­ван­ни (Gio­van­ni di Gio­van­ni)4 заня­лись, осо­бен­но в свя­зи с рели­ги­оз­ной исто­ри­ей, изу­че­ни­ем этих сто­ле­тий, вне­ся в него достой­ный ува­же­ния вклад; одна­ко пер­вым, кто подо­шёл к ним все­сто­ронне, был Мике­ле Ама­ри (Mi­che­le Ama­ri) в пер­вой кни­ге сво­ей клас­си­че­ской исто­рии сици­лий­ских мусуль­ман.

После него моло­дой немец, Бер­тольд Рай­прих (Ber­thold Reip­rich), напи­сал фун­да­мен­таль­ную дис­сер­та­цию о вар­вар­ском гос­под­стве на Сици­лии5, за кото­рой после­до­ва­ла попыт­ка исто­ри­че­ской рекон­струк­ции в VIII кни­ге третье­го тома «Исто­рии» Холь­ма (Adolf Holm) (pp. 505—616); одна­ко обе эти работы не лише­ны недо­стат­ков из-за отры­воч­ной, почти днев­ни­ко­вой, фор­мы повест­во­ва­ния; пер­вая, кото­рая к тому же слег­ка уста­ре­ла, дале­ко не пол­на в отно­ше­нии мате­ри­а­ла, а вто­рая — боль­ше, чем исто­рия, это цен­ней­шее собра­ние мате­ри­а­лов, осо­бен­но отно­ся­щих­ся к эко­но­ми­че­ской и адми­ни­ст­ра­тив­ной исто­рии, кото­рой отво­дит­ся бо́льшая часть; но из них не извле­че­на вся воз­мож­ная поль­за6 и автор не заблуж­да­ет­ся в том, что с этой сто­ро­ны он довёл свой труд до совер­шен­ства7.

Цен­ной, хотя и несколь­ко мно­го­слов­ной, явля­ет­ся «Цер­ков­ная исто­рия Сици­лии деся­ти пер­вых веков» (Sto­ria del­la Chie­sa in Si­ci­lia nei pri­mi die­ci Se­co­li, 2 voll., Pa­ler­mo, 1880, с.35 84) мон­се­ньо­ра Д. Лан­ча ди Бро­ло (D. Lan­cia di Bro­lo); работа, про­ведён­ная почти все­гда с той здра­вой и недо­вер­чи­вой кри­ти­кой, кото­рая толь­ко и может при­не­сти хоро­шие резуль­та­ты в столь слож­ной теме.

Ско­рее, чем из все­об­щих исто­рий высо­ко­го италь­ян­ско­го сред­не­ве­ко­вья, кото­рые, что есте­ствен­но, зани­ма­ют­ся этой темой лишь мимо­хо­дом8, наи­луч­шие сведе­ния о вар­вар­ской и визан­тий­ской Сици­лии могут быть извле­че­ны из неко­то­рых трудов, пол­но­стью9 или частич­но10 посвя­щен­ных сюже­там, име­ю­щим отно­ше­ние к ост­ро­ву в эту эпо­ху. Мало­по­лез­ны­ми, вопре­ки тому, что мож­но было бы пред­по­ло­жить на пер­вый с.36 взгляд, явля­ют­ся два объ­ём­ных, но поверх­ност­ных тома фран­цуз­ско­го учё­но­го Ф. Март­руа (F. Martroye)11.

Поэто­му сей­час не хва­та­ет воз­мож­но пол­но­го иссле­до­ва­ния, в кото­ром исто­ри­че­ская рекон­струк­ция собы­тий и обста­нов­ки на ост­ро­ве в эту эпо­ху, столь при­ме­ча­тель­ную осо­бен­но воз­буж­де­ни­ем рели­ги­оз­ных стра­стей, была бы сде­ла­на с сораз­мер­ной и под­хо­дя­щей раз­ра­бот­кой, без чего она тонет сре­ди без­жиз­нен­ных обо­зре­ний, рас­смат­ри­ваю­щих эко­но­ми­че­скую, адми­ни­ст­ра­тив­ную, рели­ги­оз­ную исто­рию, кото­рые хотя и явля­ют­ся необ­хо­ди­мы­ми частя­ми рекон­струк­ции, всё же не явля­ют­ся самой рекон­струк­ци­ей. Поэто­му, я пола­гаю, не долж­на полу­чить­ся пол­но­стью бес­по­лез­ной насто­я­щая работа, в кото­рой, учи­ты­вая весь­ма бога­тый мате­ри­ал, я рекон­струи­ро­вал фак­ты, выяв­ляя то, что каза­лось мне их исто­ри­че­ской свя­зью.

Прав­да, кое-кто может отме­тить неко­то­рую несо­раз­мер­ность отдель­ных частей, но никто, я наде­юсь, не захо­чет быть слиш­ком суро­вым в этом отно­ше­нии, если учтёт новиз­ну темы, несмот­ря на то, что ино­гда я исклю­чал из тек­ста обсуж­де­ние свиде­тельств древ­них и мне­ний, отлич­ных от мое­го, сохра­няя его для при­ме­ча­ний, чтобы не слиш­ком ско­вы­вать изло­же­ние фак­тов. Я всё же дол­жен быть в этом доста­точ­но сдер­жан, при­во­дя и так уже слиш­ком мно­го при­ме­ча­ний, учи­ты­вая зна­чи­тель­ное чис­ло при­во­ди­мых мною выдер­жек из источ­ни­ков, чис­ло кото­рых, наде­юсь, нико­му не пока­жет­ся чрез­мер­ным, посколь­ку меня нель­зя упрек­нуть в отно­си­тель­ной про­стран­но­сти этой части, если вспом­нить, что тек­сты источ­ни­ков изда­ны в основ­ном в обшир­ных собра­ни­ях, кото­рые чита­тель не все­гда и не везде может полу­чить в своё рас­по­ря­же­ние. с.37 Я всё же убе­рёг послед­ние гла­вы от того, чтобы при­ве­сти отрыв­ки из Про­ко­пия, на кото­рых, мож­но ска­зать, стро­ит­ся повест­во­ва­ние, учи­ты­вая отно­си­тель­ную лёг­кость, с кото­рой каж­дый может достать его работы в хоро­шем изда­нии.

По пово­ду источ­ни­ков отме­чу, что я даже не пред­по­слал рабо­те, как обыч­но при­ня­то делать, обсуж­де­ние их цен­но­сти, тяж­кий труд, кото­рый я посчи­тал чрез­мер­ным для сво­ей зада­чи, посколь­ку дол­жен был бы иссле­до­вать и пред­ста­вить общие заклю­че­ния о писа­те­лях, почти все­гда (за исклю­че­ни­ем, пожа­луй, Про­ко­пия и, отча­сти, Фео­фа­на) касав­ших­ся Сици­лии лишь ради несколь­ких ред­ких сооб­ще­ний. Впро­чем, вся­кий раз, когда это пред­став­ля­лось необ­хо­ди­мым, я обсуж­дал зна­че­ние, при­да­вае­мое в осо­бом слу­чае раз­лич­ным свиде­тель­ствам.

Для мест­ных и вар­вар­ских имён я все­гда при­во­дил лати­ни­зи­ро­ван­ную фор­му, когда она суще­ст­ву­ет у древ­них авто­ров, как такую, кото­рая, есте­ствен­но, наи­бо­лее близ­ка наше­му язы­ку. Когда же такая фор­ма отсут­ст­ву­ет, я вос­про­из­во­дил име­на в орфо­гра­фии их ори­ги­наль­но­го язы­ка12.

Я наме­рен­но силь­но сокра­тил часть, касаю­щу­ю­ся поли­ти­че­ско­го и адми­ни­ст­ра­тив­но­го устрой­ства ост­ро­ва, почти лишив её вся­ко­го кри­ти­че­ско­го аппа­ра­та. Посколь­ку до это­го момен­та тема изу­ча­лась мно­ги­ми, и хоро­шо изу­ча­лась, а так­же пото­му, что она вхо­дит в сво­их основ­ных очер­та­ни­ях в орби­ту Все­об­щей Исто­рии, я счёл бес­по­лез­ным вос­про­из­во­дить кри­ти­че­ский про­цесс, с помо­щью кото­ро­го она была доведе­на до точ­ной рекон­струк­ции, доволь­ст­ву­ясь тем, чтобы пере­дать это как мож­но более ясным и про­стым спо­со­бом.

Я наде­юсь, что пред­став­лен­ная здесь исто­ри­че­ская рекон­струк­ция смо­жет, по край­ней мере, облег­чить работу по объ­еди­не­нию буду­щих архео­ло­ги­че­ских откры­тий, кото­рым она оста­ви­ла обес­пе­чить с.38 новые эле­мен­ты исти­ны. Этим поже­ла­ни­ем я и закон­чу, не без того, одна­ко, чтобы побла­го­да­рить всех, кто раз­ны­ми спо­со­ба­ми помо­гал мне во вре­мя работы, из кото­рых, по важ­но­сти ока­зан­ной ими мне помо­щи, я вспо­ми­наю, кро­ме про­фес­со­ра Дж. М. Колум­бы (G. M. Co­lum­ba), любое моё сло­во бла­го­дар­но­сти кото­ро­му будет недо­ста­точ­ным, про­фес­со­ра Пао­ло Орси (Pao­lo Or­si), с любез­ным вели­ко­ду­ши­ем пре­до­ста­вив­ше­го в моё рас­по­ря­же­ние замет­ки, фото­гра­фии и неопуб­ли­ко­ван­ные мате­ри­а­лы Музея Сира­куз, и про­фес­со­ра Анто­ни­но Сали­на­са (An­to­ni­no Sa­li­nas), кото­рый вме­сте с неко­то­ры­ми чер­те­жа­ми пре­до­ста­вил мне цен­ные изве­стия, осо­бен­но о монет­ных дво­рах визан­тий­ской Сици­лии.


Палер­мо, 25 мар­та 1910 года.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • с.33
  • 1[1] Пожа­луй, и в этом никто не пре­взо­шёл Том­ма­зо Фад­зел­ло (Tom­ma­so Fa­zel­lo), трудо­лю­би­во­го мона­ха, осу­ще­ст­вив­ше­го в XVI веке пря­мо-таки чудо­вищ­ные фило­ло­ги­че­ские и анти­квар­ные разыс­ка­ния и напи­сав­ше­го о Сици­лии кни­гу, заслу­жи­ваю­щей бо́льшей оцен­ки, чем какая-либо дру­гая. Этим сто­ле­ти­ям он посвя­тил все­го лишь три стра­ни­цы, тогда как осталь­ной исто­рии — три­ста.
  • 2[2] Vi­tae Sancto­rum Si­cu­lo­rum. Pa­nor­mi, 1657, 2 voll.
  • с.34
  • 3[1] Si­ci­lia Sac­ra. Pa­nor­mi, 1733, 2 voll.
  • 4[2] Co­dex Si­ci­liae dip­lo­ma­ti­cus. Pa­nor­mi, 1732, vol. I. Это един­ст­вен­ная пуб­ли­ка­ция той отлич­но про­де­лан­ной работы, кото­рая, из-за ничтож­ной местеч­ко­вой зави­сти, при­шлась не по вку­су кано­ни­ку Мон­джи­то­ре (Can. Mon­gi­to­re), пре­сле­до­вав­ше­му её вме­сте с авто­ром, кото­рый так и не смог напи­сать ту цер­ков­ную исто­рию Сици­лии, цен­ность кото­рой под­твер­жда­ет­ся несколь­ки­ми намно­го поз­же опуб­ли­ко­ван­ны­ми чер­но­ви­ка­ми. О ди Джо­ван­ни и о выдер­жан­ной им борь­бе см.: Do­me­ni­co Sci­nà, Prosp. d. Stor. Lett. di Sic. nel sec. XVIII, t. I, p. 260 ss.
  • 5[3] De Si­ci­lia in­su­la sub reg­no ostro­go­tho­rum Ita­li­co, dis­ser­ta­tio inau­gu­ra­lis hist. Vra­tis­la­viae, 1875, pp. 40 in 16o.
  • 6[4] Ср., что гово­рит об этом в пред­и­сло­вии к италь­ян­ско­му изда­нию (pp. XIII—XIV) проф. Г. Кир­нер (G. Kir­ner).
  • 7[5] «Конеч­но, — гово­рит он на стр. XXIII пред­и­сло­вия, — ещё мно­гое пред­сто­ит сде­лать для эпо­хи, о кото­рой гово­рит­ся в этом томе (III), и это осо­бен­но вер­но для IX кни­ги…».
  • с.35
  • 8[1] В любом слу­чае, все­гда при­хо­дит­ся с поль­зой обра­щать­ся, поми­мо пре­крас­ной работы G. Ro­ma­no, Le do­mi­na­zio­ni Bar­ba­ri­che. Mi­la­no, Val­lar­di, к Tho­mas Hodgkin, Ita­ly and her in­va­ders. Ox­ford, 1893—96; и Hartmann, Ge­schich­te Ita­liens in Mit­te­lal­ter. I Band. Das Ita­lie­ni­sche Kö­nig­rei­che. Leip­zig, 1897, II Band, 1° Häf­te. Ro­mer und Lon­go­bar­den bis sur thei­lung Ita­liens. Leip­zig, 1900. [Так­же опуб­ли­ко­ва­ны вто­рая часть вто­ро­го тома (Go­tha 1903) и пер­вая часть третье­го (Go­tha 1908)].
  • 9[2] Ссыл­ки на них при­во­дят­ся в соот­вет­ст­ву­ю­щих местах. Здесь отме­чу:

    A. Pa­ri­sot­ti, Dei Ma­gistra­ti che res­se­ro la Si­ci­lia do­po Dioc­le­zia­no, в Stu­di e Doc. di St. e di Drit­to, vol. XI. Ro­ma, 1890.

    F. Ga­bot­to, Eufe­mio ed il mo­vi­men­to se­pa­ra­tis­ta nell’ Ital. Biz. в «La Let­te­ra­tu­ra». To­ri­no, 1890.

    A. Ros­si, Del­le cau­se del­la sol­le­va­zio­ne di Eufe­mio contro la do­mi­naz. biz. del­la Si­ci­lia. Rend. dei Lin­cei, 1904, Ro­ma.

  • 10[3] Ci­pol­la C., Del­la sup­pos­ta fu­sio­ne deg­li Ita­lia­ni coi Ger­ma­ni etc. Rend. dei Lin­cei, 1900. — Can­ta­rel­li L., Sul­la dio­ce­si Ita­li­cia­na da Dioc­le­zia­no al­la fi­ne dell’imp. oc­cid., в Stu­di e doc. di St. e di Dir., vol. XXII, XXIV. Ro­ma, 1901—1903. Diehl Ch., Étu­des sur l’ad­mi­nistra­tion by­zant. dans l’exar­cat de Ra­ven­ne (568—751), (в Bibl. des Éco­les d’At­hé­ne et de Ro­me, fasc. 53). Pa­ris, 1889. — Eiusd, Jus­ti­nien et la ci­vi­li­sa­tion byz. au VIe siéc­le (в Mon. de l’art. byz. pubbl. pour les aus­pi­ces du mi­nis­ter de l’instr. pubbl. et des beaux arts). Pa­ris, 1901. — L. M. Hartmann, Un­ter­su­chun­gen zur Ge­schich­te der by­zan­ti­ni­schen ten­vol­ting in Ita­lien (540—750). Leip­zig, 1889, 8., p. 182. — Th. Mom­msen, Ostgo­thi­sche Stu­dien (в Neues Ar­chiv XIV (1889), pp. 223—249; 451—544; XV (1890) 181—186). — G. Sal­vio­li, Sul­lo sta­to e la po­po­la­zio­ne d’Ita­lia pri­ma e do­po le in­va­sio­ni bar­ba­ri­che. At­ti d. R. Acc. di Sc. lett. ed Ar­ti di Pa­ler­mo, se­rie III, vol. V. Pa­ler­mo, 1899.
  • с.36
  • 11[1] L’oc­ci­dent à l’épo­que byz. Goths et Van­da­les. Pa­ris, 1904, pp. 62 in 8o. — Gen­sé­ric la con­quête Van­da­le en Af­ri­que et la destruc­tion de l’em­pi­re d’occ. Pa­ris, 1907. Не сто­ит даже гово­рить о корот­кой ста­тье Дж. Ф. Гаро­фа­ло (G. F. Ga­ro­fa­lo, I Van­da­li in Si­ci­lia. Riv. di St. Ant. Pa­do­va, 1903) и о кни­ге про­фес­со­ра Энри­ко Лон­као (Prof. En­ri­co Lon­cao, Sta­to, Chie­sa e fa­mig­lia in Si­ci­lia dal­la ca­du­ta dell’Im­pe­ro Ro­ma­no al reg­no Nor­man­no. Par­te I: Van­da­li e Go­ti. Pa­ler­mo, 1904), пол­но­стью лишён­ной тре­бу­е­мой стро­го­сти мето­да.
  • с.37
  • 12[1] Этот фор­маль­ный вопрос для мест­ных имён Сици­лии так­же пытал­ся раз­ре­шить Хольм. Он уве­рен, что невер­но исполь­зо­вать в Ита­лии, напри­мер, Ky­me вме­сто Cu­ma, Ho­do­va­kar вме­сто Odoac­re; как в рав­ной сте­пе­ни невер­но исполь­зо­вать Cas­me­ne вме­сто Kas­me­nai, Eb­ri­mud вме­сто Eb­re­muth, не нахо­дя этих лати­ни­зи­ро­ван­ных имён в источ­ни­ках.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1413290010 1532551010 1532551011 1533990340 1535207318 1536085711